GOALS AND OBJECTIVES OF THE BUDGET POLICY OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT IN THE MEDIUM TERM Sherstobitova AA.1, Posnikhina Е.А.2 (Russian Federation) Email: Sherstobitova563@scientifictext.ru
1Sherstobitova Anna Anatolievna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Posnikhina Evgeniya Andreevna - Graduate Student, FACULTY OF MANAGEMENT, TOLYATTI STATE UNIVERSITY, TOLYATTI
Abstract: the most important priority of the budget policy of the Autonomous Okrug in the medium term, despite the significant improvement in the economic indicators of the Autonomous Okrug, as before, is to ensure the stability of the budget system of the Autonomous Okrug, as well as to maintain the positive dynamics of economic growth by creating conditions aimed at stimulating investment activity.
In this regard, the budget policy of the Autonomous Okrug will be implemented in the following main areas:
1) maintenance of long-term balance of the district budget taking into account unconditional execution of the accepted obligations and carrying out actions for inventory of the existing obligations, reduction (redistribution) of inefficient expenses;
2) implementation of decrees of The President of the Russian Federation;
3) improvement of budget planning on the basis of state programs;
4) optimization of the network of state institutions and improvement of the quality of public and municipal services;
5) stimulation of investment activity in the territory of the Autonomous Okrug, development of mechanisms of financing of investment projects;
6) development of inter-budgetary relations in the Autonomous district;
7) increasing the openness of budget data through the introduction of the information system "Electronic budget", including - in municipalities in the Autonomous district;
8) extension of the practice of implementation of the project "Development of initiative budgeting in the subjects of the Russian Federation" to all municipalities in the Autonomous district;
9) further improving the efficiency of internal state financial control, including control over compliance with the requirements for justification and validity of purchases, compliance with the rules of regulation in the field of procurement by state institutions and enterprises.
Keywords: Arctic zone, budget, budget planning, budget policy, investment activity, electronic budget, financial control, initiative budgeting.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
12 Шерстобитова А.А. , Поснихина Е.А. (Российская Федерация)
1Шерстобитова Анна Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент; 2Поснихина Евгения Андреевна - магистрант, факультет менеджмента, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
Аннотация: важнейшим приоритетом бюджетной политики автономного округа в среднесрочной перспективе, несмотря на значительное улучшение экономических показателей развития автономного округа, как и прежде, остаётся обеспечение устойчивости бюджетной системы автономного округа, а также сохранение
положительной динамики экономического роста путем формирования условий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности [1].
В этой связи бюджетная политика автономного округа должна будет реализована по следующим основным направлениям:
1) поддержание долгосрочной сбалансированности окружного бюджета с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращению (перераспределению) неэффективных расходов;
2) реализация Указов Президента Российской Федерации;
3) совершенствование бюджетного планирования на основе государственных программ;
4) оптимизация сети государственных учреждений и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
5) стимулирование инвестиционной деятельности на территории автономного округа, развитие механизмов финансирования инвестиционных проектов;
6) развитие межбюджетных отношений в автономном округе;
7) повышение открытости бюджетных данных путем внедрения информационной системы «Электронный бюджет», в том числе - в муниципальных образованиях в автономном округе [5];
8) распространение практики внедрения проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» на все муниципальные образования в автономном округе [11];
9) дальнейшее повышение эффективности осуществления внутреннего государственного финансового контроля, в том числе контроля за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок государственными учреждениями и предприятиями.
Ключевые слова: Арктическая зона, бюджет, бюджетное планирование, бюджетная политика, инвестиционная деятельность, электронный бюджет, финансовый контроль, инициативное бюджетирование.
Основной задачей бюджетной политики автономного округа на долгосрочный период должно оставаться обеспечение сбалансированности окружного и местных бюджетов. Развитие экономики, создание благоприятных условий комфортной жизни населения, финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры в автономном округе невозможны без создания финансового базиса в виде устойчивой бюджетной системы, которая будет учитывать риски макроэкономических колебаний [6].
Принимая во внимание преемственность с проводимой ранее бюджетной политикой автономного округа, а также необходимость структурных изменений системы финансирования бюджетных расходов с учетом реализации национальных проектов, необходимо обеспечить равновесие доходной и расходной частей бюджетов бюджетной системы автономного округа, создать механизмы обеспечения финансовыми ресурсами расходные обязательства с учетом сформированного перечня приоритетов бюджетных расходов.
В 2019 - 2021 годах нужно продолжить реализовывать меры, направленные на повышение эффективности бюджетных инвестиций путем контроля за операциями с целевыми средствами некоммерческих организаций, созданных в форме фондов, а также за операциями юридических лиц, получивших из окружного бюджета взносы в уставные капиталы [7]. В таком контроле будут участвовать и главные распорядители средств окружного бюджета, осуществляя проверку каждого платежного поручения на предмет соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления целевых средств. Будут применяться ограничения на перечисление целевых средств в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, а также на счета организаций, в том числе депозитные и валютные, открытые в кредитных организациях.
В среднесрочной перспективе нужно будет продлить работу по усовершенствованию системы мониторинга качества финансового менеджмента в целях обеспечения прозрачности деятельности и повышения уровня ответственности за качество выполнения бюджетных процедур главных администраторов бюджетных средств.
Также одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование систем оплаты труда в государственных учреждениях автономного округа, создающее условия для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективных результатах деятельности учреждения и повышении качества оказываемых учреждением услуг.
Вместе с тем нужно будет продолжить работу по совершенствованию системы внедрения «эффективного контракта» в отношении денежного содержания лиц, замещающих государственные должности автономного округа, денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, работников органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы автономного округа.
Еще одним направлением повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование подходов к оказанию социальных услуг населению и предоставления мер социальной поддержки путем контроля за соблюдением критерия нуждаемости в соответствующей выплате. При этом эффективность бюджетных средств в данном направлении не означает сокращение бюджетного финансирования, а учитывая, что публичные нормативные обязательства подлежат индексации с 1 января 2019 года на 4,3%, скорее приведет к увеличению ассигнований окружного бюджета на данное направление с одновременным усилением адресности.
Вторым перспективным направлением деятельности будет взаимодействие с федеральными органами власти по реализации на территории автономного округа мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Начиная с января 2018 года Арктическая зона Российской Федерации, в которую входит и автономный округ, включена в перечень приоритетных территорий опережающего развития страны. Соответствующие изменения внесены в Порядки разработки и реализации государственных программ Российской Федерации [8].
В их структуре будут выделены специальные разделы, цели, задачи, мероприятия и целевые показатели по опережающему развитию приоритетных территорий.
Главной задачей бюджетной политики в любых условиях ее функционирования является получение максимального социально-экономического эффекта, при этом минимизируя финансовые затраты.
В связи с этим следует продолжить практику оптимизации бюджетных расходов на содержание исполнительных органов государственной власти автономного округа по следующим направлениям:
- оптимизация установленных государственных функций и полномочий, порядка их исполнения, централизация обеспечивающих функций;
- повышение «производительности» персонала, стимулирующей роли оплаты труда в увязке с результативностью деятельности, а также на сокращение расходов, непосредственно не связанных с результатами деятельности, в том числе расходов на услуги повышенной комфортности, транспортное обслуживание, связь, командировки [12];
- перевод государственных гражданских служащих категории «обеспечивающие специалисты» на должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы автономного округа;
- недопущение изменений в течение финансового года состава основных структурных подразделений, структур органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов на оплату труда.
Также представляется целесообразным продлить ранее установленный запрет на рост штатной численности в органах государственной власти, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, по-прежнему достаточно остро стоят вопросы функционирования ряда учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти автономного округа, либо оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти. Главным распорядителям бюджетных средств, в ведомственной подчиненности которых находятся такие учреждения, необходимо осуществить реорганизацию учреждений.
Также Указом о национальных целях определены задачи в жилищной сфере:
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;
- развитие ипотеки;
- устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;
- увеличение объема жилищного строительства.
В целях повышения доступности ипотечного кредитования на территории автономного округа будет продолжена реализация «пилотного» проекта, целью которого является снижение процентной ставки по ипотечным кредитам (займам), предоставляемым гражданам на приобретение жилья на первичном рынке [13].
В очередном бюджетном цикле предстоит исполнить поручение Президента Российской Федерации, озвученное в Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, в части повышения инвестиционной активности.
Совершенствование механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств является важным направлением бюджетной политики автономного округа.
В этой связи представляется целесообразным проводить работу по вовлечению групп бюджетополучателей, экспертного сообщества в обсуждение бюджетных вопросов. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное, обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
В 2018 году на территории автономного округа положено начало реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан». Принято постановление Правительства автономного округа от 21 июня 2018 года № 631-П «О проекте «Бюджетная инициатива граждан» [10].
В рамках соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Всемирным банком автономный округ определен «пилотным» регионом, принимающим участие в реализации внедрения практики инициативного бюджетирования, основанной на гражданской инициативе, по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств с последующим контролем за реализацией отобранных проектов.
Внедрение и развитие инициативного бюджетирования в автономном округе как на региональном, так и на местном уровнях позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение уровня доверия к власти;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в территориальном развитии.
Большинство муниципальных образований в автономном округе провели «стартовые» мероприятия по внедрению проекта «Бюджетная инициатива граждан». Необходимо отметить, что готовность принять участие муниципального образования в автономном
57
округе в реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан», а также способы участия определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Список литературы /References
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 31. Ст. 3823.
2. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО// Красный Север, 2008. № 44/1.
3. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗА0 // Красный Север. -2015. Спецвыпуски. № 88, 88/1, 88/2, 88/3.
4. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г. 90-ЗАО // Красный Север, 2016. Спецвыпуски № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.
5. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон ЯНАО от16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север, 2017. Спецвыпуски № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.
6. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север, 2011. № 39.
7. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый годи плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север, 2016. Спецвыпуск № 48/5.
8. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.096.2019).
9. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север, 2017. Спецвыпуски № 29/2, 29/3.
10. Облигации для населения. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. Режим доступа: http ://www.yamaffiam/index.php?option=com_content&view=artide&id=2332:2017-07-11-09-01 -57&Itemid=112, свободный/ (дата обращения: 25.12.2018).