Научная статья на тему 'Социально-культурные особенности формирования среднего класса'

Социально-культурные особенности формирования среднего класса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СТРАТИФИКАЦИЯ / MIDDLE CLASS / CULTURE / QUALITY OF LIFE / CIVIL SOCIETY / STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гриневич В.В., Кузнецова М.М.

Существуют различные подходы к определению среднего класса. Приоритетность изучения этого направления в науке определяется значимостью среднего класса для формирования стабильного общества. Чем выше доля среднего класса, тем выше экономическая активность и предсказуемость развития социума. Ввиду отсутствия единой системы показателей задача определения количественной доли среднего класса в России связана с некоторыми трудностями.Авторы рассматривают специфику формирования среднего класса в России, приводят различные формулировки понятия качества жизни, подчеркивая значение субъективных параметров его оценки. Особое внимание уделено выявлению взаимосвязи между количественным показателем численности среднего класса в стране и уровнем качества жизни. С целью выявления признаков среднего класса проведен анализ вторичных данных. Рассмотрен процесс формирования культурного и интеллектуального потенциала общества за счет изменения численности среднего класса. Отмечена корреляция между классовой принадлежностью и доступом к различным гражданским правам и свободам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are different approaches to determining the middle class. Priority direction in the study of science is determined by the importance of the middle class for the formation of a stable society. The higher the proportion of the middle class, the higher the economic activity and predictability of the development of society. The problem of determining the proportion of the middle class in Russia is facing some difficulties due to the lack of a unified system of indicators.The article deals with the specifics of the formation of the middle class in Russia. Authors suggest the various formulations of the concept of quality of life and emphasize the importance of the subjective quality of life parameters. Particular attention is paid to the identification of therelationship between the proportion of the middle class in the country and the level of quality of life. The authors give the analysis of secondary data, aimed to identifying signs of the middle class. The article provides the process of the formation of the cultural and intellectual potential of society by changing the proportion of the middle class. It noted a correlation between social class and access to a variety of civil rights and liberties.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные особенности формирования среднего класса»

УДК 316.344.233

Социально-культурные особенности формирования среднего класса

Аннотация. Существуют различные подходы к определению среднего класса. Приоритетность изучения этого направления в науке определяется значимостью среднего класса для формирования стабильного общества. Чем выше доля среднего класса, тем выше экономическая активность и предсказуемость развития социума. Ввиду отсутствия единой системы показателей задача определения количественной доли среднего класса в России связана с некоторыми трудностями.

Авторы рассматривают специфику формирования среднего класса в России, приводят различные формулировки понятия качества жизни, подчеркивая значение субъективных параметров его оценки. Особое внимание уделено выявлению взаимосвязи между количественным показателем численности среднего класса в стране и уровнем качества жизни. С целью выявления признаков среднего класса проведен анализ вторичных данных. Рассмотрен процесс формирования культурного и интеллектуального потенциала общества за счет изменения численности среднего класса. Отмечена корреляция между классовой принадлежностью и доступом к различным гражданским правам и свободам.

Ключевые слова: средний класс; культура; качество жизни; гражданское общество; стратификация.

Abstract. There are different approaches to determining the middle class. Priority direction in the study of science is determined by the importance of the middle class for the formation of a stable society. The higher the proportion of the middle class, the higher the economic activity and predictability of the development of society. The problem of determining the proportion of the middle class in Russia is facing some difficulties due to the lack of a unified system of indicators.

The article deals with the specifics of the formation of the middle class in Russia. Authors suggest the various formulations of the concept of quality of life and emphasize the importance of the subjective quality of life parameters. Particular attention is paid to the identification of the

relationship between the proportion of the middle class in the country and the level of quality of life. The authors give the analysis of secondary data, aimed to identifying signs of the middle class. The article provides the process of the formation of the cultural and intellectual potential of society by changing the proportion of the middle class. It noted a correlation between social class and access to a variety of civil rights and liberties.

Гриневич В.В.,

студентка

Финансового университета H greentory@maiL.ru

Кузнецова М.М.,

студентка

Финансового университета H kuznetsova.mm@mail.ru

Keywords: middle class; culture; quality of life; civil society; stratification.

Научный руководитель: Оборский А.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры «Прикладная социология».

Исследование проблем качества жизни населения находится в центре внимания современной науки. Это вызвано назревшей необходимостью поиска и применения новых подходов к управлению развитием общества, связанных в первую очередь с самим человеком. При этом огромное значение приобретает развитие интеллектуального потенциала личности, ее способность генерировать новые знания и осваивать современные технологии. Повышение качества жизни населения становится одной из основных задач государства.

Понятие качества жизни охватывает почти все стороны жизни общества, отсюда возникает сложность в его определении. В настоящее время в научной литературе существует множество толкований понятия «качество жизни», однако общепринятого научного определения данного понятия нет. Качество жизни населения является интегральной оценочной категорией, определяемой объективными и субъективными характеристиками жизнедеятельности человека и/или социума по отношению к объективному и/или субъективному эталону имеющихся у них потребностей [1].

Понятие качества жизни тесно связано с понятием потребностей. Можно говорить о том, что потребности отдельного человека - это набор его субъективных параметров качества жизни. Возможность удовлетворения потребностей, как известно, у людей неодинакова,

что ведет к расслоению общества на классы. При этом формирование устойчивого среднего класса является одним из признаков достижения высокого качества жизни. Средний класс является такой социальной группой людей, которая имеет устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Чем больше доля среднего класса, тем выше экономическая активность, стабильность и предсказуемость развития общества [2].

В вопросе идентификации среднего класса все социологи единодушны только в одном: в России она крайне затруднена. Далее начинаются разногласия. При этом сталкиваются совершенно противоположные позиции. Это объясняется тем, что для выделения среднего класса разные эксперты используют разные критерии. Например, различия в подходах к определению численности среднего класса привели к тому, что в современной России оценка колеблется от 2 до 50%. При этом оценки западных экспертов нередко оказываются даже более оптимистичными, чем оценки их российских коллег. С уверенностью можно сказать только то, что в России численность среднего класса существенно ниже, чем в развитых странах.

По данным исследования Фонда «Общественное мнение», проведенного в апреле 2014 г., к среднему классу сегодня себя относят 41 % граждан Российской Федерации [3].

Затрудняюсь ответить

Не отношу

Отношу

Рис. 1. Данные опроса о принадлежности к среднему классу (в % от числа опрошенных)

Основными критериями принадлежности к среднему классу россияне считают материальное благополучие - 27% респондентов, и лишь немногие говорят о необходимости высшего образования и каких-то других качеств (например, предприимчивости или социальной активности) - 3% респондентов. Как, по мнению респондентов, изменился «классовый» состав населения России за десять лет, видно на рис. 1.

Одна из главных трудностей выделения среднего класса в российском обществе заключается в отсутствии четких критериев идентификации. В результате при опросах к среднему классу относят себя как только что выбравшиеся из нищеты, так и совладельцы и директора предприятий. Хотя очевидно, что первые скорее «не дотягивают» до среднего, а вторые скорее представляют высший класс.

Благодаря экономическому росту численность бедных слоев населения может сократиться за счет перехода части этой группы в средний класс. Но, как правило, слои, избавившиеся от бедности, при первом экономическом кризисе могут утратить свои позиции. Поэтому устойчивый средний класс не может быть сформирован в подобных условиях.

Как показало исследование Института социологии РАН, профессиональную основу среднего класса в России составляют работники государственного сектора [4]. Типичный представитель этой социальной группы - чиновник с высшим образованием и зарплатой не менее 40 тыс. рублей. У него имеется собственное жилье или хотя бы ипотека. Также он должен иметь кредитную историю в нескольких банках.

В данном исследовании для отнесения индивидов к среднему классу было разработано четыре критерия. Во-первых, уровень образования. Респондент должен иметь как минимум среднее специальное образование. Во-вторых, профессиональный статус, подразумевающий нефизический характер труда. В-третьих, уровень благосостояния. Для оценки этого критерия рассчитываются показатели среднемесячных душевых доходов не ниже их медианных значений для данного типа поселения или количество имеющихся товаров длительного пользования не ниже медианного значения по населению в целом. И, наконец, самоидентификация. Респондент должен самостоятельно

оценить свое положение в обществе по десятибалльной шкале. Индивида относят к среднему классу, когда оценка превышает 4 балла или равна им.

Средний класс является такой социальной группой людей, которая имеет устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей

Однако, как и любая социальная группа, средний класс не является однородным. Эксперты выделяют в его составе два образования. Это ядро среднего класса и его периферия. В ядро входят относительно стабильные группы населения, обладающие наиболее устойчивыми характеристиками. Периферию ядра среднего класса составляют индивиды, чье положение менее стабильно. Кроме того, ряд характеристик от ядра к периферии слабеет.

Для выделения ядра и периферии среднего класса использовались две ключевые характеристики: уровень образования и социально-профессиональный статус. К ядру среднего класса были отнесены имеющие высшее образование и навыки работы на компьютере руководители, предприниматели и специалисты. В периферии оказались другие представители выделенного по вышеупомянутым четырем критериям среднего класса.

По мнению экспертов, ядро и его периферия как раз и составляют российский средний класс. Среди россиян, не вошедших в этот социальный слой, также были выделены две группы - потенциальный средний класс и остальное население. К первой группе были отнесены те, кто не соответствовал среднему классу по уровню образования, уровню благосостояния или по самоидентификации, но при этом имел профессиональный статус, соответствующий характерным для среднего класса типам

Одна из главных трудностей выделения среднего класса в российском обществе заключается в отсутствии четких критериев идентификации

занятости. Вторую группу составили те, кто не проходил в средний класс по социально-профессиональному статусу. Эксперты отнесли к этой группе и тех, кто, имея соответствующий среднему классу уровень образования и социально-профессиональный статус, не проходил в него по дополнительным критериям: уровню благосостояния и самоидентификации.

Таким образом, используя специально разработанный методологический аппарат, эксперты Института социологии РАН пришли к выводу, что численность ядра среднего класса, т.е. его наиболее стабильной части, составляет 16% от численности населения. При этом к периферии относятся 26% населения. Следовательно, средний класс, согласно данным исследования, составляет 42% населения. При этом большая часть этой группы (26% периферии) подвержена влиянию экономических кризисов и в любой момент может перейти в иной слой, не выдержав оценку

по одному из критериев. Динамика изменения доли ядра, периферии и потенциального среднего класса в общей численности населения России представлена на рис. 2.

Центр стратегических исследований (ЦСИ) компании «Росгосстрах» оценил численность среднего класса в России на основании анализа рынков недвижимости, автотранспорта и туристических услуг. Специалисты считают, что существует набор знаковых товаров и услуг, доступ к которым определяет принадлежность той или иной семьи к среднему классу. В него входят: свое жилье, оборудованное современной мебелью и бытовой техникой, новый российский автомобиль или нестарая иномарка, доступ к платным медицинским и образовательным услугам, отдых за границей или на российских курортах.

По мнению специалистов, характерной чертой среднего класса является наличие личного автомобиля,по крайней мере,средней ценовой категории. Участников исследования разделили на пять условных групп в зависимости от уровня дохода. При этом четвертую (могу купить автомобиль, но не квартиру) и пятую (могу купить квартиру или новый дом) группы ЦСИ рассматривает как российский средний класс.

По мнению специалистов, характерной чертой среднего класса является наличие личного автомобиля, по крайней мере, средней ценовой категории

2014

2013

2011

2010

2009

2008

2003

16 26 19 39

18 24 18 40

15 18 23 44

15 21 20 44

11 15 25 49

14 20 17 49

11 18 23 48

Ядро СК ■ Периферия СК ■ Потенциальный СК ■ Остальное население

Рис. 2. Динамика изменения доли ядра, периферии и потенциального среднего класса в общей численности населения России, %

К этим двум группам по самооценке благосостояния себя относят 19 % населения, что недалеко от численной оценки, полученной на основании анализа динамики рынков (16%) [5].

Доступность культурных учреждений -один из параметров оценки качества жизни населения в исследовании, проводимом ЦСИ «Росгосстраха». Под культурным учреждением подразумевается любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа. По данным исследования, с тем, что в их городе достаточно учреждений культуры (театров, кинотеатров, галерей, библиотек), полностью или в основном согласны 77 % населения. Оценка достаточности культурных учреждений не изменилась по сравнению с прошлым годом. Из рассмотренных в исследовании городов, по мнению населения, к числу самых культурно «оснащенных» относятся Санкт-Петербург, Пенза и Екатеринбург. Отстающие по этому показателю - Тольятти, Волгоград и Набережные Челны. Удовлетворенность

граждан количеством и доступностью учреждений культуры по опросам 2013-2014 гг. представлена на рис. 3.

Кроме того, оценить уровень качества жизни помогают досуговые предпочтения населения (рис. 4). Согласно данным Института социологии РАН, большинство представителей среднего класса (55%) практикуют активный тип досуга, направленный на развитие человека в самых разных сферах. Именно преобладание этого типа досуга является той чертой, которая определяет специфику образа жизни среднего класса.

В то же время исследование выявило некоторые тревожные тенденции. Наблюдается сокращение досуговой активности среднего класса именно по тем направлениям, которые определяют культурный и образовательный потенциал общества. К этому типу досуговой

Согласны ли вы с тем, что в вашем городе достаточно учреждений культуры?

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

77% 77%

Да, полностью Да, скорее Скорее не Полностью не Доля тех, кто

согласны согласны согласны согласны полностью или

в основном доволен

12013 И2014

Существует набор знаковых товаров и услуг, доступ к которым определяет принадлежность той или иной семьи к среднему классу

Рис. 3. Удовлетворенность граждан количеством и доступностью учреждений культуры в 2013-2014 гг.

Читают художественную литературу Читают газеты, журналы Смотрят телевизор, видео, слушают радио Встречаются и общаются с друзьями Занимаются домашним хозяйством, детьми Получают дополнительное образование Проводят время на природе, гуляют Просто отдыхают, расслабляются Посещают дискотеки, ночные клубы Имеют хобби и занимаются им дома Посещают музеи, выставки, вернисажи Участвуют в работе общественных организаций Посещают театры, концерты, кино Посещают церковь, религиозные собрания Занимаются в кружках, клубах Посещают политические организации, собрания Посещают кафе, бары, рестораны Посещают спортклубы, секции, тренировки Увлекаются компьютером, интернетом

66

22

46

' 21

2(22 18

-1—

10

12014

20

12003

у32

38

50

66

70

82

30

40

50

60

70

80

90

Рис. 4. Досуговые предпочтения среднего класса по опросам 2013-2014 гг.

активности относятся: дополнительное образование, посещение культурно-развлекательных учреждений, участие в работе общественных организаций. Снижается также распространенность в составе среднего класса чтения художественной литературы. В целом можно говорить об увеличении доли активного досуга, замещающего собой досуг культурный.

Для современного государства одной из приоритетных задач является повышение качества жизни населения. Рост качества жизни позволяет сформировать стабильный средний класс, являющийся основой для построения гражданского общества, что в свою очередь окажет влияние на состояние культурного уровня населения. Устойчивый средний класс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выступает гарантом роста не только экономического, но и культурного потенциала страны. Социальные процессы, способствующие росту численности среднего класса, сопровождаются изменениями в культурной среде. Можно утверждать, что прирост среднего класса активизирует повышение общего интеллектуального и культурного уровня общества.

Литература

1. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: исследование качества жизни в российских городах.

3. «ФОМнибус»: опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 6 апреля 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %.

4. Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. М., 2014.

5. Зубец А. Н., Сазанакова А. С. Оценка численности среднего класса в России по итогам 2013 года // Финансы, 2014 (июль).

Рост качества жизни позволяет сформировать стабильный средний класс, являющийся основой для построения гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.