УДК 343.24/.29 ББК 67.408.02
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10033
ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В АРМЕНИИ В УСЛОВИЯХ УТРАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
XV - XIX века
Сурен Вазгенович БАРСЕГЯН, аспирант Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Рецензент: С.В. Пархоменко, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Статья посвящена развитию института наказания в истории армянского народа в условиях утраты государственности. Анализируется развитие института наказания у армянского народа в XV — XIX вв. Изучаются особенности института наказания во время турецкого и персидского правления в Восточной и Западной Армении.
Ключевые слова: виды наказания, цели наказания, устрашение, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.
Annotation. The article is devoted to the development of the institution of punishment in the history of Armenian people in conditions of the loss of statehood. Analyzed the development of the institution of punishment in Armenian nation of the XV — XIX centuries. Exploring the features of the institution of punishment during the Turkish and Persian rule in Eastern and Western Armenian.
Keywords: types of punishment, the purposes punishment, intimidation, correction condemned, the prevention of fulfillment of new crimes.
Для Армении в XV— XIX вв. были предначертаны новые испытания, а главным из них стала потеря государственности на несколько веков.
В конце XIV в. Армения была захвачена Тамерланом, а появление на политической арене Ближнего Востока в конце XV в. таких держав, как Османская Турция и Сефевидская Персия, стало новым ударом для армянского народа. Армения была разделена: Восточная Армения вошла в состав Персии, Западная Армения — в состав Турции.
В XIX в. в результате русско-персидских и русско-турецких войн Восточная Армения присоединилась к Российской империи.
С учетом исторических перемен в государственном строе Армении в XV — XIX вв. воз-
никает необходимость изучения института наказания в следующем порядке:
■ цели наказания в период персидско-турецкого господства в XVI — XVIII вв.;
■ цели наказания в Восточной и Западной Армении в XIX в.
Изучение института наказания будет проведено не в полном объеме, т.е. без учета того, что в XVIII в. рождается армянская светская политико-правовая мысль, в которой имеются достаточно передовые и интересные суждения о видах наказания.
В XVI — XVIII вв. Восточная Армения была под властью Сефевидской Персии. О видах наказания, применяемых персами, повествуют Гри-гор Камахеци, Аракел Даврижеци, Закария Ка-накерци1, Закария Аглеци2, Симеон Ереванци.
№ 1/2019
По мнению Закария Канакерци, наказания имели цель пресечения или предупреждения преступления. В Персии, как и в любой мусульманской стране, продолжали наказывать тех, кто принимал христианство или просто повествовал о Христе. И для таких категорий лиц персы применяли такой вид смертной казни, как побитие камнями.
Закария Канакерци, описывая смерть Святого Галуста, пишет: «В 1641 г. хан Махмед отправил к нему воинов, чтобы связали ему руки за спиной, приказав отвести иерея Галус-та к западным воротам и бить камнями. Набросились, как волки-людоеды, на иерея и камнями убили блаженного Галуста»3. Это свидетельствует о том, что религиозная цель наказания не могла обойти христиан стороной.
Кроме того, встречается такая цель наказания, как вымогательство. Вымогательство особенно широко применялось в отношении армянского народа.
Например, персидский шах Аббас I в 1614 г. поместил в тюрьму двух армянских священников и потребовал за каждого «штраф» в размере 300 туманов (денежная единица Ирана)4.
Шах Аббас считал, что казнь двух христиан для армян будет не в ущерб, что для персов не выгодно. С целью ускорения получения выкупа заключенных жестоко пытали.
Самой суровой целью наказания являлось «вероотступничество». Персидские власти использовали помещенных в тюрьму как инструмент против христиан, принуждая их отказаться от христианства и стать мусульманами. Беда в том, что вероотступничество зачастую носило массовый характер. При этом персидские власти делали свое «черное дело» не только в отношении армян, но и в отношении евреев, проживавших на территории Персии.
Вероотступничество носило и законный, и всеобщий характер, издавались специальные указы. Ярким примером стал Указ персидского шаха 1660 г., согласно которому все иудеи, живущие на территории Перси, должны были отказаться от иудаизма и принять мусульманство.
О применяемом в Персии вероотступничестве свидетельствует и английский путешественник Антоний Дженкинсон5.
Изучая множество источников, мы приходим к выводу, что мусульманские страны, относительно целей наказания (в том числе и видами наказания), мало чем отличаются друг от друга.
История Западной Армении (турецкая часть)6 позволят выявить характерные черты наказаний, которые применялись в Персии. В турецкой части Армении наказание применялось как мера пресечения, а также служило средством вымогания денег и принуждения к вероотступничеству. Суровостью видов наказания Османская империя тоже не отставала от Персии. Применялись такие виды смертной казни, как повешение, закидывание камнями, сожжение на костре заживо. Менее строгими наказаниями считались членовредительство, лишение свободы и штраф. Однако если в Персии могли применять в отношении армян такой вид наказания, как лишение свободы, то в Османской империи данный вид наказания не был предусмотрен для армян. То есть, наказание для армян имело исключительно цель вымогательства и религиозную цель.
Между тем не надо забывать о Джихаде — предписанной у мусульман Кораном священной войне против иноверцев с целью распространения ислама. За отказ от принятия мусульманства христиане приговаривались к смертной казни. Правовой произвол и беззаконие в отношении армян в Западной Армении в средневековье стали обычными явлениями для армян. Правовая анархия, религиозная дискриминация, отсутствие уголовно-правового восстановления нарушенных прав были характерны для Османской Турции.
Во второй половине XVIII в. необходимость восстановления нарушенных прав армянского народа на своей исторической родине, рассмотрения законодательства стран-захватчиков стали обсуждать в крупных армянских общинах во многих странах.
Среди обсуждающих особую роль сыграл Шаамир Шаамирян (1723—1771), осуществлявший свою деятельность в Индии. В годы управления армянским патриотическим кружком в Мадрасе он развивал идею освобождения Армении от иранского и турецкого господства с помощью российской армии.
В своих трудах Шаамирян писал о том, что всякий человек, живущий в Армении, независимо от пола, национальной принадлежности и от того, родился ли он в Армении или нашел в ней убежище, был и остается свободным и равноправным в своей деятельности. Никто не имеет права господствовать над кем-то7.
В работе «Западня честолюбия» Шаамирян предлагал в корне менять уголовно-правовое законодательство. Состоящая из 521-й статьи
№ 1/2019
работа Шаамиряна является сводом законов, которые регулируют почти все сферы жизнедеятельности, в том числе исполняют роль уголовного и уголовно-исполнительного закона.
Шаамирян предложил новейшую систему уголовного наказания. Изучив труды Шаами-ряна, можно сделать вывод, что наказание в Республиканской Армении должно было иметь свей целью исправление осужденного, пресечение и предупреждение преступления (при помощи устрашения). Он поднял уголовно-правовую мысль армянского народа на новый уровень, ее первоначальным принципом был гуманизм.
Однако прогрессивные идеи представителей армянских колоний за рубежом, в том числе и идеи Шаамиряна, не имея поддержки на родной земле и предпосылок воплощения, превращались в утопию.
В первую половину XIX в. в Турции начинаются перемены, связанные со стремлением к гуманизму.
Несмотря на то, что в Уголовном кодексе Турции от 3 мая 1840 г. говорилось, что «Ни государственным служащим, никому либо другому не разрешается убивать кого-либо. Тот, кто
нарушает этот закон, сам будет осужден на смерть», в отношении христиан данный закон практически не применялся.
Подводя итоги, можно сказать, что в Восточной и Западной Армении, которые находились под влиянием Персии и Турции с XV по XIX вв., наказание преследовало религиозную (вероотступничество) цель, цель вымогательства и пресечения преступлений.
1 Закарий Канакерци. Хроника / Пер. с арм. яз. Ереван, 1969. С. 265.
2 Закарии Агулеци. Дневник / Пер. с арм. яз. Ереван, 1938. С. 321.
3 Закарии Канакерци. Указ. соч. С. 265.
4 Аракел Даврижеци. История / Пер. с арм. яз. Ереван, 1988. С. 642.
5 Антоний Дженкинсон. Путевые записи // Акопян О. Источники истории Армении и Закавказья / Пер. с арм. яз. Ереван, 1932. С. 423.
6 См.: Григори Камахеци. Летопись / Пер. с арм. яз. Иерусалим. 1915. С. 614;
Еремия Челепи Хэомурчян. Дневник / Пер. с арм. яз. Иерусалим, 1939. С. 44.
7 Шаамир Шаамирян. Западня честолюбия. Мадрас, 1775 / Пер. с древнеармянского и примеч. П. Хачатря-на. На арм. яз. Ереван, 2002. С. 298.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 367 с.
Изложены общетеоретические и научные сведения об андрогоги-ке, педагогике, психологии, педагогической психологии и дидактике, возникновении, становлении и развитии в России системы высшего образования, ее государственно-правовых основ. Проводится анализ методологии преподавания юриспруденции, профессионального становления и развития, самосовершенствования педагогических работников в целях формирования высококвалифицированных юристов.
Для аспирантов (адъюнктов), обучающихся на курсах повышения квалификации педагогических работников в сфере юриспруденции, слушателей, студентов юридических образовательных организаций, факультетов.
№ 1/2019