Научная статья на тему 'Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ'

Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компаративный анализ / постматериалистические ценности / российская культура / секулярно-рациональные ценности / современное российское общество / стратификационный подход / традиционные ценности / ценности / values / stratification approach / traditional values / secular-rational values / post-materialist values / modern Russian society / Russian culture / comparative analysis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Юрьевна Беликова

Статья посвящена социологическому компаративному анализу ценностей современного постиндустриального общества с позиций стратификационного подхода. Как показывают исследования, факторы стратификации современного общества более разнообразны, нежели были выделены классической теорией стратификации, что сопряжено с многочисленными факторами усложнения общества, а также с разделением ценностей на традиционные (национальные традиции и обычаи, религия и семейные ценности) и секулярно-рациональные (самовыражение и рационализм). Автор приходит к выводу о том, что факторы дифференциации современного общества довольно разнообразны и не ограничиваются только лишь материальными, однако материальные основания влияют на степень и скорость распространения постматериальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of modern society from the position of stratification approach: comparative analysis

The article is devoted to a sociological comparative analysis of the values of modern post-industrial society from the perspective of the stratification approach. As studies show, the factors of stratification of modern society are more diverse than those identified by the classical theory of stratification, which is associated with numerous factors complicating society, as well as with the division of values into traditional (national traditions and customs, religion and family values) and secularrational (self-expression and rationalism). The author comes to the conclusion that the factors of differentiation of modern society are quite diverse and are not limited only to material ones, however, material foundations influence the degree and speed of the spread of post-material values.

Текст научной работы на тему «Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 198-204 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):198-204

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-198-204

Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ

Наталья Юрьевна Беликова

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена социологическому компаративному анализу ценностей современного постиндустриального общества с позиций стратификационного подхода. Как показывают исследования, факторы стратификации современного общества более разнообразны, нежели были выделены классической теорией стратификации, что сопряжено с многочисленными факторами усложнения общества, а также с разделением ценностей на традиционные (национальные традиции и обычаи, религия и семейные ценности] и секулярно-рациональные (самовыражение и рационализм]. Автор приходит к выводу о том, что факторы дифференциации современного общества довольно разнообразны и не ограничиваются только лишь материальными, однако материальные основания влияют на степень и скорость распространения постматериальных ценностей.

Ключевые слова: компаративный анализ, постматериалистические ценности, российская культура, секулярно-рациональные ценности, современное российское общество, стратификационный подход, традиционные ценности, ценности

Для цитирования: Беликова Н. Ю. Ценности современного общества с позиций стратификационного подхода: компаративный анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 198-204. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-198-204. EDN QXSJEA

Sociology Problems

Original article

Values of modern society from the position of stratification approach: comparative analysis

Natalia Yu. Belikova

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to a sociological comparative analysis of the values of modern post-industrial society from the perspective of the stratification approach. As studies show, the factors of stratification of modern society are more diverse than those identified by the classical theory of stratification, which is associated with numerous factors complicating society, as well as with the division of values into traditional (national traditions and customs, religion and family values) and secular-rational (self-expression and rationalism]. The author comes to the conclusion that the factors of differentiation of modern society are quite diverse and are not limited only to material ones, however, material foundations influence the degree and speed of the spread of post-material values.

EDN QXSJEA

© Беликова H. Ю., 2023 198

Keywords: values, stratification approach, traditional values, secular-rational values, post-materialist values, modern Russian society, Russian culture, comparative analysis

For citation: Belikova N. Yu. Values of modern society from the position of stratification approach: comparative analysis. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):198-204. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-198-204. EDN QXSJEA

Введение. Современное общество в целом и различные слои населения, в частности, сегодня, в условиях постиндустриального общества и турбулентной ситуации претерпевают изменения различного рода ценностей. Ценности, относящиеся к разным слоям общества, фигурируют независимо друг от друга и характеризуются заметными изменениями, что детерминировано лонгитюдными коренными изменениями во всех сферах социальной жизнедеятельности.

В основе формирования ценностей современного общества лежит, по мнению М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги и И. О. Тюриной, «общественное разделение труда и социальные институты, как механизм реализации распределительных отношений, - важные генераторы функционирования»^, с. 18], а также фактор стратифицирования общества.

Прежде чем вести речь о компаративном анализе ценностей современного общества в рамках стратификационного подхода, необходимо остановить взор на ключевом предмете исследования -ценностях, определяющих принципы организации и структуры любого общества, а также являющихся фактором стабилизации и успешного функционирования социальных страт.

Распределение различных слоев населения по стратам, статусам и другим основаниям является важным фактором и индикатором доступа к тому, что в данном конкретном обществе является приоритетными (фундаментальными] ценностями (образование, власть, богатство, престиж] исходя из потребностей общества.

Теоретическое обоснование. Ценностную структуру всякого общества можно схематично представить в виде некой усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ и сообществ, ценности различных социальных страт, групп, и, наконец, ценностные ориентации отдельных индивидов. Каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, выступающими для них определенным фундаментом формирования ценностей.

Исследуя ценностное сознание граждан российского общества, ориентированного преимущественно на ценности советского общества, группа ученых под руководством Н. И. Лапина, путем эмпирических исследований выявила статусно-иерархическую структуру ценностных ориентаций, в рамках которой были типологизированы: во-первых, ядро ценностной структуры (принятые общесоциальные ценности]; во-вторых, резерв ценностной структуры, состоящий из мигрирующих ценностей в рамках той или иной страты; в-третьих, периферийные ценности, обладающие статусной (стратификационной] мобильностью [2, с. 10].

Согласно данным Института социологии РАН, «в России как минимум 10-12 социальных страт, каждая из которых - социальная обособленность, там своя социальная реальность, со своими ценностями и интересами, доходными и имущественными характеристиками, образом и стилем жизни,что интересно, своим жизненным целеполаганием» [3, с. 353].

Говоря об эмпирических данных, стоит отметить, что учеными в области социально-гуманитарных наук регулярно проводятся исследования, которые позволяют выявить влияние уровня доходов на ценностную структуру человека. Однако эти исследования в некоторой степени неравномерны, поскольку больше внимания уделялось влиянию уровня доходов на более глобальные категории - например, уровень удовлетворенности жизнью или уровень счастья.

Как указывают в своей статье российские исследователи Т. Г. Анисимова и А. Л. Маршак, в соответствии с полученными данными опросов населения в 2021-2022 гг., в основе социальной стратификации лежат разные признаки. «Однако существует и общий идентификационный показатель -принадлежность к объединению по патерналистским условиям. Свыше 80% населения считают себя россиянами, а своей Родиной - Российскую Федерацию. Отсюда другой важнейшей чертой, соли-даризирующей общество, является общенациональная российская культура» [4, с. 147]. При этом исследователи отмечают, что общность культуры «содержит в себе глубокую дифференциацию, что характерно для любого многонационального и многоконфессионального общества» [4, с. 148].

Отсюда следует, что даже ценности общенациональной российской культуры дифференцируются и стратифицируются.

Основываясь на данных опросов мирового уровня, можно найти переменные для описания структуры индивидуальных ценностей и их зависимости от уровня дохода и других характеристик, определяющих принадлежность индивида к той или иной социальной страте.

Так, в [5] авторы, опираясь на данные 7-ой волны Всемирного обзора ценностей1, составили многофакторную модель зависимости индивидуальных ценностей от уровня дохода, уровня образования, уровня квалификации и положения на рынке труда и др.

Первый вывод, сделанный авторами, демонстрирует прямую корреляцию уровня дохода и уровня приверженности ценностям самовыражения (некоторые факторы были объединены в группы]: чувство счастья, уровень доверия к людям, выбор постматериалистических ценностей, активная гражданская позиция.

В противовес ценностям самовыражения на данной оси использовались ценности выживания; для постматериалистических ценностей противоположной стала экономическая защищенность и безопасность; активная гражданская позиция выражается в более активном участии в общественных организациях и присоединении к демонстрациям. Также стоит отметить, что у людей с высоким уровнем дохода доверие выше не просто к окружающим людям, но и к различным организациям, в т.ч. правительственным, надправительственным и прочим политическим организациям. Авторы исследования усматривают основание этой связи в гораздо большем вовлечении богатых людей в политические процессы.

Среди ценностей самовыражения уровень дохода с наибольшей силой влияет на следующие субъективные факторы:

• состояние здоровья и большее внимание к досуговому времяпрепровождению и друзьям;

• высокую толерантность;

• стремление к индивидуализму и ощущению свободы собственного выбора;

• поддержку идей о равенстве полов;

• поддержку расширения рыночных отношений и выделение демократической политической системы в качестве лучшей;

• акцентирование внимания на воспитании в детях воображения и настойчивости.

Также отмечается, что, несмотря на более высокую приверженность идеям индивидуализма и постматериализма (в рамках которого брак считается устаревшим институтом], более богатые люди относятся к браку и семье более позитивно, чем бедные. Иными словами, страта наиболее богатых людей, по сравнению с бедными, поддерживает семейные ценности. А вот религиозные ценности, напротив, более значимы для групп с более низким доходом.

Эти данные соотносятся с разделением ценностей на традиционные (национальные традиции и обычаи, религия и семейные ценности] и секулярно-рациональные (самовыражение и рационализм]. Различаются эти группы ценностей по трем основаниям, отраженным в табл. 1.

Таблица 1 - Содержание основных традиционных и секулярно-рациональных ценностей.

Составлено автором на основе [5, 6].

Table 1 - The content of the main traditional and secular-rational value.

Compiled by the authors on the basis of [5, 6]

содержание ценности ценности содержание

традиционные секулярно-рациональные

экономическая и физическая безопасность выживание самовыражение свобода, творчества

интересы группы коллективизм индивидуализм автономия личности

признание неравенства, уважение власти иерархия равенство убежденность в равенстве людей

1 Исследовательский проект Всемирный обзор ценностей. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

В основе разделения ценностей на эти группы лежит уровень удовлетворения материальных потребностей. При низком уровне удовлетворенности в приоритет выходят вопросы выживания и достижения необходимых материальных благ. Если базовые материальные потребности в данном обществе удовлетворяются гарантированно, члены общества получают возможность уделять больше внимания постматериалистическим ценностям.

Ценности обеих групп одновременно присутствуют в обществе и их соотношение определяет социальную специфику. Отмечается, что переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональ-ным сопровождает модернизацию общества. Главным индикатором этого перехода служит отказ от преобладания религиозных ценностей. Переход от выживания к самовыражению связывают с возрастанием уровня безопасности и благосостояния общества и этапом постмодерна, когда общество становится более зрелым и переориентируется на личную автономию [6].

Существует и иная, контекстуальная трактовка ценностей в зависимости от традиционной или секулярно-рациональной системы. Так, «выживание» и «самореализация» будут содержаться в обеих системах, но иметь разную контекстуальную смысловую нагрузку, что отражено в табл. 2.

Таблица 2 - Контекстуальная трактовка ценностей. Составлено автором на основе [6]

Table 2 - Contextual interpretation of values. Compiled by the authors on the basis of [6]

Ценность Содержание ценности в традиционной системе Содержание ценности в секулярно-рациональной системе

выживание поддержание стабильности и предсказуемой эволюции сообщества в рамках поддержки максимы самоценности человеческой жизни: физическое выживание индивида, поскольку экономическое благополучие и безопасность подразумеваются «по умолчанию»

самореализация сохранность общества, его социальной и культурной идентичности через вклад членов этого общества. Иногда достигается ценой жизни личностная идентичность как самоценность

В рамках данной публикации, снова обращаясь к российским исследованиям, интересным представляется опрос ВЦИОМ о традиционных ценностях и целях россиян1. Опрос был проведен 18-19 марта 2023 г. и охватил 1600 респондентов.

Респондентам был задан вопрос о том, важно ли им, чтобы в будущем Россия сохранила традиционные моральные, национальные, религиозные ценности. Для 81 % ответивших сохранение этих ценностей является важным. В табл. 3 представлено распределение ответов в зависимости от половозрастных характеристик респондентов.

Исходя из того, что жизненные цели и ценности человека взаимообусловлены [7], мы посчитали справедливым рассмотреть взаимосвязь важных для респондентов целей с уровнем их дохода в соответствии с одним из важнейших параметров теории стратификации.

По уровню доходов респонденты делятся на 5 групп на основании их собственной оценки своего материального положения (по 5-балльной шкале: очень хорошее, хорошее, среднее, плохое, очень плохое]. Респондентам было предложено выбрать наиболее важную из 18 целей. Также можно было дать свой открытый ответ, но в рамках этой статьи, опираясь на данные, находящиеся в открытом доступе, мы проанализировали только 18 сформулированных в опросе целей.

Полное процентное распределение в зависимости от уровня доходов представлено на рис. 1.

1 Опрос ВЦИОМ: Традиционные ценности, современные цели [электронный ресурс] URL:

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 08.12.2023).

Таблица 3 - Важность сохранение российских традиционных моральных, национальных, религиозных ценностей. Источник: опрос ВЦИОМ1

Table 3 - The importance of preserving Russian traditional moral, national, and religious values. Source: VCIOM survey

Все опро- Муж- Жен- 18-24 25-34 35-44 45-59 60 лет и

шенные ской ский года года года лет старше

Важно (сумма баллов

5-7 по шкале важно- 81 74 87 54 62 82 88 92

сти от 1 до 7]

Не важно (сумма бал-

лов 1-4 по шкале важ- 17 23 12 43 34 16 10 6

ности от 1 до 7]

Затрудняюсь ответить 2 3 1 3 4 2 2 2

Q0

Создать счастливую семью, воспитать детей

Здоровье

Заниматься любимым делом Иметь собственный бизнес Снискать уважение окружающих, признание коллег по работе

Иметь интересную работу Обзавестись связями, полезными знакомствами

Сделать карьеру Иметь надежных друзей Побывать в разных странах мира Стать известным Получить качественное образование

Развлечения, удовольствие

Иметь возможность для свободного выражения своей позиции, мнения

Иметь доступ к власти

Попасть в элиту общества

Иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие

Стать богатым человеком

10/

2Q0

30/

40/

Очень плохое ■ Плохое «Среднее Хорошее ■ Очень хорошее

Рис. 1. Распределение жизненных целей респондентов в зависимости от материального положения, %. Составлено автором на основе данных опроса ВЦИОМ2

Fig. 1.Distribution of respondents' life goals depending on their financial situation, %. Compiled by the author on the basis of VCIOM survey data

Из этого распределения видно, что три главные ценности для всех групп респондентов одинаковы: создание семьи и воспитание детей; здоровье; возможность заниматься любимым делом.

1 Опрос ВЦИОМ: Традиционные ценности, современные цели [электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 08.12.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же.

Но даже для этих ценностей есть различия: так, создать семью стремятся опрошенные с более хорошим положением, а здоровье в наибольшей степени волнует респондентов с очень плохим материальным положением. Также стоит обратить внимание, что желание иметь собственный бизнес в наибольшей степени стремятся только респонденты с самым высоким материальным положением. Стремление иметь надежных друзей снижается с повышением материального положения. Эти данные для наглядности выделены в табл. 1.

Таблица 1 - Выборочное распределение жизненных целей респондентов в зависимости от материального положения, %. Составлено автором на основе данных опроса ВЦИОМ1

Table 1 - Selective distribution of respondents' life goals depending on their financial situation, %.

Compiled by the author on the basis of VCIOM survey data

Цель/ материальное положение Очень хорошее Хорошее Среднее Плохое Очень плохое

Создать счастливую семью, воспитать детей 24% 25% 23% 17% 10%

Здоровье 21% 32% 30% 29% 35%

Иметь собственный бизнес 9% 2% 2% 2% 2%

Иметь надежных друзей 3% 6% 7% 7% 10%

В остальном различия между группами респондентов не столь существенны.

На основании этих данных, безусловно, нельзя сделать однозначные социологические выводы, поскольку на многие переменные воздействуют факторы, не учтенные в опросе. Так, к примеру, более низкий показатель цели создать семью для группы с очень плохим материальным положением может быть обусловлен как самим положением, так и тем, что у этих респондентов уже может быть семья со взрослыми детьми, что делает эту цель сбывшейся. Хотя здоровье в большей степени зависит от возможностей им заниматься и определяется достатком человека: при низких доходах и недостатке свободного времени (из-за высокой трудовой загруженности, обусловленной необходимостью повысить заработок], вопросы здоровья уходят на задний план.

Однако вне зависимости от предпосылок, ценности и, как следствие, жизненные цели и ориентации зависят от материального фактора как напрямую, так и опосредованно через другие факторы [8].

В частности, указанные выше авторы Т. Г. Анисимова и А. Л. Маршак, отмечают, что факторы стратификации современного общества очень разнообразны, т.к. связаны не только с материальным положением, статусными позициями и социальным самочувствием различных слоев населения, но также с возможностями самореализации, совокупным влиянием информационно-коммуникационной системы и доступа к сети Интернет.

Выводы. В современном обществе все чаще возникают новые основания, по которым члены общества могут формировать новые социальные группы и страты. Классическая теория, выделяющая в качестве оснований для стратификации доход, власть, образование и престиж, в современных условиях не полностью объясняет глубокую дифференциацию постиндустриального общества. Ценностная структура общества и ценностные ориентации индивида соотносятся с положением индивида в стратификационной структуре общества. Мировые эмпирические исследования показывают, что индивидуальные ценностные структуры в значительной степени зависят от уровня дохода индивида. Так, чувство счастья, более высокий уровень доверия людям, организациям и социальным институтам, а также выбор в пользу постматериалистических ценностей характерны для индивидов с высоким уровнем дохода.

Уровень материальной удовлетворенности служит основанием для разделения ценностей на традиционные и секулярно-рациональные. Первые связаны с тем, что индивид для выживания и развития должен вкладываться в общество. Когда общество достигает определенной зрелости, оно способно предоставить своим членам базовые материальные блага, что в свою очередь дает индивидам свободу заниматься собственным саморазвитием. Этот процесс сопровождается переходом от коллективизма к личностной автономии. Это достигается за счет возрастания уровня благосостояния общества.

В российском обществе все еще сохраняется приверженность традиционным, религиозным и национальным ценностям, однако возможность заниматься любимым делом, которое можно рассматривать в качестве способа самореализации, также в достаточной степени ценится россиянами.

1 Опрос ВЦИОМ: Традиционные ценности, современные цели [электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 08.12.2023).

Факторы дифференциации современного общества довольно разнообразны и не ограничиваются только лишь материальными, однако материальные основания влияют на степень и скорость распространения постматериальных ценностей.

Список источников

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ (монография]. М.: ФНИСЦ РАН. 2023; 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023

2. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996; №5: 3-19.

3. Горшков М.К. «Есть такая профессия - общество изучать». Избранные статьи, интервью, биографические откровения. М.: Весь Мир. 2020; 464 с.

4. Анисимова Т.Г., Маршак А.Л. Влияние культуры на социальное самочувствие как условие преодоления расслоения современного российского общества // Власть. 2023. № 2. C. 147-154.

5. Зинькина Ю. В., Устюжанин В. В., Шульгин С. Г., Коротаев А. В. Влияние уровня дохода на ценностные установки индивидов на глобальном уровне // Век глобализации. 2022. № 4 (44]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-dohoda-na-tsennostnye-ustanovki-individov-na-globalnom-urovne (дата обращения: 08.12.2023)

6. Кузнецов И. М. Ценностные маркеры культурно-историческои идентичности россиян // Вестник Института социологии. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-markery-kulturno-istoricheskoi-identichnosti-rossiyan (дата обращения: 08.12.2023).

7. Лебедева Е. А. Взаимосвязь целей и ценностей // International scientific review. 2016. № 2 (12]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tseley-i-tsennostey (датаобращения: 08.12.2023].

8. Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Под ред. Н. Е. Тихоновой. Москва: «Весь Мир», 2022. 424 с.

References

1. Gorshkov M. K., Sheregi F.E., Tyurina I.O. Reproduction of intellectual labor specialists: sociological analysis (monograph). Moscow: FNISC RAS; 2023. 383 p. (In Russ.)

2. Lapin N. I. Modernization of the basic values of Russians. Sociologicheskie issledovanija. 1996; (5): 319. (In Russ.)

3. Gorshkov M. K. "There is such a profession - to study society" - Selected articles, interviews, biographical revelations. Moscow.: The whole world; 2020. 464 p.(In Russ.)

4. Anisimova T. G., Marshak A. L. The influence of culture on social well-being as a condition for overcoming the stratification of modern Russian society. Vlast'. 2023;(2):147-154. (In Russ.)

5. Zinkina Yu. V., Ustyuzhanin V. V., Shulgin S. G., KorotaevA.V.The influence of income level on the value attitudes of individuals at the global level. Vek globalizacii. 2022;4(44). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vliyanie-urovnya-dohoda-na-tsennostnye-ustanovki-individov-na-globalnom-urovne [Accessed 25 No-vemer 2023]. (In Russ.)

6. Kuznetsov I. M. Value markers of cultural and historical identity of Russians. Vestnik Instituta soci-ologii. 2017;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-markery-kulturno-istoricheskoi-iden-tichnosti-rossiyan [Accessed 25 Novemer 2023]. (In Russ.)

7. Society of unequal opportunities: the social structure of modern Russia. N. T. Tikhonova (ed.). Moscow: "The Whole World"; 2022. 424 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Н. Ю. Беликова - проректор по непрерывному образованию и международной деятельности, кандидат исторических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет.

Information about the author N. Yu. Belikova - Vice-Rector for Continuing Education and International Activities, Cand. Sci.(History), Associate Professor, Kuban State Technological University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 27.11.2023; одобрена после рецензирования 05.12.2023; принята к публикации 06.12.2023.

The article was submitted 27.11.2023; approved after reviewing 05.12.2023; accepted for publication 06.12.2023. 204 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.