Научная статья на тему 'Сформирование патриотизма молодёжи в процессе воспитания языковой личности: этнофункциональный подход'

Сформирование патриотизма молодёжи в процессе воспитания языковой личности: этнофункциональный подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГЛОБАЛИЗМ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PATRIOTISM / GLOBALISM / LANGUAGE PERSONALITY / EDUCATION / MENTALITY / RUSSIAN / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна, Салтыкова Марина Викторовна

В статье анализируется процесс формирования патриотизма на основе интериоризации ценностей духовной культуры, выраженных в категориях и формах русского языка. Особую актуальность приобретает этнофункциональный подход, подразумевающий изучение русского языка с целью формирования тезауруса языковой личности, языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; национальное воспитание, отказ от воспитания по западному образцу; приобщение к русской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна, Салтыкова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUTH PATRIOTISM IN THE PROCESS OF EDUCATION OF LANGUAGE PERSONALITY: ETHNO-FUNCTIONAL APPROACH

Patriotism formation process based on supersubstantial cultural values interiorization expressed in the categories and forms of Russian language is analyzed in this article. Ethnofunctional approach which imply studying of the Russian language to form language personality’s thesaurus, language concepts determining/defining ethos’s supersubstantial values including conceptual, figurative, behavioral and cultural dimensions, ethnic upbringing, rejection of the western way of bringing up, introducing to the Russian culture.

Текст научной работы на тему «Сформирование патриотизма молодёжи в процессе воспитания языковой личности: этнофункциональный подход»



СФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ:

ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

УДК 37.035

О. Ю. Мацукевич1, М. В. Салтыкова2

Московский государственный институт культуры 2Академия гражданской защиты МЧС России

В статье анализируется процесс формирования патриотизма на основе интериориза-ции ценностей духовной культуры, выраженных в категориях и формах русского языка. Особую актуальность приобретает этнофункциональный подход, подразумевающий изучение русского языка с целью формирования тезауруса языковой личности, языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; национальное воспитание, отказ от воспитания по западному образцу; приобщение к русской культуре.

Ключевые слова: патриотизм, глобализм, языковая личность, воспитание, менталитет, русский язык, национальная идентичность.

O. Yu. Matsukevich1, M. V. Saltykova2

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2Academy of Civil Defence Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, The Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, microdistrict Novogorsk, 141435, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FORMATION OF YOUTH PATRIOTISM IN THE PROCESS OF EDUCATION OF LANGUAGE PERSONALITY: ETHNO-FUNCTIONAL APPROACH

Patriotism formation process based on supersubstantial cultural values interiorization expressed in the categories and forms of Russian language is analyzed in this article. Ethnofunctional approach which imply studying of the Russian language to form language personality's thesaurus, language

1МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-

культурной деятельности Московского государственного института культуры MATSUKEVICH OLGA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department

of the Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

2САЛТЫКОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат педагогических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра Академии гражданской защиты МЧС России

SALTYKOVA MARINA VIKTOROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), scientific employee of the Research Center, Academy of Civil Defence Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

e-mail: olgmats@yandex.ru1, saltuikovamarina@mail.ru2 © Мацукевич О. Ю., Салтыкова М. В., 2017

concepts determining/defining ethos's supersubstantial values including conceptual, figurative, behavioral and cultural dimensions, ethnic upbringing, rejection of the western way of bringing up, introducing to the Russian culture.

Keywords: patriotism, globalism, language personality, education, mentality, Russian, national identity.

Для цитирования: Мацукевич О. Ю., Салтыкова М. В. Формирование патриотизма молодёжи в процессе воспитания языковой личности: этнофункциональный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 147-152.

Проблема данной статьи состоит в выявлении этнофункционального подхода воспитания языковой личности, который оптимизирует процесс формирования патриотизма. В контексте педагогического исследования особую актуальность приобретают следующие вопросы: что представляет собой понятие языковой личности, какова специфика этнофунк-ционального подхода в воспитании языковой личности и его влияния на процессы формирования патриотизма молодёжи?

Роман В. В. Набокова «Дар» начинается эпиграфом: «Дуб - дерево, роза — цветок, олень — животное, воробей — птица, Россия — наше отечество, смерть неизбежна».

Эта лингвокультурная максима, приведённая в качестве примера была заимствована писателем из учебника русской грамматики П. Смирновского (1915). В этой максиме этимологически закодированы высшие ценности любви к Родине, служения Отечеству.

Экстраполируя данный языковой ребус на нестабильность современного мира и разрушение целостности языкового пространства, можно предположить, что вероятен риск утраты самобытности воспитательной системы формирования патриотизма в молодёжной среде.

Наблюдая натиск глобализацион-ных изменений социально-культурного пространства, отечественный философ Г. С. Померанц предупреждает что «... культура, не нашедшая опоры в вечном, падёт под напором перемен ... Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада ... И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой [3]».

Любовь к Родине и патриотические настроения культивируются с детства, усиливаются в процессе воспитания языковой личности, основанном на аксиологии культурной идентичности, более глубоком изучении русского языка, литературы, культуры и истории России.

Само определение языковой личности было предложено Ю. Н. Карауловым и А. В. Сухаревым. В этом определении понятие языковой личности характеризуется интегрированным личностным качеством, ядром которого является самоидентификация, основанная на феномене ментальности как средстве национального самосознания, выраженного в категориях и формах родного языка, соединяющего в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества

национального характера в типичных его проявлениях.

Как следствие, система воспитания языковой личности представляет собой процесс формирования патриотизма, основанного на интериоризации ценностей духовной культуры, выраженных в категориях и формах русского языка. «Важнейшим носителем культуры является язык, разрушение которого ведёт за собой разрушение культуры, что, согласно Л. Н. Гумилеву, обусловливает и разрушение природных ареалов обитания этносов, разрушение языка является инструментом разрушения этносреды в целом [6, с. 448]».

В качестве воспитательных средств подразумевается изучение русского языка с целью формирования тезауруса языковой личности на основе освоения языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; национальное воспитание, отказ от воспитания по западному образцу; приобщение к русской культуре.

В трудах основоположника национальной системы образования и воспитания К. Д. Ушинского мы находим подтверждение того, что «... родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. [8]». Поэтому диалектика воспитания языковой личности предполагает ментальный переход «. от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него. [5]».

Развивая данный подход, А. В. Сухарев подчёркивает, что «национальная идентичность является единственным фактором, позволяющим народу данной страны сохранить свою целостность и культуру в рамках государства, так как в период всеобщей глобализации физические границы государств не имеют принципиального значения. Только идентификация с определённой нацией, народом может являться тем критерием, который поможет сохранить самобытные культурные, эстетические, моральные и другие ценности, а это является одним из составляющих такой ценностной установки, как патриотизм [6]».

По нашему мнению, идеи глобализма, мультикультурализма и толерантности, активно внедряемые в постсоветском пространстве, незаметно повлияли на ментальность нашего народа. В. В. Коле-сов назвал этот объективно существующий процесс «покушением на русскую ментальность, ибо национальная идентичность предполагает миросозерцание в категориях и формах родного языка в процессе познания, соединяющее интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях [2]».

Активное применение цифровых технологий, экспансия иноязычных заимствований в значительной степени обеднили коммуникативную практику функционирования родного языка, гибкость и художественность речи.

В частности, в исследовании взаимообусловленности формирования патриотизма с практикой освоения языкового ландшафта М. В. Циулина показала, что данный процесс зависит от степени реализации когнитивной (речемыслитель-

ной) и кумулятивной (накопительной) функций русского языка [9].

Очевидно, что Интернет позволяет сейчас в кратчайшие сроки получать ту или иную информацию. Дистанционное высшее образование получает всё большее распространение как в России, так и во всём мире. Однако в этом объективном прогрессе есть и существенные недостатки, ибо интернет-образование в определённой мере является поверхностным. В данном контексте Г. С. Померанц не без оснований обозначает эти мировые тенденции как «глобальная пошлость». По мнению философа, «... возникает иллюзия, что глобализм и пошлость — синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. [3]».

Наша точка зрения во многом основывается на методологических трудах современных исследователей феномена патриотизма, среди которых М. В. Циу-лина, А. Н Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, О. В. Лебедева и другие.

В частности, О. В. Лебедева указывает на то, что «. как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и всё нравственное, очень деликатные и нежные, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает их. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать [цит. по: 6]».

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Патриотизм невозможно навязать сверху, прививать, используя для этого различные административные ресурсы.

Согласно точке зрения А. Н. Вырщи-кова и М. Б. Кусмарцева, «в обыденном сознании патриотизм определяется как чувство глубокое, древнее, запечатанное в человеческом генотипе, что делает характер данного понятия внеисто-ричным, его объём наднациональным и метатерриториальным, а содержание кросскультурным, надконфессиональ-ным, надпартийным, надкорпоративным и т.д. [1]».

Идеи глобализации современного образования в определённой мере конфликтуют с закономерностями воспитания языковой личности, ибо общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа функционирует проверенная веками национальная система воспитания, предполагающая освоение ценностей мировой культуры.

В процессе воспитания языковой личности целесообразно придерживаться этнофункциональной методологии, разработанной А. В. Сухаревым [см. 5; 6]. В дискурсе государственной стратегии образования и концепции национальной безопасности следует обратить особое внимание на сохранение языкового пространства и соблюдение режима информационной безопасности [1; 4].

Думается, что тезис Г. С. Померанца о том, что «. одна из особенностей великих культурных миров — способность к историческому повороту. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни,

включить паузу созерцания в череду дел. Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу ... используя медитативную лирику, медитативную прозу... [3]», - уже сегодня успешно подтверждает активный процесс расширения социально-культурных форм воспитания языковой личности и формирования патриотизма молодёжи. Среди наиболее попу-

лярных на сегодня у россиян социально-культурных форм следует назвать такие, как всероссийский диктант, поэтические турниры, лингвистические олимпиады, фестивали авторской песни, историко-культурных реконструкций, проведение фольклорных праздников, реализация волонтёрских проектов «Русского мира», поддержка соотечественников за рубежом и многие другие.

Примечания

1. Вырщиков А. Н, Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе : монография. Волгоград : Авторское перо, 2006.

2. Колесов В. В. О логике логоса в сфере ментальности // Мир русского слова. 2000. № 2. С. 55.

3. Померанц Г. С. Пауза созерцания. Эссе [Электронный ресурс]. URL: https://lib.rmvoz.ru/ bigzal//pomeranc_essay/pauza_sozercanija (дата обращения: 20.01.2017).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р 29 мая 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://минобрнауки.рф/открытое_министерство/стратегия (дата обращения: 25.05.2017).

5. Сухарев А. В. Развитие русской ментальности / Российская академия наук, Институт психологии РАН. Москва : Ин-т психологии РАН, 2017. 398 с.

6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии / Российская академия наук, Институт психологии РАН. Москва : Ин-т психологии РАН, 2008. 575 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/40391 (дата обращения: 25.01.2017).

8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 томах. Москва : Педагогика, 1989. 528 с.

9. Циуяина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразова-тельной среды : монография. Челябинск : Цицеро, 2012. 202 с.

References

1. Vyrshchikov A. N., Kusmartsev M. B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve [Patriotic education of youth in the modern Russian society]. Volgograd, Publishing House "Avtorskoe pero", 2006.

2. Kolesov V. V. O logike logosa v sfere mental'nosti [On the logics of the logos in the sphere of mentality]. The World of Russian Word (Mir russkogo slova). 2000, no. 2, p. 55.

3. Pomerants G. S. Pauza sozertsaniya. Esse [A pause of contemplation. Essay]. Available at: https://lib.rmvoz.ru/bigzal//pomeranc_essay/pauza_sozercanija (accessed: 20.01.2017).

4. Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva RF № 996-r 29 maia 2015 goda [The strategy of development of education in the Russian Federation until 2025: it is approved by the order of the Government

of the Russian Federation No. 996-r 29 of May, 2015]. Available at: https://MMHo6pHayKM.p4>/ oTKpbiTOe_MMHMCTepcTBo/cTpaTerMfl (accessed: 25.05.2017).

5. Sukharev A. V. Razvitie russkoi mental'nosti [The development of the Russian mentality]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Science, 2017. 398 p.

6. Sukharev A. V. Etnofunktsional'naia paradigma v psikhologii [Ethno-functional paradigm in psychology]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Science, 2008. 575 p.

7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabria 2015 goda N 683 "O Strategii natsion-al'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [The decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "About the Strategy of national security of the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (accessed: 25.01.2017).

8. Ushinsky K. D. Pedagogicheskiye sochineniia, v 6 tomakh [Pedagogical works, in 6 volumes]. Moscow, Publishing House "Pedagogy", 1989. 528 p.

9. Tsiulina M. V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov vozmozhnostiami sotsioobrazovatel'noy sredy [Patriotic Education of Schoolchildren by the Possibilities of the Socio-Educational Environment]. Chelyabinsk, Publishing House "Cicero", 2012. 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.