Научная статья на тему 'Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания'

Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТЫ / CONCEPTS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL PURPOSE AND OBJECTIVES / ЭТНОФУКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ETNOFUKTSIONALNY APPROACH / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

В статье автор развивает предложенную им ранее педагогическую идею, предлагая актуальные примеры для анализа. За основу воспитания ценностного отношения языковой личности к русскому языку на основе антропоцентрической парадигмы автор предлагает брать этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса, что способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней языковой личности. Автор доказывает, что воспитание национального достоинства, чувства идентичности языковой личности средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной педагогической целью на современном этапе системного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY CONCEPTS IN AN ETHNOFUNCTIONAL EDUCATIONAL SYSTEM OF THE LANGUAGE PERSONALITY

The author develops his earlier proposed the idea of teaching, offering relevant examples for analysis. The basis of the education of the valuable relation of language personality in the Russian language on the basis of anthropocentric paradigm author ethnofunctional proposed approach, so that the sequence of passage ontogenetic stages based on cultural and historical phylogeny ethnic group that contributes to more efficient assimilation of spiritual values and the development of hierarchical levels of linguistic identity. The author argues that the education of national dignity, a sense of identity by means of the formation of linguistic personality valuable relation to the native language and culture can and should be a priority educational purpose at the present stage of a systemic crisis.

Текст научной работы на тему «Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания»

гими видами деятельности (музыкой, художественным творчеством и т.д.), смогли некоторое время уделять физической культуре и спорту. Однако в настоящее время процент активных студентов плавно снижается. Причины, на наш взгляд, могут быть разными. Это и занятия профессиональной деятельностью (учёба по специальности), и занятость студентов на работе (элемент заработка на жизнь), и банальное «не охота» и т.д.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно приложить усилия по созданию ус-

ловий (мотивации) для студентов, желающих активно продвигать здоровый образ жизни. Одним из факторов может служить модернизация всего спортивного комплекса Московского государственного института культуры. Последнее, учитывая слова президента страны о шаговой доступности физкультур-но-спортивных объектов, позволит студентам, прежде всего проживающим в общежитиях института, заниматься и улучшать своё здоровье, не выходя за пределы территории института.

Примечания

1. Дудкпна Ю. И. Физическая культура : курс лекций / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, МГУКИ, 2014. 55 с.

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : [учебник для институтов физической культуры]. Москва : Физкультура и спорт, 1991. 542, [1] с. ил.

References

1. Dudkina Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 55 p.

2. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury : (Obshchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskie aspekty sporta i professionalno-prikladnykh form fizicheskoy kul'tury) [Theory and methods of physical training (general basis of the theory and methodology of physical education, theoretical and methodical aspects of sport and professionally-applied forms of physical culture)]. Moscow, Fizkultura i sport Publ. [Physical Culture and Sport Publ.], 1991. 543 p.

Коонцепты ИДЕНТИЧНОСТИ в ЭТНОФУНКЦИОНААЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.032:811.161.1 М. В. Салтыкова

Московский государственный институт культуры

В статье автор развивает предложенную им ранее педагогическую идею, предлагая актуальные примеры для анализа. За основу воспитания ценностного отношения языковой личности к русскому языку на основе антропоцентрической парадигмы автор предлагает брать этнофункцио-нальный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса, что способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней языковой личности. Автор доказывает, что воспитание национального достоинства, чувства идентичности языковой личности средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной педагогической целью на современном этапе системного кризиса.

Ключевые слова: концепты, идентификация, педагогическая цель и задачи, этнофукциональный подход, языковая личность, ценности.

САЛТЫКОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент факультета МАИС

Московского государственного института культуры, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью 225

и кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС РФ

SALTYKOVA MARINA VIKTOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor ofFaculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture

e-mail: saltuikovamarina@mail.ru © Салтыкова М. В., 2015

1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 2 (64) март-апрель ^

M. V. Saltykova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

IDENTITY CONCEPTS IN AN ETHNOFUNCTIONAL EDUCATIONAL SYSTEM OF THE LANGUAGE PERSONALITY

The author develops his earlier proposed the idea of teaching, offering relevant examples for analysis. The basis of the education of the valuable relation of language personality in the Russian language on the basis of anthropocentric paradigm author ethnofunctional proposed approach, so that the sequence of passage ontogenetic stages based on cultural and historical phylogeny ethnic group that contributes to more efficient assimilation of spiritual values and the development of hierarchical levels of linguistic identity. The author argues that the education of national dignity, a sense of identity by means of the formation of linguistic personality valuable relation to the native language and culture can and should be a priority educational purpose at the present stage of a systemic crisis. Keywords: concepts, identification, pedagogical purpose and objectives, etnofuktsionalny approach, language personality, values.

Идея материальной и духовной ценности языка в человеческой цивилизации, и тем более родного языка для его носителей, является созидающей. Воспитание национального достоинства, чувства идентичности языковой личности средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной педагогической целью на современном этапе системного кризиса.

На форуме «Валдай» осенью 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил наше внимание на главную цель возрождения русской цивилизации на основе национальной идентичности — ценность личности, способной быть образованной, творческой и вести здоровый образ жизни.

Языковая личность — субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность — говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие целям и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь [2]. По утверждению Ю. Н. Караулова, несмотря на общепринятые принципы лингводидактики, которая требует учитывать личность обучаемого, ранее именно данные о языке, а вовсе не сама личность, были в центре структурной лингво-центрической парадигмы обучения.

За основу воспитания ценностного отношения языковой личности к русскому языку на основе антропоцентрической парадигмы мы предлагаем брать этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса, что способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней по Ю. Н. Караулову:

• вербально-семантический уровень (лексикон), элементами которого являются слова, грамматические, семантико-синтаксические структуры, модели словосочетаний и предложений, — уровень обыденного языка;

• тезаурусный уровень, отражающий картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей людей, говорящих на одном языке, определяемом национально-культурными традициями, — ядро языковой личности;

• мотивационно-прагматический уровень (прагматикон), включающий устойчивые коммуникативные потребности и способности, порождаемые целями и мотивами, — речевая компетенция языковой личности.

Процесс воспитания ценностного отношения к русскому языку связан с определением личностных идеалов и ценностных ориента-ций и осуществляется на основе интериори-зации языковых концептов, определяющих

духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения. Языковые концепты в виде концептуальной памяти, закреплённой в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира. Возрастная динамика воспитания ценностных отношений к русскому языку определяется действием таких психологических механизмов, как подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия.

Методика воспитания ценностного отно-

шения к русскому языку на основе этнофунк-ционального подхода базируется на единстве четырёх факторов: освоение тезауруса, лексикона, прагматикона и развитие социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечение единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни воспитания ценностного отношения к русскому языку), направленных на приобщение к культуре своего Отечества на основе личностного интереса и активности.

Модель воспитания языковой личности

Личностная рефлексия по осознанию себя творцом и хранителем родного языка реализуется в различных сферах и тесно связана с развитием познавательного интереса к русскому языку, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры.

Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определённых явлений действительности для себя как субъекта. В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор.

В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания ценностных отношений в изменившихся социокультурных условиях.

Базисное понятие нашего подхода — ценностное отношение личности — стало активно использоваться в науке с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии данное понятие «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку оно точнее отражает суть описываемого феномена.

В философии отношение характеризуется как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. В психологии значительный вклад в раскрытие сущности отношения внёс В. Н. Мясищев, определивший отношение как сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь субъекта с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В. Н. Мясищев доказал, что формирование личности есть, прежде всего, формирование её отношений, которые, приобретая устойчивость, выражен-

ность и значимость, становятся характерными для личности. Разрабатывая теорию отношений, В. Н. Мясищев опирался на уникальный опыт А. С. Макаренко, доказавшего на практике, что «отношение есть истинный объект нашей педагогической работы».

Ценностные отношения обусловлены потребностью личности в осмыслении жизни. При установлении ценностного отношения человек определяет значение объекта для себя как для субъекта жизнедеятельности. Именно «для субъекта», то есть лица, способного свободно осуществлять индивидуальный выбор. Таким образом, сущность воспитательного процесса связана с формированием у личности преимущественно системы ценностных отношений, не исключая при этом другие виды отношений. Ценностное отношение определено в исследовании как связь личности с миром, при которой она активно проявляет себя в качестве субъекта, избирательно и осознанно определяет значение для себя различных объектов действительности, руководствуясь бескорыстным эмоциональным стремлением.

Таким образом, понятие «ценностное отношение» позволяет адекватно описывать один из видов социального опыта.

Раскрывая содержание понятия «ценностные отношения», мы опираемся на теорию ценности, разработанную М. С. Каганом, одна из посылок которой связана с утверждением о том, что ценность есть форма проявления определённого рода отношения между субъектом и объектом, специфика которого состоит в том, что отношение устанавливается не с другим объектом (природным, социальным), а именно с субъектом, свободно избирающим линию своего поведения [1].

Осознание индивидом ценности объекта действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение. Поскольку в ценностном отношении взгляд субъекта на объект порождается его значением в жизни субъекта, ценности имеют биполярную структуру. Каждой позитивной ценности (нравственной,

религиозной, политической, эстетической, художественной) противостоит соответствующая антиценность. Характеристиками ценностного отношения являются бережное отношение к родному языку, работа над культурой своей речи, избегание эвфемизмов, жаргонизмов, канцеляризмов, инвек-тивной лексики и т.д. [3, 4, 5]

Становление ценностного отношения обусловлено характером идеалов личности, выступающих в качестве «моделей должного»; суператтрактора, притягивающего настоящее к будущему; ценностного ориентира при определении системы ценностных отношений к миру. В философии идеал трактуется как высшая степень ценного или наилучшего, как завершённое состояние какого-либо явления; как индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, в нашем случае это изучение и знание литературного языка как высшей формы национального языка.

В нашем представлении ценностное отношение к русскому языку связано с проявлением познавательного интереса к языку и происходит на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении языка, а также соблюдать культуру речи, что обусловливает необходимость организации специальной педагогической работы.

Нами было разработано учебно-методическое пособие, представляющее собой издание, посвящённое основным разделам университетских курсов: «Русский язык и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование», «Спичрайтинг», «Современный русский литературный язык», «Риторика», «Копирайтинг» и др. [6].

В учебно-методическое пособие входят материалы по орфоэпии, орфографии, пунктуации, стилистике и культуре речи, а также тексты, на основании анализа которых студенты должны написать свои эссе. В пособии нет теоретических лекций, в этом случае

мы использовали инновационную методику «перевёрнутый класс», основной акцент в которой делается на практико-ориентиро-ванные методы работы.

Необходимо отметить, что такая интенсивная практико-ориентированная форма занятий вызвала большие затруднения у обучающихся. Задания по всем разделам пособия делятся на репродуктивные и продуктивные. В первом случае необходимо просто исправить ошибки или вставить буквы, во втором — написать эссе на предложенную тему, согласившись с мнением автора или опровергнув его. На основании тем, предложенных в пособии, необходимо было организовать дискуссию или выступить с речью.

оказалось, что будущие специалисты по связям с общественностью, например, не могут достаточно ясно изложить свою мысль или выступить с речью на ту или иную тему, предложенную в пособии. Некоторые студенты просили на семинаре прочитать за них их эссе, аргументируя это своей робостью. Как и предполагалось, наиболее трудными оказались продуктивные формы и методы учебной работы.

Такая инновационная форма учебной коммуникации, как электронный кабинет преподавателя, в котором была выложена электронная версия пособия, также дала «неожиданные» результаты. Некоторые студенты легко выполнили все репродуктивные задания, просто автоматически воспользовавшись интернет-ресурсом «Грамота.ги».

тем не менее пособие даёт возможность устранять языковые и речевые ошибки, не заучивая правила, а овладевая различными языковыми и речевыми нормами путём создания и произношения текстов и многократного обращения к конкретному языковому материалу в условиях аудиторной работы. Основу коммуникативного аспекта культуры речи составляет выбор нужных для данных целей общения языковых средств, поэтому в книге содержатся и тесты для проверки речевых и языковых компетенций. опыт преподавания в университетах,

а также участие в многочисленных научных конференциях подтвердил отсутствие актуализации важных педагогических целей в учебном процессе. В качестве яркого примера молено привести ежегодные студенческие фестивали социальных проектов Media Class в институте МАСС МЕДИА МГУКИ, переименованного ныне в МАИС.

Хотелось бы в качестве научного обсуждения рассмотреть проведение этих фестивалей с точки зрения реализации стратегической педагогической цели. Кого же мы воспитываем? Формирование какого субъекта является нашей педагогической целью? Какие педагогические задачи мы решаем?

Итак, всего несколько примеров. Во-первых, обратите внимание на оформление рекламного плаката фестиваля. Само название набрано латиницей, в плакатах 2013 и 2014 годов присутствуют только английские слова и буквы. Нами было предложено изменить рекламный плакат 2013 года, так как в нём содержался абсолютно неприличный пример языковой игры с английским словом ass. Руководство, конечно же, прислушалось к нашим рекомендациям, хотя первый тираж был уже отпечатан.

Во-вторых, в качестве героев рекламных роликов наши студенты используют американские образы суперменов. О чём это говорит? Вывод сделать легко. Мы, преподаватели, не отдаём себе отчёта в том, что ориентируем нашу молодёжь на ценности западного общества потребления. В качестве рекламных контентов мы предлагаем студентам американские образцы. Мы не контролируем использование чуждой нам латиницы в их творческих проектах. Можно продолжать приводить примеры, однако это не входит в задачи этой статьи. Казалось бы, это мелочи. Отнюдь! Мы способствуем разрушению национальных концептов, которые составляют ядро языковой личности, её тезаурус. Необходимо помнить, коротко говоря, что менталитет — это мировоззрение, мироощущение, выражаемое в категориях и формах родного языка.

Итак, подводя итоги, вспомним, что понятие «педагогическая задача» неразрывно связано с понятием «педагогическая цель». Задача есть часть цели, а стратегическая педагогическая цель направлена на достижение некоего педагогического идеала и связана с перспективным планированием.

Педагогическая задача есть осмысление, осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня компетентности на другой по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести обучающегося из одного состояния в другое (незнание — в знание, распущенность — в дисциплинированность, от отрицательного отношения — к положительному, от космополитизма к самоидентификации и т.д.).

При этнофукциональном подходе к процессу обучения русскому языку студентов вузов реализуются все виды педагогических целей, цель которых — формирование национальной идентичности. Выделим три главные цели: нормативные, общественные, инициативные. Первая группа — цели формирования языковых и речевых компетенций, так как русский язык является государственным языком Российской Федерации. Вторая группа — цели формирования ценностных отношений к обществу, культуре, стране, профессии. Третья группа — цели формирования творческой активности, самоактуализации языковой личности. Языковая личность органично представляет модель воспитания духовно-нравственных ценностных отношений в контексте национальной культуры и русского языка.

Умение говорить и писать правильно, использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций необходимо каждому человеку, чтобы его воспринимали как образованного, компетентного специалиста в любой области деятельности. А. П. Чехов сказал об этом так: «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».

Примечания

1. Каган М. С. Система и структура // Системное исследование: Ежегодник. Москва : Наука, 1983.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / отв. ред. Д. Н. Шмелев ; АН СССР, Отделение литературы и языка. Москва : Наука, 1987. 261, [2] с.

3. Салтыкова М. В. Амбивалентные функции табуированной лексики (в контексте воспитания ценностного отношения к родному языку) // Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики : материалы V Международного конгресса «Российская семья» (Москва, 10—12 апреля 2008 года) / под ред. Г. И. Климан-това. Москва : РГСУ, 2008. С. 331—335.

4. Салтыкова М. В. Реализация проекта «Наша кириллица-духовная кормилица» в системе педагогических инициатив ИБПУ // Научные основы профессиональной деятельности конкурентоспособных специалистов : материалы научно-практической конференции / под ред. Т. Б. Соломатиной. Химки : ИБПУ, 2008. С. 103—105.

5. Салтыкова М. В. Анализ результатов формирования ценностного отношения к родному языку средствами проекта «Молодёжные субкультуры: идеология, сленг, имидж» // Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Семейные национальные традиции : материалы VI Международного конгресса «Российская семья» (Москва, 14—15 мая 2009 года). Москва : РГСУ, 2009. С. 351—355.

6. Салтыкова М. В. Спичрайтинг. (Культура речи. Стилистика. Риторика) : учебно-методическое пособие. Москва : МГУКИ, 2014. 108 с.

References

1. Kagan M. S. Sistema i struktura [System and structure]. Sistemnoe issledovanie: Ezhegodnik [System research: The Yearbook]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1983.

2. Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost [Russian language and linguistic personality]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1987.

3. Saltykova M. V. Ambivalentnye funktsii tabuirovannoy leksiki (v kontekste vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k rodnomu yazyku) [Ambivalent functions abusive language (in the context of education value attitude to the native language)]. Molodaya semya v kontekste razvitiya regionalnoy semeynoy politiki: materialy V Mezhdunarodnogo kongressa «Rossiyskaya semya» (Moskva, 10—12 aprelya 2008 goda) [Young family in the context of development of regional family policy: materials of the V International congress «Russian family» (Moscow, on April 10—12, 2008)]. Moscow, Publishing house of Russian State Social University, 2008. Pp. 331—335.

4. Saltykova M. V. Realizatsiya proekta "Nasha kirillitsa-dukhovnaya kormilitsa" v sisteme pedagogicheskikh initsiativ IBPU [Implementation of the project "Our Cyrillic-spiritual midwife" in the system of pedagogical initiatives, IBPA] Nauchnye osnovy professionalnoy deyatelnosti konkurentosposobnykh spetsialistov: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific basis of professional activity of competitive specialists: materials of scientific-practical conference]. Khimki, IBPU Publ., 2008. Pp. 103—105.

5. Saltykova M. V. Analiz rezul'tatov formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k rodnomu yazyku sredstvami proekta "Molodezhnye subkul'tury: ideologiya, sleng, imidzh" [Analysis of the results of the formation of value attitude to the native language by means of the project "Youth subcultures: ideology, slang, image"]. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi. Semeinye natsionaPnye traditsii: materialy VI Mezhdunarodnogo kongressa "Rossiyskaya semya" (Moskva, 14—15 maya 2009 goda) [Spiritual and moral education of youth. Family national traditions: materials of the VI International congress «Russian family» (Moscow, on May 14—15, 2009)]. Moscow, Publishing house of Russian State Social University, 2009. Pp. 351—355.

6. Saltykova M. V. Spichraiting (Kultura rechi. Stilistika. Ritorika) [Speech writing (Culture of speech. Stylistics. Rhetoric)]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 108 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.