УДК 001.18+304.44+316.3
Pshenichnikova L.L. THE TRANSFORMATION OF VALUE-MEANING OF IDENTITY IN A MODERNIZED SOCIETY.
The article deals with the basic approaches in the study of changes in the conditions of cultural transmission. Review of the theoretical and practical research of transformation of values and socio-cultural meanings of the individual in the process of upgrading allowed to form groups of values inherent in traditional, modernized and informational societies in different historical periods, to identify the main factors influencing change in value-meaning of identity.
Key words: values, socio-cultural contexts, processes of modernization, traditional society, modernized society, information society.
Л.Л. Пшеничникова, заместитель директора по развитию и координации внебюджетной деятельности, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются основные подходы в изучении изменений, происходящих с человеком в условиях культурной трансмиссии. Обзор теоретических и практических исследований трансформации ценностных установок и социокультурных смыслов личности в процессе модернизации позволил сформировать группы ценностей, присущих традиционному, модернизированному и информационному обществам в разные исторические периоды, определить основные факторы, влияющие на изменение ценностно-смысловой сферы личности.
Ключевые слова: ценности, социокультурные смыслы, модернизационные процессы, традиционное общество, модернизированное общество, информационное общество.
Сутью феномена модернизации является трансформация мира, вызванная политическими, экономическими, технологическими, и социокультурными инновациями. Значительные, масштабные изменения привели к перевороту в человеческом сознании, ценностях и верованиях, структуре жизнедеятельности.
Одной из проблем социокультурных трансформаций в обществе является проблема конфликта между ценностями западной культуры и культурными средами других стран. Поэтому, представляет интерес исследование человека в модернизированной культуре.
Изменение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процесса модернизации приводит к формированию в ней определенных ценностей, качеств и установок, способствующих эффективному функционированию современного человека. Проведенные Гарвардским проектом в 70-х годах двадцатого века исследования выявили следующие важные качества современной личности:
- ориентация на текущий момент и будущее,
- развитие личной ответственности;
- открытость изменениям и новациям;
- готовность к восприятию различных мнений;
- потребность в справедливости;
- высокая ценность образования;
- вера в регулируемость социальной жизни;
- уважение достоинства других.
Но формирование личности должно происходить в рамках той культурной среды, в которой она существует, поэтому невозможно выделить ее свойства, типовые для всех культур и народов. В исследовании изменений, происходящих с человеком в условиях культурной трансмиссии, выделены «личностный синдром» (Р Белла), или модель «современного человека» (А. Инкелес, Д. Смит) [1].
В соответствии с их концепциями, развитая, сложившаяся личность может описываться как целостная, тождественная самой себе, способная к творческому преобразованию окружающей действительности. Данный подход предполагает, что в процессе личностного развития индивидуума возникает соответствие между групповыми самоидентификациями человека и его внутренним, индивидуальным содержанием как носителя определенных ценностей, принятых в культуре конкретного общества.
Традиционная культура основана на восприятии незыблемости мироздания, на сохранении традиций, на регламентации требований, которые предъявляется социумом к индивидам. Процесс социокультурных трансформаций у разных цивилизаций определяется позицией приобретения новых признаков в процессе движения и развития человека, включенного в систему современных социальных связей, уверенного в собствен-
ной значимости и идентичности, преобразующего не только предметную, но и социальную среду.
Уровень модернизации культуры зависит от адаптации поведения людей к определенному типу социокультурной реальности, изменяющейся в результате процесса модернизации. Если усвоенная в детстве культура перестает соответствовать измененным условиям, то она становится нефункциональной. Возникает конфликт между ценностно-смысловыми регуляторами поведения индивидуума и внешними условиями данного поведения.
Ценности представителей различных культур при переходе от модернизированного к информационному обществу можно объединить в следующие группы (Р. Инглхарт):
1) ценности выживания в противопоставлении с ценностями самовыражения;
2) традиционные ценности и как противопоставление -секулярно-рациональные ценности.
По результатам изучения ценностей, проводимого Р. Ингл-хартом на протяжении 25 лет (охват исследований - 75 стран), в социумах с преимущественным преобладанием ценностей выживания характерными чертами являются низкие показатели здоровья населения, невысокий уровень благосостояния, нетерпимость к инакомыслию, к равенству полов, особое внимание к материальным аспектам жизнедеятельности, игнорирование природоохранной проблематики.
Прямо противоположных взглядов на перечисленные ценности придерживается социум, у которого на первом плане находятся ценности самовыражения.
Общества с традиционными ценностями поддерживают религию, стандарты и устоявшиеся каналы передачи культурного познания от поколения к поколению. Секулярно-рациональ-ные ценности предполагают ориентацию обществ на внесение в культуру изменений, причем в постоянно меняющихся условиях более компетентными оказываются люди молодого возраста, а не представители старшего поколения, которые теряют функции управления жизнедеятельностью общества. Такие культуры называют «кофигуративными», где основной моделью поведения для индивидуума становится «поведение их современников» [2, с. 342].
Кардинальное изменение ценностей в модернизированном обществе, по теории Р. Инглхарта, происходит согласно гипотезам недостатка и социализации. Первая гипотеза предполагает, что ценности индивида определяются его потребностями, которые еще не удовлетворены. Если же происходит их удовлетворение, то первоначальные ценности заменяются следующими.
Согласно гипотезе недостатка, технологический прогресс меняет одновременно не только характер производства, но
и экономические условия, что, по мнению исследователя, автоматически приводит к изменению ценностных установок и приоритетов. Однако в реальной практике указанные изменения не связаны между собой так однозначно.
Следуя гипотезе социализации, существует временной па-раклаз между изменениями в социально-экономической сфере и изменениями в области политических ценностей. Только спустя десятилетия преобразований экономических и социокультурных условий, в политическую сферу приходит поколение, формирование которого происходило в период изменений.
Информационное общество предполагает смещение акцента с научного рационализма, экономической эффективности и бюрократизации к гуманистическому социуму, где формируется культурное многообразие, происходит интенсификация культурных связей и обменов, реализуется творческий потенциал личности. Но главное, по мнению Р. Инглхарта, меняется характер потребностей и ценностных ориентиров человека.
Существенным компонентом модернизации является тот факт, что многие области жизнедеятельности человека, которые ранее считались предначертанными судьбой, воспринимаются в эпоху модернизации как зависящие от индивидуального или коллективного выбора, либо от их умножения. В настоящее время общество убеждено в том, что традиционные ценности трансформированы настолько, что люди должны выбирать, независимо от того, хотят они этого или нет.
Одной из наиболее классических функций общества является избавление его представителей от выбора и неопределенности. Проблема заключается в том, как обеспечить социальный порядок в том социуме, из которого уходит судьба. Снятие ограничений для альтернативных человеческих выборов - это самый сильный стимул современности.
По мнению исследователей информационного общества, его отличительной чертой становится гибкость в поведении индивидуума, касающаяся производства, потребления, выбора профессии и т.п. В условиях современности происходит персона-лизации субъекта культуры.
Но в реальности, процессы, обозначаемые как персонали-зация личности, выступают как индивидуализация процессов потребления, а не процессов творчества, причем свобода самовыражения заменяется свободой выбора и свободой критики установленных ценностей, образцов развлечения и досуга.
С другой стороны, с реализацией права на разнообразие в жизни складывается современный индивидуализм. Новая ин-новативная культура, предполагающая неограниченное творчество, все же еще достаточно продолжительное время остается культурой высокообразованной страты общества. В то же время, массовая культура сохраняет свое преобладающее положение как культура социальных групп с массовым сознанием.
В условиях постмодернизации удовлетворение индивидуальных потребностей личности сопровождается возникновением новых ценностей - искренности, доверительности, обаяния. Поэтому современный человек - это не только личность, но человек, который стремится не только осмыслить опыт своей жизни, создать собственные жизненные ресурсы, но и реализовать намеченную жизненную стратегию.
Индивидуализация личности определяется желанием человека быть отличным от других с собственными вкусами и поведением, быть самостоятельной личностью, т.е. освободиться от установленных обществом социальных стандартов и правил.
Вместе с тем, формирование демассифицированной культуры, а в ее рамках и самодостаточного современного индивидуума, создает лишь потенциальную, а не автоматическую вероятность использования этих возможностей и создания новой системы ценностей в масштабах всего социума.
Ценности являются собирательными, включающими исторический опыт представлениями людей, которые отражают смыслы культуры человечества и отдельных этносов. Они представляют собой фундаментальные нормативные установки, с которыми соотносятся конкретные типы поведения, типы отношений индивидуумов и социальных страт к социокультурным трансформациям в обществе.
Ценности обеспечивают объединение социума, образуя двуединую систему: с одной стороны, одобряемых выборов поведения индивида, с другой - мотиваторов развития интересов и потребностей общества как социокультурной системы.
Они формируются в юности, в период «первичной» социализации человека. Но могут значительно изменяться в периоды
жизни, связанные с собственными кризисами человека, либо с кризисами его социального окружения. Такие изменения меняют структуру ценностей, их статус, иерархию по отношению друг к другу, делая ценности более или менее значимыми в индивидуальном и общественном сознании, меняя их социокультурный смысл для человека и социальных групп.
В девяностых годах прошлого века российский исследователь А.В. Андреенкова [3, с. 73-81], применив концепцию Р. Инглхарта, провела изучение ценностей россиян. Анализ полученных данных выявил, что 21 процент опрошенных являлись приверженцами «материалистических» ценностей, а к «постматериалистам» себя отнесли только 0,1 процент респондентов. Близкими по индексу материалистических ценностей с Россией были определены страны Европы - Португалия, Греция, Австрия, подтверждая гипотезу о взаимосвязи уровня модернизаци-онного развития с главенствующими ценностями страны.
Результаты эмпирических исследований отечественных ученых начала двухтысячных годов определили, что отличие системы ценностей жителей России от западноевропейской находится в области экономической безопасности, где существовала значительная приверженность россиян указанным ценностям, одновременно Россия проявляла высокую степень экспли-цитности либертарных ценностей.
Данные российских ученых подтверждают основной тезис Р. Ингельхарта о том, что постматериализм все шире распространяется в каждом новом поколении. Основным фактором изменений ценностей является принадлежность к разным поколениям и возраст. Выявлено, что от одного поколения к другому данные изменения происходят по вектору авторитаризм -либертаризм.
Наиболее важным среди других социокультурных факторов является образование, которое влияет на скорость распространения постматериализма в социуме. При этом либертарные ценности находятся в серьезной зависимости от образования. С ростом уровня образования населения наблюдается распространение в обществе постматериалистических ценностей.
В современном информационном мире все больше внимания уделяется созданию системы образования, настроенной не на потребление и передачу готовой информации, а на производство обучающимися творческих идей и самостоятельный поиск новых знаний. Развитие образовательной системы осуществляется в соответствии с требованиями современного социума, где происходит постоянное обновление знаний, которыми обладает человечество.
Предпринятый анализ изменений социокультурного смысла системы ценностей в ходе модернизационного перехода к современному обществу позволил раскрыть существенные особенности, представляющие личность в модернизированном обществе. Они включают развитие самостоятельности и персональной ответственности, гибкого отношения к предстоящим изменениям, встроенности в широкий круг социальных внесе-мейных отношений и ориентации, преимущественно, на техногенную (неприродную) среду обитания.
Развитие модернизационных изменений, формирование новых структур, взаимопроникновение традиционных и модернизированных элементов в одном и том же социуме открывает возможность негативного течения социальных процессов, что и произошло в России в конце 90-х годов. Опасность данных процессов может быть еще и в том, что модернизированные структуры могут активизировать традиционные ценности, разрушить современные, вплоть до подавления инновационных «точек роста».
Ценностный подход к окружающей действительности, социуму предполагает рассмотрение реальности, освоенной индивидуумом, изменений в содержании его сознания, личностной культуры, деятельности.
Социокультурное рассмотрение человека сосредоточено на его способности формировать и развивать свои ценности, социальное поле сознания, деятельности и поведения
Выявление ценностной базы российской культуры, ее врастание в историю и социальную сферу общества, исследование изменений ценностных установок на уровне социальных страт, форм и типов культур позволяет определить интегральные направления развития, позволяющего сохранить самобытность общностей и народов, занять достойное место в современном социуме.
Библиографический список
1. Inkeles, A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.
2. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988.
3. Андреенкова, А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. - 1994. -№ 11.
Bibliography
1. Inkeles, A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.
2. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M., 1988.
3. Andreenkova, A.V. Materialisticheskie/postmaterialisticheskie cennosti v Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. - 1994. - № 11.
Статья поступила в редакцию 08.08.14