Научная статья на тему 'Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса'

Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ / НИЗКИЕ ЦЕНЫ / ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ / ПАРИТЕТ ЦЕН / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF EFFICIENCY / KEY ELEMENT / PARITY PRICES / INNOVATION INFRASTRUCTURE / LOWEST PRICE / HIGHEST PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латышева А.И., Ширяева С.В.

В статье рассмотрены вопросы организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса. Авторами проведено исследование его ключевого элемента цена на сельскохозяйственную продукцию. Подробно изучено движение цен на «хлеб» и влияние этих процессов на динамику развития производства агропромышленного комплекса. Сделан общий обзор «повышательного» движения цен в период кризиса 90-х гг. XX века. Также указано на негативную тенденцию, которая наблюдается в отношении сельскохозяйственного производства при низких ценах на «хлеб» в период «нулевых» XXI века. Отмечается, что при правильном воздействии на движение «хлебных» цен идет ускорение процесса импортозамещения продовольствия. Воздействие на цену зерновых «хлебов», как ключевого элемента организационно-экономические механизма агропромышленного комплекса, имеет важное значение в решении задачи повышения эффективности производства зерна и хлебопродуктов в аграрных хозяйствах. Их грамотное регулирование должно исходить из идеи по возможности равновесия цен промышленных и сельскохозяйственных товаров. Она должна устранять факторы, вызывающие болезненное и ненормальное отклонение цен от этого равновесия. Организационно-экономические механизмы должны регулировать равновесие на рынке. Цена на «хлеб» является ключевым элементом организационно-экономического механизма повышения производительности сельского хозяйства и является важнейшим фактором укрепления продовольственной безопасности страны. Отмечается, что ценовая неэквивалентность является сдерживающим фактором развития производства и внедрения передовых научных разработок в агропромышленном комплексе. Создание современных агротехнологических парков одна из мер положительного воздействия на движение цен. Авторы рекомендуют, основываясь на своих исследованиях, активно создавать агротехнологические парки в регионе. Сделан вывод о взаимозависимости и взаимосвязи каждого элемента организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса, и особенно цены на сельскохозяйственную продукцию. Это одна из первых и современных статей на данную тему, что повышает ее актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE AS A KEY ELEMENT OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

In the article describes the questions of organizational-economic mechanism of agro-industrial complex. The authors conducted a study of its key element is the price of agricultural products. Authors studied in detail the movement of prices of “bread” and the influence of these processes on the dynamics of the development of the agricultural sector. There is a general overview of the “upward” movement of prices during the crisis of the 90-ies of XX century. Also it’s indicated on a negative trend, which is observed in relation to agricultural production at low prices “bread” during the “zero” of the XXI century. It is noted that with the right impact on the movement of grain prices is accelerating the process of import substitution food. The impact on the price of grain “bread”, as a key element of the organizational-economic mechanism of agro-industrial complex, is essential in solving the problem of increasing the efficiency of production of grain and grain products in the agricultural farms. Their proper regulation should come from the idea of possible equilibrium prices of industrial and agricultural goods. It should eliminate the factors that cause painful and abnormal prices to deviate from this equilibrium. Organizational-economic mechanisms need to adjust the balance on the market. The price of “bread” is a key element of the organizational-economic mechanism of increasing agricultural productivity is the most important factor of strengthening food security in the country. It is noted that the price equivalence is a limiting factor in the development of production and introduction of the latest scientific developments in the agricultural sector. The creation of modern agriculture technology parks one of the measures of positive impact on the price movement. The authors recommend, based on their research, to actively create agro technology parks in the region. In the article showed the conclusion of interdependence and interrelation of each element of the organizational-economic mechanism of agro-industrial complex, and especially the prices of agricultural products. This is one of the first and contemporary articles on this topic, which increases its relevance.

Текст научной работы на тему «Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса»

УДК 332.12

ЦЕНА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

А. И. ЛАТЫШЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, С. В. ШИРЯЕВА,

аспирант, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д. Н. Прянишникова

(614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23)

Ключевые слова: организационно-экономический механизм повышения эффективности, ключевой элемент, низкие цены, высокие цены, паритет цен, инновационная инфраструктура.

В статье рассмотрены вопросы организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса. Авторами проведено исследование его ключевого элемента — цена на сельскохозяйственную продукцию. Подробно изучено движение цен на «хлеб» и влияние этих процессов на динамику развития производства агропромышленного комплекса. Сделан общий обзор «повышательного» движения цен в период кризиса 90-х гг. XX века. Также указано на негативную тенденцию, которая наблюдается в отношении сельскохозяйственного производства при низких ценах на «хлеб» в период «нулевых» XXI века. Отмечается, что при правильном воздействии на движение «хлебных» цен идет ускорение процесса импортозамещения продовольствия. Воздействие на цену зерновых «хлебов», как ключевого элемента организационно-экономические механизма агропромышленного комплекса, имеет важное значение в решении задачи повышения эффективности производства зерна и хлебопродуктов в аграрных хозяйствах. Их грамотное регулирование должно исходить из идеи по возможности равновесия цен промышленных и сельскохозяйственных товаров. Она должна устранять факторы, вызывающие болезненное и ненормальное отклонение цен от этого равновесия. Организационно-экономические механизмы должны регулировать равновесие на рынке. Цена на «хлеб» является ключевым элементом организационно-экономического механизма повышения производительности сельского хозяйства и является важнейшим фактором укрепления продовольственной безопасности страны. Отмечается, что ценовая неэквивалентность является сдерживающим фактором развития производства и внедрения передовых научных разработок в агропромышленном комплексе. Создание современных агротехнологических парков — одна из мер положительного воздействия на движение цен. Авторы рекомендуют, основываясь на своих исследованиях, активно создавать агротехнологические парки в регионе. Сделан вывод о взаимозависимости и взаимосвязи каждого элемента организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса, и особенно цены на сельскохозяйственную продукцию. Это одна из первых и современных статей на данную тему, что повышает ее актуальность.

PRICE AS A KEY ELEMENT OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

A. I. LATYSHEVA,

candidate of economic sciences, associate professor, S. V. SHIRYAEVA,

graduate, Perm State Agricultural Academy of A. N. Pryanishnikov

(23 Petropavlovskaya Str., 614990, Perm)

Keywords: organizational-economic mechanism of efficiency, the key element, lowest price, highest price, parity prices, innovation infrastructure.

In the article describes the questions of organizational-economic mechanism of agro-industrial complex. The authors conducted a study of its key element is the price of agricultural products. Authors studied in detail the movement of prices of "bread" and the influence of these processes on the dynamics of the development of the agricultural sector. There is a general overview of the "upward" movement of prices during the crisis of the 90-ies of XX century. Also it's indicated on a negative trend, which is observed in relation to agricultural production at low prices "bread" during the "zero" of the XXI century. It is noted that with the right impact on the movement of grain prices is accelerating the process of import substitution food. The impact on the price of grain "bread", as a key element of the organizational-economic mechanism of agro-industrial complex, is essential in solving the problem of increasing the efficiency of production of grain and grain products in the agricultural farms. Their proper regulation should come from the idea of possible equilibrium prices of industrial and agricultural goods. It should eliminate the factors that cause painful and abnormal prices to deviate from this equilibrium. Organizational-economic mechanisms need to adjust the balance on the market. The price of "bread" is a key element of the organizational-economic mechanism of increasing agricultural productivity is the most important factor of strengthening food security in the country. It is noted that the price equivalence is a limiting factor in the development of production and introduction of the latest scientific developments in the agricultural sector. The creation of modern agriculture technology parks one of the measures of positive impact on the price movement. The authors recommend, based on their research, to actively create agro technology parks in the region. In the article showed the conclusion of interdependence and interrelation of each element of the organizational-economic mechanism of agro-industrial complex, and especially the prices of agricultural products. This is one of the first and contemporary articles on this topic, which increases its relevance.

Положительная рецензия представлена Т. Г. Шешуковой, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета.

Любому предприятию для развития нужна адекватная цена на продукцию. Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. Сегодня экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений [1]. Цена на «хлеб» является ключевым элементом организационно-экономического механизма повышения производительности сельского хозяйства и является важнейшим фактором укрепления продовольственной безопасности страны. Однако, в силу ряда причин (санкций, вступление России в ВТО, губительная для сельского хозяйства налоговая политика, плохая кооперация, несовершенство механизмов господдержки и государственного заказа на зерно и т. д.), зернопродукто-вый подкомплекс функционирует неустойчиво. Это дополняется проблемами регионального уровня, что еще более сдерживает развитие производство зерна («хлеба»).

Цель и методика исследований.

Целью работы является определение современного состояния организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса. Предметом исследования стало фактическое состояние «хлебных» цен, как ключевого элемента экономики и причины их движения, изучение которых велось с использованием системного подхода.

Результаты исследований.

Теоретическая изученность организационно-экономических механизмов, как некой единой системы, с нашей точки зрения, пока недостаточна. Данная проблематика рассматривалась в трудах известных российских ученых, таких как Л. И. Абалкин, В. В. Никонов, А. Ф. Серков, Е. Т. Гайдар Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Б. Н. Миронова, Л. Милова, А. Ф. Фортунова и др. Однако к настоящему времени еще не сформулирован достаточный теоретический базис для эмпирического изучения динамики «хлебных» цен в системном видении этого процесса. Поэтому возникает необходимость, на наш взгляд, в использовании всех возможных внутренних резервов для роста объемов и эффективности производства в каждом зернопроизводящем регионе. К резервам можно отнести элементы такие, как цена на «хлеб», которая может повышать или понижать эффективность данного производства. Отметим, что зерновая («хлебная») отрасль является мультипликатором развития других отраслей и видов предпринимательской деятельности.

В связи с этим совершенствование ценовой стратегии на «хлеб», как ключевого элемента организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса, приобретает особую актуальность. Оперируя расчетами, сделанными Пермьстатом для 90-х гг. XX века, можно сделать вывод, что страна и мировая экономика находилась в полосе «повышательной» тенденции товарных, и в частности «хлебных», цен. Повышаются цены на каждый отдельный «хлебный» продукт. Повышение цен носит мировой характер. В 1987-1990-х гг. на нарастающий кризис торгового баланса накладывается еще один параметр — низкий уровень зерновых («хлебов») в мире, превышение мирового спроса над

предложением, формирование рынка продавца. Особенно сильно выражено движение цены на пшеницу.

Мировой рынок «хлеба» представляет из себя единое целое и цены региональных рынков находятся между собою в строгой взаимозависимости. Причины мирового повышения цен «хлеба» отчасти в обесценивании денег, неурожай. Но основная причина — это изменение внутренней структуры мировой экономики. Таким образом, в числе первых факторов динамики нужно поставить влияние урожая на годичные колебания цен на «хлеб». Но можно также сказать, что годичные колебания цен носят сложный конъюнктурный характер и не могут быть объяснены только движением урожаев. Цена «хлебных» продуктов, несомненно, находятся в некоторой обратной связи с движением урожаев и при том цены различных «хлебов» в различной степени связи. Но при этом на колебание цен оказывает влияние не только региональный, а одновременно и мировой урожай. Причем, чем более «товарным» является продукт, чем более участвует он в мировом товарообороте, тем слабее связь цен его с движением урожаев, и в особенности региональных. В условиях товарного хозяйства рынок является одной из основных сил, регулирующих производство и потребление. Это регулирующее влияние рынка осуществляется при посредстве механизма цен. Вот почему в условиях товарного хозяйства движение цен приобретает исключительно важное значение для всех экономических процессов и, в частности, для повышения эффективности производства зерна и его переработку, конечного продукта — хлеба. Бесспорно, производители заинтересованы в высоких ценах на предметы своего производства, что высокие цены стимулируют производство. Наоборот, потребители заинтересованы в низких ценах на предметы потребления. Задачей ценовой стратегии является найти надлежащий путь для сочетания этих различных интересов, путь, отвечающий данным экономическим условиям региона.

Понятие высоких и низких цен не абсолютно, а относительно. Во-первых, в рыночных условиях экономические субъекты выступает продавцом одних и покупателем других товаров. В силу этого для каждого данного предприятия приобретает основное значение характер соотношения цен продаваемых и покупаемых им товаров. С точки зрения предприятия, производящего, например, зерновые «хлеба» — цены на «хлеб» будут высоки, если уровень их высок по сравнению с уровнем покупаемых товаров, например, комбайны, сеялки и другое. Во-вторых, если мы сравниваем цены одного и того же товара за два или более последовательных периода (например, период «застоя», «перестройки», «шоковой терапии», «нулевые») и цены предшествующего периода стояли ниже, чем цены последующего периода, цены последующего периода будут относительно высокими ценами; или они будут относительно низкими. Таково второе значение интересующих нас понятий.

Таблица 1

Год 1987 1988 1989 1990

Среднегодовые цены, долл. 2000 г./т 133 176 207 176

поставщиков США, Австралии и Аргентины (расчеты по IMF 2005).

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия в конце 80-х гг. XX века экономика страны стояла в полосе непрерывного и сильного повышения цен. При более детальном рассмотрении этого потока повышения цен легко обнаружить, что к весне 1991 г. цены на продовольственные стояли относительно выше, чем цены на непродовольственные товары. Ситуацию со снабжением зерном хорошо иллюстрирует письмо в правительство страны: «... из указанного расчета видно, что из урожая текущего года не хватает 30,7 млн т зерна фуражных культур. учитывая изложенное, возникает необходимость ускорить решение вопроса о закупке фуражного зерна за границей» [2]. В результате производственного уменьшения рыночные фонды первого полугодия т. г. составляют по муке 15084 тыс. т, или ниже фактического расхода в первом полугодии 1988 г. на 395 тыс. т (2,6 %). Резко возросла эмиссия денег. В текущем году она составит 18 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. в 1985 г. Все больший круг товаров становится дефицитным. Рубль обесценивается и перестает выполнять роль средств обращения, не может нормально обслуживать рынок [3]. Из продовольственных товаров наиболее высокая рыночная конъюнктура стоит в это время для «хлеба». Далее следуют продовольственные товары, потребление которых более эластично. Наоборот, промышленное сырье сельскохозяйственного происхождения остается относительно обесцененными. В общем можно сказать, что период с 1985 по 1991 г. по всей стране характеризуется как период высокие цены рынка на сельскохозяйственные продовольственные, преимущественно «хлебные», продукты. Эта высокая конъюнктура объяснялась общими экономическими условиями. Страна все более переходила к рыночной экономики. Нелегальный рыночный оборот процветал. В то же время население (особенно в центральных городах) максимально сокращает свои наиболее эластичные продовольственные потребности.

В январе 1992 г. произошла полная революция на рынке, и конъюнктура сельскохозяйственных товаров, точнее конъюнктуры «хлеба», начала резко падать. Рассмотрим эту революцию цен на фактическом материале. Из записки, подготовленной к заседанию Госсовета осенью 1991 г.: «Критическое положение может сложиться с обеспечением населения хлебопродуктами. Низкий урожай зерновых, невозможность резко расширения импортных закупок в сочетании с отказом хозяйств сдавать зерно в счет госзаказа действительно могут поставить страну и республику на грань голода. В сложившейся ситуации административные меры едва ли могут дать ощутимый эффект. Единственный реальный выход из положения — разрешить хозяйствам свободную продажу хлеба по рыночным ценам с дальнейшей либерализацией розничных цен на хлебопродукты. перехода на свободные цены, в сочетании с ускоренным разгосударствлением в сельском хозяйстве и торговле.» [4]. Вначале января 1992 г. цена была «отпущена», а 29 января опубликован указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам предоставлялось право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Начался период вещевых рынков, но

никаких «механизмов рыночной конкуренции» не возникло. По мнению главного научного сотрудника Института экономики РАН Р. Симоняна: «Обойтись без голода удалось не благодаря Гайдару, а потому, что русский народ способен приспосабливаться». В 1992 г. в Россию, как из «рога изобилия» хлынули тысячи тонн товаров сомнительного качества. АПК был не способен конкурировать с подобным «импортом» в цене. Средние потребительские цены на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта по Пермскому краю: 1993 г. — 388,34; 1995 г. — 3641,87; 1998 г. — 3,99; 2000 г. — 12,09; 2005 г. — 21,62 руб. за килограмм [5]. При этом большинство промышленных предприятий (около 77 %) устанавливало в этот период цены на основе фактических издержек плюс «нормальная» прибыль. В стране, экономика которой в 1992 г. состояла исключительно из государственных предприятий-монополистов и где цены на продукцию этих монополистов всегда формировались по главному принципу — «сколько удастся вырвать у Госкомитета по ценам», другого нельзя было и ожидать [6]. Таким образом, относительное понижение цен приходится исключительно на продовольственные товары, основное значение среди которых, конечно, принадлежит зерновым «хлебам». Чтобы закончить характеристику сравнительного движения цен на «хлеб» и подробно раскрыть суть, отметим, что в результате указанного движения цен резко изменился эквивалент соотношения товаров. Иначе говоря, из наиболее дорогих товаров «хлеб» превратился в один из самых дешевых. В итоге сравнительного анализа движения цен «хлеба» мы приходим к заключению, что с января 1992 г. страна вступила в полосу сравнительно низких цен.

Какое же важное влияние может оказать на сельскую экономику страны, региона это падение цен на «хлеб», и как должны отнестись к этому? Ни одно социально-экономическое явление нельзя считать абсолютно хорошим или абсолютно плохим. Резкое падение «хлебных» цен, прежде всего в данное время, благоприятно для потребляющей и покупающей «хлеб» массы населения. Оно может или поднять уровень жизни, норму и качество его потребления и повысить производительность сельского труда, или послужит основой для удешевления производства. Падение «хлебных» цен может явиться толчком для новой модернизации сельского хозяйства, совершенствование организационно-экономических механизмов, внедрение инноваций, что бесспорно весьма благоприятно для экономики страны. Цена сельскохозяйственной продукции («хлебов») после внедрения рекомендаций ФСА с использованием ТРИЗ, меняется, поскольку качество продукции улучшается, а сам продукт модернизируется [7]. Например, весной 2008 года, при падении уровня потребления хлебной продукции и снижения цены, на пермском «хлебном» рынке стали появляются новые небольшие пекарни, происходит внедрение новых и совершенствование традиционных технологий, поиск новых ниш, разработка товаров более высокой ценовой категории, такого как, например, «здоровый хлеб», обогащенный полезными минералами и витаминами [8].

Но это лишь одна сторона явления. Резкое падение «хлебных» цен таит в себе и целый ряд отрица-

Экономика

ся вопрос о «хлебных» ценах и восстановлении их равновесия. Организационно-экономические меры, рассчитанные на паритетные цены — это грамотная налоговая политика, организация хлебно-торговых кредитов, укрепление торгового аппарата и в частности, аппарата сельскохозяйственной кооперации, организация логистики, создание инновационной инфраструктуры, например, агротехнологических парков, мониторинг «хлебных» цен [10]. Конечно, это лишь самые общие рекомендации воздействия на «хлебные» цены. Детальная разработка этих мер совершенно не является задачей настоящей статьи. Основной задачей ее была лишь изучение современного фактического состояния «хлебных» цен, как ключевого элемента организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса и причин их роста или падения, значение «хлебных» цен на развитие производства зерна («хлеба»). Правильный подход к этим задачам предполагает хотя бы краткое изучение причин. В начале XXI в. для агропромышленного комплекса страны настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и постоянно меняющейся рыночной ситуации. И именно поэтому сегодня столь важно помочь студентам и специалистам познакомиться с тем огромным арсеналом методов и приемов грамотного регулирования движения цен на «хлеба», как ключевого элемента организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса. Литература

1. Латышева А. И. Ценообразование : учебное пособие / под. ред. Ф. З. Мичуриной. Пермь : Пермская ГСХА, 2011.

2. Будыка А. Д. Письмо министра хлебопродуктов страны Первому заместителю Председателя Совета Министров страны тов. Никитину В. В. 11 августа 1989 г. № 120-272. РГАЭ. Ф8040. Оп. 19. Д. 4421. Л. 244.

3. Кондрашев П. Д. Письмо заместителя Министра торговли страны в Совет Министров. О складывающемся положении с обеспечением населения хлебопродуктами в первом полугодии 1989 г. 13 января 1989 г. РГАЭ. Ф. 8040. Оп. 19. Д. 4421. Л. 32.

4. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд. испр. и доп. М. : Российская политическая энциклопедия, 2007. 448 с.

5. Пермский край, 1913-2013 : статистический сборник. Пермь, 2014. 86 с.

6. Липсиц И. В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) : Учебник. 3-е изд., пераб. и доп. М. : Экономистъ, 2004.

7. Латышева А. И. Динамика развития функционально-стоимостного анализа в аграрном секторе экономики // Современные проблемы развития экономики и управления в регионе : материалы IX Междунар. НПК 17 апреля 2014 г. Пермь, 2014. 400 с.

8. Котельников О. Заметка Генерального директора ООО «Первый хлеб». [Электронный ресурс]. URL : http://www. business-class.su/article.php.

9. Кондратьев Н. Д. Особое мнение. Избранные произведения в 2-х книгах. М. : Наука, 1993. Кн. 1. 655 с.

10. Латышева А. И., Упилкова Ж. А. Технологический парк как инновационная инфраструктура развития отраслей АПК // Пищевая промышленность. 2014. № 8. С. 22.

References

1. Latysheva A. I. Pricing : textbook / ed. by F. Z. Michurina. Perm : Perm State Agricultural Academy, 2011.

2. Boudica A. D. The letter of the Minister of bakeries country First Deputy Chairman of the Council of Ministers Nikitin V. V. 11 August 1989, № 120-272. RGAE. F. Op. 19. D. 4421. L. 244.

3. Kondrashev P. D. The letter from the Deputy Minister of trade of the countries in the Council of Ministers. On emerging situation with provision of bread in the first half of 1989. 13 January 1989. RGAE. F. 8040. Op. 19. D. 4421. L. 32.

4. Gaidar E. T. The Loss of Empire. Lessons for modern Russia. 2nd ed., corr. and ext. M. : Russian political encyclopedia, 2007. 448 p.

5. Perm region, 1913-2013 : statistical bulletin. Perm, 2014. 86 p.

6. Lipsitz I. C. Pricing (pricing Management in the organization) : textbook. 3rd ed., corr. and ext. M. : Economist, 2004.

7. Latysheva A. I. Dynamics of development of functional-cost analysis in the agricultural sector // Modern problems of development of economy and management in the region : proceedings of the IX International CDD April 17, 2014. Perm, 2014. 400 p.

8. Kotelnikov O. Note the General Director of LLC "First bread". [Electronic resource]. URL : http://www.business-class.su/ article.php.

9. Kondratiev N. D. Dissenting opinion. Selected works in 2 books. M. : Science, 1993. Book 1. 655 p.

10. Latysheva A. I., Upilkova J. A. Technology Park as an innovative infrastructure development sectors agriculture // Food industry. 2014. № 8. P. 22.

тельных моментов. Резкие переломы на рынке всегда вносят дезорганизацию. Прежде всего, падение «хлебных» цен может стать фактором, противодействующим расширению посевов зерновых культур, то есть тех культур, которые имеют стратегическое значение для страны. «Цена на хлеб является одним их основных факторов дохода огромной части сельского хозяйства. Резкое падение хлебных цен, и, следовательно, понижение дохода этой части сельского хозяйства повлечет за собой задержку в процессе накопления материальных ценностей в деревне, а отсюда к задержке в расширении и улучшении хозяйства и поднятия его производительных сил. Но именно задержки накопления, ... характеризуют предшествующий период исключительного падения производительных сил сельского хозяйства и являются главнейшим недугом его, вот почему еще падение хлебных цен заключает в себе грозную опасность для сельского хозяйства» [9].

Выводы. Рекомендации.

Потеря гегемонии «хлебных» цен сама по себе не может вызвать сожаления. Она до известной степени означает, что страна выходит из состояния полуголодного существования и в ней начинается развиваться более высокие потребности, чем потребность в хлебе. Но низкие «хлебные» цены являются бедствием, а дальнейшее их понижение прямой катастрофой. Вот почему одним из центральных вопросов сельскохозяйственной политики являет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.