Научная статья на тему 'Целостно-системный подход в исследовании исторических романов Ю. И. Крашевского («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда»)'

Целостно-системный подход в исследовании исторических романов Ю. И. Крашевского («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ФОРМА / ОБРАЗ / КОНФЛИКТ / СЮЖЕТ / ЖАНР / КРАШЕВСКИЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ЦЕЛОСТНО-СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ / LITERARY THEORY / FORM / IMAGE / CONFLICT / PLOT / GENRE / KRASZEWSKI / A HISTORICAL NOVEL / HOLISTIC-SYSTEMIC PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полежаева Т.В.

В статье идет речь об уровне современной методологии науки, а также о теории литературы ХХ-ХХI ст., о наличии целостно-системного понимания поэтического полотна произведения. Квадриадная цепь теоретических литературоведческих понятий «образ-конфликт-сюжет-жанр» рассматривается на примере исторических романов Ю. И. Крашевского («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRITY OF A SYSTEMATIC APPROACH TO THE STUDY OF HISTORICAL NOVELS BY Y. I. KRASZEWSKI (“COUNTESS COSEL”, “BRÜHL”, “AN OLD LEGEND”)

The article deals with the level of modern methodology of science, and also on the theory of literature of XX-XXI century, the presence of systemic-holistic understanding of the poetic work of the web. Chain of theoretical literary concepts “image-conflict-story-genre” is considered by the exampleY. I. Kraszewski’s historical novels (“Countess Cosel”, “Brühl”, “An old legend”).An author in article proved that type of conflict of this novels (“Countess Cosel”, “Brühl”, “An old legend”)is characterized and circumstantial. Plots have many facts of contradictions, fights between characters,its collisions with concrete circumstances, the whole historical atmosphere of this time. Unchangeableand the most essential factor in the novel by Krashevsky is the historicity.Besides, every novel has four types of collisions, lyrical and epical receptions are spread. The mainidea in the novel by Krashevsky, as a rule, gives in the end of the story by an author itself, the mainestimation of the character is given also by an author.

Текст научной работы на тему «Целостно-системный подход в исследовании исторических романов Ю. И. Крашевского («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда»)»

ЦЕЛОСТНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ Ю. И. КРАШЕВСКОГО («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда»)

© Т. В. Полежаева

В статье идет речь об уровне современной методологии науки, а также о теории литературы ХХ-ХХ1 ст., о наличии целостно-системного понимания поэтического полотна произведения. Квадриадная цепь теоретических литературоведческих понятий «образ-конфликт-сюжет-жанр» рассматривается на примере исторических романов Ю. И. Крашевского («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория литературы, форма, образ, конфликт, сюжет, жанр, Крашевский, исторический роман, целостно-системные принципы.

Польский писатель Юзеф Игнаций Крашев-ский (1812-1887) вошел в историю родной литературы как один из самых талантливых писателей критичного реализма XIX в., автор цикла исторических романов и повестей (около 160 книг) из жизни разных социальных слоев Польши с древних времен до его современности. Он — последователь Адама Мицкевича, предшественник Болеслава Пруса и Элизы Ожешко, которая так определила отношение своего поколения к Крашевскому: «Мы учились читать и думать по его книгам». Его остросюжетные исторические романы ставят в один ряд с произведениями В. Скотта, А. Дюма и И. Лажечникова.

Как автора исторических романов и повестей Ю. Крашевского чаще всего исследовали со стороны реалистично-социального изображения им исторических событий, исторических характеров, также отмечали историческую специфику речи, своеобразие стиля, глубину знания исторических событий прошлого Польши. В меньшей мере исследователи обращались к поэтике образов, конфликтов и коллизий, к поэтике сюжетов и фабул, к жанровой специфике его произведений. Имеющиеся субъективные представления об этих аспектах творческого наследия Крашевского представлены в поверхностных и зачастую противоречивых суждениях и дают узкое представление о глубине авторской мысли. Так, о его романах пишут как о просто «больших произведениях» с «интересными сюжетами», которым свойственны определенные бытовые, нравственные и психологические черты, выделяют также наличие «исторической правды», констатируя, в частности, реалистичность ее изображения. Реализм же при этом некоторые исследователи ХХ в. предлагают понимать как миметизм, эклектику, фотофиксацию [см.: Крашевський 1956; 1971; 1980; Современный философский словарь... 1996; Теорiя лптератури в Польщь.. 2008].

■ ПОЛЕЖАЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

кандидат филологических наук, доцент Восточноевропейского национального университета им. Леси Украинки (Луцк, Украина) E-mail: pol.kaf.vny@mail.ru

В статье мы обращаемся к причинам такого положения и к пониманию механизма выхода современного литературоведения на более глубокий, объективный уровень исследования поэтических закономерностей литературных произведений. Использование всеобщих целостно-системных поэтических закономерностей анализа представлено на примере исследования структурных особенностей исторического романа Ю. И. Крашевского.

Основная причина названных выше недостатков в исследовании поэтического материала коренится, прежде всего, в качестве методологии современного литературоведения, а значит, в качестве мышления и познания. Сегодня необходимо учитывать наличие четырех уровней Методологии науки вообще, они же имеют непосредственное отношение к методологии литературоведения:

1) эклектический уровень (элементарные знания, отдельные, единичные сведения об отдельных объектах);

2) классификационный уровень (отдельные сведения о соотношении отдельных объектов с учетом их только внешних взаимосвязей);

3) частично-системный уровень (учет частичного взаимодействия объектов, частичные знания и частичное использование объективных всеобщих законов Действительности; результаты исследования на этом уровне не выходят за пределы «общего»);

4) целостно-системный уровень (естественные, целостные знания об объектах, их целостное взаимодействие с внутренней и внешней стороны, как между собой, так и с Действительностью. Базовая основа естественных знаний об объекте — использование естественных и всеобщих принципов и законов Действительности с учетом бинарных закономерностей — «целое и часть», «статика и динамика», «структура и система», «строение и развитие», «анализ и синтез», «объединение и разъединение», «внутреннее и внешнее», «непосредственное и опосредованное», «отношение и взаимодействие», «непрерывность и перерыв постепенности», «процесс и скачок», «постепенность и ступенчатость», «соблюдение основы и смена основ», «координация и субординация», «возможное и необходимое» и т. д. Принципы объективной Действительности — все есть мысль (тонкая материя); все подчиняется законам; все движется; все имеет противоположность; все движется гармонично (взаимодействие противоположностей); все имеет причину и следствие; все бинарно и т. д.

Сегодня современные науки, литературоведение в том числе, находятся в пределах так называемого переходного периода — от традиционного, частично-системного к целостно-системному уровню. Это

определяется тем, что в последнее время наряду с частичными подходами и следствиями все чаще встречаются и объективные, целостные представления о пути, направлении и способах исследования (интуитивные или осознанные). Кроме этого все чаще звучит неудовлетворенность многочисленными существенно различными, субъективными представлениями об определенных объектах исследования: об образе, конфликте, сюжете, жанре, также виде, роде, методе и т. д. На наш взгляд необходимо изменить подход к системе анализа вышеуказанных категорий.

Так, важно отметить следующее взаимодействие поэтических аспектов: «образность-конфликтность-сюжет-жанр». Каждый из этих аспектов имеет одно неизменно существенное определение и разную форму проявления (именно это пока часто не учитывается в науке). Указанная квадриада аспектов по сути неразрывна, когда одно не бывает без остальных других, и, в то же время, одно выплывает из других. Это значит: произведений без образов не существует (неоспоримый факт); от формы столкновения образов зависит форма конфликта или коллизии (неоспоримое наличие образа, который лежит в основе коллизии и указывает на обязательное наличие конфликта); форма развития конфликтности составляет содержание сюжета и определяет его сложность (наличие фабулы или фабул в составе сюжета); форма строения и развития сюжета определяет жанр произведения.

Иными словами, произведений без образов не существует. Поскольку столкновение образов — это содержание конфликта, а конфликтность — содержание сюжета, то жанр как его форма — это неотъемлемая часть внутренней формы произведения. Значит, на уровне квадри-адной цепи указанных аспектов неизменно и объективно в произведении должны присутствовать все четыре — «образность-конфликтность-сюжет-жанр». Одновременно указанные аспекты бывают разными по содержанию и форме, да и присутствие их в произведении тоже имеет варианты. Именно эти свойства часто не принимают во внимание при анализе поэтической стороны произведений, что приводит к появлению таких несостоятельных гипотез как «теория бесконфликтности», «бессюжетность произведений», «атрофия жанров», «смерть жанра» и т. п.

Образная система исторических романов Крашевского весьма многообразна. Принято считать, что образ — это только «конкретная картина жизни», соответственно и анализ произведения часто ограничивается конкретно-чувственной (бытовой, конкретно-исторической, историко-социальной) стороной. Но у каждого образа, как и у «произведения як образа», есть и противоположная,

о ^

и со

О!

3

го

а ^

со о

X

го X о а

и

О! ^

а о

го со о

О! ^

и и

о

X О

2

О!

н

и

и

О х н

и

о ^

О!

го со

О!

го *

О!

о

со

оо см

о

см

го

го

О!

а

к

го ^

и О!

о о

обобщенная сторона, которая в свою очередь бывает и автологической (в прямом, откровенном значении), и металогической (в обобщенном иносказательном, скрытом значении). Именно металогическая сторона является основополагающей в исторических произведениях Крашевско-го, в частности в романе «Брюль»: «Событиям придается в ряде случаев более глубокий смысл: происходящее становится не результатом борьбы сугубочастных стремлений, а последствием столкновений крупных политических интересов и сил. История в изображении Крашевского складывается не как цепь случайных происшествий, история — это поле проявления определенных закономерностей. И, безусловно, писатель даже второстепенных героев повествования сделал живыми и запоминающимися, наделил их той выразительностью, которой не было в изученном им источнике, домыслил многие черты характера и мотивы поступков. При всем этом от правды, буквально засвидетельствованной, художник не отступает» [Крашевський 1980: 9]. Именно поэтому в романах Крашевского — «Графиня Козель», «Старая легенда», «Брюль» — много актуального и поучительного, в том числе и для нашего времени. Идеология его произведений выходит далеко за рамки XVIII века, это позволяет провести многозначительные параллели с произведениями современности, которые касаются философских, мировоззренческих проблем бытия, и не только тех, которые касаются сугубо истории.

Особого внимания заслуживает обобщенный конфликт романа Крашевского «Брюль». Тип этого обобщенного конфликта можно определить как «внутренне-обстоятельственный», то есть конфликт — «власть — народ». О. Морозова пишет: «Крашевский знает, конечно, что в описываемое им время Дрезден стал одной из самых блестящих германских столиц, с дворцами — шедеврами архитектуры, роскошными садами, первоклассными театрами... Он подчеркивает в романе, что весь этот блеск создавался за счет страдающих народных масс. Многозначителен в этой связи тот эпизод романа, в котором изображается разговор между Брюлем и его помощником, когда министр требует выжимать из народа как можно больше денег, беспощадно расправляясь с осмелившимися протестовать. А вот как говорит после смерти Августа II о покойном курфюрсте один из персонажей романа: «.. .Будущее вынесет ему иной приговор. Он. великим был тираном и жил лишь в свое удовольствие. Может, Саксония теперь вздохнет свободнее». И дальше: «В театральной ложе он. выглядел героем, усыпанным бриллиантами, одаривал вас улыбками. Но страна слезами оплачивала эти его алмазы. Радостные возгласы и пение слышались в Дрездене, а стенания

по всей Саксонии и Польше. Тут царила роскошь, там — нищета». Это внимание к положению масс народных и сочувствие к их судьбе показательны для демократических симпатий автора «Брюля». Они определяют идеологическое звучание романа. Абсолютизм связан у Крашевского с катастрофическим падением морального уровня стоящих у кормила власти» [Крашевський 1980: 14-15].

Внутренне-обстоятельственный конфликт романа Крашевского «Брюль» (столкновение фатов) имеет в произведении не только идеологическое звучание, а также и общечеловеческий смысл. Примером служат слова Сулковского в адрес министра Брюля: «Ты можешь. запретить писать, говорить, мыслить, но, в конце концов, деяния твои выдадут тебя с головой. Ты можешь купить себе безнаказанность в настоящем, никому, однако, не под силу обелить тебя в будущем» [Крашевський 1980: 314].

«Сюжет» в литературоведении определяют чаще как «сферу событий в произведении» (у Крашевского это переплетение исторических реалий и любовных перипетий в романах «Графиня Козель», «Старая легенда», «Брюль»). Однако при этом не замечают, что «события» воспринимаются однобоко: только лишь как конкретные и внешние. Недаром часто лирике отказывают в наличии сюжета, если в ней отсутствует внешний событийный ряд. Лирика, однако, в силу своей специфики, обладает иным достоинством, внутренним ходом событий, т. е. лаконичным изложением чувственного восприятия действительности. Иными словами, чувство — это событие, а события внешнего либо внутреннего порядка не перестают быть событиями как таковыми.

Строго говоря, сюжет имеет разные формы и виды, и не только со стороны материала (бытовые, психологические, мировоззренческие сюжеты), но и со стороны строения и развития:

1) со стороны строения (малый сюжет — состоит из одной фабулы-сюжетной линии; большой сюжет — состоит из двух или больше фабул-сюжет-ных линий);

2) со стороны развития (полный сюжет — все пять этапов развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, и неполный — меньше четырех этапов).

Таким образом, знание объективно существующих 4-х типов сюжета: 2-х по строению и 2-х по развитию (большой-полный и большой-неполный, малый-полный и малый-неполный) — это первоочередная основа и способ решения древнейшей проблемы: объективного определения жанра любого произведения. Таким образом:

Роман — это произведение, в котором сюжет будет большим по строению (две и больше сюжет-

ных линии)и полным по типу развития (5 этапов развития действия). Это большой полный жанр;

Повесть — это произведение, в котором сюжет будет тоже большим (в этом его сходство с романом), но неполным по развитию (это его существенное различие с романом). Это большой неполный жанр.

Роман и повесть — две разновидности большого жанра.

Рассказ — это произведение, где сюжет всегда малый (одна сюжетная линия) и обязательно полный (5 этапов развития действия),

Миниатюра — это произведение, где сюжет малый (одна сюжетная линия) и неполный (меньше четырех этапов).

Рассказ и миниатюра — две разновидности малого жанра.

Таким образом, основа жанрового деления произведений базируется на строении и развитии сюжета. Данная основа помогает определить и жанровую принадлежность романов «Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда». Легко видно, что сюжеты этих произведений большие, поскольку имеют множество сюжетных линий (фабул), среди которых есть и главная фабула. Одновременно эти сюжеты являются полными, поскольку содержат все пять этапов развития действия: экспозицию, завязку, развитие действия с кульминацией и развязку.

По художественному материалу названные произведения, без сомнения, — исторические романы. По методу — это реалистические романы, что и подтверждают слова автора «Графини Козель»: «Надеемся, что в конце нашего повествования нет нужды убеждать читателей в правдивости описанных здесь событий. В своих исследованиях мы опирались на мемуары Хакстхаузена, Пелльни-ца, Лоена и других» [Крашевський 1980: 333]. Тип реализма определяется как социологический и общечеловеческий.

Тип конфликта указанных романов («Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда») — преимущественно характерно-обстоятельственный. Соответственно и сюжеты содержат многочисленные факты противоречий, борьбы, столкновений между героями, эпизоды столкновения героев с определенными обстоятельствами, а главных героев — с общей исторической атмосферой того времени. Неизменным наиболее существенным фактором в романах Крашевского остается историчность. Кроме этого, в каждом романе присутствует четыре типа коллизий, т. е. присутствует четыре типа фабул (сюжетных линий — в основе которых лежат определенные коллизии). По строению они разные, в них есть эпизоды, сцены, истории, описания, авторские замечания и много другого.

Что касается рода, то эти романы нельзя назвать чисто эпическими. «Графиня Козель», «Брюль», «Старая легенда» скорее лиро-эпика — т. е. наряду с главным эпическим принципом изображения (факты на первом плане) в них есть дополнительные лирические приемы — размышления автора по ходу эпических событий, его замечания, оценки, выводы и т. д.

Главная идея в романах Крашевского, как правило, подается в конце произведения самим автором. Так, в романе «Графиня Козель» читаем следующее: «Такова судьба графини Козель; вынося над ней суд, надо помнить о времени, в каком она жила, и об окружающих ее людях, и тогда придется признать, что это была натура исключительная, благородная и возвышенная. В атмосфере всеобщей развращенности, искушаемая тысячью соблазнов, она сумела сохранить свое человеческое достоинство, предпочтя унижению тюрьму и муку. Какие бы ни плелись вокруг нее интриги, но о ней никто не мог сказать ничего дурного» [Крашевський 1971: 333].

Обобщая целостно и подводя итог идейной стороне исторических романов Крашевского необходимо отметить основной аспект — авторскую оценку главного героя, как, например, оценку исторической личности графини Козель. Однако, превалирующим аспектом станет объективная критическая авторская оценка социальной и личной жизни людей и самой среды того времени, XVIII века в жизни Польши — «атмосфера всеобщей развращенности», «зрелище поистине печальное, исполненное блеска и веселья», где «все живут по примеру Короля», где «пришедшие с королем Августом в Польшу роскошь, страсть к развлечениям и пышным празднествам не исчезли вместе с саксонской династией», где сила физическая и сила власти уродовали, извращали все вокруг, в том числе и тягу к науке, и человеческое благородство [Крашевський 1971: 333-334].

Именно эта, обобщенная сторона главной идеи романного творчества Крашевского ранее не учитывалась в литературоведении, но именно она указывает не только на критический, но и на общечеловеческий реализм.

Л1ТЕРАТУРА

Крашевський Ю. I. Старое предание. М., 1956. Крашевський Ю. I. Графиня Козель. М., 1971. Крашевський Ю. I. Брюль. М., 1980. Современный философский словарь. М.-Бишкек-Ека-

теринбург, 1996. Теорш л1тератури в Польщь Антолопя текстав. Друга половина ХХ — початок XXI ст. Киев, 2008.

о ^

и со

О!

3

го

а ^

со о

X

го X о а

и

О! ^

а о

го со о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О! ^

и и

о

X О

X

О!

н

и

и

О х н

и

о ^

О!

го со

О!

го *

О!

о

со

оо

Г\|

го

Ol

о о

REFERENCES

Krashevs'kij Ju. I. Staroe predanie. Moscow: Gosizdat hudozh. Sovremennyj filosofskij slovar'. Moscow-Bishkek-Ekate-

lit., 1956. 394 p. rinburg, 1996. 608 p.

Krashevs'kij Ju. I. Grafinja Kozel'. Moscow: Hudozh. lit., Teorija literaturi v Pol'shhi. Antologija tekstiv. Druga polo-

1971. 335 p. vina HH - pochatok HHI st. Кшв: Kievo-Mogiljans'ka

Krashevs'kij Ju. I. Brjul'. Moscow: Hudozh. lit., 1980. 320 p. akademija, 2008. 351 p.

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки (Луцк, Украина).

Поступила в редакцию 01.03.2016 г.

Received 01.03.2016 г.

■ UDC 821.161.1: 821.162 INTEGRITY oF A SYSTEMATic APPROACH To THE STUDY £ OF HiSToRicAL NOVELS BY Y. i. KRASZEWSKI

8 ("Countess Cosel", "Brühl", "An old legend")

T. V. Polezhaeva

2 The article deals with the level of modern methodology of science, and also on the theory of literature

of XX-XXI century, the presence of systemic-holistic understanding of the poetic work of the web. Chain of theoretical literary concepts "image-conflict-story-genre" is considered by the example Y. I. Kraszewski's historical novels ("Countess Cosel", "Brühl", "An old legend"). An author in article proved that type of conflict of this novels ("Countess Cosel", "Brühl", "An old legend") is characterized and circumstantial. Plots have many facts of contradictions, fights between characters, its collisions with concrete circumstances, the whole historical atmosphere of this time. Unchangeable and the most essential factor in the novel by Krashevsky is the historicity.

Besides, every novel has four types of collisions, lyrical and epical receptions are spread. The main

idea in the novel by Krashevsky, as a rule, gives in the end of the story by an author itself, the main

estimation of the character is given also by an author.

KEY WORDS: literary theory, form, image, conflict, plot, genre, Kraszewski, a historical novel, holistic-systemic principles.

POLEZHAEVA TATYANA V.

Candidate of Philology, Associate Professor of East-European National University named after Lesya Ukrainka (Lutsk, Ukraine) E-mail: pol.kaf.vny@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.