2. http://www.ef.ru/englishfirst/default.aspx (Дата обращения 23.03.2016)
3. http://www.et-rostov.ru/ (Дата обращения 23.03.2016)
4. http://www.ispeak-school.ru/ (Дата обращения 23.03.2016)
5. http://www.languagelink.ru/ (Дата обращения 23.03.2016)
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека - М., 1999.
7. Багиев Г.Л., Меффет Х. и др. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эфективность. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
8. Лукашенко, М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг / М. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 47-56.
9. Сенников, С. Г. Конкурентоспособное развитие рынка услуг дополнительного профессионального образования в регионе / С. Г. Сенников // Экономика образования. - 2007. - № 3. - С. 133-146.
10. Третьяк О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика// Российский журнал менеджмента, 2006. Т.4 №2.
Бернгард Е.В. аспирант
факультет Философии и социальных наук Белорусский государственный университет Республика Беларусь, г. Минск ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ
МОДЕРНИЗАЦИИ Аннотация: Понятие «ценность» в рамках теории модернизации рассматривается с точки зрения достижения цели. Факторами формирования ценности выступают социально-экономические и культурные изменения в обществе. В условиях нехватки материальных благ люди придают большее значение материалистическим ценностям. В ситуации изобилия материальных благ - ценностям самовыражения (постматериалистическим).
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, модернизация, материалистические ценности, постматериалистические ценности.
Система ценностей представляет собой основополагающую константу как индивидуального, так и общественного сознания. Именно качественная определенность этой системы создает условия для формирования тех или иных поведенческих установок людей. Ценностные ориентации формируются в каждом обществе постепенно под воздействием различных социальных процессов. Ответ на вопрос, каким образом происходит формирование ценностных ориентаций, что является причиной, а что следствием данного процесса, предлагает нам теория модернизации через рассмотрение экономических, культурных и политических изменений. Экономические, культурные и политические трансформации связаны друг с другом настолько, что эта взаимосвязь способна прогнозировать характер их
воздействия на социальную систему.
В основу первоначальных теорий модернизации было положено развитое М. Вебером представление о рационализации как тенденции исторического процесса. Понятие модернизации вводило различение двух типов обществ - традиционного и индустриального, они же выступали обозначениями крайних точек на оси ценностей. Теории модернизации привлекались для описания противостояния «демократических» и «авторитарных» обществ, «передовых» и «развивающихся» [1].
В 70-е гг. прошлого века возник проект по исследованию мировых ценностей под руководством Р. Инглехарта, в рамках которого была изменена концепция модернизации. Р. Инглехарт использовал теорию потребностей А. Маслоу: разграничение между фундаментом пирамиды потребностей и ее ступенями было переформулировано в различие материалистических и постматериалистических ценностей [1]. Если раньше эффективность модернизации выводилась почти исключительно из экономического роста, то теперь признается важная роль ценностей, отношений, символических смыслов и культурных кодов [2].
Понятие «модернизация», с точки зрения Рональда Инглхарта, трактуется как направление развития, ключевыми аспектами которого является индустриализация, как следствие урбанизация и рост профессиональной специализации [3]. Модернизация - совокупность социальных изменений, связанных с индустриализацией. Вступив в действие, она стремится проникнуть во все сферы жизни, принося профессиональную специализацию, урбанизацию, повышение уровня образования, увеличение продолжительности жизни и быстрый экономический рост, которые создают самоусиливающийся процесс, преобразующий общественную жизнь и политические институты [4].
В целом, модернизация понимается как совокупный и нелинейный процесс человеческого развития, которое определяется социально-экономическими, культурными и политическими преобразованиями.
Р. Инглхартом и К. Вельцелем, исходя из результатов полученных межстрановых данных исследования мировых ценностей (WVS - World Values Survey 1981-2014гг.), было выявлено: во-первых, модернизация в социально-экономической сфере, во-вторых, утверждение ценностей самовыражения в культурной сфере, в-третьих, демократизация представляют собой компоненты единого основополагающего процесса человеческого развития [5].
Основная предпосылка теории модернизации заключается в том, что социально-экономическое развитие приводит к масштабным социальным, культурным и политическим изменениям. Возникновение в обществе гражданских и политических свобод, гендерного равенства и отзывчивости властей ведет к построению гуманистического общества, в центре которого находится человек.
Исходным моментом социально-экономического развития являются
технические инновации, повышающие производительность труда, затем профессиональная специализация, повышение уровня образованности и доходов населения, формы взаимодействия между людьми, таким образом, главную роль начинают играть не руководство и подчинение, а договорные отношения, в долгосрочной перспективе все это оборачивается переменами в сфере культуры, а именно: изменением гендерных ролей, отношения к власти и сексуальных норм, сокращения рождаемости, широкого участия народа в политике, формирования общества более критично настроенного и менее пассивного [5].
Понятие «ценность» в рамках теории модернизации рассматривается с точки зрения достижения цели, ценность как самоцель. Ценностные ориентации устанавливают критерии желательности или нежелательности тех или иных целей. Ценностные ориентации выступают мотивационным регулятором поведения людей. Со временем, в условиях технологического прогресса и социально-экономического роста происходит эволюция ценностей: в социальной системе приживаются те ценности, которые наиболее пригодны для жизни в конкретных социально-экономических и культурных условиях.
Например, Н.И. Лапин выделяет два типа базовых ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), которые в свою очередь подразделяет на традиционные, общечеловеческие и современные. Современными терминальными ценностями Н.И. Лапин определяет такие ценности, как жизнь и свобода [6]. У Р. Инглхарта одну из ключевых ролей в обществе модернити играет свобода выбора, как результат социально-экономического развития и повышения уровня благосостояния людей [5]. У К.Вельцеля - ценность свободы, как результат личной
эмансипации, независимости личного выбора и повышения приоритета равных возможностей[7].
Для обоснования взаимосвязи изменения социально-экономического и культурного развития и ценностных ориентаций Р. Инглхарт и К. Вельцель выдвигают следующие гипотезы, которые подтверждаются в ходе исследований мировых ценностей (WVS - World Values Survey), проводимых 1981-2014гг.:
Гипотеза дефицита - в условиях нехватки материальных благ люди придают большее значение материалистическим ценностям. В ситуации изобилия материальных благ - ценностям самовыражения [5].
Гипотеза социализации - основополагающие ценности человека отражают условия, в которых прошли его детство и юность, но это влияние слабеет, если противоречит опыту человека [5].
В рамках теории модернизации ценности подразделяют на материалистические и постматериалистические, которые характерны для индустриального и постиндустриального общества соответственно.
Материалистические ценности характерны для традиционного (индустриального) общества. Для политической жизни традиционных
обществ характерны авторитаризм, отсутствие развитого гражданского общества, вера в святость и непогрешимость власти. Регуляция поведения осуществляется через традиции, обычаи и «нравы» («неписаные» нормы), воспринимаемые как «данные свыше» и неизменные [8]. В обществе, где существует больше прав на труд у мужчин, ограничение свободы сексуальных меньшинств, негативное отношение к неполным семьям, рождению детей вне брака, осуждение и запрет абортов и разводов, а также низкая степень удовлетворенности жизнью, финансовые трудности, затруднения в приобретении материальных ценностей, субъективное ощущение депрессии, несчастья, низкая степень доверия людям и социальным группам, индифферентное отношение к своей профессии, доминируют традиционные (материалистические) ценности [9].
Постматериалистические ценности характерны для современного общества (общества модернити), в котором наблюдаются ценности индивидуальной свободы, личностной автономии и самоопределения, индивидуализм (человек - цель, социальные институты и структуры -средство). В области духовной жизни наблюдается отказ от обоснования социальных порядков и практик метафизическими ценностями, религиозные институты утрачивают монополию на формирование мировоззренческих систем, вероисповедание определяется как «частное дело» [8]. Такие аспекты, как толерантность к различным социальным группам и сексуальным меньшинствам, неполным семьям, гендерная чувствительность, поддержка эгалитарных семей, позитивное отношение к женской эмансипации, высокая степень удовлетворенности жизнью, финансовая независимость и обеспеченность, субъективное ощущение счастья, гордости за свою профессиональную деятельность, высокая степень доверия другим людям и социальным группам, демонстрируют приверженность общества к современным (постматериалистическим) ценностям [9].
Высокий уровень экономического развития, как правило, делает людей более терпимыми и доверчивыми, что повышает стремление к самовыражению и участию в принятии решений. Этот процесс не является детерминированным, и любой прогноз может быть только вероятностным, так как на него влияют не только экономические факторы [4]. Немецкий социолог П.Вагнер подробно проанализировал институты в политической, рыночной и научной сферах, т. е. наполнил теоретическую концепцию модернити реальным содержанием. Вывод Вагнера о неразрешимых противоречиях общества модернити, принципиально важен: не имеет исторического смысла навязывать любое конкретное современное общество в качестве образца другим, так как в нем все равно проявятся типичные противоречия данного типа общества [10]. Ш.Н. Азейнштадт говорит о многообразии модернити: есть огромные различия в масштабе и распространении дифференциации между разными современными и модернизирующимися обществами [3]. Традиции, культурное наследие, религия каждого конкретного общества накладывает свой отпечаток, что
также характеризует процесс модернизации, как нелинейный, неоднозначный и многовекторный, что, в свою очередь, сказывается и на многоаспектности формирования ценностных ориентаций.
Процесс формирования ценностных ориентаций, наряду со своей неоднозначностью и непохожестью в различных обществах, все же имеет свою цикличность, «ценность» проходит несколько этапов формирования: от момента социальной потребности и полезности ценности до момента трансформации и нивелировки.
Рисунок 1 Этапы формирования «ценности»
По аналогии с теорией эмансипации К. Вельцеля, можно представить, что «ценность» в социальном развитии проходит несколько этапов к своей институционализации [7]:
1. Этап полезности ценности. Когда конкретная ценность необходима на данном этапе развития общества.
2. Этап интернализации ценности. Когда для большей части населения характерна демонстрация данной ценности, как значимой. На данном этапе назревает конфликт между желательными действиями индивидов, их взаимосвязями и отношениями и правовым полем.
3. Этап институционализации ценности. На данном этапе происходит правовое закрепление конкретного действия, взаимосвязей и отношений. Здесь же происходит экстернализация конкретной ценности, т.е конкретное действие, отношение или взаимосвязь постулируется как желаемое.
4. Этап трансформации и нивелировки «ценности». Когда определенные «ценности» устаревают и изживают себя в условиях изменяющихся технологических, социально-экономических и
культурных аспектов социальной действительности. Новые эмпирические данные позволяют лучше понять, как модернизация меняет мировоззрение, мотивацию, а, соответственно, и ценностные ориентации. С 1981 по 2007 г. в рамках проектов «Исследование мировых ценностей» (World Values Survey) и «Исследование европейских ценностей» (European Values Study) были проведены пять репрезентативных общенациональных опросов в десятках стран, охватившие почти 90% населения мира. Результаты выявили значительные межнациональные различия в том, во что люди верят и что ценят. В одних государствах 90% респондентов считают, что мужчины имеют больше прав на рабочее место, чем женщины, в других так думают только 8%. Эти межнациональные различия надежны и прочны и тесно связаны с уровнем экономического развития общества: население стран с низким доходом намного чаще делает акцент на религию и традиционные гендерные роли, чем жители богатых стран [4].
На базе полученных уникальных результатов исследования мировых ценностей были выявлены заметные связи между индивидуальными убеждениями и социальными феноменами, принимая во внимание экономические, политические и культурные вариации. Каузальный анализ указывает, что массовые убеждения влияют на широкий спектр явлений в области политики: от законодательства о гендерном равенстве до уровня фертильности, от динамичности гражданского общества и активности социальных движений до надлежащей деятельности органов государственной власти и возникновения и процветания демократических институтов [11].
Таким образом, понятие «ценность» в теории модернизации рассматривается следующим образом:
- ценности определяют мировоззрение общества в целом и его отдельных социальных групп и индивидов, а также формируют поведенческие установки людей;
- ценности общества определяются его социально-экономическим развитием, данный фактор дополняется учетом культурно-исторического наследия;
- высокий уровень экономического развития общества способствует формированию постматериалистических ценностей, ценностей самовыражения, свободы выбора и повышению приоритета равных возможностей и расширения прав и свобод граждан;
- формирование ценности происходит не одномоментно, а поступательно, проходя соответствующие этапы: от возникновения социальных потребностей (полезности ценности) до ее институционализации и трансформации;
- традиции, культурное наследие, религия каждого конкретного общества накладывает свой отпечаток, что также
характеризует процесс модернизации, как нелинейный, неоднозначный и многовекторный, что, в свою очередь, сказывается и на многоаспектности формирования ценностных ориентаций;
- различия в ценностных ориентациях наблюдаются не только между странами с разным социально-экономическим развитием, политической системой и культурными традициями, но и внутри страны между разными поколениями, воспитанными в разных социально-экономических условиях.
Использованные источники:
1. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д.Г. Ротман [и др.]. - Минск: БГУ, 2009. - 231 с.
2. Соколова, Г.Н. Модернизация как технологический и социальный феномен: Беларусь - Россия / Г.Н. Соколова // Социс -2012.- №5- c.3-12.
3. Современная западная социология: хрестоматия / авт.-сост. Г.Н.Соколова, Л.Г. Титаренко. - Минск: Тесей, 2008. - 520 с.
4. Инглхарт, Р., Вельцель, К. Развитие и демократия: что мы знаем о модернизации / Р. Инглхарт, К. Вельцель // Социология. - 2011. - №1 - с. 44-54
5. Инглхарт, Р., Вельцель, К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М.: Новое Издательство, 2011. - 464с.
6. Лапин, Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н.И. Лапин // Социс. - 2010. -№1 - с. 28-36.
7. Welzel, C. Freedom Rising: Human Empowerment and the Quest for Emancipation / C. Welzel. - New York: Cambridge University Press, 2014. -408p.
8. Подвойский, Д.Г. Тропами модерна: социологические вариации на тему / Д.Г. Подвойский // Социс. - 2013. - №9 - с. 3-13
9. World Values Survey six wave integrated data file, 2010 - 2014, v. 20150418
10.Титаренко, Л.Г. Новые концепции и подходы в немецкой социологии / Л.Г. Титаренко // Социология. - 2011. - №4 - с. 39-49
11.Херпфер, Х. О международной научно-исследовательской программе «Всемирное изучение ценностей» и Всемирной организации изучения ценностей / Х.О. Херпфер // Социология. - 2013. - №4 - с. 33-41