УДК 378 + 379.8
ЦЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ: МНЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ВОЖАТОГО
Кулаченко Марина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и
педагогики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,
г. Орёл, Россия E-mail: kula4enko@yandex.ru
VALUES OF THE CORPORATE CULTURE OF THE CHILDREN'S HEALTH CAMP: THE OPINION OF A MODERN CAMP COUNSELOR
Kulachenko Marina Petrovna
Candidate of pedagogical sciences, the Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the Oryol State University named
after I. S. Turgenev, Oryol, Russia E-mail: kula4enko@yandex. ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности корпоративной культуры детского оздоровительного лагеря, представлена ее структура. Описываются ценности, которые, по мнению современных вожатых, должны лежать в основе корпоративной культуры педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря. Автор приходит к выводу, что формирование и развитие корпоративной культуры является необходимым процессом для всех организаций отдыха и оздоровления детей, которые ставят перед собой цель
эффективной деятельности.
Abstract. The article discusses the features of the corporate culture of the children's health camp, its structure is presented. The values that, according to modern camp counselors, should be the basis of the corporate culture of the teaching staff of the children's health camp are described. The author comes to the conclusion that the formation and development of corporate culture is a necessary process for all organizations of recreation and health improvement of children who set themselves the goal of effective activity.
Ключевые слова, детский оздоровительный лагерь, педагогический коллектив, корпоративная культура, ценности.
Keywords: children's health camp, teaching staff, corporate culture, values.
Корпоративная культура - главная отличительная черта любой организации, ее суть. В традиционном понимании - «... система убеждений, норм поведения, установок и ценностей <...>, которые в большей или меньшей степени разделяются подавляющим большинством сотрудников организации ...» [5, с. 1562]. Другими словами, это кодекс, который определяет, как люди должны работать и вести себя в данной организации.
Корпоративная культура детского оздоровительного лагеря имеет свои индивидуальные особенности. В ней акцент делается на педагогической этике. По мнению Т. А. Булатовой и И. А. Кульковой «... сплоченная команда, стремящаяся к единой цели, справится с поставленными задачами гораздо эффективнее и быстрее, чем разрозненная команда, которая не чувствует единства с коллегами, неспособная получить от них помощь и поддержку в сложной ситуации ...» [3].
Корпоративная культура структурирована, ее компонентами являются, корпоративная философия (миссия, ценности, история, цели, бизнес-стратегия,
правила и нормы поведения и т. д.), внешние атрибуты и символы (организационные табу, традиции и т. д.), а также носители корпоративной культуры - сотрудники (их внешний вид, стиль взаимоотношений, стили разрешения конфликтов, принятая система лидерства, рабочий этикет, наличие чувства принадлежности и т. д.).
Формирование корпоративной культуры осуществляется на основе ценностей и организационных норм. Согласимся с Ж. А. Мугаловой, что «... сила корпоративной культуры определяется, по крайней мере, двумя важными факторами: степенью принятия работниками организации основных корпоративных ценностей и степенью их приверженности этим ценностям.» [7, с. 84].
Ученые МПГУ определяют педагогический коллектив, участники которого разделяют и принимают общие ценности, влияющие на большинство действий и процессов, происходящих в лагере, как «. ядро корпоративной культуры организации отдыха детей и их оздоровления ...» [9, с. 79].
Все люди живут в мире ценностей, но в аксиологии нет единого определения понятия «ценность», нет единой исчерпывающей классификации ценностей. Ценности - это «... цели, которые направляют человека в его деятельности и определяют нормы его поведения ...» [1, с. 60]; «... сформированные представления, значения некоего объекта для субъекта ...» [10, с. 109]; «... идеальное образование, представляющее собой важность (значимость, значительность) предметов и явлений реальной действительности для общества и индивида и выраженное в различных проявлениях деятельности людей ...» [4, с. 93].
Исследование Х. М. Кадачиевой и А. Б. Абдулкадыровой показывает, что «... многие ученые (О. Г. Дробницкий, В. В. Ильин и др.) подчеркивают, что в основе понятия ценности лежит интерес, объект желания, нужды, стремления и т. д. ...» [6, с. 57].
Следует отметить, что «... ценности и связанные с ними основные правила не устанавливаются раз и навсегда, они открыто обсуждаются и
изменяются таким образом, чтобы правильно отражать жизнь и убеждения сотрудников организации ...» [11, с. 207]. Как правило, вновь принятые на работу сотрудники приносят с собой не только новые идеи и индивидуальные подходы к решению профессиональных задач, но и собственные ценности, взгляды, убеждения, это обстоятельство может вызвать затруднения в поддержании уровня корпоративной культуры на должном уровне.
Отдых, оздоровление, развитие и социализация детей в лагере происходит в совместных играх, делах и мероприятиях, требующих социального взаимодействия на основе равенства, заботы, сопереживания в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Создание такой среды подразумевает «... особую атмосферу взаимоотношений между вожатыми и детьми ...» [8, с. 169].
Формирование организационной культуры исходит от формальных лидеров (руководителей), реже от неформальных. При формировании персонала детского лагеря требуется не только быстрое, но и гибкое вовлечение всех сотрудников в ценностную культуру организации.
Исследование, проведенное Г. А. Байкаловым, показывает, что родители, чьи дети являются потребителями услуг детского лагеря, «. на первое место ставят профессионализм и дружелюбие вожатых ...» [2, с. 143].
Профессионализм - это широкое понятие, включающее способности, компетентность и поведение человека в профессии, позволяющие ему эффективно выполнять профессиональные функции. Безусловно, что практически во всех видах деятельности необходимы определенные профессиональные качества, и в вожатской деятельности они имеют свою специфику.
Цель нашего исследования: выявить ценности, которые, по мнению современных вожатых, должны лежать в основе корпоративной культуры педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря. Мониторинг проводился методом анкетирования. В исследовании приняли участие 202 респондента, возраст 19-20 лет.
Для каждой профессии важны свои характеристики, определенные профессиональные качества работников. Корпоративная культура, прежде всего, складывается из деловых (48,1 %), а также эмоциональных (26,5 %) и моральных (25,6 %) характеристик работников.
Под деловыми качествами понимается способность работника выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных и личностных качеств. Деловые качества работника - это основной критерий принятия на работу (согласно ТК РФ, ст. 3, 64).
К деловым качествам вожатого можно отнести гибкость мышления, готовность к сверхурочной работе, навыки делового общения и планирования деятельности, организаторские способности, профессиональная честность, творческое мышление, умение находить общий язык, договариваться, работать в команде, убеждать и др. Как наиболее значимые, вожатые отмечают ответственность (73,8 %), организованность (38,6 %) и
командоориентированность (28,7 %) сотрудников, трудолюбие (26,2 %) и активность (23,8 %). В коллективе должны цениться инициативность (14,4 %), исполнительность (11,9 %), эрудированность (11,4 %), поощряться самостоятельность (5,0 %) и целеустремленность (4,5 %).
Моральные качества вожатого показывают его отношение к профессиональному долгу и имеют большое значение, поскольку они важны как для построения отношений внутри вожатского отряда и всего педагогического коллектива, так и для работы с клиентами (детьми и их родителями). По мнению вожатых, в моральном плане, прежде всего, важны: дисциплинированность (44,6 %), дружелюбие (26,7 %) и справедливость (14,9 %). Работники должны демонстрировать воспитанность (10,9 %), уверенность в себе (9,4 %), порядочность (7,9 %). Приветствуются честность (4,5 %), самокритичность (3,0 %), правдивость (2,5 %), принципиальность и требовательность к себе (по 2,0 %).
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе любой
организации не только продуктивно влияет на результаты деятельности, но и «. перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные ...» [12, с. 366]. Положительный эмоциональный климат в вожатском коллективе должен поддерживаться внимательностью к людям (35,1 %), отзывчивостью (24,8 %), общительностью (20,3 %), а вожатые наделены такими качествами, как сообразительность (12,4 %), рассудительность (8,4 %), сдержанность (6,9 %). Эмоциональную атмосферу хорошо дополняют приветливость (5,9 %), оригинальность (5,5 %), искренность (3,9 %).
В заключение представим основные выводы.
1. Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления в настоящее время относится к основным факторам ее конкурентоспособности. Формирование и развитие корпоративной культуры является необходимым процессом для всех организаций, которые ставят перед собой цель эффективной деятельности.
2. Корпоративная культура - это набор поведенческих моделей, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые показали свою эффективность и разделяются большинством работников организации.
3. Корпоративная культура детского оздоровительного лагеря - это совокупность ценностей и норм, принятых всеми членами педагогического коллектива, которые влияют на их действия в рабочей среде и выбор средств коммуникации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева Е. В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира : дис. ... д -ра филол. наук : 10.02.20 / Е. В. Баева. - Волгоград, 2004. - 438 с.
2. Байкалова А. Ю. Детский оздоровительный лагерь: инструкция по созданию лучшего лета / А. Ю. Байкалова // Народное образование. -2023. -
№ 2. - С. 135-145.
3. Булатова Т. А. Особенности формирования корпоративной культуры в молодежной организации / Т. А. Булатова, И. А. Кулькова // Human Progress. -2018. - Т. 4. - № 5. [Электронный ресурс] - URL: http://progresshuman.com/images/2018/Tom4_5/Bulatova.pdf.
4. Виноградов С. Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. - С. 93-97.
5. Вяткин М. Б. Корпоративная культура фактор развития способностей менеджера / М. Б. Вяткин, Л. Б. Вяткина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1562.
6. Кадачиева Х. М. Ценность как философская и лингвистическая категория / Х. М. Кадачиева, А. Б. Абдулкадырова // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Т. 10. - № 4-3. - С. 54-68.
7. Мугалова Ж. А. Корпоративная культура современной организации в условиях меняющегося общества / Ж. А. Мугалова // Вестник МИЭП. - 2015. -№ 3 (20). - С. 79-89.
8. Петрова С. Г. Корпоративная культура - инновационный потенциал развития взаимодействия в современном детском оздоровительном лагере / С. Г. Петрова // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С. 169-173.
9. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: методические рекомендации / Н. П. Болотова, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.]; под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. - Москва: МПГУ, 2017. - 96 с.
10. Чернявская В. Е. Интертекст и интердискурс как реализация текстовой открытости / В. Е. Чернявская // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 106-112.
11. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации / А. В. Шелякина // Молодой ученый. - 2018. - № 14 (200). - С. 206-208.
12. Щербакова В. П. Влияние личностных качеств сотрудников на психологический климат коллектива / В. П. Щербакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 9 (77). - С. 366-369.