Философия
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 1 (6), с. 135-140
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ потенциал женщины В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ (по результатам исследований в нижегородских вузах)
© 2007 г. Л.А. Варнакова
Нижегородский государственный педагогический университет vestnik_nngu@mail. ги
Поступиса в редаевию 26.12.2006
В статье представлены материалы социологического исследования «Ценностные ориентации молодежи», проведенного в период 2004-2006 годов и включающего 340 анкет и эссе студентов. Результаты исследования дали возможность сделать выводы о том, что современная молодежь имеет морально-нравственные, жизненноориентированные позиции и устойчивые ориентации, направленные на получение образования, приобретение профессии, карьерный и профессиональный рост, создание семьи и рождение детей. Участники исследования стараются реализовать свои цели и задачи поэтапно и последовательно в соответствии с социальным статусом, материальным положением и фертильными возможностями.
Актуальность исследования духовно-нравственного потенциала современной российской женщины обусловлена наличием неразрешенных в обществе проблем дискриминации женщины по признаку пола в производственной и общественной сферах, гендерной асимметрии, нарастающей негативной тенденции снижения ее социально-правового и экономического статуса в семье и обществе, ухудшения ее физического и нравственного здоровья, падения престижа материнства в общественном сознании, отсутствия возможности поэтапной и последовательной реализации своих жизненных планов и предпочтений, что ведет, в свою очередь, к его изменению. Однако понимание этих явлений различными группами населения неоднозначно и зависит от возраста, пола, социального положения, уровня образования и т.д. Показательным в этом плане будет исследование социокультурных представлений молодежи о социальном статусе, ролях и предназначении женщины в семье и обществе. Преодоление негативных тенденций в общественном и обыденном сознании россиян связано с разрешением противоречий между традиционно сложившимися в российском обществе представлениями о роли женщины и ее реальном положении в социокультурном пространстве.
В период с 2004-го по 2006 год, в рамках лаборатории по проблемам воспитания и семьи и аспирантуры при кафедре социологии и политологии НГПУ, было проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации молодежи», основу которого составили несколько опросов студентов III—V курсов, заочной и очной формы обучения, в возрасте 18-29 лет, обучающихся в НГПУ и ННГУ им. Лобачевского. Первый опрос проводился в период 2004-2005
гг. письменно, анонимно, на основе анкеты, разработанной автором диссертационного исследования. Анкета касалась проблем духовно-нравственного состояния женщины и ее статуса и ролей в обществе и семье. Анализ социологических данных, полученных в результате анкетирования, осуществлялся с помощью количественного метода в рамках интеракционистско-го подхода, где социальная и духовная жизнь рассматривается сквозь призму интеракции (взаимодействия) женщины, обусловленного ее социальными ролями. Выборка репрезентативна по количеству анкетируемых, их возрасту, образованию, семейному положению, социальному статусу. Выборочная совокупность составила 340 анкет.
Второй опрос проводился в 2006 году в произвольной форме (эссе), анонимно среди студенчества (III—V курсов, заочной и очной формы обучения). Анализ эссе студентов осуществлялся с помощью качественного метода в рамках указанного подхода. Вероятностная выборочная совокупность составила 299 эссе, что обеспечивает надежность, объективность и репрезентативность результатов. Целью второго опроса являлся анализ понимания студенческой молодежью статуса, социальных ролей мужчины и женщины в обществе и семье; изучение ожиданий респондентов от вступления в брак и их представлений о собственной будущей семье.
Качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет констатировать, что для большинства участников приоритетным остается традиционное гендерное распределение ролей. Большинство опрошенных женщин представляют себя в браке идеальной хозяйкой, супругой, хранительни0з-цей семейного очага и любовницей. Для большинства
респондентов, независимо от пола, женщина должна быть прежде всего матерью, роль которой более ответственна перед обществом и семьей. По мнению опрашиваемых, на женщину возлагается основная ответственность за воспитание ребенка как достойного члена общества, целостной личности. Она обязана привить ему такие морально-нравственные качества и духовные ценности, как доброта, сострадание, честность, культурность.
Ключевым моментом в исследовании представлений студенчества о роли женщины в семье является анализ проблем статуса материнства в семье и обществе. Материнство имплицитно содержит в себе общественно-исторический, культурный, нравственный и семейный потенциал и воплощает биологические и социальные отношения матери к ребенку. Оно выступает как важнейший механизм сохранения и трансляции базовых общечеловеческих ценностей, является стабилизирующим фактором культуры, обеспечивающим ей устойчивость и преемственность. Большинство респондентов высоко оценивают духовно-нравственный потенциал своих родителей, особенно матери. Конструирование представлений об идеальной хозяйке, жене, матери молодые девушки и юноши рисуют именно с образа их матери. В сознании студенческой молодежи мать и материнство остается базовой ценностью на протяжении всей жизни.
Интегральным показателем в общественных связях и отношениях является социальный, правовой и социокультурный статус материнства. Сложилась противоречивая ситуация, при которой в общественном сознании преобладает низкий статус домохозяйки и одновременно декларируется высокий статус материнства, который до недавнего времени не имел статуса уважаемого вида социальной деятельности. Изменить данную ситуацию должен разрабатываемый государством национальный проект, рассчитанный на 2007—2017 гг., целью которого является стимулирование рождаемости, посредством которого, на наш взгляд, возможно реальное повышение социального статуса женщины в семье и обществе и возвращение к старинным семейным традициям. Он даст возможность признать материнство видом социальной деятельности, носящей трудовой характер, уничтожит зависимое положение женщины в обществе и семье.
Таким образом, именно женщина должна сохранить и передать будущим поколениям основы русской ментальности. При реализации этих задач, по мнению участников исследования, женщина должна обладать высоким уров-
нем морально-нравственного развития и иметь значительные возможности для нравственного самосовершенствования. Тем не менее закрепленные в обществе гендерные стереотипы приписывают женщине задачу реализовывать себя в домашней сфере. Несмотря на возрастающую занятость женщин в общественном производстве (91% женщин 70—80 часов в неделю проводят на работе), преимущественно за ней закреплена обязанность в воспитании и социализации детей. По данным социологического исследования О.А. Немовой, проведенного под руководством Т.В. Свадьбиной и Н.Н. Белик в 2003 году, выявлено, что в течение недели преимущественно воспитанием детей занимаются матери. Они проверяют домашнее задание, организуют детский досуг, развивают интеллектуальные способности своих детей.
Мужчины-респонденты оценивают свою роль выше, чем роль женщины, не только в публичной сфере, но и в семейной, полагая, что являются оплотом духовности, нравственности и авторитетом для своих детей и основным добытчиком средств к существованию. Считают, что они имеют более высокий статус за счет их социальной мобильности, конкурентоспособности на рынке труда.
Проанализированные нами работы-эссе показали наличие выраженного противоречия в общественном сознании студенчества идеального и реального положения мужчины в семейной сфере. Категория отцовства и родительства, как некий носитель универсальных базовых ценностей, продолжает играть важную роль в системе ценностных ориентаций студентов. Отец, для всех участников исследования, предстает как «самый близкий и родной человек, друг, пример, наставник, опора, учитель и воспитатель морально-нравственных качеств» не только у мальчиков, юношей, взрослых, уже состоявшихся мужчин, но и у девочек, девушек, женщин. В работах респондентов четко прослеживается нить глубокого уважения, высокого авторитета и любви к своему родителю. 5,2% участников исследования отмечают то, что отец их учит уважительно относиться к женщине, матери и ее домашнему труду. Ценностным для респондентов являются не только методы и способы воспитания, но и личный авторитет отца, проявляющийся в конкретных делах и поступках. К сожалению, только 5,3% респондентов описывают благородные поступки своих отцов. Логика рассуждений участников анкетирования позволяет констатировать, что отец воспринимается как ценность, играющая важнейшую роль в жизненных стратегиях и ориентирах мо-
лодежи. Респонденты стараются быть похожими на своих отцов, боятся их разочаровать и не оправдать их доверия. Материальное положение отца и его социальный статус не имеет значения для участников исследования. Важен сам факт существования заботливого и любящего родителя, способного понять, научить, как выжить в современных условиях и остаться человеком, чувствовать защищенность и уверенность в завтрашнем дне.
Огромную роль в воспитании детей молодые женщины отдают мужчине-отцу, мужу — 77%. Они считают, что без отца у детей не могут сформироваться такие качества, как мужество, твердость, надежность и т.д. Без отцовской любви и поддержки могут возникнуть серьезные проблемы в воспитании как девочек, так и мальчиков. «...Ребенок вырастает «маменькиным сынком», ему не с кого брать пример мужественности и других качеств, присущих мужчинам». «Ребенку необходимо строгое слово отца, он развивается односторонне и ощущает свою ущербность».
Таким образом, для 100% мужчин и женщин Мама — это тепло, ласка, уют, доброта, понимание и всепрощение. Это женщина, которая подарила им жизнь. Папа — это оплот стабильности, надежности, достатка, достоинства, силы, трудолюбия, заботы. Поэтому только в традиционной, благополучной семье индивид способен перенять позитивный опыт, нормы и правила социально-адаптивного поведения, нравственные ценностные ориентации, жизненные установки и наполнить свой духовно-нравственный потенциал, тем самым обеспечивая преемственность поколений.
Мнение 80% молодых женщин значительно отличается от мужского. Согласно исследованию, современные мужчины, полагают респон-дентки, не стремятся создать семью, брать на себя ответственность за содержание и воспитание детей, в отличие от женщины, чьи морально-нравственные обязательства перед семьей и детьми оцениваются ими значительно выше. В современных условиях в сознании молодых людей наблюдается противоречивое представление о роли и статусе женщины в семье. Осознавая свои новые возможности, молодые женщины начинают предъявлять новые, не свойственные отечественной культуре требования к супругу и организации семейно-брачных отношений. Они считают, что в современной, преимущественно эгалитарной семье должно быть равноценное распределение обязанностей, совместное принятие решений и т.д. Одновременно эти новые тенденции вступают в противоречие
с традиционными представлениями, устойчиво закрепленными в индивидуальном сознании российского народа. Изменяются представления и требования женщины к супругу и внутрисемейным отношениям, распределению обязанностей в семье, к способам разрешения конфликтов и т.д. Она мечтает о соответствующем ей мужчине, образ которого «сложился» по результатам ответов респонденток. Рядом с молодой женщиной, по их мнению, должен находиться красивый, сильный, нежный, заботливый, понимающий, целеустремленный, воспитанный, справедливый, здоровый мужчина (18,5%). Ему приписываются такие характеристики, как ум, материальная обеспеченность (59,5%), честность, доброта, любящий семью (24%). 5,5% мечтают добавить к этому списку еще смелость, внимательность, симпатичность, душевность, уверенность, серьезность, хорошее атлетическое телосложение, открытость, уравновешенность, интеллектуальность, аккуратность, надежность, самостоятельность, мужественность. Мужчина должен соблюдать обязательное условие — быть опорой для избранницы.
Однако практика показывает отступление молодежи от допустимых форм семейно-брачных отношений в сторону так называемой модернизации, а именно немоногамных, альтернативных видов сожительства. Наблюдается противоречивая тенденция, при которой предъявляются высокие требования к духовно-нравственному облику матери и одновременно считаются приемлемыми антисемейные формы поведения. Наряду с идеалистическими представлениями о семейной жизни в работах мужчин-респондентов прослеживается прагматизм, в отличие от женщин. Возможность проверить «чистоту чувств» и стабильность отношений мужчины видят в необходимости совместного проживания до брака. Они изначально не видят в этом ничего предосудительного и предполагают, что девушка согласна на альтернативную, свободную от обязательств форму «семейного счастья». В этот период молодые люди хотят успеть состояться как личность, профессионал с устойчивым материальным положением. Однако продолжительность и характер таких форм взаимоотношений они четко не определяют. В свою очередь, 80% респонденток указывают на то, что они согласны вступать с мужчиной в добрачные половые отношения для быстрого достижения высокого социального статуса и стабильного материального положения. Эти данные коррелируют с представленными Анной Темкиной пятью «сексуальными сценариями» — брачно-пронатальным, романтическим, комму-
никативным, гедонистическим и рыночным. Именно последнему сценарию соответствуют желания и настроения большинства респонденток, участвовавших в нашем исследовании, где рассматриваются различные формы взаимоотношений людей, не исключая секс, как форму экономических отношений (купли-продажи), где основной критерий удовлетворенности -выгода, мужчина выступает в роли спонсора, а женщина - в роли получателя и содержанки.
Анализ ожиданий студенческой молодежи от вступления в брак и создания семьи показал, что представления о своей будущей семейной жизни были описаны весьма реалистично с учетом социально-экономической ситуации в стране. Молодые люди считают, что их семейная жизнь будет сопряжена с разного рода трудностями материального и духовного характера. При этом они не оставляют надежд на то, что их семейные отношения состоятся как счастливые, успешные, надежные и т.д. Сложности и трудности в будущей семейной жизни представляются им исключительно как материальные и жилищные, а проблемы взаимоотношений их не пугают.
Статус женщины в обществе, в отличие от статуса мужчины, изначально оценивается респондентами как низкий, однако они добавляют, что это всего лишь пережитки времени. По их мнению, социальный статус человека будет зависеть не от пола, а от уровня образования, профессионализма и умения выполнять свои социальные функции. Причины дискриминации по половому признаку студенты усматривают в традиционном распределении социальных ролей в общественном сознании между мужчиной и женщиной. Респонденты считают, что женщина должна реализовать себя как профессионал и иметь возможность делать карьеру, участвовать в политике и быть управленцем.
Социологические исследования констатируют, что в профессиональной иерархии молодых россиянок на первом месте при выборе профессий оказались традиционно «женские профессии»: научные работники, преподаватели, воспитатели. На второе место они поставили актуальные на сегодняшний день профессии в сфере экономики и планирования. Третью строчку в рейтинге занимают медицинские работники и юридический персонал. На четвертом месте - работники искусства. Работники литературы и печати заняли пятое место. Незначительный процент участниц исследования видят себя работницами торговли, ЖКХ, мелкими клерками в «фирме». Представленные результаты наглядно свидетель-
ствуют о сохранности традиционных женских профессиональных ориентаций. При определении решающих факторов выбора работы девушки на первое место поставили интересную работу (66%), а на второе место большую зарплату (57%). На третьем месте оказалась престижная организация (22%). Комфортные условия труда интересуют 14% девушек, а свободный график — 9%. Эти цифры подтверждают характерную для нашего времени ситуацию, связанную с женской занятостью, когда при выборе работы уходят на второй план такие важные для будущих жен и матерей характеристики занятости, как свободный график и комфортные условия труда. В будущем половина из них (48%) хотят видеть себя профессионалом в своем деле. 73% девушек предполагают быть материально обеспеченными, при этом возможным способом «добывания» денег они видят для себя не только содержание их богатым мужчиной, но и собственное активное участие в общественном производстве. Причем первый вариант они рассматривают как более быстрый и эффективный, но менее надежный.
Несмотря на имеющиеся различия в ориентациях на будущую профессию, у большинства девушек наблюдаются достаточно четко сформированные представления о будущей жизни и стремление к самостоятельной активной деятельности и саморазвитию. Они выстраивают последовательность и поэтапность своих жизненных целей: получение образования — создание семьи и рождение ребенка — профессиональный и карьерный рост — рождение второго ребенка. Россиянки демонстрируют желание адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развивающегося рыночного общества, найти в нем свое место. Активное стремление к самореализации является определенным критерием динамичности их духовнонравственной жизни.
Влияние существующих в России негативных тенденций ухудшения социально-правового и экономического статуса женщины в семье и обществе, изменения ее духовно-нравственных ориентиров на фоне выраженной дискриминации в производственной и общественной сферах, ухудшения ее физического и нравственного здоровья, падения престижа материнства, появления альтернативных форм брака неизбежно ведет к изменению содержания духовнонравственного потенциала россиянок.
Подчеркнем, что снижение роли и статуса семьи в российском обществе, ее кризисное положение неизбежно сказывается на духовно-
нравственном мире женщины. При этом возможности его реализации в различных типах семей остаются неодинаковыми. Так, в бездетной семье (при условии сознательного отказа от ребенка или по причине физиологической неспособности к деторождению) женщина весь свой потенциал направляет в несемейную сферу деятельности и достигает там заметных успехов. В матрифокальной семье женщина выполняет роль воспитателя и является единственным источником материального дохода и содержания семьи и ребенка. В этом случае возможность самореализации, в том числе в духовном плане, во многом зависит от уровня образования, социального и материального статуса. Отсутствие мужчины и материальные проблемы приводят к трансформации духовно-нравственной жизни женщины, ограничивают возможности его самореализации в полной мере. Альтернативная форма сожительства — «родитель — дети — подруга/друг родителя», предложенная Т.А. Гурко и Т. Агариным, представляется нам утопией, так как ее распространение затрудняет традиционные представления и стремления большинства российских женщин создать полноценную семью. А приходящие и уходящие «сострадальцы» не несут в себе какой-либо духовно-нравственной основы ни для воспитания детей, ни для укрепления семьи и тем более духовно-нравственного потенциала самой женщины.
Феноменом может стать матрифокальная семья, сознательно созданная одинокой женщиной, имеющей высокое и стабильное социально-экономическое положение. Здесь духовнонравственный мир женщины «живет по другим законам и правилам»: не обремененная бытовыми проблемами, она может реализовываться, например, во властно-политических структурах и свободно заниматься предпринимательской деятельностью.
Кризисные явления в обществе ставят современную семью и женщину перед необходимостью выбора той или иной модели существования, в которой она могла бы реализовать свои основные функции, потребности и потенциал. Попытки совместить профессиональную деятельность и карьеру с семейными заботами разбиваются о реалии российской действительности, отсутствие возможности поэтапной и последовательной реализации своих социальных ролей и функций.
Подведя итог вышеизложенному, необходимо сказать, что:
1. Изучение духовно-нравственного потенциала российских женщин на основе эмпирических данных социологических ис-
следований студенческой молодежи позволили раскрыть социокультурные представления респондентов о социальном статусе, ролях женщины в семье и обществе, ее предназначении и их ожидания от вступления в брак и видение собственной будущей семьи.
2. Качественный и количественный анализ результатов исследования свидетельствует о наличии в сознании участников анкетирования представлений о традиционном гендерном распределении социальных ролей в семье и обществе. Однако практика показывает одновременное отступление молодежи от допустимых форм семейно-брачных отношений в сторону немоногамных, альтернативных видов сожительства. ^зависимо от пола респондентов статус женщины-Матери, хранительницы семейного очага и ее роль в воспитании детей оценивается высоко. ^блюдается противоречивая тенденция, при которой предъявляются высокие требования к духовно-нравственному облику Матери и одновременно считаются приемлемыми антисемей-ные формы поведения.
3. Статусно-ролевые позиции женщин по сравнению с мужчинами изначально оцениваются всеми респондентами как низкие в сферах общественной и семейной жизни. Сохраняются традиционные представления о распределении обязанностей в семье, в профессиональной и в публичной сфере, где продолжают доминировать мужчины. Преодоление этих противоречий и повышение реального статуса женщины в обществе и семье возможно путем поэтапной реализации ею собственных и общественно значимых целей и ценностей: получение образования, рождение ребенка, профессиональный и карьерный рост и т.д. Это утверждение четко кореллирует с результатами нашего исследования.
4. Изменению содержания духовно-нравственного потенциала российских женщин способствуют ухудшение их социальноправового и экономического статуса, снижение уровня и качества жизни, явления дискриминационного характера и т.д. Подчеркивается, что снижение роли и статуса семьи в российском обществе, ее кризисное положение неизбежно сказывается на духовно-нравственной жизни женщины. При этом возможности его
реализации в различных типах семей остаются неодинаковыми.
Коренные изменения духовной жизни российского общества подвергли серьезной трансформации ценностные установки молодежи. Анализ результатов исследования подтверждает, что семья, сохраняя для индивида сакральное первостепенное значение, на сегодняшний день находится в состоянии кризиса. В особенно тяжелой ситуации оказываются женщины, на которых возлагается особая ответственность за воспитание детей и межпоколенческую трансляцию ценностей. Снижению статуса женщины в российском обществе способствует поведение молодых россиянок, ориентированное на материальное благополучие не за счет внутреннего потенциала, а путем выгодного «контрактного» сожительства.
Список литературы и примечания
1. Гурко, Т.А. Родительство: социальные аспекты / Т.А. Гурко. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 160 с.
2. Базовые ценности россиян: социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы / Отв. ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеева.
— М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 с.
3. Караханова, Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени / Т.М. Караханова // Социолог. исследования. — 2003.— № 1.— С. 74—81.
4. Любимова, А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект / А.Б. Любимова: Монография. — Н. Новгород, 1998. — 251 с. — ISBN 5-85219-048-9.
5. Немова, О.А. Мир естественной установки
детского сознания. По итогам анализа творческих работ школьников в рамках социологической феноменологии А. Шюца / О.А. Немова // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: докл. международной научно-
практической конференции, Воронеж, 24—25 сентября 2004 года.— Воронеж: ОАО Центрально-Черноземское книжное издательство, 2004. — С. 169.
6. Сологуб, Л.Г. Материнство как социальный институт: дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук: 22.00.04. / Л.Г. Сологуб. — М., 2001. — 182 с.
7. Темкина, А.А. Сценарии сексуальности и гендерные различия // В поисках сексуальности. — СПб., 2002. — С. 247 — 286.
THE SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF WOMEN IN THE VIEWS OF SUDENTS OF NIZHNI NOVGOROD HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
L.A. Varnakova
The present article material social research «Values orientations young people», earring in period 2004-2005 years ago and included 340 questionnaire, essay the students among NNNU and NNPU. The results research give possility to do conclusions, that modern young people have clears morals prencepts and staliliti volues orientations, sense of purpose to receive, acqvuire professional, the make career, creaye family and born childrens. The participants researcy try realisation your goals and tasks succession, in conformity with social statys, material plase and age possibillity.