Научная статья на тему 'Киликское армянское государство и его законодательная база'

Киликское армянское государство и его законодательная база Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Киликское армянское государство / источники права / международное право / каноничес­ кие законы (церковное право) / Cilic Armenian stat / sources of law / in­ ternational law / canonical laws (church law).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сурен Вазгенович Барсегян

Статья посвящена законодательной базе Киликского армянского государства, ее источ­ никам права. Проводится сравнительный анализ меж­ ду «Судебниками» Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. Изучаются особенности института наказания в Киликии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cilic Armenian state and its legislative base

The article is devoted to the legislative basis of the Cilic Armenian state, its sources of law. Conducted a comparative analysis between the «Judgebook» of Mkhitar Gosh and Smbat Sparapet. Studied the features of the institution of punishment in Cilicia.

Текст научной работы на тему «Киликское армянское государство и его законодательная база»

УДК 343.01 ББК 67.408.02

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10086

КИЛИКСКОЕ АРМЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Сурен Вазгенович БАРСЕГЯН, аспирант Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: barsegyan.suren1986@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право

Рецензент: С.В. Пархоменко, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. Статья посвящена законодательной базе Киликского армянского государства, ее источникам права. Проводится сравнительный анализ между «Судебниками» Мхитара Гоша и Смбата Спара-пета. Изучаются особенности института наказания в Киликии.

Ключевые слова: Киликское армянское государство, источники права, международное право, канонические законы (церковное право).

Annotation. The article is devoted to the legislative basis of the Cilic Armenian state, its sources of law. Conducted a comparative analysis between the «Judge-book» of Mkhitar Gosh and Smbat Sparapet. Studied the features of the institution of punishment in Cilicia.

Keywords: Cilic Armenian stat, sources of law, international law, canonical laws (church law).

Изучая историю возникновения и развития армянского права, источники армянского права, института наказания, считаем необходимым изучение правовой системы и в государстве Киликия (Малая Армения).

При описании правовой структуры и правовой культуры Киликии возникает необходимость изучения истории формирования правовой системы в данной стране.

Киликское армянское государство, которое существовало около XI в. (1080 — 1515), представляло собой армянское государство с европейскими принципами. По сравнению с Восточной и Западной Арменией, в Киликии социально-экономическая жизнь была на высоком уровне, в стране царствовали гуманизм и законность.

Киликия, которая находилась на побережье Средиземного моря, имела все шансы поднять экономику новорожденного государства. В Ки-ликии армяне обосновались еще в I в. до н.э. при армянском царе Тигране II. Киликия являлась областью Великой Армении, которая занимала площадь от побережья Средиземного моря до Каспийского моря и от Кавказских гор до Египта.

Однако после разделения Великой Армении на Малую и Большую Армению (на армянском — Большой и Маленький Айк; армяне называют свою страну в честь своего праотца Айка — Ай-астан, что в переводе означает Армения) в армянской Киликии стали править князья.

Во второй половине XI в. вся территория Киликии вошла в состав Византии. Однако Византийская империя не смогла в завоеванных армянских землях побороть полунезависимые армянские княжества. Армяне продолжали сохранять свою религию, традиции, культуру. В армянских княжествах продолжали действовать законы и традиции, которые действовали на исторической родине. В то же время византийские законы применялись на всей территории империи; особенно это стало заметно в годы правления Юстиниана.

В 1070 г., после поражения Византии в Ман-цикерсткой битве, армянские княжества стали фактически независимыми. Филарет Варажну-ни, который не признал власть Михаила VII Дука, в 1071 г. фактический стал правителем Киликской Армении. А уже 1080 г. Рубен I стал основателем нового армянского царства на берегу Средиземного моря.

№ 2/2019

Молодое государство стало бурно развиваться в сфере экономики, культуры, приобрело военную мощь. Киликия стала надежным союзником для европейских стран, которые все же периодически пробовали вмешиваться во внутреннюю жизнь страны. Это связано с тем, что Киликия находилась на пути крестоносцев в Иерусалим.

Во время третьего похода крестоносцев Папа Римский Климент III попросил Католикоса армян Григория IV помочь переходу войск, благодаря чему армянский король Левон II стал союзником германского императора Фридриха I Барбаросса, французского короля Филиппа II Августа, австрийского герцога Леопольда V и английского короля Ричарда I Львиное Сердце1.

В 1191 г., при поддержке Левона, Ричард I Львиное Сердце завоевал Кипр. После этого союз с Европой стал более прочным, и после смерти Левона царевна Забел, по требованию ее регента, вышла замуж за Филиппа, одного из сыновей правителя Антиохии Боэмунда IV, который был признан принцом-консортом Киликии.

Пролатинскую политику продолжил и Хе-тум II, который, будучи францисканцем, стремился к переходу королевства в католицизм со стороны Рима. Несмотря на внешнеполитические интриги, армянское королевство Киликия продолжало развиваться во всех смыслах этого слова. Армянское царство Киликия прекратило свое существование в 1515 г. будучи завоеванным Османской Турцией.

Киликское армянское государство, в отличие от самой Армении, в правовом смысле находилось в атмосфере положительного развития. Развитию правовой культуры Киликии способствовали и нормативные правовые акты соседних европейских держав. Прежде всего, Кили-кия до независимости была провинцией Византийской империи и, соответственно, византийское право (или источники византийского права) не могло не затронуть армян.

Об этом свидетельствуют такие источники, как «Эклога» (свод византийского законодательства), «Военный закон», «Городское право», новели свидетельств императрицы Ирины, «Про-хирон» (сборник византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права).

Кроме этого, в Киликии применялись законы, источниками которых являлись судебники крестоносцев. Среди этих источников наиболее значимым является перевод «Военного закона», который большое внимание уделял созданию могучей армии и защите государства.

Киликское армянское государство, которое обладало независимостью, имело возможность на международной арене проявить себя как самостоятельный субъект права. Благодаря этому заключались договоры с другими странами, которые сыграли большую роль в развитии правовой жизни страны, периодически становясь регуляторами общественных отношений внутри страны.

Однако, несмотря на названные источники правовых норм, в Киликии для армян верховенством обладал «Судебник» Смбата Спарапе-та, который, по сути, являлся повторением «Судебника» Мхитара Гоша, которым руководствовались в Армении.

Вместе с тем можно сказать, что «Судебник» Смбата Спарапета является модифицированным образцом «Судебника» Мхитара Гоша, которому присущ западно-европейский дух законов.

«Судебник» Смбата Спарапета, предназначенный для Киликии, созданный на базе «Судебника» Мхитара Гошакоторый, содержал правовые нормы европейских стран. Он поднял на новый уровень юридическую технику правовых документов, упорядочил нормативные документы, классифицировал их, отделив церковное право от гражданского, царские указы от княжеских, нормы международного права (уставы, уложения, договоры, соглашения между соседними странами, законы, регулирующие отношения на торговых путях) от внутригосударственных законов.

Кроме частных международных договоров, одним из важнейших источников армянского права являются международные договоры, а среди них большое значение имеют договор, заключенный 1254 г. между киликийским царем Хетумом и монгольским ханом Мангу, и договор, заключенный 1 мая 1285 г. между ки-ликийским царем Левоном и Египетским султаном Кавуни2.

В правовой жизни Киликии большую роль также сыграли законы Нерсеса Шнорхали и Канонические законы 1243 г. Канонические законы, принятые в Сисе в 1243 г., стали последними церковными законами в истории армянского народа. Данные каноны регулировали не только церковные нормы, но и служили регулятором общественных отношений в области гражданского, семейного, трудового, уголовного и других сферах.

На правовую жизнь Киликского армянского государства большое влияние оказал этнический состав государства. Постоянно прожи-

№ 2/2019

вающие на территории Киликии представители других национальностей (греки, евреи, византийцы и др.) имели возможность воспользоваться юридической независимостью и могли принимать национальные законы3. Таким образом киликские правители хотели добиться послушания. Венецианцы и генуэзцы в Киликии имели свои консульства и суды.

Институты наказания по «Судебнику» Мхи-тара Гоша и Смбата Спарапета почти идентичны, однако нельзя сказать, что по принципу справедливости или гуманизма они похожи, во всяком случае не в Армении, где правители-мусульмане порождали беззаконье.

Законность и справедливость наказания, без сомнения, в Киликии имели место. Кроме того, в Киликии мы не встретим таких целей наказания, как религиозную (вероотступничество) и вымогательства.

С юридической точки зрения, Киликия больше всего напоминала европейскую страну со своим институтом наказания4. В Киликийском царстве были достаточно развиты как нормативные основы, так и организационные и идео-

логические элементы правовой системы. Армянское право проявляло прогрессивные, гуманистические тенденции развития.

Социально и экономически развитое правовое армянское государство под названием Киликия перестало существовать после завоевания турками. Страна потеряла свою независимость, население, которое не стало отказываться от христианства, выбрало путь миграции в соседние европейские страны. В Киликии перестали действовать прежние законы, уступив место, под угрозой насилия, мусульманским законам, шариату.

1 Мутафян К. Последнее королевство Армении. М., 2009. С. 164.

2 Сукиасян А.Г. Армянская политика в эпоху мангалов. На арм. яз. Ленинакан, 1945. С. 225.

3 Сукиасян А.Г. История Киликского армянского государства. На арм. яз. Ереван 1978, С. 240.

4 Вагаршян А. Правовые системы и источники права в Армении и Киликийском армянском царстве // Теория государства и права. (Журнал. На арм. яз.). Ереван. 2017. С. 17;

Langlois V. Essai historigue et critigue sur la constitution sociale et politigue de IArmenie. Paris, 1860. P. 49.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Предварительное следствие

Предварительное следствие.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. М.В. Мешкова

978-5-238-03195-8

Третье издание

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно -процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.