Научная статья на тему 'Аудит государственных корпораций по законодательству Российской Федерации'

Аудит государственных корпораций по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
82
Поделиться
Ключевые слова
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / AN AUDIT REPORT / THE STATE CORPORATION / THE NONCOMMERCIAL ORGANISATION / INTERNAL AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бандурина Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются правовые основы аудиторской отчетности государственных корпораций в соответствии с нормами нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Исследуются общие вопросы составления аудиторского заключения относительно государственных корпораций, а также практика его составления.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бандурина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Audit of the state corporations under the legislation of the Russian Federation

In given article legal bases of the auditor reporting of the state corporations according to norms of the new Federal law «About auditor activity» are considered. The general questions of drawing up of an audit report concerning the state corporations, and also practice of its drawing up are investigated.

Текст научной работы на тему «Аудит государственных корпораций по законодательству Российской Федерации»

АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бандурина Наталья Владимировна, доцент кафедры финансового права юридического факультета ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук.

Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые основы аудиторской отчетности государственных корпораций в соответствии с нормами нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Исследуются общие вопросы составления аудиторского заключения относительно государственных корпораций, а также практика его составления.

Ключевые слова: аудиторское заключение, государственная корпорация, некоммерческая организация, внутренний аудит.

AUDIT OF THE STATE CORPORATIONS UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natalia Bandurina, the senior lecturer of chair of the financial right of faculty of law IEUP of the Russian state humanitarian university, the candidate of jurisprudence.

Annotation. In given article legal bases of the auditor reporting of the state corporations according to norms of the new Federal law «About auditor activity» are considered.

The general questions of drawing up of an audit report concerning the state corporations, and also practice of its drawing up are investigated.

Keywords: an audit report, the state corporation, the noncommercial organisation, internal audit.

В последнее время достаточно широкое и постепенное развитие приобретает такой институт как государственные корпорации. Возможность их организации и деятельности предусмотрена ст. 7.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях»1, согласно п. 1 которой государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Поскольку в указанном пункте 1 ст. 7.1. предусмотрено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона, то правовой статус создаваемых в Российской Федерации государственных корпораций находит свое закрепление и раскрытие в подобных законах.

1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»/ СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

Следует отметить, что поскольку государственные корпорации являются некоммерческими организациями в силу прямого указания Федерального закона «О некоммерческих организациях» они составляют и предоставляют отчетность как в соответствии с указанным законом, так и согласно нормам федеральных законов об их создании.

В частности, согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В то же время государственные корпорации освобождены от обязанностей, присущих некоммерческим организациям, связанным с:

-представлением в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3. ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

-информированием уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлением соответствующих документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган (п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Кроме того, ч. 2 п. 2 ст. 7.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Однако подобные законы устанавливают необходимость отчетности государственной корпорации не только об использовании своего имущества, но и по ряду иных оснований, а также определяют обязательность проведения аудиторских проверок данной формы организации.

В настоящее время созданы и действуют следующие государственные корпорации:

- в сфере промышленности и технологий: Российская корпорация нанотехнологий3; Государственная корпорация «Ростехнологии»4; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»5;

2 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»/ СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть 1), ст. 3431

3 Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»/ СЗ РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3753

Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ, 26.11.2007, № 48 (2 ч.), ст. 5814

5 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078

Бандурина Н.В.

АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

- в финансовой сфере: Агентство по страхованию вкладов6; Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внеш-экономбанк)»7;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в иных сферах: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства8; Государственная корпорация по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта9.

Кроме того, выдвигаются также иные предложения о создании государственных корпораций.

Согласно требованиям законодательства в законах, предусматривающих создание и особенности функционирования различных государственных корпораций, содержатся специальные нормы об отчетности и аудите.

В государственных корпорациях для проведения аудита уполномоченным органом определяется на конкурсной основе аудиторская организация, а также размер ее вознаграждения (п. 1 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» п. 1 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» п. 2 ст. 35 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 42 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» п. 1 ст. 8 ФЗ «О банке развития» п. 2 ст. 13 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» п. 1 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»10 договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»11.

Кроме того, в отношении всех действующих государственных корпораций закреплено правило о возможности проведения внеочередного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпораций на условиях, предусмотренных законодательством Российской Фе-

6 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ, 29.12.2003, № 52 (часть 1), ст. 5029

7 Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития»/ СЗ РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2562

8 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»/ СЗ РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3799

9 Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»/ СЗ РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5415

10 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»/ СЗ РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15

11 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105

дерации (п. 4 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» п. 5 ст. 35 Фз «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» п. 3 ст. 25 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» п. 5 ст. 8 ФЗ «О банке развития» п. 3 ст. 13 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» п. 4 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Безусловно, одним из логичных правил является необходимость проведения аудита аудиторской организацией до утверждения годового отчета государственных корпораций уполномоченным органом.

При этом аудиторское заключение подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью государственной корпорации (п. 2 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» п. 4 ст. 35 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» п.п. 2, 3 ст. 8 ФЗ «О банке развития» п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Одним из значительных требований является проведение в государственных корпорациях не только внешнего аудита специально отобранной независимой аудиторской организацией, но и внутреннего аудита.

При этом внутренний аудит может осуществляться:

- ревизионной комиссией государственной корпорации (п. 2 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»);

- службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров государственной корпорации (п. 2 ст. 25 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

- службой внутреннего контроля, подотчетной наблюдательному совету государственной корпорации (п. 4 ст. 8 ФЗ «О банке развития»).

Следует отметить, что внутренние аудиторы осуществляют проверки (ревизии) государственных корпораций, их структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ на постоянной основе как ежегодно, так и поквартально, или в иной отчетный период, который будет установлен уполномоченным органом государственной корпорации.

По результатам проверки (ревизии) внутренний аудитор составляет заключение, в котором может содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах корпорации;

- информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также о фактах нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансовохозяйственной деятельности;

- требование о созыве внеочередного заседания совета директоров при возникновении угрозы интересам корпорации, ее кредиторам или выявлении злоупотреблений должностных лиц;

- предъявление предписаний органам управления, структурным подразделениям корпорации, ее филиалам и представительствам об устранении выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и пред-

ставления финансовой отчетности, а также выявлении фактов нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения о соответствии представленных на утверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в корпорации с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.

Таким образом, в завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено достаточно больше количество мер по правовому регулированию деятельности государственных корпораций, чья основная задача заключается в эффективном управлении предоставленным государством имуществом для достижения государственных целей. Надеемся, что предоставление установленной отчетности, подкрепленной соответствующим аудиторским заключением, позволит сделать функционирование государственных корпораций наиболее соответствующим тем достижениям, на которые их уполномочило государство.