Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 334.025
Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЦЕЛИ, МАСШТАБЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕФОРМ
В РОССИИ
Представлен перечень антикризисных мер в России и объемы потраченных в 2009-2010 гг. средств на восстановление экономики. Однако низкая эффективность этих мер вызывает сомнения, что кризис будет преодолен к 2012 г.
Правительство РФ в 2009 г. направило из бюджета более 1 трлн руб. на реализацию антикризисной программы. В 2010 г. эта сума уменьшилась до 195 млрд руб., а в 2011 г. антикризисная программа может уже и не потребоваться.
В России по большей части средства расходовались на межбюджетные трансферты - это социальная поддержка плюс помощь регионам, у которых были проблемы с бюджетами. То есть основная часть антикризисной программы была направлена не столько на экономику, сколько на поддержание уровня жизни населения и снижение негативных социальных последствий. В этом плане программа оказалась вполне эффективной, потому что по итогам 2009 г. реальные доходы населения даже выросли.
По той части, которая направлялась собственно в экономику - на субсидии предприятиям, на субсидирование процентных ставок на покупку автомобилей и т. д. - по ней ситуация несколько различается. Некоторые из инструментов, которые изначально планировались, оказались не востребованными, в силу стремительных изменений экономической ситуации в стране.
В 2009 г. было потрачено 695 млрд руб. на социальную сферу:
- увеличение пенсий;
- рост пособия по безработице (до 4900 руб.);
- переобучение людей другим специальностям (43,7 млрд руб.);
- возможность гасить ипотечный кредит материнским капиталом (12 тыс. руб. - на текущие нужды);
Помимо решения социальных проблем, денежные средства были выделены на реализацию следующих направлений:
- ограничение проверок малого бизнеса (раз в три года с санкции прокурора);
- кредитование малого бизнеса (30 млрд руб.);
- субсидирование процентной ставки для нужд сельского хозяйства (7 млрд руб.);
- увеличение кредитов для представителей сельского хозяйства (увеличение уставного капитала Рос-сельхозбанка на 45 млрд руб.) [3];
- финансовая помощь системообразующим предприятиям (сырьевой бизнес) (кредиты в размере 495 млрд руб.; государство само выступает в роли заказчика).
По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК индекс эффективности антикризисных мер в России оказался самым низким в 2009 г., самые высо-
кие показатели отмечены в Великобритании, также эксперты проанализировали ситуацию в таких странах, как Канада, Казахстан, Украина, Германия, США, Франция и Россия [1].
На 2010 г. выделено 195 млрд на антикризисные меры. Данный план в 2010 г. позиционировался как программа перехода от антикризисных мер к модер-низационной повестке дня, чтобы правительство могло поддержать положительные тенденции в экономике, чтобы началась реализация тех структурных реформ, которые жизненно необходимы, чтобы рост был самоподдерживающийся. У России есть возможность начать ряд таких мероприятий, например, в инновационной политике.
Нужно понимать общий контекст экономической политики: антикризисный план - это «надстройка» над системной деятельностью правительства, потому что работа правительства выстроена в рамках реализации КДР (концепции долгосрочного развития) и ОНДП (основных направлений деятельности правительства). Реализация проектов ОНДП подлежит постоянному мониторингу, в эти проекты уже добавлены «остатки» все еще необходимых антикризисных мер. В данном контексте необходимость принятия антикризисного плана на 2011 г. сомнительна.
В 2009 г. антикризисный план был абсолютно оправдан - это были «пожарные меры». В 2010 г. он тоже оправдан, потому что к «остаткам» антикризисных мер, которые быстро прекращать нельзя, добавляется определенная модернизационная компонента, которая идет «сверх» текущей деятельности Правительства. В 2011 г. есть надежда выйти на штатный режим работы.
Премьер-министр В. В. Путин на заседании правительства 20 января 2011 г. поручил правительству переписать докризисную «Концепцию долгосрочного развития РФ до 2020 года» (КДР).
По словам заместителя премьер-министра И. В. Шувалова, выходом из кризиса будет считаться возвращение к объемам экономики, которые были до кризисных явлений, и это произойдет либо к 2012 г. или в 2012 г. Однако Минэкономразвитие не подкрепляет слова первого вице-премьера соответствующими расчетами. Министерство пока не намерено пересматривать показатели прогноза социально-экономического развития России на 2011 г., в том числе по инфляции и динамике ВВП.
Согласно макропрогнозу декабря 2011 г., рост ВВП РФ в 2011 г. составит 4,2 %, промпроизводства -
Секция «Финансы и кредит»
4,1 %, инфляции - 6-7 %. Однако уже сейчас очевидно, что в расчеты закрались ошибки. Уложиться в 6-7 % по инфляции - задача почти невыполнимая. Но рост цен в России только в январе оставил около 2 %, инфляция по итогам первого месяца 2011 года - на уровне 2,1-2,3 % [2].
Ожидания, связанные с окончательным восстановлением российской экономики в 2012 г., могут оправдаться лишь теоретически. Тогда как в реальности это может произойти не ранее 2013 г. Власти сами поставили под сомнение выполнимость собственных планов и обещаний. В частности, тем, что резко увеличили налоговое бремя на бизнес в конце 2010-2011 гг. Тормозом экономического роста может выступить и рост цен, с которым не может совладать правительство. Высокая инфляция сделает недоступными кредиты для реального сектора экономики. Соответственно многие отрасли, например - строительство и топлив-
но-энергетический комплекс, скорее всего не покажут заявленных в официальных прогнозах темпов роста. Определенный запас для рывка вверх сохраняют обрабатывающие отрасли, однако они не обеспечат нужных показателей для экономики в целом.
Библиографические ссылки
1. Информационное агентство Финмаркет. группа Интерфакс. URL: http://www.finmarket.ru/.
2. Лавров А. Эффективность антикризисных мер в России // Комсомольская правда. URL: http://krizis-kopilka.ru/.
3. Официальный сайт Кабинета министров РФ. URL: http://www.government.ru/.
© Старикова Д. В., Коцюба А. А., Кузнецова В. А., 2011
УДК 336.717
В. С. Сызганов Научный руководитель - Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современные реалии банковской сферы, таковы, что растущая конкуренция, будет способствовать развитию систем ДБО, и в частности Интернет-банкинга. Представлена статистика развития данной технологии в мире, и России. Приведен сравнительный анализ различных систем Интернет-банкинга в России на примере «Сбербанк-ОнЛ@ин», «Альфа-Клик» и т. д.
В России Интернет-банкинг существует уже больше 10 лет, только в последние 2-3 года наметился бурный рост. Если посмотреть на статистику 2010 г., то можно заметить, что приток клиентов составляет порядка 80-90 % в год. Наибольший темп развития Интернет-банкинг получил в Европейской части на-
шей страны, а именно в Москве и Санкт-Петербурге [1]. Также стоит отметить, что согласно обзорам, многие банки в 2009-2010 гг. увеличили объем вложений в виртуализацию своей деятельности и обновления парка ПК и/или серверов (см. рисунок) [2].
Объемы вложении кредитных учреждений в ИТ-технологии