Научная статья на тему 'ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / CIVIC AND PATRIOTIC VALUES / BEHAVIORAL ATTITUDES / YOUTH INITIATIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халишхова Л.З.

В последнее время в России наблюдается переход к гражданско-патриотическим и культурно-историческим традициям, консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры. Гражданско-патриотическое воспитание входит в число важнейших государственных задач, требующих комплексного подхода и системной деятельности. Ключевая цель данной деятельности состоит в формировании личности гражданина, россиянина, патриота. Стратегические ориентиры воспитания, в современных условиях должны ставить перед новым обществом задачи формирования гармоничной личности, воспитание зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Российскому обществу нужны граждане, готовые к участию в гражданско-патриотической деятельности, но система гражданско-патрио-тического воспитания, сложившаяся на данный момент не выработала методологию конструирования соответствующего пространства по данному направлению. Ответственность за данное направление закреплена, в основном за учреждениями сферы образования, которые кроме гражданско-патриотического воспитания реализуют и другие функции. Следовательно, обозначенные противоречия необходимо решать при помощи повышения качества системы гражданско-патриотического воспитания молодёжи, для чего государство, и система образования должны разработать новые современные формы, методы, технологии как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и во внеучебной деятельности. В статье рассмотрены основные целевые установки по развитию системы гражданско-патриотического воспитания молодежи на уровне региона, а также наиболее оптимальные подходы к реализации этого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халишхова Л.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS, OBJECTIVES AND APPROACHES OF SYSTEM DEVELOPMENT CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN KABARDINO-BALKARIA

Lately in Russia there is a transition to civil-Patriotic and cultural-historical traditions, the consolidation of society on the basis of the traditional, Patriotic values of national culture. Civil-Patriotic education is among the most important government tasks requiring an integrated approach and system activities. The key purpose of this activity is the formation of the individual citizen, citizen, patriot. Strategic orientations of education in modern conditions should be set before the new society the task of forming a harmonious personality, nurturing Mature, responsible person, which combines the love of a great and small homeland, national and ethnic identity, respect for culture, traditions of people who live nearby Russian society needs citizens prepared to participate in civic and Patriotic activities, but the system of civil-Patriotic education, the current have not developed a methodology for constructing the relevant space in this area. Responsible for the direction fixed, mainly for education, which in addition to civil-Patriotic and other areas of work. Thus, contradictions must be resolved by improving the quality of the system of civil-Patriotic education of youth, for which the state and the education system needs to develop modern forms, methods and techniques within the educational process and in extracurricular activities. The article describes the main objectives on development of system of civil-Patriotic education of youth at the regional level, as well as the most optimal approaches to the implementation of this development.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 37:172.15

Халишхова Л. З.

Khalishkhova L. Z.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

GOALS, OBJECTIVES AND APPROACHES OF SYSTEM DEVELOPMENT CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN KABARDINO-BALKARIA

В последнее время в России наблюдается переход к гражданско-патриотическим и культурно-историческим традициям, консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры. Гра-жданско-патриотическое воспитание входит в число важнейших государственных задач, требующих комплексного подхода и системной деятельности. Ключевая цель данной деятельности состоит в формировании личности гражданина, россиянина, патриота. Стратегические ориентиры воспитания, в современных условиях должны ставить перед новым обществом задачи формирования гармоничной личности, воспитание зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

Российскому обществу нужны граждане, готовые к участию в гражданско-патриотической деятельности, но система гражданско-патрио-тического воспитания, сложившаяся на данный момент не выработала методологию конструирования соответствующего пространства по данному направлению. Ответственность за данное направление закреплена, в основном за учреждениями сферы образования, которые кроме гражданско-патриотического воспитания реализуют и другие функции. Следовательно, обозначенные противоречия необходимо решать при помощи повышения качества системы гра-жданско-патриотического воспитания молодёжи, для чего государство, и система образования должны разработать новые современные формы, методы, технологии как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и во внеучебной деятельности.

В статье рассмотрены основные целевые установки по развитию системы гражданско-патриотического воспитания молодежи на уровне региона, а также наиболее оптимальные подходы к реализации этого развития.

Lately in Russia there is a transition to civil-Patriotic and cultural-historical traditions, the consolidation of society on the basis of the traditional, Patriotic values of national culture. Civil-Patriotic education is among the most important government tasks requiring an integrated approach and system activities. The key purpose of this activity is the formation of the individual citizen, citizen, patriot. Strategic orientations of education in modern conditions should be set before the new society the task of forming a harmonious personality, nurturing Mature, responsible person, which combines the love of a great and small homeland, national and ethnic identity, respect for culture, traditions of people who live nearby

Russian society needs citizens prepared to participate in civic and Patriotic activities, but the system of civil-Patriotic education, the current have not developed a methodology for constructing the relevant space in this area. Responsible for the direction fixed, mainly for education, which in addition to civil-Patriotic and other areas of work. Thus, contradictions must be resolved by improving the quality of the system of civil-Patriotic education of youth, for which the state and the education system needs to develop modern forms, methods and techniques within the educational process and in extracurricular activities.

The article describes the main objectives on development of system of civil-Patriotic education of youth at the regional level, as well as the most optimal approaches to the implementation of this development.

Ключевые слова: гражданско-патриотичес-кое воспитание, молодежь, гражданско-патрио-тические ценности, поведенческие установки, молодежные инициативы.

Key words: civil-patriotic education, youth, civic and patriotic values, behavioral attitudes, youth initiatives.

Халишхова Лаура Заурбековна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 721 90 21 E-mail: L_a_u_r_a@inbox.ru

Khalishkhova Laura Zaurbekovna -

Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of economics of agriculture, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik

Tel.: 8 928 721 90 21 E-mail: L_a_u_r_a@inbox.ru

Ведение. Важнейший элемент политической социализации состоит в патриотическом воспитании молодежи, что вызывает необходимость институционального оформления данного процесса и планомерного его осуществления на постоянной основе. Патриотическое воспитание молодежи представляет собой традиционное направление работы региональных и муниципальных органов власти, коллективов вузов, общественных и ветеранских организаций [1].

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи основано на реализации ряда ключевых направлений [2]:

- формирование устойчивого взаимодействия органов власти Кабардино-Балкарской Республики и образовательных учреждений в плане патриотической работы с молодежью, а также расширение государственных, дипломатических и культурно-общественных связей;

- активизация работы соответствующих структур, организаций и отдельных граждан в векторе повышения заинтересованности молодежи к героическому прошлому государства, привлечения внимание молодежи и общественности в целом к проблеме исторического воспитания;

- привлечение региональными и муниципальными органами власти в процессе подготовки и организации экологического туризма, как активной формы рекреации, основанной на рациональном использовании природных благ, активистов молодежных патриотических объединений Кабардино-Балкарской Республики в уникальный процесс взаимодействия общественных организаций и международного сообщества.

Цели развития системы гражданско-пат-риотического воспитания в Кабардино-Балкарской Республике состоят в следующем:

1. Формирование и развитие в молодежной среде причастности к культурным, историческим, социальным, экономическим и экологическим процессам, влияющим на повышение престижа и развития региона и страны.

2. Организация централизованного управления системой гражданско-патриотического воспитания в Кабардино-Балкарской Республике посредством создания координационных центров и совещательных структур.

3. Создание в молодежной среде возможностей для реализации собственных граждан-ско-патриотических ценностей и поведенческих установок, способствующих повышению прикладной значимости деятельности на благо региона и страны посредством выстраивания практик на базе гражданско-патриотических платформ.

4. Обеспечение формирования у молодежи основных компетентностных качеств, позволяющих реализовать патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности посредством реализации региональных и муниципальных программ в системе гражданско-патриоти-ческого воспитания в республике.

Достижение обозначенных целей вызывает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач:

- сформировать понятие патриотизма как ответственного отношения и причастности к жизни своей страны, региона, города, села;

- обеспечить реализацию программ граж-данско-патриотического воспитания в направлениях развития культурной и экономи-

ческой деятельности молодежи, исторической и этнической идентификации и самоопределения;

- интегрировать программы гражданско-патриотического воспитания и программы поддержки и развития молодежных инициатив в различных сферах;

- обеспечить формирование современного и позитивного образа патриота как эффективного и ответственного деятеля;

- сформировать эффективную систему взаимодействия молодежи, социальных и государственных институтов, направленную на повышение гражданской грамотности, инициативности и ответственности;

- организовать деятельность постоянных объединений молодежи, обеспечивающих трансляцию патриотических ценностей и установок участникам молодежных движений, с целью их реализации;

- организовать работу со сложившимися неформальными объединениями молодежи, ориентированную на решение актуальных вопросов, связанных с популяризацией и распространением патриотических ценностей и установок, с участием в приоритетных проектах и программах развития Кабардино-Балкарской Республики и России в целом;

- обеспечить реализацию системы мероприятий различного характера (конкурсы, акции, тренинги, практикумы, создание творческих продуктов и т.д.), позволяющих молодежи актуализировать и оформить свои патриотические ценности и установки, сформировать или усилить основные компетенции, обеспечивающие реализацию обозначенных ценностей и установок;

- организовать создание и популяризацию привлекательных для молодежи содержательных образов, усиливающих ценность причастности к малой и большой Родине, мотивирующих к реализации патриотических ценностей и установок в поведении, социальных предпочтениях, практической деятельности (в том числе к готовности участвовать в решении региональных и общероссийских задач развития, стремлении сохранять и воспроизводить традиционные культурные ценности, характерные для республики и страны в целом);

- обеспечить взаимодействие, взаимопомощь и кооперацию, позитивное взаимное влияние молодых людей, ориентированных

на реализацию патриотических ценностей и установок в поведении и деятельности, а также на их трансляцию своему окружению;

- обеспечить высокий уровень подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодежи, организовать постоянное методическое сопровождение их деятельности, направленное на внедрение в практику их работы передовых форм, методов и средств патриотического воспитания, подтвердивших свою высокую эффективность;

- обеспечить материально-техническую базу для работы молодежных объединений, организации молодежных форумов, проведения мероприятий, направленных на актуализацию и формирование патриотических ценностей и установок у различных групп молодежи.

Результаты исследования. Для достижения поставленных целей и решения соответствующих им задач, требуется идентификация базового подхода к организации работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Нами проведено исследование ряда современных подходов развития системы граждан-ско-патриотического воспитания, в том числе при реализации различных мероприятий и программ, среди которых выделены следующие:

1) транслятивный подход, базирующийся на совокупности патриотических ценностей и установок, и доведению их до молодых людей посредством более или менее привлекательных для них текстов и образов (просветительские лекции, посещения музеев, памятных мест и мемориалов, создание и распространение художественных и публицистических произведений патриотической направленности);

2) подход, основанный на проведении акций символической сопричастности, когда ценности и установки патриотического характера осуществляются в формате символического действия, выполняемого без особой подготовки, которые молодым людям предлагается проделать (например, массовое построение, при котором участники образуют собой контур какого-либо объекта, отражающего образ Родины).

Несмотря на все достоинства данных подходов и их освоенность специалистами по патриотическому воспитанию молодежи, они,

на наш взгляд, не вполне подходят в качестве основополагающих по достижению выдвинутых выше целей и решению соответствующих задач [3].

В качестве наиболее существенных недостатков обозначенных подходов отметим следующие:

1) данные подходы апеллируют, в первую очередь, к эмоциональной области восприятия молодых людей, зачастую предполагая создание у молодого человека незамедлительного эмоционального возбуждения, как правило, не оставляющего заметных следов в его долговременных установках;

2) данные подходы не требуют от молодых людей продуктивных, результативных действий, служащих предпосылками реализации патриотических установок и ценностей на практике;

3) данные подходы не предполагают формирования и реализации ответственности молодых людей за какие бы то ни было события и процессы, происходящие в стране и регионе, а следовательно, не формируют у молодых людей установку на обязательное деятельное включение в события и процессы, принципиально важные для развития и дальнейшей жизни страны и региона;

4) данные подходы подразумевают заведомо пассивную, ведомую позицию молодых людей в вопросах, связанных с причастностью к стране и региону, с участием в важнейших процессах и событиях их жизни.

В качестве базового подхода к организации системы патриотического воспитания молодого поколения, согласно выше обозначенных целей и задач, а также нивелирующего отмеченные недостатки, предлагается избрать подход, называемый «деятельный патриотизм».

Данный подход предполагает сосредоточение основных усилий в рамках системы патриотического воспитания молодежи на формировании ответственного и деятельного отношения молодых людей к своему региону и стране, к образующим их событиям, объектам, метаморфозам, к важным символам, связанным с территорией и разворачивающимся на ней культурным и социально-экономическим процессам.

Практическая и продуктивная деятельность может быть реализована в различных масштабах, практиках, сферах. На минималь-

ном уровне они могут реализовываться в работе молодого человека над собой, своими качествами и жизненной стратегией как успешного и ответственного гражданина своей страны, обеспечивающего на своем рабочем месте или в своем бизнесе успешное функционирование ее экономики, обеспечивающего в своей повседневной жизни воспроизводство и развитие культуры. Далее границы ответственности могут и должны расширяться: ответственность за свою семью, ближайшее окружение, «малую родину», за благосостояние страны, нации, сохранение и развитие их языка и культуры.

Следует отметить, что деятельность молодых людей, посредством которой и реализуется деятельный патриотизм, должна предполагать конечный продуктивный результат, открытый для использования не только достигшим его молодым человеком, но и всеми заинтересованными представителями региона или страны. Иными словами, деятельный патриотизм не формируется за счет формального участия в некоей общности, реализующей ту или иную полезную деятельность (в том числе, к сожалению, за счет самого по себе факта прохождения службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации).

Для того, чтобы деятельный патриотизм как подход к организации гражданско-пат-риотического воспитания молодежи мог реа-лизовываться, необходимо, сформировать систему возможностей для реализации молодыми людьми осознанных, самостоятельных, ответственных действий, направленных на достижение блага для региона или страны, в различном масштабе и в разных сферах деятельности. Ключевой единицей в этой системе возможностей для самостоятельного и ответственного патриотического действия должны стать специальные, обеспеченные соответствующей инфраструктурой пространства и площадки, позволяющие молодым людям достичь значимых результатов и обеспечить их дальнейшее использование.

Соответственно, мероприятия и проекты, предполагаемые к реализации, можно условно подразделить по их функциональному назначению на следующие направления:

1. Формирование у молодых людей деятельного отношения к понятиям «Родина» и «родное».

2. Организация и обеспечение самостоятельных действий молодых людей в разных практиках и сферах деятельности, приводящих к зримым изменениям в том или ином аспекте жизни региона за счет активизации деятельности молодых людей на базе граж-данско-патриотических платформ региона.

3. Создание и поддержание культурного пространства, легитимирующего деятельный патриотизм как нормальный и естественный для молодого человека образ жизни и мыслей, мотивирующего молодых людей реализовы-вать свои патриотические ценности и установки в субъектных и ответственных продуктивных действиях; обеспечивающего участия самих молодых людей в пополнении и развитии данного культурного пространства.

Реализация деятельного патриотизма в качестве основополагающего подхода к организации гражданско-патриотического воспитания молодежи предполагает применение особого кластера содержательно-педагогических методов, связанных с рефлексивной организацией собственной деятельности молодых людей.

Ключевыми содержательно-педагогическими методами, составляющими методическое наполнение гражданско-патриотических платформ являются:

1. Предметно-деятельностные площадки, позволяющие молодым людям осваивать наиболее передовые практики по решению задач, существенных для большой и малой Родины, предполагающих отражающее опосредование, систематизацию и обобщение опыта и знаний, получаемых на данных площадках.

2. Дискуссионные площадки по злободневным современным вопросам, функционирующие в формате, предполагающем оформление содержательных позиций участников относительно вопросов, касающихся региона и страны, а также актуализация и оформление оснований этих позиций.

3. Социальные проекты и программы, ведущие к решению проблем, существенных для территории, через реализацию конкретных культурных практик, предполагающих осмысление участниками каждого этапа реализации проекта, оформление полученного опыта, актуализацию собственных оснований для реализации проектов.

4. Перманентно действующие мероприятия и площадки («игровые тренажеры»), обес-

печивающие игровое моделирование процессов и событий, связанных с развитием региона и страны, решением их проблем, утверждением их престижа, формированием и актуализацией идентичности и т.д..

5. Интенсивные школы и тематические лагеря, позволяющие разработать замыслы собственных практических действий, направленных на благо региона и страны, осуществить эти действия в режиме «пробы пера», моделирования, осмыслить полученный опыт и сформировать образ и план своей практически значимой деятельности в том же направлении.

6. Структуры молодежного самоуправления муниципального или регионального уровня, специально направляющие свою деятельность на решение значимых задач развития муниципалитета и региона.

7. Презентационные площадки и пространства (ярмарки, форумы, фестивали), демонстрирующие результаты и эффекты деятельности молодых людей, связанной с решением задач развития своего региона и страны, позволяющие их обсудить как с точки зрения достижений, дефицитов и путей их восполнения, так и с точки зрения оснований для реализации подобной деятельности.

8. Деятельностные компетентностные олимпиады, стратегические соревновательные игры в рамках которых, проявляются и инициируется значимые для региона и страны компетенции молодых людей обеспечивающие реализацию человеческого потенциала в рамках ключевых для региона направлений.

Реализация гражданско-патриотического воспитания молодежи в подходе деятельного патриотизма предполагает использование таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат, с одной стороны, стихийно возникающие молодежные патриотические инициативы, направленные на решение задач развития или восполнение дефицитов в жизни региона и страны, а с другой стороны, согласованное и целенаправленное взаимодействие разных гражданско-патрио-тических платформ.

К таким организационно-управленческим механизмам относятся:

1) система проектных клубов и ресурсных центров в муниципальных образованиях республики, поддерживающих инициативы и

проекты, задуманные в содержательно-ценностной рамке деятельного патриотизма;

2) система территориальных и муниципальных менеджерских и тьюторских центров;

3) система муниципального и регионального субсидирования молодежных инициатив и проектов, разработанных в содержательно-ценностной рамке деятельного патриотизма;

4) система конкурсов образовательных и воспитательных мероприятий, инициирующих или поддерживающих молодежные проекты и инициативы, задуманные в содержательно-ценностной рамке деятельного патриотизма;

5) система региональных патриотических соревнований, состязаний, слетов.

Область применения результатов: система воспитания ценностных и патриотических установок молодого поколения Кабардино-Балкарской республики и России.

Выводы. В контексте выше изложенного следует выделить типы молодежных сообществ, которые могут на различных этапах реализации стратегических механизмов граж-данско-патриотического воспитания активно интегрироваться в процесс воплощения проектов, мероприятий с применением подхода деятельного патриотизма и на этой основе осуществлять популяризацию в молодежной среде патриотических инициатив:

1. Сообщества, ориентированные на сохранение традиционных отношений, обществен-

ных институтов и ценностей в изменившихся условиях и готовые внятно представить свою позицию и свою деятельность как привлекательную для определенных молодежных кругов. К этой группе можно отнести столь различные направления деятельности, как военно-спортивная подготовка (в особенности, если она имеет выход на реальные задачи, ценности и отношения); сбор и обработка фольклора и национальных традиций; музейные и исследовательские проекты, направленные на реконструкцию «малой истории» и т.д.

2. Сообщества, ориентированные на решение конкретных задач по отношению к сохранению и развитию территории, к поиску перспектив ее развития. В этой группе интересны инициативы как в сферах экологии, туризма, социальной работы, так и поиск новых культурных форм самовыражения (молодежная журналистика, искусство, проекты в сфере массовых коммуникаций).

Таким образом, для молодежных сообществ участие в региональных и муниципальных проектах и программах, связанных с воспитанием деятельного патриотизма, весьма актуально с точки зрения возможности оформления своей позиции, а также развития активной деятельности через вовлечение в нее новых участников и признание этой деятельности авторитетными социальными, общественными группами.

Литература

1. Зуляр Р.Ю. Политическая социализация студенческой молодежи: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 173 с.

2. Серебряков Е.А. Патриотическое воспитание молодежи как важнейший элемент политической социализации (на примере молодежных экспедиций на Халхин-Гол) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Т. 12. С. 146-153.

3. Черных С.С., Борисов С.Ю. Региональный компонент в системе гражданско-патри-отического воспитания молодежи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 4. С. 83-88.

Referenses

1. Zulyar R. Yu. РоНйсИе8кауа 8оааН2аауа 81идепсИе8ко) шоЬёеАк исИеЬ. ро8оЫе. 1г-к^к: Ы-то Юи, 2012. 173 8.

2. Serebryakov E.A. Ра1тю11ске8кое уо8рка-ше шо1оёе2Ы как vazhnejshij еЫешеП: роИ11-cheskoj 8оаа^аси (па priшere шo1odezhпyh ehkspedicij па На1Ып-Оо1) // Izvestiya ЬкШзко-go gosudarstvennogo universiteta. Seriya «РоН-tologiya. Religiovedenie». 2015. Т. 12. S. 146153.

3. Chernyh S.S., Borisov S.Yu. К^юпаГпу) koшpoпeпt V sisteme grazhdaпsko-patriotiches-kogo vospitaпiya mo1odezhi // Vestпik Yuzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uпiversiteta (Novocherkasskogo po1itekhпiches-kogo iпstituta). Seriya: Socia1'пo-ehkoпoшiches-kie паиЫ. 2014. № 4. S. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.