автомобиля марки «Ауди»'. Из приведенного примера видно, что сама перевозка гашиша в бензобаке на территорию России для Цекоева увенчалась успехом.
В целях сокрытия следов преступления наркокурьеры нередко прибегают к изменению фамилии и паспортных данных в том государстве, гражданами которого являются. Для удобства перемещения
3 Примечание: Уголовное дело по обвинению Цекоева в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и п.п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 и п.п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 и п.п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а, б» ч. 4 ст.229.1 УК РФ // Архив Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области.
на территории России лица, участвующие в контрабанде наркотиков, нередко приобретают российское гражданство или даже подделывают паспорт гражданина нашего государства. Таким образом, обобщенные данные криминалистической характеристики контрабанды наркотиков позволяют наиболее обоснованно подходить к организации познавательно-поисковой деятельности должностных лиц оперативных и следственных подразделений, оптимизировать уголовное преследование по направлению изобличения лиц, виновных в совершении преступлений рассматриваемой категории.
И.А.Макаренко
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО
В статье рассматриваются цели изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого для осуществления уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности и указывается, для чего необходима информация о личности обвиняемого на разных этапах предварительного расследования. Далее описываются методы, с помощью которых происходит изучение личности.
Ключевые слова: личность несовершеннолетнего обвиняемого, цели изучения информации о личности, методы изучения личности.
I.A. Makarenko
GOALS AND METHODS OF INVESTIGATION OF THE INFORMATION ABOUT PERSONALITY
OF THE UNDERAGE ACCUSED
The article reviews the goals of investigation of personality of the underage accused for criminal law, criminal procedure and forensic activities and points out what the information about the personality of the accused is needed for at different stages of the preliminary investigation. The methods with the help of which the personality is scrutinised are described.
Key words: personality of the underage accused, goals of investigation of information about personality, mthods of personality investigation.
Личность изучается многими науками по тем водстве можно выделить уголовно-правовое, уго-
или иным направлениям и соответственно в различ- ловно-процессуальное и криминалистическое на-
ном объеме. правления изучения личности несовершеннолетнего
Для расследования уголовного дела целесообразно обвиняемого.
собрать информацию, состоящую из социально- Каждый этап расследования преступления так-
демографических, нравственно-психологических же предполагает достижение определенных целей в
сведений о личности несовершеннолетнего обви- исследовании информации о личности для решения
няемого и данных о его биологических свойствах. присущих этим этапам задач.
Однако необходимо учитывать, что границы иссле- Для упорядочивания и систематизации целей
дования перечисленной информации также должны исследования информации о личности несовершен-
иметь определенные пределы. В связи с этим цели нолетнего обвиняемого на предварительном следст-
исследования информации о личности несовершен- вии их можно классифицировать традиционно, вы-
нолетнего обвиняемого в криминалистике должны делив общие и специфические цели, быть конкретизированы и определены с учетом Общей целью исследования информации о лич-
стоящих перед следователем задач. В зависимости ности является всестороннее расследование престу-
от задач изучения личности в уголовном судопроиз- пления с выяснением всех обстоятельств, подлежа-
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
щих доказыванию и установлению в соответствии со ст. ст.73, 421 УПК РФ. К специфическим целям изучения личности можно отнести поисково-познавательные, тактико-психологические и воспитательно-профилактические цели.
Поисково-познавательные цели стоят в основном на первоначальном этапе расследования преступлений. Они достигаются путем исследования любых изменений в материальной обстановке места происшествия, свидетельствующих о физическом и психическом состоянии преступника в момент совершения преступления, а также материально фиксированных следов, по которым устанавливается тождество лица, их оставившего.
По справедливому замечанию В.А. Жбанкова, проблема выявления исходных данных для построения версий о личности преступника и использование их в процессе расследования преступлений имеют важное значение. Решение указанной проблемы, по его мнению, возможно при уяснении следующих моментов: а) особенностей отражения события преступления в окружающей среде; б) характера взаимосвязей между изменениями, возникающими в результате отражения; в) выделения, классификации признаков, характеризующих лицо, совершившее преступление, а также другие элементы события преступления; г) использование последних в процессе расследования1.
Иными словами, имея в своем распоряжении информацию о личности типичного несовершеннолетнего преступника, обладая специальными знаниями в области возрастной психологии, следственной интуицией, сопоставив весь этот багаж знаний с наблюдаемой картиной преступления, следователь достигает поисково-познавательной цели, выдвигая версии относительно лица, совершившего преступление, и производит его отождествление по обнаруженным на месте преступления материальным и идеальным следам.
Тактико-психологические цели исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого реализуются в процессе подготовки и эффективного производства следственных действий. В этом направлении личность изучается для правильного решения организационных вопросов, упорядочивающих работу с несовершеннолетним обвиняемым, и эффективного применения тактических приемов при производстве следственных действий в процессе расследования преступления.
Сбор информации о личности несовершеннолетнего должен производиться в кратчайшие сроки. Для этого, в первые дни после принятия дела к сво-
1 Жбанков В.А. Способы выдвижения и проверки версий о личности преступника // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 39. -М.: Юридическая лиература, 1983. С.67.
ему производству, следователю необходимо направить запросы для получения характеристик и справок о физическом и психическом состоянии подростка, допросить родителей, педагогов, других лиц.
Кроме того, личность несовершеннолетнего необходимо изучить и непосредственно при производстве первых допросов его в качестве подозреваемого.
Что касается воспитательно-профилактических целей исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого, то работа в этом направлении необходима для эффективного воздействия на присущие подростку нравственные качества, способствующие исправлению и недопущению рецидива преступлений с его стороны. Указанные цели исследования информации о личности охватывают, на наш взгляд, уголовно-правовое (для правильной квалификации, определения справедливого наказания, решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности), уголовно-процессуальное (изучение личности как элемента предмета доказывания) и криминалистическое (для выдвижения версий, отождествления личности по оставленным следам, реализации тактических приемов и т.д.) направления.
Представленная классификация целей охватывает все этапы расследования преступлений: первоначальный, последующий и заключительный. На первоначальном этапе исследование информации о личности несовершеннолетнего способствует выдвижению версий и установлению подозреваемого лица, на последующем этапе - эффективному, стратегически обоснованному расследованию уголовного дела, на заключительном - подготовке законного и обоснованного обвинительного заключения или обвинительного акта, и, в конечном счете, назначению справедливого наказания и применению приемлемых и действенных мер воспитательно-профилактического характера.
Цели исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого можно систематизировать и иным образом, выделив, во-первых, научно-познавательную цель, которая стоит перед учеными, занимающимися теоретическими разработками учения о личности несовершеннолетнего обвиняемого. Во-вторых, прикладную цель, суть которой заключается в наиболее рациональном и эффективном использовании информации о данной личности в уголовном судопроизводстве.
Несмотря на то, что цели исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого различны, средства и методы получения данной информации, а также наиболее эффективные способы ее использования в уголовном судопроизводстве главным образом разрабатываются именно криминалистикой. Уголовно-правовое и уголовно-процессуальное исследование информации о лично-39
сти заключается в постановке задачи, а детализированное и конкретизированное решение этой задачи предлагается криминалистикой.
Обозначенные цели исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого можно достичь, используя арсенал методов, отвечающих требованиям закона и соответствующих нравственным принципам. От выбора метода исследования всегда зависит достоверность полученных результатов. Метод, - указывал И.П. Павлов, - это самая первая основная вещь; от метода, способа действия всегда зависит серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, при плохом методе и гений будет трудиться впустую2.
В криминалистике разработан целый комплекс методов, составляющий определенную систему. По мнению P.C. Белкина, в основе этой системы лежит диалектический метод как единственный всеобщий метод познания, являющийся поэтому и всеобщим методом криминалистики, «нижний раздел» которого составляют категории и процедуры формальной логики. Второе звено системы - общие (или общенаучные) методы криминалистики, включающие в себя как эмпирические методы, так и методы теоретического уровня, за исключением тех, которые относятся ко всеобщему методу науки. Третье звено классификации - специальные методы различного уровня обобщения, все без исключения характеризующиеся ограниченной сферой применения. Граница между вторым и третьим звеньями системы подвижна, так как отличие между общим и специальным методом не качественное, а количественное, по сфере применения3.
Представляет интерес вариант структурирования методов криминалистики, предложенный A.A. Эксархопуло: методы науки криминалистики (средства достижения целей научных исследований) и криминалистические методы практической деятельности, к которым он относит общенаучные и специальные криминалистические методы4. Другие ученые предлагали свои системы методов криминалистики, некоторые из которых расширяли, а другие, напротив, сужали предложенные классификации5. При исследовании информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого базовым методом необходимо признать метод диалектического материализма. Поскольку существует необходи-
2 Павлов И.П. Поли. собр. соч.Т.5. М., 1952. С.26.
3 Белкин P.C. Курс криминалистики в 3 т. Т. 1: Общая теория криминалистики. -М.: Юристь, 1997. С.339-340.
4 См.: Эксархопуло A.A. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С.25.
5 Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2003. С.39; Бахин В.П.
Следственная практика: проблемы изучения и совершенствования. -К: Лыбидь, 1991. С.58.
мость объективного и всестороннего изучения несовершеннолетнего, совокупности криминалистически значимых свойств и качеств подростка, постольку применение данного всеобщего метода познания позволит обнаружить наиболее общие связи и взаимообусловленности последних с совершенным деянием, что требует учета всеобщей закономерной связи явлений.
Ориентируясь на диалектический метод как на базовый и стратегический, для исследования особенностей личности несовершеннолетнего обвиняемого применяются методы более конкретные и менее высокого порядка. К ним относятся общенаучные и частные методы, применяемые в конкретных отраслях знания. Общенаучные методы применяются в рамках любых научных исследований с учетом особенностей сферы научного и практического познания.
Мы согласны с мнением ученых, которые считают, что по существу любая действующая криминалистическая методика является синтетической с точки зрения состава используемых для ее создания методов и знаний. Естественно, относительный объем общенаучных, частнонаучных и специально-криминалистических знаний и методов будет различным.
Однако в любом случае, любая методика будет иметь в своем составе знания и методы общенаучного уровня, иначе она не будет научной, - знания и методы частнонаучного уровня, ибо обязательно опирается на методы естественных, технических или гуманитарных наук, и - специального криминалистического уровня, ибо любая методика, как система целенаправленных методов, создается в целях решения специальных криминалистических задач, не решаемых с применением обычного научного знания6. При исследовании информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого общенаучные методы можно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень накопительный. На этом этапе происходит сбор информации о конкретной личности, который осуществляется путем наблюдения, беседы, сбора характеризующих материалов, сравнения и др.
Второй уровень - оценочный. На этом этапе участник уголовного судопроизводства в основном применяет такие общенаучные методы как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и др. Причем эти два уровня исследования информации постоянно чередуются: собрав определенную совокупность доказательств, следователь оценивает ее и принимает решение, затем происходит дальнейший сбор
0 Колдин В.Я., Крестовников O.A. Специальные методы криминалистики // Раскрытие и расследование преступлений, сопряженных с использованием средств вычислительной техники: проблемы, тенденции, перспективы: Тезисы выступлений. - М.: МАКС Пресс, 2005. С.201.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
информации, более глубокий и конкретизированный, который также оценивается следователем и используется в той или иной форме.
Если исходить из двух направлений изучения личности преступника в криминалистике: изучения неизвестного преступника по материальным и идеальным следам и изучения задержанного подозреваемого, обвиняемого, то вышеназванные уровни применения общенаучных методов здесь также находят свое оптимальное проявление, чередуясь от накопительных методов при поиске неизвестного преступника к оценочным при его задержании и далее: от накопительных о личности уже конкретного несовершеннолетнего к оценочным методам, при помощи которых устанавливается его причастность к расследуемому преступлению.
Кроме названных, при исследовании информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого используются частнонаучные и специальные методы криминалистики, которые применяются в первую очередь при производстве экспертных исследований, а также в ходе непосредственного общения следователя с лицами, попавшими в орбиту следствия. Обнаруживая, фиксируя и изымая следы предполагаемого преступника с места преступления, то есть, решая поисково-познавательные задачи, применяются как общенаучные методы (наблюдения, описания, измерения), так и иные специальные (физические, химические и др.).
При изучении личности задержанного подозреваемого используются те же методы, а также метод сравнения, анализа, моделирования и др.
Тактико-психологическая цель исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого достигается применением как общенаучных методов, так и методов, заимствованных из психологии, теории игр, конфликтологии, рефлексивного управления и других наук, применив которые, следователь получает и исследует информацию, необходимую для выработки системы наиболее эффективных тактических приемов в различных следственных ситуациях, что невозможно без учета особенностей исследуемой личности. Решая задачу исправления не-
совершеннолетнего правонарушителя, то есть исследуя личность в воспитательно-профилактических целях, используют такие методы как беседа, моделирование и др.
Таким образом, обобщив сказанное, можно предложить следующую систему методов исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого:
1) метод диалектического материализма, как основополагающий метод изучения личности во всем ее многообразии и всех ее проявлениях;
2) методы получения информации о личности подростка, в частности, наблюдение, беседа, истребование характеризующего материала, а также частнонаучные и специальные методы криминалистики, предназначенные для обнаружения и фиксации следов преступления и др.;
3) методы оценки личности, среди которых можно отметить анализ, моделирование, сравнение независимых характеристик и всевозможные частнонаучные и специальные методы, позволяющие провести экспертные исследования и оценить причастность подростка к расследуемому преступлению;
4) методы, позволяющие использовать полученную информацию о личности несовершеннолетнего обвиняемого в процессе расследования для достижения истины по делу и реализации воспитательно-профилактических мероприятий: беседа, рефлексивное управление, моделирование и др.
На основании изложенного следует еще раз отметить, что исследование информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого происходит не отдельно взятыми методами, а посредством применения системы методов, взаимообусловленных и пересекающихся. Однако среди них следует выделить те, с помощью которых происходит наибольшее накопление криминалистически значимой информации о личности. К ним относятся: наблюдение и беседа, сравнение независимых характеристик и анализ референтной группы, на которых более подробно мы остановимся в следующих параграфах.
Пристатейный библиографический список:
1. Бахин В.П. Следственная практика: проблемы изучения и совершенствования. - К.: Лыбидь, 1991.
2. Белкин P.C. Курс криминалистики в 3 т. Т.1: Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997.
3. Жбанков В.А. Способы выдвижения и проверки версий о личности преступника // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 39. - М.: Юридическая литература, 1983.
4. Колдин В.Я., Крестовников O.A. Специальные методы криминалистики // Раскрытие и расследование преступлений, сопряженных с использованием средств
вычислительной техники: проблемы, тенденции, перспективы: Тезисы выступлений. - М.: МАКС Пресс, 2005.
5. Павлов И.П. Полн. собр. соч.Т.5. М„ 1952.
6. Эксархопуло A.A. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
7. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2003.