Научная статья на тему 'Целостность личности в условиях мировоззренческого плюрализма'

Целостность личности в условиях мировоззренческого плюрализма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
573
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / WORLDVIEW / SAFETY OF PERSONALITY / RELIGIOUS DISRUPTIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобазова Ольга Федоровна

В статье раскрыты основные содержательные элементы стратегии сбережения целостности личности в условиях воздействия на неё религиозных объединений деструктивного характера, ставших активными «агентами рынка идей» в условиях мировоззренческого плюрализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRITY IN CONDITIONS OF WORLDVIEW PLURALISM

The article covers main elements of the preservation strategy of the integrity in terms of religious groups influence of a destructive nature on it that become active "agents of the marketplace of ideas" in conditions of worldview pluralism.

Текст научной работы на тему «Целостность личности в условиях мировоззренческого плюрализма»

7universum.com

UNIVERSUM:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Лобазова Ольга Федоровна

д-р филос. наук,

профессор Российского государственного социального университета,

Россия, г. Москва E-mail: yashik211 @rambler. ru

INTEGRITY IN CONDITIONS OF WORLDVIEW PLURALISM

Olga Lobazova

Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Russian State Social University,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные содержательные элементы стратегии сбережения целостности личности в условиях воздействия на неё религиозных объединений деструктивного характера, ставших активными «агентами рынка идей» в условиях мировоззренческого плюрализма.

ABSTRACT

The article covers main elements of the preservation strategy of the integrity in terms of religious groups influence of a destructive nature on it that become active "agents of the marketplace of ideas" in conditions of worldview pluralism.

Ключевые слова: мировоззрение, безопасность личности, религиозная деструктивность.

Keywords: worldview, safety of personality, religious disruptiveness.

Лобазова О.Ф. Целостность личности в условиях мировоззренческого плюрализма // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) .

URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2278

Мировоззренческий плюрализм — одно из основных достижений современности, позволяющий личности в полной мере реализовать свободу совести и слова, осуществлять собственный мировоззренческий выбор, вести плодотворную жизнедеятельность в соответствии с самостоятельно поставленными целями. Но свобода всегда связана с рисками, некоторые из которых обусловлены тем, что пространство разнообразных идей наполнено не только позитивными, но и негативными элементами, способными оказать губительное воздействие на человека. Эти разрушительные идеи существуют на правах товаров идеологического рынка, соревнуются с остальными его сегментами по правилам экономической конкуренции, играют жестко и наступательно и часто выигрывают, несмотря на свою негативность. К подобным идеям в полной мере можно отнести идеи религиозных (и псевдорелигиозных) объединений деструктивного характера.

Основными положениями, определяющими логику изложения и содержание выводов, являются следующие тезисы:

• Целостность личности понимается в данном контексте

как согласованность содержания сознания и форм деятельности личности, обеспечиваемая наличием системного мировоззрения, жизненных принципов, иерархии ценностей и установок.

• Мировоззрение целостной личности может быть как религиозным, так и безрелигиозным, но обязательно выступает как системное, последовательное, лишенное внутренних противоречий, гуманистическое и принципиально оптимистическое.

• Деятельность религиозных объединений деструктивного характера

(деструктивных культов) направлена на разрушение целостности личности, поскольку именно это состояние обеспечивает пребывание личности в плену представлений, подчиняющих сознание и поведение людей воле руководителей деструктивных культов и ведущих к самоуничтожению человека.

Великий гуманист и психиатр С.С. Корсаков на рубеже XIX и XX веков писал: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще

каждому нормальному человеку». Указывая, что «религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания», Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что «принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний» [2, с. 14]. Через 100 лет, уже в XXI веке, эти положения классика мировой психиатрии стали более чем актуальными.

В конце XX века общество встретилось с явлением, принципиально отличным от прежних культов. Его основное отличие не столько в заявках на новое вероучение, сколько в тоталитарно-деструктивном характере деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в маскировке меркантильной сущности духовной риторикой и в исключительно агрессивном прозелитизме. Можно сказать, что современные деструктивные религиозные культы — это культы, использующие «духовную», мистическую лексику для прикрытия методов тоталитарного воздействия на личность с целью ее деструкции и последующего использования в собственного интересах.

Деструктивные религиозные культы — это группы людей, отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо личности и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля. Примерами таких методик служат: изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и свою роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее. Все это предназначено для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям и обществу.

Обычно люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является

обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был назван одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

В настоящее время в Москве и на территории России действуют десятки религиозных и псевдорелигиозных организаций, которые, как правило, противопоставляют себя как традиционным для России, так и общепризнанным в мире религиозным объединениям. Для подобных организаций в той или иной степени характерно воспитание преданных и способных на самопожертвование фанатиков, стремление создать мафиозоподобную международную организационную структуру, контролировать значительные финансовые потоки, проникать в органы власти и местного самоуправления, искусственно создавать или подчинять своим интересам существующие благотворительные, правозащитные и иные общественно-политические организации. Власть и общество в России склонны недооценивать на сегодняшний день масштаб и опасность распространения деструктивных религиозных объединений, и, кроме того, для многих государственных и общественных деятелей с демократическим правовым сознанием представляется неправомерным ущемление прав и свобод личности, которое якобы может иметь место в случае организации противодействия антигуманистическим религиозным объединениям.

Такая ошибочная «ультралиберальная» позиция приводит к тому, что ежедневно все новые и новые молодые люди становятся членами культов, использующих для привлечения адептов сознательный обман и изощренные

психотехнологические приемы. В Интернете — самом «молодежном» источнике информации — нет только тех культов, которые в своей деятельности совершают явные криминальные действия, к примеру, торговля детьми или наркотиками, и не заинтересованы в своей рекламе, однако таких организаций от общего числа деструктивных религиозных объединений — ничтожное количество, меньше одного процента [3]. Подавляющее большинство лидеров культов любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе. На сегодняшний день деструктивные религиозные культы в Интернете — одна из главных проблем безопасности Всемирной паутины, куда люди приходят именно за информацией, а она, информация, и является главным орудием преступлений культов — ее сокрытие, искажение правды и контроль сознанием своих последователей.

По мнению автора работы, наибольший вред, подрывающий основы национальной безопасности, наносят деструктивные религиозные культы институту семьи, который и без того испытывает огромное деформирующее давление. Все культовые новообразования противопоставляют свои

объединения семье (если семья не разделяет взглядов неофита); имеются данные о разрушении по этой причине более 250 тысяч семей россиян, соответственно растет число социальных сирот, представляющих собой группу риска в плане развития как психической патологии, так и социальной дезадаптации до уровня криминального поведения. Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию национальной духовности, ее замену на собственную систему ценностей. В отличие от традиционных религий, отражающих идеал «духовной симфонии» (представление, имеющее многовековую историю) в отношениях с государством, культовые новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических актах. У ряда «респектабельных» неокультов разработаны планы переустройства мира по своим тоталитарным моделям.

Американский теолог Ричард Л. Доухауэр, сравнивая традиционные религии и те организации и движения, которые получили определение «деструктивные религиозные культы», одно из важнейших различий сформулировал так: «Религии лелеют семью. Культы рассматривают семью как врага» [4, с. 255]. Подобное противопоставление, на первый взгляд, может показаться преувеличением, если не искажением, учитывая, сколько говорят и пишут в этих группах о любви, семейственности, братстве и сестринстве. Так, например, адепты Церкви унификации (они предпочитают называть себя Церковью объединения) раздают на улицах супружеским парам и родителям с детьми «дипломы истинной семьи», в которых содержится панегирик семейности, а также своего рода кодекс семейных и супружеских обязательств. При этом они раздают приглашения на фестивали семьи, организуемые «Федерацией семей за мир во всем мире», и проводят (не предупреждая прохожих) свой ритуал крещения встреченных на улице семей. Центры дианетики (отделения церкви сайентологии) приглашают всех на курсы по улучшению семейных отношений и эффективного воспитания детей.

Такие примеры можно было бы множить, но в числе групп, относимых к деструктивным религиозным культам, немало и таких, которые провозглашают своим идеалом отказ от родительской семьи и от создания семьи собственной и часто практически требуют этого от своих приверженцев. При попадании в орбиту их влияния уже сформировавшихся, прежде всего молодых, семей они навязывают существенные регламентации супружеских и семейных взаимоотношений.

Защита семьи и молодежи от воздействия деструктивных культов осуществляется в настоящее время силами самодеятельных организаций, не имеющих реальной возможности помочь всем, кто действительно нуждается в подобной помощи. Можно выделить две основные стратегии поведения родителей, чьи дети оказались в «Белом братстве», у мунитов, у Виссариона или среди сайентологов и т. д. Первая — силовая, т. е. нацеленная на инициировании запретительных законодательных инициатив и судебных

исков, на привлечение силовых правоохранительных органов и насильственное изъятие своих детей из подобных групп. Вторая — системно-конструктивная, нацеленная, прежде всего, на восстановление личностного контакта со своими детьми и на широкую информационно-просветительскую работу. Эти стратегии могут смешиваться в деятельности конкретных организаций или усилиях отдельной конкретной семьи.

Существует несколько методик выхода из деструктивных культов, которые были разработаны западными исследователями. Все они нацелены на оказание помощи лицам, уже втянутым в состав деструктивного культа, силами их семьи и близкого окружения. Методики, которые разработаны в нашей стране усилиями православных религиоведов и богословов, направлены на создание «заградительного барьера» против воздействия агитаторов деструктивных культов. Например, А.Л. Дворкин в книге «Десять вопросов навязчивому незнакомцу» [1] говорит о том, что если к вам подошел человек и неожиданно предложил выгодную работу или перспективную учебу, можно задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут вам определить сектанта-вербовщика и отклонить его предложения.

Однако вступать в разговор с вербовщиком должен только человек подготовленный, имеющий прочные знания теории богословия или религиоведения, обладающий навыками практики психологической самозащиты. Противостояние вербовщику в открытой и даже наступательной форме не под силу человеку, не обладающему достаточными знаниями и умениями в области разрешения конфликтов и ведения переговоров в неординарной ситуации.

Поэтому весьма актуальной становится проблема выработки стратегии поведения человека, не обладающего специальными знаниями в вопросах религиозной жизни общества, но не желающего подвергаться деструктивному влиянию религиозных культов. Данная стратегия может состоять из набора технологий (комплекса приемов) по профилактике — системе мер, обеспечивающих высокую критичность и, следовательно, невосприимчивость

к содержанию учений культа и методам вербовки, по превентивной защите — системе мер, применимой в ситуации возможного воздействия, по активной защите — системе мер, необходимой в условиях происходящего воздействия. Выработка конкретных технологий должна опираться на определенные принципы, соблюдение которых может гарантировать эффективность принимаемых мер.

К указанным принципам следует отнести: гуманизм, информированность, толерантность — интолератность, критичность, культурное соответствие, единство прав и обязанностей, альтернативность.

Гуманизм как общесоциальный принцип организации жизни общества определяет вектор формирования мировоззрения и мироощущения отдельной личности, поднимая ценности жизненного мира на достойную их высоту.

Принцип информированности в данном случае означает, что человек обладает достаточной суммой достоверных сведений и объективных оценок относительно вероучений и деятельности различных религиозных организаций и объединений, распространяющих свое влияние в регионе его проживания.

Принцип толерантности — интолерантности подразумевает терпимое отношение к наличию в обществе спектра различных убеждений и, одновременно с этим, умение в обстановке плюрализма выражать и отстаивать собственное мнение, если это необходимо и принципиально важно.

Принцип критичности в данном случае реализуется в способности личности видеть противоречия, несоответствия, парадоксы в предоставляемой информации, в умении разделять содержание информации и эмоции по этому поводу, содержание и форму подачи, содержание и источник.

Принцип культурного соответствия означает, что личность, сознательно идентифицирующая себя с определенной культурной, этнической и социальной средой, может сознательно и бессознательно игнорировать информацию, содержащую угрозу этой самоидентификации. Чем прочнее связи человека с микро- и макросредой, тем больше он защищен от разрушения целостности

его личности.

Принцип единства прав и обязанностей в данном контексте предлагается понимать как осознание человеком неразрывной связи, взаимной ответственности круга близких людей, счастье и благополучие которых так же важно, как и своё собственное. Права человека на выбор убеждений и соответствующего им образа жизни не должны входить в острое противоречие с правами других людей на жизнь, свободу и счастье.

Принцип альтернативности, применимо к рассматриваемой ситуации, может быть понят как избегание окончательных решений, отрезающих путь для возвращения, как сохранение возможности пересмотра и изменения отношения к сделанному шагу. Альтернативность, понимаемая как отказ от фатализма, полной предопределенности, мистической заданности действий, является важным условием успешности личности во всех ситуациях противостояния культам.

Данные принципы реализуются в технологиях, содержание которых в данной работе обозначается пунктирно — короткими пояснениями. Более подробное содержание технологий подлежит разъяснению в рамках специального курса для студентов по специальностям «Психология», «Социальная работа» и «Социальная педагогика», обучающихся в Российском государственном социальном университете. На этом этапе можно сказать, что эффективными средствами защиты могут стать следующие технологии: «сито», «обратная стороны Луны», «плюс — минус», «свой аршин», «дьявол — в мелочах», «да, но...», «ложка дегтя».

Технология «сито» основана на приемах отбора единовременно поступающей информации, направлена на формирование умений устанавливать достоверность, проверять источники, сравнивать данные, запоминать важные и забывать ненужные сведения, ставить заслон на пути нежелательной информации. Технология «обратная стороны Луны» основана на приемах сбора дополнительной информации, направлена на установление скрытого содержания и его смысла, поиск противоположных, негативных оценок о деятельности культа. Технология «плюс — минус» реализуется

в сопоставлении полученных из разных источников информации, в оценивании ее значимости с различных позиций, от лица разных субъектов. Технология «свой аршин» предполагает умение оценивать информацию, а также намерения к действиям, с позиции индивидуальной пользы, исходя из здравого смысла. Технология «дьявол — в мелочах» предусматривает формирование навыков выделать и суммировать детали, сопровождающие основной поток информации (например, на невербальном уровне) и дающие возможность внести коррективы в общую оценку достоверности. Технология «да, но...» нацелена на формирование умения выявлять противоречия, видеть парадоксы, находить несоответствия, а значит, опасность, абсурдность или даже комизм ситуации. Технология «ложка дегтя» направлена на формирование индивидуальных ключей, активирующих критическое отношение к происходящему и разрушающих эмоциональный контакт с источником информации в необходимый (произвольный) момент времени.

Применение указанных технологий в большинстве случаев сможет оградить личность от негативного воздействия религиозной деструктивности. Однако полной гарантии защищенности личности от вмешательства в сознание и подсознание дать нельзя, особенно в ситуации, когда в обществе девальвируются основные принципы, на которых сформированы технологии защиты. Так, потеря меры в толерантности, выраженная в необоснованно либеральном отношении к деятельности деструктивных культов со стороны государства и его правоохранительной системы, может привести к утрате критерия деструктивности, к подмене нормы и патологии, что отразится не только на состоянии отдельных личностей, но и на национальной безопасности в целом. Отказ от критического отношения к религиозным организациям в связи с тем, что верующие провозглашаются более лояльными власти гражданами и более моральными в межличностных отношениях людьми, может отрицательно сказаться на состоянии общественных отношений, стимулировать не только распространение деструктивной религиозности, но и породить социальные конфликты различного рода.

Формирование в общественном и индивидуальном сознании позитивных мировоззренческих принципов, на основании которых только и возможно создание и сохранение целостной личности, ее жизненного мира, должно происходить в течение всей жизни человека. Но главный этап этого процесса выпадает на годы обучения — в средней и высшей государственной школе. Таким образом, подготовка к овладению стратегией сбережения целостности собственной личности осуществляется за счет качественного социального образования, готовящего не только специалиста-профессионала, но и гражданина, ответственного за свою и общественную безопасность.

Список литературы:

1. Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу / [Электронный

ресурс]. — Режим доступа:

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Dvorkin_10guest.php (дата

обращения: 21.11.2014).

2. Корсаков С.С. Общая психопатология. — М.: Бином, 2003.

3. Секты в Интернете // Как быть безопасными в Интернете / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.saferunet.ru (дата обращения: 10.10.2014).

4. Dowhower R.L. Guidelines for Clergy. Recovery from Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Edited by Michael D. Langone, Ph.D.W.W. Norton & Company. — New York, London. 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.