Научная статья на тему 'Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству'

Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1730
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗ НАТУРЫ / ЖИВОПИСНЫЙ ЭТЮД / ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ / ПРИЁМЫ / СРЕДСТВА / КОЛОРИТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Хабибурахман Гаджиевич

Цель. Определение роли и значения целостного восприятия в развитии необходимых для будущих художников и педагогов качеств, связанных с практической работой с натуры в рисунке и живописи. Методы. Цельное видение, анализ и синтез. Результаты. Целостное восприятие это сложный и длительный психофизиологический процесс, основы которого, как правило, должны закладываться с самого первого дня обучения изобразительному искусству и от этого во многом зависит, насколько полноценно будет происходить усвоение программного материала. Вывод. Основное значение развития целостного восприятия заключается в том, чтобы повысить качество обучения специальным дисциплинам, составляющим основу подготовки специалистов в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров Хабибурахман Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Valentina A. Nasypanaya, teacher, General school No. 34, Makhachkala, Russia; e-mail:

Принадлежность к организации

Насыпаная Валентина Алексеевна, учитель, средняя общеобразовательная школа № 34, Махачкала, Россия; e-mail: Valya1209 88@rambler.ru

Valya120988@rambler.ru

Принята в печать 20.09.2016 г.

Received 20.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 75(07)

Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству

© 2017 Омаров Х. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: habibom@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Определение роли и значения целостного восприятия в развитии необходимых для будущих художников и педагогов качеств, связанных с практической работой с натуры в рисунке и живописи. Методы. Цельное видение, анализ и синтез. Результаты. Целостное восприятие это сложный и длительный психофизиологический процесс, основы которого, как правило, должны закладываться с самого первого дня обучения изобразительному искусству и от этого во многом зависит, насколько полноценно будет происходить усвоение программного материала. Вывод. Основное значение развития целостного восприятия заключается в том, чтобы повысить качество обучения специальным дисциплинам, составляющим основу подготовки специалистов в этой области.

Ключевые слова: целостное восприятие, образ натуры, живописный этюд, единое целое, приёмы, средства, колорит, художественная педагогика.

Формат цитирования: Омаров Х. Г. Целостное восприятие и его значение в процессе обучения изобразительному искусству // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 83-87.

ABSTRACT. Aim. The role and meaning determination of the perceptual unity in development of the qualities, related to the practical work from nature in picture and painting and qualities necessary for the future painters and teachers. Methods. Unitary vision, analysis, synthesis. Results. Perceptual unity is the complex and longtime psychophysiological process, and its basis should be established right from the first day of teaching the fine art, and this effects to a large extent how completely the digestion of the learning material will go on. Conclusion. The basic meaning of the perceptual unity is about rising the quality of training the special disciplines, which are the basic of training the specialists in this sphere.

Keywords: perceptual unity, the way of nature, picturesque sketch, unity, techniques, tools, color, art pedagogics.

Perceptual Unity and its Meaning in the Process of Fine Art Teaching

© 2017 Khabiburakhman G. Omarov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: habibom@mail.ru

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017

For citation: Omarov Kh. G. Perceptual Unity and its Meaning in the Process of Fine Art Teaching. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 83-87. (In Russian)

Введение

Развитие целостного восприятия является проблемой сложной и многогранной, которая органично связана с теорией познания и теорией отражения в философии. Развитие целостного восприятия невозможно рассматривать без учёта психологии возникновения и закрепления в сознании человека образов реальной действительности. Только при использовании основных положений философии, психологии, педагогики, каждая из которых исследует определенные стороны человеческой деятельности возможно успешное педагогическое решение этой проблемы.

В изобразительном искусстве, как и в других сферах деятельности человека, проблема целостности занимает весьма значимое место. В структуре изобразительного искусства пересекаются и сходятся все пути творческой деятельности художника, вне зависимости от того говорим ли мы о чисто техническом исполнении художественного произведения, или о построении колорита, создании композиционной составляющей, или об умении выстроить реалистическую форму. В конечном итоге всё сводится к тому, что происходит создание целостного и выразительного образа натуры в виде тематической картины, обычного живописного этюда или учебной работы. Во всех этих случаях определяющим и главным моментом в оценке качества работы является то, насколько верно и полно передана жизнь во всем ее единстве и внутренней обусловленности составляющих ее частей. Чтобы достичь совершенства в изобразительном искусстве, художник обязан владеть двумя существенными и хорошо развитыми способностями - высокой техникой и умением конструировать в своем сознании и создавать в любом материале целостный образ натуры, подчиняя все детали и части единому целому, опустив все лишнее, ненужное, что мешает выражению основной идеи художественного произведения. В историческом прошлом эту истину в своём высказывании хорошо выразил знаменитый французский скульптор Роден, когда на вопрос, в чем главная суть его искусства он ответил: «Беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее»,

тем самым подчеркнув, что совершенство достигается не тогда, когда нечего больше добавить к произведению искусства, а тогда, когда нечего больше отсечь. Применительно к изобразительному искусству слова великого Родена означают, что все методы, приёмы и средства художник должен направить на создание целостности художественного произведения.

Целью данного исследования является определение роли и значения целостного восприятия в развитии необходимых для будущих художников и педагогов качеств, связанных с практической работой с натуры в рисунке и живописи.

В статье акцентируется внимание на важнейшем аспекте процесса обучения с непосредственным подключением структуры целостного восприятия, включающей методы цельного видения, анализа и синтеза, которые в итоге приводят к созданию целостного и выразительного образа натуры в виде тематической картины, обычного живописного этюда или учебной работы.

Обсуждение и результаты

Окружающий нас мир дает неисчерпаемый материал для формирования творческой личности во всем многообразии ее естественных проявлений и способствует не только накоплению профессиональных навыков художника, но и служит основой для развития зрительных восприятий. Развитие зрительного восприятия происходит не само по себе и не в отрыве от практической работы с натуры, а непосредственно через изобразительную деятельность, то есть, в процессе этой деятельности. Натура для художника является отправной точкой в формировании его профессиональных качеств, объектом изображения, а изображение служит активным катализатором восприятия, мерилом качественной составляющей этого восприятия. В данной ситуации важным является не только то, что и как человек видит, но и то, как он реализует это видение в своём произведении. Восприятие как психологический процесс является сложным, в связи с чем и процесс развития этого восприятия можно рассматривать двояко. С одной стороны задача художественного образования состоит в

том, чтобы научить видеть («ставить глаз», по выражению одного из учеников П. П. Чистякова) и, с другой - учить самой технике изображения, посредством применения определённых методов, приёмов и средств обучения.

В процессе обучения изобразительному искусству периодически возникают проблемы, связанные с процессом восприятия, когда приходится сталкиваться с разъяснением таких понятий как «видение» в зависимости от того к кому отнести это понятие - к обычному обывателю (зрителю) или к художнику. Первый вопрос, возникающий применительно к данному понятию «видение», напрашивается такой: что должен видеть художник и чем его видение отличается от видения обычного зрителя? И другой вопрос, непосредственно связанный с первым, всё ли, что попадает в поле зрения художника, вплоть до мелочей должно быть учтено в создаваемом изображении? Правильно найденный ответ на эти два сложных вопроса во многом определяет взгляды и отношения на произведения изобразительного искусства и подходы в объективной или субъективной оценке последних.

В процессе обучения изобразительному искусству педагог обязан корректировать восприятие учащегося наводящими вопросами или комментированием результатов видения наблюдаемого объекта натуры вне зависимости от того, что перед вами, человек ли это или природа во всём своём многообразии. Проблема эта всегда должна волновать преподавателя изобразительного искусства в процессе обучения и рисунку, и живописи. К примеру, непосредственно наблюдая работу художника с натуры, можно заметить, что он достаточно избирательно подходит к выбору изображаемого мотива. Если эту проблему рассмотреть на примере пейзажа, то можно заметить, что не всё, что наблюдается в реалиях, до мельчайших деталей натуры художником переносится в изображение. Опытный художник старается передать в своей работе наиболее существенное, характерное, опустив второстепенные детали и мелкие формы, обобщая их в более крупные формы, останавливая внимание на больших массах окружающих гор, растительности, других составляющих, создающих красивые и выразительные силуэты, которые подчинены общему характеру мотива. Необходимо отметить, что выразительные детали и мелочи в целом обо-

гащают мотив, но очень важным в этой связи является то, чтобы это увлечение мелочами и деталями не превратилось в самоцель. Умение находить и держать баланс в подходах к обобщениям и детализациям в процессе работы над художественным произведением является одним из составляющих мастерства художника. Это умение во многом способствует тому, что эти же подходы в полной мере применяются в решении цветовых и тональных задач в художественном произведении любого жанра. Примеров, подтверждающих данное утверждение, в истории изобразительного искусства очень много.

Практически на всех полотнах большинства известных художников русского и зарубежного искусства прошлого времени и советского искусства в истории нашей страны, можно наблюдать, насколько гармонично и профессионально авторы подходили к грамотному решению изобразительных задач. Для того чтобы воспитать подобный подход к работе, очень важно научиться видеть в натуре главное, уметь подчинять детали целому. Всячески необходимо избегать ситуацию, когда под творческий характер работы некоторые деятели стараются подмять бездумное копирование натуры, ничего общего не имеющее с искусством. Замечательный художник и талантливый педагог П. П. Чистяков особо подчёркивал развитие творческого отношения к делу у обучающихся изобразительному искусству в процессе воспитания в них художественного восприятия натуры. Подчёркивая важность работы с натуры, он говорил: «Делая этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на вашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полнейшего сходства не одной силой, а гармонией». Проблемам развития художественной педагогики большое значение придавали и другие известные художники-педагоги, которые посвятили свою жизнь выработке правильных подходов в обучении талантливой, желающей познать природу искусства молодёжи своей эпохи.

Художественная педагогика выработала достаточно эффективные пути развития художественного образования в нашей стране. Многие выдающиеся художники-педагоги - П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Н. К. Крымов и многие другие посвятили свою деятельность решению проблем, связанных с художественным образованием. Их опыт и бесценные методические ре-

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• йБРи JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017

комендации по сей день активно изучаются и используются в наших школах, в средних специальных и высших учебных заведениях.

Советская школа художественного образования внесла достойный вклад в решение этой задачи. Со второй половины ХХ века в работе учителей-методистов и художников-педагогов основное внимание уделяется творческому развитию обучающихся. Несмотря на множество нерешённых проблем, мы имеем немалые достижения в развитии художественного образования молодёжи. Но для дальнейшего развития этой сферы особое внимание в настоящее время следует уделять, как отмечают учёные-исследователи, проблемам творческого развития научной мысли как со стороны педагогов, так и со стороны философов. Множество научно-исследовательских работ посвящены активизации творческих способностей. Научных исследований, направленных на решение проблем, связанных с целостным восприятием у обучающихся изобразительному искусству на сегодняшний день очень мало. В нерешенности этой проблемы в методике преподавания изобразительного искусства, на наш взгляд, заключены достаточно серьезные препятствия, которые мешают решать проблемы активизации творческого развития будущих художников-педагогов.

Проблема подготовки педагогических кадров для средних общеобразовательных школ через систему художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на сегодняшний день всё ещё остается по-прежнему актуальной, хотя из программ средних школ выведена дисциплина «черчение», что является большим упущением в рамках понятия - «общее образование». В последние годы отсутствие данной дисциплины в программах общеобразовательных школ ощутимо сказывается на учащихся, у которых такое понятие как «пространственное мышление» остаётся не тронутым по части его развития. Актуальность ее возрастает в связи с требованиями современной, насыщенной новейшими технологиями работы на компьютере, где обучение проводится на основе применения векторной графики с применением самых различных программ, позволяющих профессионально и на современном уровне создавать любые чертежи, для дизайна и любых других проектов. Ответственной задачей современности прави-

тельство России сегодня определяет «Повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждой дисциплины, глубокое и прочное овладение основами наук, улучшение нравственного воспитания, эстетического и физического развития». Эти задачи в первую очередь должны касаться педагогических вузов, где обучаются, воспитываются и развиваются будущие профессионалы и учителя школ. Художественно-графические факультеты среди них занимают весьма важное место, решая проблемы не только обучения, но и развития эстетического и нравственного воспитания будущих специалистов.

Заключение

На современном этапе одним из важнейших является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, которое немыслимо без активизации творческой деятельности. Задача активизации и развития творческих способностей молодежи является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это является совершенно необходимым прежде всего в подготовке учителя-художника, которому предстоит не только эстетически воспитывать своих учеников и развивать их творческие способности, но и правильно определять роль и значение искусства в современных условиях развития и становления личности. В процессе проведения практических занятий по рисунку, живописи и композиции происходит формирование взглядов, чувств и вкусов обучающихся, формирование их творческой мысли.

Множество проблем сегодняшнего дня в области художественного образования и, в частности, в деле воспитания целостного восприятия в процессе обучения изобразительной деятельности нацеливают нас на глубокое и всестороннее исследование существующей методики преподавания изобразительного искусства. Целью этих исследований является определение путей ее совершенствования на базе достижений современных педагогических технологий, а также передового опыта отечественной и мировой культуры. Целостное восприятие это сложный и длительный психофизиологический процесс, основы которого, как правило, должны закладываться с самого первого дня обучения изобразительному искусству и от этого во многом зависит, насколько полноценно будет происходить усвоение программного материала.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омаров Хабибурахман Гаджиевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка, декан художественно-графического факультета, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: habibom@mail.ru

Принята в печать 23.11.2016 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Khabiburakhman G. Omarov, Ph. D.

(Pedagogy), professor, the chair of Drawing, dean of the faculty of Art Graphics, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: habibom@mail.ru

Received 23.11.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 75(07)

Исследование путей повышения уровня игровых

действий волейболистов в защите

© 2017 Самохвалова Л. А., Магомедов Г. И., Гаджиев О. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru;

614921@mail.ru; physculture@dgpu.net

РЕЗЮМЕ. Цель. Совершенствование методики подготовки высококвалифицированных волейболистов путем повышения уровня защитных действий. Метод. Осуществлен глубокий и сравнительный анализ психологических характеристик, адекватно отражающих качественную основу эффективности защитных действий волейболистов. Результат. Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу о возможности улучшения игровых показателей защитных действий путем внедрения в процесс подготовки волейболистов высших спортивных разрядов разработанных и научно-обоснованных специальных упражнений и методики их применения. Вывод. Эффективность разработанных специальных упражнений для взрослых и юных спортсменов, методика их применения подтверждены результатами педагогического эксперимента и могут считаться доказанными.

Ключевые слова: защитные действия, волейболисты, специальные упражнения, эффективность игровых действий.

Формат цитирования: Самохвалова Л. А., Магомедов Г. И., Гаджиев О. М. Исследование путей повышения уровня игровых действий волейболистов в защите // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагоические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 87-91.

Research of Ways to Increase the Volleyball Players'

Game Actions Level in Defense

© 2017 Lyudmila A. Samokhvalova, Gusein I. Magomedov,

Osman M. Gadzhiev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru;

614921@mail.ru; physculture@dgpu.net

ABSTRACT. Aim. Improving the methods of highly qualified volleyball players' training by increasing the level of protective actions. Method. Deep and comparative analysis of psychological characteristics adequately reflecting the qualitative basis of the protective actions effectiveness of the volleyball players. Re-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.