Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина
ценность высшего
ОБРАЗОВАНИЯ
Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования.
Опрос фонда «Общественное мнение»
Обзор результатов опроса российских домохозяйств, в ходе которого анализировалось влияние образования и профессионально -должностного статуса родителей, места жительства, материальных и культурных ресурсов семьи на образовательные стратегии детей, а также степень образовательной активности взрослых, ее структура и мотивы.
Ключевые слова: образование, семьи с дєтьми, школьники, выпускники, учащиеся ПТУ, студенты, неофициальные платежи, образовательные стратегии, образовательная активность, квалификация.
В конце 2008-го — начале 2009 г. в рамках седьмого цикла Мониторинга экономики образования, который ГУ-ВШЭ поддерживает начиная с 2002 г. по заданию Минобрнауки1, фондом «Общественное мнение» был проведен опрос 9002 семей (домохозяйств), проживающих в городах и селах всех регионов Российской Федерации, по территориальной общенациональной репрезентативной выборке. По отдельной репрезентативной выборке было обследовано 3000 домохозяйств в г. Москве.
Среди домохозяйств, принявших участие в общероссийском опросе, 4 % составляли семьи предпринимателей и руководителей высшего звена2 7 % — семьи руководителей подразделений, 25 % — семьи специалистов, 13 % — семьи служащих и технических исполнителей, 28 % — семьи рабочих, 4 % — семьи рабочих низкой квалификации, 19 % — семьи других категорий граждан или затруднившихся ответить.
В московской выборке оказалось 3 % семей предпринимателей, 10 % семей руководителей высшего звена, 15 % семей руководителей подразделений, 32 % семей специалистов, 12 % семей
Статья поступила в редакцию в мае 2010 г.
Аннотация
http://education-monitoring.hse.ru
Учитывался профессиональный статус того члена семьи, у которого, по словам респондентов, был самый высокий доход.
187
Статистика и социология образования
служащих и технических исполнителей, 14 % семей рабочих, 14 % семей прочих категорий граждан и затруднившихся ответить.
В 3 % домохозяйств РФ, участвовавших в опросе, хотя бы один из членов семьи имел послевузовское образование, в трети семей (35 %) — диплом специалиста или магистра, в 9 % семей — диплом бакалавра или неоконченное (3-4 курса) высшее образование, в 33 % семей — среднее профессиональное образование, в 10 % семей — среднее общее (10-11 классов средней школы), в 5 % семей — начальное профессиональное, в 4 % семей — основное общее (9 классов) образование и ниже3.
В 11 % московских домохозяйств, участвовавших в опросе, хотя бы один из членов семьи продолжал образование после окончания вуза, в половине семей (51 %) были специалисты или магистры, в 11 % семей — бакалавры или имеющие неоконченное (3-4 курса) высшее образование, в 18 % семей самый образованный член семьи имел диплом о среднем профессиональном образовании, в 1 % семей — о начальном профессиональном образовании, в 5 % семей — аттестат о среднем общем образовании (10-11 классов средней школы), в 2 % семей образование взрослых не превышало уровня основного общего (9 классов).
Как и в предыдущих циклах Мониторинга экономики образования, если в отобранном домохозяйстве имелись дети в возрасте от 4 до 22 лет, респонденты отвечали на блоки вопросов об образовании ребенка (случайно отобранного — в тех случаях, когда в семье было двое или более детей соответствующего возраста) и связанных с этим семейных затратах.
Если в отобранных домохозяйствах были взрослые трудоспособного возраста от 23 до 60 лет, которые завершали основное или получали дополнительное образование в текущем учебном году, то респонденты отвечали на вопросы об образовании взрослого члена семьи (случайно отобранного, если в семье было двое или более таких взрослых) и соответствующих затратах.
1. Представления о значении высшего образования
Вопрос: Как вы считаете, в наше время важно или не важно иметь высшее образование?
Высшее образование давно перестало быть эксклюзивным социальным ресурсом и приобретает постепенно статус социальной нормы — если не жестко обязательного, то по крайней мере в высшей степени желательного этапа «нормального» вхождения молодого человека во взрослую жизнь. Подавляющее большинство участников опроса, отвечавших на вопросы о детях, будь то дошкольники или студенты вузов4, а именно 88 % опрошенных, считают, что «в наше время важно иметь высшее образование» (рис. 1). О том, что данное мнение прочно укоренено
3
4
Учитывался образовательный уровень самого высокообразованного члена семьи.
Ответы этой совокупности опрошенных (N = 5044) приводятся далее по умолчанию.
188
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
ш
Рис. 1. Мнения представителей семей, в которых
есть дети, о важности высшего образования
Россия
Москва
90
Не важно
Затрудняюсь
ответить
2
I'
I
30 60 90
0 30 60 90 %
в массовом сознании (по крайней мере в сознании родителей, думающих о будущем своих детей), свидетельствует тот примечательный факт, что результаты общероссийского опроса в этом отношении практически совпадают с данными московского исследования: среди москвичей мнения о необходимости высшего образования придерживаются 90 %. Убеждение в том, что «в наше время важно иметь высшее образование», доминирует во всех выделенных для анализа группах, в том числе в семьях, в которых самый высокообразованный член семьи имеет образование ниже уровня средней школы, — 78 %.
Вопрос: Какую примерно часть семейного дохода ваша семья была бы готова ежемесячно тратить или тратит на то, чтобы дать ребенку самое качественное образование?
(Карточка. Один ответ.)
Рис. 2. Готовность семей к тратам ради получения
их детьми качественного образования
2. Установки на качественное образование
Россия
Не готовы платить за это вообще В пределах 10% семейного дохода От 11 до 20% семейного дохода От 21 до 30% семейного дохода Более 30% семейного дохода Затрудняюсь ответить
0 30
90
Москва
15
21
20
9
25
0 30 60 90 %
189
Статистика и социология образования
Чрезвычайно высока доля семей, готовых пойти на серьезные материальные траты ради того, чтобы дать своему ребенку высшее образование (рис. 2). Не готовы к таким тратам 15 %, а 20 % затруднились ответить. Даже в семьях, в которых, по самоотчету респондента, «денег не хватает даже на питание», половина опрошенных заявляют о готовности нести ради этой цели ощутимые расходы. Важным фактором, задающим установку на серьезные вложения в образование ребенка, выступает образовательный статус семьи: чем он ниже, тем чаще респонденты говорят о неготовности семьи ограничивать свои материальные потребности ради образования детей или задумываются о целесообразности таких ограничений, и наоборот.
Таблица 1 Установки на качественное образование
в семьях с детьми разного образовательного статуса
Статус ребенка в 2007/08 учебном году
Был дошкольником Учился в школе Учился в учреждении начального профессионального образования Готовился поступать в учебное заведение среднего профессионального образования Готовился поступать в вуз Учился в среднем профессиональном учебном заведении Учился в вузе Работал, служил в армии
Вопрос: Какую примерно часть семейного дохода ваша семья была бы готова ежемесячно тратить или тратит на то, чтобы дать ребенку самое качественное образование? (Один ответ.)
Не готовы платить за это вообще 9 15 28 17 9 18 10 29
В пределах 10 % семейного дохода 21 23 22 16 13 22 18 17
От 11 до 20 % семейного дохода 19 21 15 24 28 21 22 18
От 21 до 30 % семейного дохода 12 12 13 14 18 11 14 6
Более 30 % семейного дохода 13 11 9 11 16 13 18 8
Затрудняюсь ответить 25 18 12 17 17 16 18 22
Готовность семьи к материальным жертвам ради образования ребенка в значительной степени зависит от его актуального образовательного статуса (табл. 1). Чаще других (в 28-29 % случаев) «отказывались» платить за образование своего ребенка те родители, чьи дети на момент опроса учились в ПТУ, работали или служили в армии и, значит, в большинстве своем вряд ли были ориентированы на продолжение образования. Повышенную готовность нести серьезные расходы (от 11 до 30 % семейного дохода) демонстрировали семьи, в которых ребенок готовился к поступлению в вуз (46 % против 32 % по выборке в целом). Любопытно, что те родители, чьи дети уже учатся в вузе, относительно часто отмечали максимальную позицию на шкале трат (более 30 % семейного дохода): 18 % случаев против 12 % по выборке. Родители дошкольников, в большинстве случаев вряд ли пока всерьез задумывающиеся о столь отдаленных перспективах, часто затруднялись с ответом (25 %).
190
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
ш
Вопрос: Скажите, пожалуйста, до получения како-
го уровня образования ваша семья готова содержать или содержала ребенка, не рассчитывая на его заработки?
(Один отвєт.)
Рис. 3. Уровень образования, до которого
семья готова содержать ребенка
3. Уровень образования, до которого семья готова поддерживать ребенка
Россия
Москва
43
23
8
7
Iі
I
0
0
0 30 60
90 %
Треть семей (34 %) готова содержать своего ребенка, не рассчитывая на его заработки, вплоть до получения им полного высшего образования, т. е. диплома специалиста или магистра (рис. 3). Этот выбор становится для российских семей наиболее типичной стратегией в отношении образования детей. По-видимому, в дальнейшем эта тенденция будет усиливаться (если кризис не внесет в нее поправки), в пользу чего говорит, в частности, то, что столица опережает остальную Россию по данному показателю: здесь 43 % семей ориентированы на полное высшее образование ребенка, полученное им до того, как он начнет зарабатывать.
191
Статистика и социология образования
4. Представления о целях получения высшего образования
Вопрос: А для чего прежде всего сегодня стоит получать высшее образование? (Не более трех ответов.)
Рис. 4.
Мнения о целях получения высшего образования
Россия
Москва
Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу I
Чтобы стать специалистом, \ который везде нужен Чтобы добиться успеха, \ сделать карьеру
Чтобы найти интересную, творческую работу
Чтобы стать культурным человеком
Чтобы пользоваться уважением окружающих 1 Щ її 1
Чтобы жить среди культурных, образованных людей Is ■
Чтобы найти работу L со свободным графиком Р 4 ■ 5
Чтобы заниматься наукой 1 4 ■
Чтобы найти друзей, спутника(цу) жизни 1 3 1
Чтобы поменять место жительства 1 3 1
Чтобы продлить годы учебы 1 2 12
Другое 1 ї 1
Затрудняюсь ответить 1 3 12
0 30 60 90 % 0
90 %
74
66
45
43
22
14
Вопрос о том, для чего нужен вуз, как правило, вызывает у людей стандартную реакцию: «чтобы найти хорошо оплачиваемую работу». Именно этот ответ выбрали из списка предложенных вариантов три четверти опрошенных (74 %), причем он доминировал во всех группах респондентов — как наиболее благополучных и «продвинутых», так и самых бедных и малообразованных. Следующие два аргумента, по сути, раскрывают этот доминирующий мотив (рис. 4). Так, по мнению 45 % опрошенных, высшее образование позволяет стать востребованным специалистом, «который везде нужен», а 43 % респондентов цель высшего образования видят в том, чтобы добиться успеха, сделать карьеру. Совсем другой тип мотивации заложен в суждениях, в которых целью высшего образования выступают самореализация, творчество, личностное развитие и вхождение в среду культурных, образованных людей. Эти мотивы важны как минимум для пятой части опрошенных (22 %): 14 % в качестве важного довода в пользу вуза выбрали суждение «чтобы стать культурным человеком», 8 % — «чтобы
192
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
жить среди культурных, образованных людей». Несколько в стороне от этой группы мотивов, фактически на пересечении «материального» и «культурно-личностного» факторов стоит аргумент «чтобы пользоваться уважением окружающих». Его выбрали 11 % респондентов. Все остальные доводы в пользу высшего образования, такие как возможность найти работу со свободным графиком и заниматься наукой, устроить личную жизнь и найти друзей, поменять место жительства и продлить годы учебы, можно рассматривать как «факультативные» — с точки зрения как содержания, так и статистики выбора, не превышающей 4 %.
Вопрос: Занимался или не занимался ребенок в прошлом (2007/08) учебном году дополнительно по каким-либо предметам, изучаемым в учебном заведении (детском саду)? Если да, то для чего, с какой целью? (Любое количество отвєтов.)
Дополнительное образование по тем предметам, которые изучаются в школе или детском саду, получали в учебном году, предшествовавшем проведению опроса, дети примерно из каждой четвертой российской семьи, имеющей ребенка, и дети из 37 % аналогичных московских семей (рис. 5). Основным мотивом был собственный интерес ребенка: это наиболее высокая доля ответов, а именно 12 %, причем в Москве этот вариант ответа безусловно превалирует — 24 %. Причины, по которым ребенок получает дополнительное образование, разумеется, сильно зависят от того, в каком возрасте и соответственно на какой образовательной ступени он находится. Так, ответ «занимался из собственного интереса» типичен прежде всего для родителей младших школьников — 19 % ответов в этой
Рис. 5. Причины и распространенность получения
5. Дополнительное и платное образование
5.1. Цели получения дополнительного образования
дополнительного образования
Россия
Москва
Для подготовки к поступлению
Не занимался(ась) дополнительно по таким предметам
Чтобы «подтянуться», догнать своих сверстников
Для подготовки к сдаче экзамена на сертификат
Просто из собственного интереса, «для души»
Затрудняюсь ответить
0
30
60
90 % 0
30
60
90 %
193
Статистика и социология образования
5.2. Оплата дополнительного образования
группе, причем он здесь доминирует над остальными мотивами. В Москве познавательная мотивация школьников, судя по ответам их родителей, выражена еще ярче. Здесь «для души» занимаются дети из 42 % семей младших школьников, причем познавательные установки в значительном числе случаев сохраняются и в подростковом возрасте (36 % соответствующих ответов в семьях со школьниками 5-9-х классов). Дети среднего школьного возраста (ученики 5-9-х классов) занимаются, чтобы «подтянуться», догнать своих сверстников. Что касается старшеклассников, то у них, конечно, превалирует цель подготовиться к поступлению в вуз или техникум (33 % против 6 % по выборке). Последний ответ чаще звучал при опросе тех семей, чьи дети в прошлом году готовились к поступлению в вуз или техникум.
Вопрос: Дополнительное обучение было платным или бесплатным?
Из 24 % российских семей, чьи дети получали дополнительное образование, платили за него 13 % семей, а из 37 % московских семей — 24 %. О бесплатных формах подготовки говорил каждый десятый респондент как общероссийской, так и московской выборки (рис. 6). Подготовка к поступлению в вуз или техникум, как правило, осуществляется на платной основе, и не случайно информанты, в семьях которых есть старшеклассники (в большинстве случаев собирающиеся учиться дальше), а также абитуриенты вузов и техникумов, чаще говорили о том, что им приходилось платить за дополнительные занятия своего ребенка (34, 48 и 22 % соответственно), чем о том, что подготовка велась бесплатно (13-14 % в каждой группе).
Если говорить о платном образовании или воспитании как таковом, то, по мнению почти трети (31 %) россиян и ровно трети (33 %) москвичей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста,
Рис. 6. Распространенность платных и бесплатных
форм дополнительного образования
Россия
Москва
И платным, и бесплатным
Бесплатным
Платным
|2
■
24
Затрудняюсь
ответить
0
0
0
30
60
90 % 0
30
60
90 %
194
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
ш
в условиях, когда учебным и дошкольным заведениям не хватает бюджетных денег для качественного обучения и воспитания детей, брать на эти цели деньги с родителей оправданно и справедливо. Разумеется, так чаще других считают те, чей материальный достаток позволяет доплачивать за обучение или воспитание ребенка (от 39 до 47 % в семьях, где есть возможность как минимум покупать крупную бытовую технику), а также представители семей, где хотя бы один из членов семьи продолжал обучение после вуза (39 %).
Вопрос: Некоторые семьи платят администрации, воспитателям или учителям, чтобы к их ребенку относились по-особому. Про какие из перечисленных на карточке видов подарков или неофициальной платы вы слышали от своих знакомых или родственников в 2007/08 учебном году? (Карточка. Любое количество отвєтов.)
Рис. 7. Виды неофициальных платежей и подарков
6. Практика неофициальных платежей в системе образования
Россия
Москва
За прием в определенный детский сад
За помощь на вступительных экзаменах или при зачислении в вуз (в институт-, университет, академию) За особое отношение к ребенку на экзаменах, перевод на следующий курс, на другое отделение вуза (института, университета, академии) За помощь на вступительных экзаменах или при зачислении в техникум, колледж, училище и т.п.
За прием в определенную школу
За особое отношение к ребенку в школе (лицее и т.п.), за повышение оценки в четверти, на экзамене и т.д. За особое отношение к ребенку на экзаменах, перевод на следующий курс, на другое отделение техникума, колледжа, училища и т.п. За помощь на вступительных экзаменах или при зачислении в профессиональный лицей, профессионально-техническое училище
За особое отношение к ребенку в детском саду
За особое отношение к ребенку при дополнительном обучении
За особое отношение к ребенку на экзаменах, перевод на следующий курс, на другое отделение профессионального лицея, профессионально-технического училища
Не слышал(а) ни о чем из перечисленного
Затрудняюсь ответить
0 30 60
36
25
11
15
|5
6
14
|4
36
9
90 % 0 30 60
90 %
195
Статистика и социология образования
Практика неофициальных подношений администрации, воспитателям или учителям за особое отношение к ребенку, судя по ответам информантов, достаточно широко распространена. Впрочем, 31 % опрошенных в общероссийской выборке сказали, что не знают и не слышали от своих родственников или знакомых о подарках и взятках, а 7 % респондентов по тем или иным причинам затруднились ответить на вопрос (рис. 7). Однако большинство респондентов вспоминали всевозможные примеры неофициальных платежей и подарков: за прием в определенный детский сад (39 %) или школу (20 %), за помощь на вступительных экзаменах или при зачислении в вуз (36 %), техникум (21 %) или ПТУ (11 %), за то или иное содействие ребенку (помощь на экзаменах, перевод на другой курс и т. п.) во время его вузовской жизни (22 %), учебы в среднем специальном учебном заведении (13 %) или учреждении начального профессионального образования (6 %), за особое отношение к ребенку в школе (15 %).
7. Образовательные стратегии семей с детьми-школьниками
Вопрос: Где в прошлом году учился ваш ребенок? (Карточка. Один отвєт.)
В лицеях, гимназиях и специализированных школах чаще других учатся дети из высокообразованных и высокостатусных в профессионально-должностном отношении семей: в 48-54 % случаев — из семей, где кто-либо из взрослых имеет вузовское или послевузовское образование; в 46-55 % случаев — из семей предпринимателей и руководителей. Эта же закономерность, несколько менее выраженная, наблюдается и в отношении материального достатка семьи (рис. 8). Так, в семьях, почти не испытывающих
Рис. 8.
Тип школы и материальное положение семьи
■ Все школьники
Денег не хватает даже на питание
На питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
На покупку одежды и обуви денег хватает, но не хватает на покупку крупной бытовой техники Денег вполне хватает на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить новую машину Денег хватает на все, кроме квартиры, дома; при необходимости можем приобрести квартиру, дом
67
59 59 60
1 1 0 1 1 1 0 000І0
Гимназия, лицей, школа Обычная школа Школа или иное учебное Школа-экстернат
с углубленным или профильным заведение для детей
изучением предметов (математическая, языковая, с ослабленным здоровьем
религиозная и т. д.)
196
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
ш
материальных ограничений, 49 % детей учатся в гимназиях. Соответственно дети из бедных семей, где денег не хватает даже на питание, из семей рабочих, а также дети малообразованных родителей чаще оказываются учениками обычных школ, в которых все предметы преподаются по стандартным программам.
Большая часть родителей школьников предполагает, что их отпрыски закончат полную среднюю школу. Планы в отношении ребенка мало зависят от того, в каком возрасте он находится и в каком классе учится: 68-69 % родителей школьников 1-4-х и 5-9-х классов (в Москве 78 и 71% соответственно) говорят, что после окончания 9-го класса ребенок продолжит учебу в 10-м и 11-м. Лишь 14 % родителей девятиклассников выбрали в качестве дальнейшего места учебы ребенка ПТУ (15 % в Москве). Последний выбор чаще всего делают родители, сами окончившие подобное учебное заведение, — 20 % в этой группе.
Таблица 2 Влияние профессионально-должностного статуса
семьи на образовательные стратегии выпускников школ
Семьи со старшими школьниками (10-11-й класс) Должность члена семьи с самыми высокими доходами
Предприниматель Руководитель, зам. руководителя Руководитель подразделения Специалист Служащий Квалифицированный рабочий Низкоквалифицированный рабочий
Вопрос: Что будет делать (что делает) ребенок после окончания 11 -го класса школы? (Карточка. Один ответ.)
Будет поступать (поступил) в вуз на дневное отделение 69 80 86 86 80 59 57 50
Будет поступать (поступил) в вуз на вечернее отделение 2 7 5 0 2 0 5 0
Будет поступать (поступил) в начальное профессиональное учебное заведение: в профессиональный лицей, ПТУ и т. п. 4 0 0 0 2 7 5 7
Будет поступать (поступил) в среднее профессиональное учебное заведение: в техникум и т. п. 13 13 5 14 5 16 20 0
Пойдет (пошел) на краткосрочные курсы профессиональной подготовки 1 0 0 0 0 0 1 0
Пойдет (пошел) на стажировку в какую-нибудь организацию 0 0 0 0 0 2 0 0
Пойдет (пошел) работать 3 0 0 0 3 4 4 14
Пойдет (пошел) в армию (на срочную или контрактную службу) 0 0 0 0 1 0 0 0
Не будет ни работать, ни учиться, ни служить в армии (не работает, не учится, не служит в армии) 0 0 0 0 0 0 0 0
Другое 0 0 0 0 0 0 0 7
Затрудняюсь ответить 8 0 5 0 7 13 9 21
197
Статистика и социология образования
Подавляющее большинство семей, в которых есть выпускники школ, ориентированы на продолжение образования ребенка в той или иной форме, и лишь 3 % считают, что их дети начнут трудовую деятельность непосредственно после окончания школы (табл. 2). Последний выбор чаще всего делается в семьях низкоквалифицированных рабочих — 14 % в этой группе. Тем не менее даже в этой группе опрошенных каждый второй сообщил о намерении ребенка подавать документы в вуз5. Эти данные подтверждают сделанный ранее вывод о том, что высшая школа превращается в почти обязательный этап жизненного пути современного молодого человека.
Таблица 3 Влияние образовательного статуса
семьи на стратегии выпускников школ
Семьи со старшими школьниками (10-11-й класс) Самый высокий уровень образования в семье
Основное общее и ниже Среднее общее Начальное профессиональное Среднее профессиональное Незаконченное высшее, бакалавриат Высшее Послевузовское
Вопрос: что будет делать (что делает) ребенок после окончания 11 -го класса школы? (Карточка. Один ответ.)
Будет поступать (поступил) в вуз на дневное отделение 69 25 37 44 63 69 84 90
Будет поступать (поступил) в вуз на вечернее отделение 2 0 7 0 2 3 2 10
Будет поступать (поступил) в начальное профессиональное учебное заведение: в профессиональный лицей, ПТУ и т. п. 4 25 7 13 5 0 2 0
Будет поступать (поступил) в среднее профессиональное учебное заведение: в техникум и т. п. 13 25 22 19 14 16 9 0
Пойдет (пошел) на краткосрочные курсы профессиональной подготовки 1 0 4 6 0 0 0 0
Пойдет (пошел) на стажировку в какую-нибудь организацию 0 0 0 6 0 0 0 0
Пойдет (пошел) работать 3 0 0 6 4 6 1 0
Пойдет (пошел) в армию (на срочную или контрактную службу) 0 0 0 0 0 0 1 0
Не будет ни работать, ни учиться, ни служить в армии (не работает, не учится, не служит в армии) 0 0 0 0 0 0 0 0
Другое 0 0 0 6 0 0 0 0
Затрудняюсь ответить 8 25 22 0 13 6 2 0
198
Впрочем, эти выводы имеют скорее качественный, чем количественный смысл: чрезвычайно небольшой размер анализируемой группы не позволяет делать надежные статистические заключения.
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
Наиболее значимым фактором, определяющим выбор образовательной стратегии для ребенка, является образовательный уровень семьи. Так, лишь около 40 % родителей, чье образование не превышает уровня ПТУ, думают направить своего ребенка в вуз, в то время как среди родителей со специальным профессиональным образованием видят своего ребенка в будущем студентом вуза 63 %, а в семьях высокообразованных родителей — 84 % (табл. 3).
Вопрос: По каким причинам из указанных на карточке ребенок учится в профессиональном лицее (профессиональнотехническом, техническом училище, профессиональном колледже), а не в школе? (Карточка. Любое количество ответов.)
Решение об уходе ребенка из школы и поступлении его в ПТУ взрослые чаще всего объясняли либо житейской необходимостью и надеждой на материальную помощь со стороны ребенка (33 %), либо представлениями о практической пользе «реальных» профессий, по которым ведется подготовка в профтехучилищах (34 %). Довольно редко родители характеризовали ПТУ как вынужденный выбор, сделанный ввиду низких академических способностей ребенка (рис. 9). Так, только каждый пятый (21 %) признал, что учеба в ПТУ дается его ребенку легче, чем освоение школьной программы; 4 % обвиняют в неуспехах ребенка не его самого, а школу, которая плохо учила и вынудила уйти в ПТУ, а 3 % говорят, что его отпрыска «просто вытолкнули из школы». 3 % семей воспринимают
Рис. 9. Мотивы предпочтения ПТУ перед
8. Учащиеся ПТУ
8.1. Причины перехода из школы в ПТУ
старшими классами школы
Надо, чтобы ребенок скорее «встал на ноги», начал приносить деньги в семью
Надо было уберечь ребенка от плохого окружения, влияния улицы
Здесь учеба ближе к жизни, учат тому, что реально потребуется
Здесь строже учат, больше учебная нагрузка
Здесь дают редкую, престижную профессию
Ребенка просто «вытолкнули» из школы
Здесь учиться престижнее, чем в школе
Сюда пошли учиться его (ее) друзья
Здесь учиться легче, чем в школе
Затрудняюсь ответить
В школе плохо учили
Другое
33
34
0
30
60
199
Статистика и социология образования
ПТУ как единственную альтернативу улице, а 5 %, по-видимому, надеются на благотворное влияние обстановки профтехучилища («Здесь строже учат, больше учебная нагрузка»).
8.2. Успеваемость учащихся ПТУ и школ
Вопрос: Какими были в прошлом учебном году успехи вашего ребенка в учебе? Каких оценок у него (нее) было больше? (Один отвєт.)
Судя по ответам родителей, учащиеся ПТУ в целом успевают заметно хуже, чем школьники в целом, и в частности их сверстники из 10-11 -х классов (рис. 10). Впрочем, о неудовлетворительных оценках информанты из семей, в которых дети учатся в ПТУ, говорили крайне редко (2 %).
Выпускники ПТУ, по отзывам наших респондентов, чаще всего поступают на работу (41 %) или идут в армию (23 %). Впрочем, в каждой пятой семье говорили о планах продолжить образование, при этом чаще всего — о намерении ребенка поступать в вуз на дневное (10 %) или вечернее (6 %) отделение. Реже выбор делался в пользу техникума (5 %). В отдельных случаях планы после окончания ПТУ были связаны со стажировкой или краткосрочными курсами профессиональной подготовки (3 и 1 % соответственно).
Рис. 10.
Успеваемость учащихся ПТУ и школьников
«Отлично»
10
5
7
«Отлично» и «хорошо»
14
«Хорошо»
28
26
31
30
34
«Хорошо» и «удовлетворительно»
«Удовлетворительно»
«Удовлетворительно» и «неудовлетворительно»
«Неудовлетворительно» Затрудняюсь ответить
7
8
0
1
0
0
1
0
0
2
0
22
29
25
17
Школьники в целом Учащиеся ПТУ
Старшие школьники (10-11-й класс)
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
200
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
Вопрос: Какой самый высокий уровень образования среди членов вашей семьи? (Карточка. Один ответ.)
В 13 % российских семей в 2007/08 учебном году дети учились в вузах и техникумах (9 и 4 % соответственно). Исследование в очередной раз подтвердило хорошо известный факт, что образование и профессионально-должностной статус родителей оказывают сильное влияние на выбор выпускниками школ типа учебного заведения. Так, если хотя бы один член семьи учился в вузе (даже не закончив его), дети, как правило (в 80-89 % случаев), тоже учатся в вузе, а в семьях с более низким образовательным статусом родителей дети обычно учатся в техникуме (рис. 11).
Дети специалистов и руководителей гораздо чаще оказываются вузовскими студентами (75-87 %), чем дети служащих и рабочих (около 60 %). Заметим, однако, что и в семьях с невысоким профессионально-должностным статусом преобладают вузовские студенты. Исключение здесь составляют семьи малоквалифицированных рабочих, однако численность данной группы слишком мала (28 человек), чтобы можно было делать уверенные выводы, и мы оставили ее исключительно ради иллюстративных целей.
Большинство (63 %) студентов вузов и техникумов, проживающих за пределами Московского и Ленинградского регионов, остались учиться в регионе проживания, и лишь каждый седьмой (13 %) решил отправиться на обучение в столицы.
9. Студенты вузов и техникумов: образовательный и должностной статус родителей, популярные специальности
Рис. 11.
Среднее общее Начальное профессиональное Среднее профессиональное Незаконченное высшее, бакалавриат
Высшее
Послевузовское
Доля студентов вузов и учащихся техникумов в семьях разного образовательного статуса
44
56
23
77
42
58
18
82
20
80
11
89
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
%
В 2007-2008 гг. учились в высшем учебном заведении (вузе)
В 2007-2008 гг. учились в среднем профессиональном учебном заведении: техникуме, училище и т.п.
201
Статистика и социология образования
Самой популярной специальностью среди студентов оказалась экономика (14 %); в вузах данную специальность изучают 16 %, в техникумах — 10 % студентов. Технические специальности несильно отстают от экономики (13 %), однако учащиеся техникумов отдают им предпочтение заметно чаще, чем студенты вузов (21 и 10 % соответственно).
Значительная часть студентов выбрала для себя специальность «менеджмент, управление» (11%). чуть менее привлекательными оказались право и юриспруденция (9 %). По специальности «математика, программирование, информационные технологии» учатся 7 %, «медицина» — 5 %, «педагогика» — 4 %. Рабочие специальности в среднем осваивают 4 % молодых людей, но их, разумеется, называли только студенты техникумов — 11 % в этой группе. На других специальностях остановили свой выбор 1-3 % респондентов.
10. Образовательная активность взрослых
В 2007/08 учебном году где-либо (из профессиональных или любительских интересов, включая самостоятельное обучение) получали образование 16 % взрослых. Более активны в этом отношении, что неудивительно, молодые люди: так, в возрастной группе от 23 до 30 лет в прошлом учебном году обучались 26 % респондентов, в то время как среди респондентов старшей возрастной группы (от 51 до 60 лет) — только 7 % (табл. 4).
Молодые москвичи учатся чаще, чем их сверстники, живущие в других регионах России (38 % в возрастной группе от 23 до 30 лет).
В целом среди взрослых более высокая степень образовательной активности отличает людей с уже достигнутым относительно высоким уровнем образования. Особенно выделяются здесь лица с неоконченным высшим образованием: из них 54 % обучались в прошлом году, главным образом с целью окончания вуза и получения диплома бакалавра/специалиста (32 %) либо магистра (16 %). Из тех, кто на момент опроса был дипломированным специалистом, учились 26 %. У людей со средним и средним специальным образованием уровень образовательной активности ниже, чем в среднем по выборке (до 13 %). К группам взрослых с относительно низкой образовательной активностью можно отнести также жителей села: среди них в прошлом году учились 10 %. Несколько чаще остальных обучаются взрослые с высоким уровнем доходов (23 %).
Таблица 4 Возраст взрослых граждан,
получавших образование
23-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет
Россия 26 18 13 7
Москва 38 19 12 9
202
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
Рис. 12. Структура образовательной активности взрослых
Россия Москва
Курсы профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки, включая платные курсы по месту работы, летние школы и т.д.
40
Вуз по программе подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет) — первое высшее образование
Вуз по программе подготовки магистра — первое высшее образование
Компьютерные курсы
Курсы по обучению любым любительским занятиям, не связанным с работой (автокурсы, обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию и т.д.)
По месту работы (при поступлении на работу или в процессе работы, исключая платные курсы по месту работы)
Вуз по программе второго высшего образования или магистратура по другому профилю
Техникум, педагогическое, медицинское и т.п. училище по полной программе среднего профессионального (среднего специального) образования
Профессиональный колледж, лицей, училище и т.п. по полной программе начального профессионального образования
Аспирантура, ординатура, адьюнктура, докторантура и т.д.
Языковые курсы
Стажировка в другом учреждении, на предприятии
Другое
Ню ■
і' l
і' ■
і l
і l
|з l
|2 0
h l
|' l
1' і'
h l
Затрудняюсь ответить о
0
о 30 60 90 % 0 30 60
90 %
203
ш
10.1. Направления образовательной активности взрослых
10.2. Цели обучения у взрослых
Статистика и социология образования
Вопрос: Где именно вы обучались или обучаетесь?
(Карточка. Один ответ. % всех обучавшихся.)
Наибольшей популярностью среди обучавшихся взрослых пользуются курсы профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки, включая платные курсы по месту работы, летние школы и т. д. Именно такое обучение в прошлом учебном году проходили 40 % тех, кто получал образование (рис. 12). Каждый четвертый (25 %) обучался в вузе: 15 % — по программе подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет), 10 % — по программе подготовки магистра. По 7 % респондентов посещали компьютерные курсы, курсы по обучению любительским занятиям, не связанным с работой (автокурсы, обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию и т. д.), 5 % обучались по месту работы, 4 % приобретали знания в вузе по программе второго высшего образования, 5 % учились в техникуме или ПТУ, а 2 % — в аспирантуре, ординатуре, докторантуре и прочих структурах послевузовской подготовки.
Структура образовательной активности москвичей в целом повторяет общероссийские показатели. Из небольших отличий, которые здесь наблюдаются, можно обратить внимание на посещение языковых курсов: судя по полученным данным, москвичи учат иностранные языки несколько чаще, чем жители провинциальной России (6 и 1 % соответственно).
Вопрос: Вы получали (получаете) специальность впервые, повышали (повышаете) свою квалификацию или переучивались (переучиваетесь) с одной специальности на другую? (% взрослых, получавших образование. Ответы всех респондентов, обучавшихся из профессиональных нужд, — 88 % по России и 84 % по Москвє.)
Рис. 13.
Цели обучения у взрослых
Россия
Москва
90 %
204
Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина Ценность высшего образования
ш
Рис. 14.
Мотивация образовательной активности взрослых
Россия Москва
Из профессионального интереса
48
Чтобы лучше понять свою нынешнюю работу
31
Чтобы продвинуться по службе на своей нынешней работе, получить надбавку к зарплате
Из любительского интереса, в качестве хобби, для семейных нужд
Чтобы повысить свои шансы найти работу более высокооплачиваемую
Чтобы повысить свои шансы найти работу более интересную, отвечающую моим способностям и склонностям
Чтобы повысить свои шансы найти работу с более подходящими для меня условиями труда
Чтобы начать или усовершенствовать собственный бизнес
Чтобы повысить свои шансы найти работу любую, какую угодно
Чтобы повысить свои шансы найти удобно расположенную работу
Чтобы повысить свои шансы найти работу, которая позволит поменять место жительства
Другое
1 25 17
11 ■ '4
10 ^^12
|8 ■
1 1
1 ■
h 0
1' 1
0 1
■6 1
0 30 60 90 % 0
60
чаще всего (53 %, в Москве 46 %) респонденты обучались для повышения квалификации, реже (27 %, в Москве 24 %) получали специальность впервые (рис. 13). Достаточно редко (7 %, в Москве 8 %) переучивались с одной специальности на другую. Большинство обучавшихся взрослых (56 %) избирали дневную форму обучения, реже получали образование заочно (26 %) или посещали вечерние занятия (15 %). Дистанционную форму обучения называли единицы. Распределение, полученное для Москвы,
205
Статистика и социология образования
отличается от общероссийского главным образом тем, что здесь «поменялись местами» вечерняя и заочная формы обучения: первую назвали 27 %, вторую — 18 %.
10.3. Мотивы получения образования у взрослых
Вопрос: Почему, по каким причинам из указанных на карточке вы начали учиться? ( % взрослых, получавших образование. Респондент мог выбрать любое количество ответов.)
что касается причин и мотивов, по которым респонденты начали учиться, то среди них наиболее типичны те, что связаны с профессиональным и карьерным ростом. Так, 46 % обучавшихся взрослых сказали, что начали учиться из профессионального интереса, 29 % сделали это из стремления лучше выполнять свою нынешнюю работу, а для 25 % мотивом стало желание продвинуться по службе на своей нынешней работе, получить прибавку к зарплате (рис. 14). Каждый десятый сказал, что после обучения рассчитывает на то, что его шансы найти более высокооплачиваемую работу повысятся, немногим меньше (8 %) тех, кто надеется найти работу, соответствующую их интересам и способностям. Примерно каждый десятый (11%) взялся за учебу из любительского интереса, в качестве хобби или для семейных нужд. Ответы жителей Москвы практически не отличаются от общероссийской выборки.