Одним из внешних факторов являются ценности, значимые для общества. Приобщаются эти ценности к системе индивидуальных ценностных ориентаций при помощи социальных институтов. К ним относится: семья, образовательные учреждения, средства массовой информации (СМИ) и др.
Фундаментом формирования первичной системы ценностных ориентаций является семья. Образовательные учреждения занимают в процессе заложения ценностных ориентаций индивида место наряду с семьей.
В качестве закрепляющего внешнего фактора, влияющего на процесс формирования системы ценностных ориентаций, выделяют трудовой коллектив.
Наряду с факторами, влияющими на формирование положительных ценностей у личности, существуют факторы, обусловленные антисоциальной средой. В качестве таких факторов можно назвать делин-квентные и преступные группы, а так же всевозможные группы, участники которых представляют примеры девиантного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / И. А. Макарова, Ф. М. Осипов // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 2. - С. 273275.
2. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. - М: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
3. Аронов И.З. Основные вопросы технического регулирования: монография / И.З. Аронов, В.В. Быков, В.Ю. Прохоров; под общ. ред. И.З. Аронова. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
4. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. -Т. 1. - С. 334-335.
УДК 37.015.3
Власов Е.В. , Осипов Ф.М.
НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Ориентация человека в современном, быстро развивающемся мире несет огромное значение. Выбор круга общения, образования, профессии, создание семьи - это одни из самых важных решений которые принимает человек. Именно эти решения и играют роль в образовании полной картины жизни. Решения, которые человек принимает в своей жизни основаны на ценностях, которые в свою очередь образуют ценностные ориентиры.
Ключевые слова:
человек, решение, ценность.
Чтобы ответить на вопрос что же такое ценностная ориентация личности, надо понять что такое личность. По определению Р. С. Немова, личность - совокупность устойчивых качеств, составляющих его индивидуальность и поведение.
Устойчивые качества формируются при развитии, в воспитании и деятельности - предметной и общения.
Но как индивид определяет свое направление? Взрослый, развитый человек способен выбирать. И для того чтобы выбрать направление он обращается внутрь себя, к тому, что он считает значимым и важным для себя, к своим ценностям, которые образуют систему.
Система ценностей у каждого человека уникальна и включает общепринятые: любовь, здоровье, уважение; внутригрупповые: политические, религиозные и личностные. Данная структура является динамической, где положения ценностей связанны с их характером и значением. Формируется система из общественных ценностей, переданных исторически и с культурным наследием. Поскольку она динамична, то, что человек ставит на первый план может меняться, могут добавляться
новые значимые убеждения, потребности, они могут меняться местами или наоборот, исключаться.
Система ценностей является важным элементом социальной адаптации, она задает нормы и границы поведения. В этой структуре личностные ценности индивида, достаточно хорошо осознаваемы.
Фактически система личностных ценностей участвует в формировании мотивации и выборе направления движения человека, образуя ориентиры.
Ценностные ориентиры личности помогают нам отделить главное от второстепенного, исходя из того что ценно для индивида в большей степени; ставить и достигать цели, где например одну и туже задачу - заработать деньги, разные люди будут достигать по своему, находить для себя партнеров по интересам и выстраивать отношения.
Воспитание, образование, круг общения и трудовая деятельность и т.п., как самые важные инстанции, которые закладывают основные ценности являются достаточно интересными объектами изучения, поскольку именно на их основе строятся духовные и нравственные части личности человека и определяют весь путь развития человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / И. А. Макарова, Ф. М. Осипов // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 2. - С. 273275.
2. Акинин, Д. В. Биотопливо в лесных машинах / Д. В. Акинин, В.Ю. Прохоров // Вестник МГУЛ -Лесной вестник. - 2010. - № 5 (74). С. 95-99.
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий : учеб. пособие. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
4. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. -Т. 1. - С. 334-335.
УДК 37.015.3 Осипов Ф.М,
НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ И БОЛЕЕ СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Актуальность формирования духовных и нравственных ценностей молодежи вносит дополнительный вклад в решение важной практической задачи — воспитание зрелой и гармоничной личности. Молодёжный клуб — одна из уникальных современных форм работы, где подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.
Ключевые слова:
ценности, ценностные ориентации, молодежь, взаимоотношения поколений, молодежный клуб, творческая атмосфера.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и вне семейной социализации. Социализация - это
процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.
Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.
Понятие «молодежь» многогранно и может рассматриваться в разных контекстах жизни общества
К чему Вы стремитесь в
[1]. Учёные до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинается молодость и когда она заканчивается. Поэтому ее возрастные границы размыты, но помимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком, в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в котором воспитывается молодой человек.
В современной России наблюдается интерес к молодежным организациям, движениям и их деятельности. В большинстве случаев социальная работа с молодежью рассматривается, как часть государственной молодежной политики. Современное понимание молодежной политики исходит из цели создания правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежи в процессе общественной жизни, защиты прав молодежи и поддержки ее движений и инициатив.
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о жизненных устремлениях россиян с указанием возрастных категорий (см. таблицу).
жизни, в первую очередь? Таблица
Вопрос Возраст, лет
18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше
Жить в достатке 61 58 59 56 44
Воспитать хороших детей 45 55 56 35 17
Иметь хорошую семью 56 52 41 35 20
Иметь высокооплачиваемую работу 27 40 38 32 6
Жить честно, в согласии с самим собой 13 16 24 35 40
Вести здоровый образ жизни 11 13 20 24 32
Любить и быть любимым 19 22 23 20 13
Много путешествовать 16 15 17 17 8
Сделать карьеру 37 26 10 6 3
Быть интересным человеком 13 15 10 9 4
Иметь много свободного времени 10 9 8 4 4
Жить, как хочется 6 4 5 8 9
Иметь хорошее образование 21 8 7 3 2
Стать богатым 11 11 6 4 1
Иметь свой бизнес 8 8 7 4 0
Попасть в круг влиятельных людей 7 2 2 3 2
Иметь дорогие, модные вещи 4 3 2 0 0
Добиться известности 2 1 2 2 0
Затрудняюсь ответить 3 1 2 3 12
Как видно, у современной российской молодежи, да и у людей старшего возраста, на первый план выходят материальные ценности.
Хотя духовно-нравственные занимают также не последнюю роль. На наш взгляд, особенно положительным является то, что в ценностные ориентиры российской молодежи входит создание хорошей семьи и воспитание детей.
Из приведенных выше данных видно, что наша молодежь уделяет недостаточно внимания своему здоровью. Это является следствием широкого распространения не только алкогольной и табачной продукции, но и наркотических средств.
Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого
достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит.
Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и тому подобное.
Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов? Скорее всего, имеет место и то, и другое.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / И. А. Макарова, Ф. М. Осипов // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 275.
2.
2.
С. 273-
Акинин, Д. В. Биотопливо в лесных машинах / Д. В. Акинин, В.Ю. Прохоров // Вестник МГУЛ -Лесной вестник. - 2010. - № 5 (74). С. 95-99.
3. Антонюк, В. П. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / В.П. Антонюк, В. Ю. Прохоров // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2012. - Т. 2. - С. 156-157.