Научная статья на тему 'Цели и методы региональной политики занятости (на примере Самарской области)'

Цели и методы региональной политики занятости (на примере Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1105
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антаева Людмила Геннадьевна, Курникова Марина Викторовна

Статья посвящена выявлению основных целей и методов региональной политики занятости в области государственного регулирования рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и методы региональной политики занятости (на примере Самарской области)»

Alekseeva Natalya Viktorovna, Ph. D., associate Professor, Fgbou in Stavropol state medical University of the Ministry of health of Russia, Stavropol, Russia (e-mail: n.v.alexeeva@yandex.ru) tel. 8-962-455-10-37

Vorobieva Olga Alexandrovna, Fgbou in Stavropol state medical University of the Ministry of health of Russia, Stavropol, Russia (e-mail: voropol@mail.ru) tel. 8-928-32934-71

INTRODUCTION AND BASIC DIRECTIONS OF USING OUTSOURCING IN THE HEALTHCARE SECTOR

Abstract: this article discusses the main directions of outsourcing in the field of health care. The authors conducted a detailed analysis of the types of outsourcing, considered its advantages and disadvantages. The experience of using outsourcing services in foreign countries was also studied. The study identified the problems and directions of outsourcing in the field of domestic health care.

Keywords: outsourcing, medical monitoring, outsourcing mechanism, contract, algorithm, integration, medical services.

ЦЕЛИ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Антаева Людмила Геннадьевна, студент (e-mail: lyudmila_antaeva@mail.ru) Курникова Марина Викторовна, к.э.н., доцент Самарский государственный экономический университет,

г.Самара, Россия (email: mvkurnikova@gmail.com)

Статья посвящена выявлению основных целей и методов региональной политики занятости в области государственного регулирования рынка труда.

Ключевые слова: занятость, рынок труда, региональная политика, государственное регулирование.

Занятость населения является важнейшим параметром функционирования рынка труда, отражающим эффективное использование трудовых ресурсов в экономике региона.

Государственная политика занятости населения является частью социально-экономической политики государства, направленной на урегулирование проблем занятости населения в экономике в рамках повышения эффективности и результативности созданных программ обеспечения занятости, а также развития системы социального партнерства, улучшения трудовой мобильности граждан и развития более гибкого рынка труда [1].

Государственная политика занятости нацелена на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения соответствующей профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, подавление массовой безработицы, повышения эффективности и результативности государственной службы заня-

тости, а также реализации прочих мер, направленных на обеспечение мер социальной защищенности населения на рынке труда.

К задачам политики занятости следует отнести: создание новых рабочих мест с помощью проведения институциональных преобразований и структурной политики, реализации права граждан на труд, а также недопущение сокращения перспективных и экономически целесообразных рабочих мест, создание условий для роста инвестиционной активности.

Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие занятость населения в Самарской области.

Уровень занятости в Самарской области в 2017 году составил 67,5%, что на 1,2% меньше, по сравнению с 2016 г., что можно объяснить нестабильной экономической ситуаций в стране, которая непосредственно отражается и на регионах. Что касается уровня безработицы, за последние 3 года наблюдается тенденция увеличения данного показателя. В 2017 г. уровень безработицы составлял 4,2%, увеличившись по сравнению с предыдущим на 0,1. Динамика данных показателей представлена на рис. 1.

■Уровень занятости Уровень беарибошцы

2013 г. 2014 г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 1. Динамика уровня занятости и безработицы в Самарской области за 2013-2017 гг., %

В 2018 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития трудового потенциала Самарская область заняла 6 место (см. табл. 1).

Таблица 1 - Уровень развития трудового потенциала Самарской области _по итогам 2018 года, % (по данным [5, 6]) _

Показатель Самарская область РФ ПФО

Уровень экономической активности населения 64,6 62,9 61,8

Уровень занятости населения 62,2 59,8 59,1

Уровень безработицы по МОТ 3,7 4,8 4,4

Населению Самарской области присуща активная трудовая позиция: согласно данным выборочных исследований в среднем за 4 квартал 2018 г.

уровни участия в рабочей силе и занятости населения области превосходят аналогичные показатели в среднем по России и ПФО, а уровень общей безработицы также ниже среднероссийского значения.

Сейчас роль государства в обеспечении занятости населения существенно изменилась, в основном это правовое регулирование взаимоотношений между наемным работником и работодателем, и осуществление посреднических функций (например, в распределении и перераспределении рабочей силы при трудоустройстве как самостоятельном, так и через государственную службу занятости). Государственно-правовое регулирование трудовых отношений заключается, прежде всего, в установлении обязательных для повсеместного применения национальных стандартов труда, в контроле и надзоре за правильным соблюдением трудового законодательства, разрешении трудовых споров, а также в определении процедуры и границ юридической ответственности сторон трудовых отношений.

В целях проведения государственной политики занятости и регулирования трудового рынка, а также для решения проблем в данной области в России была создана государственная служба занятости, основными функциями которой являются:

- проведение анализа и актуального состояния рынка труда, составление прогноза спроса и предложения на рабочую силу;

- разработка и реализация целевых программ содействия занятости;

- учет незанятого населения и содействие в трудоустройстве;

- организация профессиональной ориентации и консультации граждан, а также проведение мероприятий по подготовке и переподготовке безработного населения;

- помощь организациям в подборе необходимых кадров;

-обеспечение населения информацией о наличии свободных рабочих

мест и вакансий;

- оказание материальной помощи безработным;

- осуществление контроля за правильным формированием и использованием средств государственного фонда занятости населения, соблюдением законодательства в области труда.

Довольно часто, за помощью в поиске работы граждане обращаются в учреждения службы занятости. В среднем, около 50% из обратившихся, были трудоустроены. Например в 2016 г. обратились за помощью в трудоустройстве 72,1 тыс.чел, из которых с помощью службы занятости было трудоустроено 41,2 тыс.чел (57%). В 2017 г. количество обратившихся за трудоустройством сократилось до 55,3 тыс.чел, из которых работу получили 35,2 тыс.чел. (64%).

Служба занятости взаимодействует с объектами экономики всех форм собственности и населением, предоставляя свои услуги на бесплатной основе. Обеспечение финансовой составляющей мероприятий, проводящихся службой занятости, а также содержание самой системы органов госу-

дарственной службы занятости осуществляется за счет средств, предусмотренных для данных целей государственным бюджетом.

От осуществления грамотной политики занятости и создания благоприятных условий, обеспечивающих успешное функционирование рынка труда, а также формирования эффективной совокупности социальных институтов и инфраструктуры, действующих в соответствии с требованиями рынка труда, и как следствие - эффективного решения проблем с безработицей, во многом зависит эффективность системы мер государственного регулирования занятости и рынка труда [3].

Регулирование рынка труда осуществляется в соответствии с региональными программами социально-экономического развития, а также программами содействия занятости населения [4]. Содействие обеспечению экономической самостоятельности и реализации трудовых прав и обязанностей молодых граждан предусмотрено Стратегией государственной молодежной политики в РФ.

В целях создания экономических, организационных и правовых условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда в Самарской области была разработана и утверждена государственная программа «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы», к основным задачам которой относятся:

- повышение конкурентоспособности и трудовой мобильности насления;

- создание условий, обеспечивающих эффективное и качественное развитие трудового рынка и кадрового потенциала области;

- повышение уровня использования трудовых ресурсов;

- усовершенствование системы трудового воспитания и развитие проф-ориентационной работы с населением;

- создание действующей модели адаптации мигрантов, отвечающей приоритетам социально-экономического развития территории;

- повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда.

Для решения запланированных задач предусмотрена следующая система мероприятий: профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, переподготовка и профессиональная ориентация, стажировки, увеличение качества рабочих мест, создание благоприятных условий и охраны труда работников, помощь в создании рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, организация форумов, ассамблей, семинаров, в том числе материально-технического, организационного и правового характера, совершенствование трудовой миграции, сохранение рабочей силы и улучшение качества рабочих мест, а также совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области

Проведение данных мероприятий позволит увеличить обеспеченность экономики Самарской области трудовыми ресурсами, в частности высококвалифицированными молодыми специалистами, будет сокращен разрыв между кадровыми ресурсами и потребностями в их модернизации, дисбаланс спроса и предложения на рынке рабочей силы, как территориальный

так и профессиональный, будут созданы условия, благоприятные для увеличения возможностей по трудоустройству и рациональному использованию трудового потенциала населения, произойдет оптимизация системы управления занятостью населения.

Отметим, что на наш взгляд, представленную систему мероприятий следует дополнить в соответствии с цифровой трансформацией современной экономической системы [7, 8]. Так, процесс формирования индустрии 4.0 актуализирует необходимость включения мер lifelong learning и digital literacy с целью укрепления трудового потенциала региона в процессе трансформации массового труда и занятости.

Таким образом, объективная действительность обязует пересматривать не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и находить решения для кажущихся порой неразрешимыми проблем регулирования занятости населения, особенно в части социально незащищенных его категорий, к которым, в первую очередь, относится молодежь, в том числе молодые специалисты и женщины. Большая часть механизмов государственного регулирования выработана и опробована в процессе практической работы региональных и территориальных органов государственной службы занятости. Эффективное использование этих механизмов гарантируется среднесрочными региональными программами содействия занятости населения и мероприятиями, проводящимися территориальными органами государственной службы занятости.

Список литературы

1. Гелета И. В., Коваленко А.В. Экономика и социология труда : учебное посо-бие[Текст] / И. В. Гелета, А.В. Коваленко - М. : Издательство Юрайт, 2017. - С.54.

2. Маслова В.М. Экономика и социология труда. Теория и практика : учебник для бакалавров [Текст] / В.М. Маслова - УМО. - М. : Юрайт, 2019. - С.124.

3. Меркулов П. А. «Негативная молодежная политика» как составляющая государственной политики в отношении молодежи»[Текст] // П.А.Меркулов, А.Л. Елисеев., Д.В Аронов. - Власть. 2016. №2. - С.141.

4. Харченко А.А. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции /П. А. Меркулов, А.А. Харченко. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. - С. 21.

5. Сайт Территориального органа Федеральной статистики по Самарской области -URL:http://samarastat.gks.ru (дата обращения: 10.02. 2019).

6. Сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - URL: http://economy.samregion.ru/ (дата обращения - 10.02.2019).

7. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Актуализация перехода от цифрового труда к цифровой фабрике // Управление экономическими системами: электронный журнал. 2016. №3 (85).

8. Тимофеев А.Г., Злобин П.В. Концепция "безлюдного" производства // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 388399.

Antaeva Lyudmila Gennadievna, student

(email: lyudmila_antaeva@mail.ru)

Samara State University of Economics, Samara, Russia

Kurnikova Marina Viktorovna, Cand. Econ. Sci., associate professor Samara State University of Economics, Samara, Russia

OBJECTIVES AND METHODS OF REGIONAL EMPLOYMENT POLICY IN THE FIELD OF STATE REGULATION OF YOUTH LABOR MARKET

Abstract. The article is devoted to identifying the main objectives and methods of regional

employment policy in the field of state regulation of the labor market.

Key words: employment, labor market, regional policy, government regulation

УДК 347.13

АНАЛИЗ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА И ОСОБЕННОСТИ ОБОСНОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Артеменко Анна Викторовна, студент магистратуры (e-mail: anna.artemenko5@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: abakumov.rg@bstu.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

В данной статье рассматриваются существующие методики оценки социального эффекта инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов социального назначения, включая основные сферы применения, преимущества и недостатки. Приведены основные показатели социальной эффективности и указана их роль при обосновании инвестиционного проекта социальной направленности.

Ключевые слова: социальный эффект, эффективность, социальный объект, методики оценки.

Методология оценки социального эффекта строительства и реконструкции зданий социального назначения предопределяется эффективностью реализации некоммерческих проектов, государственных и частных, результаты деятельности которых не представляется возможным привести к одному критерию. Необходимость обоснования разработки и реализации социальных проектов в сфере строительства непосредственно связана с понятием «социальный эффект», характеризующимся положительным изменением уровня и повышением качества жизни отдельных групп населения или общества в целом.

Для измерения социального эффекта проектов и программ используются различные методики и подходы, позволяющие оценить как количественные, так и качественные показатели, структурную динамику развития проекта строительства или реконструкции социального объекта. Поскольку социальный эффект носит отложенный характер, необходимо отслеживать отдельно критерии социальной, экономической и социально-экономической эффективности. [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.