О.Ф. Лобазова
д-р филос. наук, профессор кафедры социальной философии, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ КУЛЬТОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация. Статья рассказывает об общих и специальных принципах социальной работы с членами деструктивных религиозных культов, а также о методах, на которых основаны специальные технологии по предупреждению и преодолению культовой зависимости.
Ключевые слова: методы противодействия культовой зависимости.
O.F. Lobazova, Ph.D., professor of the Russian State Social University
PRINCIPALES AND METHODS OF SOCIAL WORK TO PREVENT AND COMBAT RELIGIOUS
FUNCTION
Abstract. The article talks about the general and specific principles of social work with members of destructive religious cults, as well as methods which are based on special technology to prevent and combat religious addiction.
Keywords: methods to counteract the cult of dependence.
Современным обществом уже признана необходимость противостоять негативному влиянию тех мировоззренческих систем, которые разрушают внутренний мир личности, наносят урон общественным интересам, и, в результате, губительно сказываются на состоянии национальной безопасности. В настоящее время происходит сложный выбор средств этого противодействия, среди возможного набора которых рассматривается и социальная работа, представленная государственной системой социальной защиты, помощи и поддержки населения. С точки зрения исследователей, входящих в научную школу Академика РАН В.И. Жукова (РГСУ), миссия социальной работы состоит в том, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полноценную, насыщенную жизнь, чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений [1, с.9]. Отмечая, что деятельность некоторых религиозных объединений разрушает динамическое равновесие общественных отношений, мы должны признать, что граждане, вовлеченные в подобные религиозные объединения, а также члены их семей нуждаются в целенаправленной помощи и поддержке, которую в состоянии оказать система социальной защиты с помощью методов и технологий, присущих теории и практике социальной работы.
В основе системы действий, направленных на минимизацию влияния деструктивных религиозных культов, лежат общие принципы социальной работы, приобретающие в данном аспекте свое особенное звучание.
Принцип активизации, понимаемый как равноправное партнерство субъекта и объекта социальной работы, умение определять самостоятельность объектов помощи и умение научить их самостоятельно решать часть своих проблем, в аспекте работы с лицами, пострадавшими от деструктивных религиозных культов, нуждается в дополнительном истолковании. Объект социальной работы в данном случае довольно слож-
ный - клиентами социального работника выступают родные и близкие культиста, а основным объектом воздействия - система взаимосвязей культиста с близкими людьми, а также его собственные воззрения и мироощущение. Степень самостоятельности этого совокупного клиента может развиваться сложным образом - не нарастать постепенно, а проходить этапы роста и упадка, кризисов и инсайтов. Равноправие субъекта и объекта в данном случае может рассматриваться только как равноправие юридическое, общегражданское, но на профессионале, т.е. на социальном работнике, оказывающем помощь по выходу из культа, всегда лежит большая часть ответственности за выбранные решения и совершенные действия. Порой необходимо, чтобы социальный работник принимал решения и понуждал к действиям, которые на данный момент субъективно воспринимаются объектами его работы как противоречащие их интересам, правам, убеждениям.
Принцип «среда - личность» предполагает, что объектом изменений выступает среда, окружающая объект социальной работы. В аспекте противодействия влиянию деструктивных религиозных культов среду религиозной группы изменить не представляется возможным. Однако часть социальной среды - характер семейных отношений -может быть изменена, если это будет положительно влиять на сознание и поведение человека, вовлеченного в деструктивный религиозный культ.
Принцип «личность - среда» предполагает, что агентом модификации выступает отдельный субъект, и тем самым отвергает фатальную зависимость человека от среды, которая в отдельных случаях, согласно этому взгляду, может изменяться вслед за человеком. Действительно, зачастую этот принцип реально воплощается, особенно в ситуации пребывания личности не в агрессивной, а в аморфной среде, которую надо превратить из безучастной в помогающую. Но среда деструктивного религиозного культа является именно агрессивной. Если понимать этот принцип слишком буквально, то можно совершить ряд упущений и ошибок. Например, оправдать способы насильственного изъятия культистов из религиозных групп, которые практикуют некоторые «консультанты по выходу», проводя так называемое «депрограммирование». Они исходят из того положения, что когда мы меняем сознание человека, он больше не возвращается в прежнюю среду, а выбирает или создает новую. Однако не всегда этот способ воздействия оказывается эффективным. Печальных результатов такого рода воздействий гораздо больше, чем положительных исходов. Этот взгляд кроме того снижает готовность ближайшего окружения вести работу по выводу культиста из религиозной группы, так как предполагает, что человек уже выбрал то, что ему лучше всего подходит. Скорее всего, этот принцип надо понимать как изменение в результате волевых или иных усилий индивида среды его сознания - оценок и выводов, которые он делает, участвуя в реальной жизни окружающей его среды. «Если не можешь поменять окружающее, поменяй свое отношение к нему». Данный принцип менее всего оказывается задействованным в работе с лицами, подвергшимися влиянию деструктивных религиозных групп.
Принцип «здесь и теперь» описывает процесс познания и взаимодействия социального работника с клиентом, в котором актуализируются чувства и мысли, имеющие место в настоящий момент. В «рафинированном» виде, в полном отрыве от прошлого клиента этот принцип не работает и в других ситуациях, а при взаимодействии с
жертвами деструктивных религиозных культов он тем более осуществляется частично - в форме работы с определенной частью проблемы, для решения которой отводится определенный этап. Например, частью проблемы восстановления полноценной системы контактов культиста с близкими является установление постоянного контакта по телефону, или электронной почте, по какому-то одному, но важному поводу (его здоровья, обеспеченности одеждой и едой и т.д.). До полного разрешения этой части проблемы нельзя перейти к другому этапу и попыткам решения другой части проблемы без потери значительной части эффективности результата. В этом сказывается принцип «здесь и теперь». Но без опоры на полученный на предыдущем этапе результат и постоянного возвращения к нему невозможно закреплять достигнутое и продвигаться дальше. Вся работа по возвращению культиста в прежнее социальное окружение основана на постоянной активизации прошлых позитивных воспоминаний, восстановлении положительных переживаний из прошедшего времени.
Принцип «там и тогда» означает, что в работе с клиентом происходит актуализация прошлого опыта и жизненных ситуаций клиента, которые стали причиной свершившихся изменений. Очень важный принцип при проведении процедуры рационализации, анализа промежуточных результатов предпринятых действий. Выявление и переоценка причин того или иного явления всегда может быть использована для положительных перемен в поведении прежнего окружения культиста. Но этот принцип не сработает, если выявленные причины прямо указывают на «негативные» индивидуальные особенности человека, попавшего в культ. Это может послужить основой для формирования попустительского отношения к его участию в культе и снизить активность семьи по выводу культиста в прежнюю жизнь.
Принцип «я и другие» предусматривает такую организацию социальной помощи и поддержки, когда оказание помощи клиенту происходит с учетом всех способствующих этому сил. За этим принципом в интересующем нас аспекте необходимо признать самый сильный потенциал, поскольку именно за счет максимального привлечения всех членов семьи и друзей к работе с личностью, вовлеченной в деструктивный религиозный культ, с большей степенью вероятности достигается положительный результат. Однако в данном случае есть необходимость сместить акценты и говорить о принципе «мы и другие», поскольку клиентом социального работника выступает не культист, а его семья и близкие, привлекающие к своему противостоянию культу всех, кто может и желает помочь.
Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг: универсальность, охрана социальных прав, социальное реагирование, профилактическая направленность, клиентоцен-тризм, опора на собственные силы, максимизация социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность. Рассмотрим особенности реализации некоторых из них в работе по профилактике и противодействию религиозной деструктивности.
Принцип охраны социальных прав в данном случае должен пониматься как приоритет прав на помощь и защиту тех лиц, которые обратились за помощью к социальному работнику. Вокруг этого положения могут возникать разногласия и трудности следующего порядка. Каждый человек имеет право на свободу совести, следовательно, может иметь и выражать любые взгляды, в том числе и религиозные. Поэтому культист
и члены его религиозной группы могут заявлять об отсутствии необходимости в его возвращении в общество, в семью, к прежним занятиям, поскольку новые убеждения этого человека диктуют ему полное изменение жизни. Активное сопротивление антидеструктивному воздействию характерно для членов культа. Сопротивление идет по всем направлениям, в том числе и с использованием существующей системы права, с учетом прав и свобод граждан. Противодействие культовой зависимости может быть эффективным, если при его организации мы отдаем приоритет правам лиц, прямо заявивших о негативном влиянии на их жизнь деятельности деструктивных религиозных культов - в форме нарушения целостности их семьи или нанесения ущерба их материальному положению.
С подобным пониманием принципа охраны социальных прав соприкасается особенный аспект принципа клиентоцентризма, который обычно воплощается в следующих операциональных принципах: а) клиент всему начало; б) начало контакта с клиентом - начало лечения; в) продвигаться вместе с клиентом; г) не вести лечебное воздействие на клиента через третьих лиц.
И снова отметим, что клиент в данном аспекте социальной работы - коллективный, представлен группой людей с разными свойствами характера, способностями, мировоззрениями и т.д. При обращении за помощью к социальному работнику от имени этой группы может выступать один человек (мать, отец, брат или друг), но вести эффективную работу, опираясь на связь с культистом только одного человека, невозможно. Другая особенность - работа по выходу из деструктивного религиозного культа в своей главной цели направлена все же на человека, находящегося в культе и формально клиентом не являющегося. Мало того, очень часто именно этот человек становится доступным для непосредственного общения социальному работнику только спустя длительное время. Следовательно, все предыдущее воздействие на него возможно только через третьих лиц. Таким образом, принцип клиентоцентризма в разрезе социальной работы с лицами, пострадавшими от влияния деструктивных религиозных культов, значительно трансформируется, расширяясь в связи с особенностями данного вида работы.
На основании вышеперечисленных общих и специфических принципов социальной работы можно выстроить систему (модель) работы с лицами, пострадавшими от воздействия деструктивных религиозных культов. Существует несколько методик выхода из деструктивных культов, которые были разработаны западными исследователями. Все они нацелены на оказание помощи лицам, уже втянутым в состав деструктивного культа, силами их семьи и близкого окружения.
Одной из методик высвобождения от культовой зависимости является так называемое депрограммирование. В основе своей депрограммирование - это ориентированная на содержание проблемы, а не на личность, тактика переубеждения, в основном апеллирующая к здравому смыслу, которая иногда предусматривает насильственное похищение и принудительное заточение. Депрограммирование длится целыми днями, а иногда и неделями до тех пор, пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и освобождения от влияния культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это).
Депрограммирование имеет много недостатков. В 1980-е годы и особенно в на-
чале 1990-х годов депрограммирование в США и Европе вытесняется консультированием о выходе, которое в отличие от депрограммирования непринудительно. Когда оно проводится хорошо, то в ход идет профессиональное мастерство, а не сила. Участие в консультировании всегда добровольное, то есть уважается добрая воля личности. Но и консультирование о выходе имеет ряд недостатков - оно основано на информационном подходе, ориентированном на содержание проблемы, а не на личность. Он, по существу, опирается на негативную информацию о культе, которую должен усвоить адепт. Большинство консультантов в этой области - бывшие члены культов, не имеющие вообще какой бы то ни было специальной подготовки. Возможность сделать что-либо помимо обеспечения информации о культах и принципах контроля сознания выходит за пределы их компетенции.
Другой подход разработал Стивен Хассен [2], назвав его «Подходом стратегического взаимодействия» (ПСВ). Он представляет собой интегральную систему операций, направленных на выведение сознания человека из-под контроля культа. ПСВ отличается от консультирования о выходе своим акцентом скорее на процессе изменения, чем на чистом содержании проблемы или информации. Подход стратегического взаимодействия ведет к более точному определению факторов, от которых зависит степень уязвимости человека (интеллектуальные трудности, нерешенные сексуальные проблемы, застарелые фобии, являющиеся излюбленной мишенью культов). На этом основании создается модель тех составляющих подлинного «я», которые были использованы для формирования культовой личности. Понимание этих субличностей помогает установить связь с культовым «я», а также идентифицировать и поощрять те его аспекты, которые стоит сохранить.
Подход стратегического взаимодействия дает высокие результаты помощи людям в уходе из деструктивных групп. Все случаи разные и преподносят новые сложные задачи. Каждый комплекс семейных ресурсов уникален. Подход стратегического взаимодействия, по убеждению С. Хассена, черпает силу в любви, преданности и гибкости. Он обеспечивает поощрение, наступательный порыв и практическое знание. При этом Хассен предупреждает, что процесс вывода культиста из под влияния деструктивной группы может занять много времени, на протяжении которого члены команды будут испытывать трудности и разочарования, желание все бросить и оставить как есть. И только настоящая любовь к человеку, который в данный момент порабощен манипуляторами, помогает выдержать все испытания и добиться положительного результата.
Таким образом, можно говорить о нескольких методиках противодействия влиянию деструктивных религиозных культов - депрограммирование, консультирование по выходу и подход стратегического взаимодействия (ПСВ). Последний представляет собой наиболее адекватную ситуации методику вывода личности из культовой зависимости. Однако все эти методики, как и наиболее эффективный ПСВ, созданы на Западе, то есть, ориентированы на учет социальных и культурных условий стран с другим правовым полем, традициями и менталитетом. Адаптация данных методик к условиям российского общества может занять много времени, хотя предположительные перспективы этого процесса весьма обещающие.
Методики, которые разработаны в нашей стране усилиями православных религиоведов и богословов, направлены на создание «заградительного барьера» против
воздействия агитаторов деструктивных культов. Однако вступать в разговор (а тем более в полемику) с вербовщиком должен только человек подготовленный - в теории богословия или религиоведения, в практике психологической самозащиты. Противостояние вербовщику в открытой и даже наступательной форме не под силу человеку, не обладающему достаточными знаниями и умениями в области разрешения конфликтов и ведения переговоров в неординарной ситуации.
Поэтому весьма актуальной становится проблема выработки стратегии поведения человека, не обладающего специальными знаниями в вопросах религиозной жизни общества, но не желающего подвергаться деструктивному влиянию религиозных культов. Данная стратегия может состоять из набора технологий (комплекса приемов) по профилактике - системе мер, обеспечивающих высокую критичность и, следовательно, невосприимчивость к содержанию учений культа и методам вербовки, по превентивной защите - системе мер, применимой в ситуации возможного воздействия, по активной защите - системе мер, необходимой в условиях происходящего воздействия. Выработка конкретных технологий должна опираться не определенные принципы, соблюдение которых может гарантировать эффективность принимаемых мер.
В рамках рассмотренных проблем и выявленных особенностей деструктивной религиозности наиболее общие принципы оказания помощи лицам, пострадавшим от влияния деструктивных религиозных культов, предлагается условно объединить в единое поле специальной модели. Структура предлагаемой модели предусматривает три элемента, которые находятся во взаимосвязи между собой, могут быть реализованы в определенной последовательности и по своей сути противостоят этапам создания культовой личности. Напомним, что этапы закабаления личности культом названы у С. Хассена и Р. Лифтона размораживанием, изменением, замораживанием. Их содержанием является: погружение в зависимость, отрыв от прежней реальности, закрепление новых убеждений, не позволяющих жить как прежде.
В модели противостояния, таким образом, необходимо выделить этапы, по своему содержанию противоположные модели закабаления:
- первый этап - освобождение мышления культовой личности от деструктивного влияния (данный этап логично обозначить символом, образованным от латинского слова libertar - освобожденный);
- второй этап - присоединение бывшей культовой личности к прежнему кругу общения, включение ее в нормальные социальные связи, приобщение к общественно одобряемым нормам, ценностям и убеждениям (данный этап предлагается обозначить символом, образованным от латинского слова affiliate - присоединенный);
- третий этап - достижение полной независимости от культа, воссоздание прежней личности, способной к полноценному существованию в социальной реальности (данный этап можно обозначить символом, образованным от латинского слова viable -жизнеспособный), что означает формирование реверсивной личности (от латинского Reverse - возвращенный).
При соединении первых букв слов, обозначающих этапы, можно получить аббревиатуру «LAV». Именно её мы и будем использовать для короткого обозначения модели, объединяющей основные принципы противодействия деструктивной религиозности.
Содержание 1_ДУ-модели определяют те основные принципы, которые позволяют наиболее оптимально, сосредоточив усилия именно на проблеме противодействия деструктивной религиозности, вести работу с лицами, пострадавшими от влияния деструктивных религиозных культов.
К указанным принципам, составляющим содержание 1_ДУ-модели, следует отнести: гуманизм, информированность, толерантность - интолератность, критичность, культурное соответствие, единство прав и обязанностей, альтернативность.
Гуманизм как общесоциальный принцип организации жизни общества определяет вектор формирования мировоззрения и мироощущения отдельной личности, поднимая ценности жизненного мира на достойную их высоту. Гуманизм в данном случае понимается как приоритет действительных интересов личности, то есть её устремлений, направленных на реализацию интеллектуальных и творческих планов, совпадающих с прогрессивными целями деятельности общества. Гуманизм проявляется также и в том, что достойным помощи в противодействии деструктивной религиозности считается каждый человек вне зависимости от его возраста, пола, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения.
Принцип информированности в данном случае означает, что человек должен обладать достаточной суммой достоверных сведений и объективных оценок относительно вероучений и деятельности различных религиозных организаций и объединений, распространяющих свое влияние в регионе его проживания. Структуры и организации, отдельные специалисты часть времени в своей деятельности уделяют целенаправленному сбору достоверной научной информации о деструктивных религиозных культах, делают эту информацию достоянием гласности, ведут разъяснительную работу среди населения.
Принцип толерантности - интолерантности подразумевает терпимое отношение к наличию в обществе спектра различных убеждений и, одновременно с этим, умение в обстановке плюрализма выражать и отстаивать собственное мнение, если это необходимо и принципиально важно. В современном российском обществе одновременно существуют различные взгляды - все люди, выражающие эти убеждения, имеют право на свободу слова, то есть могут открыто выражать и отстаивать свои взгляды. Никто не может быть подвергнут за это какой-либо форме дискриминации, никто не заслуживает за это быть подвергнутым унижениям или выражениям ненависти. Однако терпимость к чужим мнениям имеет границы, так же как и свобода, которая, как известно «заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Если чужое мнение затрагивает не только эмоции, но и, реализуясь в некоторых действиях, начинает влиять на условия жизни других людей, то ущемленная сторона имеет полное право отстаивать свои собственные убеждения и интересы, опираясь на закон. Умение отстаивать свои убеждения и права в правовом поле является ключевым для реализации данного принципа.
Принцип критичности в данном случае реализуется в способности личности видеть противоречия, несоответствия, парадоксы в предоставляемой информации, в умении разделять содержание информации и эмоции по этому поводу, содержание и форму подачи, содержание и источник. Снижение критичности происходит не только в результате деструктивного влияния культов, но и без их вмешательства по следующим
причинам: низкий уровень образованности и отсутствие (или узость) познавательных интересов; стереотипизация мышления в результате привычки к монотонности и рутине в трудовом и бытовом процессе; отсутствие навыков самостоятельного и творческого мышления и деятельности, отсутствие знаний о достойных формах самовыражения и умений наполнить свою жизнь смыслом и пользой; привычка доверять решение главных вопросов своей жизни различным авторитетам, привычка жить по образцу, по традиции, по заведенному порядку, отсутствие инициативы.
Принцип культурного соответствия означает, что личность, сознательно идентифицирующая себя с определенной культурной, этнической и социальной средой, может сознательно и бессознательно игнорировать информацию, содержащую угрозу этой самоидентификации. Чем прочнее связи человека с микро- и макросредой, тем больше он защищен от разрушения целостности его личности. Уважение и любовь к истории и культуре своего народа формирует прочную связь человека с обществом, его ценностями и нормами. Погружение в информационную среду другой культуры в этом случае происходит без разрушения идентичности, но помогает приобрести некие новые знания и умения, необходимые для развития своего культурного пространства. Присоединение к деструктивным религиозным культам, основанным практически всегда на чуждой российскому менталитету и культуре почве, разрушает связь человека с национальным и культурным фундаментом. Активизация и актуализация оставшихся в сознании (подсознании) связей с национальной культурой может помочь начать процесс высвобождения от культовой зависимости.
Принцип единства прав и обязанностей, в данном контексте, предлагается понимать как осознание человеком неразрывной связи, взаимной ответственности круга близких людей, счастье и благополучие которых также важно, как и своё собственное. Права человека на выбор убеждений и соответствующего им образа жизни не должны входить в острое противоречие с правами других людей на жизнь, свободу и счастье. Деструктивные религиозные культы при вербовке новых членов настаивают на том, что переживаемое ими чувство одиночества преодолимо только в новой группе, тогда как в обычном обществе человек всегда один, ни от кого не зависим и не кому ничего не должен. Поэтому он волен выбирать любой путь самореализации, не оглядываясь на родных и близких людей. Принцип единства прав и обязанностей в данном случае предполагает, что в работе с личностью мы пошагово восстанавливаем его прежние социальные (родственные и дружеские) связи, подчеркивая ответственность культиста за состояние и самочувствие других людей.
Принцип альтернативности применимо к рассматриваемой ситуации может быть понят как избегание окончательных решений, отрезающих путь для возвращения, как сохранение возможности пересмотра и изменения отношения к сделанному шагу. Вербуя своих новых сторонников, культы настаивают на том, что встреча была предопределена высшими силами, что такого поворота в судьбе следовало ожидать в связи с особыми знаками и событиями, что в этом есть особый мистический смысл. Культы также формируют у своих членов различные фобии, одной из самых главных среди которых является фобия, связанная с выходом из группы. Решение об участии в культовой группе в сознании культиста принимает характер не подлежащего изменению, окончательного (как смерть). Культистам внушается мысль о полной невозможности
жить вне группы, о том, что они просто погибнут физически, если изменят некогда состоявшееся решение вступить в культ. Альтернативность, понимаемая как отказ от фатализма, полной предопределенности, мистической заданности действий является важным условием успешности личности во всех ситуациях противостояния культам.
Применение специальных технологий в большинстве случаев сможет оградить личность от негативного воздействия религиозной деструктивности. Однако полной гарантии защищенности личности от вмешательства в сознание и подсознание дать нельзя, особенно в ситуации, когда в обществе девальвируются основные принципы, на которых сформированы технологии защиты. Так, потеря меры в толерантности, выраженная в необоснованно либеральном отношении к деятельности деструктивных культов со стороны государства и его правоохранительной системы, может привести к утрате критерия деструктивности, к подмене нормы и патологии, что отразится не только на состоянии отдельных личностей, но и на национальной безопасности в целом. Отказ от критического отношения к религиозным организациям в связи с тем, что верующие самопровозглашаются более лояльными власти гражданами и более моральными в межличностных отношениях людьми, может отрицательно сказаться на состоянии общественных отношений, стимулировать не только распространение деструктивной религиозности, но и породить социальные конфликты различного рода.
Итак, основными принципами социальной работы с лицами, попавшими под влияние деструктивных религиозных культов, являются принципы гуманизма, информированности, толерантности - интолерантности, критичности, культурного соответствия, единства прав и обязанностей, альтернативности, которые могут быть реализованы в рамках LAV-модели с помощью применения специальных социальных технологий. Задачей современного этапа становится подготовка специалистов в области социальной работы, способных реализовать в своей деятельности принципы и основанные на них технологии защиты личности от воздействия религиозной деструктивности.
Список литературы:
1. Технологии социальной работы: учебник / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 388 с.
2. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. - М. Издательство «АСТ», 2006. - 450 с.
List of references:
1. Technologies of social work: manual / Ed. VI Zhukov. - Moscow: Publishing House of the RSCU, 2011. - 388 p.
2. Hassan S. Confronting cults and mind control. - M. Publisher "AST", 2006. - 450 p.