ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ
РУНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Хашматулла БЕХРУЗ,
доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского Союза и сравнительного правоведения Национального университета «Одесская юридическая академия»
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ИСЛАМСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ПРАВОВЫХ ТРАДИЦИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАКУРС
Исследованы цивилизационные различия в понимании смысла, предназначения и возможностей реализации ценностей, относящихся к универсальным или релятивным. Проанализированы основные ценности в соответствии с исламско-правовой традицией, находящиеся под особой защитой исламской религии и исламского права, а также основные ценности согласно западной правовой традиции. Уделено внимание выявлению соотношения правовых ценностей в рамках данных правовых культур, отражающих различные правовые традиции, которые формируются в рамках разных цивилизаций.
Ключевые слова: ценность, правовая ценность, универсальность, релятивизм, исламское право, исламская правовая традиция, западная правовая традиция.
H. BEHRUZ,
Sc.D. in Law (Doctor of Legal Sciences), Professor of the Department for EU Law and Comparative Law at National University «(Odessa Academy of Law»
LEGAL VALUES IN ISLAMIC AND WESTERN LEGAL TRADITION: COMPARATIVE LAW PERSPECTIVE
Investigated civilizational differences in understanding of the meaning, purpose and feasibility of values related to the universal or relative. Analyzed the basic values according to the Islamic legal tradition, under the special protection of the Islamic religion and Islamic law, as well as the basic values according to Western legal tradition. Attention is paid to the identification of the ratio of legal values within these legal cultures that reflect different legal traditions, which are formed under different civilizations.
Keywords: value, legal value, versatility, relativism, Islamic law, the Islamic legal tradition, the Western legal tradition.
Предварительные замечания. Изменение представлений о государстве и праве, о философско-ценностной характеристике различных правовых традиций и культур, о правовых системах вообще сегодня во многом определяется трансформацией мировоззренческих ориентиров, что выводит на новый уровень познания правовой реальности.
Отойти от позиций методологического монизма в изучении этих сложных правовых явлений может помочь современная научная методология (в том числе методология юридической науки). Исследование различных правовых традиций и культур не должно основываться на одной отдельно взятой правовой традиций, т.к. они являются продукта© Х. Бехруз, 2015
в
Бехруз Х.
ттеопитетл правовые ценности в исламской и западной правовых 153
традициях: сравнительно-правовой ракурс
ми различных цивилизаций. Для объективного их рассмотрения необходимо воспринимать многообразие правовых культур, правовых менталитетов и правовых ценностей. Представляется, что ведущая роль в этом принадлежит аксиологическому (ценностному) подходу, использование которого при изучении правовых явлений становится важнейшим требованием и гарантом достижения объективных результатов исследования и наиболее соответствует реалиям современного правового развития. Использование аксиологического подхода позволяет выявить различное и особенное в сравниваемых объектах — правовых системах и правовых культурах, что необходимо для адекватного их восприятия.
Как известно, аксиология включает в себя изучение ценностных аспектов всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом1. Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т.е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения людей.
Понятие ценностей, их универсальность и релятивизм. Понятие «ценности», «правовые ценности», а также их универсализм и релятивизм являются одними из важнейших направлений научных исследований многих ученых, среди которых необходимо выделить таких, как К.-О. Апель, В. А. Бачинин, М. Вебер, Хабермас, Д. Дэвидсон, А. А. Гусейнов, Р. Карнап, Б. А. Кистяковский, Н. И. Козюбра, Г. Д. Левин, А. Лукашева, С. И. Максимов, А. А. Мамчур, А. Мерешко, Ю. Н. Оборотов, К. Поппер, П. М. Рабинович, Т. Спаар, В. С. Степин, А. Дж. Тойнби, П. Фейерабен, А. Хеффе, И. Л. Честнов и др.
Среди исследователей обозначенных проблем отсутствует единство взглядов по поводу определения понятия «ценность». Так, представители идеалистической философской мысли определяют ценность как представления человека о неких идеальных состояниях, наличие которых обусловлено удовлетворением потребностей — физиологических, материальных, интеллектуальных, духовных и т.п.
Весьма распространенным является определение ценностей как обобщенных представлений людей о наиболее значимых целях и нормах поведения, которые задают приоритеты в восприятии действительности, определяют ориентации их действий и поступков во всех сферах жизни. Система или совокупность доминирующих ценностей в концентрированном виде выражает особенности культуры и исторического опыта данного общества.
Основные аспекты, определяющие человеческое бытие, его смысловое содержание, обычно составляют те или иные ценности или систему ценностей. При этом ценности, во-первых, относятся к фундаментальным основаниям человеческого общежития (во имя ценностей проживается жизнь); во-вторых, ценность, даже если она реализована, не теряет своего качества должного; в-третьих, ценность имеет всеобщий характер для данной жизни, культуры, индивида, души; в-четвертых, ценность получает свою внешнюю символическую форму в действиях, предметах, мыслях и речах; в-пятых, ценности, принятые индивидом, пронизывают собой весь его духовный мир2. т
Еще одним подходом в трактовке ценностей является условное деление их пред- н
ставителей (т.е. тех, кто является сторонником соответствующего подхода) на универ- и
салистов (Платон, Кант, Гегель и др.), которые отмечают существование некоторых 5
безусловных, транскультурных ценностей, универсальных моральных норм, связан- ^
X
1 Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. общ.-науч. Фонд ; рук. ^
проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2001. Т. 1. С. 62. н
2 Современная западная философия : словарь / сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов.
2-е изд., перераб. и доп. М. : ТОН-Острожье, 1991. С. 12.
i
П
§ к
ндути ш
154 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
я ^Ж ^
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
ных с единой и неизменной, внеисторической человеческой природой, и антиуниверсалистов, для которых характерно утверждение релятивизма всех моральных норм, поскольку они должны рассматриваться в контексте целеполагания и значимости для индивидуума, а также уникальности иррационального бытия человека. Позиция последних выражена, в частности, в постницшеанской европейской философии (Фрейд, Юнг, Гуссерль, Хайдеггер и др.).
Универсализм можно охарактеризовать как направление философской мысли, согласно которому мир рассматривается как бесконечная целостность; также утверждается примат общего над единичным. Согласно философским концепциям, основанным на постулатах кантовских «всеобщих и необходимых» форм априорного сознания, диалектике Гегеля, отличие и своеобразие иного, особого должно быть нивелировано для доминирования «общего», «универсального»3.
Релятивизм является философско-методологической концепцией, согласно которой все в мире относительно, абсолютизируется изменчивость действительности и наших знаний о ней; также подчеркивается примат целостности, системности реальности по отношению к ее отдельным частям, примат развития над сохранением уже приобретенного, достигнутого. Принцип релятивизма был сформулирован еще во времена античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что истинным или ложным все оказывается только по отношению к нам4.
В основу права положена некая совокупность абсолютных ценностей: сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний, принятие решений и т.п. Итак, базовые ценности, которые являются общими для любой культуры в силу одинаковой значимости для любого индивида, а также их одинакового смыслового наполнения, могут претендовать на статус универсальных. Значимость базовых, первичных ценностей не зависит от принадлежности к какой-либо цивилизации или культуре.
Что касается ценностей, производных от первичных — социальных, политических, экономических, то они являются результатом социализации человека. Ценности эти — относительные, имеющие разную значимость для различных обществ. Они могут иметь разную смысловую нагрузку в контексте разных культур.
Изучение философско-ценностных ориентаций непосредственно связано характеристикой различных цивилизации. Разное отражение идеи универсальных ценностей в системе позитивного права в рамках правовых систем различных государств обусловлено различными правовыми традициями, которые по-разному интерпретируют происхождение, назначение и высший смысл реализации этих ценностей.
На диалектике общего и особенного в правах человека неоднократно акцентировал внимание С. И. Максимов. Общее, по мнению ученого, получило проявление в том, что в XX—XXI вв. одной из общих тенденций развития института прав человека стала его глобальная универсализация. Об этом свидетельствует, например, то, что к договорным актам ООН по правам человека присоединились от 70 до 90 % всех государств мира. Так, во Всеобщей декларации прав человека закреплен минимально необходимый перечень прав и свобод как своеобразный пакет образцов, на которые должна быть ориентирована политика каждого цивилизованного, демократического государства (действительно: большинство этих прав отражено в большей части современных конституций или других фундаментальных национальных законов). Особенное в правах человека нашло воплощение в диверсификации содержания прав человека. Идеологическим отражением объективной диалектики общего и особенного (а иногда
Философский словарь. URL: http://www.philosophydic.ru/relyativizm. Философский словарь. URL: http://www.philosophydic.ru/relyativizm.
в
•[Ш€ШШ Бехруз X. _ _
шипе оптт» правовые ценности в исламской и западной правовых 155
*ме™ое^ традициях: сравнительно-правовой ракурс
и единичного) в правах человека является наличие нескольких неоднозначных фило-софско-антропологических ее интерпретаций. Наиболее распространенными среди них являются концепции абсолютного универсализма, умеренного универсализма и культурного релятивизма5.
Сторонники релятивизма считают, что разные исторические традиции, психология и культура различных государств не могут не влиять на понимание прав человека, на политику и практику в этой сфере. Из этого делается вывод, что нельзя считать, что стандарты и модели прав человека, принятые некоторыми странами, являются едиными, и нельзя требовать, чтобы все страны подчинились им. Они определяют категорию «права человека» как явление, характерное только для «западных цивилизаций» и не соответствующее национальной культуре и традициям восточных обществ.
Понятие «ценность» отражает прежде всего свойство того или иного общественного феномена, направленное на удовлетворение потребностей и интересов индивида, группы людей и в целом общества. Наряду с общецивилизационными ценностными основами, каждой отдельной цивилизации и каждой отдельной правовой традиции присущи своя система, своя концепция ценностей, отражающая особенности социально-политического, культурного, нравственно-духовного и религиозно-идеологического характера. В этом плане исламская цивилизация и исламские правовые традиции не являются исключением.
Что касается понятия правовых ценностей, то это в первую очередь обобщенные правовые цели и правовые средства их достижения, выполняющие роль правовых норм. С. С. Алексеев под правовыми ценностями понимает «конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся: конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы; особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т.д.»6.
Иными словами, правовые ценности — это прежде всего ценности, интегрированные правом.
Система ценностей согласно исламско-правовой традиции. В рамках аксиологического подхода в изучении исламского права особое звучание обретает соотношение права и религии. Религиозное измерение права, а также религиозная оценка правовых ценностей — важнейшие элементы, раскрывающие аксиологию исламского права.
Исламу как религии вообще и исламскому праву как его праворегулятивной составляющей в частности присуща своя система ценностей. Именно на их отстаивание, защиту и обеспечение нормативного регулирования направлены нормы исламского т
права. н
Эта система ценностей имеет неразрывно связанные между собой материальную и
и духовную составляющие. К ним относятся религия и вера, человеческая жизнь, разум, 5
продолжение рода и собственность. Они, соответственно, и являются объектами охра- 5
ны исламского права. 5
т П
5 Максимов С. Права человека: универсальность и культурное многообразие // Право Украи- н ны. 2011. № 5—6. С. 24. §
6 Алексеев С. С. Теория права. М. : БЕК, 1995. С. 168. нАуК1
5/2015
>
МЛ к 1
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^/^ерситета
ИК
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Необходимо отметить, что с понятием ценностей ислама неразрывно связано понятие «цель шариата», которой является защита этих ценностей.
В системе иерархии ценностей ислама религия и вера занимают главенствующее положение, т.к. составляют основу основ ислама. Именно религия, пять ее столпов — основные постулаты ислама, закладывают и в последующем определяют отношение человека к другим важнейшим ценностям — жизни, разуму, продолжению рода и собственности.
Основные постулаты (столпы) ислама были сформулированы пророком Мухам-мадом: «Ты должен поклоняться лишь одному Богу единому — Аллаху, не придавая Ему никого в соучастники; ты должен платить очистительную милостыню (закат); ты должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан; и, наконец, ты должен совершить паломничество в Мекку»7. Вера в пророческую миссию Мухаммада также является столпом ислама.
Сегодня одним из самых сложных вопросов исламского права является наказание в виде смертной казни за вероотступничество. Данная норма широко дискутируется на международном уровне в контексте проблематики прав человека.
Рассматривать данную систему необходимо не только в русле религиозно-философского дискурса о возможностях и перспективах человеческого разума в установлении норм и соотношении их с нормами религиозными. Понимание данной нормы, на наш взгляд, напрямую связано с пониманием факта, что, с точки зрения мусульман, система ценностей ислама призвана быть неизменной системой координат. На ней базируется система ислама, основанная на вечных моральных принципах, заложенных творцом в человеческой природе, а также гуманистических принципах социальной справедливости, установленных религией, которая включает в себя не только правовые нормы, но и принципы построения исламского государства, международного права, экономики, политики. Несоответствие любого из компонентов принципам ислама может повлечь за собой разрушение всей системы.
Современный исламский теолог Мухаммад аль-Газали, рассматривая вопросы вероотступничества в исламе, отмечает, что в большинстве случаев это лишь своего рода прикрытие протеста против служения, обычаев, обрядов и законов, а также против основ самого государства, его отношений с внешним врагом. Поэтому вероотступничество справедливо приравнивается к государственной измене и противодействие ему является священным долгом религии. Ни одно государство не может быть порицаемо за жесткую позицию в отношении мятежников, действия которых представляют опасность для его существования8.
Следующей в системе иерархии ценностей ислама, охраняемых исламским правом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Аллах всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее — исключительная привилегия Аллаха. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь — божий дар, и для него считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Всевышнего9, поскольку в Коране сказано: «Он отсрочивает им до определенного предела, когда же придет их предел, они ни на час не замедлят его и не ускорят»10.
Хадисы Пророка. Дамаск, 1998 [на араб. яз.].
Аль-Газали М. Права человека в исламе. М. : Андалус, 2006.
Максуд Р. Ислам. М. : ФАИР-Пресс, 2001.
Коран. Сура 16 «Аль-Нахель» («Пчелы»), аят 63.
в
Бехруз X.
шивевпитета правовые ценности в исламской и западной правовых 157
»"„о^ф^м™ традициях: сравнительно-правовой ракурс ' ^ ж
Итак, исключительная ценность жизни в исламе обусловлена тем, что она считается дарованной Богом и, соответственно, никто не имеет права притязать на нее. Подтверждением этому служат слова Пророка, что «жизнь, имущество и честь каждого человека Аллах сделал неприкосновенными и священными...»11.
Исламское право как вид наказания предусматривает смертную казнь. При этом правосудие вершится именем Аллаха. Нормы исламского права относительно применения смертной казни установлены исключительно Кораном и Сунной и не подлежат пересмотру. Условия их применения строго регламентированы.
Наказание в виде смертной казни может применяться в рамках кисас — отмщения, что также закреплено в Коране: «И воздаянием зла — зло, подобное ему»12. Как следует из аята, одно из требований к данному виду наказания — соразмерность наказания содеянному. Также условиями применения возмездия является наличие определенной степени родства с жертвой преступления, а также возможность ее прощения.
В Коране также закреплено следующее положение: «Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву, а если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении»13.
Однако жизнь может быть прекращена и насильственным путем — убийством и самоубийством. В исламе самоубийство так же подпадает под строгий религиозный запрет, как и незаконное лишение жизни другого человека. Об этом свидетельствует ха-дис Пророка: «Убивающий себя мечом или ядом, или бросающийся вниз с горы, будет мучим тем же самым, вплоть до дня Воскресения»14.
Таким образом, нормы ислама категорически исключают возможность применения эвтаназии, допустимую в некоторых европейских странах.
Следующей ценностью является разум, который понимается как философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемой рассудку15. Иными словами, разум — это способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.
Разум — исключительный дар, которым наделен человек. «Не может быть сомнений в том, что волевые действия и поступки людей во всем их многообразии проистекают из их внутренней мотивации. Все наши усилия — суть отражения наших намерений и идей, попыток их осуществления; они подобны утвердительным ответам на наши наклонности и пожелания... Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни, как ему заблагорассудится, не считая себя простым винтиком общества или истории»16.
В исламе разуму придается исключительное значение. Одна из причин — правильная вера считается результатом умственной деятельности, выяснения разумом истины и затем добровольного следования ей. Кроме прочего, нести обязанность, отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. В исламском праве есть понятие «мукалляф», что можно соотнести с понятием «дееспособность». Мукалляф — лицо, которое может управлять своими поступками. С понятиями воли и разума в исламском праве неразрывно связано понятие ответственности, а также объема прав и обязанностей человека. т
__Ч
□
11 Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. М. : Леном, 1998. и
б
12 Коран. Сура 42 «Аль-Шуры» («Свет»), аят 38. 5
13 Коран. Сура 17 «Аль-Асра» («Принес ночью»), аят 35. 5
14 СахихМуслим. Бейрут: Дар Аль Арабийа (без даты) [на араб. яз.]. т
П
15 Новая философская энциклопедия. Т. 3. С. 403.
Саййид Муджтаба Мусави Лари. Воскресение умерших. Наказание и жизнь после конца света. Лекции по мусульманской догматике. Баку : Иршад, 1994. Кн. 3. С. 20.
i
П
§ к
нАУти ш
16
МЛ к 1
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^/^ерситета
ИК
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
В исламе предусмотрены всевозможные запреты, направленные на защиту разума. В частности, существует запрет одурманивающих средств, таких как наркотики и алкоголь, основывающийся на исламской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными.
Поначалу был введен запрет на совершение молитвы в состоянии опьянения. Впоследствии установление о полном запрете хамра (вина, а впоследствии — любого опьяняющего напитка) нашло закрепление в Коране: «Вино, игра в жребий, жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и игрою в жребий и отклонить вас от понимания Аллаха, от молитвы...»17.
Алкоголь запрещен в любом виде и в любых количествах. За употребление алкоголя предусмотрено телесное наказание, такое же, как за ложное обвинение. Данное наказание было введено вторым Праведным Халифом — Умаром.
Следующей ценностью ислама считается продолжение рода человеческого. Продолжение рода усматривается в двух смыслах: во-первых, это продолжение жизни, дарованной Аллахом, а во-вторых — продолжение веры как основного смысла жизни. Отсюда и пристальное внимание исламского права к детальной разработке и регулированию семейно-правовых отношений. Такие явления, как искусственное прерывание беременности, т.е. аборт, эвтаназия, обеты безбрачия, распространенные на Западе, а также заключение однополых браков, запрещены в исламе. Защита продолжения человеческого рода всеми средствами, которыми располагает ислам, в том числе и правовыми, приводит к укреплению института семьи.
Исламским правом предусмотрены наказания за прелюбодеяние. При этом к лицу, состоящему в браке, применяется смертная казнь.
Необходимо отметить, что жесточайшие требования к процедуре доказывания факта прелюбодеяния фактически исключают ее широкое применение. Требования к доказыванию факта прелюбодеяния делают практически невозможным применение смертной казни, поскольку необходимы свидетельские показания четырех мужчин, своими глазами видевших факт, о котором они свидетельствуют. Отказ хотя бы одного из свидетелей от показаний либо его неуверенность в том, что он видел именно прелюбодеяние, а не просто физический контакт, влечет за собой наказание свидетелей за ложное обвинение.
Доказательством факта прелюбодеяния может являться также трехкратное, с перерывами во времени, признание самого виновного. При этом он может на любом этапе отказаться от своих слов, и даже его побег по пути к месту казни считается отказом — его запрещено преследовать.
Глубокий духовный смысл, который заложен в данной норме, заключается в том, что признание человека является одновременно его покаянием перед Аллахом и желанием принять добровольную смерть за содеянное, как искупление греха (каффара).
Ценностью, охраняемой исламским правом, также является собственность. Собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано в современных конституциях многих исламских государств. При этом основной акцент делается на всестороннем укреплении и развитии частной собственности, являющейся экономической основой этих государств и обеспечивающей возможность дальнейшего развития на пути социального прогресса.
В исламе возможны только дозволенные источники дохода. Так, существует запрет на продажу недозволенных веществ и предметов, например вина, свинины, языческих амулетов.
Коран. Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аяты 92, 93.
в
'ЖЖМГ Бехруз X.
ттеопитетл правовые ценности в исламской и западной правовых 159
*ме™ое^ традициях: сравнительно-правовой ракурс
Кроме прочего, Кораном запрещен ростовщический процент. Основополагающим принципом исламской экономики является ее функционирование на основе справедливого распределения доходов, в том числе от природных богатств, и отсутствие процентов, не основанных на реальном вложении средств либо труда.
Всяческие посягательства на любую форму собственности осуждаются исламским правом. В частности, в Коране предусмотрены строгие меры наказания в случае такого посягательства: «Вору и воровке отсекайте и их руки в воздаяние за то, что они приобрели»18. При этом существуют серьезные ограничения для применения данного наказания.
Законодательством Ирана, в частности, предусмотрено отсечение только пальцев руки. По мнению правоведов, на чьи выводы опирается законодатель, это необходимо в том числе для того, чтобы человек мог полноценно, без лишних затруднений совершать омовение, без которого молитва считается недействительной.
Ислам не отрицает и не отвергает экономическую деятельность. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, не основанным на коррупции, обмане, мошенничестве. Труд в исламе имеет очень большое значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе.
В исламе осуждается попрошайничество. Согласно правилам, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь следующим категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его.
Одним из принципов ислама является искренность намерений. По этой причине порицается излишняя демонстрация своей религиозности.
В заключение необходимо отметить, что принципы и методы исламского права позволяют достичь неизменных целей средствами, изменяемыми в зависимости от контекста времени и места.
Лишь осознание глубинного смысла послания человечеству, заложенного в исламских религиозно-правовых нормах, поможет, на наш взгляд, понять исламско-правовую культуру, что, в свою очередь, позволит принять исламскую концепцию прав человека в качестве равноправной с европейской.
Основные ценности в соответствии с западной правовой традицией.
Е. фон Гартман (1895), развивая концепцию ценностей в «Этике», характеризует ценности как «сущности или то, посредством чего все им причастное становится тем, что они суть сами, а именно ценным». Исследователь предложил следующий ряд ценностей: удовольствие — целеустремленность — целесообразность — красота — нравственность — религиозность19.
Более громоздкую иерархию ценностей предложил Г. Мюнстерберг в труде «Фи- m
лософия ценностей» (1908): «самоподдержание»; «согласие»; «деятельность»; осу- н
ществление; жизненные и культурные ценности; ценности осуществления, единства, и
развития ( соотносимые с жизненными ценностями становления и деятельности); боже- 5
ственные; ценности взаимосвязи, красоты, «производства», мировоззрения20. ä
è
__X
m
18 Коран. Сура 2 «Аль-Нисаа» («Женщины»), аяты 276—278. Ê
19 Hartmann N. Ethik. Berlin : De Gruyter, 1926. Т. 1—3. Р. 109. É
20 Новая философская энциклопедия. Т. 1. С. 63. НАУК1 5/2015
160 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
я ^Ж ^
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Ряд ценностей сформулированы европейскими просветителями XVII—XVIII вв. Равно как и вечные требования свободы, равенства, демократии, справедливости, они сохраняют огромный гуманистический потенциал и в наше время. Многие из них возведены в ранг общечеловеческих ценностей и зафиксированы в международном и внутригосударственном (или национальном) праве. Современные условия развития общества, государства и права отнюдь не требуют отказа от них, но эти условия предполагают новое прочтение одних и пересмотр других, дополнения их новыми ценностями, сочетания с ними. Нужно идти не назад к пройденному, а вперед, в XXI век, реформируя прежние идеи с позиции в определенной мере социализированного и коллективизированного, интегрированного, постиндустриального, информационного общества21.
Понятие «ценность» связано также с понятием «потребности», классификация которых также проводится по различным основаниям. Наиболее известной и признанной является иерархическая система потребностей, предложенная А. Маслоу, — в виде пирамиды из пяти пластов, отражающих порядок возникновения тех или иных потребностей. В обобщенном виде их можно представить следующим образом: первый слой — жизненные потребности (потребность в пище, воде и т.д.); второй — потребность в безопасности; третий — в принадлежности к определенной социальной группе; четвертый — в признании; пятый — в самовыражении22.
Важнейшей общечеловеческой ценностью выступает жизнь, ведь ее фундаментальное значение заключается в существовании отдельного человека в контексте существования общества в целом.
Западная гуманистическая традиция определения системы и иерархии ценностей права состоит: во-первых, в признании существования общечеловеческих ценностей, произведенных человеком как членом общества и в его пределах; во-вторых, в выведении на вершину иерархии ценностей права на жизнь, которое расшифровывается как существование всего общества в единстве с жизнью каждого отдельного человека23.
Таким образом, высшей ценностью права в контексте западной гуманистической традиции следует считать сохранение жизни каждого отдельного члена общества.
Из всего многообразия категорий, применяемых при раскрытии социальной сущности человека, наиболее полными и логически обоснованными можно считать три: свободу, равенство и достоинство. Собственно, эти 3 ценности права составляют второй уровень их иерархии. В ранжировании ценностей в рамках западной правовой культуры свои места занимают ценности, система которых состоит из различных духовных и материальных благ, присущих и исламско-правовой системе (кроме религии и веры): человеческая жизнь, разум, продолжение рода и собственность.
Соотношение правовых ценностей в рамках исламской и западной правовых традиций. Для исследования и понимания философско-ценностных основ исламской и западной правовых культур принципиальное значение имеет то обстоятельство, что смысловая нагрузка данных ценностей принципиальным образом отличается в зависимости от их принадлежности к той или иной правовой культуре и, соответственно, правовой традиции.
В качестве примера можем проанализировать этимологию такой ценности, как семья и продолжение рода в рамках западной правовой традиции и сравнить ее с пониманием в рамках исламской правовой традиции (о чем уже было сказано).
22 23
Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 65.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2011.
Бандура О. Основы цЫност права як система // Право УкраТни. 2008. № 5. С. 14.
21
в
'ЖЖМГ Бехруз Х.
ттеопитетл правовые ценности в исламской и западной правовых 161
*ме™оетрадициях: сравнительно-правовой ракурс ' '
В современном западном обществе понятия семьи и продолжения рода трансформировались. Такие явления, как аборт, эвтаназия, заключение однополых браков, весьма распространенные во многих западных странах, изменили представление о классической семье и связанным с ней продолжением рода. Кроме того, в современном западном обществе понятия брака и развода воспринимаются как равноценные социальные явления с точки зрения современной морали и общественного мнения. Очень часто именно свободные отношения заменяют традиционную семью.
Эти распространенные явления обуславливают возникновение демографических проблем, что может стать причиной социального (демографического) кризиса.
Что касается исламской правовой культуры как примера традиционной консервативной культуры, то в ее рамках такие ценности, как семья и связанное с ней продолжение рода, занимают свое достойное место в ранжировании правовых ценностей, которые всецело находятся под защитой исламского права.
На наш взгляд, причины столь серьезных различий в смысловом наполнении понятия «ценности», в том числе «правовые ценности», заложены в исламской и христианской правовой традициях.
Несмотря на то, что западная правовая традиция сформирована как самостоятельное правовое явление, на его характеристику оказала влияние христианская культура, которой присущи отсутствие жесткой взаимосвязи между Богом, государством, церковью и рядовыми гражданами государства.
Нормы христианской религии в законодательстве европейских стран представляют собой лишь моральные императивы, на основе которых законодатель издает законы. В сознании христианина Бог и государство всегда существовали раздельно.
Таким образом, ценности христианской культуры, хотя незримо и присутствовали в законодательстве, однако были вынесены за рамки законодательных норм. Существуя лишь как общая идея, эти ценности со временем отодвигались на задний план под влиянием политической, экономической конъюнктуры, а также под влиянием различных течений западной философской мысли, подвергавшей сомнению религиозные ценности и во многом определившей направление правовой мысли.
Понятие греха и преступления, таким образом, зачастую разделены в сознании представителя западной культуры. А понятие справедливости существует в большей степени как консенсус между потребностями индивидуумов.
В исламе понятия Аллах и государство в лице правителя неразделимы.
Кроме прочего, многие неизменяемые нормы исламского права — это нормы прямого действия, т.е. коранические предписания и предписания Сунны, не подлежащие пересмотру и какой-либо редакции. Исламское право не может существовать вне предписаний религии, которые, в свою очередь, имеют форму как конкретных норм, так и ориентиров для выработки этих норм, а также оценки того или иного деяния.
Грех и преступление, нарушающее религиозные нормы, в сознании мусульманина неразделимы, а любая правовая норма берет свое начало в религиозных установлениях. Понятие справедливости также уходит своими корнями в религиозные нормы и зачастую тож- т дественно норме религии. Консенсус индивидуумов возможен лишь в части договорных отношений, регламентирование которых оставлено на усмотрение сторон договора. и
Таким образом, мы видим не только два принципиально различных подхода к трак- Р
товке понятия «ценности», но также две идеологические системы, в которых заложено Д
воспроизведение самих себя. И
В исламской правовой культуре центром является Творец, в европейской — человек. т
Исламская правовая культура базируется на нерушимых религиозных нормах, за- К
падная правовая культура — на основе вечного поиска баланса между постоянными §
нравственными предписаниями религии и попытками их ревизии человеком. наук1
л
162 ВЕКТОР Ю5идичтстаи нАУти
Я ^Ж ^
|
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Стремясь к бесконфликтному существованию, необходимо осознавать особенности культуры, традиций, мышления, менталитета представителей различных цивилизаций и культур.
Для прогрессивного и созидательного развития современного общества необходим поиск компромиссных решений. Что касается тезиса несопоставимости ценностей различных культур, то он должен нацеливать на тщательность отбора ценностей других правовых культур, для использования в условиях собственной правовой культуры24.
Резюмируя сказанное, стоит отметить, что неизменных гуманистических целей можно достичь, лишь используя методы, гуманистический посыл которых соответствует масштабу заявленной цели.
Выводы. Несмотря на то, что главная универсальная ценность права заключается в разграничении сфер свободы и произвола, система правовых ценностей в рамках разных правовых культур различна.
В рамках разных правовых культур формируются свои системы правовых ценностей, и право осуществляет их ранжирование, которое отвечает представлениям о ценностях и об их иерархии, закрепившихся в рамках соответствующих цивилизаций и культур и распространенных в данном обществе.
Сравнение систем ценностей и их ранжирование в рамках разных правовых культур демонстрирует, что, несмотря на их частичное совпадение, их смысловая нагрузка имеет принципиальное различие, определяющее их сущность и содержание.
Причины различий в смысловом наполнении понятия «ценности», в том числе «правовые ценности», заложены в исламской и западной правовой традициях.
Западная правовая традиция, которую можно с полной уверенностью назвать «че-ловекоцентричной», сформирована христианской культурой, которой не свойственна жесткая связь между религиозными ценностями и законодательными нормами.
В исламской теоцентричной правовой традиции любая законодательная норма основана на предписаниях религии и выполняет функцию охраны той или иной религиозной ценности.
В западной культуре понятие ценностей подразумевает их трактовку в зависимости от контекста времени. Ценности западной культуры — это не столько религиозные постулаты, закрепленные в Писании, сколько их истолкование и интерпретация в русле западной философской традиции, а также результат консенсуса общества.
В исламской культуре ценности установлены предписаниями религии. Религиозные ценности, таким образом, являются ценностями правовыми.
Из этих базовых различий проистекают разные подходы к трактовке прав человека в западной и в исламской правовых культурах.
Несмотря на наличие несопоставимых и нетождественных понятий в европейской и исламской правовых традициях, бесконфликтное существование разных цивилизаций возможно. Для этого необходимы политическая воля элит Запада и исламского мира по выработке общей стратегии развития концепции прав человека с учетом особенностей различных правовых и культурных традиций, а также на основе их равноправия.
24 Общетеоретическая юриспруденция : учебник / под ред. Ю. Н. Оборотова. Одесса : Юрид. лит-ра, 2011. С. 392.