социально-гуманитарное знание
в XXI веке
УДк 371.011; 37.035.6
салтыкова М. В.
цели и задачи формирования патриотизма на основе стратегии развития воспитания в российской федерации на период ДО 2025 ГОДА
В статье автор предлагает теоретическое обоснование необходимости разработки концепции формирования «естественного» патриотизма на основе этнофунк-циональной парадигмы в свете требований актуальной Стратегии воспитания в РФ.
Ключевые слова: «естественный» патриотизм, патриотическое воспитание, этнофункциональная парадигма, Стратегия развития воспитания в РФ.
saltikova M.V.
objectives and objectives of formation of patriotism based on the strategy of development of education in the Russian federation for the period up to 2025
The author offers a theoretical justification for the need to develop the concept of a «natural» patriotism in the light of the requirements of the new education strategy in the Russian Federation on the basis of linguistic identity model of ethno-functional paradigm.
Keywords: «natural» patriotism, patriotic education, ethno-functional paradigm,new education strategy in the Russian Federation.
« юбовь к Родине - то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете.. .Человек в Родине - словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без родины он - духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Мы, к сожалению, неверно понимаем воспитание патриотизма, принимая его иной раз за идеологическую приставку (выделено нами - примеч. автора). От речей на политическом митинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от народной песни, от Пушкина и Тютчева, Достоевского и Шмелева и в засушенной душе способны появиться благодатно-благодарные ростки. .Родина - это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». ... Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее - живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется....Родина больше нас. Сильней нас. Добрей нас. Сегодня ее судьба вручена нам - будем же ее достойны» [Распутин].
Мы позволили себе начать научную статью мыслью великого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, так как порой идея, высказанная в афористичной форме, выражает суть дела полнее, чем сотни диссертаций и научных изысканий. Тем более, что Л. С. Выготский неоднократно говорил о единстве аффекта и интеллекта, т.е. единства чувства и разума, в качестве необходимой особенности личностного роста, а следовательно, и обучения, о чем мы неоднократно писали в научных работах, анализируя различные методы научения [Салтыкова 2016 №1, №2].
Считается, что современный мир можно назвать миром VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity, ambiguity), т.е. нестабильным, неопределенным, сложным и неоднозначным. Западные идеологи утверждают, что именно таков наш современный мир: старые коммуникационные модели не работают, традиционные ценности якобы утратили свое значение. России рекомендуется двигаться вперед, в глобальный мир мультикультурализма и толерантности, наполненного оптимизмом и креативом.
Рассмотрим дефиниции термина толерантность. «Медицинский термин толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - «утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу. Была открыта в 1949-1953гг. австралийскими учеными Бернетом и Феннером и английскими иммунологами Биллингхемом, Брентом и Медаваром. За это открытие ученым была присуждена Нобелевская премия в 1960г.» [Медицинская энциклопедия]. Толерантность - это невосприимчивость организма к антигену - термин взят из трансплантологии, он означает неспособность организма отличать пересаженные чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной си-
стемы организма и приведение ее к апатии, безразличию. Полная толерантность
- это смерть.
В психологической литературе термин также дефиницирован в ряде словарей, определения имеют одно общее свойство при достаточно больших разногласиях в подходах. В целом можно отметить, что толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [Большая психологическая энциклопедия].
Толерантность как идеология (толерантизм) представляет собой квазирелигиозную идеологию. Она заключается в принудительном отторжении традиционных ценностей культурной, социальной, религиозной, семейной жизни. Необходимо отметить, что идеология принципов толерантности, политкорректности, например, в международной политике, во взаимоотношениях традиций, культур, вероисповеданий не спасла мир от эскалации напряженности.
Идеология толерантности - это инструмент глобализации, т.е. деструктивная идеология, разрушающая менталитет, а следовательно, ядро языковой личности
- тезаурус, систему нравственных общенациональных ценностей, зафиксированных в языке в виде концептов [Салтыкова 2016 №1, №2, № 3].
Мы неоднократно писали об этом языковом процессе, анализируя социолингвистическую концепцию петербургского профессора В.В.Колесова, названную им как «покушение на русскую ментальность» [Колесов 1999: 147]. Автор доказывает, что давление на русское коллективное сознание идёт именно через слово. Действительно, в прошлом, для того чтобы что-то поменять, необходимы были деньги, связи, власть. Сегодня нужен только компьютер, Youtпbe, Facebook и т.д. С этими инструментами можно реально изменить мир в кратчайшие сроки.
На современном этапе развития цивилизации утверждается, что актуальная глобальная экономическая стратегия - это не экономика внимания, а экономика участия. Все, что ни делается, должно вовлекать и привлекать людей, которые хотят сами участвовать во всех процессах: писать твиты, создавать свои блоги, фотографировать свои впечатления, делиться со всем миром не только ими, но и своими идеями, мыслями, тревогами, радостями, что мы все и делаем в той или иной степени вовлеченности в этот интерактивный процесс.
Нас призывают следовать своим инстинктам. Несомненно, начиная с 1991года, в нашей стране различные ценности: духовно-нравственные, историко-культурные, советские - подверглись официальной обструкции. Этому деструктивному процессу способствовали такие политические языковые технологии, как Окно Овертона, например [Салтыкова 2016, № 3].
С одной стороны, это реальные современные мировые тенденции, с другой стороны, в них существует большая опасность элиминации антропологической составляющей за счет разрушения традиционных ценностей и смыслов, таких, например, как патриотизм. В этом есть противоречие, нуждающееся в научной рефлексии.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, педагогическая работа по формированию патриотизма личности должна выйти на качественно новый уровень осмысления. Содержание данного понятия, несомненно, определяется культурой, в рамках которой оно формируется. В разные времена в понятие «патриотизм» вкладывалось различное содержание в зависимости от исторических этапов развития общества. Кратко обратимся к истокам возникновения и разработки этого понятия.
Патриотизм традиционно был частью обыденного сознания людей и достигал наивысшего проявления в тяжелые для Отечества времена. Понятие «патриотизм» появилось во времена Французской революции, было заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка, где «patriote», производное от латинского слова «patria», означает «Отечество, Родина» [Шанский 1994: 226]. В словаре В.И. Даля слово «патриот» определяется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль 2006: 627].
До середины XVIII века в основе идеи патриотизма лежало служение царю и Отечеству, однако впоследствии стали воспеваться и демократические свободы. Анализ языковых явлений и феномена патриотизма, в частности, является отличительными чертами трудов М.В. Ломоносова. В работе «Замечания на диссертацию Г.-Ф. Миллера «Происхождение имени и народа Российского» Ломоносов усмотрел главный недостаток в утверждении норманнской теории происхождения русского народа: «Правда, что господин Миллер говорит: "Прадеды ваши от славных дел назывались славянами", но по сему во всей своей диссертации противное показать старается, ибо на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнем и мечом истребляют.» [Ломоносов 1986: 19].
М.В. Ломоносов утверждал величие славян, подчеркивал независимое существование древнерусского государства, его важную роль в мировой истории. Заботой о благе Отечества проникнуты глава «О сохранении и размножении российского народа», работы по экономике, труды в области филологии и литературы. В филологической работе «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов решает задачи сочетания церковнославянских и русских народных элементов в составе литературного языка, проводит разграничение литературных стилей и приводит классификацию литературных жанров. М.В. Ломоносов бросает все силы русского языка на борьбу с иностранными вторжениями, делает литературную и научную речь понятной для всех. Для ученого любовь к России была неразрывно связана с развитием русской науки, Михаил Васильевич возлагал большие надежды на величие России в будущем [Ломоносов 1986].
Теоретическое обоснование сущности патриотизма дает и основатель национальной русской педагогики К. Д. Ушинский, который полагал, что ценности в системе образования не могут определяться той или иной государственной системой, общественным строем, так как это временные явления, но должны соответствовать самой глубине человеческой природы. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка» [Ушинский 1949].
Формирование патриотизма стоит в системе нравственного воспитания К.Д. Ушинского на первом месте. «Любовь к Родине, - писал он, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [Ушинский 1949]. В основе патриотического воспитания, как и всей его педагогической системы, лежит идея народности. По убеждению К.Д. Ушинского, общей системы народного воспитания для всех народов не существует. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания (выделено нами - примеч. автора), хотя опыт других народов есть драгоценное наследие для всех.
В качестве иллюстрации приведем частный пример, который не претендует на глубину обобщения. Так, например, американские школьники и студенты никогда не дают списывать своим одноклассникам. Причем учителя поощряют «доносительство» на тех, кто списывает у товарища. Мы неоднократно сталкивались с этой особенностью взаимоотношений в коллективе американских студентов, приехавших в Россию изучать русский язык. Этот факт связан, на наш взгляд, с индивидуализмом и лидерством как главными особенностями воспитания подрастающего поколения в США в отличие от российского коллективизма.
Кстати, пословицы, поговорки, афоризмы хорошо иллюстрируют особенности менталитета - мировосприятия в категориях и формах родного языка. По мнению К.Д.Ушинского, пословицы - это «животрепещущее проявление родного слова» [Ушинский 1989: 63]. Сравним, к примеру, русскую пословицу «не имей сто рублей, а имей сто друзей» и афоризм Френсиса Бекона «Friends are time thieves» (друзья - воры времени).
Антитеза коллективизм - индивидуализм очевидна и не нуждается в комментариях. Хотя именно на основании русских народных сказок и пословиц, т.е. прецедентных текстов, можно делать вывод о «духовной соборности» о «великом типе братства людей» нашего народа, по мнению Н. А. Бердяева. Великий философ не считал западную цивилизацию идеальным примером развития, он связывал будущее России с духовным ростом каждой личности. Заметим, что язык обладает главной своей функцией - когнитивной т.е. речемыслительной. Поэтому на основе модели развития языковой личности, разработанной в наших теоретических и практических научно-педагогических экспериментах, такой рост возможен и предсказуем [Салтыкова 20167 № 3]. На основе же западного буржуазного пути культуры «Россия никогда не будет талантлива» [Бердяев 1989].
В качестве подтверждения этого тезиса можно привести внедрение Болон-ской образовательной системы в РФ. На наш взгляд, существует много негативных моментов этой образовательной экспансии. Приведем один из них: только хорошее знание английского языка позволит успешно освоить курс магистратуры в европейских и американских вузах. Очевидно, что это условие, как и финансовое, легко выполнимо только для детей российской элиты, за крайне редкими исключениями.
Говоря об актуальности новой концепции формирования патриотизма на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в 2015 г. [Стратегия развития], хотелось бы отметить факт подписания указа об учреждении Национального дня патриота в США 45 президентом Америки Дональдом Трампом в первый же день его работы в качестве главы государства, заметим, сразу после завершения церемонии инаугурации. Об этом, как сообщает Reuters, заявил пресс-секретарь главы государства Шон Спайсер. Видимо, новый президент связывает величие Америки в том числе и с формированием чувства патриотизма у народа.
Возвращаясь к отечественным проблемам воспитания, вспомним, что великий русский педагог и мыслитель К.Д. Ушинский утверждал: система образования, построенная соответственно ментальности народа, развивает и укрепляет в подрастающем поколении ценнейшие психологические черты и моральные качества
- патриотизм и национальную гордость [Ушинский 1949, 1989]. Построенное на началах народности, воспитание обеспечивает становление человека, который без любви к Отечеству не мыслит жизни. Ведущими средствами, обеспечивающими народность воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, являются средства народной педагогики: сказки, пословицы и поговорки, песни, былички и т. п. «Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация», - подводит итог своим размышлениям великий философ и педагог [Ушинский 1949, 1989].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначено следующее. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.» [Стратегия].
Однако актуальные изменения в общегосударственной стратегии национального развития приходят в несоответствие с 13 статьей Конституции Российской Федерации, в которой зафиксировано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [Конституция РФ]. Что также является актуальным противоречием, нуждающимся в некоем осмыслении.
«Анализ исследований отечественных педагогов, мыслителей (А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиев, Б.Н. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, В.В. Пионтков-ский, Н.М. Снопко и др.) показал, что патриотизм как интегративное качество личности формируется путем целенаправленного, непрерывного, целостного процесса
- патриотического воспитания. На патриотическое воспитание оказывают влияние: макрофакторы (страна, общество, государство, культура), мезофакторы (этнос, регион, средства массовой коммуникации), микрофакторы (семья, институты воспитания, общественные и религиозные организации)» [Циулина 2012: 42].
На основании работы по анализу направлений патриотического воспитания, соотнесения их со структурой патриотического воспитания, практикой его реализации, проведенной М. В. Циулиной, наиболее целесообразными, с точки зрения исследователя, являются следующие направления: духовно-нравственное, социально-гуманистическое, историко-народное, гражданско-политическое [Циулина 2012]. Добавим, что почти все эти факторы связаны с функционированием русского языка.
Следовательно, формирование патриотизма не нужно навязывать извне, сверху, в виде идеологической приставки. Русский язык является государственным языком РФ, владение им является обязательно для граждан России, поэтому формирование патриотизма языковой личности вполне естественно и закономерно.
Мы полагаем, что «естественный» патриотизм — это многоаспектное явление, ядром которого является самоидентификация личности, основанная на феномене ментальности как средстве национального самосознания, выраженного в категориях и формах родного языка.
В области воспитания «естественного» патриотизма, на наш взгляд, целесообразно придерживаться этнофункциональной методологии в области воспитания, информационной безопасности и др., разработанной А.В.Сухаревым, на основе которой должны строится соответствующие методы работы [Сухарев 2008].
Во всех дисциплинах гуманитарного цикла, объединённых междисциплинарным подходом, необходимо разработать обновленную методику формирования патриотизма у обучающихся. «Важным является восстановление нанесенного в 20 в. ущерба русской этносреде, что проявилось, в частности, в революциях 1905 и 1997г., «перестройке»...Необходимо создание относительно этноинтегрированной системы образования подрастающего поколения, в особенности на начальных стадиях развития личности» [Сухарев 2008: 447].
На наш взгляд, необходимо отказаться от внедрения идей глобализма в образование: общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, хотя опыт других народов есть драгоценное наследие для всех.
Увеличить количество учебных часов русского языка в школах и вузах. «Важнейшим носителем культуры является язык, разрушение которого ведет за собой разрушение культуры, что, согласно Л.Н. Гумилеву, обусловливает и разрушение природных ареалов обитания этносов - этноценозов. Другими словами, разрушение языка является инструментом разрушения этносреды в целом» [Сухарев 2008: 448].
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.524
Большая психологическая энциклопедия.[Элекгронный ресурс] Режим доступа: http: // www.psychology.academic.ru (дата обращения: 04.11.2016).
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание [Текст] / В.И. Даль. М, 2006. 983с.
Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...» СПб.:Златоуст, 1999.
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.constitution.ru. (дата обращения: 21.11.2016)].
ЛомоносовМ.В. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. / М.В. Ломоносов. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М.1986. 496 с.
Медицинская энциклопедия.[Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.dic.academic.ru (дата обращения: 04.11.2016).
Распутин В.Г./Электронный ресурс] Режим доступа: http // www.pravmir.ru /proshhaniya-s-rossiej-ne-budet-1/(дата обращения: 21.11.2016).
Салтыкова М.В. Прием притчи как интерактивный метод научения и воспитания эмоциональной сферы личности на уроках ОБЖ. /М.В Салтыкова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - Химки. 2016, №2. -С.88-92.
Салтыкова М.В. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года как основа для обновления целостного педагогического процесса: этнофункциональный подход. /М.В Салтыкова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - Химки. 2016, №1. -С.103-109.
Салтыкова М.В. Патриотическое воспитание в условиях глобализации процессов мирового развития: этнофункциональный подход. /М.В Салтыкова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - Химки. 2016, №3. -С.100.
литература
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.rg.ru (дата обращения: 21.11.2016).
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. - М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2008. 576с.
Ушинский К.Д. Собр. Соч. Т. 2. М. 1949. C.558.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М.:Педагогика, 1989. 528с.
Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями соци-ообразовательной среды [Текст]: монография /М. В. Циулина. Челябинск: Цицеро, 2012. 203 с.
Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. ШанскийТ.А. Боброва. М. 1994. 400 с.
[Электронный ресурс]. Режим доступа https://eadaily.com/ru/news/2017/01/21/ tramp-uchredil-v-ssha-den-patriotizma-pervye-ukazy (дата обращения: 23.01.2017).