Научная статья на тему 'ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА В КОМПАНИИ "САНОФИ"'

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА В КОМПАНИИ "САНОФИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ИННОВАЦИИ / OUTSOURCING / OUTSOURCING PHARMACEUTICAL INDUSTRY / ENTERPRISE MANAGEMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цяо Чжиянь

В статье определены основные направления аутсорсинга современных фармацевтических компаний, выявлена классификация аусорсинговой деятельности. На примере деятельности компании «Санофи», охарактеризованы цели и задачи внедрения аутсорсинга в деятельность фармацевтических компаний, определены перспективные направления аутсорсинга на предприятиях данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS AND OBJECTIVES OF INTRODUCTION OF OUTSOURCING IN THE COMPANY "SANOFI"

The article defines the main directions of the modern outsourcing of pharmaceutical companies, identified classification authoringtool activities. On the example of the company "Sanofi", characterized the goals and objectives of the implementation of outsourcing in the activities of pharmaceutical companies, identified promising areas of outsourcing in the industry.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА В КОМПАНИИ "САНОФИ"»

УДК 334.752

Цяо Чжиянь студент магистратуры 2 курса кафедра «Экономической теории и менеджмента» Московский Государственный Педогагический Университет

Россия, г. Москва ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА В КОМПАНИИ

«САНОФИ»

Аннотация:

В статье определены основные направления аутсорсинга современных фармацевтических компаний, выявлена классификация аусорсинговой деятельности. На примере деятельности компании «Санофи», охарактеризованы цели и задачи внедрения аутсорсинга в деятельность фармацевтических компаний, определены перспективные направления аутсорсинга на предприятиях данной отрасли.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсинговая деятельность фармацевтическая отрасль, управление предприятием, инновации

Qiao Zhiyan magistracy

2 course, department of "Economic Theory and Management"

Moscow State Pedagogical University

Russia, Moscow THE GOALS AND OBJECTIVES OF INTRODUCTION OF OUTSOURCING IN THE COMPANY "SANOFI"

Annotation:

The article defines the main directions of the modern outsourcing of pharmaceutical companies, identified classification authoringtool activities. On the example of the company "Sanofi", characterized the goals and objectives of the implementation of outsourcing in the activities of pharmaceutical companies, identified promising areas of outsourcing in the industry.

Keywords: outsourcing, outsourcing pharmaceutical industry, enterprise management, innovation

В условиях спада экономического роста и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке особую актуальность приобретает процесс разработки и внедрения эффективных методов и форм управления предприятием. Не стали исключением и субъекты экономических отношений на фармацевтическом рынке, где производство и реализация лекарственных препаратов - это не только коммерческая деятельность, но и процесс обеспечения качества и продолжительности жизни населения страны.

Вопросу определения аутсорсинга и применения его на предприятии как новейшего метода антикризисного управления в последнее время

посвящено большое количество научных публикаций как отечественных, так и зарубежных исследователей. Следует отметить некоторых из них, чьи научно-практические разработки были использованы во время работы над этой статьей: Б. О. Аникин, О. В. Манойленко, В. В. Красношапка, И. И. Трофимец, И. Пижук, Г. В. Витошко, О. Собкевич, А. Шевченко, Э. Лукьянчук, К. В. Песков, Д. О. Борисов, К. С. Бурма, О. Сергиенко.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, недостаточно изученными остаются специфика этого экономического явления и его применение на предприятиях фармацевтической отрасли.

Итак, целью статьи стало исследование аутсорсинга и особенностей его применения в управлении фармацевтическими предприятиями.

Слово «аутсорсинг» английского происхождения, оно является результатом слияния двух слов: out - «внешний» и source - «источник». Возникновение этого явления в экономической жизни общества связывают с Альфредом Слоуном и деятельностью компании General Motors в 20-х годах ХХ века. Новацией в проекте А. Слоуна стала реорганизация систем управления и производства, которая базировалась на утверждении Г. Форда о том, что специализированные фирмы выполняют свои функции лучше, чем его собственные подразделения244.

Между тем, однозначного определения аутсорсинга не существует до сих пор. А. В. Манойленко245 собрал и структурировал основные научные подходы к толкованию этого термина, которые сложились в литературе на это время:

- использование внешних ресурсов для выполнения деятельности, которая традиционно ведется силами имеющегося персонала и с использованием собственных ресурсов;

- делегирование некоторых бизнес-функций внешним исполнителям;

- стратегия управления компанией, направленная на передачу ведения функционально необходимых, но не Основных направлений в деятельности организации компаниям, специализирующимся в этом конкретном роде деятельности;

- передача отдельных видов деятельности, не являющихся основными для компании, субподрядчику;

- средства экономии затрат за счет вынесения нехарактерных сфер деятельности на сторону;

- свойство, характерное современной организации хозяйственной деятельности: с точки зрения международной

244 Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: Инфра-М, 2016. 192 с.

245 Манойленко О. В. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности антикризисного управления. Вестник международного Славянского университета. Сер.: Экономические науки.2018. № 1. С. 8-12.

специализации и разделения труда;

- передача не только части работы (бизнес-процессов) сторонней фирме, но и прав, обязанностей и ответственности по этой работе;

- вид функциональных компьютерных услуг, предоставляющих специализированные фирмы своим клиентам (банкам, страховым компаниям, биржам и др.).

Но попробуем обобщить все существующие подходы и сформулировать собственное видение этого явления, согласно которому аутсорсинг - это стратегия антикризисного управления компанией, которая направлена на использование внешних ресурсов путем делегирования части производственных функций или некоторых бизнес-процессов, функционально необходимых, но не основных, иной организации, что является экспертом в этом конкретном роде деятельности.

Отдельно следует подчеркнуть антикризисный характер стратегии аутсорсинга в управлении предприятием. Относительно действия механизма этих отношений, то компания-заказчик, делегируя некоторые производственные функции или бизнес-процессы сторонней компании (аутсорсеру), осуществляет взаимовыгодный обмен: первая получает квалифицированное решение бизнес-вопросов, а вторая - работу.

Следует различать понятие разовой поддержки и аутсорсинга. Разовая поддержка имеет эпизодический характер, а с компанией-аутсорсером заключается договор на оказание аутсорсинговых услуг на определенный промежуток времени.

К преимуществам аутсорсинга можно отнести целый ряд возможностей, которую он позволяет осуществить:

1) сократить сроки выполнения работ;

2) максимизировать прибыль;

3) скачать непрофильные мощности;

4) создать новый бизнес, новый стратегический источник дохода;

5) не потерять, не повредить существующие производственные мощности в отраслях;

6) расширить портфель заказов;

7) повысить управляемость процесса производства;

8) проводить более часто инвестиционные программы модернизации;

9) повысить гибкость ассортимента и сбыта;

10) повысить скорость внедрения в продуктовую линейку инноваций;

11) сократить непроизводительные и производительные расходы.

Конечно, существуют и недостатки. К основным препятствиям, которые

могут помешать компании достичь желаемой цели с помощью аутсорсинга, относят:

- себестоимости продукции. Это возможно в случае, если компания перед тем, как внедрить систему аутсорсинга, не тщательно сопоставила затраты и ожидаемый экономический эффект от этой договоренности. К тому же не следует исключать и возможность банкротства компании-аутсорсера, которое повлечет за собой необратимые негативные последствия для компании-заказчика, прежде всего, в виде растущих расходов;

- уменьшение управляемости бизнес-процессов, передаваемых компанией-заказчиком на аутсорсинг. Так, концентрация некоторых функций вне компании может оставить ее без связующего звена между управлением и бизнес-практикой и лишить гибкости в определенных бизнес-процессах.

Кроме того, существенным препятствием на пути успешного внедрения аутсорсинга на отечественных предприятиях можно считать отсутствие в правовом поле России четкой законодательной базы по этому вопросу. Так, по свидетельству В. В. Красношапки и И. И. Трохимца, в отечественном праве нет дефиниции самого понятия «аутсорсинг», что делает возможным регулирование этих отношений исключительно в контексте аналогии с некоторыми другими правовыми нормами246.

Среди общепринятых видов аутсорсинга можно выделить:

- производительный аутсорсинг. Передача сторонней организации полного цикла производства определенного продукта или его части;

- интеллектуальный аутсорсинг, или аутсорсинг бизнес-процессов. Компания передает бизнес-процессы, которые не являются основным видом ее деятельности, но требуют специальных знаний и могут значительно больше стоить в случае собственноручного их выполнения. Например, IT-аутсорсинг, юридическое сопровождение, услуги логистики и бухгалтерского учета.

Аутсорсинг в России отличается определенной особенностью по популярности отдельных его видов. Согласно с проведенными исследованиями, которые нашли свое отражение в статьях некоторых ученых, в России чаще на аутсорсинг передают: IT-услуги (40,5%), логистику (35,1%), ресурсное обеспечение производственных процессов (27%), маркетинговые услуги (21,6%), рекрутмент (18,9%), бухгалтерский учет (13,5%), расчет заработных плат (13,5%), обработку и систематизацию информации (8,1%), аутсорсинг медицинских представителей (8,1%), учет кадров и кадровое сопровождение (5,4%), административные функции (2,7%)247.

Итак, аутсорсинг - иностранный термин, который уже на протяжении нескольких лет активно внедряется в бизнес-среду России. Несмотря на то, что еще каких-то 12-15 лет назад с данным термином не были знакомы даже опытные менеджеры, сегодня многие отечественные компании пытаются

246 В Красношапка. В., И Трохимец. И. Аутсорсинг и его применение на предприятиях. Эффективная экономика. 2015. № 5. URL: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=4097

247 Микрюкова В. С. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского аутсорсинга // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/207/50649/_

применить такие «отношения» на практике. В этом процессе фармацевтические предприятия не остались в стороне (рис. 1).

Инновационные лекарственные средства или технологии - это новые препараты, лекарственные формы или средства создания действующих субстанций, которые защищены патентом. Их открытие и широкое внедрение в медицинскую практику позволяют улучшить или даже в некоторых случаях радикально изменить прогноз многих заболеваний, снизить летальность, а также существенно сократить расходы государства на лечение и реабилитацию пациентов, продлить трудоспособность и повысить качество жизни неизлечимо больных248. Значительную пользу для общества от разработки новых лекарственных средств можно продемонстрировать на примерах. Так, открытие антибактериальных препаратов кардинально снизило уровень смертности от инфекционных заболеваний и гнойных осложнений, создание препаратов инсулина спасло жизни больных сахарным диабетом, разработка препаратов для химиотерапии помогла снизить летальность от злокачественных новообразований.

Стандартный процесс создания нового лекарственного средства состоит из четырех этапов. После удачного завершения доклинического этапа разработки стартуют клинические исследования будущих препаратов, которые проводятся согласно требованиям надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice-GCP). По подсчетам экспертов из Национального института стратегических исследований В. Собкевича и А. Шевченко, выхода на рынок одного инновационного фармацевтического продукта предшествует 12-13 лет исследований и разработок249.

К тому же, процесс разработки лекарственных препаратов требует значительных инвестиций, вложения которых связано с риском на всех этапах создания нового продукта. Например, по данным тех же экспертов, средняя стоимость разработки одной химической или биологической субстанции составляет около 1 млрд евро. При этом в разрезе фаз клинического исследования наиболее затратной является III фаза - 31% расходов. Эту цифру приводит Е. Лукьянчук в своей публикации в газете "Аптека"250. Значительная затратность инновационного процесса в фармацевтической отрасли объясняется на сегодня увеличением внимания к уровню качества, безопасности медикаментов, минимизации негативных эффек тов для потребителей, что требует проведения многочисленных дорогостоящих тестирований и экспериментов.

О наличие риска в процессе создания нового лекарственного средства

248 Зоидзе Д. Р. Особенности инновационной деятельности в фармацевтической отрасли // Социальная фармация: состояние, проблемы и перспективы: матер. наук. симп. в рамках VIII Нац. съезда фармацевтов России (15-16 сентября 2016 г.). Москва, 2016. С. 180-181.

249 Собкевич А., Шевченко А. Механизмы обеспечения развития высокотехнологичных и наукоемких производств в фармацевтической отрасли: аналитическая записка. URL: http://www.niss.gov.com /articles/846272

250 Лукьянчук Е. Мировой рынок клинических исследований. Аптека. 2012. № 34 (855). URL: http://www.apteka.ua/article/158875_

свидетельствует тот факт, что лишь 1-2 тыс. с 10 тыс. субстанций, синтезированных в лабораториях, успешно проходят все стадии испытаний и выходят на фармацевтический рынок в виде готовых фармацевтических препаратов. Так, К. В. Песков, эксперт по математическому моделированию компании «Новартис Фарма» (Россия) в своей статье в журнале «Вестник Роснадзора» указывает на то, что за период с 1990 г. по 2004 г. на третий, наиболее затратной стадии клинических исследований, которые проводились фармкомпаниями в Европе, США и Японии, было зарегистрировано 106 провалов за недостаточную эффективность разработанного лекарственного средства251.

На примере фармацевтической компании «Санофи» нами были проанализированы варианты внедрения аутсорсинга в ее деятельность. Классификация существующих вариантов внедрения аутсорсинга в деятельность компании «Санофи» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация видов аутсорсинга, которые можно внедрить в компании «Санофи»252 Менеджеры компании «Санофи» совместно с ведущими учеными мира пытаются сократить время и затраты, а также снизить риски на всех стадиях создания новых лекарственных средств. Эти исследования происходят в двух

251 Песков К. В. Математическое моделирование при разработке лекарств. Вестник «Роснадзора». 2013. № 1. С. 57-60.

252 Составлено автором._

направлениях: разработка эффективной организационной формы управления скоростью вывода инновационных препаратов на рынок и поиск новых методов анализа данных, которые позволят снизить вероятность появления рисков в процессе создания нового продукта.

В компании «Санофи» эффективным способом создания новых фармацевтических препаратов стал так называемый инновационный аутсорсинг. Он позволяет фармацевтическим предприятиям управлять скоростью вывода новых препаратов на рынок. Механизм инновационного аутсорсинга заключается в следующем. Компания «Санофи» образует временные союзы с лабораториями или контрактно-исследовательскими организациями (КОО).

Исполнители принимают обязательства разработать новый препарат в пределах установленных сроков, а компания «Санофи» - обеспечить частичное финансирование исследований и участие исполнителя в будущих прибылях от продаж. Результаты инновационной деятельности могут быть либо перепроданы третьим лицам (по взаимному согласию сторон и на определенных условиях) на любой стадии исследований, или - в случае успешного завершения - переданы заказчику для проведения клинических испытаний, регистрации и перехода к коммерческой эксплуатации нововведений. Участники инновационной цепочки превращают инновацию в фьючерс особого рода, без гарантии, без покрытия, но тем не менее «феноменально ликвидный».

Решение многих экономических проблем на крупном фармацевтическом предприятии некоторые исследователи видят в создании отдельной бизнес-структуры - Общего центра обслуживания (ОЦО), которая по своей сути является «внутренним аутсорсингом» и решает задачу поддержки основных бизнес-процессов и функций.

Создание ОЦО в компании «Санофи» позволяет сосредоточить дублирующиеся бизнес-функции в одной зависимой бизнес-единице. Она может быть как подразделением компании, так и отдельным юридическим лицом. ОЦО осуществляет массовую обработку данных для всего предприятия в едином центре. Основным отличием от внешнего аутсорсинга является то, что ОЦО сильно интегрированы в основной бизнес и с максимальной эффективностью используют единое ИТ-решение для коммуникаций между сбором первичной информации в месте ее возникновения и службами ОЦО. Сегодня модель ведения бизнеса с привлечением ОЦО достаточно популярна в мировой практике. Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются центры бухгалтерского учета. В России развитие подобного инновационного пути управления бизнесом тормозится в основном экономическим кризисом253.

По свидетельству экспертов, на отечественном фармрынке

253 Костин К.Б., Березовская А.А. Современное состояние и перспективы развития мирового электронного бизнеса // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4071-4086._

значительное распространение в последние годы получил аутсорсинг двух типов: полного и неполного цикла. Фармацевтическое предприятие «Санофи» обращаются в аутсорсинговые компании неполного цикла с целью аренды внешней службы, фармацевтического персонала, проведение акций, мерчандайзинга и других промомероприятий.

Например, в компании «Санофи» цели аутсорсинговых проектов для медицинского персонала могут существенно отличаться. Так, целью аутсорсинга может выступать «detailing» (детализация), т. е. программы информирования медицинских специалистов и фармацевтов.

С другой стороны, целью может быть увеличение объемов и приростов продаж своей продукции. Эти два направления значительно отличаются степенью ответственности, которую несет компания-аутсорсер. В первом случае - это ответственность за качество визита медицинского представителя и предоставления информации, в другом - ответственность за выполнение плановых продаж.

Таким образом, аутсорсинг - это стратегия антикризисного управления компанией, которая направлена на использование внешних ресурсов путем делегирования части производственных функций или некоторых бизнес-процессов, функционально необходимых, но не основных, иной организации, что является экспертом в этом конкретном роде деятельности. Как и любое другое экономическое явление, отношения аутсорсинга имеют преимущества и недостатки.

К тому же, учитывая практику, аутсорсинг можно считать достаточно перспективной моделью организации современного фармацевтического бизнеса, которая позволит снизить его затратность и рискованность. Впрочем, остается целый круг нерешенных на сегодня задач, препятствующих эффективному применению аутсорсинга на отечественных предприятиях. Именно они должны стать предметом дальнейших исследований в обозначенном направлении. Особое место среди них занимает необходимость законодательного оформления этого типа «отношений» на государственном уровне с учетом опыта других стран.

Использованные источники:

1. Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: Инфра-М, 2016. 192 с.

2. В. Красношапка. В., И Трохимец. И. Аутсорсинг и его применение на предприятиях. Эффективная экономика. 2015. № 5. URL: http://www. economy.nayka. com.ua/?op=1 &z=4097

3. Зоидзе Д. Р. Особенности инновационной деятельности в фармацевтической отрасли // Социальная фармация: состояние, проблемы и перспективы: матер. наук. симп. в рамках VIII Нац. съезда фармацевтов России (15-16 сентября 2016 г.). Москва, 2016. С. 180-181.

4. Костин К.Б., Березовская А.А. Современное состояние и перспективы развития мирового электронного бизнеса // Российское

предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4071-4086.

5. Лукьянчук Е. Мировой рынок клинических исследований. Аптека. 2012. № 34 (855). URL: http://www.apteka.ua/article/158875

6. Манойленко О. В. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности антикризисного управления. Вестник международного Славянского университета. Сер.: Экономические науки.2018. № 1. С. 812.

7. Микрюкова В. С. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского аутсорсинга // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/207/50649/

8. Песков К. В. Математическое моделирование при разработке лекарств. Вестник «Роснадзора». 2013. № 1. С. 57-60.

9. Собкевич А., Шевченко А. Механизмы обеспечения развития высокотехнологичных и наукоемких производств в фармацевтической отрасли: аналитическая записка. URL: http://www.niss.gov.com /articles/846272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.