Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / VALUES MEANINGS OF EDUCATION OF TEACHERS / DIGITAL EDUCATIONAL SPACE / METHODOLOGY OF MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / CONTENT / TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL EDUCATION / "NETWORK PERSONALITY" AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH HER / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ СМЫСЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "СЕТЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ" И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Александр Андреевич

В статье рассматриваются причины малой эффективности результатов модернизации отечественного педагогического образования. Предлагается диалоговый подход к проектированию процессов обновления педагогического образования на основе изучения запросов реальной образовательной практики, а также анализа рисков и деструкций в профессиональной деятельности и личностном развитии современного учителя. Предпринята попытка определить основные ценности, общественные и личностные смыслы обновления целей, содержания и технологий профессионального образования современных педагогов. Показано влияние цифровизации общества и системы образования на изменения содержания и технологий обучения и воспитания будущего педагога. Описаны результаты локального изучения степени готовности молодых учителей к работе со школьниками поколения IG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AND SENSE UP TO DATE PEDAGOGICAL EDUCATION

The article examines the reasons for the low effectiveness of the results of modernization of the national pedagogical education. It offers a dialogue approach to the design of the processes of updating the pedagogical education based on the study of the needs of real educational practice, as well as the analysis of risks and actions in the professional activity and personal development of the modern teacher. An attempt has been made to defne the core values, social and personal meanings of updating the goals, content and technologies of vocational education of modern educators. The impact of the digitalization of society and the education system on changes in the content and technologies of teaching and educating the future teacher is shown. The results of the local study of the readiness of young teachers to work with schoolchildren of the IG generation are described.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №1

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ценности и смыслы современного отечественного педагогического образования

А. А. Орлов

(Российская академия образования; e-mail: alanor38@yandex.ru)

В статье рассматриваются причины малой эффективности результатов модернизации отечественного педагогического образования. Предлагается диалоговый подход к проектированию процессов обновления педагогического образования на основе изучения запросов реальной образовательной практики, а также анализа рисков и деструкций в профессиональной деятельности и личностном развитии современного учителя. Предпринята попытка определить основные ценности, общественные и личностные смыслы обновления целей, содержания и технологий профессионального образования современных педагогов. Показано влияние цифровизации общества и системы образования на изменения содержания и технологий обучения и воспитания будущего педагога. Описаны результаты локального изучения степени готовности молодых учителей к работе со школьниками поколения IG.

Ключевые слова: педагогическое образование; ценности, смыслы образования педагогов; цифровое образовательное пространство; методология модернизации педагогического образования; содержание, технологии педагогического образования; «сетевая личность» и педагогическое взаимодействие с ней.

В современной отечественной жизни педагогическое образование занимает особое место, что обусловлено судьбоносной ролью учителя в становлении и развитии подрастающих поколений как носителей и продолжателей развития духовной и материальной культуры . В то же время для российской высшей педагогической школы характерны серьезные системные преобразования под влиянием реформ последних лет, содержание, методы и темпы которых привели к сокращению количества педагогических вузов в стране, что негативно повлияло как на качество педагогического, так и общего образования .

Общеизвестно, что позитивные результаты учебно-воспитательного процесса определяются не столько образовательными стандартами, учебными планами, программами и учебниками, сколько педагогом, уровнем его общей и профессиональной культуры, готовностью эффективно работать в эпоху глобальных социально-экономических перемен . К сожалению, в обществе, государстве, да и в самой педагогической среде нет единства во взглядах на сущность и смыслы современной педагогической деятельности; на основные функции педагогов; на цели

профессионального образования педагогического корпуса. Разброс мнений достаточно велик . И в этом не было бы ничего вызывающего обеспокоенность, если бы не одно важное обстоятельство: чиновники, принимающие судьбоносные для развития отечественного образования решения, практически игнорируют как мнение самого педагогического сообщества, так и материалы специальных психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам обучения, воспитания и подготовки педагогических кадров к работе в современных условиях . Они культивируют рыночный взгляд на систему образования как на сферу услуг . В результате в общественном сознании начинает складываться прагматичный взгляд на педагога как человека, оказывающего некие образовательные услуги . Посему считают они, педагог - это учитель-предметник, «предметный эксперт», как утверждают некоторые представители чисто экономического подхода к образованию Он продает свои услуги, а потребитель (ученик и его родители) их покупает развитию такого взгляда на педагогическую деятельность во многом способствует и административное внедрение ЕГЭ как единственной формы оценивания качества образования в школе

Отсутствие научно обоснованной государственной политики в области образования педагогов, «обюрокрачивание» и чрезмерная коммерциализация системы высшего педагогического образования; бездумное калькирование зарубежного опыта и девальвация образования как ценности привели к доминированию нормативно-функционального подхода в обучении и воспитании учительского корпуса и определению цели педагогического образования Это во многом обусловлено ошибочным подходом к проектированию модернизационных процессов в педагогическом образовании Он ориентирован на проектирование «сверху», т. е . это «руководящий монолог», основывающийся, как правило, на аппаратных интересах при формировании целей обучения в педвузах Основным недостатком данного подхода, который ученые называют «методологией высокого модернизма», являются упрощения, свойственные жесткому государственному управлению [11]. В этом случае абсолютизируется польза государственного проектирования для жизненных перспектив всех членов педагогического сообщества . Педагогам всех уровней образования в такой ситуации отводится пассивная роль: это всего лишь ограниченные в своих возможностях исполнители, которые нуждаются в тщательно рассчитанном для их же пользы (так думают чиновники) наборе действий, которые они должны осуществлять, чтобы были реализованы те цели, которые они определили . Такое управление затрудняет осознание ценностей и смыслов образования учительского корпуса, порождает угрозы и риски, связанные с реальным развитием проектируемой системы, в нашем случае педагогического образования

[11; 7].

Этому подходу противостоит принципиально иная идеология проектирования социально-педагогических процессов - диалог, подразумевающий взаимность социально-педагогических действий различных групп педагогического сообщества и государства в создании научно-обоснованного проекта стратегии развития отечественного педагогического образования. Для создания проекта обновления педагогического образования, который запустит механизм его подлинного развития в соответствии с запросами и потребностями современного российского общества, школы, учеников и их родителей, необходимо объединить усилия управленческого аппарата и всего профессионального сообщества . Миссия диалога состоит в ознакомлении с позициями всех его участников, их оценивании, поиске и согласовании смыслов и ценностный оснований разрабатываемых проектов .

Можно выделить несколько направлений в диалоговой стратегии проектирования развития отечественного педагогического образования

Первое связано с анализом научных исследований в области образования педагогов и изучением лучших образовательных практик для того, чтобы в диалоге при поиске цели, ценностей и смыслов развития педагогического образования можно было опираться не только на потребности общества и государства, основывающиеся на ведущих трендах социально-экономического и научно-технического развития человечества Важно понять, что в процессе такого проектирования необходимо опираться на результаты изучения профессиональных рисков и затруднений, кризисов и деструкций современного учительства, а также изучение запросов учащихся, их родителей, руководителей образования и педагогической общественности на идеал учителя для определения консенсуса При этом нельзя не учитывать, что по данным общероссийского опроса две трети населения считают профессию учителя непривлекательной . При этом лишь 8% полагают, что учителя справляются со своими обязанностями «плохо» или «очень плохо» Треть оценивают качество их работы на «отлично» или «хорошо» По мнению 45% опрошенных, учителя справляются со своей работой «удовлетворительно» . Хочется особо подчеркнуть, что 86% респондентов считают, что учителя помимо преподавания предмета должны формировать у детей взгляды на жизнь и только 23% отмечают, что учителя хорошо справляются со своими задачами [9].

Анализ публикаций Н . Б . Москвиной, Э . Э . Сыманюк, Т . А . Юзефа-вичус и др показывает, что основные причины рисков, затруднений, ошибок и профессионально-личностных деформаций учительского корпуса, определяются не столько предметной некомпетентностью учителя (хотя наличие данной компетентности крайне необходимо), сколько недостатками его психолого-педагогической образованности

и личностными качествами [6; 16; 19]. Однако на протяжении двух десятилетий именно психолого-педагогический компонент педагогического образования в его теоретической и практической составляющих подвергся существенному сокращению .

Второе направление диалога ориентирует на необходимость анализа специфики современной образовательной ситуации . Эти особенности порождены, прежде всего, изменениями социальной, политической, экономической и культурологической реальности . Недостаточное внимание к выявлению степени влияния этих особенностей на динамику развития детства приводит к тому, что в современном учебном педагогическом знании слабо отражены сведения о нынешних детях, особенностях их психолого-педагогического развития в новой социокультурной ситуации . «Западает» и дидактический компонент научного психолого-педагогического знания, отражающий особенности организации образовательного процесса в эпоху всеобщей цифровизации . Д . И . Фельд-штейн справедливо подчеркивал: «Опираясь на идеи Л . С . Выготского, дополненные и обогащенные трудами А . Н . Леонтьева и Д . Б . Элькони-на, Л . В . Занкова и М . Н . Скаткина, В . В . Давыдова и А . В . Запорожца, И . Я . Лернера и других выдающихся ученых, нам предстоит, во-первых, выяснить, как изменился растущий человек, с каким именно ребенком, подростком мы имеем дело сейчас . Каковы темпы, ритмы его жизни, каковы его реальные способности и возможности, в том числе и в связи с изменениями знаниевого и информационного пространств» [17, с . 5].

Зарождающаяся теория поколений показывает серьезные изменения, произошедшие с современными школьниками, динамику их психофизиологических и нейропсихологических новообразований, обусловленных вхождением в нашу жизнь Интернета Констатируется появление феномена «сетевой» личности, что обусловливает необходимость обучения в вузе будущего учителя педагогическому взаимодействию с поколением Ю [14]. Реализация этого направления диалога, пожалуй, является наиболее сложной, так как переориентация профессионального сознания педагогов (школьных и вузовских) на диалог с «сетевой» личностью - задача долговременная и трудно решаемая . Всё сказанное свидетельствует о важности серьезного обновления содержания и технологий обучения и воспитания педагогов на основе выявления ценностей и смыслов данного образования

На поиск путей решения этой задачи ориентировано третье направление диалоговой стратегии проектирования . Его содержание обусловлено фактором, играющим заметную роль в кризисном состоянии современного педагогического образования Это, как его называют социологи, «двойной негативный отбор» студентов, обучающихся в педагогических вузах [13]. Первый аспект данного отбора - прием в педагогические вузы абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ, в результате чего

в высшую педагогическую школу приходят обучающиеся, познавательный потенциал которых не позволяет им обучаться в высшей школе Данная ситуация негативно влияет как на академическую успешность, мотивацию студентов на учительскую профессию, так и на чувство их удовлетворенности и комфортности в образовательном процессе вуза Недостаточное внимание, уделяемое данному аспекту в педвузах, приводит к формализму в организации обучения и воспитания будущих педагогов, что порождает их отторжение от образовательного процесса Так, Международное информационное агентство «россия сегодня» провело ежегодное исследование удовлетворенности условиями обучения студентов 98 вузов россии Больше 65% студентов-педагогов не удовлетворены своей позицией в образовательном процессе, и они же демонстрируют самый низкий рейтинг счастья - 19% (в сравнении, например, со студентами классических университетов, где счастливых людей 66%) Такое психологическое состояние обучающихся приводит к недобросовестности и жульничеству в учебе, что является серьезной проблемой в педагогическом образовании Проблемы из-за жульничества в форме плагиата и обмана наносят ущерб репутации вузовского студенчества результаты многих исследований показывают, что на основании факта мошенничества во время учебы можно прогнозировать, как бывший студент будет разрешать этические проблемы в будущем сотрудничестве с учениками и коллегами А это значит, что причины и последствия недобросовестности в учебе срочно нуждаются в более полном изучении результаты системных междисциплинарных исследований могли бы подсказать, как бороться со студенческой недобросовестностью [5; 20].

Второй аспект негативного отбора педагогического корпуса обусловлен тем, что как правило лучшие выпускники вузов не идут на работу в систему образования или же уходят оттуда после первого года работы . Всё выше сказанное позволяет утверждать, что при определении целей современного педагогического образования важно базироваться не на функциональном подходе, ориентирующем образовательный процесс в вузе на формирование у выпускников определенного перечня компетенций, позволяющих им выполнять общетрудовые функции, определенные профессиональным стандартом «Педагог» развитие педагогического образования должно основываться на гуманистических концепциях, утверждающих в качестве важнейшей цели и ценности профессионального образования педагога его личностное развитие и профессиональное самоопределение . Исходя из этого, можно утверждать, что усиление культурологической и психолого-педагогической составляющих содержания педагогического образования должно стать ядром концепции и смыслом поиска путей совершенствования педагогического образования [4]

Четвертое направление предполагает выявление магистрального пути обновления профессионального образования учительского корпуса, опираясь на современные концепции миссии университета, учитывая, что обучение будущих учителей осуществляется в настоящее время не только в педагогических вузах . Анализ научных публикаций и заявленных миссий конкретных отечественных университетов показывает, что современные университеты декларируют свою роль в качестве центров содействия социальному и экономическому развитию страны, региона и профессионального образования . При этом большинство университетов в основу проектирования образовательного процесса закладывает интеграцию трёх процессов: преподавания, учения и исследования . Думается, что специфика современных социально-экономических и культурологических процессов в стране актуализирует воспитательную функцию университета, ориентированную на формирование у выпускников ценностных ориентаций и профессиональных идеалов Данные процессы являются особенно значимыми для образования будущего педагога

Определяя стратегию развития педагогического образования, важно понимать глобальные изменения в современном мире, которые некоторые исследователи называют технологической революцией . Она меняет образовательные траектории современного человека . Выступая в БФУ им . И . Канта президент Московской школы управления «СКОЛ-КОВО» А . В . Шаронов отметил, что в ХХ в . сложилась традиционная образовательная траектория, так называемая однопиковая: человек получал одно высшее образование до 25 лет. В настоящее время происходит становление трёхпиковой модели, поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности, не должностей, а видов деятельности . Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь . Это обусловлено тем, что мы живем в мире VUCA (акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность)). Мир VUCA - это мир, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы [21]. Таким образом, учителю, как и его ученикам, придется учиться на протяжении всей жизни . Чтобы сформировать данную потребность, в образовательном процессе вуза важно развивать не только когнитивную, но и эмоционально-ценностную сферу будущих педагогов, позволяющую студенту осознать личностный смысл профессионального образования

Важнейшей ценностью отечественного педагогического образования, являющейся благом, отвечающим потребностям и интересам обучающихся и всего общества, в таком случае становится развитие аксиологических оснований профессионального общества, мышления

будущих учителей Это даст возможность педагогам оценивать оптимальность проводимого ими анализа образовательных ситуаций, продуктивность вычленения педагогических задач и эффективность выбранных путей и средств их решения . Кроме того, аксиологичность профессионального мышления позволяет на со-бытийном уровне систематизировать профессиональные ценностные ориентации самих педагогов, которые, к сожалению, весьма эклектичны, противоречивы, порой конфликтны и недостаточно иерархизированы

В таком случае цель современного педагогического образования, как его проектируемый результат, - не простое обогащение будущих учителей системой научных и этических знаний, а формирование у них интеллектуальных, эмоциональных и технологических способностей, чтобы, опираясь на эти умения, педагог научился вычленять и решать типовые и нестандартные социальные, профессиональные и личностные задачи в любых ситуациях, включая и экстремальные . Смысл обновления педагогического образования, т е его сущность, осознаваемая всеми, заключается, во-первых, в необходимости интеграции на метапредметной основе психолого-педагогической, предметно-методической и социально-культурологической подготовки будущего учителя; во-вторых, в оптимальной сбалансированности теоретического и практического блоков обучения

Первую проблему позволит решить психолого-педагогическое наполнение содержания всех циклов учебных дисциплин, изучаемых в педагогическом вузе, а также усиление научно-фундаментальной составляющей профессионального образования будущего учителя При этом речь идет не только об углублении теоретических основ предметно-методических и психолого-педагогических знаний, но, прежде всего, о вооружении студентов метапредметными, методологическими знаниями, формирование методологической культуры, что позволит учителю в своей профессиональной деятельности осознанно реализовать свободу выбора научных идей и теорий, а также соответствующих им содержания и технологий образовательного процесса В условиях многообразия образовательных программ в системе общего образования способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную для данной школы и учащихся и в её рамках спроектировать реальный учебно-воспитательный процесс, ориентированный на индивидуализацию образовательного маршрута школьника, является одной из важнейших составляющих профессиональной культуры педагога

К сожалению, в современных условиях, что нашло отражение в ФГОС ВО, студентов в основном учат решать типовые функциональные педагогические задачи В то же время ещё несколько десятилетий назад Н В Кузьмина очень точно определила, что педагогические задачи, которые вычленяет учитель в любой образовательной ситуации,

могут быть функциональными и собственно педагогическими. Опыт показывает, что большинство педагогов ограничиваются задачами функциональными, ориентированными на проектирование и проведение уроков, и организацию других форм учебно-воспитательной работы Задачи же педагогические, направленные на стимулирование развитие личности ребенка в образовательном процессе, остаются на периферии учительского мышления и деятельности Это особенно остро чувствуется в современной школе, где бюрократическая отчетность учительства является запредельной

Важно при формировании профессионального мышления будущих учителей стимулировать развитие их познавательной мотивации на основе воспитания ценностного отношения к личности ребенка, педагогической деятельности и педагогическим знаниям, т е формировать эмоциональный компонент интеллекта будущего педагога [15]

решение данной задачи требует серьезных изменений в содержании педагогических дисциплин, формах и методах их изучения Если посмотреть на структуру и содержание многочисленных учебных пособий по педагогике, то они мало чем отличаются от структуры и содержания учебника «Педагогика», изданного в середине прошлого века Изменились социокультурная ситуация в мире и Отечестве, дети стали другими, преобразовалась школа и профессиональная деятельность педагога . Учителю сегодня нужны другие психолого-педагогические знания, в значительной мере уже накопленные науками об образовании Человека, но пока не нашедшие отражения в содержании педагогического образования . Отбор содержания такого обучения будущего учителя является крайне сложным процессом, так как многие понятия, факты и трактовки культурно-образовательной ситуации, обусловленной повсеместным распространением Интернета, пока ещё не получили объективной научной оценки и методического воплощения

учитывая, что содержательный компонент магистерских программ по направлению «Педагогическое образование» менее регламентирован, чем основные профессионально образовательные программы бакалавриата, опытную проверку содержания и технологий обучения будущих учителей работе в школе «цифрового» общества целесообразно проводить в магистратуре Содержание такого обучения, помимо характеристики специфики культурно-образовательного пространства, обусловленного широким распространением интернета, должно включать комплекс учебных дисциплин, освоение которых позволит будущим учителям осмыслить, что вся педагогическая деятельность в современных условиях должна быть опережающей, основанной на понимании педагогами не только состояния актуального развития ребенка, но и предвидения зоны его ближайшего развития

(Л . С . Выготский). То есть понимание превентивного, предупреждающего характера и в тоже время предвосхищающего последствия педагогического взаимодействия не только как профилактики различных рисков, деструкций и девиаций у «сетевых школьников», но, прежде всего, как предвидения следующего этапа возрастного развития и обусловленных им психолого-педагогических проблем когнитивного, коммуникативного и поведенческого характера В начальной школе наряду с решением задач, определенных ФГОС, педагогу необходимо понимать, как изменится характер познавательной деятельности учеников в основной школе на основе применения интернет-технологий, и готовить его к вхождению в «зону ближайшего развития» - основную школу, т е предвосхищая новый уровень ситуации социального развития ребенка . Аналогична ситуация и в основной школе: её выпускник должен быть готов к обучению в старших классах как цен-ностно-мотивационно, так и предметно-содержательно, и операционально

Возникнут сложности и с материализацией содержания образования в форме учебных пособий для студентов . Поэтому целесообразно включить в основную профессиональную образовательную программу дисциплины, освоение которых позволило бы будущему учителю осмыслить и практически освоить азы онлайн и оффлайн педагогического диалога / полилога с «сетевой» личностью школьника .

При выборе образовательных технологий при организации образовательного процесса в вузе целесообразно учитывать особенности современных школьников, выявленные исследователями при изучении влияния интернет-технологий на обучающихся . Ученые отмечают, что учащиеся, вооружившись всем необходимым для индивидуальной работы, начинают сами искать партнеров для обучения В связи с этим происходит стремительным рост автономии обучающихся и возникновение неуправляемых неформальных учебных групп, что стимулирует нарастание миграции обучения из «учительско-центрированного» в сетевое с привлечением неинституированных партнеров [1].

Многочисленные публикации позволяют представить портрет современного школьника в контексте теории поколений, описав ценностно-смысловые, познавательные, деятельностные и рефлексивные особенности обучающихся, формирующиеся под влиянием Интернете в влияющие на их социализацию . Особое внимание нами обращено на то, что в мире Интернета в определенной степени происходит раздвоение личности Теперь одна личность - это та, кем она является в реальной жизни, а вторая, существование которой не всегда осознается - та, кем человек позиционирует себя в социальных сетях, в мессен-джерах, в пабликах, в комментариях к постам, в твиттере и т д Многозначность виртуальной личности, этически ущербная среда виртуальной

реальности превращают человека-виртуала в «фиктивную личность», что зачастую воспринимается как забава, игра, развлечение абстрактного человека, но имеет ряд рисков, приводящих к многообразным деструкциям. Мы считаем важным обратить внимание на «эффект растормаживания» в Сети, который известный киберпсихолог Д . Сулер определил как эффект ослабления психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни [3; 10; 22]. Это ослабление зависит от множества факторов, среди которых: диссоциативная анонимность, невидимость, асин-хронность, солипсическая интроекция, диссоциативное воображение, минимизация власти, а также личные качества пользователя [22]. К сожалению, это пока констатация фактов и некоторых тенденций, которые можно выявить на основе анализа существующей ситуации В настоящее время нет результатов междисциплинарных исследований, показывающих психолого-педагогические механизмы профилактики этих рисков и деструкций Отсутствие данных знаний в арсенале профессиональных компетенций педагога негативно сказывается на результатах образовательного процесса в школе

Когнитивные характеристики современного школьника определяются такими важнейшими особенностями как клиповость и визуализация мышления рамки статьи не позволяют проанализировать как негативные, так и позитивные влияние этих феноменов на развитие личности ученика, но выделение и учёт этих характеристик мышления школьников и студентов позволяет внести коррективы в традиционные формы и методы педагогической деятельности Особое внимание при этом, на наш взгляд, необходимо обратить на такой феномен, как компьютерная зависимость и её психические и физические последствия . Изменение когнитивных свойств личности, спад интереса к полезной информации, невозможность сосредоточится, снижение памяти и внимания, способности к логическому мышлению, к принятию решений Мозг так адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется . В результате она становится поверхностной и кратковременной человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти [12] Это может привести к различным патологиям в развитии личности обучающихся: различным нарушениям восприятия, памяти, мышления, что оказывает влияние на изменение иерархии мотивов и саморегуляции как контролируемого поведения (Б В Зейгарник)

Специфика операциональных составляющих образовательного процесса в цифровизированной школе представлена широким внедрением в познавательную и личную жизнедеятельность обучающихся всех

уровней игровых технологий, например, эдьютейнмент Именно гей-мификация зачастую играет существенную роль в проектировании сетевой идентичности, которая значительно отличается от Я-реального . Создание виртуальной личности, по мнению исследователей, может отражать компенсаторный характер самопрезентации Сеть представляет возможность построения нового образа и «убежать из собственного тела» - как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике, и, следовательно, от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т п » [2]

Обновление технологий педагогического образования предполагает диалогизацию образовательного процесса в вузе Включение студентов в поликультурный диалог обусловливает необходимость проектирования такого образовательного пространства вуза, который позволит не ограничивать профессиональное образование студентов только лишь учением, а стимулирует участие обучающихся в важнейших видах познавательной и социальной деятельности: научной, волонтерской, художественной, практической, досуговой и др . Это позволит избежать сциентистской направленности образовательного процесса и сориентирует студентов и преподавателей на необходимость освоения всех элементов содержания педагогического образования: когнитивного, эмоционально-ценностного, операционального, коммуникативного, рефлексивно-оценочного

Диалоговые формы организации образовательного процесса в вузе определяют его развивающий характер При использовании проектных, исследовательских, игровых и других интерактивных технологий целесообразно проводить различные типы учебных занятий на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов педвузов В этом случае у них можно будет развивать педагогические способности (умения) двух типов: а) способность педагога развивать у учащихся умения самостоятельно учиться в новых областях; б) способности развивать у них умение обучаться под чужим руководством в точном соответствии с предписанными нормативами, следуя установленным извне требованиям и целям [8]. Думается, что есть необходимость в формировании обоих типов способностей, но ведущей целью обучения будущего учителя является не формирование умений действовать по образцу, а воспитание личностных черт и мышления педагога, способного понимать педагогическую ситуацию, вычленять в ней и эффективно решать уникальные в каждом случае задачи

Идея интеграции в образовательном процессе педагогических вузов трех процессов: учения, преподавания и исследования влияет как на цели, содержание, так и на проектирование технологического аспекта обучения будущего учителя педагогическому взаимодействию со всеми

субъектами образовательного процесса как в онлайн, так и оффлайн режимах Образовательные технологии, основывающиеся на деятель-ностном подходе, позволяют ориентировать познание студентов на самостоятельное выполнение объективно актуальных и личностно значимых социально-педагогических проектов и исследовательских работ, востребованных конкретной образовательной организацией Образовательный процесс в бакалавриате и магистратуре для интернет поколения целесообразно выстраивать не столько в традиционной лекционно-семинарской форме, сколько в виде тренинговых занятий, ориентированных на оптимальное включение обучающихся в активную многообразную самостоятельную познавательную деятельность, в том числе и в интернете, что дает возможность эффективно формировать деятельностную составляющую профессионального мышления, развивая при этом ценностно-смысловое отношение к психолого-педагогическим знаниям . Тренинги в форме защиты социальных и исследовательских проектов, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, «мозгового штурма», кейс-стади, моделирования ситуаций педагогического взаимодействия направлены на развитие в процессе диалога / полилога умений понимать и принимать мир детства Такое обучение позволит продуктивно формировать важнейшие профессиональные умения современного учителя - умения создавать гуманные взаимоотношения и взаимодействия всех участников образовательного процесса в цифровой школе.

В рамках изучения проблемы проектирования научно-методического обеспечения обучения в вузе будущих учителей педагогическому взаимодействию со школьниками интернет-поколения под руководством автора было проведено пилотное исследование . Его цель состояла в том, чтобы выявить, насколько современные студенты выпускного курса осознают влияние интернета на развитие образовательного процесса в школе и обучающихся, а также определить степень готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию с поколением Ю . Всего в диагностике приняли участие 135 студентов 5 курса Тульского государственного педагогического университета Среди используемых нами методов исследования были: наблюдение за деятельностью студентов в процессе педагогических практик, самонаблюдение, интервью, анкетирование, беседы со школьными учителями, руководившими практикой . Более трети пятикурсников уверенно отмечали, что современная школа уже приобретает черты «цифровой школы», однако половина опрошенных выбрала ответ «скорее да», что свидетельствует о том, что они недостаточно чётко осознают признаки цифровизации современного образовательного процесса Ответ на следующий вопрос анкеты подтвердил это предположение Примерно половина студентов упрощённо понимают сущность понятия «цифровой школы», выбирая

такие ответы, как «это полная компьютеризация школы» и «это сочетание дистанционного обучения и работы в учебных помещениях в школе»

Большинство выпускников вуза понимает, что современный ребенок, проводящий много времени в Интернете, принципиально отличается от предыдущих поколений . 84% опрашиваемых отметили положительные и отрицательные стороны постоянного пребывания в сети детей, родившихся в эпоху Интернета Важно, что будущие учителя осознают тот факт, что влияние Интернета заметно сказывается на интеллектуальной, эмоциональной, социальной, коммуникативной, поведенческой сферах личности ребенка . Поэтому половина пятикурсников отмечает влияние особенностей поколения Z на характер взаимодействия педагога с ними

Вместе с тем, итоги педагогической практики показали, что современные учителя не в полной мере осведомлены об особенностях личности «интернет-ребенка» (мнение 60% респондентов), и в своей работе не учитывают данные особенности (мнение 70% респондентов) . 30% будущих учителей считают, что в современной школе учитываются такие особенности «сетевой» личности, как динамичность социальных и личностных смыслов, виртуализация сознания и мышления . Учителя, руководители педагогической практики, в противовес мнению практикантов, отмечают, что пятикурсники используют проектное и исследовательское обучение, дают задания, выполнение которых предполагает поиск информации в Интернете, однако не учитывают таких важных характеристик «сетевой» личности, как утрата критичности мышления, возрастание информационного стресса и тревоги

Что касается личности самого будущего учителя, 82% пятикурсников отметили в себе особенности, которые позволяют их назвать «сетевой личностью», но в то же время, больше половины (65%) студентов-практикантов не включались в сетевое взаимодействие со своими учениками . Хотя на виртуальное взаимодействие у 66% уходит от 3 до 5 часов, причем на виртуальное взаимодействие в образовательных целях только четверть от этого времени По результатам самооценки 76% будущих учителей готовы учитывать в педагогическом взаимодействии особенности поколения Ю . Однако анализ ответов на предыдущие вопросы анкеты, на вопросы неформализованного интервью, результаты выполнения кейс-заданий показывает, что у будущих учителей на недостаточном уровне сформированы когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты готовности к взаимодействию с «сетевой» личностью Это подтверждает анализ дневников педагогической практики При самоанализе урока никто из пятикурсников при описании особенностей класса и отдельных учащихся не указал ни одной характеристики «сетевой» личности Только 5% будущих учителей отметили, что

давали учащимся задания, выполнение которых предполагало поиск информации в Интернете

Полученные данные локального исследования схожи с результатами других исследований, посвященных проблемам подготовки будущих учителей к работе в школе в условиях цифровизации социальных процессов Они свидетельствуют о том, что ценностью и смыслом обновления педагогического образования должно стать усиление психолого-педагогической направленности образовательного процесса в педагогических вузах с целью его ориентации на личностное и профессиональное развитие самого студента, на формирование ценностного отношения у будущего педагога к развитию личности школьника Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ грант № 19013-00452.

Литература

1. Ахаян А. А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия . Оффлайн . Электронное научное издание . ART 2560. 2017. Выпуск 8 (декабрь). [Электронный ресурс] URL: http://www. emissia . org/offline/2017/2560. htm (дата обращения 17 02 2020)

2. Белинская Е. П. Интернет и идентификационные структуры личности . [Электронный ресурс] URL: http://banderus2. narod. ru/70244, html (дата обращения 17 02 2020)

3. Затулий А. И., Бурнаева А. М. «Человек виртуальный» - кукла, манекен, марионетка: проблемы самоидентификации . // Тихоокеанский государственный университет . Электронное научное издание «Вестник ТОГУ» . 2011 . № 2. С. 209-218.

4. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории .// Педагогика культуры. 2005. № 3/4. [Электронный ресурс] URL: https://www. pedagogika-cultura . ru/po-rubrikam-3/ nauka-na-rubezhe-tysyacheletij/kagan-m-s-sistemno-sinergeticheskij-podkhod-k-postroeniyu-sovremennoj-pedagogicheskoj-teorii (дата обращения 17 02 2020)

5. Магнус Лиги, Кармен Трасберг Причины недобросовестности в учебе и представления студентов о правилах поведения . // Вопросы образования 2014 № 4 С 184-208

6. Москвина Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации: учебное пособие / Н .Б . Москвина . 2-е изд . , испр . и доп . Москва: Издательство Юрайт, 2018. 195 с .

7. Орлов А. А., Орлова Л. А. Характеристика «сетевой» личности как инновация в структуре содержания педагогического образования . // Педагогика. 2018. № 7. С. 12-23 .

8. Поддьяков А. Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности . В кн . : Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред . Александра Асмолова . М . : Издательский Дом ЯСК, 2018 . С. 261-275.

9. Профессия: учитель. База данных ФОМ . [Электронный ресурс] URL: http://bd.fom. ru/report/cat/vaL/dd054024 (дата обращения 17.02. 2020).

10. Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения . 2009. № 1 . С. 86-97.

11. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни . / Пер . с англ . Э . Н . Гусинского, Ю . И . Турчаниновой . М . : Университетская книга, 2011 . 576 с

12. Смирнова А.А, Синогина Е. С. Влияние компьютера и сети Интернет на физическое и психическое здоровье школьников // Народное образование 2017 № 1-2 С 199-204

13. Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы . Труды по социологии образования. Т . XI XII. Вып. XXI . М . : Центр социологии образования РАО, 2007 200 с

14. Солдатова Г. В. Учись учиться: Ответы на вызовы XXI века . [Электронный ресурс] URL: firo . ru/wp-content/uploads/2017/11/3_Солдатова . pdf (дата обращения 17 02 2020)

15. Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи М : Баланс Бизнес Букс, 2007 384 с

16. Сыманюк Э. Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов // Мир психологии . 2002. № 4. С . 194-203.

17. Фельдштейн Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования . // Педагогика. № 10, 2010 . C. 3-15.

18. Хуснутдинова М. Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование 2017 Т 22 № 4 С 38-48

19. Юзефавичус Т. А. Условия подготовки учителей к минимизации профессионально-педагогических ошибок. // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Педагогика 2010 № 2 С 4953

20. Яковлев В. Ф. Противодействие академической нечестности студентов при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование 2016 Т 61 № 1 С 14-19

Z1 . Балтийский федеральный университет имени И . Канта . Официальный сайт . URL: www. kantiana . ru (дата обращения 17 . OZ. ZOZO).

22. SulerJohn The Online Disinhibition Effect . CyberPsychology&Behavior. ZOO4, № 7 (3). pp. 3Z1-3Z6 .

Сведения об авторе

Орлов Александр Андреевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ. E-mail: alanor38@yandex.ru

value and sense up to date pedagogical education

A. A. Orlov

The article examines the reasons for the low effectiveness of the results of modernization of the national pedagogical education. It offers a dialogue approach to the design of the processes of updating the pedagogical education based on the study of the needs of real educational practice, as well as the analysis of risks and actions in the professional activity and personal development of the modern teacher. An attempt has been made to define the core values, social and personal meanings of updating the goals, content and technologies of vocational education of modern educators. The impact of the digitalization of society and the education system on changes in the content and technologies of teaching and educating the future teacher is shown. The results of the local study of the readiness of young teachers to work with schoolchildren of the IG generation are described.

Keywords: pedagogical education; values, meanings of education of teachers; digital educational space; methodology of modernization of pedagogical education; content; technologies of pedagogical education; «network personality» and pedagogical interaction with her.

Refereces

1 . Ahayan A. A. Setevaya lichnost' kak pedagogicheskoe ponyatie: priglashenie k razmy'shleniyu [Networking as a pedagogical concept: an invitation for reflection], Pis'ma v E'missiya . Offlajn . E'lektronnoe nauchnoe izdanie [Letters to Issue . Offline . Electronic Science Publication], ART 2560. 2017. Vy'pusk 8 (dekabr'). URL: http://www. emissia . org/offline/2017/2560. htm (Accessed 17 02 2020) (In Russ )

2. Belinskaya E. P . Internet I identifikacionny'e struktury' lichnosti . [The Internet and identity structures] URL: http://banderus2. narod. ru/70244. html (Accessed 02.04. 2020) (In Russ . )

3. Zatulij A. I . , Burnaeva A. M . «Chelovek virtual'ny'j» - kukla, maneken, marionetka: problemy' samoidentifikacii . [«Man virtual» doll, dummy, puppet: problems of self-identification], Vestnik TOGU . [Pacific State University. Electronic Scientific Publication «TOGU Newsletter»] 2011 . № 2. pp. 209218 . (In Russ . , Abstr . In Engl . ).

4. Kagan M . S . Sistemno-sinergeticheskij podhod k postroeniyu sovremennoj pedagogicheskoj teorii . [Elektronnyi resurs] [Systems-Synergistic Approach to Modern Pedagogical Theory], Pedagogika kul'tury' [Cultural Pedagogy], 2005. № 3/4. URL: https://www. pedagogika-cultura . ru/po-rubrikam-3/ nauka-na-rubezhe-tysyacheletij/kagan-m-s-sistemno-sinergeticheskij-podkhod-k-postroeniyu-sovremennoj-pedagogicheskoj-teorii (Accessed 17. 02. 2020). (In Russ. ).

5. Magnus Ligi, Karmen Trasberg Prichiny' nedobrosovestnosti v uchebe I predstavleniya studentov o pravilah povedeniya [Causes of academic misconduct and students' perception of behaviour], Voprosy' obrazovaniya . [Educational Issues] 2014. № 4. pp. 184-208. (In Russ. ).

6. Moskvina N. B. Lichnostno-professional'ny'e deformacii pedagogov . Problema reabilitacii [Personal and professional deformations of teachers Rehabilitation problem]: uchebnoe posobie In N B Moskvina (ed ) 2-e izd , ispr . I dop . Moscow: Izdatel'stvo Yurajt, [Juraith Press], 2018. 195 p . (In Russ )

7 . Orlov A . A. , Orlova L . A . Harakteristika «setevoj» lichnosti kak innovaciya v

structure soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya [The characteristic of a «networked» personality as an innovation in the structure of the content of pedagogical education], Pedagogika [Pedagogics], 2018 . № 7 . pp . 12-23 . (In Russ , Abstr In Engl )

8 . Podd'yakov A. N. Psixologiya obucheniya v usloviyax novizny', slozhnosti,

neopredelennosti. Mobilis in mobili: lichnost' v e'poxuperemen. [Mobilis in mobili: personality in the age of change] In Aleksandr Asmolov (eds ) Moscow: Izdatel'skij Dom YaSK, 2018 . pp .261-275. (In Russ. ).

9 . Professiya: uchitel' [Profession: Teaching], PEF database . URL: http://

bd.fom.ru/report/cat/vaL/dd054024 (Accessed 02. 04.2020) (In Russ. ).

10. Rimskij V. Vozdejstvie seti Internet na social'nuyu aktivnost', formirovanie I razvitie identichnostej [Impact of the Internet on social activity, identity formation and development] Vestnik obshhestvennogo mneniya [Herald of public opinion], 2009, № 1 . pp. 86-97. (In Russ. ).

11 Skott Dzh Blagimi namereniyami gosudarstva: pochemu I kak provalivalis' proekty' uluchsheniya uslovij chelovecheskoj zhizni [Good intentions of the State . Why and how projects to improve the human condition failed]. Moscow: Publ . University book, 2011. 576 p . (In Russ . ).

12. Smirnova A . A, Sinogina E . S . Vliyanie komp'yutera I seti Internet na fizicheskoe I psixicheskoe zdorov'e shkol'nikov [The impact of computers and the Internet on the physical and mental health of schoolchildren] Narodnoe obrazovanie [Public Education] 2017 № 1-2 P 199-204 (In Russ , Abstr In Engl )

13 . Sobkin V . S . , Tkachenko O . V . Student pedagogicheskogo vuza: zhiznenny'e I professional'ny'e perspektivy' [Teacher training college student: life and professional prospects], Trudy' po sociologii obrazovaniya [Studies in the sociology of education]. T. XI-S5II. Vy'p. XXI . Moscow: Centr sociologii

obrazovaniya RAO . Publ. RAO Educational Sociology Centre, 2007. 200 p . (In Russ . ).

14. Soldatova G. U . Uchis' uchit'sja: Otvety na vyzovy XXI veka . [Elektronnyi resurs] [Learn to learn: Meeting the challenges of the twenty-first century], URL: firo . ru/wp-content/uploads/2017/11/3_Soldatova . pdf (Accessed 02 04 2020) (In Russ )

15. Stiven Dzh. Stejn, Govard I . Buk Preimushhestva EQ. E'mocional'ny'j intellect

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 vashi uspehi [Advantages of EQ. Emotional intelligence and your successes], Moscow: Publ . Balance Sheet Business Books, 2007. 384 p . (In Russ . ).

16 . Sy'manyuk E'. E'. Professional'no obuslovlenny'e destrukcii pedagogov [Professional destructions of teachers]. Mir psixologii [World of psychology]. 2002, № 4. pp . 194-203. (In Russ . , Abstr . In Engl . ). 17. Fel'dshtejn D . I . Vzaimosvyaz' teorii I praktiki v formirovanii psixologo-pedagogicheskih osnovaniya organizacii sovremennogo obrazovaniya [The relationship between theory and practice in shaping the psychological and pedagogical foundations of modern education] Pedagogika [Pedagogics] № 10, 2010 . pp . 3-15. (In Russ. , Abstr. In Engl. ). 18 . Husnutdinova M . R . Social'ny'j status professi iuchitelya: samoopredelenie rossijskih pedagogov [Social status of the teaching profession: self-determination of Russian teachers] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2017 . T . 22. № 4, pp . 38-48. (In Russ . , Abstr In Engl )

19. Yuzefavichus T. A. Usloviya podgotovki uchitelej k minimizacii professional'no-pedagogicheskih oshibok [Conditions for training teachers to minimize professional and pedagogical errors] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta Seriya: Pedagogika [Messenger of Moscow State Regional University . Pedagogics], 2010 . № 2. pp . 49-53. (In Russ , Abstr In Engl )

20 . Yakovlev V . F . Protivodejstvie akademicheskoj nechestnosti studentov pri

distancionnom obuchenii [Countering academic dishonesty of students in distance learning]. Otkry'toe I distancionnoe obrazovanie [Open and distance education], 2016. T. 61 . № 1. pp . 14-19 . (In Russ. , Abstr. In Engl . ).

21 . I . Kant Baltic Federal University. Official web site. www. kantiana. ru (Accessed

02 04 2020)

22. Suler John. «The Online Disinhibition Effect». CyberPsychology&Behavior. 2004, 7 (3). pp. 321-326. (In Engl. ).

About the author

Orlov Aleksandr Andreevich - doctor of Educational Sciences, professor, academician of RAO. E-mail: alanor38@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.