Научная статья на тему 'Ценности младших школьников'

Ценности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4468
1054
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / LEVELS OF READINESS OF CONCEPTIONS ABOUT UNIVERSAL VALUES IN PRIMARY SCHOOL PUPILS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ирина Сергеевна

В статье представлены результаты исследования ценностной сферы у детей младшего школьного возраста. Выделены уровни сформированности у младших школьников представлений об общечеловеческих ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research of value sphere in primary school-aged children are presented in the article. Levels of readiness of conceptions about universal values in primary school pupils are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценности младших школьников»

И.С. Леонова ЦЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты исследования ценностной сферы у детей младшего школьного возраста. Выделены уровни сформированности у младших школьников представлений об общечеловеческих ценностях.

Ключевые слова: ценности, общечеловеческие ценности, младшие школьники, уровни сфор-мированности.

Кльтивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей как у взрослого населения, так и у детей. В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей.

Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте. Значимость этого возрастного периода трудно переоценить, так как именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.

Целью нашей работы явилось изучение ценностей, которые выбирают младшие школьники. В исследовании приняли участие 130 второклассников средних общеобразовательных школ №5, №6 города Когалыма Тюменской области. В качестве диагностического материала использовалась методика для изучений ценностной сферы

Н.И. Непомнящей, беседа, наблюдение.

С помощью методики Н.И. Непомнящей мы изучали ценностную сферу второклассников [2, с. 73-75]. Перед началом беседы создавалась доброжелательная атмосфера, психолог демонстрировал положительное отношение к любым ответам ребенка, побуждая его к искренности. Всякий ответ ребенка взрослый просил обосновать, разъяснить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения.

На вопрос «Что ты любишь больше всего на свете?» нами были получены следующие ответы: 20,8% учащихся отметили, что самое любимое занятие у них игра: в компьютер, в «Лего», в догонялки и т.д., 17,9% второклассников указали, что любят гулять, отдыхать (смотреть телевизор, ходить по магазинам, слушать музыку); 17,1% ребят в качестве самого любимого указали сладости (мороженое, шоколад, конфеты); 13,7% учащихся ответили, что любят родителей и свою

семью; 11% школьников сказали, что любят школу и учиться; 10,5% второклассников ответили, что любят рисовать, разукрашивать, лепить. Эти данные могут свидетельствовать о преобладании игрового вида деятельности у второклассников.

На вопрос «Что для тебя самое главное?» 35,2% второклассников ответили «учеба и хорошие оценки»; 32,7% учащихся считают, что для них самое главное - семья; 14,4% ребят в качестве ценности выделили «здоровье» (как собственное, так и здоровье родителей), 7,9% школьников считают, что главным для них является «дружба»; далее стоит «ум» (4%), «жизнь» (2,9%) и «мир» (2,9%).

На вопрос «Что ты любишь больше всего делать?» 30,3% учащихся ответили «играть с друзьями, играть в компьютер, в шахматы»; 22,5% -«делать поделки, рисовать, вязать, петь»; 15,9% учащихся - «гулять с друзьями, ходить по магазинам»; 15,1% - «кататься на роликах, смотреть телевизор, слушать музыку»; 11,2% второклассников отметили, что любят учиться (решать задачи по математике, писать); 3,8% - «помогать родителям»; 1,1% - «читать книги».

На вопрос «А почему ты любишь заниматься именно этим?» мы получили следующие ответы: 50,1% учащихся - «интересно»; 32,1% второклассников - «весело»; 7% - «хорошо получается»; 5,5% учащихся - «полезно»; 5,3% - «познавательно».

На вопрос «Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?» мы получили следующие данные: 37,2% учащихся - «гулять, отдыхать»; 29% второклассников «играть, кататься на роликах»; 12,7% школьников хотели бы заниматься спортом (футбол, хоккей, плавание); 13,1% - «рисовать, читать, петь»; 4,3% учащихся - «объедались бы сладостями». Встречались и такие высказывания, как: «бить стекло», «валяться, ничего не делая», «не ходить в школу».

На вопрос «Считаешь ли ты себя хорошим мальчиком (девочкой)?» второклассники ответи-

© И.С. Леонова, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20101

255

ли следующим образом: 82,8% - «да, я хороший»; 10,3% учащихся - «затруднились ответить» (скромничали), 6,9% - «нет, я нехороший».

Далее ребятам предлагалось объяснить, почему они считают именно так, а не иначе. 40,5% учащихся отметили, что обладают положительными качествами (добрый, послушный, дисциплинированный и т.д.); 49,5% ребят указали на поступки - «помогаю, делюсь всем, не совершаю плохих дел»; 10% ответили, что хорошо учатся, поэтому могут считать себя хорошими.

Среди причин, по которым ребята отнесли себя к «плохим», можно назвать следующие: 75% ребят указали на отрицательные эмоции, которые часто переживают (сержусь, вредничаю, психую), 25% учащихся указали на поступки (не помогаю, делаю все наоборот).

На вопрос «А как считает учительница?» были получены следующие результаты: 81,5% второклассников ответили, что учительница их считает хорошими, 11,8% отметили, что их считают плохими, 6,7% затруднились ответить, возможно, боясь быть откровенными.

На вопросы «А как считают другие ребята, и почему они так думают?» ответы распределились следующим образом: 72,8% второклассников ответили утвердительно, 11,9% затруднились ответить, причем некоторые были категоричны; 10,5% ребят ответили, что их считают плохими; 4,8% ответили, что они находятся посередине (бывают хорошие, бывают плохие). Среди причин отнесения себя к категории «хороший» выделены следующие: поступки (помогаю всем, защищаю девочек, хорошо учусь, не обижаю никого) - 36% учащихся; качества личности (добрый, вежливый, общительный, веселый, смелый) - 33,3% второклассников, отношения (дружу со всеми, думаю обо всех, по-доброму отношусь к людям) - 30,7% ребят.

На вопрос: «Как ты считаешь, ты добрый?» нами получены следующие результаты: 86,2% учащихся ответили «да»; 13,8% - «нет». Интересен тот факт, что в отличие от вопроса, где нужно было определить «хороший ты или нет», в данном задании не появилось категории ответа «не знаю». Ребята четко могли определить, добрые они или нет, и аргументировать свой ответ. Так, ребята, которые позиционируют себя как добрые, в качестве основных причин, почему они так считают, отметили: поступки (всем помогаю, со всеми делюсь, приглашаю на день рождения, если

увижу, что кого-то бьют, - заступлюсь, не обижаю) - 69,5% учащихся; отношения (со всеми дружу, меня уважают) - 20% второклассников; качества (не сердитый, не жадный, не злобный) -10,5% учащихся.

Ребята, которые не считают себя добрыми, аргументировали свой ответ так: на первое место поставили совершаемые ими поступки (никому не помогаю, потому что задираются первые) -61,1% учащихся; на второе место - качества (часто сержусь, потому что что-то не получается, злюсь) - 38,9% второклассников.

На вопрос: «Что такое добрый человек?» ответы распределились следующим образом. На первом месте (65,9%) оказались поступки: помогает, заботится, совершает хорошие дела, не рвет цветы, не бросит в беде. На втором - качества (19,6%): вежливый, отзывчивый, не жадный. На третьем - отношения (14,5%) : не обижает, не ругается, дружит.

На вопрос «Что такое злой человек?» получены следующие результаты: на первом месте (52,1%) оказываются поступки: не помогает, дерется, берет вещи без спроса. На втором месте -отношения (35,7%): обижает всех, не дружит, обзывается. На третьем месте - качества (27,1%): грубый, жестокий, жадный.

На вопрос «Есть такой человек, на которого ты хотел бы быть похожим?» 66,9% учащихся ответили «да» и указали таких людей, как одноклассники, родители, родственники, а также телевизионных героев (Джеки Чан, Золушка, Тимати, Нюша и т.д.); 33,1% ответили, что такого человека нет. Школьники, таким образом, выделяют свою индивидуальность, своеобразие, непохожесть на других людей: «Я себе и таким нравлюсь».

Тем ребятам, которые назвали в качестве идеала конкретных людей, задавался вопрос «А ты такой же или нет?» - 24,4% учащихся ответили «такой же»; 76,6% второклассников сказали, что отличаются от человека, на которого хотели бы быть похожими. Эти отличия заключаются в следующем: 62,9% указали на отличия в качествах и чертах характера (не такой добрый, не такой умный, не такой сильный, аккуратный, спокойный); 28,3% учащихся отметили отличия в умениях (не так красиво пишу, рисую, плохо пою, учусь хуже); 8,8% второклассников указали на поступки (не обижает никого, никогда не обзывается, всегда готов к уроку, помогает с домашним заданием).

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

Проведенная беседа показала, что в структуре ценностных ориентаций современных младших школьников отражаются основные психологические характеристики этого возраста: ведущая роль учебной деятельности, интенсивное интеллектуальное развитие, способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я». Также в ходе беседы выявилось, что «доброта» как ценность является привлекательным качеством для современных второклассников. Они считают это качество социально ценным и стремятся быть добрыми.

С помощью методики «Что мы ценим в людях?» мы определяли качества, которые наиболее предпочитаемы второклассниками. Учащимся было предложено выбрать двух учащихся, которых ребята хорошо знают: одного человека -с положительными качествами, другого - с отрицательными. Ребятам нужно было указать на 3 качества, которые им нравятся, и 3 качества, которые не нравятся.

Были получены следующие результаты: качества, которые нравятся в одноклассниках, - доброта (32,8%), сообразительность (23,5%), отзывчивость (15,8%), веселость (12,2%), аккуратность (5,2%), организованность (4%), честность (3,5%), скромность (3%).

Среди качеств, которые не нравятся в одноклассниках, были определены следующие: грубость (29,3%), глупость (20,6%), лень (10,3%), вспыльчивость (10,1%), неряшливость (7,3%), упрямство (5,8%), нечестность (5,5%), жадность (4,9%), невнимательность (2,4%).

Таким образом, учащиеся на первое место ставят качества, важные для межличностных отношений в классе, на втором месте качества, которые являются наиболее ценными в учебной деятельности.

Также мы хотели выявить желания-предпочтения у второклассников. С этой целью учащимся был задан вопрос: «Представь, что ты встречаешь волшебника, который может выполнить любое твое желание. Что бы ты попросил?» [1, с. 1415]. Результаты представлены в таблице.

Первое место получили гедонические желания - 44,4% учащихся: «Хочу вечную жизнь», «Хочу силы солнца и луны», «Хочу много-много шоколада и мороженого, чтобы все съесть!»; «Чтобы день рождения был каждый день!»; «Хочу пост президента», «Хочу стать умнее», «Хочу сама стать феей», «Хочу стать красивой». Это

Таблица Виды желаний второклассников

Виды желаний %

материальные 19,5

гедонические 44,4

нравственные 18,1

коммуникативные 18

свидетельствует о том, что второклассников интересует и собственное удовольствие, выгода, комфорт.

На втором месте оказались желания, обозначенные нами как материальные. Дети хотели, чтобы у них были новые игрушки: «хочу машину»; «много денег, чтобы купить компьютер и телефон»; «велосипед, ролики»; «свою комнату»; «новый дом на море» и т.д. Данные высказывания позволяют сделать вывод, что преимущественно присутствуют желания, связанные с обладанием какой-либо материальной вещью (игрушки, велосипед, компьютер).

На третье место вышли желания нравственного характера. Сюда мы отнесли высказывания детей: «Хочу, чтобы никто не болел»; «Хочу попасть в страну братства», «Хочу, чтобы никто не отравлял природу», «Хочу много книжек», «Хочу сделать всех добрее».

Четвертое место получили коммуникативные желания: «Чтобы все со мной играли»; «Хочу много друзей», «Хочу пообщаться с бабушкой» и т.д.

Данные, полученные в ходе беседы, свидетельствуют о преобладании материальных и гедонических интересов у второклассников.

По уровню сформированности у младших школьников представлений об общечеловеческих ценностях детей можно разделить на несколько групп.

Достаточный уровень владения ценностями (26,6%) характеризуется наличием определенного объема знаний об общечеловеческих ценностях, умением давать содержательную характеристику ценности, приводить примеры из жизни, соответствующие той или иной ценности, умением использовать имеющиеся знания в реальной жизни, наличием собственных суждений, осмыслением нравственных чувств, развитым чувством эмпатии.

Для второклассников с неустойчивым уровнем (62,8%) характерны бессистемные, неглубокие знания об общечеловеческих ценностях, раз-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

257

мытость суждений, недостаточная развитость нравственных чувств, ситуативность в поведении, средний уровень эмпатии.

Группа второклассников с негативным уровнем (10,6%) наиболее малочисленна, для нее характерны расплывчатые, бессистемные знания об общечеловеческих ценностях, отсутствие собственных оценочных суждений, неустойчивость нравственных чувств, устойчивость отрицательного поведения, низкий уровень эмпатии.

Выделение групп важно для проведения психокоррекционной работы с детьми, в ходе которой учащиеся смогли бы не просто познакомиться с общечеловеческими ценностями, а осмыслить и принять их как собственные жизненные регуляторы.

Анализируя материалы диагностических методик, бесед, высказываний учащихся, мы пришли к выводу, что, несмотря на изменение условий жизни, смену идеологических ориентиров, современные младшие школьники в большей степени ориентируются на общечеловеческие ценности: добро, дружба, семья, жизнь, здоровье и т.д.

Библиографический список

1. Гаврилычева Г Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - №7. -С. 13-17.

2. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

УДК 159.9: 37.015.3

А.М. Лужецкая

ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются факторы личностной направленности педагогов разных возрастных групп. На основе постнеклассической методологии анализируются компоненты структуры и свойства направленности, описывается сущность ее функционирования как системы. Приводятся результаты эмпирического исследования, в котором выявлены особенности и факторы направленности в зависимости от возраста педагогов, а также инвариантные по отношению к возрасту.

Ключевые слова: направленность личности, структура направленности, динамический компонент, смысловой компонент, самосознание, факторы направленности личности педагогов.

Вряду профессий типа «человек - человек» выделяется педагогическая профессиональная деятельность, где категория личности играет ведущую роль на всех уровнях функционирования и взаимодействия субъектов. Разработка психической концепции труда учителя имеет достаточную историю, детально изучены педагогические способности, вопросы профотбора и профессиональной подготовки, концептуальные основы педагогического общения. Однако проблема самоопределения личности учителя не стала менее острой, не случайно в последние годы активизировалась разработка вопросов профессионального самосознания педагогов. При этом вне диапазона исследований остаются глубинные личностные мотивы и смыслы профессиональной деятельности.

Направленность личности рассматривается нами как смыслообразующая система, отражающая процесс и результат выработки личностных смыслов. Опираясь на трансспективный под-

ход теории психологических систем [6, с. 34-49], можно определить ее как способ разрешения противоречия между образом мира и образом жизни. В методологическом плане осмысление направленности личности возможно с позиций системного подхода, как средства изучения интеграции, точнее интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий [2, с. 15-90; 5, с. 9-60].

В нашем представлении, структура направленности троична, ее составляют такие компоненты, как динамический, смысловой и самосознание. Динамический компонент отражает простейшие мотивы, способные создавать напряжение и стимулировать активность личности [13, с. 8792; 20, с. 12-78]. Это энергоресурсный и наиболее динамичный компонент системы, запускающий процесс ее работы.

Смысловой компонент направленности определяет наиболее устойчивые образования, регулирующие человеческую активность. Сам про-

258

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© А.М. Лужецкая, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.