Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ РАБОТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ РАБОТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / НАЧИНАЮЩИЕ РАБОТАТЬ ВОСПИТАТЕЛИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ В ПРОФЕССИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Наталья Павловна, Рассказова Ирина Николаевна

В статье раскрываются характерные особенности ценностей начинающих работать воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Определен состав группы начинающих работать воспитателей, их профессиональные затруднения на этапе адаптации в профессии. Описываются результаты эмпирического исследования участников проекта «Воспитатель NEXT», проведенного с помощью методики Ш. Шварца «Ценностный опросник». Основной целью исследования стало выявление иерархии ценностей начинающих работать воспитателей и построение прогноза об их влиянии на процесс воспитания детей в ДОУ. Полученные результаты эмпирического исследования базовых ценностей свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ценностями для обследуемых на двух изучаемых уровнях (нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты) являются безопасность, доброта и самостоятельность. Значимы для них также отношения с другими людьми, выстраиваемые на основе заботы, поддержки, равенства, справедливости, честности, искренности, ответственности, надежности, доверия, верности. Мы предполагаем, что ориентация педагогов на общечеловеческие нравственные принципы будет являться фактором их личностного благополучия на этапе адаптации в профессии и формирования данных ценностей у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина Наталья Павловна, Рассказова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF KINDERGARTENERS WHO START WORKING IN PRESCHOOL EDUCATION

The article reveals the characteristic features of the values of kindergarteners who start working in preschool educational institutions. The composition of the group of kindergarteners starting to work, their professional difficulties at the stage of adaptation in the profession are determined. The results of an empirical study of the project participants “Kindergartener NEXT” are described. The technique of S. Schwartz “Value Questionnaire” was used. The main goal of the study was to identify the hierarchy of values of kindergarteners starting to work, and to make a forecast about their impact on the process of raising children in a preschool educational institution. The results of the empirical study indicate that the most significant values for the subjects at two levels (normative ideals and individual priorities) are safety, kindness, and independence. Significant priorities for them are: relationships with other people, built on the basis of care, support, equality, fairness, honesty, sincerity, responsibility, reliability, trust, loyalty. We assume that the orientation of kindergarteners to universal moral principles will be a factor in their personal well-being at the stage of adaptation in the profession and the formation of values in children.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ РАБОТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

УДК 37.017.92

DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.16

Научная статья

Н. П. Мурзина1К, И. Н. Рассказова1

К npmurzina@mail.ru 'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования

Аннотация: В статье раскрываются характерные особенности ценностей начинающих работать воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Определен состав группы начинающих работать воспитателей, их профессиональные затруднения на этапе адаптации в профессии. Описываются результаты эмпирического исследования участников проекта «Воспитатель NEXT», проведенного с помощью методики Ш. Шварца «Ценностный опросник». Основной целью исследования стало выявление иерархии ценностей начинающих работать воспитателей и построение прогноза об их влиянии на процесс воспитания детей в ДОУ. Полученные результаты эмпирического исследования базовых ценностей свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ценностями для обследуемых на двух изучаемых уровнях (нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты) являются безопасность, доброта и самостоятельность. Значимы для них также отношения с другими людьми, выстраиваемые на основе заботы, поддержки, равенства, справедливости, честности, искренности, ответственности, надежности, доверия, верности. Мы предполагаем, что ориентация педагогов на общечеловеческие нравственные принципы будет являться фактором их личностного благополучия на этапе адаптации в профессии и формирования данных ценностей у детей.

Ключевые слова: ценности, начинающие работать воспитатели, дошкольное образовательное учреждение, адаптация в профессии, дошкольники, влияние.

Дата поступления статьи: 23 марта 2022 г.

Для цитирования: Мурзина Н. П., Рассказова И. Н. (2022). Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 144-155. DOI: 10.17238/ issni998-5320.2022.l6.2.l6.

Values of kindergarteners who start working in preschool education

Abstract: The article reveals the characteristic features of the values of kindergarteners who start working in preschool educational institutions. The composition of the group of kindergarteners starting to work, their professional difficulties at the stage of adaptation in the profession are determined. The results of an empirical study of the project participants "Kindergartener NEXT" are described. The technique of S. Schwartz "Value Questionnaire" was used. The main goal of the study was to identify the hierarchy of values of kindergarteners starting to work, and to make a forecast about their impact on the process of raising children in a preschool educational institution. The results of the empirical study indicate that the most significant values for the subjects at two levels (normative ideals and individual priorities) are safety, kindness, and independence. Significant priorities for them are: relationships with other people, built on the basis of care, support, equality, fairness, honesty, sincerity, responsibility, reliability, trust, loyalty. We assume that the orientation of kindergarteners to universal moral principles will be a factor in their personal well-being at the stage of adaptation in the profession and the formation of values in children.

Keywords: values, kindergarteners starting to work, preschool educational institution, adaptation in the profession, preschoolers, impact.

Paper submitted: March 23, 2022.

For citation: Murzina N. P., Rasskazova I. N. (2022). Values of kindergarteners who start working in preschool education. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 2, pp. 144-155. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.i6.2.i6.

Scientific article

N. P. Murzina1®, I.N.Rasskazova1

npmurzina@mail.ru 'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

© Н. П. Мурзина, И. Н. Рассказова, 2022

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Введение

В начале XXI в. в системе образования образовался дефицит кадров в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Руководители ДОУ с радостью берут выпускников по профилю подготовки в области дошкольного образования, но они вынуждены брать на должность воспитателя людей без педагогического образования или с педагогическим образованием, но не по профилю подготовки. Все это создает определенные затруднения и у самих начинающих работать в должности воспитателя, и у администрации, и у родителей дошкольников. Важным фактором на этапе профессиональной адаптации в педагогической деятельности являются ценности. Именно они являются основополагающими принципами в жизни и в профессиональной деятельности, в определении ее содержания и технологий реализации. Дети — это самое ценное в обществе любого государства, от качества их образования зависит качество будущей жизни страны. Чтобы понять, каким будет это будущее, важно выявить, что передают взрослые молодому поколению, на каких ценностях выстраивается их профессиональная педагогическая деятельность в самом начале ее становления. Дошкольный возраст является особенно чувствительным к восприятию окружающего мира. Дети стремятся подражать взрослым, с которыми находятся большую часть времени в течение всего дня. Воспитатели ДОУ относятся именно к этой категории взрослых, которые существенно влияют на сознание и поведение детей, на формирование их представлений о мире, становление ценностей в процессе организации их образовательной деятельности. Перед нами стояла задача выявить, с каким багажом ценностей пришли работать и осваивать профессию воспитателя люди, начинающие работать в ДОУ, и молодые специалисты, в т.ч. не имеющие профессионального образования в этой области и / или педагогического образования вовсе. Это позволяло выстроить прогноз влияния начинающих работать воспитателей ДОУ на воспитание базовых ценностей у детей дошкольного возраста, предложить методические рекомендации.

Исследование направлено на выявление иерархии ценностей воспитателей, начинающих работать в ДОУ, и прогнозирование их возможного влияния на развитие ценностей у детей.

Методы

В своем исследовании мы использовали теоретические методы и эмпирические. Анализ и синтез литературы позволил нам выявить основные характеристики категории педагогов «начинающие работать воспитатели», определить значимость ценностей на этапе их профессиональной адаптации, выстроить прогноз влияния ценностной сферы этих педагогов на процесс воспитания дошкольников.

В. А. Сластенин, анализируя вызовы общества XX в., подчеркивает, что духовный мир педагога, его ценности, являются смыслообразующими в профессии, «отражают избирательное отношение субъекта к деятельности, к педагогической профессии, к детям, к самому себе, служат программно-целевым, нравственно-психологическим и духовным основанием профессиональных действий» (Сластенин, 2010, с. 12-13).

Ценности современного человека формируются под воздействием современной среды и процессов информатизации общества, стремлением человека сохранить себя как вид живого мира. В философии сущность понятия «ценности» определяют с позиции того методологического подхода, приверженцем которого является исследователь этого феномена. Мы не будем останавливаться на анализе определений всех научных позиций. Остановимся на понимании ценностей как регулятора поведения человека: «ценность реализуется через отношение человека, через связь человека с действительностью» (Юдин, 2014). Понимание того, какие ценности значимы для человека, позволяет осознать сущность общественных явлений. Исследование концепций западной философии (Г. Риккерт, 1898) позволяет нашим современникам (А. И. Юдин) придерживаться позиции, что о «ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют», важно, насколько они значимы для человека, какое влияние оказывают на его деятельность (А. И. Юдин, 2014). Сравнительный анализ проблемы ценностей в философии Запада и России

(А.И. Юдин, 2014) доказывает, что их объединяет: социальная ситуация в обществе влияет на ценности человека, в котором он живет, они имеют значение для его развития.

Современная социальная ситуация характеризуется «инновационным технологическим шквалом», который прослеживается во всех сферах общества и «под напором которого рушатся привычные политические, экономические, духовные стереотипы повседневной жизни» (Гаранина, 2011).

Негативное влияние от внедрения технологических инноваций было замечено еще в середине XX в. (1944-1945 гг.). Философы (Н. А. Бердяев и др.) отмечали «мучительность и драматизм человеческого существования», а также то, что «происходит потеря духовного» и она ведет к «закрытости людей друг для друга, слабости той синтезирующей духовности, которая ведет к внутреннему единству и единению человека с человеком» (Бердяев, 2011). Прошло более 70 лет, но слова Н. А. Бердяева во многом актуальны и сегодня. Компьютеры, Интернет, социальные сети, с одной стороны, расширили возможности общаться друг с другом, с другой — разрушили стремление к живому общению. В условиях доминирования виртуальной реальности этот кризис называют «кризисом ценности живого», «кризисом личного общения», «кризисом индивидуальности», «кризисом поведенческих критериев» (Гаранина, 2011). Факторами влияния на появление этих видов кризиса в жизни человека стали, прежде всего, стандартизация и цифро-визация реальной жизни человека. Образование не является исключением. Появились исследования понятия «цифровые ценности» педагогов (А. М. Ходырев, Л. Н. Данилова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин и др.). В процессе изменения целей, условий общего образования, эти ценности, наряду с традиционными, стали занимать важное место в педагогической деятельности. Эмпирическое исследование студентов (2012) выявило, что с молодым человеком эпохи Интернета произошли изменения: для него важны «многочисленные коммуникации, связи, отношения <...>, но традиционные формы и способы социально-нравственного контроля утрачивают свое регулятивное значение.» (Булатников, 2012, с. 32.). В этот же период (2010 г.) было проведено исследование учащейся и работающей молодежи в г. Санкт-Петербуге. В условиях процветания «бизнеса аморализма» исследователей удивили результаты: «.большинство российской молодежи, и в первую очередь — студенчество, сохраняет в целом здоровые жизненные ценности и духовно-нравственные установки, <...> значение ценностей семьи и справедливости, по сравнению с 1990 годами, повысилось, а ценность денег, наоборот, понизилась» (Семенов, 2011).

Результаты современного социологического исследования (Скульмовская, Кудинова, Гауч, 2021) портрета современной молодежи провинциальных городов Сибири показали, что для молодых людей важны «безопасность, стабильность», что вполне объяснимо в условиях пандемии, событий на границе страны. Менее значимыми стали семья, вера, любовь. Это объясняется тем, что в средствах массовой информации навязываются ценности «общества потребления», что процессы дегуманизации семьи негативно влияют на процесс воспитания молодого поколения (Булатников, 2012). Педагоги И. Е. Булатников и И. Ф. Исаев отмечают «кризис культуры» среди молодежи, произошла ревизия нравственных ценностей, появилась «новая» система ценностей, соответствующая вызовам современного общества (Булатников, Исаев, 2012).

Результаты исследования ценностной сферы молодых людей важны для нашего исследования, потому что среди начинающих работать воспитателей ДОУ преобладает возраст до 30 лет.

В этих условиях педагоги являются главными, кто профессионально передает накопленный опыт человечества детям. Успех деятельности педагога зависит не только от профессиональных знаний и умений. Воспитатель может знать технологии обучения и воспитания, и при этом его воспитанники не достигают образовательных результатов в области духовно-нравственного развития. Это зависит от многих факторов.

В исследовании способности молодых специалистов сохранять устойчивость в проявлении индивидуальных личностных качеств и свойств на этапе профессиональной адаптации, проведенном Ф. И. Валиевой, было доказано: молодой педагог имеет уже «сложившиеся ранее модели поведения и взаимоотношений» и опирается на них на этапе освоения профессии (Валиева, 2014, с. 40), «аксиологическое наполнение» профессии происходит задолго до этого этапа (Ходырев,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

2020, с. 37). Но на этапе профессиональной адаптации наблюдается «гетерохронность развития общих и профессиональных способностей», возникает «несоответствие в сфере системы ценностей, контроля и ролевых установок» (Валиева, 2014, с. 40-42).

Затруднения педагогов на этапе их адаптации в профессии традиционно рассматриваются среди молодых педагогов. Исследований адаптации начинающего работать педагога (учителя, воспитателя), который начал заниматься педагогической деятельностью без профессиональной подготовки, недостаточно. Но реальные условия показывают, что процесс адаптации происходит не только у молодых педагогов, выпускников педагогического вуза, но и у людей, которые пришли в эту профессию из другой сферы в силу жизненных обстоятельств.

А. В. Окулова определяет группу начинающих работать воспитателей в ДОУ следующим образом: «молодые специалисты, включая специалистов, которые только начинают осваивать профессию, и те, кто имеют педагогическое образование, но не в области дошкольного образования; не имеющие педагогического образования, находящиеся на этапе профессиональной переподготовки или на этапе получения второго профессионального образования; мигранты, осваивающие профессии, в которых есть вакансии; помощники воспитателей, ориентированные на переход в категорию педагогов дошкольного образования; специалисты, имеющие базовое дошкольное образование, но не имеющие опыта вследствие отсутствия стажа» (Окулова, 2019, с. 121).

Как видим, начинающие работать воспитатели — это группа людей с разными жизненными целями на этапе адаптации в профессии. Но существует специфика адаптации в педагогической профессии: как только человек приступил к работе воспитателя, он сразу должен решать педагогические задачи, и времени что-то попробовать, а потом отказаться от этого решения у него нет. В ходе проекта «Воспитатель NEXT» (2021) нами было выявлено, что «в первые дни профессиональной деятельности у них [молодых педагогов.— Н. М.] происходит приспособление накопленного опыта, компетенций к образовательной среде организации, к детскому коллективу, к коллективу родителей, к педагогическому коллективу, к сложившимся отношениям в них. Этот процесс происходит одновременно, а не последовательно, что является особенностью адаптации педагогов» (Мурзина, Шейнмаер, 2021, с. 407). У этой категории работников в ДОУ мы выявили следующие затруднения: «нет опыта в планировании и организация непрерывной образовательной деятельности (28%); в мотивации детей (25%); в оснащении развивающей предметно-пространственной среды (16%), во взаимодействии с родителями (14,4%); в освоении и выборе современных технологий (11%). Но это отметили те, кто имеет знания и умения в области дошкольного образования, 23,6% участников проекта не смогли сформулировать свои профессиональные проблемы» (Мерзина, Шейнмаер, 2021, с. 408). Это связано с тем, что у этих обследуемых отсутствует представление о профессиональных задачах воспитателей ДОУ.

Для решения профессиональных задач в области обучения и воспитания дошкольников начинающий работать воспитатель опирается на модели поведения, в основу которых положены сложившиеся базовые ценности. В этих условиях педагоги являются главными, кто профессионально передает накопленный опыт человечества детям. Успех деятельности педагога зависит не только от профессиональных знаний и умений. Воспитатель может знать технологии обучения и воспитания, и при этом его воспитанники не достигают образовательных результатов в области духовно-нравственного развития. Это зависит от многих факторов.

Значение базовых ценностей, аксиологического подхода в жизни любого общества, включая образование, подчеркивается западными социологами в теории аксиологических систем (Francisco Parra-Luna, 2001), в исследованиях общего и особенного в человеческих ценностях образования западных государств и Восточной Азии, вводится понятие «ценностное образование» (Narayan Krishna Prabhu, 2011). Отечественные исследователи также считают, что для педагога важным ориентиром в этом выборе способов и средств воспитания будут его ценности (Сластенин, 2010), видят перспективы развития профессионального образования на принципах аксиологического подхода (Бичева, Филатова, 2018; Бичева, Филатова, Кирьякова, 2018; Кирья-кова, 2017), взаимосвязь внутренних факторов развития личности и ценностной сферы педагога

(И. Е. Булатников, Е. А. Володарская, А. Г. Самсонова). Но необходимо отметить, что аксиология профессиональной педагогической деятельности как научная область находится еще на этапе становления. Важно понимать механизмы, факторы развития ценностной сферы педагогов на всех этапах их профессионализации.

Поэтому для нас было важно понять, на каких базовых ценностях выстраивается мотивация к освоению профессии у воспитателя, начинающего работать, на чем будет базироваться его стремление к развитию профессионализма. Этот этап является сложным в становлении профессиональной деятельности воспитателя, начинающего работать в ДОУ, значимые для него ценности будут в основе выбора пути саморазвития и самоутверждения в профессии.

Таким образом, на основе проведенного нами теоретического анализа предмета исследования можно выделить следующие наиболее существенные аспекты: 1) значимость ценностей (особенно духовно-нравственных) в жизни человека и общества и происходящих с ними трансформаций в современных динамичных, быстро изменяющихся условиях жизни; 2) их особая роль в жизни педагога, учитывая его влияние на развитие личности детей и их ценностей; 3) особая роль воспитателей ДОУ — первых педагогов — в жизни ребенка, у которого на данной стадии онтогенетического развития формируются основы личности. Они были определяющими при разработке эмпирического исследования.

На этапе эмпирического исследования основным методом в нашем исследовании стал письменный опрос. Для его проведения был использован «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Методика позволяет «изучить выражение значимости десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов» (Шварц, Бутенко и др., 2012).

Для выявления значимости ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов воспитателям было предложено оценить, насколько важна для педагогов каждая из ценностей в качестве руководящего принципа жизни. Ценности на уровне индивидуальных приоритетов позволяют оценить их реализацию в жизни, проявления в поведе-нии, в способах действия, которые являются более или менее важными для человека. В соответствии с ключом нами были посчитаны средние баллы для каждого из 10 типов ценностных ориен-таций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемых. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей было установлено их ранговое соотношение. Первый ранг присваивался типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей. Определение мотивационных типов было выделено Ш. Шварцем на основании их центральной цели.

Выборка исследования. В эмпирическом исследовании, проведенном в декабре 2021 г., приняли участие 50 начинающих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Омска (80%) и Омской области (20%) со стажем работы в системе дошкольного образования от 1 месяца до 3 лет. В исследовании принимали участие воспитатели женского пола и разного возраста: от 20 до 30 лет — 24 человека (48%), от 30 до 40 лет — 19 (38%) и от 40 до 45-7 (14%). Средний возраст респондентов — 30,6 лет. Самой младшей было 20 лет, самой старшей — 45 лет. 26 человек (52%) имеют высшее образование (из них не педагогическое у 8%) и 24 (48%) — среднее специальное (из них не педагогическое у 2%). Воспитателями работают 10 человек (20%), т.е. пятая часть респондентов, получивших профессиональное педагогическое образование по другим профилям подготовки (начальное образование — 8%, изобразительная деятельность — 2%, физическая подготовка — 4%, дефектология — 6%). Не имеют педагогического образования 5 человек (10%), которые получили профессии менеджера, дизайнера, экономиста. Три человека (6%) отметили, что они окончили курсы переподготовки.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Все респонденты являются участниками проекта «Воспитатель NEXT» для начинающих работать воспитателей дошкольных образовательных организаций, который реализует кафедра педагогики и психологии детства уже третий год совместно с педагогом детского сада М. А. Шейнмаер.

Результаты

Таким образом, предпосылками проведенного нами эмпирического исследования, обусловившими интерес к теме исследования, стали следующие положения:

— о значимости ценностной сферы личности, ее влиянии на благополучие человека и общества;

— о значимости ценностей педагогов, их влиянии на ценности воспитанников;

— об авторитете педагогов дошкольного образования в глазах детей;

— о трансформациях ценностей человека в современных динамичных, быстро изменяющихся условиях жизни;

— об отсутствии у начинающих педагогов профессиональной деформации (они в большей степени способны проявлять гибкость, изменяться, полученные результаты исследования могут помочь им осознать собственные особенности и проблемы, связанные с системой ценностей, и внести при желании необходимые коррективы).

При этом учитывалось, что ценности формируются в течение жизни и являются достаточно устойчивыми.

Полученные нами результаты исследования по опроснику ценностей Ш. Шварца начинающих работать педагогов ДОУ представлены в табл.

Данные свидетельствуют о том, что первые три места на двух уровнях заняли одни ценности, при этом даже ранговые места у них одинаковые: 1 место — безопасность, 2 место — доброта и 3 место — самостоятельность. И это очень важно, поскольку означает, что педагоги не только осознают их значимость, но и стараются в соответствии с данными ценностями вести себя в реальной жизни. Такой педагог, жизнь которого выстраивается на основе важных для него ценностей, будет вызывать доверие и уважение у детей. А расхождение не формирует доверия к словам педагога, его авторитет и влияние на детей будет гораздо меньше. Например, он объясняет детям важность доброты в человеческих отношениях, но сам доброты по отношению к ним или другим людям не проявляет. Неслучайно одним из самых действенных средств научения и обучения детей считается пример других людей, в первую очередь значимых для него взрослых. Человек, имеющий определенные личностные качества, с большей долей вероятности сможет сформировать их у детей.

Показатели средних значений и рангов выраженности ценностей у начинающих педагогов дошкольного образования

Indicators of average values and ranks of the expression of values among beginning teachers of preschool education

Ценность Уровень нормативных идеалов Уровень индивидуальных приоритетов

Среднее значение Ранговое место в иерархии Среднее значение Ранговое место в иерархии

конформность 5,03 2 2,38 5

традиции 3,8 7 1,74 9

доброта 5,03 2 2,57 2

универсализм 4,34 5 2,44 4

самостоятельность 4,74 3 2,49 3

стимуляция 3,61 8 2,11 7

гедонизм 4,3 6 2,17 6

достижение 4,43 4 2,02 8

власть 3,5 9 0,83 10

безопасность 5,47 1 2,65 1

Позитивным результатом также является то, что все совпадающие по уровню «нормативного идеала» и уровню «индивидуальных приоритетов» ценности, занявшие первые три места: безопасность, доброта, самостоятельность, являются важными для благополучия личности и построения межличностных отношений. Основные особенности психологического портрета человека с данными доминирующими ценностями можно, наверное (несмотря на то, что в данном исследовании мы не изучали данные свойства личности), описать следующим образом: в отношениях с другими людьми — забота об их безопасности, благополучие, оказание помощи, поддержки, по отношению к себе и собственной жизни — направленность на самостоятельное решение собственных жизненных задач и проблем, ответственность за свою жизнь. Безусловно, такой человек является достойным примером для детей, и повышается вероятность, что он поможет детям осознать важность данных ценностей в их жизни, чтобы в дальнейшем на них ориентироваться.

Безусловно, помимо образовательного учреждения и личности педагогов, серьезное влияние на формирование ценностей детей всегда оказывала семья. В современном информационном пространстве существенное влияние оказывают также средства массовой информации. В этом смысле роль значимых взрослых из ближайшего окружения ребенка (педагогов, родителей) становится более сложной. Они должны быть своего рода посредниками между ребенком и миром, знать, что он думает и чувствует относительно получаемой информации, обсуждать ее, формировать осознанное к ней отношение. Ценности детей — это «отражение» ценностей мира взрослых. А на современном этапе в обществе существуют серьезные проблемы, которые фиксируют ученые и практики: 1) снижение значимости общечеловеческих нравственных ценностей, недостаточное внимание к развитию высших духовных потребностей; 2) ориентация на потребление, доминирование низших витальных потребностей. Ребенок, являясь частью мира, подвергается влиянию различных макро- и микросоциальных факторов. В данной ситуации семье и образовательным учреждениям гораздо сложнее будет формировать у детей значимость общечеловеческих нравственных ценностей. Тем не менее важно, что педагоги, участвующие в нашем исследовании, осознают их значимость и, вероятно, будут стремиться сформировать представление об их важности и у детей.

На уровне нормативных идеалов были получены следующие ранговые места и средние значения: 1 место — безопасность (5,47), 2 место — доброта и конформность (5 баллов), 3 место — самостоятельность (4,74). На уровне индивидуальных приоритетов места в иерархии остались такими же, а средние значения были следующие: безопасность — 2,65, доброта — 2,57, самостоятельность — 2,49 балла. При этом различия между ними незначительные: максимальные на 1 уровне составляют 0,73 балла, а на 2 уровне — всего 0,16 балла. Это еще в большей степени подчеркивает примерно равную значимость для испытуемых каждой из них. Исключением является конформность, которая на 2 уровне занимает не 2, а 5 место. Данный результат, свидетельствующий о том, что в реальной жизни они не стремятся быть конформистами, можно рассматривать как положительный. Конформность, связанная с подчинением человека мнению большинства, которое он изначально не разделяет, представляет собой определенную опасность для развития общества, тем более для современного ребенка, у которого в силу возраста не сформирована четкая личностная позиция и при этом на него обрушиваются различные информационные потоки. Неслучайно в государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования отражена необходимость формировать у детей самостоятельность, ответственность, критическое мышление — те личностные особенности и важные навыки, которые связаны с осознанием жизненной позиции и ее реализацией.

На первом месте по значимости находится безопасность. Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Значение безопасности в жизни человека трудно переоценить. Как считал А. Маслоу (1954), человек, не чувствующий себя в безопасности, не может стремиться к удовлетворению потребностей более высокого уровня: принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации — он будет заботиться о безопасности (Maslow, 1987). Яркими примерами подобных проявлений, когда жизненная энергия преимущественно направлена на самосохранение и защиту, являются герои произведений «Человек в футляре» А. П. Чехова и «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Можно предположить, что данная потребность актуализируется, если человек не чувствует себя в безопасности. Современный человек живет в быстро изменяющемся, нестабильном мире, что может порождать некоторую тревогу. В мире существуют различные угрозы безопасности — насилие, болезни, преступность, экономические и социальные кризисы в стране и т.д. С распространением коронавирусной инфекции, высоким уровнем смертности от нее усилились угрозы здоровью самого человека и его близких людей. Возможно, на данный результат повлияло то, что испытуемыми являются женщины, а у большинства из них есть семьи, дети, безопасность которых важна для матерей. Также возраст испытуемых мог повлиять на результат: с возрастом людям более свойственно задумываться о безопасности. Подтверждением данного факта могут являться результаты проведенного нами исследования ценностей по данной методике с 37 студентами 2 курса Омского государственного педагогического университета, обучающимися по профилям «Начальное образование» и «Дошкольное образование», где средний возраст участников исследования был 19 лет. Ценность безопасности у студентов на уровне нормативных идеалов была на 2 месте, а на уровне индивидуальных приоритетов — всего лишь на 6 месте.

Безопасность связана с заботой о своей жизни, здоровье и жизни, здоровье других людей. Важно, чтобы подобное отношение формировалось у человека в детстве. Педагоги должны помогать формированию у детей безопасного типа личности — личности, способной противостоять угрозам, чувствующей себя уверенно в мире.

Доброта занимает 2 место в иерархии. Она является качеством личности, которое ценят люди, важным фактором формирования аттракции, близости в межличностных отношениях. Хорошо, что педагоги считают доброту важной для себя, и этот факт доказывает, что в педагогическую профессию в большинстве своем приходят те, кто неравнодушен к людям. Особенно это важно во взаимодействии с детьми: от наличия этого качества у воспитателей зависит комфортность психологической среды в детском саду.

3 место в иерархии занимает самостоятельность, связанная со свободой, потребностью в автономности и независимости, несмотря на то, что участниками исследования являются женщины разного возраста, которые исторически были более зависимыми по сравнению с мужчинами. В современном мире многие женщины стремятся полагаться на себя, что объясняется их потребностью в самореализации, желанием чувствовать себя уверенно в мире. Также на данный результат может влиять нестабильность супружеских отношений, значительное количество разводов. Женщина может остаться одна, и ей необходимо будет позаботиться о себе и своих детях. И, безусловно, для начинающих работать воспитателей важно понимать, что развитие профессионализма зависит от их способности самостоятельно заниматься самообразованием, способности к саморазвитию.

Наименее значимыми, согласно результатам опроса начинающих работать педагогов оказались следующие три ценности: власть (3,5), стимуляция (3,61), традиции (3,8).

Власть является самой незначимой ценностью для испытуемых, занимая последнее место в иерархии. Власть обозначает стремление человека к доминированию над людьми и ресурсами, и его наличие у педагога было бы негативным, поскольку означало бы его доминирование над детьми, авторитарное самоутверждение в отношениях с ними. Тем более это пагубно для педагога системы дошкольного образования, который работает с маленькими детьми. Для детей особенно важным является проявление доброты и заботы. В современной системе образования преобладающей тенденцией в отношениях педагога с детьми является гуманизм.

Стимуляция занимает предпоследнее место в иерархии ценностей респондентов. Автор методики мотивационной целью этого типа ценностей считает стремление к новизне и глубоким переживаниям. Ее незначимость, наверное, можно объяснить доминирующим стремлением испытуемых к безопасности, стабильности. А новое — это всегда неизвестное и может быть связано со стрессом. Также возраст испытуемых мог повлиять на результат. Более свойственно стремиться к новизне, изменениям в период юности, молодости, а в нашей выборке более половины (52) испытуемых старше 30 лет. Кроме того, часть из них не имеет педагогического образования, и для них сама профессия воспитателя ДОУ является новой.

Традиции занимают предпоследнее место в иерархии. В современном поликультуральном мире все меняется, в западном обществе в развитии личности доминирует ориентация на развитие индивидуализма, а не коллективизм, традиции становятся менее значимыми в регуляции поведения человека. Более важным является собственное мнение и самовыражение, принятие различий и особенностей людей.

Наименее значимыми ценностями, занявшими на уровне индивидуальных приоритетов последние 2 места в иерархии, были те же ценности, что и на 1 уровне: власть (0,83), традиции (1,74). Отличием стало то, что незначимой ценностью явилась ценность «достижения» (2 балла), которая на 1 уровне занимала 4 место. Это означает, что педагоги считают достижения довольно значимой ценностью, но при этом уровень своих реальных достижений оценивают низко. Может быть, это связано с процессом адаптации в профессии, когда какие-то особые достижения сложно иметь, но при этом возникает много трудностей и сомнений в своем профессионализме. А также, возможно, данная оценка связана с непрестижностью педагогической профессии в современной России, низкой заработной платой педагогов. Они могут считать, что занятия данным видом профессиональной деятельности, в которой отсутствует конкуренция и существует дефицит кадров, не является жизненным достижением. Мы предполагаем, что часть обследуемых пришла в профессию не из интереса к ней, а с другой мотивацией: быть ближе к своему ребенку, который пошел в детский сад, иметь небольшую, но стабильную заработную плату, что особенно актуально для сельской местности, где нет рабочих мест.

Помимо представленного анализа иерархии типов 10 основных ценностей, нам были интересны данные о том, по каким из 57 изучаемых ценностей 1 уровня и 40 ценностей 2 уровня были получены максимальные средние значения.

На уровне нормативных идеалов максимально возможным значением было 7. Из первого списка, состоявшего из 30 ценностей, наиболее высокое значение было получено по самоуважению — вера в собственную ценность (среднее значение 5,42 балла). Из второго списка ценностей, важных как руководящий принцип собственной жизни, выраженных в способах действия, были следующие ценности: честный (откровенный, искренний) — 5,67, ответственный (надежный, заслуживающий доверия) — 5,62, самостоятельный (надеющийся на себя, самодостаточный) — 5,51), верный (преданный друзьям, группе) — 5,5.

На уровне индивидуальных приоритетов испытуемые оценивали 40 описаний некоторых людей с точки зрения сходства и несходства с самим собой. Из максимального значения 4 балла наиболее высокие были получены по следующим описаниям:

— для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает (2,89);

— он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает, для него важно защищать слабых (2,87);

— он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково, верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни (2,85 баллов);

— для него важно жить в безопасном окружении, он избегает всего, что может угрожать его безопасности (2,8);

— для него очень важно помогать окружающим, он хочет заботиться об их благополучии (2.73).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, все эти ценности относятся к доминирующим 3 типам ценностей в иерархии (из 10

изучаемых нами), анализ которых был представлен.

Выводы

Теоретический анализ предмета исследования позволяет сделать выводы: о значимости ценностной сферы личности, ее влиянии на благополучие человека, успешную профессиональную самореализацию педагога и формирование ценностей у детей.

На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

— объединяющим все наиболее важные ценности двух уровней является значимость для педагогов отношений с другими людьми, которые, по их представлениям, должны выстраи-

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

ваться на основе заботы, поддержки, равенства, справедливости, честности, искренности, ответственности, надежности, доверия, верности, важным является уважение по отношению к себе;

— из 10 изучаемых типов ценностей наиболее значимыми ценностями для испытуемых двух уровней были безопасность, доброта и самостоятельность. Начинающим работать воспитателям ДОУ относительно собственной личности важно чувствовать себя в безопасности, быть самостоятельными и уважать себя, выстраивать межличностные отношения на основе общечеловеческих нравственных принципов.

Заключение

Полученные результаты эмпирического исследования позволяют предположить, что у начинающих работать воспитателей ДОУ, участников исследования, преобладают ценности, связанные с их жизненной ориентацией на общечеловеческие нравственные принципы. И полученные результаты исследования могут помочь им осознать собственные особенности и проблемы в профессиональной деятельности, внести при желании необходимые коррективы в нее. Это будет важным фактором, влияющим на их личностное благополучие, и на формирование данных ценностей у детей, усиление воспитательного потенциала образовательного процесса в ДОУ, наряду с другими факторами — микро- (ближайшее окружение ребенка) и макро- (общество, средства массовой информации) социальными факторами.

Источники

Бердяев Н. А. (2011) Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого /Николай Бердяев. М., АСТ, Астрель,

Полиграфиздат, 639 с. URL: https://koledj.ru/docs/index-2105.html?page=8 Бичева И. Б., Филатова О. М. (2018) Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход.

Вестник Мининского университета, т. 6, № 2, с. 3-19. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3 Булатников И. Е., Исаев И. Ф. (2012) Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного. Психолого-педагогический поиск, № 4, с. 23-35. Валиева Ф. И. (2014) Резилиантность как фактор социально-профессиональной адаптации. Вестник Санкт-Петербургского

университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика, № 2, с. 39-50. Гаранина О. Д. (2011) Кризис духовно-нравственных ценностей как выражение глобального кризиса. Лесной вестник. 2011.-№ 2. С. 168-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-kak-vyrazhenie-globalnogo-krizisa/viewer

Кирьякова А. В. (2017) Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете. Педагогический журнал

Башкортостана, № 3(70), с. 11-18 Мурафа С. В. (2017) Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование, № 2, с. 123-128. Мурзина Н. П., Шейнмаер М. А. (2021) Методическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих работать воспитателей: опыт реализации проекта «Воспитатель NEXT». В кн.: Детство, открытое миру. Сб. науч. статей. Под науч. ред. Е. В. Намсинк. Омск, Изд-во ОмГПУ, с. 406-409. Окулова А. В. (2019) Методическое сопровождение педагогов, начинающих профессиональную деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. В кн.: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Сб. науч. статей. Под науч. ред. О.Г. Холодковой, Ю.В. Алеевой, Л.И. Сигитовой. Барнаул, АлтГПУ, с. 121-127. Семенов В. Е. (2011) Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России. Психологический журнал, т. 32, № 5, с. 92-96. Скульмовская Л. Г., Кудинова О. С., Гауч О. Н. (2021) Социокультурный портрет современной учащейся молодежи провинциального города. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (71), с. 156-163. DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.014 Сластенин В. А. (2020) Педагогическое образование: вызовы XXI века. 2010 г. URL: http://www.manpo.ru/manpo/

conferences/materials/201009/brosh_slast.pdf Ходырев А. М. (2020) Проблема изучения ценностей педагогической деятельности. Ярославский педагогический вестник, № 2 (113), с. 34-40.

Ходырев А. М., Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. (2020) Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, № 4, с. 5-13. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13 Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. (2012) Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей:

применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 9, № 1, с. 43-70. Юдин А. И. (2014) Ценность как метод познания социальной действительности и ее практического преобразования: Г. Риккерт и П.Л. Лавров [Электронный ресурс]. URL: https://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=13606&nb=1 DOI: 10.7256/2306-0174.2014.10.1360 Maslow A. H. (1987) Motivation and Personality. 3rd ed., revised by R. Frager, J. Fadiman, C. McReynolds, & R. Cox. Harper & Row, New York, p. 293

Narayan Krishna Prabhu (2011). Human values in education: Reflecting on the core. International Research Journals, vol. 2(12), pp. 1727-1732.

Parra-Luna F. (2001) An axiological systems theory: some basic hypotheses. Systems Research and Behavioral Science, vol. 18, № 6, pp. 479-503.

Педагогические науки

References

Berdyaev N. A. (2011) Ekzistentsial'naya dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [Existential dialectics of the divine and the human]. Available at: https://koledj.ru/docs/index-2105.html?page=8 (In Russian).

Bicheva I. B., Filatova O. M. (2018) Perspektivy professional'noy podgotovki pedagogov: aksiologicheskiy podkhod [Prospects for the professional training of teachers: an axiological approach]. Vestnik of Minin University, vol. 6, no. 2, pp. 3-19. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3 (In Russian).

Bulatnikov I. E., Isaev I. F. (2012) Razvitiye sistemy nravstvennykh tsennostey molodezhi v usloviyakh krizisa kul'tury: dialektika vechnogo i vremennogo [The development of the system of moral values of youth in the conditions of the crisis of culture: the dialectic of the eternal and the temporal]. Psychological and pedagogical search, no. 4, pp. 23-35. (In Russian).

Valieva F. I. (2014) Reziliantnost' kak faktor sotsial'no-professional'noy adaptatsii [Resilience as a factor of social and professional adaptation]. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 2, pp. 39-50. (In Russian).

Garanina O. D. (2011) Krizis dukhovno-nravstvennykh tsennostey kak vyrazheniye global'nogo krizisa [The crisis of spiritual and moral values as an expression of the global crisis]. Forestry bulletin, no. 2, pp. 168-172. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-kak-vyrazhenie-globalnogo-krizisa/ viewer (In Russian).

Kiryakova A. V. (2017) Aksiologicheskiye dominanty podgotovki pedagogov v universitete [Axiological dominants of teacher training at the university]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana - Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. 3 (70), pp. 11-18. (In Russian).

Murafa S. V. (2017) Sformirovannost' tsennostnykh oriyentatsiy budushchikh pedagogov [Formation of value orientations of future teachers]. The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, no. 2, pp. 123-128. (In Russian).

Murzina N. P., Sheinmaer M. A. (2021) Metodicheskoye soprovozhdeniye professional'noy adaptatsii nachinayushchikh rabotat' vospitateley: opyt realizatsii proyekta "Vospitatel' NEXT" [Methodological support for the professional adaptation of educators starting to work: experience in the implementation of the NEXT Educator project]. In: Detstvo, otkrytoye miru [Childhood open to the world]. Collected articles. Ed. by E. V. Namsink. Omsk, OmSPU Publ., pp. 406-409. (In Russian).

Okulova A. V. (2019) Metodicheskoye soprovozhdeniye pedagogov, nachinayushchikh professional'nuyu deyatel'nost' v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Methodological support for teachers starting their professional activities in preschool educational institutions]. In: Aktual'nyye voprosy pedagogiki i psikhologii obrazovaniya [Topical issues of pedagogy and psychology of education]. Collected articles. Ed. by O. G. Kholodkova, Yu. V. Aleeva, L. I. Sigitova. Barnaul, AltSPU Publ., pp. 121-127. (In Russian).

Semyonov V. E. (2011) Dukhovno-nravstvennyye tsennosti i vospitaniye kak vazhneyshiye usloviya razvitiya Rossii [Spiritual and moral values and education as the most important conditions for the development of Russia]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, vol. 32, no. 5, pp. 92-96. (In Russian).

Skulmovskaya L. G., Kudinova O. S., Gauch O. N. (2021) Sotsiokul'turnyy portret sovremennoy uchashcheysya molodezhi provintsial'nogo goroda [Sociocultural portrait of modern student youth of a provincial town]. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (71), pp. 156-163. DOI: 10.26105/SSPU.2021.71.2.014

Slastenin V. A. (2020) Pedagogicheskoye obrazovaniye: vyzovy XXI veka. 2010 g. [Pedagogical education: challenges of the XXI century. 2010]. Available at: http://www.manpo.ru/manpo/conferences/materials/201009/brosh_slast.pdf

Khodyrev A. M. (2020) Problema izucheniya tsennostey pedagogicheskoy deyatel'nosti [The problem of studying the values of pedagogical activity]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 2 (113), pp. 34-40. (In Russian).

Khodyrev A. M., Danilova L. N., Ledovskaya T. V., Solynin N. E. (2020) Problema sistemogeneza tsennostey pedagogicheskoy deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva [The problem of the system genesis of the values of pedagogical activity in the context of the digitalization of society]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, no. 4, pp. 5-13. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13 (In Russian).

Shvarts Sh., Butenko T. P., Sedova D. S., Lipatova A. S. (2012) Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostey: primeneniye v Rossii [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 9, no. 1, pp. 43-70. (In Russian).

Yudin A. I. (2014) Tsennost' kak metod poznaniya sotsial'noy deystvitel'nosti i yeye prakticheskogo preobrazovaniya: G. Rikkert i P. L. Lavrov [Value as a method of cognition of social reality and its practical transformation: G. Rickert and P. L. Lavrov]. Available at: https://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=13606&nb=1 DOI: 10.7256/23060174.2014.10.1360 (In Russian).

Maslow A. H. (1987) Motivation and Personality. 3rd ed., revised by R. Frager, J. Fadiman, C. McReynolds, & R. Cox. Harper & Row, New York, p. 293. (In English).

Narayan Krishna Prabhu (2011). Human values in education: Reflecting on the core. International Research Journals, vol. 2(12), pp. 1727-1732. (In English).

Parra-Luna F. (2001) An axiological systems theory: some basic hypotheses. Systems Research and Behavioral Science, vol. 18, no. 6, pp. 479-503. (In English).

Информация об авторах

Мурзина Наталья Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, наб. Тухачевского, 14). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-7717-7563. E-mail: npmurzina@mail.ru

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Рассказова Ирина Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, 14), ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0003-1343-8741. E-mail: irnikras@rambler.ru

Author's information

Natalia P. Murzina

Cand. Sc. (Ped.), Associate Professor, the Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7717-7563. E-mail: npmurzina@mail.ru

Irina N. Rasskazova

Cand. Sc. (Psychol.), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0003-1343-8741. E-mail: irnikras@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.