ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.9
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ И УСТАНОВКИ НА СЕМЬЮ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ
© Ю. А. ЕВГРАФОВА Пензенский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия МНЭПУ», кафедра психологии и педагогики e-mail: [email protected]
Евграфова Ю. А. - Ценности современной молодежи и установки на семью и деторождение // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1213-1216. - Данная статья отражает результаты исследования ценностных ориентаций и установок молодых людей, проживающих на территории Пензенской области, на семью и деторождение. В ходе исследования выявлены значимые и отвергаемые ценности, а также основные социальнопсихологические установки молодежи. По результатам исследования сделан вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей.
Ключевые слова: ценности, семья, семейный образ жизни, установка на деторождение.
Evgrafova J. A. - Values of modern young people and attitudes on the family and child-bearing // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1213-1216. - This Article reflects findings of value orientations and attitudes on family and child-bearing of young people living in the Penza region. In the course of investigation found significant and rejected the values and basic social-psychological attitudes of young people. Based on the results have concluded that young people of today prefer more success in professional life, career, training, than a family and having children.
Keywords: values, family, family life, attitudes of child-bearing.
Проблема создания семьи и рождения детей в молодых семьях является актуальной и особенно острой в период социально-экономического кризиса. Данная проблема осложняется еще и тем, что современная семья переживает глубокий духовный кризис. Он заключается в перераспределении семейных ролей, изменении установок на семью, трансформации ценностей.
Трансформация установок и ценностей молодых людей в условиях социально-экономических перемен является социально-психологической проблемой. За прошедшие десятилетия стерлись нормы и образцы поведения молодежи, а также деформировался существующий механизм межпоколенной передачи семейных норм и ценностей. Но, как отмечает большинство исследователей, важным фактором формирования ценностей и установок на семейный образ жизни является родительская семья.
Кроме того, изменилась смысловая интерпретация таких базовых понятий, как «семья», «дети», «любовь», «друзья», «свобода», «справедливость», «труд», «достаток», «жизненный успех». Первые из них «семья», «дети», «любовь» практически окончательно вытеснены из сознания молодежи. на смену
им пришли рыночные «обесчеловеченные» ценности, прежде всего, - деньги, карьера.
В связи с этим, ориентация молодых людей в большей степени направлена не на создание семьи, формирование гармоничных взаимоотношений между супругами и рождение детей, а на построение карьеры, заработок средств для благополучного существования и осуществление жизненного успеха в социуме.
При этом возник кризис не просто одного института семьи, но, главным образом, ценностный кризис всего общества [1].
Таким образом, под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация молодежи с ценностей семьи на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, и прежде всего - к достижению высокого социального статуса. Этот ценностный сдвиг обусловливает дисбаланс в обществе между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции - репродуктивную и функцию социализации.
Снижение ценности семьи приводит ко все более широкому распространению среди населения внесе-мейных ценностных ориентаций, способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Это выражается также в том, что в настоящее время растущее число людей испытывает потребность в ценностях, которые замещают семейные ценности и позволяют найти реализацию в других сферах.
В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их негативной направленностью, приобретают особую актуальность, так как становятся острыми социальными проблемами, имеющими глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи. Так исследования Ю. Р. Вишневского, Э. В. Гылыковой, И. Ф. Дементьевой, Н. А. Зорковой, В. Т. Лисовского, Е. И. Павловой, А. Д. Плотникова и других свидетельствуют о неподготовленности молодежи к браку, приводящие к его расторжению после первых лет совместной жизни по разным причинам [6]. При этом перед социальной практикой и теорией выдвигаются новые задачи.
По замечанию Т. А. гурко, современное общество - это общество потребления, в котором работодатели не заинтересованы в работниках с семейными обязанностями, а рынок услуг нуждается в увеличении числа домохозяйств-потребителей, а не семей. кроме того, в последнее время распространение получили ценности индивидуализма, гедонизма, потребительства, в ряду которых «брак на всю жизнь», рождение детей не занимают уже прежнего места. Для определенной части, по крайней мере, городского населения профессиональная и личностная самореализация становятся более важными, чем семья [5]. У современной молодежи доминируют установки на личный успех, ориентация на достижение, в большей мере исчерпывающиеся стремлением к индивидуальному материальному благополучию.
Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 40-50 лет претерпели заметные изменения. В отличие от современной ситуации, в советском обществе, как отмечается в литературе, пропагандировались общечеловеческие ценности: справедливость, труд, братство, равноправие, уважение к человеку, преданность коллективному долгу, взаимопомощь и другие. Не менее значимыми были и другие гуманистические ценности: оптимизм, вера в разум и науку, научно-технический и исторический прогресс, коллективизм. Семья же рассматривалась в основном через призму интересов общества, в основном как источник воспроизводства трудовых ресурсов, именно поэтому ей отводилась одна из главных ролей, ее задача - репродукция и воспитание будущего поколения [2]. Следовательно, основной функцией семьи была репродуктивная, а затем воспитательная.
Начиная с конца 40-х годов до 80-х большое значение придавалось благополучию детей, в начале 80-х годов активно пропагандировался стабильный брак.
В период социально-экономических реформ 80-90-х гг. ХХ в. ценностных ориентаций российской
молодежи претерпевают структурно-функциональные трансформации [7].
Так в 1990-е годы социокультурный символ женщины-матери стал вытесняться другими образами. Обязательность рождения детей в браке как социальная норма, обусловленная в значительной мере традициями образа жизни и стимулированная социальной политикой советского времени, постепенно уходит из российской культуры [5]. Приоритетная потребность в деторождении уступает лидирующую позицию.
С начала 90-х годов у молодежи стала резко возрастать мотивация на высшее образование, ценности образованности и интеллекта, а также на комфортные условия жизни [7]. В этот период женщины приобрели возможность получения равного с мужчинами образования, экономическая независимость от мужа и обладание большинством женщин профессиональными знаниями, что ориентировало женщин на реализацию в профессиональной сфере, а не семейной. Что в свою очередь способствует изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование установки построения карьеры над установкой деторождения.
Таким образом, за последние десятилетия ценностные ориентиры молодежи меняются кардинальным образом. А. И. Антонов, В. А. Борисов, В. М. Мед-ков, Н. Г. Марковская и другие авторы рассматривают данные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института, отражения ценностного кризиса в обществе в целом [10].
В целях изучения социально-психологических установок и ценностей современной молодежи на семейный образ жизни было проведено исследование.
Так для изучения ценностных ориентаций была использована методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированная А. гоштаута-сом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым, для исследования социально-психологических установок была разработана анкета.
Исследование проводилось на базе Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ». Всего в исследовании приняли участие 75 студентов, проживающих на территории Пензенской области, в возрасте 19-21 года, из них 34 человека составили юноши и 41 человек - девушки.
В ходе исследования для более качественного анализа все ценностные ориентации были сгруппированы в две группы: «значимые ценности», «незначимые ценности» (отвергаемые). Значимые ценности выбирались по первым трем выборам каждого респондента.
По результатам данного исследования значимыми в данной выборке респондентов являются следующие ценности-цели: активная деятельная жизнь (19,6 %); материально обеспеченная жизнь (17,4 %); здоровье (12,9 %); интересная работа (11,1 %). Редко в качестве значимых ценностей-целей студенты выбирали любовь, причем данная ценность как значимая в большей степени отмечалась девушками (6,8 %);
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
наличие хороших и верных друзей (5,3 %); счастливая семейная жизнь (5,3 %), также в основном выделяемая девушками; уверенность в себе (4,4 %); развлечения (4 %); творчество (4 %). Интересен тот факт, что в качестве значимых ценностей никто из респондентов не выбрал такие ценности как: жизненная мудрость и счастье других.
Наиболее отвергаемые ценности также выбирались по трем наименее предпочитаемым ценностям в ответах респондентов. В отвергаемых молодыми людьми ценностях оказались: красота природы и искусства (30,2 %), счастье других (19,1 %), жизненная мудрость (13,3 %), общественное признание (12,4 %). Реже среди отвергаемых ценностей выбирались творчество (5,9 %) и продуктивная жизнь (4,9 %).
Таким же образом были проанализированы ценности-средства, выделенные молодежью в исследуемой выборке. При этом, наибольшее количество респондентов среди молодежи признало значимыми ценности-средства: независимость (17,8 %) жизнерадостность (15,1 %), образованность (14,2 %), ответственность (9,8 %) Немногочисленные выборы получили: рационализм (8 %), смелость в отстаивании своего мнения (7,6%), эффективность в делах (5,8 %), воспитанность (5,3 %).
Отвергаемые ценности-средства, обозначенные молодежью, были следующими: высокие запросы (23,6 %), исполнительность (17,4 %), рационализм (13,8 %), чуткость (12 %). Причем рационализм попал как в группу значимых, так и отвергаемых ценностей. Немного респондентов выбрали честность (7,1 %), терпимость (6,2 %), непримиримость к недостаткам в себе и других (6,2 %), аккуратность (4,9 %).
Таким образом, такие ценности как любовь, выбираемая в основном девушками, счастливая семейная жизнь получили незначительное количество выборов, однако такие ценности как активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, независимость, образованность связанные, как правило, с успешной реализацией собственных возможностей в профессиональной сфере были отмечены студентами значительно чаще, что может являться свидетельством ориентации молодежи на карьеру и материальное обеспечение.
кроме того, для исследования социально-психологических установок молодых людей была разработана авторская анкета, включающая несколько блоков: первый блок вопросов определял социальнодемографические характеристики респондентов, второй блок - затрагивал особенности отношения молодежи к семейной жизни, третий блок содержал вопросы, направленные на выявление установок на семью и деторождение.
Таким образом, было выявлено, что большинство студентов (69 %) предпочли свободу семейной жизни. Причем среди опрошенных выбирали семейную жизнь в основном девушки, молодые люди предпочитали свободу в отношениях. Что, скорее всего, свидетельствует о нежелании брать на себя ответ-
ственность, это можно подтвердить и незначительным выбором такой ценности как ответственность (9,8 %) по результатам исследования ценностных ориентаций (методика М. Рокича). Ориентация на рождение детей в ближайшем будущем (через 2-3 года) выявлена у 35,3 % студентов, из которых все респонденты оказались девушками. Следовательно, в основном девушки ориентированы как на создание семьи, так и на рождение в ближайшем будущем детей, причем остальные юноши и девушки (64,7 %) ориентированы в большей степени на построение карьеры, дополнительное обучение, реализацию собственных возможностей в профессиональной сфере.
В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей, что вероятно связано с изменением ценностных ориентиров в обществе, а также происходящими социальноэкономическими трансформациями. Однако семья как ценность и установка на деторождение остаются доминирующими у 31 % и 35,3 % студентов (в основном девушек).
Подводя итог, можно констатировать значительные изменения в ценностных ориентациях и установках современной молодежи, приоритет карьеристских ценностей (активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа) над ценностью семьи и установкой деторождения, предпочтение молодыми людьми самореализации (в том числе и профессиональной), свободы, а не семейной жизни.
В связи с этим необходимо отметить, что дальнейшее развитие общества в данном направлении может привести к отмиранию традиционной модели семьи. Именно поэтому основной задачей государства на современном этапе должна быть разработка четко сформированной программы, направленной на формирование у молодежи семейных ценностей; на укрепление молодых семей, оказание им материальной и социальной помощи; на приобретение молодыми людьми стабильного социально-экономического статуса, так как прогрессивное или регрессивное развитие общества зависит от современных ценностных ориентаций и установок в вопросах репродуктивного поведения молодого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабочкин П. И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год. М.: Социум, 2002. 102 с.
2. Голод С. И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 40-49.
3. Гукова Е. Г. Устойчивость брака и критерии его качества // Семья в России. 1994. № 2. С. 167-179.
4. Гурко Е. М. Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / Под
ред. Т. А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 200-210.
5. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
6. Дементьева И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М.: Просвещение, 1991. 126 с.
7. Долбик-Воробей Т. А. Репродуктивные установки студенческой молодежи // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 414-423.
8. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социальные исследования. 2003. № 11. С. 78-83.
9. Шкиперова И. С. Социальная политика российских компаний в сфере поддержки семьи и родительства // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т. А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 163-172.
10. Шкрябко И.П. Психологическая помощь студентам в развитии представлений об эффективных стратегиях. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ставрополь. 2006. 23 с.