Научная статья на тему 'Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни'

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1379
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА / РЕБЕНОК / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / ОСМЫСЛЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ВРЕМЯ / ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / SOCIAL PROBLEMS OF CHILDHOOD / CHILD / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / COMMUNICATION / CONSCIOUSNESS / UNDERSTANDING / VALUE / TIME / DEVALUATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бесчасная Альбина Ахметовна

Современное положение детей в российском обществе характеризуется многообразием социальных проблем. Проблемы носят как детерминирующий, так и симптоматический характер. По результатам экспертного опроса, проведенного автором, одним из основных источников социальных проблем детства выступает недостаток общения детей с родителями, их одиночество. В исследовании предпринята попытка рассмотрения этих проблем с аксиологической точки зрения. В качестве ценностей, определяющих характер взаимоотношений взрослого и ребенка, рассматриваются ценности жизни, времени, детско-родительских отношений. В современном стремительно развивающемся мире ценности жизни человека, детей и внутрисемейного общения являются своеобразными фундаментами гармоничного существования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN A CONTEXT OF THE VALUE OF LIFE

The current situation of children in the Russian society is characterized by the variety of different social problems. These problems have both determining and symptomatic nature. According to the results of the expert survey conducted by the author, one of the main sources of social problems of childhood appears a lack of communication with parents of children and children’s loneliness. The author has attempted to consider the matter with the axiological point of view. As the values determining the nature of the relationship between adult and child the author considers the value of life, time are parental-children relations. In the modern rapidly evolving world the values of human life, children and intra-communication are a kind of foundation of harmonious existence of the individual.

Текст научной работы на тему «Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 316.614.6

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

Современное положение детей в российском обществе характеризуется многообразием социальных проблем. Проблемы носят как детерминирующий, так и симптоматический характер. По результатам экспертного опроса, проведенного автором, одним из основных источников социальных проблем детства выступает недостаток общения детей с родителями, их одиночество. В исследовании предпринята попытка рассмотрения этих проблем с аксиологической точки зрения. В качестве ценностей, определяющих характер взаимоотношений взрослого и ребенка, рассматриваются ценности жизни, времени, детско-родительских отношений. В современном стремительно развивающемся мире ценности жизни человека, детей и внутрисемейного общения являются своеобразными фундаментами гармоничного существования личности.

Ключевые слова: социальные проблемы детства, ребенок, детско-родительских отношения, общение, сознание, осмысление, ценность, время, девальвация ценностей.

А.А. Бесчасная

Характерной чертой современного общества является динамизм происходящих социальных процессов и явлений, стремительность и событийность жизнедеятельности как общества в целом, так и составляющих его элементов. Ускоряющиеся темпы современной жизни, ее быстротечность отражаются не только на глобальном и макроуровнях жизнедеятельности общества, но и на жизни отдельных людей, семей, детей, родных и близких. С точки зрения феноменологии, с позиции индивидуума это самые главные и существенные перемены, так как они происходят в непосредственном окружении, в «жизненном мире» индивида, затрагивают личностные, приватные стороны жизни и обозримы в масштабах жизни человека. Эти изменения влияют на длительность, интенсивность, эмоциональное насыщение социальных связей человека с ближним и дальним социальным окружением и детерминируют конструирование жизни, выбор стратегии самореализации [11, с. 282—301; 21].

Одной из сторон жизни человека, в которых проявились данные изменения, является семья и от-

© Бесчасная А.А., 2015

121

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

ношения в ней как между собственно супругами, так и между родителями и детьми. Именно по динамизму отношений в личной жизни человек может непосредственно ощутить сопричастность к «ускользающему миру» (Э. Гидденс) [4] или «текучей современности» (З. Бауман) [2]. Согласно Э. Гидденсу, существует три главные сферы отношений, которые основаны на эмоциональном контакте, и ценность этих отношений заключается в них самих. Это: 1) сексуальные и любовные отношения, 2) отношения между родителями и детьми, 3) отношения дружбы [4, с. 76].

Мы рассмотрим проблему осмысления ценности жизни индивида посредством анализа ценностных отношений между родителями и детьми. Значимость формирования отношений между родителями и детьми в семье отмечали многие исследователи, представители различных научных сфер. Например, психологи [1; 20], педагоги [5; 9], социальные работники [6], правозащитники [14; 17], социологи [18; 19]. В целом они подчеркивали положительные результаты формирования и укрепления отношений в семье как для родителей и детей, так и для обществ. Депривации в этой сфере человеческих отношений отрицательно сказываются на формировании личности детей, их самочувствии, благополучии семьи и общества.

Подобные результаты продемонстрировало и исследование, проведенное автором в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы в апреле 2014 г. Исследование представляло собой анкетирование среди специалистов, повседневная профессиональная деятельность которых предусматривает непосредственное общение с детьми и их родителями различных социальных категорий. Целью исследования являлось определение спектра и остроты социальных проблем детства. В качестве специалистов выступили воспитатели, педагоги, психологи, социальные педагоги, работающие в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, в центрах оказания социальной помощи детям и семьям, органах государственного и муниципального управления, то есть опросом были охвачены эксперты, работающие на различных уровнях систем образования и социального обслуживания и защиты (всего 36 человек). Таким образом, разнообразие специалистов, принявших участие в анкетировании, способствовало усилению качественных показателей, что является специфичной характеристикой экспертных опросов.

В контексте настоящих размышлений нам интересны следующие детали и результаты исследования. Респондентам было предложено оценить остроту каждой проблемы по 10-балльной шкале, где 1 балл характеризует самую низкую остроту, а 10 баллов — самый высокий уровень остроты проблемы.

Результаты шкалирования социальных проблем детства по мнению специалистов, работающих в сфере образования и социальной помощи, приведены в таблице 1.

122

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

Таблица 1

Оценка социальных проблем детства экспертами-практиками

Наименование проблемы Оценка проблемы, полученная большинством ответивших Количество ответивших (процентное «большинство» среди ответивших), %

1 Дети-сироты, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах, домах интернатах 10 50

2 Дети-инвалиды 10 44

3 Дети, воспитывающиеся в неполных семьях 6 28

4 Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях 10 39

5 Распространение токсикомании, алкоголизма, наркомании и др. форм зависимостей среди детей 10 56

6 Криминализация детей 10 39

7 Детская проституция 8 22

8 Насилие детей над детьми 10 39

9 Насилие взрослых над детьми, жестокое обращение с детьми 10 33

10 Беспризорность и безнадзорность детей 10 28

11 Образование детей 6 22

12 Организация здравоохранения детей 5 22

13 Организация досуга детей учреждениями культуры, спорта 5 28

14 Приемные дети в российских семьях 5 22

15 Приемные дети в зарубежных семьях 5 22

16 Дети, страдающие тяжелыми заболеваниями 8 22

17 Организация летнего отдыха детей 5 28

18 Снижение авторитета родителей и старшего поколения в обществе 7 28

19 Снижение авторитета педагогов в обществе 7 33

20 Охрана прав детей 5 17

21 Выявление и развитие талантливых и одаренных детей 7 22

22 Одиночество детей 10 28

23 Недостаток внимания к детям со стороны матерей 6 33

24 Недостаток внимания к детям со стороны отцов 10 39

123

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

Наибольшую остроту, по мнению большинства опрошенных экспертов, имеют такие проблемы, как дети-сироты, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах, домах-интернатах; дети-инвалиды; дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях; распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, и других форм зависимостей среди детей; криминализация детей; насилие детей над детьми; насилие взрослых над детьми, жестокое обращение с детьми; беспризорность и безнадзорность детей; одиночество детей; недостаток внимания со стороны отцов.

Большинство опрошенных максимально высоко оценили такую проблему, как распространение токсикомании, алкоголизма, наркомании и других форм зависимостей среди детей (56%), а минимальные оценки получила проблема охраны прав детей (17%).

Комментарии респондентов к ответам по определению остроты социальных проблем детства были следующими:

«Мало уделяется внимания детям. Родители заняты на работе, учителям — лишь бы прошел день».

«Родители очень мало времени посвящают своим детям... В наше время дети очень жестоки, очень мало детей хорошо воспитаны».

«.Дети чувствуют себя брошенными, одинокими, жестокое обращение вымещают на сверстников, становятся агрессивными».

Среди проблем, оцененных экспертами как наиболее значимые (10 баллов), обращают на себя внимание две, которые являются изначальными и создают благоприятный фон для зарождения и возникновения остальных, — проблема одиночества и проблема недостатка внимания к детям со стороны отцов. Данные проблемы в целом не оцениваются обществом как критические. Переживания ребенка, находящегося в одиночестве или лишенного отцовского внимания, не являются предметом широкой общественной дискуссии. Но это те ситуации, которые приводят к формированию негативных девиаций в форме токсикомании, алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений, безнадзорности и беспризорности, отсутствию позитивных и конструктивных отношений в ближайшем и дальнем круге общения ребенка.

В дополнение к итогам экспертного опроса небезынтересно привести результаты исследований австралийских психологов, которые определили, что именно длительное пребывание отцов на работе или вне семьи является фактором, негативно отражающимся на поведении детей, выражающееся в агрессии, неспособности контролировать эмоции, невыполнении разумных требований [7]. Данное поведение является прологом к различным формам девиации, на остроту которых указали эксперты.

На основании сопоставления результатов данных исследований можно предположить, что совместное проведение достаточного количества времени и выражения внимания детям со стороны родителей положительно отразится на социальном благополучии детей. Безусловно, время, проведенное совместно с ребенком, положительно отражается на воспитании детей: рас-

124

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

крывает их потенциал, укрепляет отношения родителей и детей, сокращает количество и остроту социальных проблем детей в обществе. Социологические опросы неоднократно свидетельствовали, что депривация в общении с родителями, неуспеваемость в школе, девиантные формы поведения, отставание в развитии, педагогическая запущенность чаще всего характерны для детей так называемой группы риска. Дети группы риска характеризуются высокой вероятностью возникновения отклонений в развитии, социализации. Попасть в группу риска могут следующие категории детей [16]:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Данная классификация отражает детерминированность социальных проблем детей степенью благополучия их семей. Благополучные семьи чаще всего характеризуются как материально обеспеченные, с родителями работающими, обладающими достаточным профессиональным и образовательным уровнем, социально адаптированными. Такие семьи имеют разнообразный культурный досуг. Неблагополучные семьи характеризуются низким уровнем благосостояния, недостаточным уровнем образования и культуры. Безработица и маргинализация является частой характеристикой старших членов неблагополучных семей. Таким образом, не количественные характеристики совместного времяпровождения, а качественное общение взрослого и ребенка определяют наличие либо отсутствие социальных проблем детства, степень их выраженности и разнообразие. Чаще всего в контингенте депривированных и дезадаптированных оказываются дети неработающих и деклассированных родителей, которые, казалось бы, обладают достаточным временным ресурсом для посвящения его воспитанию и образованию детей, осуществления родительских функций. Таким образом, становится очевидным противоречие между занятостью, наличием временных ресурсов родителей и социальным благополучием и проблемностью детей.

Объяснение данного противоречия имеет более глубокие корни: отсутствие у родителей сформированных ценностей семьи, родительства и детства, моделей родительского поведения, непонимание смысла личной жизни и необходимости принятия ответственности за продолжение своего «Я» в лице ребенка, раскрытие ему перспектив самореализации. Позитивное же отношение к ребенку и самому себе возможно только лишь при условии преемственности и воспроизводства культурных норм взаимодействия с детьми, осознания смысла ценности ребенка.

125

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

Время с детьми проводится благотворно и плодотворно теми родителями, для которых дети и время представляют ценность. Время, будучи экономической категорией в современную эпоху, является средством измерения ценностей подобно денежному эквиваленту. По мнению Г. Зиммеля, объективная ценность чего-либо или кого-либо определяется субъективным восприятием и оценками окружающих и является отражением признания типичности (ти-ражности, безликости) либо уникальности и индивидуальности [10, с. 157]. Таким образом, характер совместного времяпровождения с детьми определяется ценностью самого ребенка для родителя, с одной стороны, и осмыслением ценности времени как составной части собственной жизни родителей.

Изменения общественного сознания, произошедшие в конце XIX — начале XX века и выразившиеся в отказе от религиозного мировоззрения, оставили человека без внятных объяснений смысла жизни и способов избавления от наидревнейших архитепических страхов: страха смерти и страха неизвестности (причем возможность / невозможность жизни после смерти также является неизвестностью для человека). Эти страхи вполне успешно существовали и эксплуатировались в контексте мифологического и религиозного мышления. Люди, веря в достоверность мифов, религиозных текстов и догм, формировали к детям отношение как к «мостикам» в вечность. В детях люди видели возрождение прежних поколений, посредством детей воспроизводилась жизнь после смерти. События ХХ века, научные открытия, политические трансформации, изменение общественного сознания, изменения в идеологии и разрушение традиционного уклада семьи отняли у людей привычные ориентиры в конструировании личной жизни и самореализации себя посредством социали-зированности детей в обществе. Индустриальное и постиндустриальное общество предъявило новые требования к человеку — образованность, рациональность мышления, культурная толерантность. Соответственно, именно с этих позиций нами предполагается рассмотрение современным человеком ценности собственной жизни, ценности отношений между родителями и детьми.

Отношения между родителями и детьми — это существенная часть жизни субъектов этих взаимоотношений. Отношения могут быть охарактеризованы как в количественных, так и в качественных аспектах. Рассмотрение отношений в количественном аспекте предполагает измерение их с точки зрения временных затрат (единиц времени) и интенсивности, а качественное рассмотрение анализирует содержательную сторону взаимодействия.

Попытка анализа и измерения человеческих отношений в контексте затраченного времени сопряжена с необходимостью деконструирования жизни человека на составляющие этапы и события. Жизнь человека — это промежуток времени от рождения до смерти. Общение, взаимодействие родителя с ребенком есть компонент жизни человека. Ценность взаимодействия родителя и ребенка, количество и качество данного взаимодействия коррелируют с ценностью жизни самого индивида, так же как осмысление значения этих отношений определяет ценность личной жизни человека.

126

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

Жизнь современного человека отличается быстротечностью и «текучестью», отсутствием констант конструирования жизни, краткосрочностью построения жизненных перспектив и надежд на воплощение планов в будущем. «И современные мужчины, и женщины отличаются от своих отцов и матерей тем, что живут в настоящем, которое хочет забыть прошлое и, очевидно, больше не верит в будущее» [2, с. 140]. Будущее стало еще менее предсказуемо в связи с зыбкостью и динамичностью настоящего. Таким образом, человек, находясь в состоянии вынужденного или добровольного ограничения рассмотрения перспектив жизни, теряет так называемые «мосты», которые ему обеспечили бы переход в «вечность», переход от сиюминутности в бесконечность. В современном миропонимании дети выступают «мостами» от кратковременной жизни родителей в вечность, в котором дети могут обеспечить бессмертие родителей.

Но как в современном мире, наполненном одновременно религиозными, атеистическими формами мировоззрения, агностицизмом, можно рассматривать бессмертие человека, его переход в «вечность» с точки зрения современного рационального отношения к жизни? Это возможно только лишь в том случае, если человек осознает свою уникальность и ценность и стремится оставить память о себе в памяти потомков. Благодарная память детей о родителях, об их делах является тем самым мостом в вечность. Историческая память, память семейных архивов, память непосредственных потомков-детей отбирает и фиксирует из множества событий повседневной жизни семей, формирующих отношения между родителями и детьми, только лишь самое ценное, полезное, создающее фундамент самореализации человека в будущем на фоне зыбкой современности и ускоренного ритма жизни. Отбор и сохранение в сознании и памяти юного поколения только позитивного и необходимого происходит как следствие ценностно ориентированного общения между взрослым и ребенком. Отсутствие ценностного контекста отношений либо сопровождение их негативными переживаниями активизирует механизмы психологической защиты детей (подавление, вытеснение, замещение, сублимация и т.д.) [15, с. 182—228]. Данные механизмы блокируют сохранение в памяти потомков неприятных и травмирующих воспоминаний о родителях, дурных ситуаций взаимодействия, то есть негативный характер отношений не обеспечивает воспроизводство и закрепление положительных представлений о пращурах в памяти следующих поколений, «жизнь после смерти».

Современные проблемы недостатка общения детей с родителями, детское одиночество, возникающие на их фоне другие симптоматические неблагополучия детей имеют психолого-аксеологические корни. У человека с низким уровнем самосознания и самоуважения происходит недооценивание либо обесценивание собственной индивидуальности, ценности и смысла собственной жизни. Подобное девальвирование ценности личности и собственной жизни воспроизводится и в последующих поколениях. Как указывал

127

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

еще Ллойд Демоз, стили воспитания и модели взаимодействия (культурные формы воспитания [3, с. 50]) взрослого с ребенком закладывают фундамент индивидуального и общественного будущего, где история общества есть психоистория индивидуумов. Ответственность за пересмотр системы ценностей, воспитательных воздействий и искоренение негативных моделей общения лежит на взрослых, родителях: «Каждое поколение рождается в мире лишенных смысла предметов, которые приобретают то или иное значение в зависимости от того, как ребенка воспитывают» [13, с. 8, 86].

Современная политическая и социально-экономическая ситуация демонстрируют нам временный, сиюминутный (в масштабах истории и вечности) характер материальных и идеологических ценностей, регулярно возникающую аномию как на общественном, так и на индивидуальном уровне. Но в настоящее время человек, как никогда, нуждается в ценностных точках опоры для гармоничного существования в «ускользающем мире». И, думается, что данными основаниями может являться осмысление самого себя («кто я?») и своего предназначения в мире («для чего я пришел в этот мир?»), реконструкция ценностей детства и семьи в контексте достижения нового видения «бессмертия». Формирование этого видения происходит в повседневной жизни, в личностном общении с ближайшим окружением. Еще Платон говорил, что время — это вечность, а вечность — это идея [12, с. 67]. Разумеется, к формированию отношений с детьми родителям следует подходить с позиций гуманизма, любви, бесценности совместно проведенного времени. Ценности, проверенные временем, — «вечные ценности», помогают сохранить целостность личности и возродить человека в ситуациях индивидуальной и общественной аномии, формируют стержень, обеспечивающий устойчивость к негативным факторам социальной жизни. Подобный подход имеет важное значение не только с связи с искоренением негативных проблем детства в современном обществе, но и с позиции формирования свободного демократичного общества. Современный гуманистический взгляд на характер отношений в обществе предусматривает и санкционирует формирование детскородительских отношений с позиций соблюдения и признания прав ребенка как равноправного участника отношений, уважения его мнения, интересов, создание основ для самосознания, самоуважения. Эти свойства личности закладывают основы гражданской ответственности, которая выражается в способности к самостоятельным размышлениям, формированию личного мнения (гражданской позиции), осмысленному выбору и созиданию. По наблюдениям Э. Гидденса, честные, доверительные, теплые эмоциональные контакты и отношения в обществе параллельно формируют демократию в обществе [4, с. 77].

И здесь, видимо, происходит либо замыкание, либо разрыв круга взаимозависимости индивидуального и общественного осмысления ценности человека, его жизни, понимания смысла жизненного пути. Демократические основы общества формируются и реализуются в повседневности, в

128

Ценность детско-родительских отношений в контексте ценности жизни

жизни каждого индивида, в которых осмысление жизни переходит в принятие ответственности, будь то жизнь ребенка либо судьба Отечества.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. 244 с.

2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

3. Беляев Г.Ю. Культурные формы воспитания — миф или реальность? // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 49—69.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. 351 с.

7. Длительное пребывание отца на работе влияет на поведение сына // Российская газета. 2013. 5 сентября. С. 10.

8. Ерофеева М.А. Смысл как элемент социологической теории // Вестник СПбГУ Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. Выпуск 1. С. 135—142.

9. Зауш-Гордон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004. 123 с.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.

11. История теоретической социологии: В 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон+, 2002. Т. 3. 448 с.

12. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2004. 376 с.

13. Ллойд Демоз. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 512 с.

14. Маколи М. Дети в тюрьме. М.: ОГИ, 2008. 216 с.

15. Никольская А.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб, пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2004. [Электронный ресурс] URL: // http:// festival.1september.ru/artides/624644/ (дата обращения: 14.10.2014).

17. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Волковой. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

18. Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / Под ред. акад. РАН В.И. Жукова. М.: Изд-во РГСУ, 2009. 420 с.

19. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007. 384 с.

20. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.

21. Хайнц Абельс. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.