УНИВЕРСИТЕТА Ценности права и правовые ценности ' '
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Ценности права и правовые ценности
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ понятий «ценности права» и «правовые ценности». Понятие «ценность» рассматривается как абстрактное и общее понятие, а правила или руководящие принципы поведения людей понимаются как нормы. Особое внимание уделяется многообразию подходов к понятию «ценность». Рассматриваются особенности функциональных связей и взаимных переходов, позволяющих установить границы принципиальных различий двух понятий и их содержания, но во многом сходных по своей сути. Обращается внимание на исследование правовых ценностей с использованием феноменологического метода. Затрагивается проблема единообразного понимания правовых ценностей и норм в целях эффективного формирования правового поведения, основанного на саморегуляции и самоконтроле каждого человека (гражданина). Проведение сравнительно-правовых исследований позволяет определить место правовых ценностей в структуре иных социальных ценностей, их иерархию. Показывается значение правовых ценностей, определяющих поведение субъектов права в юридически значимых ситуациях. Правовые ценности органично входят в механизм реализации прав и обязанностей.
Ключевые слова: право, ценность, ценности права, правовые ценности, правопонимание, правовая аксиология, правореализация, сферы человеческой жизнедеятельности.
Татьяна Вячеславовна ПЕТРОВА,
доцент кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.104.4.131-140
Tatiana V. PETROVA, Associate Professor of the Department of theory of state and law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal Values and Values of Law Abstract. This paper focuses on the comparative analysis of the terms "legal values" and"values of law". Special attention is given to a variety of approaches towards the definition of the term "value". The term "value" is discussed as an abstract and common term, and rules of behavior and guiding principles are seen as norms. This article discusses features of functional connections and mutual conversions, which are aimed at emphasising the fundamental differences between the two notions which are similar in many ways. This article pays attention to the phenomenological approach to research of legal values. We address issues of uniform understanding of the
© Петрова Т. В., 2023
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
difference between legal values and norms that are necessary to identify ways of efficient formation of legal behavior, which is based on self-regulation and self-control of each person (each citizen). Comparative legal studies can determine legal values' place in the system of other social values, their hierarchy. The significance of legal values that determine the behavior of subjects of law in legally significant situations is shown. Legal values are organically included in the mechanism for the implementation of rights and obligations. Keywords: law, value, values of law, legal values, legal understanding, legal axiology, law enforcement, spheres of human life.
Научный интерес к заявленной теме приковывает к себе внимание многих исследователей. Имеют место противоречивые суждения о ценностях. При этом уделяется внимание ценностям, которые играют большую роль в трансформационных процессах, происходящих в обществе. Такая актуальная тема побуждает исследователей обращаться к вопросу разграничения понятий «ценность права» и «правовая ценность», поскольку в разные эпохи развития общества человек ориентируется на определенные ценности, которые составляют ядро культуры, потребностей и бытия.
Понятие «ценность» является компонентом изучения теоретической философии — аксиологии (от греч. axios — ценный и logos — учение), т.е. аксиология изучает природу ценностей и их роль в жизни общества и человека как особый раздел проблемного поля в теории ценностей. Аксиология рассматривает ценность на стыке реальности в мире и ценности этой реальности, показывая место и роль ценностей в жизни общества и человека.
В Большом юридическом словаре1 ценность определяется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности.
В Новейшем философском словаре2 указывается, что термин «ценность» используется в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающее к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту.
Труды по социологии обычно определяют ценность как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений3.
1 URL: https://juridical.slovaronline.com (дата обращения: 15.02.2023).
2 См.: Новейший философский словарь // URL: https://gufo.me/dict/philosophy (дата обращения: 15.02.2023).
3 См. подробнее: Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // URL: https://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 15.02.2023).
УНИВЕРСИТЕТА Ценности права и правовые ценности
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Согласно Словарю по культурологии4 ценность — это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, которая определяется не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; в Словаре приводятся также критерии и способы оценки этой значимости, которые выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях; различаются материальные и духовные ценности, положительные и отрицательные; выделяются общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, культурное наследие и др.).
Большая советская энциклопедия указывает на то, что рассматриваемый термин широко используется в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение5 определенных явлений действительности6.
Таким образом, значение термина «ценность» многовариативно, его можно определять как нужность, преимущество, важность, достоинство, многознамена-тельность. Ценность — это убеждения или суждения людей о жизни и соответствующем поведении, влекущие за собой важные последствия.
Проблема ценностей в широком ее значении неизбежно возникает в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации прежних идеалов. Понятие «ценность» широко применяется в самых разных сферах как одно из самых важных, но и противоречивых и находится на стыке нескольких дисциплин — философии, психологии, социальной психологии, культурологии, антропологии, экономики, права и т.д., что определяет его междисциплинарность.
Понятие «ценность»7 имеет различные определения, различаются подходы к содержанию этого понятия, так как ценности проявляются в различных качествах идеала (идеальное проявление, совершенный образец), нормы (образец поведения), принципа (основное положение, убеждение), цели (результат, к которому необходимо стремиться), значения (смысловое содержание явления)8.
Различные подходы к трактовке понятия «ценность» определяются их неоднозначностью понимания, двойственностью природы их происхождения. Они отчасти неоспоримы, поскольку социальны и формируются в обществе, однако они индивидуальны, так как позволяют человеку в процессе социализации, личностного развития привнести собственные изменения в структуру ценностей на основе личной рефлексии и представлений. Авторы рассматривают «ценность» как совокупность, иерархию, которая трансформируется в зависимости от различных условий (политических, социально-экономических, культурных и др.), □
П
Д
4 См.: Словарь по культурологии // URL: http://ya-simkina.narod.ru/gloss.htm (дата обраще- А ния: 15.02.2023). П
5 См. подробнее: Мизулина Е. Б. О концепции государственной и семейной политики // В URL: https://www.garant.ru/interview/244534 (дата обращения: 15.02.2023). □
6 URL: https://gufo.me/dict/dal/ (дата обращения: 15.02.2023). П
7 См. подробнее: Рындина А. С. Истоки теории ценностей в социологии и направления А ее развития // Вестник РУДН. Серия : Социология. 2021. № 3.
8 См. подробнее: Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М. : Вече ;
АСТ, 2003. С. 389. ОБЩЕСТВО
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
господствующих в определенный исторический период, указывая, что «переходные эпохи играют роль своеобразного «фильтра», позволяющего отбросить прежние, уже неактуальные нормы и установки; далее происходит оформление нового — актуального — ценностного ориентира9.
В связи с этим в философской и юридической мысли сложились разные подходы к осмыслению ценности права.
Философское учение о природе ценностей сыграло значительную роль в разработке и становлении ценностей, рассматривая их как некий идеал/опыт. В своем подходе И. Кант обосновывал категорию морали как должного и сталкивал ее со свободой и естественными стремлениями человека. Последующие философские течения были или последователями, или критиками трансцендентального подхода.
Так, понятие ценности у Канта коррелирует с понятием целей: ценности зависимы от целей и не самостоятельны, но обладают значимостью. Объективные цели, по Канту, — это «предметы, существование которых само по себе есть цель»10. Ценности соотносятся с объективностью высших целей человеческого существования, а не с объективностью природных вещей. Кант не принимает за истинные ценности, которые основаны на субъективных интересах. Для него абсолютной ценностью является не счастье, благополучие и наслаждение, а сам человек, его «добрая воля», «свобода своей способности желания»11. Понятия ценности и культуры связаны, так как в культуре можно вычленить всеобщий ценностно-регулятивный элемент, а ее высшая ценность — моральное развитие человека12.
В. С. Нерсесянц рассматривает ценностные свойства права, утверждая, что право — это высшая ценность, высшее благо, оно существует объективно, независимо от воли законодателя, это форма бытия свободы и т.д.13
В юридической науке проблема ценностей права детально разрабатывалась С. С. Алексеевым, который подчеркивает, что право является высокоэффективным и целесообразным социально-классовым регулятором, выступает инструментальной ценностью, обеспечивающей функционирование социальных институтов (государства, социального управления, морали и т.д.), иных социальных благ. Он указывает также, что право обладает своей собственной ценностью, право способно дать простор активности участников общественных отношений на основе строгого и жесткого порядка этих отношений.
Другими словами, С. С. Алексеев рассматривает право, которое имеет ценность упорядоченной активности участников общественных отношений, и право
9 См. подробнее: Гусельникова А. А. Рассмотрение ценностей в междисциплинарном значении // Вестник ПГГПУ. Серия 3 : Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1. С. 37—45.
10 См. подробнее: Кант И. Основы метафизики нравственности // URL: http://vehi.net/zph/ ikant.html (дата обращения: 20.02.2023). См. также: Рындина А. С. Указ. соч.
11 См. подробнее: Кант И. Критика способности суждения // URL: https://kant-online.ru/o-kante/slovar/trudy/kritika-sposobnosti-suzhdeniya/ (дата обращения: 20.02.2023).
12 См.: Рындина А. С. Указ. соч. С. 591.
13 См. подробнее: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 70.
УНИВЕРСИТЕТА Ценности права и правовые ценности
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
может внести в жизнь людей такие высоко значимые блага, как безопасность человека в людских взаимоотношениях, стабильность сложившихся отношений, гарантированность прав, социального долга, торжество правды, справедливости, истины в конфликтных ситуациях14.
Из философских концепций правопонимания вытекают два основных подхода к пониманию ценности права: теория естественного права и теория юридического позитивизма.
В естественно-правовой теории рассматривают право как подлинное естественное право, такое право свойственно только человеку от рождения. Под таким правом ученые понимают всю совокупность естественных и неотчуждаемых прав человека. Источник происхождения таких прав почти всегда находится в законодательстве, а сами права заложены в человеческой природе. Источником приобретения прав человека является не законодательство, которое фиксирует эти права, а сама человеческая природа, такие права приобретаются от рождения и прекращаются смертью.
В связи с этим в действующем законодательстве введено такое понятие, как «правоспособность». В совокупности с возникновением таких неотчуждаемых прав появляется и ядро права, которое и создает для общества ценности, такие как: справедливость, свобода, равенство, право и мораль. Основная проблема, которая здесь встает, — это проблема реализации таких прав, которые должны реализоваться без какого-либо правоприменительного акта и независимо от воли людей и государства. Формируются и реализуются ли так ценности — можно только предполагать. Такая ценность, как человек, который является высшей ценностью, реализуется без формирования и функционирования нормативно-правовой базы, регламентирующей общественные отношения, начиная с первобытнообщинного строя. Иные ценности права формируются в процессе развития общества.
Рассматривая теорию позитивного права, необходимо отметить, что право в ней рассматривается как ценность. Право, по данной теории, полезно, значимо для государства и общества, а также для каждого человека. Основоположники данной теории к свойствам, которым обладает право, относят нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенность и гарантированность.
В теории позитивного права свойства права охватывают множество конкретных общественных отношений, регулируют полно и всесторонне общественные отношения, отчасти доводят государственную волю до любого человека (гражданина), подчиняя всех членов общества единообразному порядку, стараясь □ всесторонне и с максимальной полнотой отрегулировать возникающие и продолжающиеся общественные отношения в масштабах всего государства, делая их А более четкими и определенными, выделяют объекты правового регулирования с учетом возникновения и развития социальных и личностных ценностей, которые право защищает.
В связи с этим концептуальный подход к праву как элементу культуры и циви- -|
лизации позволяет сделать вывод о том, что право является ценностью, которая ^
Ш
□
14 URL: https://www.rulit.me/books/obshchaya-teoriya-prava-tom-i-read-295208-21.html (дата
обращения: 15.02.2023). ОБЩЕСТВО
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
исходит из происхождения права как такового и его развития до настоящего времени; право значимо, поскольку целью его является удовлетворение социальных справедливых и прогрессивных потребностей, интересов общества в целом и граждан. Право как ценность придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, подконтрольность, определяет границы свободы как необходимой меры.
В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого15.
В настоящее время ценности рассматриваются не только с точки зрения философии, но и закрепляются в законодательстве, ценности вытекают из социальных норм и имеют свои установки на определенную ориентацию для субъекта.
Между ценностями, оценками (оценка применяется в контексте процедуры выбора субъектом установки на ориентацию на основе ценности) и нормами существуют функциональная связь и взаимные переходы, позволяющие рассматривать ценности права и правовые ценности как имеющие принципиальные различия и сходство во взаимосвязях.
Взаимосвязь реализуется при рассмотрении вопроса практико-ориентирован-ного подхода, где реализация права выражается во внешнем поведении людей в форме исполнения, использования, соблюдения и применения права как особой формы выражения права и представляет собой область человеческой деятельности, носящей ярко выраженный оценочный характер.
Ценности, которым придается статус ценностей в праве, приобретают различные факты и явления. Такие факты могут быть как материального, так и идеального характера. Вот такие факты и следует рассматривать как факты и явления, которые являются правовыми ценностями, поскольку такие факты и явления лежат в основе права и правопорядка, они являются обоснованием норм права. В данном случае факты и явления составляют важную цель права, на их основе и формируются правовые институты, формирующие ценности.
Рассматривая роль правовых норм при формировании правовых целей и правовых средств достижения этих целей, необходимо отметить, что «правовая ценность и система правовых ценностей имеют двуединое основание: в личности как в субъекте права и в обществе как социокультурной системе»16. Если рассматривать ценность в личности как субъекте права, то в основе будет лежать оценка субъектом объекта познания, что позволяет выделить правовые ценности, культурные ценности, этические ценности и т.д., которые имеют правовой характер, что делает их общеобязательными, превращая их из морально-нравственных, абстрактных пожеланий в правовую плоскость и правовую реальность17.
В то же время под ценностями в праве, или собственно правовыми ценностями, понимаются те ценности, которые правом интегрированы, а ценности
15 См. подробнее: Нагой Ф. М. Теории ценностей и проблемы мировоззрения личности // URL: http://www.philsoc.psu.ru (дата обращения: 15.02.2023).
16 См. подробнее: Михайлов С. В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011. С. 9—10.
17 См.: Михайлов С. В. Указ. соч. С. 9—10.
в
ЕСТНИК Петрова Т. В.
УНИВЕРСИТЕТА Ценности права и правовые ценности
137
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
права — это ценности, «олицетворенные» правом полностью или частично. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь, т.е. ценности, сфера действия которых является пограничной, на пересечении права и морали.
Для исследования права как ценности используются историко-правовой, сравнительно-правовой, юридико-догматический, межотраслевой методы, а также методы толкования правовых норм, а для исследования правовых ценностей следует использовать феноменологический метод, который позволяет раскрыть специфику правовых ценностей, те основные принципы на уровне индивидуальных субъективных переживаний, которые испытываются субъектами права, а также те переживания, которые реализуются в процессе правореализации.
Феноменологический метод как технология используется в основном для исследования действующего позитивного права, этим методом выявляют правовую структуру нормы, из которой выделяются и дифференцируются ценности для различных слоев и групп индивидов. Эти переживания рассматриваются как стиль жизни, они служат признаками проявления правовой культуры и выраженного правосознания. Их единообразное понимание и их различие необходимо для выявления способов эффективного формирования правового поведения, основанного на саморегуляции и самоконтроле каждого человека (гражданина), что обусловливает процесс реализации нормы18.
Рассматривая правовые ценности феноменологическим методом, который описывает содержательно-генетические связи между психическими актами и ценностью19, можно предположить, что существует ценностное сознание, которое и включает ценностное чувство при непосредственном контакте и которое не поддается влиянию извне. Ценности реализуются благодаря человеку-посреднику, который, «прилагая к миру ценностные критерии, способен придавать всему сущему ценностный смысл». Ценности — это феномены нашего сознания, и даны они нам только априорно20.
Определенная иерархия ценностей, которая создает основное направление правоприменения и успешного правового поведения субъектов общественных отношений, базируется на системе права и позволяет определить место правовых ценностей в структуре иных социальных ценностей. Однако любая классификация всегда условна, поскольку правовые ценности при всей возможной, а иногда поразительной глубине и прозрачности мысли синкретичны и подвижны, в связи с этим иерархия строится по различным критериям: социополитическим,
философским, теоретико-правовым взглядам их авторов. □
П У А
ные», и духовные, идеальные, называя их также «субъективными», так как они существуют не сами по себе в виде конкретного явления, предмета или услуги,
Ш □
См.: подробнее: Мороз Е. Н. Правовая норма как ценность : дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. А
Так, О. В. Мартышин рассматривает ценности как разнообразные стремления людей и подразделяет их на утилитарные, или материальные, «предмет-
18
ш □
19 См. подробнее: Сидорова Е. В. Феноменологический анализ правовых ценностей // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20). С. 12—13. И
20 См.: Сидорова Е. В. Указ. соч. ОБЩЕСТВО
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
и лишь в сознании людей (субъектов). О. В. Мартышин указывает, что предметные ценности совпадают с интересами, выделяя индивидуальные, групповые, классовые, национальные ценности. Он рассматривает субъективные ценности с учетом их отвлеченного характера, классифицируя их как общие ценности и указывая, что в каждом обществе есть господствующие ценности и далеко не все руководствуются признанными ценностями21.
Классификация ценностей в настоящее время имеет ряд неоднозначных проблем, поскольку авторы разных школ в своих подходах в большей степени отожествляют правовые ценности и ценности права, а также не отграничивают социальные нормы, несущие и пропагандирующие ценности, и правовые нормы, закрепляющие эти ценности.
Среди разных подходов можно выделить следующую классификацию ценностей: на положительные и отрицательные; духовные и материальные; личные и сверхличные; традиционные и базовые; относительные и абсолютные; эйдетические и социокультурные; общечеловеческие (универсальные); юридические и т.д.
Для определения дальнейших путей развития общества и в связи с принятием поправок к Конституции РФ открывается иная стратегия государства, нацеленная на защиту базовых и традиционных ценностей.
Считаем возможным осуществить попытку классифицировать правовые ценности, складывающиеся в обществе в разных сферах человеческой жизнедеятельности, следующим образом.
Традиционные ценности характеризуют следующим обраом: они неизменны, пришли из древних времен, были «испокон веков» или даже «всегда»; им необходимо следовать, это нормы-принципы; указывают на уникальность ценностей для государства.
В соответствии с Указом Президента России от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»22 традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Традиционные ценности характерны для каждой сферы человеческой жизни и закрепляются в Конституции России, которая провозглашает приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Такие ценности получили
21 См. подробнее: Мартышин О. В. Философия права : учебник для магистров. М. : Проспект, 2017. С. 73—74.
22 URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.02.2023).
УНИВЕРСИТЕТА Ценности права и правовые ценности
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
свою конкретизацию в тексте самой Конституции и конкретизируются в остальных законах и подзаконных нормативных правовых актах, действующих на территории нашего государства.
Рассматривая каждую сферу человеческой деятельности, необходимо выделить правовые ценности, которые характерны только для данной сферы. Таким образом, считаем возможным классифицировать ценности по сферам человеческой жизнедеятельности:
— социальная сфера (социальные ценности) — это образование детей и взрослых (образовательная среда), медицинское сопровождение, культурный и спортивный досуг, социализация молодежи и т.п. К социальной сфере относится все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Социальные ценности являются совокупностью моральных, нравственных, эстетических, идеологических и прочих установок, являющихся общепринятыми в конкретном обществе, и каждый индивид в процессе социализации должен усваивать их и становиться их носителем;
— политическая сфера, политические ценности в разных аспектах — политико-культурном, партийно-идеологическом, социально-демографическом. Это обобщенные идеи и убеждения о совершенстве в сфере политики, являющиеся ориентирами для политических оценок, желаемых конечных целей жизнедеятельности, политико-идеологических ориентаций. Такие ценности рассматриваются в качестве наиболее рациональных компонентов политического сознания и поведения;
— экономическая сфера (экономические ценности). К ним можно отнести характеристики объектов, означающих их значимость в экономических отношениях. В развитой экономике сопоставимость отдельных объектов, проявляющаяся в меновых операциях, достигается путем присвоения экономической ценности денежной оценки, называемой стоимостью, что в целом будет отражать материальные ценности;
— духовная (культурная) сфера (духовные/культурные ценности). Она предполагает выявление ценностей, касающихся духовно-нравственной жизни, взаимоотношений людей, определяет ценностно-нормативную систему, отражающую уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом через структурные элементы духовной подсистемы, такие как потребности субъектов общества, культурные ценности, потребление, взаимоотношения между людьми, духовное производство (деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культур- □
ных ценностей).
У
Для единообразного понимания ценности права и правовых ценностей следует разграничивать и функциональное назначение каждой категории, учиты-
Т В □
П
А
вая, в частности, какие основные функции выделяются в ценности права и какие функции преследуют правовые ценности, а также какие функции будут для них общими, а какие конкретными.
Рассмотрение функций в контексте основных функций, которые выделяются в ценности права, и функций, преследующих правовые ценности, возможно их обозначение, которое станет основным элементом разграничения ценностей
права и правовых ценностей.
ОБЩЕСТВО
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Статус ценностей в праве приобретают различные факты и явления как материального, так и идеального характера: человеческие поступки, общественные отношения, волевые феномены, идеи, идеалы, цели, социальные институты и т.п. Они ложатся в основу права и правопорядка, выступают в качестве обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами и составляют цель права и его институтов. Критерием их разграничения является разное функциональное значение, при котором правовые ценности обладают самостоятельностью, сознательно-волевым выбором в вариантах поведения, закрепляются в нормативных правовых актах.
Ценность права включает саморазвивающуюся личность, благодаря которой право становится неким механизмом, направляющем сознание субъекта права на ценности как на свой объект.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гусельникова А. А. Рассмотрение ценностей в междисциплинарном значении // Вестник ПГГПУ. — Серия 3 : Гуманитарные и общественные науки. — 2021. — № 1. — С. 37—45.
2. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М. : Институт психологии РАН, 2006. — 334 с.
3. Кант И. Основы метафизики нравственности // URL: https://www.gumer.info/ bogoslov_buks/philos/kant_omn/01.php.
4. Кант И. Критика способности суждения // URL: http://filosof.historic.ru/books/ item/f00/s00/z0000499/st009.shtml.
5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. — М. : Вече ; АСТ, 2003.
6. Мартышин О. В. Философия права : учебник для магистров. — М. : Проспект, 2017.
7. Михайлов С. В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2011.
8. Нерсесянц В. С. Философия права. — М., 1998.
9. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // Научный электронный архив. — URL: http://econf.rae. ru/article/5159.
10. Рындина А. С. Истоки теории ценностей в социологии и направления ее развития // Вестник РУДН. — Серия : Социология. — 2021. — Т. 21. — № 3.
11. Сидорова Е. В. Феноменологический анализ правовых ценностей // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 4 (20).