Научная статья на тему 'Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России'

Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старикова Д.В., Коцюба А.А., Кузнецова В.А.

Определен перечень антикризисных мер в России в 2009-2010 гг., определены приоритетные направления восстановления экономики, объем средств потраченных на данные цели и определена необходимость антикризисных мер на 2011 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели, масштабы и эффективность антикризисных финансовых реформ в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ективных показателей, необходимо рассчитывать КДЖ с учетом потребительских расходов семьи. Данный показатель имеет аналогичную динамику, что и коэффициент доступности жилья, и составляет в 2010 г. 11,9 лет.

Обновленный план реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» прогнозирует, что к 2012 г. ипотечные ставки снизятся до 10 % годовых и квартиры станут доступны четверти российских семей. В 2012 г. банки выдадут заемщикам 550 000 кредитов на 1,045 трлн руб. [4]

Подводя итоги можно сделать вывод что, 20062007 гг. являются периодом расцвета и развития рынка ипотечного кредитования, в 2008 г. и 1-м полугодии 2009 г. ипотечное кредитование было отодвинуто до уровня 2006 г., вследствие мирового финансового кризиса. Во 2-м полугодии 2009 г. и 2010 г. наблюдаются положительные тенденции, хотя восстановление пока нельзя назвать устойчивым. Рынок кредитования восстанавливается медленно, кредитные риски высоки, ввиду высокого уровня безработицы (8,6 %), от-

сутствие признаков устойчивого восстановления экономики и выжидательно-сберегательной стратегии населения. А также продолжается сжатие строительного сектора, сокращение ввода нового жилья, а, следовательно, наблюдается дефицит предложения.

Рынок ипотечного кредитования находится в стадии восстановления, но этот процесс может занять много времени, и на пути к достижению докризисного уровня и дальнейшего развития еще много преград.

Библиографические ссылки

1. КЖД. URL: http://www.rusipoteka.ru/publications/

2. Все вернется через год // Ведомости. 2009. 02 июля. URL: http://ahml.ru/ru/press/about_ahml/

3. Ставка рефинансирования. URL: http://stocks.in-vestfunds.ru/indicators/

4. Статистика ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/

© Старикова Д. В., Коцюба А. А., Елисеева М. Л., 2011

УДК 334.025

Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЦЕЛИ, МАСШТАБЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕФОРМ В РОССИИ

Определен перечень антикризисных мер в России в 2009-2010 гг., определены приоритетные направления восстановления экономики, объем средств потраченных на данные цели и определена необходимость антикризисных мер на 2011 год.

Правительство РФ в 2009 году направило из бюджета более 1 трлн руб. на реализацию антикризисной программы. В 2010 году эта сума уменьшилась до 195 млрд руб., а в 2011 г. антикризисная программа может уже и не потребоваться.

В России по большей части средства расходовались на межбюджетные трансферты - это социальная поддержка плюс помощь регионам, у которых были проблемы с бюджетами. То есть основная часть антикризисной программы была направлена не столько на экономику, сколько на поддержание уровня жизни населения и снижение негативных социальных последствий. В этом плане программа оказалась вполне эффективной, потому что по итогам 2009 г. реальные доходы населения даже выросли.

По той части, которая направлялась собственно в экономику - на субсидии предприятиям, на субсидирование процентных ставок на покупку автомобилей и т. д. - по ней ситуация несколько различается. Некоторые из инструментов, которые изначально планировались, оказались не востребованными, в силу стремительных изменений экономической ситуации в стране.

В 2009 году было потрачено 695 млрд руб. на социальную сферу:

- увеличение пенсий;

- рост пособия по безработице (до 4900 руб.);

- переобучение людей другим специальностям (43,7 млрд руб.);

- возможность гасить ипотечный кредит материнским капиталом (12 тыс. руб. - на текущие нужды);

- ограничение проверок малого бизнеса (раз в три года с санкции прокурора);

- кредитование малого бизнеса (30 млрд. руб.);

- субсидирование процентной ставки для нужд сельского хозяйства (7 млрд руб.);

- увеличение кредитов для представителей сельского хозяйства (увеличение уставного капитала Рос-сельхозбанка на 45 млрд руб.) [4].

А также финансовая помощь системообразующим предприятиям (сырьевой бизнес) (вложение 495 млрд руб. в реальный сектор экономики, под небольшой процент, государство само выступает в роли заказчика).

По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК индекс эффективности антикризисных мер в России оказался самым низким в 2009 г., самые высокие показатели отмечены в Великобритании, также эксперты проанализировали ситуацию в таких странах, как Канада, Казахстан, Украина, Германия, США, Франция и Россия [2].

На 2010 г. выделено 195 млрд руб. на антикризисные меры. Данный план в 2010 г. позиционируется как программа перехода от антикризисных мер

Секция «Экономика и бизнес»

к модернизационной повестке дня. Чтобы правительство могло поддержать положительные тенденции в экономике, чтобы началась реализация тех структурных реформ, которые жизненно необходимы, чтобы рост был самоподдерживающийся. У России есть возможность начать ряд таких мероприятий, например, в инновационной политике.

Нужно понимать общий контекст экономической политики: антикризисный план - это «надстройка» над системной деятельностью правительства, потому что работа правительства выстроена в рамках реализации КДР (концепции долгосрочного развития) и ОНДП (основных направлений деятельности правительства). Реализация проектов ОНДП подлежит постоянному мониторингу, в эти проекты уже добавлены «остатки» все еще необходимых антикризисных мер. В данном контексте необходимость принятия антикризисного плана на 2011 г. сомнительна [1].

В 2009 г. антикризисный план был абсолютно оправдан - это были «пожарные меры». В 2010 г. он тоже оправдан, потому что к «остаткам» антикризисных мер, которые быстро прекращать нельзя, добавляется определенная модернизационная компонента, которая идет «сверх» текущей деятельности Правительства. В 2011 г. есть надежда выйти на штатный режим работы.

Премьер-министр В. В. Путин на заседании правительства 20 января 2011 года поручил правительству переписать докризисную «Концепцию долгосрочного развития РФ до 2020 года» (КДР).

По словам заместителя премьер-министра И. В. Шувалова, выходом из кризиса будет считаться возвращение к объемам экономики, которые были до кризисных явлений, и это произойдет либо к 2012 г. или в 2012 г. Однако Минэкономразвитие не подкрепляет слова первого вице-премьера соответствующими расчетами. Министерство пока не намерено пересматривать показатели прогноза социально-экономического развития России на 2011 г., в том числе по инфляции и динамике ВВП.

Согласно макропрогнозу декабря 2011 г., рост ВВП РФ в 2011 г. составит 4,2 %, промпроизводства -4,1 %, инфляции - 6-7 %. Однако уже сейчас очевидно, что в расчеты закрались ошибки. Уложиться в 6-7 % по инфляции - задача почти невыполнимая. Но рост цен в России только в январе оставил около 2 %, инфляция по итогам первого месяца 2011 года - на уровне 2,1-2,3 % [3].

Ожидания, связанные с окончательным восстановлением российской экономики в 2012 году, могут оправдаться лишь теоретически. Тогда как в реальности это может произойти не ранее 2013 г. Власти сами поставили под сомнение выполнимость собственных планов и обещаний. В частности, тем, что резко увеличили налоговое бремя на бизнес в конце 2010-2011 гг. Тормозом экономического роста может выступить и рост цен, с которым не может совладать правительство. Высокая инфляция сделает недоступными кредиты для реального сектора экономики. Соответственно многие отрасли, например - строительство и топливно-энергетический комплекс, скорее всего не покажут заявленных в официальных прогнозах темпов роста. Определенный запас для рывка вверх сохраняют обрабатывающие отрасли, однако они не обеспечат нужных показателей для экономики в целом.

Библиографические ссылки

1. Завадников В. Антикризисная политика: Два пути // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/.

2. Информационное агентство Финмаркет, группа интерфакс. URL: http://www.finmarket.ru/.

3. Лавров А. Эффективность антикризисных мер в России // Комсомольская правда. URL: http://krizis-kopilka.ru/.

4. Официальный сайт Кабинета министров РФ. URL: http://www.government.ru/.

© Старикова Д. В., Коцюба А. А., Кузнецова В. А., 2011

УДК 366.02:378

Н. Р. Таркова, Д. В. Чернявский Научный руководитель - Л. Ф. Ладыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены проблемы обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях рыночной экономики.

В современных условиях проблема экономической безопасности является актуальной, поскольку предприятия работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы [1, с. 21].

Экономическая безопасность бизнеса (ЭБ) - один из основных элементов современного менеджмента предприятия. От эффективности организации экономической безопасности в значительной степени зависит успех деятельности предприятия на рынке.

Под экономической безопасностью понимают совокупность мероприятий (организационных, правовых, режимных, технических, информационных), направленных на достижение достаточного уровня безопасности от воздействия различных угроз внутренней и внешней среды.

Еще не так давно к числу наиболее распространенных причин нарушения стабильной деятельности предприятия относили стихийные бедствия, пожары и хищения материальных ценностей. Сегодня все чаще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.