Научная статья на тему 'Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / родители / ресурс / ценности / смысложизненные ориентации / удовлетворенность жизнью / children with disabilities / parents / resource / values / life orientations / life satisfaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Анатольевна Буравлева, Ольга Викторовна Каракулова, Стелла Валерьевна Понарина

С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление в семье таких детей накладывает отпечаток на состояние родителей, вселяет в них тревогу и страх за будущее ребенка. В подобных семьях наблюдаются дезинтеграционные социальные процессы, не способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем семью можно рассматривать как ресурс в развитии ребенка с ОВЗ. Учитывая, что многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют типичные особенности, было проведено исследование психологических характеристик родителей: ценностей, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Были использованы следующие методики: Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина); «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К.В. Сугоняева), где рассматривались метаценности «Открытость изменениям» и «Сохранение»; Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, существенно отличаются от аналогичных психологических характеристик родителей, воспитывающих здоровых детей. Полученные результаты показывают, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в комплексной, адресной психологической помощи. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при проектировании программ психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Анатольевна Буравлева, Ольга Викторовна Каракулова, Стелла Валерьевна Понарина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values, life orientations and life satisfaction of parents raising children with disabilities

The number of children with disabilities is growing every year. The appearance of a child with disabilities in the family leaves an imprint on the state of the parents, instills in them anxiety and fear for the future of the child. In such families, disintegrating social processes are observed that do not contribute to the successful socialization of children with disabilities. At the same time, the family can be considered as a resource in the development of a child with disabilities. Considering that many parents raising children with disabilities have typical features, a study was conducted on the psychological characteristics of parents: values, life orientations and life satisfaction. The following methods were used: The Life Satisfaction Scale (E. Diener; adapted by D.A. Leontiev, E.N. Osina); “Portrait Values Questionnaire-Revised” (Portrait Values Questionnaire -Revised – PVQ-R; Sh. Schwartz et al.; modification by K.V. Sugonyaev), where we examined the meta-values of “Openness to change” and “Saving”; Test of life orientations by D.A. Leontiev. The results of the study indicate that the values, life orientations and life satisfaction of parents raising children with disabilities differ significantly from similar psychological characteristics of parents raising healthy children. Parents raising children with disabilities need psychological and pedagogical support, they need comprehensive, targeted psychological assistance. The results obtained are of practical importance and can be used by specialists in designing programs of psychological and pedagogical support for parents raising children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 4 (50). С. 162-169 Pedagogical Review. 2023, vol. 4 (50), pp. 162-169

Научная статья УДК 159 . 9

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2023-4-162-169

Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Анатольевна Буравлева1, Ольга Викторовна Каракулова2,

Стелла Валерьевна Понарина3

12•3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 buravleva@tspu.edu.ru

2 karakulova@tspu.edu.ru

3 ponarinastella@mail.ru

Аннотация

С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление в семье таких детей накладывает отпечаток на состояние родителей, вселяет в них тревогу и страх за будущее ребенка. В подобных семьях наблюдаются дезинтеграци-онные социальные процессы, не способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем семью можно рассматривать как ресурс в развитии ребенка с ОВЗ. Учитывая, что многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют типичные особенности, было проведено исследование психологических характеристик родителей: ценностей, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Были использованы следующие методики: Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина); «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К. В. Сугоняева), где рассматривались метаценности «Открытость изменениям» и «Сохранение»; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, существенно отличаются от аналогичных психологических характеристик родителей, воспитывающих здоровых детей. Полученные результаты показывают, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в комплексной, адресной психологической помощи. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при проектировании программ психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, ресурс, ценности, смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью

Для цитирования: Буравлева Н. А., Каракулова О. В., Понарина С. В. Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 4 (50). С. 162-169. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-162-169

© Н. А. Буравлева, О. В. Каракулова, С. В. Понарина, 2023

Original article

Values, life orientations and life satisfaction of parents raising children with disabilities

Natal'ya A. Buravleva1, Ol'ga V. Karakulova2, Stella V. Ponarina3

12•3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 buravleva@tspu.edu.ru

2 karakulova@tspu.edu.ru

3 ponarinastella@mail.ru

Abstract

The number of children with disabilities is growing every year. The appearance of a child with disabilities in the family leaves an imprint on the state of the parents, instills in them anxiety and fear for the future of the child. In such families, disintegrating social processes are observed that do not contribute to the successful socialization of children with disabilities. At the same time, the family can be considered as a resource in the development of a child with disabilities. Considering that many parents raising children with disabilities have typical features, a study was conducted on the psychological characteristics of parents: values, life orientations and life satisfaction. The following methods were used: The Life Satisfaction Scale (E. Diener; adapted by D.A. Leontiev, E.N. Osina); "Portrait Values Questionnaire-Revised" (Portrait Values Questionnaire -Revised - PVQ-R; Sh. Schwartz et al.; modification by K.V Sugonyaev), where we examined the meta-values of "Openness to change" and "Saving"; Test of life orientations by D. A. Leontiev. The results of the study indicate that the values, life orientations and life satisfaction of parents raising children with disabilities differ significantly from similar psychological characteristics of parents raising healthy children. Parents raising children with disabilities need psychological and pedagogical support, they need comprehensive, targeted psychological assistance. The results obtained are of practical importance and can be used by specialists in designing programs of psychological and pedagogical support for parents raising children with disabilities.

Keywords: children with disabilities, parents, resource, values, life orientations, life satisfaction

For citation: Buravleva N. A., Karakulova O. V, Ponarina S. V Values, life orientations and life satisfaction of parents raising children with disabilities [Tsennosti, smyslozhiznennye orientacii i udovletvorennost' zhiznyu roditeley, vospityvayushchih detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 4 (50), pp. 162169. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-162-169

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Соответственно растет и количество семей, воспитывающих таких детей. Очевидным является тот факт, что появление в семье ребенка с ОВЗ определяет необходимость выполнения семьей некоторых дополнительных функций, которые в целом определяются своеобразием пути развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

О значимости вклада родителей в развитие и воспитание ребенка писали классики российской науки: Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, В. П. Кащенко, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, М. С. Певзнер. Они подчеркивали, что семья является важным социальным институтом, своего рода посредником между ребенком и обществом, где ребенок усваивает нравственные нормы, социальные роли, правила жизни в обществе. В семье должна быть создана среда, способствующая развитию ребенка, формированию его как личности [1].

Отклонения в развитии ребенка, его заболевания часто приводят к существенным изменениям привычного уклада жизни в семье, накладывают отпечаток на состояние родителей, изменение их планов, ожиданий. Родители часто испытывают тревогу за будущее ребенка, страх его отвержения со стороны социального окружения. Нередко они переживают ситуации затяжного кризиса, отрицательно влияющего на психологическое состояние и социальную активность родителей, которые за-

цикливаются на своем ребенке, забывая про себя, свое здоровье, как соматическое, так и эмоциональное, не обращая внимания на свои потребности, особенно высшего порядка [2].

Беспомощность многих родителей можно охарактеризовать как психологический и социальный тупик. В подобных семьях наблюдаются дезинтеграционные социальные процессы, не способствующие успешной социализации детей с ОВЗ. Вместе с тем родительский потенциал семьи определяется позициями родителей, которые выстраивают возможные модели социализации ребенка с ОВЗ, перспективы его будущего. Семью можно рассматривать как ресурс, где очень значимы личностные характеристики родителей [3].

По мнению С. В. Марковой, успешность процесса социализации детей с ОВЗ, создание психологических условий для их развития во многом зависят от уровня личностной зрелости родителей, а эффективность социальной адаптации этой категории детей определяется культурными и ценностными установками родителей [4].

На плечи родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, помимо общепринятых семейных функций, ложатся еще и корректирующая, реабилитационная, экспертная функции в различных ситуациях жизни ребенка с отклонениями в здоровье и развитии. Но, как известно, все внимание специалистов психолого-педагогических и социальных служб сосредоточено прежде всего на ребенке, поэтому проблемы самих родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, остаются, как правило, в стороне, за пределами внимания представителей этих служб. В этой ситуации важно учитывать ресурсы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, для повышения эффективности развития и социализации детей, а также помощи самим родителям.

К числу таких ресурсов, на наш взгляд, можно отнести ценностно-смысловые ориентации, так как появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья зачастую приводит к их трансформации. Но именно их направленность позволяет придавать смысл происходящему, помогает создавать условия для благополучного развития ребенка. Кроме этого, в процессе воспитания родитель для ребенка является образцом для подражания, поэтому личностные особенности родителя, его психологическое благополучие, ценности и смысложизненные ориентиры находят свое отражение в формирующейся личности ребенка [5].

Учитывая, что многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют типичные особенности и проблемы, было проведено исследование психологических характеристик родителей, которые можно рассматривать в качестве их ресурсов. К числу значимых личностных характеристик мы отнесли ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей.

Гипотеза исследования заключалась в том, что у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, ценности, смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью отличаются от подобных параметров родителей, имеющих здоровых детей. Выбор данных особенностей связан с тем, что длительно сохраняющиеся состояние тревоги, стрессовая ситуация предъявляют повышенные требования к личностным характеристикам, снижают удовлетворенность жизнью, изменяют структуру ценностей и смысложизненных ориентаций родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Акцент на показателе «Удовлетворенность жизнью» обусловлен тем, что он отражает систему отношения человека к своей жизни. Главными критериями удовлетворенности жизнью являются принятие ее содержания, состояние психологического благополучия. Она позволяет человеку сохранять стабильность собственной личности, отражает интерес к происходящим событиям, активность, веру в свои силы. Конструкт «Удовлетворенность жизнью» можно рассматривать в качестве важной детерминанты поведения, направленной в будущее.

В качестве личностных ресурсов многие авторы рассматривают ценностные ориентации личности, которые имеют большое значение в регуляции поведения и деятельности человека, влияют на выстраивание отношений с другими людьми [6-8]. Они являются связующим звеном между личностью и обществом, воплощают общественные идеалы. Если говорить о ценностях родителей,

воспитывающих детей с ОВЗ, то они во многом определяют их отношение к ребенку, коррекцион-ной работе, степени включенности в нее. Смысложизненные ориентации также обусловливают родительскую позицию, отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, совместную с ним деятельность. Актуальность рассмотрения личностных характеристик родителей особого ребенка, с точки зрения ценностей и смысложизненных ориентаций, связана с тем, что они выступают своего рода индикатором зрелости, позволяющим инвестировать значимые ресурсы личности в других людей, в их развитие и благополучие.

Исходя из этого, в исследовании были использованы следующие методики:

- Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина) [9];

- «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К. В. Сугоняева), где рассматривались метаценно-сти «Открытость изменениям» и «Сохранение» [6-8];

- Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [10].

Исследование проводилось с помощью сети «Интернет» в виде онлайн-опроса в Google-форме среди родителей (N = 68): 35 родителей, воспитывающих здоровых детей, 33 родителя, воспитывающих детей с ОВЗ.

Результаты диагностики по методике смысложизненных ориентаций родителей (СЖО) Д. А. Леонтьева представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования смысложизненных ориентации родителей по методике СЖО Д. А. Леонтьева (в баллах, N = 68)

Субшкала Средние значения показателей родителей, имеющих детей с ОВЗ Средние значения показателей родителей, имеющих здоровых детей

Цель в жизни 19,2 34,6*

Процесс жизни 16,04 34,8**

Результативность жизни 13,9 29,9*

Локус контроля - Я 10,9 23,6*

Локус контроля - жизнь 16,5 35,2*

Примечание. Достоверные различия между психологическими характеристиками родителей при уровне значимости * р < 0,05; ** р < 0,01 (и-критерий Манна - Уитни) .

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют низкие результаты по методике СЖО Д. А. Леонтьева. Так, например, значение по шкале «Цель в жизни» - 19,2 балла, ниже среднего значения. Этот показатель демонстрирует, есть ли в будущем у респондента цель, придающая осмысленность жизни. Низкие значения по этой шкале у родителей показывают, что они ориентированы на сегодняшний или вчерашний день, не выстраивают временную перспективу на завтра.

В отличие от них родители здоровых детей более четко понимают содержательную наполненность собственной жизни, они умеют ставить перед собой необходимые в данный момент конкретные цели, обозначать и выбирать для этого текущие задачи.

Низкие показатели у родителей детей с ОВЗ выявлены по шкале «Локус контроля «Я», что говорит о неверии в возможность контролировать события собственной жизни. Они не ощущают себя свободными, способными организовать свою жизнь так, как именно они этого хотят. Многие из них отмечают, что у них нет собственных интересов и целей, их жизнь организует и, как правило, полностью подчиняет себе ребенок и его потребности. В отличие от них родители, воспитывающие детей без отклонений, считают свою жизнь эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.

У родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, выявлены также ниже средних значений показатели по шкалам «Процесс жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Это свидетельствует о том, что им не хватает эмоциональной насыщенности, они низко оценивают продуктивность и осмысленность прожитой части жизни. Мы считаем, что присутствие негативных состояний напряжения, тревоги накладывают отпечаток на ощущение результативности, полезности своей жизни у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

По шкале «Локус контроля - жизнь» у родителей детей с ОВЗ выявлены значения ниже средних, что характерно для людей, склонных к фаталистическим взглядам, считающим, что изменить что-то в жизни невозможно, у человека нет свободы выбора и бессмысленно выстраивать какую-либо перспективу. Родители детей с ОВЗ отличаются ощущением беспомощности и неспособности противостоять внешним силам. В отличие от них родители, воспитывающие здоровых детей, имеют значения по этой шкале выше средних величин, свидетельствующих об убежденности в том, что человек способен управлять своей жизнью. Они не ограничивают себя только воспитанием ребенка, у них есть уверенность в возможности самостоятельно принимать решения и воплощать их. Необходимо отметить у родителей здоровых детей по всем пяти субшкалам наибольшее количество баллов.

Далее рассмотрим результаты по методике «Шкала удовлетворенности жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина).

Таблица 2

Результаты диагностики родителей по методике «Шкала удовлетворенности жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина) (Ы = 68)

Уровень Родители, воспитывающие Родители, воспитывающие

удовлетворенности детей с ОВЗ здоровых детей

жизнью Кол-во человек % Кол-во человек %

Высокий 5 15 27 77

Средний 19 58 6 17

Низкий 9 27 2 6

Полученные результаты показывают, что для большинства родителей, имеющих детей с ОВЗ, характерен средний уровень удовлетворенности жизнью (58 %). Также значительное количество испытуемых показали низкий уровень удовлетворенностью жизнью (27 %), высокий уровень продемонстрировали лишь 15 % респондентов.

При анализе результатов диагностики по отдельным вопросам было обнаружено, что на вопрос «Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть», родители, воспитывающие детей с ОВЗ, показали самый низкий результат, большая часть респондентов хотели бы изменить свою жизнь полностью.

Стоит отметить, что значительная часть испытуемых, воспитывающих здоровых детей, удовлетворены жизнью (высокий уровень удовлетворенности жизнью - 77 %, средний уровень удовлетворенности жизнью - 17 %, низкий уровень удовлетворенности жизнью - 6 %). Таким образом, наглядно видно, что среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, результаты гораздо ниже, чем среди родителей, воспитывающих здоровых детей.

При использовании методики Ш. Шварца мы акцентировали внимание на показателях шкалы «Открытость изменениям», которая включает в себя такие характеристики, как «Стимуляция», «Самостоятельность» и шкалы «Сохранение», где главными критериями являются «Безопасность», «Конформность», «Традиция». Следует отметить, что высокие баллы на фоне остальных показателей выявлены и у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и у родителей нормотипичных детей по шкале «Самостоятельность» (14 баллов и 15 баллов соответственно). Но эта характеристика у родителей здоровых детей выше, чем у родителей, имеющих детей с ОВЗ. Она определяет самостоя-

тельность мышления, выбор способов действия, самоконтроль, а также потребность в автономности и независимости.

Второй по значимости ценностью у родителей детей с ОВЗ является стимуляция, которая выражена в потребности разнообразия, новизне и глубоких переживаний в жизни человека. Видимо, родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, не хватает впечатлений разнообразия жизни в силу того, что они в большей степени сосредоточены на детях с отклонениями в здоровье и развитии.

У родителей, имеющих детей с ОВЗ, конформность находится на последнем месте. Эта ценность определяет поведение человека, которое направлено на предотвращение действий, которые не соответствуют социальным стандартам, могут причинить вред другим.

Кроме этого, у этих респондентов низкие баллы ценности «Традиция», которая включает в себя определенные модели чувствования, мышления, поведения, ориентированные на укорененность и неизменность, нежелание что-либо менять. Мы склонны интерпретировать данный факт тем, что родители детей с ОВЗ испытывают неудовлетворенность существующей ситуацией, внутренне не смиряются со своей участью, хотели бы кардинально поменять обстоятельства.

Главной ценностью родителей, воспитывающих здоровых детей, является самостоятельность, то есть потребность в автономности и независимости. Второстепенной ценностью является «Традиция», которая связана со стремлением человека к устойчивости, в некоторой степени консервативности. То есть в отличие от родителей, имеющих детей с ОВЗ, у них нет потребности что-то кардинально менять в жизни, у них, с точки зрения ценностей, преобладает умеренность, принятие существующей ситуации, когда в семье здоровые дети.

Родителям нормотипичных детей в большей степени присуще проявление конформности, то есть они чаще проявляют компромисс в отношениях, подвержены принятию или отрицанию определенных стандартов, во многих случаях склонны проявлять единство с социальной средой, ситуацией и условиями.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что по психологическим характеристикам родители, принимавшие участие в исследовании, отличаются. Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, имеющих детей с ОВЗ, существенно отличаются от аналогичных психологических характеристик родителей, воспитывающих здоровых детей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что не только дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, но и их родители. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, необходима комплексная, адресная психологическая помощь, которая содержала бы консультирование, психотерапию, тренинги, групповые встречи родителей для обмена позитивным жизненным опытом, а также практикой, знаниями в деле воспитания, развития детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение этой категории родителей способствовало бы повышению их инклюзивной культуры, наращиванию и использованию личностных ресурсов.

Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы психологами при проектировании программ психолого-педагогического сопровождении родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список источников

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2023. 332 с.

2. Калинина С. В., Моисеева А. А. Повышение реабилитационного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестник Новгородского гос. унта. 2016. № 5 (96). С. 47-49.

3. Галасюк И. Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 627-643.

4. Маркова С. В. Влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. Вып. 1 (29). С. 64-72.

5. Дьячкова Е. С., Баяндина Т. В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. № 3 (68). С. 1-7.

6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

7. Сугоняев К. В. Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка // Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения: материалы II меж-отрасл. науч.-практ. конф., 8 декабря 2016 года, г. Одинцово Московской области / под ред. С. Е. Таразеви-ча. Королев: ПСТМ, 2018. С. 186-198.

8. Schwartz S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2 (1). P. 1-20.

9. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117-142.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

Referenсes

1. Vygotskiy L. S. Osnovy defektologii [Fundamentals of defectology]. Moscow, Yurayt Publ., 2023. 332 p. (in Russian).

2. Kalinina S. V., Moiseyeva A. A. Povysheniye reabilitatsionnogo potentsiala semey, imeyushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, na osnove resursnogo podkhoda [Upgrading rehabilitation potential of family with children with disabilities in terms of resource approach]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Novgorod State University, 2016, no. 5 (96), pp. 47-49 (in Russian).

3. Galasyuk I. N. Roditel'stvo osobogo rebenka: spetsifika smyslov i zrelost' roditel'skoy pozitsii [Parenthood of a special child: specification of the meanings and the maturity of parental disposition]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Modern studies of social problems, 2015, no. 9 (53), pp. 627-643 (in Russian).

4. Markova S. V. Vliyaniye lichnostnogo razvitiya roditeley na sotsial'nuyu adaptatsiyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Development of personal maturity of parents as a condition of socialization of children with disabilities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, no. 1 (29), pp. 64-72 (in Russian).

5. D'yachkova E. S., Bayandina T. V Psikhologicheskiye osobennosti materey, vospityvayushchikh detey s OVZ i invalidnost'yu [Psychological characteristics of mothers carrying out children with disabilities]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii - Medical Psychology in Russia, 2021, no. 3 (68), pp. 1-7 (in Russian).

6. Karandashev V. N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [The Schwartz methodology for studying personality values: The concept and methodological guidance]. Saint Petersburg, Rech' Publ., 2004. 70 p. (in Russian).

7. Sugonyaev K. V. Issledovaniye psikhometricheskikh kharakteristik «Oprosnika tsennostnykh portretov» Sh. Shvartsa v adaptatsii V. Karandasheva i ego dorabotka [The study of the psychometric characteristics of the "Questionnaire of Value Portraits" by S. Schwartz in the adaptation of V. Karandashev and its revision]. Aktual'nye problemy ergonomiki, obitaemosti i psikhologicheskogo soprovozhdeniya personala ob"ektov spetsial'nogo naznacheniya: materialy II mezhotraslevoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 8 dekabrya 2016 goda, g. Odintsovo Moskovskoy oblasti. Pod redaktsiyey S. E. Tarazevicha [Actual problems of ergonomics, habitability and psychological support for personnel of special-purpose facilities: materials of the II intersectoral scientific and practical conference, December 8, 2016, Odintsovo, Moscow Region. Edited by S. E. Tarazevich]. Korolev, PSTM Publ., 2018. Pp.186-198 (in Russian).

8. Schwartz S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture, 2012, no. 2(1), pp. 1-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Osin E. N., Leont'ev D. A. Kratkiye russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub''ektivnogo blagopoluchiya: psihometricheskiye kharakteristiki i sravnitel'nyy analiz [Brief Russian-language diagnostic scales of subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya:

Ekonomicheskie i social'nye peremeny - Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 2020, no. 1(155), pp. 117-142 (in Russian). 10. Leont'ev D. A. Testsmyslozhiznennykh orientatsiy (SZHO) [Test of life orientations]. Moscow, Smysl Publ., 2007. 128 p. (in Russian).

Информация об авторах

Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, зав. кафедрой психолого-педагогического образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: buravleva@tspu.edu.ru

Каракулова О. В., кандидат психологических наук, декан факультета психологии и специального образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: karakulova@tspu.edu.ru

Понарина С. В., студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ponarinastella@mail.ru

Information about the authors

Buravleva N. A., Candidate of Psychological Sciences, head of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: buravleva@tspu.edu.ru

Karakulova O. V., Candidate of Psychological Sciences, Dean of the Faculty of Psychology and Special Education, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: karakulova@tspu.edu.ru

Ponarina S. V., undergraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ponarinastella@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2023; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 31.05.2023; accepted for publication 03.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.