УДК 37.014.5: 37.012
салтыкова М.В.
формирование патриотизма учащихся на основе новой стратегии развития воспитания в РФ на период ДО 2025 ГОДА: ЭтнОФУнкциОнАЛьный ПОДХОД
Рассматривается ряд аспектов, связанных с формированием патриотических настроений в среде учащихся РФ с опорой на этнофункциональный подход к воспитанию личности.
Ключевые слова: образование, национальная безопасность, воспитание, эт-нофункциональный подход.
Marina V. Saltykova
FORMATION OF PATRIOTISM STUDENTS BASED ON A NEW STRATEGY of EDUCATION IN RUSSIA for THE PERIOD TO 2025: ethnofunctional APPROACH
We consider a number of aspects related to the formation of patriotic sentiments among Russian students relying on ethnofunctional approach to the education of the individual.
Key words: education, national security, education, ethnofunctional approach.
П роцессы мирового развития имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации экономических и политических отношений, что создает новые угрозы и риски при развитии личности, общества и государства. Поэтому для обеспечения устойчивого национального развития РФ к государственной политике в области национальной безопасности (основанной на стратегических национальных приоритетах) должны предъявляться новые требования.
29 мая 2015г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года № 996-р, ориентированная на «обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования...на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельного подхода.» [Стратегия развития.2015]. На 10-м заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», тема которого была «Многообразие России для современного мира» Президент РФ В.В. Путин отметил важность духовного, культурного, национального самоопределения для развития общества, без которого не «... добиться успеха в условиях глобальной конкуренции... Экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане .укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях... Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер.» [Выступление Президента.]. При этом механическое копирование чужого опыта не сработало, ибо идентичность и национальная идея не могут быть навязаны сверху.
Так была инициирована дискуссия об изменении 13 статьи Конституции РФ от 24 апреля 1991г., по которой в РФ запрещалось иметь национальную (т.е., доминирующую) идеологию.
«Статья 13. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.» [Конституция Российской Федерации].
В настоящее время осознание того, что, начиная с 90-х гг. 20 века мы переживали острый, гибельный кризис национальной культуры, проникло в самые широкие слои общества. В результате разрушения аксиологической и кумулятивной функции культуры происходит элиминация антропологической составляющей - человека как субъекта и объекта культуры. В кризисные периоды, несомненно, обостряется интерес ученых и педагогов к проблемам идентичности, к основным факторам национального определения, к самосознанию как важнейшему условию социализации, к этнической принадлежности как к форме культурной защищенности на основе российских традиционных духовных ценностей. Мы неоднократно в своих научных статьях обращались к этой проблематике [7-10].
Можно констатировать, что в РФ закончился постсоветский этап развития, начавшийся в 1991г., в котором нам были навязаны идеи мультикультурализма и глобализма, в частности.
Рассмотрим дефиниции терминов «толерантность» и «ментальность» в свете изменившихся требований к воспитанию на основе новой национальной доктрины.
Медицинский термин «толерантность» (от лат. Ю1егапйа - терпение) - «утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу...» Толерантность была открыта в 1949-1953гг. австралийскими учеными Ф.М. Бернетом и Ф.Дж. Феннером и английскими иммунологами Р.Э. Биллингхемом, Л. Брентом и П.Б. Ме-даваром. За это открытие ученым была присуждена Нобелевская премия в 1960г.» [Медицинская энциклопедия]. Термин «толерантность» - невосприимчивость организма к антигену - взят из трансплантологии, он означает неспособность организма отличать пересаженные чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма и приведение ее к апатии, безразличию. Полная толерантность - это смерть.
В психологической литературе термин также дефиницирован в ряде словарей, определения имеют одно общее свойство при достаточно больших разногласиях в подходах. В целом можно отметить, что толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [Большая психологическая энциклопедия].
Толерантность как идеология (толерантизм) представляет собой квазирелигиозную идеологию. Она заключается в принудительной индифферентности к явлениям и ценностям социальной, культурной, религиозной жизни. Необходимо отметить, что идеология принципов толерантности, политкорректности, например, в международной политике, во взаимоотношениях традиций, культур, вероисповеданий не спасла мир от эскалации напряженности.
Идеология толерантности - инструмент глобализации, т.е. деструктивная идеология, разрушающая менталитет, (ядро языковой личности - тезаурус, систему нравственных общенациональных ценностей, зафиксированных в языке в виде концептов) [7-10].
Несомненно также, что любое понятие не может быть исчерпывающим в силу огромного многообразия аспектов жизнедеятельности человека. Однако необходимо отметить, что в результате роста заимствований в русском языке произошла подмена понятий «толерантность» и «терпимость» в массовом сознании.
Мы неоднократно писали об этом языковом процессе, анализируя социолингвистическую концепцию петербургского профессора В.В. Колесова, названную им «покушение на русскую ментальность» [Колесов 1999: 147]. Автор доказывает, что давление на русское коллективное сознание идёт именно через слово. Также ученый дает дефиницию термина «ментальность». «Ментальность есть средство национального самосознания и способ создания традиционной картины мира, коренящиеся в категориях и формах родного языка. .Ментальность - это научный термин, помогающий уточнить наше представление о сущности народной духовности» [Колесов 1999: 148-149]. Далее ученый добавляет, что в политизированном западноевропейском обществе ментальность сегодня пытаются представить как «общечеловеческие ценности».
Современное общество, долго культивировавшее идеи глобализма и муль-тикультурализма, само же страдает от отсутствия опоры на традиционные россий-
ские духовные ценности. Недостаточность уровня духовной культуры осознается сегодня и самими педагогами. Кроме того, необходимо отметить следующее: тезис, утверждающий, что учитель всегда и во всем прав, давно не актуален. Современный педагог чувствует, что сложилось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися учащимися, воспитание которых требует иных подходов. Поэтому, на наш взгляд, проблема воспитания, формирования патриотизма должна выйти на новый уровень осмысления и педагогической рефлексии.
Вспомним, что отношения, царившие в школах и вузах ранее, были жестко регламентированы: педагог, передающий знания, - субъект педагогического процесса, а учащийся, воспринимающий эти знания, - его объект. Сегодня стало абсолютно ясно, что такой вариант отношений явно устарел.
Воспитание должно осуществляться не путем субъектно-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Сейчас этот тезис уже аксиома, зафиксированная как одна из приоритетных задач в Стратегии развития воспитания до 2025 года. «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством» [Стратегия развития.. .2015].
Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы в учебном заведении.
Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог, прежде всего, личность профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, а самое главное, конкретной национальной культурой, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в следующих этических и психологических установках:
-отношение к обучающимся: установка на выявление «миссии ученика» (термин А.Н. Хуторского) [Хуторской 2014: 35-42.];
- отношение к организации коллективной деятельности: установка на коллективное творчество, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни;
- отношение педагога к самому себе: ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
Особое место в субъект-субъектных отношениях занимает педагогическое общение. В общении требуется равенство, так как в чувствах мы все в известном смысле равны. Дар «вчувствования в другого», основанный на механизме эмпатии, - это и есть дар общения. Именно в общении и возможно передавать ценности, формируя национальное самосознание, развивая понимание роли своего этноса, своей культуры в мировом историческом процессе.
Педагогическое общение проходит ряд этапов: контакт, душевное, а затем
духовное общение. Духовное общение - наивысший уровень общения, который формируется на основе общих устремлений и переживается человеком как состояние счастья иметь рядом человека, который разделяет твои духовные порывы и систему ценностей.
В рамках курса «Методика обучения и воспитания» нами были разработаны приемы научения, активизирующие эмоциональное восприятие учащихся при подготовке будущих учителей ОБЖ. Проекты был подготовлены студентками 3 курса кафедры педагогики и психологии ГФ (П.М. Волоховой, С.О. Жидковой, А.П. Хра-пенковой и др.).
Авторы на основании изучения теории дифференциальной асимметрии работы головного мозга в гемисферологии (автор Р. Сперри, Нобелевский лауреат 1981г.) обосновали эффективность таких форм духовного общения, как притча, пословицы, поговорки, загадки, совместное разгадывание кроссвордов и др.
Также студентками были разработаны уроки по патриотическому воспитанию в курсе ОБЖ на основе изучения пословиц и поговорок русского народа. Авторы проделали методическую работу по отбору притч, пословиц и поговорок, актуализирующих процесс самоидентификации личности, на основе психологического механизма интериоризации.
Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, присвоению жизненного опыта, становлению психических функций и развитию в целом. Понятие было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже и др). Используется при объяснении того, каким образом в отногенезе и филогенезе под влиянием межиндивидуальных отношений, переходящих внутрь психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания [Большая психологическая энциклопедия].
Идеал личности, зафиксированный в фольклоре, апокрифах, притчах, поговорках и пословицах, загадках русского народа, может являться и целью воспитания, и средством формирования любви к Родине, своему народу, семье и т.д. Ценностное отношение к родному языку, культуре выступает мерилом зрелости национального самосознания и самоидентификации, а также духовной жизни общества в целом.
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что педагогу необходимо перевести и в свой внутренний, и во внутренний план учащихся новые знания, ценности, умения, способности и психические свойства с помощью стратегии интериориза-ции, которая актуализируется в проблемно-деятельностном обучении. Данная концепция реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблем-ности и принцип деятельности. Сущность проблемно-деятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания и ценности, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.
Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
- степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного учащимся в рамках данной проблемы;
- долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы как коллективного, так и личностного.
Все новое - это хорошо забытое старое. В качестве педагогического эксперимента студентки предложили на уроке ОБЖ, посвященном патриотическому воспитанию, продолжить пословицы русского народа, раскрывающие любовь к Родине (метод незаконченных предложений).
Родная сторона - мать, чужая - .
На чужой стороне и весна .
Без корня и полынь.
Ищи добра на стороне, а дом люби по.
На чужой стороне и сокола зовут ...
Воспитывай дитя, когда оно поперек.
А также разгадать загадки:
Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем.
Шел долговяз, во сырой земле увяз.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
Великие народные принципы этнопедагогики, подтвержденные в 20 веке научными открытиями, в 21 веке могут стать основой для обновленных методик обучения и воспитания [7-10].
В современном отечественном и зарубежном образовании лидирующей и общепризнанной парадигмой является гуманистическая парадигма, ее главная цель - способствовать развитию способностей человека, развитию его личности на основе интериоризации этнокультурных ценностей и, следовательно, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации, миссии. Это и есть стратегия этнофункционального подхода.
Какова цель воспитания гражданина РФ? Прежде всего, это - всестороннее и гармоничное развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы, т.е., произвести изменения в системе иерархии ценностей. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые ценности или изменить актуальность существующих, или их разрушить. Если ценности разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности: чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность в педагогической и познавательной деятельности.
Подводя итоги, хотелось бы опять обратиться к актуальным задачам Стратегии развития воспитания в РФ, которые педагогам необходимо решать в целостном педагогическом процессе: «Воспитание детей рассматривается как стратегический
общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [Стратегия развития воспитания].
Следовательно, приоритетами государственной политики РФ в области образования должно стать формирование у детей:
- условий для воспитания здоровой, свободной, счастливой и ориентированной на труд личности;
- высокого уровня духовно-нравственного развития и сопричастности к историко-культурной судьбе РФ;
- холистической направленности воспитания личности;
- уважения к русскому языку как к государственному языку РФ, являющемуся базой гражданской идентичности и фактором национального определения.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р
Выступление Президента России В.В. Путина на 10-м заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» «Многообразие России для современного мира» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: www.rg.ru (Дата обращения 04.11.2015).
Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.constitution.ru (Дата обращения 04.11.2015).
Медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.dic.academic.ru (Дата обращения 04.11.2015).
Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.psychology.academic.ru (Дата обращения 04.11.2015).
Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова.». - СПб.: Златоуст, 1999.
Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности /М.В. Салтыкова // Вестник МГУКИ. - 2015. - №2.-С.225-232.
Салтыкова М.В. Этнофункциональный подход в системе формирования языковой личности // Вестник МГУКИ. - 2014. - №6. - С.212-216.
Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2015. - № 2. - С.94-99.
Салтыкова М.В. Методика и организация педагогических условий преподавания темы «информационно-психологическая безопасность» в курсе безопасности жизнедеятельности // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2015. - №3. - С.113-128.
Хуторской А.Н. Технология проектирования компетенций / А.В. Хуторской //ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М.: Русский журнал, 2014. - №3.
Литература