Научная статья на тему 'Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России'

Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старикова Д.В., Коцюба А.А., Кузнецова В.А.

Представлен перечень антикризисных мер в России и объемы потраченных в 2009-2010 гг. средств на восстановление экономики. Однако низкая эффективность этих мер вызывает сомнения, что кризис будет преодолен к 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 334.025

Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЦЕЛИ, МАСШТАБЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕФОРМ

В РОССИИ

Представлен перечень антикризисных мер в России и объемы потраченных в 2009-2010 гг. средств на восстановление экономики. Однако низкая эффективность этих мер вызывает сомнения, что кризис будет преодолен к 2012 г.

Правительство РФ в 2009 г. направило из бюджета более 1 трлн руб. на реализацию антикризисной программы. В 2010 г. эта сума уменьшилась до 195 млрд руб., а в 2011 г. антикризисная программа может уже и не потребоваться.

В России по большей части средства расходовались на межбюджетные трансферты - это социальная поддержка плюс помощь регионам, у которых были проблемы с бюджетами. То есть основная часть антикризисной программы была направлена не столько на экономику, сколько на поддержание уровня жизни населения и снижение негативных социальных последствий. В этом плане программа оказалась вполне эффективной, потому что по итогам 2009 г. реальные доходы населения даже выросли.

По той части, которая направлялась собственно в экономику - на субсидии предприятиям, на субсидирование процентных ставок на покупку автомобилей и т. д. - по ней ситуация несколько различается. Некоторые из инструментов, которые изначально планировались, оказались не востребованными, в силу стремительных изменений экономической ситуации в стране.

В 2009 г. было потрачено 695 млрд руб. на социальную сферу:

- увеличение пенсий;

- рост пособия по безработице (до 4900 руб.);

- переобучение людей другим специальностям (43,7 млрд руб.);

- возможность гасить ипотечный кредит материнским капиталом (12 тыс. руб. - на текущие нужды);

Помимо решения социальных проблем, денежные средства были выделены на реализацию следующих направлений:

- ограничение проверок малого бизнеса (раз в три года с санкции прокурора);

- кредитование малого бизнеса (30 млрд руб.);

- субсидирование процентной ставки для нужд сельского хозяйства (7 млрд руб.);

- увеличение кредитов для представителей сельского хозяйства (увеличение уставного капитала Рос-сельхозбанка на 45 млрд руб.) [3];

- финансовая помощь системообразующим предприятиям (сырьевой бизнес) (кредиты в размере 495 млрд руб.; государство само выступает в роли заказчика).

По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК индекс эффективности антикризисных мер в России оказался самым низким в 2009 г., самые высо-

кие показатели отмечены в Великобритании, также эксперты проанализировали ситуацию в таких странах, как Канада, Казахстан, Украина, Германия, США, Франция и Россия [1].

На 2010 г. выделено 195 млрд на антикризисные меры. Данный план в 2010 г. позиционировался как программа перехода от антикризисных мер к модер-низационной повестке дня, чтобы правительство могло поддержать положительные тенденции в экономике, чтобы началась реализация тех структурных реформ, которые жизненно необходимы, чтобы рост был самоподдерживающийся. У России есть возможность начать ряд таких мероприятий, например, в инновационной политике.

Нужно понимать общий контекст экономической политики: антикризисный план - это «надстройка» над системной деятельностью правительства, потому что работа правительства выстроена в рамках реализации КДР (концепции долгосрочного развития) и ОНДП (основных направлений деятельности правительства). Реализация проектов ОНДП подлежит постоянному мониторингу, в эти проекты уже добавлены «остатки» все еще необходимых антикризисных мер. В данном контексте необходимость принятия антикризисного плана на 2011 г. сомнительна.

В 2009 г. антикризисный план был абсолютно оправдан - это были «пожарные меры». В 2010 г. он тоже оправдан, потому что к «остаткам» антикризисных мер, которые быстро прекращать нельзя, добавляется определенная модернизационная компонента, которая идет «сверх» текущей деятельности Правительства. В 2011 г. есть надежда выйти на штатный режим работы.

Премьер-министр В. В. Путин на заседании правительства 20 января 2011 г. поручил правительству переписать докризисную «Концепцию долгосрочного развития РФ до 2020 года» (КДР).

По словам заместителя премьер-министра И. В. Шувалова, выходом из кризиса будет считаться возвращение к объемам экономики, которые были до кризисных явлений, и это произойдет либо к 2012 г. или в 2012 г. Однако Минэкономразвитие не подкрепляет слова первого вице-премьера соответствующими расчетами. Министерство пока не намерено пересматривать показатели прогноза социально-экономического развития России на 2011 г., в том числе по инфляции и динамике ВВП.

Согласно макропрогнозу декабря 2011 г., рост ВВП РФ в 2011 г. составит 4,2 %, промпроизводства -

Секция «Финансы и кредит»

4,1 %, инфляции - 6-7 %. Однако уже сейчас очевидно, что в расчеты закрались ошибки. Уложиться в 6-7 % по инфляции - задача почти невыполнимая. Но рост цен в России только в январе оставил около 2 %, инфляция по итогам первого месяца 2011 года - на уровне 2,1-2,3 % [2].

Ожидания, связанные с окончательным восстановлением российской экономики в 2012 г., могут оправдаться лишь теоретически. Тогда как в реальности это может произойти не ранее 2013 г. Власти сами поставили под сомнение выполнимость собственных планов и обещаний. В частности, тем, что резко увеличили налоговое бремя на бизнес в конце 2010-2011 гг. Тормозом экономического роста может выступить и рост цен, с которым не может совладать правительство. Высокая инфляция сделает недоступными кредиты для реального сектора экономики. Соответственно многие отрасли, например - строительство и топлив-

но-энергетический комплекс, скорее всего не покажут заявленных в официальных прогнозах темпов роста. Определенный запас для рывка вверх сохраняют обрабатывающие отрасли, однако они не обеспечат нужных показателей для экономики в целом.

Библиографические ссылки

1. Информационное агентство Финмаркет. группа Интерфакс. URL: http://www.finmarket.ru/.

2. Лавров А. Эффективность антикризисных мер в России // Комсомольская правда. URL: http://krizis-kopilka.ru/.

3. Официальный сайт Кабинета министров РФ. URL: http://www.government.ru/.

© Старикова Д. В., Коцюба А. А., Кузнецова В. А., 2011

УДК 336.717

В. С. Сызганов Научный руководитель - Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современные реалии банковской сферы, таковы, что растущая конкуренция, будет способствовать развитию систем ДБО, и в частности Интернет-банкинга. Представлена статистика развития данной технологии в мире, и России. Приведен сравнительный анализ различных систем Интернет-банкинга в России на примере «Сбербанк-ОнЛ@ин», «Альфа-Клик» и т. д.

В России Интернет-банкинг существует уже больше 10 лет, только в последние 2-3 года наметился бурный рост. Если посмотреть на статистику 2010 г., то можно заметить, что приток клиентов составляет порядка 80-90 % в год. Наибольший темп развития Интернет-банкинг получил в Европейской части на-

шей страны, а именно в Москве и Санкт-Петербурге [1]. Также стоит отметить, что согласно обзорам, многие банки в 2009-2010 гг. увеличили объем вложений в виртуализацию своей деятельности и обновления парка ПК и/или серверов (см. рисунок) [2].

Объемы вложении кредитных учреждений в ИТ-технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.