7. Как результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели.
8. Как результат негативного влияния семейного воспитания.
9. Как результат наказаний.
Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности. Однако, становится ясно, что детская агрессивность имеет комплексную этиологию, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родитель-ских отношений, особенности стиля воспитания) [5, 6].
Игра - это эмоционально насыщенный вид деятельности, в котором ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.
С каждым годом растет число детей с различными трудностями в поведении. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии. Игра наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили
слова, ценности и правила взрослых. Цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В результате проведённого нами экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что правильно подобранные игры и их проведение значительно влияют на снижение агрессивного поведения младших школьников.
Программа игровых занятий по профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников имеет свою специфику и носит системный характер.
Нами разработана и предложена программа поэтапных игровых занятий с младшими школьниками по профилактике и коррекции агрессивного поведения «Час игры».
Эффективность игровых занятий по коррекции агрессивного поведения выражается: в повышении мотивации к изменению неадекватного поведения; в осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; в повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися; в снижении уровня агрессивного поведения; в повышении культуры общения.
Наибольший эффект достигается, когда в игры активно включаются взрослые члены семьи младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.
2. Макарова, И.А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 1. С. 334-335.
3. Макарова, И.А. Ваше величество творчество. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 2. С. 311-312.
4. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, В. Ю. Прохоров, И. Г. Голубев и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.
5. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография /И.З. Аронов, В.В. Быков, В.Ю. Прохоров. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
6. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
УДК 337.5
Прохоров В.Ю., Макарова И.А.
ГБПОУ МО «Пушкинский лесо-технический техникум», Московская обл., Пушкинский р-н, п. Правдинский ПОМОЩНИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Анализируются современные проблемы среднего профессионального обучения. Эффективная организация внеурочной деятельности обучающихся является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации. Одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования ФГОС СПО можно по праву считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу
Ключевые слова:
ПОДГОТОВКА КАДРОВ, СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КРУЖОК, КАРТИН ИЗ СОЛОМКИ
Время стремительно... Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Новые условия порождают образовательные потребности и служат стимулом их развития в новом, более инновационном контексте [1].
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию [2, 3].
Главное предназначение образовательного процесса - развитие (творческое, профессиональное, нравственное). Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека [4].
Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п.[5]
Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.
Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО [6].
Одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования ФГОС СПО можно по праву считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу. Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Кружок - это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения обучающихся. Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.
д.
Очень важно, чтобы результаты деятельности обучающихся в кружках становились достоянием всего техникума, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер. Творческий подход к делу - один из важнейших показателей высокой культуры современного рабочего, а творческая деятельность позволяет втянуть большинство учащихся. Необходимо отметить, что для системы СПО вопросы воспитания умения работать творчески приобретают особенно важное значение. С первых дней формирования любви к профессии очень важно воспитать любовь к творческой деятельности. Творческий стимул универсален, ибо в любой области деятельности, в любой профессии можно открывать нечто новое. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность, в процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.
В процессе этой деятельности у учащихся целенаправленно формируются присущие изобретателям качества личности, знания, умения и навыки, необходимые для самореализации, для раскрытия творческого потенциала личности каждого учащегося не только в будущей профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности.
В Правдинском лесо-техническом техникуме организован кружок по изготовлению картин из соломки.
Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых, детей и молодежи. Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре.
Народное творчество обладает удивительной способностью воздействия на глубинную одухотворенность человека.
Народное искусство, когда-то вошедшее в нашу жизнь в детстве, актуально и сегодня, в век высоких технологий. Изучение прикладного народного творчества играет существенную роль в духовном
развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Подобные занятия отвечают интересам учащихся, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. А также способствуют гармоничному развитию личности.
Успехи в изготовлении различных изделий способствуют появлению у обучаемых уверенности в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом деле. Народное искусство поднимает темы патриотизма, а также оказывает глубокое идейное влияние на зрителя.
В процессе создания творческих проектов, изделий, эскиза, декора у учащихся формируется общая культура труда.
Сегодняшний день все настойчивее и убедительнее призывает нас всмотреться в российское национальное искусство, которое входит в общий поток мировой национальной культуры. Произведения народного искусства дарят нам те духовные ценности, которые веками накапливал народ. Тут -история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.
Занятия в кружке «Соломка» способствуют созданию оптимальных условий саморазвития личности с ориентацией на общечеловеческие ценности:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
3. Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
5. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
6. Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий.
7. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
8. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
9. Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
10. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
11. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
12. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
13. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
14. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
15. Формирование целостной научной картины мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И.А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 1. С. 334-335.
2. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, В. Ю. Прохоров, И. Г. Голубев и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
4. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография /И.З. Аронов, В.В. Быков, В.Ю. Прохоров. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
5. Макарова, И.А. Ваше величество творчество. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 2. С. 311-312.
6. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.
УДК 004.6:311.2
Бершадский1 А.М., Лычагин2 К. А., Финогеев1 А. Г., Шмид2 А. В.
1ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
2ЗАО «ЕС Лизинг», Москва, Россия
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ
В статье рассматриваются вопросы оптимизации ассортиментных матриц торговых точек на основе сбора, обработки и интеллектуального анализа больших данных о характеристиках и продажах в разных торговых точках регионов РФ. Решение данных задач позволяет планировать объемы и сроки выпуска требуемой продукции в конкретном регионе с указанием количественных и качественных показателей ассортиментного перечня товаров. Для управления продажами решаются задачи сбора данных для расчета прогнозных количественных и качественных характеристик торговой привлекательности магазинов с учетом геопространственной информации и потребностей основных групп потребителей для категорий ассортиментного перечня товаров. Разработаны модели и методы интеллектуального анализа данных о сетях торговых точек в регионах и их ассортиментном перечне на основе открытой информации из источников сети Интернет. Для решения задач предлагается использовать инструментальные средства в виде информационно-аналитической платформы маркетинговых исследований. Результатами являются рекомендации для администрации и собственников по повышению торгового потенциала и привлекательности сети торговых точек в конкретном регионе, а также синтезированные индивидуальные ассортиментные матрицы для каждой ТТ, которые представляют список рекомендованных товарных позиций.
Ключевые слова:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ, ТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, АССОРТИМЕНТНАЯ МАТРИЦА, ТОРГОВАЯ ТОЧКА
Введение
В настоящий момент в области управления экономическими процессами с использованием информационных технологий сложилась ситуация, когда потребности и технологические возможности производства позволяют решать задачи, которые ранее решались в течении большого времени и требовали значительных затрат финансовых и трудовых ресурсов. В качестве примера можно привести маркетинговые задачи определения показателей производства и реализации товаров, которые соответствуют существующему и прогнозному спросу потребителей. Решение данных задач фактически определяет планирование объема и сроков выпуска требуемой продукции с указанием количественных и качественных показателей ассортиментного перечня товаров. Рынок покупателей крайне неоднороден. Есть различия в поведении покупателей, характерные для разных регионов. Это обусловлено существующими финансовыми и экономическими возможностями потребителей, предпочтениями, привычками, особенностями места проживания и т.п. Таким образом, для управления процессами производства и продажи товаров и услуг необходимо выявить и рассчитать прогнозные количественные и качественные характеристики торговой привлекательности торговых точек (ТТ) в зависимости от их геопространственных характеристик и местоположения основных групп потребителей для выделенных категорий всего ассортиментного перечня товаров. При этом необходимо разработать модели и методы интеллектуального анализа и синтеза прогнозных моделей для категорий товаров на основе открытых больших данных из источников сети Интернет. Конечной целью является помощь административному персоналу
в принятии управленческих решении, направленных на увеличение объема продаж путем подбора состава товаров индивидуальной ассортиментной матрицы для конкретной ТТ [1].
Задача оптимизации потенциала и привлекательности сети торговых точек
В маркетинге выделяют четыре основных вида продвижения товара: реклама, прямые продажи, PR и стимулирование продаж. Если смотреть на задачу стимулирования продаж со стороны компании производителя продукта, то работа по оптимизации сети торговых точек является ежедневной задачей. Задачу оптимизации сети торговых точек можно разделить на следующие подзадачи:
поиск новых торговых точек,
мониторинг и анализ уровня продаж существующих торговых точек с целью выявления возможностей увеличения продаж.
Как правило, подзадачи включают проведение специализированных маркетинговых исследований: например, исследований retail census или storecheck. Исследования проводятся на выборке множестве торговых точек. В процессе исследований совершается обход торговых точек либо торговыми представителями компании-производителя товара, либо сотрудниками специализированных компаний, занимающимися исследованием рынка. Здесь возникает задача отбора минимального числа торговых точек, участвующих в исследовании. Предлагается применять вместо работы сотрудников инструментальные средства в виде информационно-аналитической платформы (ИАП) для маркетинговых исследований на базе интеллектуального анализа больших данных (характеристик множества ТТ и ассор-