Научная статья на тему 'Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации'

Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / EDUCATION SYSTEM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OBJECTIVES / INDICATORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ASSISTANCE TO INTERNATIONAL DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базавлуцкая Лилия Михайловна, Евплова Екатерина Викторовна, Коняева Елена Александровна

В статье представлены особенности и проблемы реализации целей устойчивого развития (ЦУР) в области образования. Статья основана на серии вопросов и ответов, направленных на разъяснение ЦУР № 4 «Обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», и содержит информацию для более глубокого понимания места данной цели в содействии мировому развитию на период до 2030 г. Цель. Изложить основные характеристики цели устойчивого развития в области образования, охарактеризовать задачи, конкретизирующие цель, основные принципы ЦУР № 4, смежные цели и задачи, представить механизмы мониторинга и координации целей, основные справочные документы по цели № 4. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют методы анализа и синтеза материалов исследований, общенаучные методы классификации, обобщения и сравнения. Результаты. Сделаны выводы о том, что поставленные в ЦУР задачи не могут одинаково успешно реализовываться и бедными, и богатыми странами; часть индикаторов образовательных целей зависит от социально-экономического и культурного контекста, и не имеют однозначной интерпретации для развитых и развивающихся стран, более того в разных условиях интерпретация может иметь противоположный смысл; многие показатели характеризуют деятельность, которая не даст результатов без дополнительных мер, в противном случае, эта деятельность приводит к дополнительным расходам; разработка универсальных систем и индикаторов развития представляется мало реальной, более правильной может показаться задача в области разработки подходов к формированию национальных систем индикаторов исходя из общей глобальной цели. Важно понимать, что универсальной модели образования в интересах устойчивого развития не существует и существовать apriori не может. Область применения результатов. Высказанные в статье мысли это субъективное мнение авторов статьи. Сами авторы статьи и общество в целом, не сможет наверняка ответить на вопросы об эффективности реализации ЦУР, поскольку накладывает свой отпечаток всем известный факт, что в образовании очень сложно оценить конечные эффекты, т.к. они существенно отложены во времени. К тому же, на результаты образования влияют огромное количество социальных, экономических и политических факторов, и определить истинную роль образования достаточно сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базавлуцкая Лилия Михайловна, Евплова Екатерина Викторовна, Коняева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE FIELD OF EDUCATION: FEATURES AND CHALLENGES OF IMPLEMENTATION

The article presents the peculiarities and problems of realizing sustainable development goals (SDG) in the field of education. The article is based on a series of questions and answers aimed at explaining SDG № 4, «Ensuring comprehensive and equitable quality education and promoting lifelong learning opportunities for all», and provides information for a better understanding of the place of this goal in promoting world development for the period up to 2030 year. Purpose. The article outlines the main characteristics of the goal of sustainable development in the field of education, specifies specific tasks that specify the goal, the main principles of SDG № 4, related goals and objectives, mechanisms for monitoring and coordination of goals, basic reference documents for goal 4. Methodology. The basis of the research is made by methods of the analysis and synthesis of materials of researches, general scientific methods of classification, generalization and comparison. Results. Conclusions are drawn that the tasks assigned to the LRC can not be successfully implemented by poor and rich countries; some of the indicators of educational goals depend on the socio-economic and cultural context, and do not have a unique interpretation for developed and developing countries, moreover, in different conditions, interpretation may have the opposite meaning; many indicators characterize activities that will not yield results without additional measures, otherwise, this activity leads to additional costs; the development of universal systems and indicators of development seems to be little real, it may seem more correct to develop approaches to the formation of national systems of indicators based on a common global goal. It is important to understand that there is no universal model of education for sustainable development and can not exist a priori. Practical implications. The thoughts expressed in the article are the subjective opinion of the authors of the article. The authors of the article and the society as a whole, can never be sure of answering questions about the effectiveness of the SDG implementation, as the well-known fact that the formation is very difficult to estimate the final effects leaves its imprint. they are significantly delayed in time. In addition, the results of education are affected by a huge number of social, economic and political factors and determine the true role of education it is quite difficult.

Текст научной работы на тему «Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-6-19-35 УДК 008.2

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В., Коняева Е.А.

В статье представлены особенности и проблемы реализации целей устойчивого развития (ЦУР) в области образования. Статья основана на серии вопросов и ответов, направленных на разъяснение ЦУР № 4 «Обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», и содержит информацию для более глубокого понимания места данной цели в содействии мировому развитию на период до 2030 г.

Цель. Изложить основные характеристики цели устойчивого развития в области образования, охарактеризовать задачи, конкретизирующие цель, основные принципы ЦУР № 4, смежные цели и задачи, представить механизмы мониторинга и координации целей, основные справочные документы по цели № 4.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют методы анализа и синтеза материалов исследований, общенаучные методы классификации, обобщения и сравнения.

Результаты. Сделаны выводы о том, что поставленные в ЦУР задачи не могут одинаково успешно реализовываться и бедными, и богатыми странами; часть индикаторов образовательных целей зависит от социально-экономического и культурного контекста, и не имеют однозначной интерпретации для развитых и развивающихся стран, более того - в разных условиях интерпретация может иметь противоположный смысл; многие показатели характеризуют деятельность, которая не даст результатов без дополнительных мер, в противном случае, эта деятельность приводит к дополнительным

расходам; разработка универсальных систем и индикаторов развития представляется мало реальной, более правильной может показаться задача в области разработки подходов к формированию национальных систем индикаторов исходя из общей глобальной цели. Важно понимать, что универсальной модели образования в интересах устойчивого развития не существует и существовать apriori не может.

Область применения результатов. Высказанные в статье мысли - это субъективное мнение авторов статьи. Сами авторы статьи и общество в целом, не сможет наверняка ответить на вопросы об эффективности реализации ЦУР, поскольку накладывает свой отпечаток всем известный факт, что в образовании очень сложно оценить конечные эффекты, т.к. они существенно отложены во времени. К тому же, на результаты образования влияют огромное количество социальных, экономических и политических факторов, и определить истинную роль образования - достаточно сложно.

Ключевые слова: образование; цели устойчивого развития; система образования; задачи устойчивого развития; индикаторы устойчивого развития; содействие международному развитию.

THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE FIELD OF EDUCATION: FEATURES AND CHALLENGES OF IMPLEMENTATION

Bazavlutskaya L.M., Evplova E.V., Konyaeva E.A.

The article presents the peculiarities and problems of realizing sustainable development goals (SDG) in the field of education. The article is based on a series of questions and answers aimed at explaining SDG № 4, «Ensuring comprehensive and equitable quality education and promoting lifelong learning opportunities for all», and provides information for a better understanding of the place of this goal in promoting world development for the period up to 2030 year.

Purpose. The article outlines the main characteristics of the goal of sustainable development in the field ofeducation, specifies specific tasks

that specify the goal, the main principles of SDG № 4, related goals and objectives, mechanisms for monitoring and coordination of goals, basic reference documents for goal 4.

Methodology. The basis of the research is made by methods of the analysis and synthesis of materials ofresearches, general scientific methods of classification, generalization and comparison.

Results. Conclusions are drawn that the tasks assigned to the LRC can not be successfully implemented by poor and rich countries; some of the indicators of educational goals depend on the socio-economic and cultural context, and do not have a unique interpretation for developed and developing countries, moreover, in different conditions, interpretation may have the opposite meaning; many indicators characterize activities that will not yield results without additional measures, otherwise, this activity leads to additional costs; the development of universal systems and indicators of development seems to be little real, it may seem more correct to develop approaches to the formation of national systems of indicators based on a common global goal. It is important to understand that there is no universal model of education for sustainable development and can not exist a priori.

Practical implications. The thoughts expressed in the article are the subjective opinion of the authors of the article. The authors of the article and the society as a whole, can never be sure of answering questions about the effectiveness of the SDG implementation, as the well-known fact that the formation is very difficult to estimate the final effects leaves its imprint. they are significantly delayed in time. In addition, the results of education are affected by a huge number ofsocial, economic and political factors and determine the true role of education - it is quite difficult.

Keywords: education; sustainable development goals; education system; sustainable development objectives; indicators of sustainable development; assistance to international development.

Освобождение от геополитических и идеологических оков со времен холодной войны позволило мировому сообществу сфокусироваться на решении мировых проблем. Развивающиеся страны

и государства с переходной экономикой столкнулись с проблемами в социальной, экономической и экологической сферах. А вопросы международной безопасности вышли на новый более высокий уровень. Квинтэссенцией нового взгляда на последствия глобализации явилось принятие 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеи ООН Цели развития тысячелетия (ЦРТ).

Данные цели отражали проблемы развития того времени и ставили определённые задачи к реализации до 2015 г. Таким образом, в мировом сообществе появилась рамочное соглашение высокого уровня по взаимодействию в области содействия международному развитию (СМР). Но, путь к достижению ЦРТ оказался по силам не всем развивающимся странам в виду своей универсальности, цели изначально оказались недосягаемым для ряда государств, т.к. не учитывали серьезные факторы, влияющие на развитие, такие как военные конфликты, слабые государственные институты, коррупцию, финансовое состояние стран и другое. В 2008 г. мировой финансовый кризис стал серьезным препятствием на пути к реализации ЦРТ. Вследствие чего многие страны так и не смогли достигнуть поставленных целей в срок.

Нельзя однозначно сказать, что концепция ЦРТ себя не оправдала, т.к. с 2000 г. человечество достигло беспрецедентных результатов в борьбе с бедностью, доступностью бесплатного образования, сокращением детской и материнской смертности. Благодаря ЦРТ в развивающихся странах уровень крайней нищеты сократился вдвое, обеспечено равное начальное образование для девочек и мальчиков, а число ВИЧ-инфицированных уменьшилось на 40% [4].

Учитывая сложность кризисной ситуации и опыт, полученный при реализации ЦРТ, страны доноры продолжили содействие международному развитию. Однако подходы в отношениях развивающихся стран были пересмотрены, акценты помощи сместились на такие вопросы, как необходимость устойчивого развития, поиск индивидуальных подходов к работе в развивающихся и нестабильных государствах, создание более реалистичных целей. Таким образом, в 2015 г. Международным сообществом были сформулированы цели

устойчивого развития (ЦУР), положившие начало новому витку эволюция в области СМР.

Так, 193 государства-члена утвердили 17 целей и 169 задач в области устойчивого развития - очередная попытка положить конец нищете, борьбе с неравенством, образованности населения, решение проблемы изменения климата, безопасности мира и многое другое. Установили и новые сроки реализации данных целей и задач - до 2030 г.

Характеристика целей устойчивого развития в области образования

ЦУР призваны помочь найти баланс между процветанием человечества и защиты планеты. Лидеры развитых стран обязались достичь поставленных целей в указанный срок. Таким образом, планка, заданная ЦРТ, повысилась. Суть целей устойчивого развития - улучшить условия жизни всех людей повсеместно и сделать мир совершеннее для будущих поколений.

ЦУР признают образование одним из основных факторов развития, о чем свидетельствует вынесение задач в области образования в отдельную цель - цель N° 4 «Обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Далее подробнее охарактеризуем ЦУР № 4. Информацию представим в табличной форме (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика целей устойчивого развития в области образования

Номер цели и название цели Цель № 4 «Обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»

Количество задач Задачи 4.1-4.7.а.Ь.с

Индикаторы задач 43 индикатора: 11 обязательных индикаторов - инвариантных, 32 вариативных индикатора - для использования странами по выбору

Охват Для всех стран, вне зависимости от географического расположения, политических целей, экономического развития, религиозных принадлежностей и т.д.

Окончание табл. 1.

Основные принципы 1. У каждого человека должна быть возможность обучения на протяжении всей жизни. 2. Образование должно являться основополагающим правом человека. 3. Начальное и среднее образование должно быть бесплатным и качественным. 4. Каждый имеет право получить образование, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса и т.д. 5. Профессионально-техническое и высшее образование должно быть недорогим и качественным. 6. Значительная доля взрослого населения должны уметь читать, писать и считать. 7. Все обучающиеся должны приобретать знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию. 8. Необходимо создавать и совершенствовать учебные заведения, увеличить во всем мире количество стипендий и число квали-филированных учителей

Смежные цели и задачи Цель № 3 «Здоровья и благополучия» (задача 3.8). Цель № 5 «Гендерное равенство» (задача 5.6). Цель № 8 «Достойный труд и экономический рост» (задача 8.6). Цель № 12 «Ответственное потребление и производство» (задача 12.8). Цель № 13 «Смягчение последствий изменения климата» (задача 13.3)

Мониторинг и координация На национальном уровне мониторинг и координацию должны обеспечивать посредством разнообразных действующих механизмов или партнерских связей. Природа и динамика действующих в сфере образования механизмов координации могут варьироваться в разных странах и условиях. Руководящим комитетом по осуществлению ЦУР № 4 на международном уровне является ЮНЕСКО

Основные справочные документы по цели № 4 1. Инчхонская декларация (2015 г.). 2. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (2015 г.). 3. Рамочная программа действий «Образование-2030» (2015 г.). 4. Переосмысливая образование: образование как всеобщее благо? (2015 г.). 5. Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. Всемирный доклад о мониторинге образования (2016 г.)

Сроки До 2030 года

Как можно сделать вывод из информации, представленной в таблице, образование является частью целей в области здравоохранения и благополучия, тендерного равенства, экономического роста, потребления и производства, смягчение последствий изменения климата.

Задачи ЦУР в области образования

Цель № 4 включает в себя 7 задач, позволяющих поэтапно решить поставленную цель. Перечислим их.

4.1. By 2030, ensure that all girls and boys complete free, equitable and quality primary and secondary education leading to relevant and Goal-4 effective learning outcomes (к 2030 г. обеспечить, чтобы все девочки и мальчики завершали получение бесплатного, равноправного и качественного начального и среднего образования, позволяющего добиться востребованных и эффективных результатов обучения).

4.2. By 2030, ensure that all girls and boys have access to quality early childhood development, care and preprimary education so that they are ready for primary education (к 2030 г. обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования).

4.3. By 2030, ensure equal access for all women and men to affordable and quality technical, vocational and tertiary education, including university (к 2030 г. обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому образованию).

4.4. By 2030, substantially increase the number of youth and adults who have relevant skills, including technical and vocational skills, for employment, decent jobs and entrepreneurship (к 2030 г. существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью) [7].

4.5. By 2030, eliminate gender disparities in education and ensure equal access to all levels of education and vocational training for the vulnera-

ble, including persons with disabilities, indigenous peoples and children in vulnerable situations (к 2030 г. ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении).

4.6. By 2030, ensure that all youth and a substantial proportion of adults, both men and women, achieve literacy and numeracy (к 2030 г. обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать).

4.7. By 2030, ensure that all learners acquire the knowledge and skills needed to promote sustainable development, including, among others, through education for sustainable development and sustainable lifestyles, human rights, gender equality, promotion of a culture of peace and non-violence, global citizenship and appreciation of cultural diversity and of culture's contribution to sustainable development (к 2030 г. обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие).

4.a. Build and upgrade education facilities that are child, disability and gender sensitive and provide safe, nonviolent, inclusive and effective learning environments for all (создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров и эффективную среду обучения для всех).

4.b. By 2020, substantially expand globally the number of scholarships available to developing countries, in particular least developed countries, small island developing States and African countries, for enrolment in higher education, including vocational training and information and communications technology, technical, en-

gineering and scientific programmes, in developed countries and other developing countries (к 2020 г. значительно увеличить во всем мире количество стипендий, предоставляемых развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, малым островным развивающимся государствам и африканским странам, для получения высшего образования, включая профессионально-техническое образование и обучение по вопросам информационно-коммуникационных технологий, технических, инженерных и научных программ в развитых странах и других развивающихся странах) [9].

4.c. By 2030, substantially increase the supply of qualified teachers, including through international cooperation for teacher training in developing countries, especially least developed countries and small island developing states (к 2030 г. значительно увеличить число квалифицированных учителей, в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке учителей в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах) [6].

Проблемы реализации ЦУР в области образования

Вышеперечисленные задачи достаточно разнообразны, начиная от всеобщего начального и среднего образования, заканчивая повышением квалификации педагогов. При этом сами по себе цели и задачи устойчивого развития формулируются весьма расплывчато.

В связи с чем, остается открытым ряд дискуссионных вопросов: что понимается под открытостью образования, доступностью образования, качеством образования? Во всех ли странах мира одинаково понимают значение этих слов? У всех ли стран одинаковые стартовые условия для внедрения вышепредставленных задач и достижения единых целей? Возможно ли сделать так, чтобы все индикаторы одинаково работали на абсолютно разных странах, отличающихся между собой религиозными предпочтениями, социально-экономическим развитием, развитием образовательной системы, менталитетом граждан, структурой населения и т.д.

В связи с отсутствием ответов на перечисленные выше вопросы, после принятия задач устойчивого развития в области образования началась разработка системы индикаторов достижения цели № 4.

Сегодня международным сообществом при координации ЮНЕСКО ведется активная работа по формированию пакета индикаторов, характеризующих уровень достижения цели и решения задач в области образования. Разрабатываемые индикаторы имеют своей целью создать ориентиры для выработки национальных образовательных политик всех стран [2].

Индикативные показатели ЦУР в области образования

Всего предложено 43 индикатора: 11 обязательных индикаторов - инвариантных, 32 вариативных индикатора - для использования странами по выбору [1]. Приведем примеры:

1) индикатор 4.1.7. - число лет бесплатного и обязательного начального и основного среднего образования, гарантированного законодательно;

2) индикатор 4.3.2. - валовой коэффициент охвата населения образованием;

3) индикатор 4.с.5. - средняя заработная плата педагогов по отношению к средней заработной плате работников других профессий, требующих сопоставимой квалификации;

4) индикатор 4.с.7. - доля учителей, прошедших повышение квалификации за последние 12 месяцев по видам повышения квалификации.

В частности, анализируя индикатор 4.1.7., можно сказать, что нормативно-правовое обеспечение - необходимое, но недостаточное условие развития системы качественного образования и не может служить надежным индикатором совершенствования системы образования. Анализируя индикатор 4.3.2., можно сделать вывод, что формально более высокий уровень образования не ведёт к более высокому уровню грамотности, важны не столько показатели вовлеченности населения в образование, сколько качество этого об-

разования; индикаторы 4.с.5. и 4.с.7. - также, лишь по формальным признакам гарантируют качество образования [3].

Разработанные индикаторы немного уточняют и разъясняют поставленные задачи, но не способны полностью конкретизировать их. Как и большинство индикаторов, разработанных в образовательной сфере, они изменяют не конечные эффекты, а затраты, ресурсы или, в лучшем случае, промежуточные, внутрисистемные результаты; позволяют понять идеологию разработчиков. Однако, на сегодняшний день, по большинству из них не отработана методология расчёта и механизмы сбора данных. Ко всему прочему, как можно заметить, подавляющее число предложенных индикаторов требуют методической доработки.

Другими словами, предложенный набор индикаторов - повод поговорить о том, как связаны индикаторы решения задач ЦУР № 4 с результативностью образовательных систем, насколько единые индикаторы могут служить универсальным ориентиром для выработки образовательной политики в странах, существенно отличающихся между собой.

Важно понимать, что универсальной модели образования в интересах устойчивого развития не существует и существовать аргюй не может. К тому же, накладывает свой отпечаток всем известный факт о том, что в образовании очень сложно оценить конечные эффекты, поскольку они, как правило, существенно отложены во времени. Ко всему прочему, на результаты образования влияют огромное количество социальных, экономических и политических факторов и определить истинную роль образования - достаточно сложно.

Отметим, что после принятия целей устойчивого развития, в том числе и в области образования, прошло уже порядка трёх лет. С тех пор началась работа по разработке индикативных показателей, но это существенно не повлияло на решение стоящих перед мировой общественностью задач.

Важным вкладом в формировании концепции образования на период после 2015 г. можно считать рабочие программы действий по осуществлению цели № 4 в области устойчивого развития, сформу-

лированные в ходе Всемирного форума по вопросам образования, который состоялся в Республике Корея. В Инчхонской декларации и Рамочной программе действий «Образование-2030» указывается, что мандат Всемирного доклада по мониторингу образования состоит в том, чтобы выступать в качестве «механизма мониторинга и отчетности по ЦУР № 4 и по вопросам образования в других ЦУР» и обеспечивать предоставление «информации об осуществлении национальных и международных стратегий, что должно содействовать подотчетности всех соответствующих партнеров за взятые обязательства как части общей деятельности и обзора по ЦУР» [5].

В рамках общей координации ЦУР Декларация возложила на ЮНЕСКО руководящую и координирующую роль в деле осуществления целей, связанных с образованием. В некоторых развитых европейских странах за истекший период так же были приняты национальные стратегии устойчивого развития, которые успешно реализуются. Особого внимания здесь заслуживает опыт Германии, где была принята декларация Университетов под эгидой Комиссии по устойчивому развитию. В декларации было заявлено, что университеты ответственны за ориентированное в будущее развитие общества, а именно за устойчивое развитие. Для России вопрос об изменении образовательной системы остается актуальным, а проблема создания эффективных программ и деклараций в области устойчивого развития - открытой. К сожалению, но ряд развивающихся стран так же по сей день не предприняли никаких действий по реализации ЦУР № 4, что может обернуться серьёзными негативными последствиями на успешность реализации данной программы [7; 8; 9; 10;11; 12].

Заключение

При этом остается открытыми ряд дискуссионных вопросов:

1. Как связано понятие «устойчивое развитие в области образования» с открытостью образования, бесплатностью образования, уровнем образованности населения, качеством образования и т.д.? При достижении данных индикаторов будет ли развитие образовательной сферы устойчивым?

2. Кто в России и в других странах будет отвечать за достижение целей устойчивого развития, какой орган будет осуществлять мониторинг успешности достижения поставленных задач?

3. При разработке индикаторов устойчивого развития в области образования будут ли использованы модели развития конкретных стран, в частности, развивающихся стран?

4. Могут ли быть для всех стран единые индикаторы понятия «доступность образования», «грамотность населения», «качество образования», «эффективность результатов обучения» и т.д.?

5. Будет ли достижение целей, задач и индикаторов устойчивого развития, в том числе и в сфере образования, реальным, либо приведёт к формальному достижению каких-либо промежуточных результатов, с целью отчитаться перед мировой общественностью?

На эти и ряд других дискуссионных вопросов пока нет ответов как в России, так и за ее пределами.

Сделаем общие выводы из вышесказанного:

1. Поставленные в ЦУР задачи не могут одинаково успешно ре-ализовываться и бедными, и богатыми странами.

2. Часть индикаторов образовательных целей зависит от социально-экономического и культурного контекста, и не имеют однозначной интерпретации для развитых и развивающихся стран, более того - в разных условиях интерпретация может иметь противоположный смысл.

3. Многие показатели характеризуют деятельность, которая не даст результатов без дополнительных мер, в противном случае, эта деятельность приводит к дополнительным расходам.

4. Разработка универсальных систем и индикаторов развития представляется мало реальной. Более правильной может показаться задача в области разработки подходов к формированию национальных систем индикаторов исходя из общей глобальной цели.

Список литературы

1. Абрамович М.Л. Индикаторы достижения в сфере образования и национальная образовательная политика http://docplayer. ru/71581773-Indikatory-dostizheniya-v-sfere-obrazovaniya-i-nacional-naya-obrazovatelnaya-politika.html (дата обращения: 23.04.2018).

2. Базавлуцкая Л.М., Творческий подход в системе высшего профессионального образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2013. № 1 (10). С. 5-9.

3. Всемирный доклад по мониторингу образования за 2017-2018 гг. http://unesdoc.unesco.org/images/0025/002595/259593r.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

4. Менеджмент: современные проблемы управления / Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Базавлуцкая Л.М., Корнеева Н.Ю., Рыжикова А.М., Рябчук П.Г. Челябинск, 2017.

5. «Распаковка» Цели 4 в области устойчивого развития Образова-ние-2030. http://docplayer.ru/70804700-Raspakovka-celi-4-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya-obrazovanie-2030.html (дата обращения: 23.04.2018).

6. Bermudez J.L. Cognitive Science. An Introduction to the Science of the Mind. Cambridge University Press, 2014. 553 p.

7. Carolyn P., Sobel P.L. The Cognitive Sciences: An Interdisciplinary Approach. SAGE Publications, 2014. 440 p.

8. Goal 4: Ensure inclusive and quality education for all and promote lifelong learning. https://www.un.org/sustainabledevelopment/education/ (дата обращения: 23.04.2018).

9. Latucca L.R. Creating interdisciplinary: interdisciplinary research and teaching among college and university faculty. Nashville: Vanderbilt University Press, 2001.

10. Merton R.K. The Normative Structure of Science, in The Sociology of Science, University of Chicago Press, Chicago, II, 1973.

11. Post R. Debating disciplinarity // Critical Inquiry. 2009. Vol. 35. № 4, pp. 749-770.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Wellbery D. The general enters the library: a note on disciplines and Complexity // Critical Inquiry. 2009. Vol. 35. № 4, pp. 982-994.

References

1. Abramovich M.L. Indikatory' dostizheniya v sfere obrazovaniya i na-cionaVnaya obrazovateVnaya politika [Indicators of achievement in the field of education and national educational policy]. http://docplayer. ru/71581773-Indikatory-dostizheniya-v-sfere-obrazovaniya-i-nacional-naya-obrazovatelnaya-politika.html (accessed April 23,2018).

2. Bazavlutskaya L.M., Tvorcheskij podxod v sisteme vy'sshego profession-alnogo obrazovaniya [Creativity in higher professional education]. Professional project: ideas, technologies, results. 2013. № 1 (10), pp. 5-9.

3. Vsemirnyj dokladpo monitoringu obrazovaniya za 2017-2018 [Global report on monitoring education for 2017/8]. http://unesdoc.unesco.org/ images/0025/002595/259593r.pdf (accessed April 23,2018).

4. Menedzhment: sovremenny'e problemy' upravleniya [Management: modern management problems]. Chelyabinsk, 2017.

5. «Raspakovka» Celi 4 v oblasti ustojchivogo razvitiya 0brazovanie-2030 [The "unboxing" of Objective 4 on sustainable development Educa-tion-2030]. http://docplayer.ru/70804700-Raspakovka-celi-4-v-oblasti-us-toychivogo-razvitiya-obrazovanie-2030.html (accessed April 23, 2018).

6. Bermudez J.L. Cognitive Science. An Introduction to the Science of the Mind. Cambridge University Press, 2014. 553 p.

7. Carolyn P., Sobel P.L. The Cognitive Sciences: An Interdisciplinary Approach. SAGE Publications, 2014. 440 p.

8. Goal 4: Ensure inclusive and quality education for all and promote lifelong learning. https://www.un.org/sustainabledevelopment/education/ (accessed April 23, 2018).

9. Latucca L.R. Creating interdisciplinary: interdisciplinary research and teaching among college and university faculty. Nashville: Vanderbilt University Press, 2001.

10. Merton R.K. The Normative Structure of Science, in The Sociology of Science, University of Chicago Press, Chicago, II, 1973.

11. Post R. Debating disciplinarity. Critical Inquiry. 2009. Vol. 35. № 4, pp. 749-770.

12. Wellbery D. The general enters the library: a note on disciplines and Complexity. Critical Inquiry. 2009. Vol. 35. № 4, pp. 982-994.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Базавлуцкая Лилия Михайловна, к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права

ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ул. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация lilibaz@mail.ru

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права

ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ул. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация ekaterina@evplova.ru

Коняева Елена Александровна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ул. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация elen-konyaev@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Bazavlutskaya Liliya Mikhailovna, Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Candidate of Pedagogical Sciences

South Ural State University of Humanities and Education

69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian

Federation

lilibaz@mail.ru

SPIN-code: 1356-5723

Evplova Ekaterina Viktorovna, Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Candidate of Pedagogical Sciences

South Ural State University of Humanities and Education

69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian

Federation

ekaterina@evplova.ru

Konyaeva Elena Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods, Candidate of Pedagogical Sciences

South Ural State University of Humanities and Education

69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian

Federation

elen-konyaev@yandex. ru SPIN-code: 7268-4522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.