Научная статья на тему 'Цели и задачи совершенствования систем оперативного менеджмента на предприятиях агропромышленного комплекса'

Цели и задачи совершенствования систем оперативного менеджмента на предприятиях агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OPERATIVE MANAGEMENT / OPERATIONAL ADMINISTRATION SYSTEMS / MODELLING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова С. А.

Рассмотрены положения по совершенствованию оперативного менеджмента с информационно-технологической позиции. Раскрыты теоретические задачи и принципы реализации систем оперативного менеджмента. Показана структура разработки систем оперативного менеджмента. Обосновано, что основу системы оперативного менеджмента составляет информационное, математическое и техническое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSES AND COMMITMENTS OF PERFECTION OF SYSTEMS OF OPERATIVE MANAGEMENT AT THE AGRICULTURE ENTERPRISES

Positions on perfection of operative management with information-technological items are considered. Theoretical commitments and realisation principles of systems of operative management are opened. The structure of system engineering of operative management is shown. It is reasonable that a basis of system of operative management makes information, mathematical and a technical supply.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи совершенствования систем оперативного менеджмента на предприятиях агропромышленного комплекса»

Научно-технический прогресс невозможен без основательного, фундаментального образовательного уровня его участников. Подготовка кадров руководителей, специалистов, работников всех профессий, организация их периодической подготовки, повышение квалификации являются базовыми направлениями научно-технического прогресса. В советский период развития общество получило хорошее образование, которое заслуженно считается одним из лучших в мире. Практически все работники сельского хозяйства имели необходимый уровень общеобразовательных и специальных знаний.

Соблюдение интересов предприятия требует постоянного развития его производственного потенциала посредством реализации нововведений и инноваций технического и организационного характера. Значение реализации инноваций и нововведений в деятельности предприятий АПК не нуждается в обосновании — инновации и нововведения уже давно рассматриваются в качестве движущей силы в развитии предприятия. Механизм реализации инноваций и нововведений должен быть ориентирован не столько на создание новых их видов, сколько на использование уже имеющихся разработок в конкретных условиях ведения хозяйства. В то же время создание новых видов инноваций или нововведений может осуществляться в круп-

ных производственных системах, имеющих в своем составе структурные подразделения, основным видом деятельности которых является выполнение таких этапов процесса управления инновациями в региональном АПК, как проведение прикладных исследований, НИОКР и изготовление опытных образцов [4].

Многообразие организационных форм реализации процесса управления инновациями в региональном АПК характеризует современное состояние и особенности освоения инноваций в сельском хозяйстве. При этом связующим звеном между научными организациями, образовательными учреждениями, центрами производства научной продукции и инноваций, нововведений и сельскими товаропроизводителями становятся именно центры инновационного развития регионального АПК.

Список литературы

1. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования / Н.В. Игошин. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 128 с.

2. Балдин, К.В. Инвестиции: системный анализ и управление / К.В. Балдин. — М.: Дашков и К°, 2005. — 116 с.

3. Цвет, Е.Е. Инновационный менеджмент / Е.Е. Цвет. — М.: Примор-издат, 2006. — 28 с.

4. Водянников, В.Т. Экономическая оценка инвестиций в агропромышленном комплексе / В.Т. Водянников. — М.: Юркнига, 2004. — 194 с.

УДК 361.145

С.А. Петрова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Формирование системы научного менеджмента в нашей стране происходит в исключительно сложный период становления и развития рыночной экономики, а развитие экономики требует совершенствования управления и активного регулирования социально-экономических процессов. В современных условиях повышенной динамичности производственных процессов главным критерием эффективности функционирования современных предприятий является достижение необходимых технико-экономических показателей с целью ускоренного выхода предприятий на уровень безубыточности с последующим переходом на дальнейшее развитие производственного потенциала.

В современных условиях производственная деятельность и рыночные отношения требуют развития

теории оперативного и упреждающего управления предприятием. В связи с этим особую актуальность представляют вопросы, связанные с установлением единой терминологии в области управления производственными процессами. Под понятием «управление» следует понимать «управление предприятием в целом», а под понятием «менеджмент» в рамках систем оперативного менеджмента следует понимать направленность деятельности предприятия, т. е. производственно-коммерческую деятельность предприятия [1, с. 105].

Однако оперативный менеджмент до настоящего времени не нашел должного отражения в научной литературе и не имеет достаточного развития и практического использования в производственной практике. Это вызвано повышенными

43

трудностями его практической реализации, так как требует системной увязки, динамичного и сбалансированного сочетания многих приоритетов (организационно-экономических и особенно социальных, морально-психологических). Кроме того, оперативный менеджмент является сложной системой управления производством, реализация которого связана с необходимостью учета многих факторов и выработки критериев оценки функционирования взаимосвязанных подсистем и элементов системы.

В то же время при обеспечении должной организационной структуры, оперативности и достоверности сбора и обработки информации «на срезе» контролируемых процессов жизнедеятельности производственных и социально-экономических систем вскрывается существенный дисбаланс интересов некоторых коллективов, групп, отдельных личностей и корпоративных интересов. Естественно, что реализация систем оперативного менеджмента требует повышенных инвестиций на вывод технического оснащения предприятия на современный уровень, укомплектования предприятия техническим и программным обеспечением, качественно нового подхода к информатизации и повышению квалификации персонала. Все это приводит к организованному или стихийному сопротивлению внедрению эффективного оперативного менеджмента и порой к невозможности системной реализации и использованию методов оперативного менеджмента. Поэтому, несмотря на необходимость повышения уровня управления производством, качества продукции и производительности труда, системы оперативного менеджмента до настоящего времени с трудом реализуются на практике, что в значительной мере объясняется недостаточным объемом научных поисковых и прикладных исследований в этой предметной области [2, с. 158-159].

Многие понятия имеют спорную трактовку в различных источниках, зачастую наблюдается смысловая подмена терминов. В рамках одного и того же понятия наблюдаются различия и неоднозначная трактовка. Создание законченной концепции базовых понятий и терминов весьма затруднено, особенно в связи с отраслевой спецификой исследований. Это неизбежно приводит к неоднозначному формированию понятийного аппарата в каждой исследуемой предметной области [3, с. 99].

На основе проведенного анализа автором предложена следующая формулировка понятия «оперативный менеджмент»: это динамический анализ материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов с целью системного формирования поддержки процедуры подготовки и выработки управленческих решений при

44

лимите времени и в ситуации нештатного поведения объекта.

Таким образом, совершенствование систем управления современными сельскохозяйственными предприятиями является актуальной проблемой, решение которой требует создания качественно новых эффективных систем оперативного управления на базе автоматизированных систем информационного обеспечения, работающих в режиме реального времени, т. е. «быстрого реагирования». Системы оперативного управления являются одной из главных частей интегрированной информатизационной системы управления предприятием.

Для комплексного понимания и эффективной реализации теории менеджмента, имеющей междисциплинарный характер исследований, в практической деятельности, и тем более в отраслях АПК, необходимо располагать разнообразными знаниями.

Реализация таких научных и практических задач возможна только в рамках всестороннего использования системного подхода. Особое место должно быть отведено декомпозиции объектов внедрения оперативного менеджмента.

Цель ранжирования проведения работ по совершенствованию систем оперативного управления производством в АПК следующая:

• обосновать системность и логическую последовательность в решении совокупных вопросов улучшения технико-экономических и социальных показателей отдельных подразделений и предприятия в целом;

• максимизировать задачи адаптивности и получения реальных экономических и социальных эффектов;

• минимизировать время окупаемости затрат на создание систем оперативного менеджмента;

• обосновать предельные показатели долгосрочного развития предприятия на основе достигнутых и прогнозируемых данных функционирования систем оперативного менеджмента.

По мнению автора, можно утверждать, что первоочередной целью системы и подсистемы оперативного менеджмента для предприятий различных отраслей должно быть основное и качественное функционирование производства. Оперативный менеджмент — основное звено в деятельности предприятия. Именно здесь формируется и создается информационный поток (готовая продукция), производство и реализация которого определяют основные технико-экономические показатели предприятия и его место на конкурентном рынке.

Информационный поток «выпуск готовой продукции» является основой для решения главной задачи систем оперативного менеджмента произ-

водственной коммерческой деятельности предприятия — «Оперативный менеджмент производства и качества продукции». Все остальные задачи, решаемые в рамках этой и других подсистем систем оперативного менеджмента предприятия, могут рассматриваться в качестве сервисных, обеспечивающих решение главной. Данные информационного потока «выпуск готовой продукции» используются для других объектов (подсистем), например: сбыта; материально-технического обеспечения; планово-экономического обеспечения; финансово-бухгалтерской деятельности; кадров и т. д.

Таким образом достигается системность оперативного менеджмента; при этом должны обеспечиваться высокая надежность и автономность функционирования систем оперативного менеджмента основного производства в условиях нештатных ситуаций.

Системы оперативного менеджмента создаются на основе информационных технологий. Информационные технологии решения задач систем оперативного управления предприятием включают встроенные модули упреждающего управления, которые усовершенствуются с каждым годом [4, с. 311-313].

С учетом вышесказанного можно сформулировать некоторые принципы к информационному обеспечению при создании систем оперативного менеджмента:

• адекватность структуры предприятия и структуры информации, используемой для оперативного менеджмента;

• единство информационной базы и обеспечение ее многоцелевого использования, что предопределяет требование к информационным базам о необходимости использования информационной записи только в единственной информационной базе;

• наличие гибких и мобильных связей между подразделениями системы, обеспечивающих синхронность бизнеса и менеджмента для получения синергического эффекта;

• учет социальных факторов в процессах информационной технологии менеджмента;

• открытость, обучаемость и развиваемость системы управления предприятием осуществляется путем последовательной оптимизации спектра функциональных задач, решение которых необходимо для улучшения функционирования и развития предприятия;

• возможность осуществления упреждающего управления для решения задач оперативного менеджмента, требующих обоснования необходимости его применения.

Одним из действенных инструментариев реализации оперативного подхода в различных областях знаний и практики является имитационное моделирование. Метод моделирования является основой формализованного анализа и решения управленческой задачи в качестве инструментария реализации научных подходов в различных областях знаний используется довольно давно.

Моделирование представляет собой построение математической модели. Для этого необходимо иметь строгое представление о функционировании исследуемой системы (подсистемы) и располагать информацией (данными) об ограничениях, которые определяют область допустимых значений управляемых переменных. Анализ модели должен привести к определению наилучшего управляющего воздействия на объект управления при выполнении всех установленных ограничений, что позволит произвести оперативное управление на предприятии. Но для объективной информации на предприятиях должны создаться банки данных, в которых должны учитываться данные в аналитическом виде, так как сложность реальных систем может сильно затруднить представление цели и ограничений в аналитическом виде. Несмотря на слишком большое число переменных и ограничений, которые на первый взгляд необходимо учитывать при анализе реальных ситуаций, лишь небольшая их часть оказывается существенной для описания исследуемых систем. Поэтому при моделировании систем прежде всего следует идентифицировать доминирующие переменные, параметры и ограничения [4, с. 328-329].

В каждом конкретном случае исследователь может выбирать такой тип модели, который наилучшим образом позволяет достичь требуемых результатов. При этом на разных этапах решения комплексной проблемы могут использоваться различные модели — физические, вербальные, блочные, схемы, табличные, графические, экономико-математические и т. д.

Одним из препятствий на пути развития систем оперативного управления является отсутствие единой научно обоснованной понятийно-терминологической базы.

Список литературы

1. Винокуров, С.Г. Модели и методы оперативного менеджмента / С.Г. Винокуров. — М.: Экономика, 2006. — 208 с.

2. Винокуров, С.Г. Системы оперативного менеджмента / С.Г. Винокуров. — Новосибирск: НГТУ, 2006. — 212 с.

3. Дудорин, А.К. Оперативное планирование / А.К. Ду-дорин. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 448 с.

4. Титов, С.В. Оперативный контроль экономической деятельности / С.В. Титов. — М.: МЦФЭР, 2006. — 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.