Научная статья на тему 'Путь возникновения иджтихада в исламском праве и его применение'

Путь возникновения иджтихада в исламском праве и его применение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2604
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ ШКОЛА (МАЗХАБ) / КОРАН / СУННА / ИДЖТИХАД (ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ / ОТКРОВЕНИЕ) / МУДЖАХИД / ISLAMIC LAW SCHOOL (MAZHAB) / THE QUR""AN / IDZHTIHAD (PERSONAL OPINION / REVELATION) / SUNNAH / MUJAHID

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мавед Елена Олеговна

В целом арабское слово «иджтихад» литературно определяется как "стремление давать", а в юридическом понятиии "способность делать выводы в вопросах права в случаях, когда нет определенного или явного текста или правила, которые определены иджмой (консенсусом)". В 699-855 гг.-иджтихад применяется во всех четырех исламских школах около 900 года нашой эры было решено, что ученые всех школ считали, что с этого момента положения Корана и Сунны не могут рассматриваться без достаточной квалификации ученых-муджтахидов. 950-1258 ггэтап консолидации, определяется характер каждой из школ, благодаря развития правовой мысли в каждой из нихиджтихада. Изменилось мировоззрениее, отношение к политике, экономике, медицине, вопросам права, статусу человека современном мире. Для этого и осуществляэтся и джтихад. Иджтихад – производный источник исламского права, личностная мысль, усердие, старательность, настойчивость, принцип свовбодного толкования исламского права и означаетє граничную старательность в достижениии цели. Фактически, расхождения в мыслях привело к появлению права и иджтихада. Суть иджтихада состоит в том, что это не просто поиск правил и законов, которые излагаются в основных источчниках исламского права, а метод изложения или толкования каких-либо вопросов шариата, базируясь на Коране и С унне. Заниматься иджтихадом могли только личности, которые досконально владели арабским языком, на память зна ли Коран и Сунну, их толкование, владели б огобояз ливостью и благочестием, знали отмененные нормы, владели проникающим умом и интуицией. Интерпретация использования иджтихада, исламских принципов в 21 столетии приводит к уменьшению преступности и правонарушений в исламском мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence way of ijtihad in the islamic right and its application

In general, the Arabic word "ijtihad" literally defined as "a desire to give", and the legal definition of "the ability to make findings on issues of law, in cases where there is no specific or explicit text or terms that are defined ijma (consensus)." In 699-855, Messrs. ijtihad is used in all four Islamic schools, about the year 900 AD nashoy it was decided that all schools, scientists believed that from this point on the Koran and the Sunnah can not be considered without sufficient academic qualification mujtahids. 950-1258 u-consolidation phase, determines the nature of each of the schools, thanks to the development of legal thought in each of them-ijtihad. Change the outlook, attitude to politics, economics, medicine, law issues, the status of the modern human world. For this and osuschestvlyaetsya ijtihad. Ijtihad derived source of Islamic law, personal thought, hard work, diligence, perseverance, principle svovbodnogo interpretation of Islamic law and the boundary oznachaetє diligence in achieving objectives. In fact, the differences in ideas led to the law and ijtihad. The essence of ijtihad is that it is not just a search for rules and laws, which are contained in the main istochchnikah Islamic law, and the method of presentation or interpretation of any question of Sharia, based on the Qur"an and Sunnah. Engage in ijtihad could only person who thoroughly owned Arabic language, know by heart the Koran and the Sunnah, interpretations, owned fear of God and piety knew repealed rule, possessed a penetrating intellect and intuition. Interpretation of ijtihad, Islamic principles in the 21st century reduces crime and delinquency in the Islamic world.

Текст научной работы на тему «Путь возникновения иджтихада в исламском праве и его применение»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИДЖТИХАДА В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

© Е. О. Мавед

Мавед Елена Олеговна кандидат медицинских наук, юрист

доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Международный гуманитарный университет (г. Одесса, Украина)

В целом арабское слово ««илжтихал» литературно опрелеляется как ««стремление лавать», а в юриличес-ком понятиии ««способность лелать выволы в вопросах права в случаях, когла нет опрелеленного или явного текста или правила, которые опрелелены илжмой (консенсусом)». В 699-855 гг. илжтихал применяется во всех четырех исламских школах; около 900 гола нашой эры было решено, что ученые всех школ считали, что с этого момента положения Корана и Сунны не могут рассматриваться без лостаточной квалификации уче-ных-мулжтахилов. 950-1258 гг. — этап консолилации, опрелеляется характер кажлой из школ, благоларя развития правовой мысли в кажлой из них илжтихала. Изменилось мировоззрениее, отношение к политике, экономике, мелицине, вопросам права, статусу человека современном мире. Аля этого и осушествляэтся илж-тихал. Илжтихал — произволный источник исламского права, личностная мысль, усерлие, старательность, настойчивость, принцип свовболного толкования исламского права и означает граничную старательность в лостижениии цели. Фактически, расхожления в мыслях привело к появлению права и илжтихала. Суть ил-жтихала состоит в том, что это не просто поиск правил и законов, которые излагаются в основных источчни-ках исламского права, а метол изложения или толкования каких-либо вопросов шариата, базируясь на Коране и Сунне. Заниматься илжтихалом могли только личности, которые лосконально влалели арабским языком, напамять знали Коран и Сунну, их толкование, влалели богобоязливостью и благочестием, знали отмененные нормы, влалели проникаюшим умом и интуицией. Интерпретация использования илжтихала, исламских принципов в XXI столетии приволит к уменьшению преступности и правонарушений в исламском мире.

Ключевые слова: исламская правовая школа (мазхаб), Коран, Сунна, илжтихал (личное мнение, откровение), Мулжахил.

Об иджтихаде упоминается в нескольких работах древних юристов, среди которых Мухаммад фи Усуль аль-Фикх [1]. В целом арабское слово «иджтихад» литературно определяется как «стремление предоставлять», а в юридическом смысле «способность судить по вопросам права в случаях, когда нет определенного или явного текста или правила, которые определены иджмой (консенсусом) [2]. Также этот срок еще не означает« переосмысление» [3] или« независимое соображения» [4]. Эдуард Сэлли определил иджтихад как «достижение критической степени утверждения, поиска принципов юриспруденции» [5]. Технически этот процесс осуществляется путем задействования юристом своих умственных способностей в решении любого юридического вопроса. Иджтихад также означал приложение усилий от имени мусульманского общества и его интересов [6]. Рядом с некоторыми вопросами религии и убеждений, с которыми муджтахиды должны быть знакомы, есть дополнительная необходимость знания обстоятельств, при которых был ниспослан Коран [2]. Джозеф Шахт утверждал, что в начале 10 века исламский закон был разработан в деталях и, таким образом мусульманские ученые пришли к выводу, что все основные вопросы были тщательно и окончательно обсуждены [17]. Шахт учитывал, что причинами для постановки вопроса были: кто мог осуществлять, то есть квалификация человека, который мог практиковать иджтихад и кто не имел квалификации. Шахт добавляет, что около 900 года нашей эры «точки были достигнуты, когда ученые всех школ учитывали, что с этого момента ничто не может рассматриваться без достаточной квалификации для всех» [18]. Актуальные вопросы современного общества трансформировали шариат и его законы стали очень динамично развиваться под влиянием современных условиях. Изменилось мировоззрение, отношение к политике, экономике, медицине, к вопросам права, особенно вопросы права собственности, уравнению мужчин и женщин, религиозному и политическому плюрализму, юридической ответственности, правам и обязанностям человека и вообще статуса человека в современном мире. Опыт и знания предшествующих религиозно — правовых деятелей недостаточны для XXI века. Возникают новые вопросы, которые беспокоят современного человека и большинство людей не могут самостоятельно найти ответ на свой вопрос в основных Божественных источниках. Для этого и осуществляется иджтихад мужтахидами, которые выносят свои фетвы [9].

Иджтихад — производный источник исламского права, личное мнение, усердие, настойчивость, принцип свободного толкования исламского права и означает предельную усердие в достижении цели [13]. В исламской терминологии иджтихад означает усердие в формулировании мысли или в вынесении правового заключения по любому вопросу, относительно которого нет четкого указания в Коране и Сунне [9].

Иджтихад — это инструмент, который был дан мусульманам вместе с Кораном и Сунной для того, чтобы они могли находить решения, ответы на любые вопросы в любой исторический период. Именно иджтихад обеспечивает исламской религии гибкость и динамичность. В VII веке некоторые исламские ученые постановили, что врата иджтихада уже закрыты,

потому что все возможные правовые нормы с его помощью уже выведены и в нем в мусульманской общине уже нет необходимости [15]. И именно это решение о «закрытии ворот» было принято на основании иджтихада для того, чтобы не допустить злоупотребления свободой мысли, потому что это в то время это приводило к появлению большого количества сект, распылялась исламская умма. Это помогло справиться с проблемой. В то же время данный запрет на иджтихад привела к ограничению активности мысли, критического анализа и интеллектуальных поисков в мусульманской среде [18].

Степени иджтихада. Ученые с фикх разделены на 7 уровней [9]:

1. На самой высокой степени стоят ученые — основатели мазхабов (Мутлак муджтахиды) [5].

2. Ученые, выполняющие такой же иджтихад, но в пределах, установленных учредителями мазхабов называются муджтахиды-филь-мазхаб [5].

3. Ученые, комментирующие книги муджтахидов называются асхаб ат-тахридж.

4. Ученый этой категории, комментирует любую определенную тему из книг муджтахидов своего мазхаба и называются арбаб ат-тарджих [5].

5. Ученые этой группы, которые называются мукаллид, систематизируют данные, относительно отдельной темы, располагая их в своих книгах в порядке значимости.

6. На седьмом уровне находятся мусульмане, которые различают вероятные знания, переданные приверженцами Сунны, от так называемых «знаний», которые содержат в себе недозволенные новшества.

7. Люди, которые не понимают, какое важное место занимают ученые Ислама в деле распространения Предписаний Аллаха и Сунны Пророка, говорят: «Нет необходимости в каких-либо ученых, когда имеется возможность непосредственного обращения к Благородному Корану» [16].

Видно, что такие люди не задумываются хотя бы над тем, чтобы просто понять значение айатов Корана, то не было бы необходимости в пророках и посланниках. Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решением муджтахидов одного из мазхабов.

Для понимания Корана необходимо обращение к хадисам (преданиям), раскрывающих содержание Священного Писания. Большинство хадисов требуют толкования знатоками науки Фикх-Факих. Истинный смысл высказываний Пророка понимали только его Сподвижники, которые передали эти знания со своими комментариями ученым — муджтахидам следующих поколений. Знания, переданные по цепи надежных передатчиков, сохранились до нашего времени в 4-х мазхабах [22]. Различия во мнениях привело к появлению права. Почти при решении любого вопроса люди сталкиваются с различиями. И один из хадисов пророка Мухаммада подтверждает это: «Расхождение моей Уммы есть благо. Аллах установил границы, поэтому не переступает их. Он наложило запреты на некоторые вещи, поэтому НЕ преступай их; в некоторых вещах Он умолчал — из сострадания к тебе, а не от забывчивости, — поэтому НЕ пытайся узнать их». А это значит, что взгляд будет отличаться от других юристов —

представителей других школ. Возникают споры и выносятся решения, которые противоречат друг другу. Различия во мнениях или выводах есть благородная вещь, которая приводит к появлению новых явлений-таких как правовая наука. Омар Ибн Абдель Азиз, один из халифов, учитывал различия асхаб милостью и благом. Он говорил: «Меня радует, что асхабы Пророка Аллаха расходились в некоторых вопросах, потому, что если бы они не расходились, мы бы не имели сейчас права». Кроме того, разновидности в мыслях и выводы их дают людям выбор, право выбора того или иного способа выполнения предписаний шариата. Иджтихад как вид аргументации, очень интересный по своей природе, потому что в методе, который основывается в первую очередь на уме, тщательно производится вывод. Этот процесс не основан на слепом знании буквальных законов, но основывается обязательно на основных источниках мусульманского права-на текстах Корана и Сунны, то есть входит в рамки шариата. Суть иджтихада состоит в том, что это не просто поиск правил и законов, которые излагаются в основных источниках исламского права, а метод изложения или толкования любых вопросов шариата, обязательно основываясь на Коране и Сунне. Это касается различных вопросов, что появляются в связи с появлением новизны в мире, то, чего не было раньше и не определяется Кораном или Сунной конкретно относительно данного вопроса или действия. Подобных коллизионных норм, а также вопросов, требующих уточнения, обилие и их интерпретация на современный лад не должна отходить от основного божественного закона. Иджтихад всегда должен основываться на правилах и принципах шариата, несмотря на то, что это в основном работа ума человека, а шариат — это те нормы, которые прямо и конкретно указываются в Коране и Сунне и является законом Божественным. Различные мнения и выводы ученых, которые выходят из их принципов шариата, называются фикха, что является пониманием самого шариата.

Существуют различные методы иджтихада, при использовании которых знаток шариата, не находит прямого ответа или указания на поставленный вопрос, а приходит к выводу обязательно, не выходя за рамки Корана и Сунны.

Метод аятолла Алозма Джанаати в иджтихаде проводит инновационные формы вывода из религиозных источников. Этот метод называется Тафриэ и Татбихи (сортировки и сравнения). Он направлен на поиск, выявление и оценку основных и подзаконных актов, с общими правилами, связанными с ними. Этот метод предполагает, ссылаясь на религиозные источники в отношении текущего времени и обстоятельств, тщательно разобраться в этом вопросе. Что бы ни было, допустимое во время Святого Пророка Мухаммада, остается допустимым до Судного дня и все вещи, которые были отвергнуты во время пророка Мухаммада, остаются отвергнутыми до Судного Дня.

Имам Абу Ханифа, разработал свой метод формулировки вопросов для иджтихада, который заключался в следующем. Встречаясь со своими учениками, он предлагал знающим из их числа рассмотреть тот или иной вопрос, при этом каждый должен был представить свои доводы и приве-

сти необходимые, с его позиции, аргументы в поддержку своей точки зрения. После этого Абу Ханифа комментировал высказывания своих учеников, подкрепляя их ссылками на Коран и Сунну или доводы разума и одобряя суждения тех, кто находил правильное решение, и иногда для формулировок одного такого вопроса требовалось несколько дней. Такое обучение носило свободный характер, мнения всех присутствующих выслушивались с определенным уважением, а обсуждение давало пищу уму учеников и вместе с тем подчеркивало знание и разум учителя, и после того, как подобным методом решался тот или иной вопрос из области фикха, его было трудно подвергнуть критике, не говоря уже о объявление вынесенного решения недействительным.

Аль Муваффак аль Макки говорил: — Разрабатывая положения своего мазхаба, Абу Ханифа, советовался со своими учениками и последователями и не действовал исключительно по личному взгляду или мнению. Он занимался иджтихадом, проявляя исключительное великодушие по отношению к Аллаху, Его посланнику и всем верующим в целом. Если любой вопрос представлялся Абу Ханифе сложным, он говорил своим последователям: «Причина только в том, что я сделал грех», и начинал просить Аллаха о прощении, а иногда принимался молиться, благодаря чему он находил решения, а затем говорил: «Надеюсь, что мое покаяние принято». Когда аль Фудайл бин ’Иййад узнал об этом, он разрыдался, а потом сказал: «Это потому что грехов у него мало, а прочие НЕ придают этому значения!»

Иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые нет прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, которые в совершенстве владели арабским языком, наизусть знали Коран и его толкования, хорошо знали сунну и комментарии к ней и отвечали целому ряду других требований [34]. Новое отношение к священным книгам начинается с призыва «делать иджтихад через Коран». Сторонники настаивали на этом и доказывали, что это было во все времена. Это была настоящая эволюция в том, что менялись условия жизни и социально-экономические ситуации. Это касалось, во-первых, Корана, который регламентировал все стороны жизни. «Сделать иджтихад» — это сформулировать систему правовых норм, но таким образом, чтобы они не противоречили Корану и Сунне. Те богословы, которые доказывали постулаты Корана различными методами, используя современные науки, фактически применяли одну из форм иджтихада.

Исламские ученые разработали перечень требований, которые предъявляются к муджтахидам.

1. Богобоязненность и благочестие (ат-такъва) — одно из важнейших требований к муджтахидам (человеку, имеющему право на иджтихад). Очень ответственная процедура должна выполняться человеком правдивым, искренним. Для этого человека нужно очень хорошо знать, что он будет делать свое дело трепетно, знать о его безгрешности и то, что он не поддается соблазнам.

2. Знать суть и цели Шариата, что является важным в процессе поиска правильного решения. Знания могут быть добыты только систематической работой, анализом исламского права, норм, предписаний. Ведущие ученые поделили цели шариата на пять категорий: защита религии, защита разума, защита жизни, защита собственности и защита чести. Развитие духа иджтихад можно добавить в этот перечень целей Шариата.

3. Знать Коран и Сунну — основные источники Ислама. Таким образом, без знания этих документов осуществлять иджтихад невозможно. Это - около 500 коранических аятов, которые содержат в себе правовые нормы (ахкам). Кроме этого муджтахид должен помнить все аяты Корана. Количество хадисов, содержащихся в сунне, составляют десятки тысяч. Сборник этих хадисов и их авторов тоже надо знать и помнить. Надо ориентироваться и в методах поиска хадисов и правильно применять их на практике.

4. Знать отмененные нормы (насих и мансух), т.е. аяты и хадисы ранние, более поздние, которые отменены, любые работающие. Только знания этих норм позволяет муджтахидам принимать правильные решения в случае противоречия того или иного положения. Ученые прошлых веков уже изучили категории норм насих и мансух, составили списки подобных аятов и хадисов, поэтому сегодня можно обратиться к ним во время сложных ситуаций.

5. Кроме того, муджтахид должен обладать врожденным даром — проницательным умом и интуицией. Эти качества даются не каждому человеку.

6. Обязательно нужно знать арабский язык потому, что оригиналы источников Шариата — написаны на арабском языке. Не зная языка, человек не получит поддержки среди исламских ученых. Человек, который хочет выполнять иджтихад, должен начать с изучения арабского языка.

7. Иджтихад необходимо вновь взять на вооружение исламской ум-мой, и все большее количество исламских ученых должны его осваивать. Каждый, кто хочет его освоить и чувствует потребность в этом, должен сначала усвоить все необходимые для его осуществления требования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абу Acad алъ-Ханафи. — СПб., 2002.; Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. Указ. соч.

2. Аль-Аскалани ибн Хаджар. Булуг аль-Марам мин адиллат аль-ахком (Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульман-ское право). Книги 4-6 (Из 6-ти) : пер. с араб. Э. Р. М. Кулиева. — М. : Умма, 2002. — 514 с.

3. Аляутдинов, Шамилъ. Ответы на ваши вопросы об Исламе. Том 2. — М. : Фонд «Мир образования», 2003. — 447 с.

4. Ансар Фаундейшн. Нравственность мусульманина. — Киев ; М. : Умма, 2005. —

363 с.

5. Арханнудин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В двух частях. Ч. 2, том 3-4. М. : Волтерс-Клувер, 2008. — 627 с.

6. Баранов, X. К. Арабо-русский словарь. 42000 слов / под ред. В. А. Костина. — М., 2001. — С. 144—145.

7. Бехруз, X. Источники мусульманского права // Актуальні проблеми держави і права : зб. наукових праць. — Одеса, 1998. — С. 117—125.

8. Ионова, А. И. Известный ученый — факих мазхаба Ханафи. IAA, XVI: 334-357. Современный ислам, человек и общество

9. Кардави, Юсуф. Современные фетвы. Избранное / пер. с араб. Ясина Расулова. — М. : Андалус, 2004. — 258 с.

10. Коран. Сура 96 «Аль-Адк. Сгусток, аяты 1-5.

11. Малашенко, А. Исламское возрождение в современной России. — М. : Московский центр Карнеги, 1998.

12. Haykel, B. Revival and Reform in Islam: The Legacy of Muhammad al-Shawkani /

B. Haykel. — Cambridge: Cambridge University Press (Cambridge Studies in Islamic Civilisation), 2003. — xv, 265 p. — P. 81—82.

13. Осакве, К. Сравнительное правоведение в схемах. — М., 1988. — С. 27.

14. Pesle, O. La theorie et la pratique du labours dans la rite malekite/- Cfsablanca/ Imprimeries reunies/- 1947.

15. Posted by al Alvani in Islam on 02 22nd, 2012 Rahman, Faslur. Islam.-Chicago, 1979. — 146 р.

16. Roy, Oliver. The Failure of Political Islam / O. Roy. - Harvard: Harvard University Press, 1998. — viii-xi, 256 p. — P. ix.

17. Schacht, J. An introduction to islamic law. — Oxford. Ckarendon press, 1966. —

C. 145—150.

18. Сюкияйнен, Л. P. Умеренность как стратегия современного ислама // Независимая газета. — 2006. — 1 марта.

19. The Oxford Encyclopaedia of the Modern Islamic World, vol, 2. pp178

20. Vikor, K. S. The development of ijtihad and Islamic reform, 1750—1850 / K. S. Vikor // The third Nordic conference on Middle Eastern Studies: Ethnic encounter and culture change. — Joensuu, Finland, 19-22 June, 1995 [Electronic Resource].

21. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнителньное правоведение в сфере частного права. — М., 1998. — Т. 1. — С. 453.

22. Шюон, Ф. Понять ислам // Вопросы философии. — 1994. — № 7. — С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.