Научная статья на тему 'Криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление'

Криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ИЗУЧЕНИЕ / НАЗНАЧЕНИЕ / MINOR / PERSONALITY / STUDYING / APPOINTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимошенко Светлана Евгеньевна

В статье проанализировано криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, через призму элементов предмета криминалистики. Исследованы цели изучения личности и направления реализации полученных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminology Purpose of Studying the Minor-Criminals Identity

Criminology purpose of studying the identity of the minor who committed a crime, through the prism of elements of the subject of criminology is being analyzed in the article. The purposes of studying the personality and the direction of the received data realization are researched.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление»

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

УДК 343.98 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО,

СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ _________Criminology Purpose of Studying the Minor-Criminal’s Identity

С. Е. Тимошенко - доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Омского юридического института, кандидат юридических наук, доцент

S. E. Tymoshenko - associate professor of criminal procedure and criminology chair of the Omsk law institute, candidate of law sciences, associate professor

Аннотация. В статье проанализировано криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, через призму элементов предмета криминалистики. Исследованы цели изучения личности и направления реализации полученных сведений.

Criminology purpose of studying the identity of the minor who committed a crime, through the prism of elements of the subject of criminology is being analyzed in the article. The purposes of studying the personality and the direction of the received data realization are researched.

Ключевые слова: несовершеннолетний, личность, изучение, назначение.

Minor, personality, studying, appointment.

Одним из направлений изучения личности совершившего преступление является криминалистическое. Криминалистика своими достижениями способствует улучшению деятельности правоприменительных органов по установлению истины в судопроизводстве, отправлению правосудия и предупреждению преступлений.

для определения криминалистического назначения изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, считаем целесообразным проанализировать элементы предмета криминалистики. Выяснив вопрос о том, имеет ли деятельность по изучению личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, криминалистическую сущность, необходимо определить структуру объекта изучения.

Учитывая, что личность представляет собой единство взаимосвязанных между собой свойств и качеств человека, «структурный метод при криминалистическом изучении личности обвиняе-

мого дает возможность значительно более широко исследовать зависимость между свойствами, качествами личности преступника и тактикой предварительного и судебного следствия»1. Следовательно, возникает необходимость обоснования совокупности структурных элементов личности совершившего преступление несовершеннолетнего, подлежащих изучению.

Понятие предмета науки относится к числу динамично развивающихся, отражающих состояние науки на каждом этапе ее существования. Предмет - то, на что направлена мысль, какое-нибудь действие1 2 3.

Большинство авторов, определяя предмет криминалистики, в качестве объектов воздействия выделяют определенные группы закономерностей. Анализ позиций ученых позволяет сделать вывод, что одним из сущностных признаков предмета криминалистики являются закономерности механизма преступления3. Механизм преступле-

1 Глазырин Ф. В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. Свердловск, 1973. С. 17.

2 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 580.

3 См., напр.: Корноухов В. Е., Богданов В. М., Закатов А. А. Основы общей теории криминалистики. Красноярск, 1993. С. 17 ; Криминалистика : учебник. М., 1995. С. 7 и др.

51

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

ния, по мнению Р. С. Белкина, сложная динамическая система, включающая субъект преступления, его отношение к своим действиям и их последствиям, соучастникам, способ совершения и сокрытия преступления и др.4 Все элементы механизма преступления взаимосвязаны и, отражаясь друг в друге и окружающей среде, образуют многочисленные следы преступления, содержащие информацию о нем и его участниках. таким образом, закономерности механизма преступления связаны с личностью несовершеннолетнего, являющегося участником преступления.

Следующей группой признаков предмета криминалистики являются закономерности возникновения, существования информации в результате совершения преступлений (О. Я. Баев)5; закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках (Р С. Белкин)6; закономерности механизма отражения преступного поведения в источниках информации (В. Я. Кол-дин, Н. П. Яблоков)7.

Обобщая сказанное, согласившись в этом вопросе с р. С. Белкиным, заметим, что в качестве второго сущностного признака предмета криминалистики выступают закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках (по своей сути включающие в себя остальные предложенные дефиниции).

В процессе возникновения информации о преступлении непосредственно отражаемыми в окружающей среде объектами преступления, по мнению р. С. Белкина, являются субъект и объективная сторона преступления8. Совершивший преступление несовершеннолетний, являясь субъектом преступления, как личность отражается через свои свойства. Следовательно, познание этих свойств в рамках расследуемого преступления имеет под собой криминалистическую основу.

третью группу признаков предмета криминалистики составляют предложенные авторами закономерности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений (В. Я. Колдин, Н. П. Яблоков, А. А. Эксархопуло)9. р С. Белкин и О. Я. Баев вы-

деляют закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств10 11 12.

Процесс познания лицом, производящим расследование по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, признаков, свойств, состояний подростка, наиболее полно характеризующих его, представляет собой не что иное, как применение познаний о закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств.

В качестве субъектов криминалистической деятельности р. С. Белкин выделяет суд и органы предварительного расследования11, О. Я. Баев перечисляет субъектов более подробно, определяя в качестве таковых дознавателя, следователя, специалиста, эксперта, прокурора и также суд12. Остальные авторы, видимо, предполагая в своих определениях в качестве субъектов тех же должностных лиц, не называют их вовсе. известно, что изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, является обязанностью дознавателя, следователя, прокурора, суда.

Познание закономерностей, перечисленных в качестве объектов криминалистики, во всех без исключения определениях является тем воздействием, которое субъекты оказывают на объекты. Указанное положение относится, в частности, к деятельности лица, изучающего личность подростка, совершившего преступление. используя знания о повторяющихся явлениях, лицо, производящее расследование, на основе собственного и обобщенного опыта применяет их в деятельности по изучению личности несовершеннолетнего преступника.

Средствами воздействия являются: разработка методов практической деятельности (В. и. Корно-ухов, В. М. Богданов а. а. закатов); достижений естественных, технических и иных наук (А. А. Эксархопуло); технических средств, приемов, рекомендаций (Е. и. зуев); средств и методов информационнопознавательной деятельности (О. Я. Баев); специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений (р С. Белкин).

Не допуская необоснованного сужения рассматриваемого признака предмета криминалистики,

4 См.: Криминалистика / под ред. т В. Аверьянова [и др.]. М., 2000. С. 33.

5 См.: Баев О. Я. Основы криминалистики : курс лекций. М., 2003. С. 39.

6 См.: БелкинР. С. Курс криминалистики. М., 2001. С. 65.

7 См.: Криминалистика / ред. Н. П. Яблоков. М., 1995. С. 7.

8 См.: БелкинР. С. Указ. соч. С. 65.

9 См.: Криминалистика / ред. А. А. Эксархопуло. СПб., 1995. С. 8.

10 См.: Баев О. Я. Указ. соч. С. 39.

11 См.: БелкинР. С. Указ. соч. С. 65.

12 См.: Баев О. Я. Указ. соч. С. 39.

52

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

мерами воздействия следует считать разработку специальных средств и методов раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Изучая личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, лицо, производящее расследование, использует при этом специально предназначенные для такой деятельности средства, разработанные криминалистикой. Для определения криминалистического назначения важным является выяснение цели изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.

что касается целей воздействия субъекта на объект в рассматриваемых сущностных признаках предмета криминалистики, то В. И. Корноухов, В. М. Богданов и А. А. Закатов выделяют в качестве целей познание закономерностей процессов отражения и разработки на этой основе методов практической деятельности: стратегии и методики по расследованию преступлений, тактических приемов и их комбинаций по производству отдельных следственных действий, технико-криминалистических средств и технических приемов по обнаружению и фиксации следов преступления и методик по исследованию вещественных доказательств13. В. Я. Колдин и Н. П. Яблоков в качестве целей выделяют обеспечение надлежащего применения процессуально-материальных правовых норм. В работах А. А. Эксархопуло целью является установление истины по уголовному делу и предотвращение преступлений14. В определении сущностных признаков предмета криминалистики Е. И. Зуева цель воздействия субъекта на объект не обозначена, однако можно сделать вывод о том, что автор подразумевает под целями те же, что выделены в большинстве рассматриваемых позиций. По мнению О. Я. Баева, целью воздействия субъекта на объект является реализация средств и методов информационно-познавательной деятельности в рамках динамической системы правоотношений, установленных уголовно-процессуальной формой для исследования преступлений15. Р С. Белкин под целью понимает определение специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений16.

Таким образом, следователь, дознаватель, прокурор, суд, изучая закономерности механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, разрабатывают специальные средства раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. Сопоставив указанные признаки предмета криминалистики и предмета изучения личности, можно сделать вывод, что специальные средства судебного исследования и предотвращения преступлений связаны с разработкой средств изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, и использованием полученной информации в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений, совершенных ими.

На основании изложенного можно сделать вывод, что деятельность по изучению личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, имеет криминалистическую сущность.

В этой связи личность совершившего преступление может рассматриваться и как элемент криминалистической характеристики преступления (личность преступника), и как конкретное лицо, совершившее преступление17. Применительно к проводимому исследованию следует рассматривать только второй вариант - личность несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности.

Следовательно, представляется, что основным криминалистическим назначением изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, является разработка общекриминалистических методов, научно-технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций, предназначенных для применения при расследовании и предупреждении преступлений. Аналогичной точки зрения придерживается Н. А. Селиванов18.

Изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в свою очередь, преследует ряд конкретных целей, имеющих криминалистическое значение19. Так, по мнению Р Г. Аксенова, Л. Ю. Аксеновой, М. В. Бондаревой, это получение необходимых данных для

13 См.: Корноухов В. Е., Богданов В. М., Закатов А. А. Указ. соч. С. 17.

14 См.: Криминалистика / ред. А. А. Эксархопуло. СПб., 1995. С. 8.

15 См.: Баев О. Я. Указ. соч. С. 39.

16 См.: БелкинР. С. Указ. соч. С. 65.

17 См.: Макаренко И. А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект изучения криминалистики // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2006. Челябинск, 2006. Ч. II. С. 443-445.

18 См.: СеливановН. А. Советская криминалистика : система понятий. М., 1982. С. 13.

19 См.: Шматов В. М. Личность в теории криминалистики: понятие, значение изучения и обеспечение прав // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики. Омск, 2003. Вып. 2. С. 39.

53

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

успешного раскрытия преступления, выбор и применение наиболее эффективных тактических приемов, скорейший розыск обвиняемого в случае уклонения его от следствия и суда20. Нередко в качестве цели изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, предлагается оказание на него нужного воспитательного воздействия21, что лежит в сфере криминалистической профилактики преступлений.

Криминалистическая превенция (профилактика) преступлений как одна из самостоятельных частных теорий, по мнению и. и. иванова, представляет собой систему научных положений и практических рекомендаций о закономерностях разработки и использования в уголовном судопроизводстве технических средств, тактических и методических приемов для предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, своевременного обнаружения, быстрого, полного раскрытия и качественного расследования совершенных преступлений, пресечения конкретной преступной деятельности и ликвидации ее опасных последствий, выявления и устранения обстоятельств, способствующих совершению и сокрытию преступлений22. Вопросы профилактики преступлений несовершеннолетних частично затрагивались и в работах других авторов23.

Согласно положениям ч. 2 ст. 73 УПК рФ подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 158 УПК рФ дознаватель, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе

внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств. Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК рФ, способствует лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу, в решении вопросов профилактической деятельности.

Основные усилия криминалистической профилактики преступлений направлены на выявление факторов, способствующих совершению преступлений, которые касаются как личности самого несовершеннолетнего, совершившего преступление, так и его окружения, условий жизни и т. д.24 Непосредственно профилактика представляет собой одну из функций организаций, осуществляющих профилактическую деятельность несовершеннолетних, в том числе по представлению лиц, производящих расследование преступлений. Представления могут выноситься лишь после выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в частности, после тщательного изучения личности совершившего преступление подростка.

исходя из изложенного, целями изучения сведений о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, имеющих криминалистическое значение, являются: 1) получение необходимых данных для успешного раскрытия преступления; 2) выбор и применение наиболее эффективных тактических приемов; 3) розыск обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения его от следствия и суда; 4) профилактика преступлений, совершенных несовершеннолетними.

20 См.: Аксенов Р. Г., Аксенова Л. Ю., Бондарева М. В. изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования : лекция. Омск, 2003. С. 7.

21 См., напр.: Ведерников Н. Т. личность обвиняемого и подсудимого (понятие, предмет и методика изучения). Томск, 1978. С. 39 ; Кривошеев А. С. изучение личности обвиняемого в процессе расследования. М., 1971. С. 8 ; Очередин В. Т. изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Волгоград, 1985. С. 5 ; Каневский Л. Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991. С. 57 ; Ефимичев С. П. Возбуждение и предварительное расследование о преступлениях несовершеннолетних. Волгоград, 1982. С. 11 ; Глазырин Ф. В., Илларионов В. П., Кругликов А. П. Воспитательное воздействие следователя на несовершеннолетнего правонарушителя. Волгоград, 1983. С. 5 ; Рыбальская В. Я. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. иркутск, 1972. С. 5, 116.

22 См.: Иванов И. И. Криминалистическая профилактика в системе отечественной криминалистики // история государства и права, 2004. № 1. С. 27.

23 См., напр.: Рыбальская В. Я. Указ. соч. С. 116-118 ; Ефимичев С. П. Указ. соч. С. 12 ; Каневский Л. Л. Указ. соч. С. 57 ; Симоненко А. В. Предупреждение правонарушений средствами и методами воспитания // Закон и право. 2005. № 3. С. 15-17 ; Остапенко Н. И. индивидуальная профилактическая работа как элемент управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних // Рос. следователь. 2003. № 12. С. 2-3 ; Зиядова Д. З. Роль суда в профилактике преступлений среди несовершеннолетних // Рос. судья. 2005. № 6. С. 8-11 ; Ее же. Органы внутренних дел как субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования // Рос. следователь. 2005. № 4. С. 37-38 ; Лебедев С. Я. Традиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Рос. следователь. 2004. № 2. С. 33-35 и др.

24 См.: Терехова О. Н. Влияние семьи на групповую преступность несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Красноярск, 2006. С. 240.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.