JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 116-119
УДК: [372.861.1:378.147.227]:611.018 DOI: 10.24411/1609-2163-2018-16121
КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ АНАТОМИИ И ГИСТОЛОГИИ
В.А. ИЗРАНОВ, В.С. ГОРДОВА
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», ул. А. Невского, 14, г. Калининград, 236041, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. Кафедра фундаментальной медицины Балтийского федерального университета в течение нескольких лет успешно применяет в преподавании нормальной и клинической анатомии анимированные презентации. Это позволяет сориентировать студента в отношении направлений, размеров, этапов развития, взаиморасположения тех или иных анатомических образований. Данные материалы с аудиосопровождением выкладываются в свободный доступ, чтобы студенты медицинского факультета могли обратиться к ним по мере возникновения потребности. Анимированные презентации помогают хорошо объяснить овариально-менструальный цикл, формирование плевральной полости и полости брюшины, а также друг за другом показать имеющиеся у органов оболочки. Кроме того, анимации полезны при изучении структур головного мозга, проводящих путей и черепно-мозговых нервов, когда требуется сформировать представление о конечных точках и особенностях хода нервных волокон между ними. Презентации с использованием анимационной графики целесообразно использовать и при чтении курса гистологии. Это позволит лучше закрепить сквозные темы и обеспечить максимальную преемственность и взаимодополнение этих морфологических дисциплин. Кроме того, использование в учебном процессе лекций на основе анимированных презентаций благоприятно отражается на формировании некоторых навыков и черт личности, необходимых врачу в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: анатомия, образовательный процесс, гистология, методика преподавания
Введение. Согласно ФГОС ВО для медицинских специальностей дисциплины «Анатомия» и «Гистология, цитология и эмбриология» входят в блок естественно-научных дисциплин базовой части программы специалитета [3-5]. Эти параллельные дисциплины строго обязательны для освоения, при этом от степени формирования таких общекультурных компетенций как способность к анализу, синтезу и абстрактному мышлению (ОК-1) и готовность к использованию творческого потенциала, готовность к самореализации, самообразованию, саморазвитию (ОК-5) зависит дальнейшее успешное обучение и освоение материала перспективных дисциплин, в том числе и клинических. Студентам дается два семестра, чтобы сформировать представление о междисциплинарных связях между анатомией и гистологией, столько же дается преподавателям, чтобы, во-первых, показать наличие этих связей, и, во-вторых, провести конкретные параллели, чтобы данные связи закрепить. Хорошо, когда преподаватели интересуются тематическим планом смежных дисциплин, чтобы сознательно подводить студентов к осознанию того, что все фундаментальные дисциплины взаимосвя-
заны [6].
Цель исследования - предложить в качестве способа укрепления междисциплинарных связей по анатомии и гистологии применение в учебном процессе анимированных презентаций.
Как правило, у студентов первого курса уже сформирован навык систематизации собственных знаний и многие из них могут на слух записать информацию, предлагаемую во время лекций, однако, среди них есть те, которые предпочитают во время лекции ничего не записывать, фотографируя экран или таблицы. При обращении студента к такого рода сохраненной информации теряется, на наш взгляд, самое главное: последовательность изложения, при которой сложному предшествует простое, а последующие суждения основаны на понятийном аппарате предыдущих. Применение анимационных презентаций, например, при перечислении оболочек яичка, помогает сохранить последовательность изложения даже в случае фотографирования студентами экрана: неодинаковые по толщине линии оболочек возникают последовательно и выделены разными цветами. Если такую презентацию снабдить аудиодорожкой и выложить в открытый
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2018 - V. 25, № 3 - Р. 116-119
доступ, то у студента появится возможность не только просмотреть серию цветных картинок, но и запомнить грамотные речевые обороты.
Анатомия и гистология имеют много междисциплинарных связей, однако, считаем нужным остановиться на тех из них, которые заслуживают более пристального внимания. Во-первых, это материал, посвященный ранним стадиям развития зародыша. Рисунок поперечного сечения зародыша человека на третьей неделе его развития - это один из первых рисунков в учебниках по анатомии человека, и вопросы об эмбриональном развитии каждого органа так или иначе входят в экзаменационные билеты по обеим дисциплинам. Во-вторых, это дублирующийся материал по темам «Кость как орган», «Мышца как орган», с которыми студенты впервые знакомятся на анатомии, а также по темам «Орган зрения» и «Орган слуха», с которыми студенты впервые знакомятся на гистологии. И, в-третьих, это информация о функции тех или иных органов, посвященная минимальной морфофункцио-нальной единице. Это нефроны, печеночные дольки, ацинусы легких, лимфоидные узелки тонкого кишечника и так далее.
Кафедра фундаментальной медицины Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в течение десяти лет разрабатывает и внедряет в учебный процесс авторские инновационные видеокурсы, при создании которых используется компьютерная анимация [2]. Этот материал по анатомии человека и клинической анатомии выкладывается и во внутривузовский образовательный контент, и в открытый доступ в сеть Интернет. Есть общедоступный канал профессора Изранова с лекциями по анатомии (ресурс: https://www.youtube.com/channel/UCplc1 -V3K8qH7Uvk2SvsLAA).
Наша собственная практика показывает, что студенты, которые, готовясь к занятиям по гистологии, сначала просматривают анимиро-ванные видеолекции по спланхнологии, гораздо быстрее формируют понятие о наличии междисциплинарных взаимосвязей, лучше усваивают материал частного курса гистологии, который немыслим без знаний анатомических особенностей органов, включающих иннервацию и кровоснабжение, про которые в учебнике гистологии может быть написано мелким шрифтом в конце главы.
Анимированные изображения наглядны,
доступны для понимания, оптимально подходят для объяснения процессов, протяженных во времени, например, овариально-менструального цикла (рис. 1).
Рис.1. Процесс, хорошо объяснимый при помощи анимации на одном слайде. Овариально-менструальный цикл.
Рис. 2. Поперечный срез среднего мозга.
Лекционный слайд. Заключительная стадия насыщения структурными элементами
Отдельного упоминания заслуживает нервная система. На наш взгляд, анимированные презентации незаменимы там, где речь идет о направлении, например, при изучении структур головного мозга, проводящих путей и черепно-мозговых нервов, - словом, когда требуется представить особенности хода нервных волокон между некоторыми конечными точками. Кроме того, анимированные изображения незаменимы тогда, когда требуется рассказать о насыщенных элементами структуре, например, о поперечном срезе среднего мозга (рис. 2).
Мы рекомендуем сначала изобразить общий контур, затем постепенно насыщать его теми или иными элементами, по одному выводя на экран каждый. Элементы тут же обозначаются цифрами, цифры выносятся в отдельные сноски, которые расшифровывают название появившегося элемента. Таким образом, студент видит схему органа, соотносит расположение компонентов в пространстве, имеет возможность прочитать название той или иной
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 116-119
структуры. Этот подход может быть полезен и при создании лекций по гистологии, и тогда структурными компонентами будут являться клетки или группы клеток, а студенты получат изображение схематического рисунка, воспроизведение которого можно будет потребовать при контроле знаний [1].
Особую актуальность применение компьютерных анимаций и создание видеофильмов приобретает в связи с обучением студентов на иностранных языках. Одни и те же анимации для русскоязычных и иностранных студентов, сохраненные в виде фильмов, помогут, с одной стороны, избежать обвинений в неравноценности объема предлагаемого материала, в уровне предъявляемых требований, а с другой стороны, позволят студентам неоднократно обращаться к тому или иному вопросу в зависимости от индивидуальных особенностей или по мере необходимости повторения темы. Наличие подобных фильмов способствует воспитанию некоторых личностных качеств, необхо-
димых в работе врача, например, умению планировать самоподготовку в зависимости от степени усвоения материала.
Кроме того, мы рекомендуем, при подготовке лекций на сквозные темы, использовать, где это возможно, одни и те же изображения, для того, чтобы студенты могли узнать уже увиденные однажды картинки. Это поможет им соотнести знания, полученные при изучении спланхнологии во втором семестре, со знаниями, приобретаемыми при изучении частного курса гистологии в третьем семестре.
Следует признать, что предлагаемый нами способ укрепления междисциплинарных связей сопряжен с некоторыми трудностями методического характера, касающихся тонкостей преподавания каждой из дисциплин, однако, подготовку анимаций можно поручить аспирантам или активным кружковцам с последующей апробацией либо на студенческой конференции, либо на межкафедральном собрании.
COMPUTER ANIMATION AS A WAY OF STRENGTHENING INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS
ANATOMY AND HISTOLOGY
V.A. IZRANOV, V.S. GORDOVA Immanuel Kant Baltic Federal University, A. Nevsky Str., 14, Kaliningrad, 236041, Russia e-mail: [email protected]
Abstract. The Department of Fundamental Medicine of the Baltic Federal University has successfully applied animated presentations in the teaching of normal and clinical anatomy for several years. This allows to orient the student in relation to the directions, size, stages of development, mutual disposition of certain anatomical formations. These audio-accompanied materials are made freely available so that medical students can refer to them as needed. Animated presentations help to explain well the ovarian-menstrual cycle, the formation of the pleural cavity and the peritoneal cavity, as well as to show the coats of organs one after another. In addition, animations are useful in studying brain structures, conductive paths and cranial nerves, when it is required to form an idea of the end points and features of the nerve fiber path between them. Presentations using animated graphics are also useful during a histology course. This will make it possible to consolidate cross-cutting themes better and to ensure maximum continuity and complementarity of these morphological disciplines. In addition, the use of lectures based on animated presentations in the educational process has a positive impact on the formation of some skills and personality traits which are necessary for professional activities of a doctor.
Key words: anatomy, educational process, histology, teaching methods.
Литература
1. Гордова В.С., Соловьева Л.М., Сергеева В.Е., Изранов В. А. Методические подходы к освоению темы «Эпителиальная ткань» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2018. № 1. С. 49-56.
References
1. Gordova VS, Solov'yeva LM, Sergeyeva VE, Izra-nov VA. Metodicheskiye podkhody k osvoyeniyu temy «Epitelial'naya tkan'» [Methodological approaches to the learning of the topic "Epithelial tissue"]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Yestestvennyye i meditsinskiye nauki. 2018;1:49-56. Russian.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 116-119
2. Изранов В.А., Казанцева Н.В., Гордова В.С., Изранов А.В. Инновационные особенности преподавания анатомии в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов: матер. IX Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 2017. С. 260-264.
2. Izranov VA., Kazantseva NV., Gordova VS., Izra-nov AV. Innovatsionnyye osobennosti prepodavaniya anatomii v Baltiyskom federal'nom universitete im. Immanuila Kanta [Innovative features of teaching anatomy at the Immanuel Kant Baltic Federal University]. Vozmozhnosti i perspektivy vysshego obrazova-niya: opyt razvitiya sovremennykh mnogoprofil'nykh vuzov: mater. IX Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. Cheboksary; 2017. Russian.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета): Приказ Ми-нобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 95.
3. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.01 Lechebnoye delo (uroven' spetsialiteta): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9 fevralya 2016 g. № 95.
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета): Приказ Минобр-науки России от 9 февраля 2016 г. № 96.
4. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.02 Pediatriya (uroven' spetsialiteta): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9 fevralya 2016 g. № 96.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета): Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 96.
5. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.02 Pediatriya (uroven' spetsialiteta): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9 fevralya 2016 g. № 96.
6. Сергеева В.Е., Гордова В.С., Бондаренко В.Ф., Соловьева Л.М. Понятие о структуре и функции при освоении гистологии и нормальной физиологии // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов Александров А.Ю., Николаев Е.Л. Материалы 1Х Международной учебно-методической конференции. Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. 2017. С. 292-294.
6. Sergeyeva VE, Gordova VS, Bondarenko VF, So-lov'yeva LM. Ponyatiye o strukture i funktsii pri os-voyenii gistologii i normal'noy fiziologii [The concept of structure and function in the development of histology and normal physiology]. Vozmozhnosti i perspektivy vysshego obrazovaniya: opyt razvitiya sovremennykh mnogoprofil'nykh vuzov: mater. IX Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. Cheboksary; 2017. Russian.