Научная статья на тему 'Цели создания государственных корпораций'

Цели создания государственных корпораций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3514
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / СОЗДАНИЕ / ЦЕЛИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / STATE CORPORATIONS / CREATION / PURPOSES / LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замрыга Дарья Викторовна

Рассматриваются цели создания государственных корпораций. Проанализированы цели действующих государственных корпораций. Автор приходит к выводу, что при помощи государственных корпораций государство создает для себя особый правовой режим участия в гражданско-правовых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели создания государственных корпораций»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 62-65. © Д. В. Замрыга, 2009

УДК 346.1

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Д.В. ЗАМРЫГА

Рассматриваются цели создания государственных корпораций. Проанализированы цели действующих государственных корпораций. Автор приходит к выводу, что при помощи государственных корпораций государство создает для себя особый правовой режим участия в гражданско-правовых отношениях.

Ключевые слова: государственные корпорации, создание, цели, правовой режим.

In present article the purposes of creation of the state corporations are examined. The purposes of existing state corporations are analysed. The author comes to a conclusion, that by means of the state corporations the state creates for itself a special legal regime of participation in civil-law attitudes.

Ключевые слова: state corporations, creation, purposes, legal regime.

Проведение административной реформы в Российской Федерации показало в том числе на необходимость изменения форм и методов государственного регулирования экономики. Ранее в качестве субъекта экономических отношений, помимо государственных органов, государство было представлено посредством государственных унитарных предприятий, а в настоящее время для этих целей всё чаще используются государственные корпорации [1].

Предполагается, что в случае возникновения необходимости создания комплексной системы безопасности (в той или иной сфере, например, при освоении континентального шельфа), для решения организационных вопросов в части информационного обеспечения, межведомственного взаимодействия и взаимодействия со специализированными организациями, а также обеспечения готовности сил и средств органы исполнительной власти должны создавать ведомственные подсистемы в соответствии с распределением зон ответственности путем принятия нормативно-правовых, технико-технологических и организационных решений. В то же время одного администрирования недостаточно, необходимо создание единой государственной организации, не только выполняющей хозяйственно-управленческие функции, но и в комплексе решающей вопросы эффективного использования бюджетных средств [2].

Структура, при которой управленческая функция - реализация прав собственника от

имени Российской Федерации - была распределена между фондами имущества различных уровней и рядом других ведомств, исключает возможность проведения государством единой хозяйственной политики [3]. Инструментом реализации государственной политики (в том числе национальных проектов) в настоящий момент является государственная корпорация.

Некоторые авторы считают, что, создавая государственные корпорации, государство фактически возвращается к управлению стратегическими процессами в экономике и высокодоходными отраслями предпринимательской деятельности и создание госкорпораций обеспечит равноправное участие государства в управлении хозяйственной деятельностью [4], позволит создать оптимальную модель управления включенным в хозяйственный оборот государственным имуществом [5].

Г.Б. Козаева полагает, что государство в Российской Федерации является самым крупным собственником, вследствие чего вынуждено вступать в гражданско-правовые отношения, при этом обладает особым статусом, является особым субъектом в условиях действия принципа о равноправии субъектов и автономии воли абсолютно всех субъектов, обладает правоспособностью «не тождественной правоспособности других субъектов» [6]. Таким образом, государство создает для себя особый правовой режим участия в гражданско-правовых отношениях посредством

создания государственных корпораций. Государственные корпорации созданы как альтернатива участия государства в гражданско-правовых отношениях, при этом ими должны выполняться свойственные государству социальные, управленческие и иные общественно полезные цели.

Несмотря на множество «благих» целей, ряд авторов считают основной целью создания госкорпораций - мягкий способ национализации экономики [7]; другие называют госкорпрации «черными дырами», не контролируемыми государством и провоцирующими развитие коррупции [8], способом приватизации государственного имущества [9].

Государственные корпорации, как и иные некоммерческие организации, осуществляют предпринимательскую деятельность в рамках установленных целей их деятельности (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях») [10]. Следовательно, установленные законодателем цели являются ограничениями, определенными рамками, в которых должны действовать государственные корпорации.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создавалась для проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области (ст. 4 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [11]).

Государственная корпорация «Ростехнологии» осуществляет содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций -разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, при-

влечения инвестиций в организации различных отраслей, участие в реализации государственной политики в области военнотехнического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения (ст. 3 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии» [12]).

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта создана в целях осуществления управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. в городе Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта (ст. 6 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» [13]).

Российская корпорация нанотехнологий действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии (ст. 3 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» [14]).

Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, её диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической,

страховой, консультационной и иной деятельности, предусмотренной законом, по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О банке развития» [15]).

Целями деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (ст. 4 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» [16]).

Деятельность Агентства по страхованию вкладов направлена на обеспечение функционирования системы страхования вкладов (ст. 15 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [17]).

Таким образом, общей для всех перечисленных государственных корпораций является реализация общенациональных экономических и социальных задач, специальных национальных проектов, федеральных целевых программ, однако цели деятельности у большинства государственных корпораций сформулированы не четко (например, осуществление управленческих и иных общественно-полезных функций; содействие реализации государственной политики и т. д.), следовательно, и установленные ограничения носят чисто формальный характер.

Отдельными авторами предлагается ввести ограничения на осуществление государственными корпорациями определенных видов предпринимательской деятельности, например, производства товаров, выполнения работ, оказания услуг [18]. Однако анализ приоритетных направлений деятельности государственных корпораций позволяет сделать вывод об активном участии государственных корпораций в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг [19]. Следует учитывать тот факт, что сфера деятельности государственных корпораций обширна и перечислить цели, функции, задачи практически невозможно, а введение строгих ограничений не позволит государственным корпорациям эффективно достигать целей, предусмотренных законодателем. Строгое регламентирование деятельности государственных корпораций подзаконными актами

увеличит срок принятия решений, что также не соответствует целям деятельности государственных корпораций. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является установление системы последующего контроля принимаемых решений исполнительными органами государственных корпораций, установление норм об обязательном раскрытии информации, а также включение норм об ответственности исполнительных органов (и иных ответственных лиц) государственных корпораций в законодательство Российской Федерации.

1. Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. - 200S. - № 5 - С. 111-115.

2. Иванюк И. И., Каминский В.Д., Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С. Государственная корпорация как инструмент освоения континентального шельфа Российской федерации // Закон и право. - 200S. - № 3. - С. S-10; Семенов А. В., Серегина Т. А. Особенности правового положения государственной корпорации // Право и экономика. - 200S. - № 2. -С. 3-9.

3. Там же.

4. Там же.

5. Мореева С. Государственные корпорации. -

URL: http://www.yurclub.ru/docs/corporate/

article63.html

6. Козаева Г.Б. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях // Закон и право. -200S. - № 5. - С. 32-33.

7. Например, Зюзев А. Сколько денег «съедят» госкорпорации? // Комсомольская правда. -2007. - 7 сент.

S. См.: Интервью М. Делягина, директора Института проблем глобализации. - URL: http:// www.svobodanews.ru

9. Потапов В.А., Лазарев В.В. Корпорации и их виды в российской правовой системе // Внешнеторговое право. - 2006. - № 2. -С. 59-62.

10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - № 3. - Ст. 145.

11. Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» от

01.12.2007 № 317-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. -№ 49. - Ст. 607S.

12. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ. - 2007. - № 4S (часть II). -Ст. 5S14.

13. Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских

объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 № 238-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 45. -Ст. 5415.

14. Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий» от 19.07.2007 № 139-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - №30. - Ст. 3753.

15. Федеральный закон «О банке развития» от

17.05.2007 № 82-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 22.

- Ст. 2562

16. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ // СЗ РФ.

- 2007. - № 30. - Ст. 3799.

17. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Феде-

рации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ // СЗ РФ. -2003. - № 52 (часть 1). - Ст. 5029.

18. Курбатов А. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. - 2008. -№ 4. - С. 105-124.

19. Приоритетные направления деятельности ука-

заны на официальных сайтах государственных корпораций. Например, на сайте РОСНАНО (Российская корпорация нанотехнологий) в качестве одной из целей указано: «разработка новых видов продукции нанотехнологий, которые появятся на рынке через несколько лет, и доведение этих видов продукции до промышленного производства» (URL: http://

www.rusnano.com/Rubric.aspx?RubricId=264).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.