• 7universum.com
^UNIVERSUM:
/У Y\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПОЭТИКА УКРАИНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА ХХ1 ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА В. ШКЛЯРА «ЧЕРНЫЙ ВОРОН»)
Крыжановская Наталья Викторовна
аспирант филологического факультета Запорожского национального университета, Украина, г. Мелитополь
E-mail: [email protected]
POETICS OF THE UKRAINIAN HISTORICAL NOVEL OF THE 21st CENTURY ("RAVEN" BY VASYL SHKLIAR)
Kryzhanovskaya Natalya
Post-graduate student of Philology Department, Zaporizhzhya National University, Ukraine, Melitopol
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен анализ поэтики украинского исторического романа ХХ1 в. Даются дефиниции макропоэтики и микропоэтики в исторических романах, делается попытка выявить особенности макропоэтики и микропоэтики на примере романа В. Шкляра «Черный Ворон».
ABSTRACT
This article introduces the poetic analysis of the Ukrainian historical novel of the 21st century. Particular definitions of macro- and micropoetics are given. The author makes an attempt to obtain their peculiarities in terms of the novel "Raven" by Vasyl Shkliar.
Ключевые слова: поэтика, микропоэтика, макропоэтика.
Keywords: poetics, micropoetics, macropoetics.
Крыжановская Н.В. Поэтика украинского исторического романа XXI века (на примере романа В.Шкляра «Черный ворон») // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 3 (5) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1118
В истории литературоведения вопрос поэтики является одним из самых неоднозначных. Изучением поэтики теоретики занимаются со времен Аристотеля и по сей день. Мы считаем, что из-за разнообразия интерпретаций данного термина, единства дефиниции поэтики на сегодня не достигнуто. Среди литературоведов, которые исследуют поэтику, следует выделить М. Бахтина, П. Белоус, О. Гонюк, Г. Клочек, с. Ковпик, А. Ткаченко, В. Хализева, И. Цюпьяк и др. Каждый из них вводит собственную дефиницию поэтики в современном литературоведении.
Классик русской теории литературы В. Хализев анализирует теоретическую поэтику, как «раздел литературоведения, предмет которого — состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы» [7, с. 143]. Помимо этого выделяет поэтику нормативную, «ориентирующуюся на опыт одного из литературных направлений» [7, с. 143], общую поэтику, «уясняющую универсальные свойства словесно-художественных произведений» [7, с. 143].
Один из ведущих украинских литературоведов П. Белоус останавливается на следующих определениях поэтики: 1) наука о художественной литературе, теория литературы; 2) теория поэзии (версификация, образность, язык, композиция и т. д.); 3) система художественных принципов определенного литературного направления, жанра или отдельного поэта [1, с. 318].
Г. Клочек предлагает рассматривать поэтику как: 1) «художественность»; 2) «систему творческих принципов»; 3) «художественную форму»; 4) «целостность», «системность»; 5) «мастерство писателя» [4, с. 138].
И. Цюпьяк определяет понятие поэтики «как комплекс всех формосодержащих составляющих в произведениях, в том числе и мировоззрение автора, его художественное изложение», а также то, «как автор раскрывает конфликт, как создает образную систему, как моделирует «художественность текста» [8, с. 5].
О. Гонюк о поэтике говорит как об авторской «точке зрения» и средствах ее реализации, о художественном хронотопе, ритмической организации повествования [2, с. 2].
Поскольку в своей статье мы обращаемся к изучению поэтики исторического романа, считаем целесообразным, принять за основу определение поэтики как системы художественных принципов определенного литературного направления, жанра или отдельного поэта, предложенное П. Белоусом.
Цель статьи — определить и обосновать особенности поэтики украинского исторического романа ХХ1 в. на примере романа В. Шкляра «Черный Ворон». Тема статьи актуализируется тем, что на современное развитие поэтики «как комплекса всех формосодержащих составляющих произведения, в том числе и мировоззрения автора, его художественного изложения» влияют жанровый и стилистический синкретизм.
Справедливо можно заметить, что, несмотря на определенную мировую интеграцию, когда литература все больше приобретает характерные черты литературы массовой, потребительской, украинская литература характеризуется национальной аутентичностью, что подтверждается на формосодержательном уровне поэтики.
По-новому подходит к изучению поэтики украинской драматургии С. Ковпик. Она предлагает «анализировать микропоэтику драматургии на синтагматично-текстуальной оси произведения, макропоэтику — на парадигматично-содержательной (ассоциативной) оси и поэтику компонования — на уровне его общей структуры и формосодержания»[5, с. 8]. О макро- и микропоэтике говорит и А. Ткаченко, который «различает макро-и микропоэтику. Первую из них называют еще общей, теоретической или системной; вторую — отдельной или функциональной» [6, с. 138].
С. Ковпик называет самые важные компоненты макропоэтики: способы, процессы, последствия создания характеров, сами характеры, развертывание разных типов конфликтов; процессы и последствия объединения отдельных
коллизий в конфликты, конфликтов — в их системы и единства, сюжетных линий — в фабулы и сюжеты; процессы и последствия создания тематических и проблемных блоков, формирование отдельных идей в идейные тенденции; определение и художественное моделирование временно-пространственных локусов и картин мира, природных изменений и движений в художественно смоделированных, собственно художественных или исторически определенных сценах, ситуациях и картинах мира [5, с. 21].
Что касается микропоэтики, С. Ковпик приходит к выводу, что микропоэтика пьесы — это система следующих форм общения драматурга с реципиентом: средств и приемов типов авторского и образного общения, семантико-смыслового богатства текста, уровней речевой индивидуализации и типизации действующих лиц [5, с. 11].
Принимая во внимание особенности поэтики, макропоэтики, микропоэтики украинской драматургии, необходимо отметить, что определение понятия поэтики исторического романа должно учитывать особенности данной разновидности жанра. Отличительной чертой исторического романа является то, что в его сюжете «историческая правда соединяется с правдой художественной, исторический факт с художественной выдумкой, исторические личности — с придуманными образами» [3, с. 608]. Что же касается формы, то в романе диалоги, полилоги не являются настолько определяющими, как в пьесе. Поэтому в исторических романах можно выделить поэтику как объединяющий компонент произведения на формосодержательном уровне.
Макропоэтика анализирует сюжет и фабулу, коллизии и конфликты, макро- и микротемы, макро- и микропроблемы, идеи и идейные тенденции, хронотоп, соотношение исторической и художественной правд. Микропоэтика определяет особенности композиции, речи авторской, речи персонажей, системы образов, семантико-стилистические, синтаксические характеристики художественной речи.
В романе В. Шкляра «Черный Ворон» повествуется о событиях 20—30-х гг. ХХ в. Сюжетные линии разворачиваются самостоятельно и переплетаются в зависимости от событий. В романе можно выделить несколько сюжетных линий: борьба холоднояровцев, линия жизни и личной борьбы атамана Черного Ворона, линия любви Черноусова и Тины, сюжетная линия трагической судьбы Ганнуси и матери Веремия. Прологом романа служат слова из песни, которые объединяются с сюжетом романа и выражают мотив одиночества, на которое обречен главный герой романа. Выбрав свой путь борьбы за права всего народа, главный персонаж не может совместить гражданские обязанности с личным счастьем. Единство с народным творчеством, фольклором встречается и в самом тексте романа — отрывки из песен, которые сопровождают повстанцев по жизни и помогают в их тяжелом жизненном выборе. Как правило, это отрывки из песен о казаках, их жизни и деятельности. Подобная интертекстуальность символична, так как исторические песни воплощают веру в бессмертность народной борьбы за справедливость.
Экспозиция в сюжете достаточно неожиданная: похороны атамана повстанцев Веремия. Символичным стало продолжение повествования. Атаман Черноус, известный как Черный Ворон, говорит о своем личном выборе в борьбе за права своего народа: «Я начинаю новую войну. И тут меня никто не остановит» [9, с. 38]. Складывается впечатление, что он перенимает «крест» своего предшественника, продолжает борьбу за свободу. Связь между двумя организаторами повстанческого движения прослеживается на протяжении всего сюжета. Сначала Черный Ворон продолжает освободительную борьбу, ранее начатую Веремией, после смерти жены Веремии Ганнуси, Черный Ворон спасает и усыновляет его ребенка, продолжая род Веремии. В таких эпизодах можно распознать определенную символичность, которая свидетельствует о том, что украинская земля богата на героев, которые способны ценой собственной жизни защищать свой народ, отстаивать в борьбе свои права.
Образ Черного Ворона описывается на протяжении всего романа, развивается, совершенствуется. О том, что это атаман холоднояровцев,
реципиент узнает, соотнеся отдельные черты его внешности с отрывком из донесения Кременчуцкого губчека: «Черный Ворон — непримиримо хитрый и упрямый враг. Возраста около тридцати лет. Высокого роста, черная борода, длинные черные волосы до плеч...» [9, с. 12].
Эпизоды, которые свидетельствуют о недоказанности гибели Веремия, на протяжении всего сюжета переплетаются с линиями борьбы холоднояровцев. Каждый раз, когда находили очередное тело Веремия, его близкие люди имели возможность убедиться в том, что это не он. Подобные эпизоды, в которых развиваются новые и новые события, накладываются один на другого так, что реципиент не всегда имеет возможность успевать воспринимать и понимать события. В сюжете часто встречаются ситуации, когда результат опережает само событие. Например, сначала реципиент узнает, что атаман Черный Ворон ранен, что его вылечила знахарка Евдося и только после этого становятся известны обстоятельства, при которых он был ранен.
Завязка — встреча отряда Черного Ворона с Яшей Гальперовичем, главным черкасским «бэбэхом». Данная встреча контрастна: верные своей идее холоднояровцы противопоставляются идейно слабым противникам. Развитие событий раскрывают отношения Черного Ворона и Тины, отношения между атаманом и холоднояровцами, атаманом и представителями власти, описывается общая политическая и социальная ситуации в Украине 1921—1925 гг.
Временная категория хронотопа в романе реализуется синхронно, иногда нарушается за счет изменения пространственных измерений. В романе вводятся документы, в которых датируются события, указываются места и города событий: «Бесследное исчезновение нашего секретного сотрудника, ... Мотронинского монастыря. Из рапорта ... от 26 октября 1923 года» [9, с. 370]. Хронотоп одновременно реализуется и как историческое время (описание исторического отрезка времени), и как время, измеряющее человеческую жизнь. Категории пространства преимущественно национально-локальные. Роман имеет некоторые черты приключенческого (сюжет насыщен событиями,
динамичностью, атмосферой загадочности), поэтому хронотоп отличается сильной плотностью событий во времени и пространстве.
Кульминация достаточно острая — гибель атамана. Но и здесь возможно неоднозначное прочтение, в развязке — послесловие романа «От автора», где автор, прощаясь с Черным Вороном, вспоминает, как в село Товмач приезжал человек, похожий на атамана. Подытожив, можно отметить, что сюжет базируется на фабуле (жизнь и борьба холоднояровцев), основанной на целостности действий, изложение которых строится на причинно-следственных отношениях. Сюжет достаточно динамичный, состоит из перипетий, монтажа эпизодов, интригующих пауз.
Коллизия сюжета представлена столкновением радикально настроенных патриотов холоднояровцев с представителями власти. Внешний конфликт можно рассматривать двойственно: Черный Ворон — власть, Черный Ворон — украинский народ, который подчиняется сложившейся ситуации, предпочитая покорность, вместо борьбы. В целом конфликт имеет социально-политический характер.
Проблематика и идеология формируются в контексте событий исторического периода 20—30 гг. ХХ в. Макропроблема — жизненный морально-этический выбор, от которого зависит жизнь многих людей. Микропроблематика — национальная, социальная, политическая. Тема романа определяется общественным настроением 20—30-х гг. ХХ в. Изображение жизни на Западной Украине, которая временно стала пристанищем для политических беженцев, местом организации дальнейшей борьбы. Идеи и идейные тенденции продиктованы темой романа — несокрушимость украинской нации, вера в лучшее будущее своей Родины.
Среди мотивов романа можно выделить: «...любовь; красоту семейных отношений; ... народнопесенный, легендарный мотив героизма. Основным мотивом является утверждение человеческой чести, национальной идентичности, преданности роду и народу» [1, с. 102].
В. Шкляр углубляет художественный анализ исторических событий, расширяет видение исторических личностей. Исторические факты, описание исторических личностей представлены фрагментами исторических документов. Тем самым автор подчеркивает реалистичность событий, акцентируя внимание на правдивости изображения. Художественная правда совершенствует художественное полотно, субъективные авторские оценки придают правдоподобность образам, создают типичные образы, дополняют характеристики исторической эпохи.
В романе историческая правда преобладает, основная цель автора — изобразить борьбу повстанцев. С помощью художественной правды автор создает мистическую фигуру атамана Черного Ворона, который побеждает смерть. Образ атамана собирательный, так как существовало несколько повстанцев, которые называли себя подобным именем. К реальным фигурам относятся Петро Трофименко, Юхим Терещенко, атаманы Гупало, Голык-Зализняк, семья Чучупак. Главный персонаж создается в парадигме «личность — общество — нация».
В отличие от холоднояровцев, с которыми Черный Ворон находил общий язык, с представителями простого народа атаман не всегда поддерживал доверительные отношения. Особенно остро стал вопрос взаимопонимания и взаимопомощи после принятия НЭП, когда сельские жители отказывались помогать холоднояровцам продуктами питания. Эта ситуация будила в душе главного персонажа противоречивые чувства, заставляла на секунды усомниться в нужности жертв национальной борьбы. Особенно остро проявляется конфликт между атаманом и представителями власти. С одной стороны, представители большевицкого режима, которые стремились установить свою идеологию, которая была полярна идеологии повстанческого отряда. С другой стороны, вожди повстанческого движения, которые эмигрировали за границу и оставили своих соратников и единомышленников. Поэтому Черный Ворон на протяжении всего романа не доверяет их планам, не верит обещаниям. Окончательно потеряв веру в помощь из-за рубежа, атаман решает вести самостоятельно борьбу, не ожидая поддержки ни от кого.
Отношения между персонажами моделируются с помощью речи. В романе выделяются авторская речь и речь персонажей. Нарратив между персонажами обусловлен социальным и гражданским положением. Чтобы придать образам большую реалистичность, передать колорит исторической эпохи, речь холоднояровцев писатель насыщает просторечиями, вульгаризмами, диалектизмами этнографическими, синтаксическими. Особую эмоциональную заряженность выражают народнопоэтические и книжные фразеологизмы. В диалогах между холоднояровцами и представителями власти часто употребляется ненормативная лексика, которая передает неуважительное и презрительное отношение со стороны повстанцев. Что же касается представителей власти, то в их речи присутствует агрессивное, унизительное отношение к украинскому народу, которое передается с помощью эмоционально-насыщенной лексики. Кроме этого, в речи представителей народа присутствуют поговорки, пословицы, что свидетельствует о народнопоэтических рецепциях в романе.
В своем романе В. Шкляр использует самые разные нарративные позиции: реалистическое, романтическое повествование. Рассказ от первого лица сменяется повествованием от третьего лица, диалоги и полилоги сменяются внутренним монологом. Нарративные позиции реализуют характеристики персонажей, передают их психологические состояния, внутренние переживания. Синтез нарративных традиций провоцирует синтез в художественных образах героизма и романтизма, а в способах изображения — неореалистичность, неоромантичность, мистичность, символичность.
Таким образом, макропоэтика романа характеризуется широкомасштабностью тематики и проблематики, преобладанием исторической правды, художественного домысла над художественной правдой и вымыслом. В повествовании ощущается авторский субъективизм, мифологизация реальности ХХ в. Помимо этого, в поэтике исторического романа прослеживается тенденция обращения к малоизвестным именам и событиям, тем самым компенсируются пробелы в истории Украины,
воскрешаются имена ее героев. Национально-локальный хронотоп характеризуется плотностью событий во времени и пространстве. Колорит исторической эпохипередается с помощью авторской речи, диалогов и полилогов персонажей, для которых характерно использование просторечий, вульгаризмов, диалектизмов, фразеологизмов.
Таким образом, поэтика украинского исторического романа — это система, объединяющая макро- и микропоэтику, которая анализирует все формосодержательные аспекты произведения.
Список литературы:
1. Бшоус П.В. Теорiя лггератури: навч. пошб./ П.В. Бшоус. — К.: Академвидав, 2013. — 328 с. — (Серiя «Альма-матер»).
2. Гонюк А.В. Поетика мало!' прози Осипа Маковiя: автореферат дис...канд. фшол.наук:10.01.01. — Днiпропетровськ, 1997. — 17 с.
3. Гром'як Р. Лггературознавчий словник-довщник/ Р.Т. Гром'як, Ю.1. Коваивташ. — К.: ВЦ «Академiя», 1997. — 752 с.
4. Клочек Г.Д. Так що таке поетика?// Поетика / Вщповщал. ред. В.С. Брюховецький. — К., 1992. — с. 11.
5. Ковтк С.1. Макро- i мiкропоетика украшсько! драматурги першо! половини Х1Х столiття: автореферат дис.док. фшол.наук: 10.01.01. — К., 2011. — 36 с.
6. Ткаченко А.О. Мистецтво слова: Вступ до лггературознавства: Шдручник для студент в гумаштарних спецiальностей вищих навчальних закладiв. — 2-е вид., випр. i доповн. — К.: ВПЦ «Ки!вський унiверситет», 2003. — 448 с.
7. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — 2-е изд. — М.: «Высшая школа», 2000. — 398 с.
8. Цюп'як 1.К. Поетика повiстей Миколи Хвильового: автореферат дис.канд. фiлол.наук: 10.01.01. — Дншропетровськ, 2002. — 14 с.
9. Шкляр В.М. Чорний Ворон [Текст]. — К.: Ярославiв Вал, 2009. — 356 с.