Научная статья на тему 'Ценное пособие по проблемам европейской интеграции на современном этапе Шеленкова Н. Б. Европейская интеграция: политика и право. М. : Издательство "НИМП", 2003. - 340 с'

Ценное пособие по проблемам европейской интеграции на современном этапе Шеленкова Н. Б. Европейская интеграция: политика и право. М. : Издательство "НИМП", 2003. - 340 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценное пособие по проблемам европейской интеграции на современном этапе Шеленкова Н. Б. Европейская интеграция: политика и право. М. : Издательство "НИМП", 2003. - 340 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005. № 3

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право.

М.: Издательство "НИМП", 2003. - 340 с.

Динамично развивающийся в последние годы процесс европейской интеграции стал объектом исследования российских специалистов различных научныгх направлений. Особый интерес вызывают научные работы, посвященные анализу политических аспектов интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. К числу таких работ следует отнести и книгу Н.Б. Шеленковой.

Первая часть рецензируемой работы посвящена вопросам теории европейской интеграции. Здесь подробно рассмотрены проблемы доктринального оформления процессов интеграции. Автор выделяет и анализирует правовые теории, которые могли оказать влияние на развитие Западной Европы. Особое внимание уделяется федералистским теориям, в основе которых лежат несколько научных гипотез. Основой гипотезы "парциального федерализма" является утверждение о том, что ЕС представляет собой парциальную, т.е. частично воплощенную, федерацию. " Функциональный федерализм" исходит из постулата о смешанном характере права Европейских сообществ, которое занимает переходное положение между государственным и международным правом и соединяет в себе элементы того и другого. По своей сущности "кооперативный федерализм" есть модификация вопроса о государственной власти в современных условиях. В силу неоднозначности понимания термина "наднациональность" гипотеза "наднационального федерализма" не имеет однозначного описания в правовой доктрине.

Согласно международно-правовым теориям, Европейские сообщества есть объединения государств, учреждение и деятельность которых регулируется на основе международного права. Главное положение состоит в том, что природа правоотношений подлежит определению из источника их возникновения, в данном случае — из Договоров об учреждении Европейских сообществ, ЕОУС и Евратома как международных договоров. Международно-правовые теории исходят из делегированной компетенции Европейских сообществ, т.е. из наличия у последнего правоспособности в объеме, предоставленном государствами-членами.

В рамках автономных теорий Европейские сообщества образуют новый, самостоятельный правопорядок, который можно охарактеризовать следующим образом: имеет место автономная правовая система, а ЕС выступает как новая форма объединения государств. Автономные теории являются основной доктриной Сообществ и поддерживаются позицией Суда ЕС.

Понятие "смежные теории" объединяет концептуальные взгляды на Европейские сообщества, которые синтезируют подходы, относящиеся к различным направлениям: федералистским, международно-правовым и автономным теориям. В виду множественности высказываемых суждений обращение к смежным теориям носит примерный характер.

Наравне с правовыми теориями автор обращает внимание и на политические теории, которые различаются с точки зрения их базовой основы. Можно выделить два уровня, на которых происходит теоретическое обобщение: первый исследует функциональную теорию интеграционного процесса, а второй анализирует межгосударственную систему. Для правового анализа Европейских сообществ значение функциональных теорий заключается в том, что они рассматривают интеграцию как процесс, в котором государства-члены отказываются от части своего суверенитета. Теории межгосударственного сотрудничества предлагают собственное понимание правовой политики ЕС, которое заключается в особых договорных отношениях между суверенными государствами-членами.

Далее автор обосновывает правовые основы европейской интеграции. Вначале проводится правовая квалификация Европейских сообществ. Следует обратить внимание на то, что Европейское сообщество, ЕОУС и Евратом существуют как самостоятельные субъекты международного права, действующие на основе отдельных договоров, но характеризующиеся общностью основных целей. Договор о Европейских сообществах регулирует правоотношения в рамках ЕОУС и Евратома в тех случаях, если не действуют положения Договоров о ЕОУС и Евратоме. Таким образом, Договор о Европейских сообществах выступает в качестве правовой базы развития интеграции как совокупного процесса. По нормам Суда ЕС Европейские сообщества, ЕОУС и Евратом можно считать единым правопорядком. С учетом вышесказанного, анализ с позиций государственности и федеративное™, конституционности и автономности осуществляется применительно к Европейским сообществам.

Рассматривая правовую квалификацию ЕС, из всего многообразия мнений можно выделить две основные концепции: концепцию единения (право Европейских сообществ выступает составной частью права ЕС) и концепцию разделения (Договор о ЕС лишь объединяет две различные правовые материи — три Европейских сообщества и

формы межгосударственного сотрудничества). В этой связи при дальнейшем раскрытии данного раздела детально прорабатываются следующие пункты: сравнительный анализ целей ЕС и Европейских сообществ, сущность единой институциональной структуры и особенности регламентации областей сотрудничества, вопрос о международной правосубъектности ЕС.

Концептуальные проблемы правового единства складываются из политического видения правового единства и соотношения права ЕС и Европейских сообществ. Результаты исследования позволяют утверждать, что на настоящем этапе категория единства правопорядка ЕС и Европейских сообществ не имеет места.

Во второй части рецензируемой работы автор уделяет внимание практической стороне европейского сотрудничества. Здесь подробно анализируется вопрос о месте правового сближения в интеграционной правовой политике.

В трех Европейских сообществах и в ЕС правовому сближению придается различное значение. Договоры, учреждающие ЕОУС и Евратом, подходят к вопросу о правовом сближении фрагментарно, что обусловливается отраслевой ограниченностью их действия и характером распределения компетенции между данными объединениями и государствами-членами. В свою очередь Договор о ЕС предусматривает возможность правового сближения только норм уголовного права и только в установленных условиях. Он не закрепляет правовое сближение в качестве концептуальной основы правовой политики, что позволяет уделить основное внимание правовому сближению в рамках Договора о ЕС.

В соответствии с целями и системой Договора о ЕС представляется возможным выделить четырехуровневую структуру полномочий на правовое сближение: общие полномочия в рамках Общего рынка, общие полномочия в рамках единого внутреннего рынка, специальные и потенциальные полномочия.

Анализ форм правового сближения осуществляется в соответствии с общепринятой классификационной схемой с учетом особенностей правового сближения: директив, регламентов, решений, рекомендаций, заключений, иных актов ЕС.

Исследование методов правового сближения служит доказательством положения, согласно которому деятельность Европейских сообществ привела к возникновению особых, свойственных только данному образованию способов реализации правовой политики. Проделанный в рецензируемой книге анализ призван отразить методы правового сближения, имеющие концептуальное значение для правовой деятельности на интеграционном уровне.

Метод "завершенного" правового сближения характеризуется трудностью в достижении политических компромиссов, т.к. он суще-

ственно ущемляет интересы государств-членов. Право, созданное на основе "завершенных" правовых актов, снижает реальную эффективность права Европейских сообществ.

Метод "рамочного" правового сближения подразумевает проведение в жизнь оптимального механизма регулирования хозяйственных отношений на общем и едином внутреннем рынках. Устанавливая лишь основополагающие критерии, данный метод предоставляет национальным властям значительную свободу действий. В целом можно сделать вывод, что этот метод наиболее адекватен политическим устремлениям государств — членов на данном этапе интеграции.

"Отсылочное" правовое сближение отражает сущность современной промышленной и технологической политики Европейских сообществ и предполагает передачу технических норм и правил.

Одна из глав книги посвящена роли судебных органов ЕС в становлении интеграционного порядка. В первую очередь автор рассматривает особенности концепций верховенства и прямого действия, которые служат обоснованием наднациональной сущности Европейских сообществ и занимают особое место в вопросе об автономном характере интеграционного правопорядка. В существующем виде указанные концепции в значительной степени являются результатом деятельности Суда ЕС и поэтому вызывают неоднозначные теоретические оценки.

Важнейшим критерием эффективности норм права Европейских сообществ служат точность и последовательность их осуществления во внутригосударственной сфере. Государства-члены самостоятельно устанавливают необходимые для этого правовые средства и институционные механизмы.

В заключительной главе книги рассматривается динамика интеграционной правовой политики в современных условиях. В ней отражаются актуальные тенденции правовой политики ЕС, направленные на поиск новых способов повышения эффективности интеграционного права в изменившихся внутренних и внешних условиях европейского сотрудничества.

Большое значение автор уделяет субсидиарности как политико-правовому принципу. Субсидиарность примечательна тем обстоятельством, что она соединяет в себе различные политические, правовые и социально-экономические воззрения. На основе анализа характеристик субсидиарности в книге делается вывод о правомерности ее квалификации в качестве общего принципа права Европейских сообществ. Принцип субсидиарности приобретает самостоятельное содержание, т.е. допускает возможность достижения интеграционных целей и задач самими государствами-членами без урегулирования на уровне Европейских сообществ и ЕС. Он ограничивает процесс со-

здания правовых актов ЕС и предполагает сохранение правового многообразия.

В книге также рассматривается и дифференцированная интеграция, которая как инструмент политики основывается на двух основных предпосылках: наличии единой интеграционной цели и невозможности ее одновременного достижения всеми государствами-членами по политическим, экономическим и другим причинам. Концепция дифференцированной интеграции служит углублению объединения.

Рецензируемая книга, безусловно, является ценным исследованием, позволяющим всем, кто интересуется процессом европейской интеграции (прежде всего его политико-правовыми аспектами), лучше понять его сложную и противоречивую природу.

Н.Е. Мощелкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.