Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА'

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Пашкевич Владимир Вячеславович, Аракелян Арсен Рубенович, Тарлавский Валерий Ильич

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме недостаточного теоретического обоснования моделирования профориентационной работы в системе образования региона, прежде всего, выбора оснований целеполагания. Цель - выявить особенности ведущих целевых установок моделирования профориентационной работы в системе образования региона и рассмотреть возможность их параллельного использования. Методология. Методологической основой исследования стали парадигмальный, социально-педагогический и личностно ориентированный подходы. Интегрированы педагогические, психологические и социологические научные представления по проблеме исследования. Использованы методы теоретического анализа, сопоставления, обобщения, анализа инфографических представлений моделей профориентационной работы. Результаты. В результате анализа литературы по проблеме исследования авторы выделили ведущие конструкты, используемые в качестве основы целеобразования в моделях профориентационной работы в системе образования региона (выбор профессии, профессиональное самоопределение, карьерный рост, профессионализм), конкретизировали их содержательные особенности. Конструкт «выбор профессии» ориентирует на конкретный результат личностного характера; «профессиональное самоопределение» - на процесс личностно-профессионального (профессионально-личностного) развития посредством принятия значимых решений, предполагающий как вероятное выбор (выборы) профессии; «карьерный рост» - на процесс движения к социально-личностному пониманию успеха в профессии; «профессионализм» - на самоизменение в интересах профессиональной сферы с позиций не только технологической готовности, но и личностного соответствия и морально-этического принятия. В качестве возможного прогнозного сценария авторами предложен вариант согласования основных целевых ориентиров моделирования профориентационной работы в системе образования региона: а) цель-идеал (стратегическая цель) определяется через формирование профессионализма (на личностном уровне); установка на планирование карьеры и карьерный рост (в широкой коннотации) может входить в структуру установки на формирование профессионализма; б) цель как ожидаемый результат профориентационных практик (тактическая цель) определяется через профессиональное самоопределение; выбор профессии в данном случае выступает конкретизированным результатом, достижение которого приветствуется, но адекватно оценивается как вероятностное и незавершенное. Заключение. В результате исследования авторы пришли к выводу, что при обоснованном отборе целевых оснований модели профориентационной работы в системе образования региона приобретают качественную определенность, на основе выбора ведущего (ведущих) конструктов в целевой установке может быть составлена типология региональных моделей и оценка их результативности по качественным основаниям. Варианты комбинирования ведущих конструктов позволяют обозначить приоритеты, что задает общую направленность и конкретизирует организационно-методическое наполнение модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Пашкевич Владимир Вячеславович, Аракелян Арсен Рубенович, Тарлавский Валерий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET SETTINGS FOR MODELING CAREER GUIDANCE IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE REGION

Introduction. The article is devoted to the problem of insufficient theoretical justification of modeling career guidance in the education system of the region, primarily to identifying foundations of goal-setting. The aim of the study is to identify the features of the leading targets in modeling career guidance in the education system of the region, and to consider the possibility of their simultaneous use in the modeling of career guidance in the education system of the region. Materials and Methods. The study follows paradigmatic, socio-pedagogical and learner-centered approaches. The authors summarize and integrate educational, psychological and sociological theoretical ideas on the problem of this research. Methods of theoretical analysis, comparison, generalization, analysis of infographic representations of models of career guidance are used in order to solve the research problem. Results. Literature analysis enabled the authors to identify the leading constructs used as the basis of goal-setting in the models of career guidance in the educational system of the region (choosing a career, professional self-determination, career growth, professionalism), and to clarify their content characteristics. The construct ‘choosing a career’ focuses on a personal specific result; ‘professional self-determination’ deals with the process of personal and professional development through making meaningful decisions, involving a possibility of a career choice. ‘Career growth’ concentrates on the process of movement to social understanding of profession success. ‘Professionalism’ implies self-transformation in the interests of the profession not only in terms of technological readiness, but also personal compliance and moral attitudes. The authors proposed a way of coordinating the main targets of modeling career guidance in the education system of the region: a) the ideal goal (strategic goal) is defined through the formation of professionalism (at the personal level); orientation to career planning and career growth (in broad connotations) can be included in the structure of professionalism; b) the goal as the expected result of career guidance practices (tactical goal) is defined through professional self-determination. Conclusions. The authors conclude that the appropriate selection of target foundations contribute to clarifying qualitative characteristics of career guidance models in the education system of the region. Based on selecting leading constructs within the target setting, a typology of regional models and evaluation of their qualitative effectiveness can be made. The variants of combining leading constructs allow to define priorities, which determine the main direction and specifies organizational and methodological content of the model.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА»

Science for Education Today

2022. Том 12. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 373.6+37.047+001.89 DOI: 10.15293/2658-6762.2205.06

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона

М. В. Шакурова1, В. В. Пашкевич2, А. Р. Аракелян3, В. И. Тарлавский1

1 Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия 2 Минский государственный лингвистический университет, Минск, Республика Беларусь 3 Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна,

Ереван, Республика Армения

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме недостаточного теоретического обоснования моделирования профориентационной работы в системе образования региона, прежде всего, выбора оснований целеполагания. Цель - выявить особенности ведущих целевых установок моделирования профориентационной работы в системе образования региона и рассмотреть возможность их параллельного использования.

Методология. Методологической основой исследования стали парадигмальный, социально-педагогический и личностно ориентированный подходы. Интегрированы педагогические, психологические и социологические научные представления по проблеме исследования. Использованы методы теоретического анализа, сопоставления, обобщения, анализа инфографических представлений моделей профориентационной работы.

Результаты. В результате анализа литературы по проблеме исследования авторы выделили ведущие конструкты, используемые в качестве основы целеобразования в моделях профориентационной работы в системе образования региона (выбор профессии, профессиональное самоопределение, карьерный рост, профессионализм), конкретизировали их содержательные особенности. Конструкт «выбор профессии» ориентирует на конкретный результат личностного характера; «профессиональное самоопределение» - на процесс личностно-профессиональ-ного (профессионально-личностного) развития посредством принятия значимых решений, предполагающий как вероятное выбор (выборы) профессии; «карьерный рост» - на процесс движения к социально-личностному пониманию успеха в профессии; «профессионализм» - на самоизменение в интересах профессиональной сферы с позиций не только технологической готовности, но

Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-03-2022-108/4 по теме «Создание профориентационной системы региона».

Библиографическая ссылка: Шакурова М. В., Пашкевич В. В., Аракелян А. Р., Тарлавский В. И. Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 5. - С. 90-112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.06

Н Автор для корреспонденции: Валерий Ильич Тарлавский, M0910@mail.ru

© М. В. Шакурова, В. В. Пашкевич, А. Р. Аракелян, В. И. Тарлавский, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

и личностного соответствия и морально-этического принятия. В качестве возможного прогнозного сценария авторами предложен вариант согласования основных целевых ориентиров моделирования профориентационной работы в системе образования региона: а) цель-идеал (стратегическая цель) определяется через формирование профессионализма (на личностном уровне); установка на планирование карьеры и карьерный рост (в широкой коннотации) может входить в структуру установки на формирование профессионализма; б) цель как ожидаемый результат профориентационных практик (тактическая цель) определяется через профессиональное самоопределение; выбор профессии в данном случае выступает конкретизированным результатом, достижение которого приветствуется, но адекватно оценивается как вероятностное и незавершенное.

Заключение. В результате исследования авторы пришли к выводу, что при обоснованном отборе целевых оснований модели профориентационной работы в системе образования региона приобретают качественную определенность, на основе выбора ведущего (ведущих) конструктов в целевой установке может быть составлена типология региональных моделей и оценка их результативности по качественным основаниям. Варианты комбинирования ведущих конструктов позволяют обозначить приоритеты, что задает общую направленность и конкретизирует организационно-методическое наполнение модели.

Ключевые слова: профориентационная работа; целевая установка модели профориентационной работы; выбор профессии; профессиональное самоопределение; карьерный рост; профессионализм.

Постановка проблемы

Отечественный опыт теоретического обоснования, моделирования и реализации системы профориентационной работы в образовании (на различных уровнях функционирования) рассматривают как востребованную1 и в целом сложившуюся научно-обоснованную практику2 [1-3].

Вместе с тем постоянные изменения в мире профессий и на рынке труда, трансформация системы общего и профессионального образования приводят ее в неравновесное состояние, удерживая ставшие традиционными

риски, в числе которых «недостаточная корреляция между образованием и рынком труда»3; низкая мотивация и результативность труда в связи с ошибочно выбранной профессией [4]; проблемы адаптации на рынке труда, в том числе из-за поверхностных представлений о сущности конкретных профессий, прежде всего реализуемого функционала и обязанностей; недостаточная информированность о профессиях будущего и требованиях этих профессий к личностно-компетентностному портрету работника; разнородный и несвязанный набор практик, дублирующих друг друга4 и др.

1 Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Федеральный проект «Молодые профессионалы». URL: https://edu.gov.ru/national-project

2 Информационно-аналитические материалы, содер-

жащие описание и анализ лучших практик профори-

ентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. URL: https://kriro.ru/news/8911/

3 Там же.

4 Сергеев И. С., Прямикова Г. С., Родичев Н. Ф., Четверикова Т. Н. Наша новая профориентация: научно-методическое пособие. - СПб., 2020. - 130 с.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

91

2022. Том 12. № 5

В качестве одного из средств решения обозначенного круга проблем рассматривается профессиональная ориентация, получившая распространение как в России, так и за рубежом. При этом приоритетный выбор возрастной и статусной групп в рассматриваемом опыте частично различен: в отечественном -работа с обучающимися на допрофессиональ-ном и предпрофессиональном этапе, а также со взрослыми людьми, оставшимися без ра-боты5 ; в зарубежном - работа со взрослыми людьми, занимающимися трудоустройством, в том числе при смене работы, карьерном продвижении (центральная задача - помощь в трудоустройстве и достижении высокого профессионального уровня). Эта особенность не всегда учитывается при переносе теоретических обоснований и организационно-методических решений в модели профориентацион-ной работы в системе образования региона.

Анализ публикаций, затрагивающих вопросы концептуализации профессиональной ориентации в отечественном и зарубежном опыте (И. В. Захарова [1]; Н. С. Пряжников [5, с. 5]; А. С. Соколова, М. Г. Сергеева [6]; А. Н. Ходусов [3]; I. H. Andreassen, S. Einarsdottir, J. Lerkkanen [7]; E. Korna-Opincane, I. Katane [8]; V. J. Sun, M. Yuen [9]), свидетельствует об активном и зачастую одновременном обращении к ведущим конструктам «выбор профессии», «профессиональное самоопределение», «карьерный рост», «профессионализм», используемым без учета их смыслового своеобразия как для це-леобразования в процессе моделирования про-фориентационной работы, так и для теоретического обоснования выстраиваемых моделей.

ISSN 2658-6762

Негативные следствия подобных практик определяются, прежде всего, тем, что выделенные конструкты являются центральными в различных парадигмах профориентации (Э. Ф. Зеер [10]; Н. С. Землянухина, П. С. Кузнецов, А. Л. Фурсов [11]). Специальные исследования по сопоставлению указанных целевых ориентиров для моделирования профори-ентационной работы в системе образования региона не проводились.

Цель данной работы - выявить особенности ведущих целевых установок моделирования профориентационной работы в системе образования региона и рассмотреть возможность их параллельного использования при моделировании профориентационной работы в системе образования региона.

Авторы предположили, что теоретический анализ генезиса ведущих современных ориентиров профориентационных практик, уточнение их особенностей позволит определить их относительно непротиворечивую иерархию, содержательно наполняющую целевой блок региональных моделей профориентации.

Методология исследования

Методологической основой предпринятого исследования стали парадигмальный, амбивалентный, социально-педагогический и личностно ориентированный подходы.

Парадигмальные сдвиги фиксируются в настоящее время не только на уровне изменения теорий, в том числе в социально-гуманитарном знании, но и в трансформации соответствующих практик. По мнению H. Boshuizen, S. Vosniadou, E. Lehtinen [12], концептуальные

http://sciforedu.ru

5 Приказ Минтруда России от 25.02.2022 № 82н «Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора

сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-25022022-n-82n-ob-utverzhdenii/

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

92

2022. Том 12. № 5

изменения не только должны происходить, когда существует несоответствие между знаниями людей, основанном на повседневном опыте, и научными концепциями, теориями, но и они также требуются в повседневной жизни, когда существует несоответствие между устоявшимися теориями и новым видением перспектив развития практики. Составляющие парадигму базовые идеи в их непротиворечивом единстве в ситуации наложения парадигм особенно востребованы. Они служат устойчивым основанием для разработки моделей практики, которые в итоге приобретают смысловую прозрачность и логику. При этом в интересах индивидуально ориентированной профориентационной работы имеет значение объяснительные, мотивационные и конструктивные возможности конкретных теорий, а также их потенциал в работе через повседневный опыт в непрофессиональных культурах (подобные исследования ведутся на междисциплинарном уровне с 1970-х гг. T. G. Amin, O. Levrini [13]).

Социально-педагогический подход позволяет рассматривать регион как профессионально-образовательную среду, в которой разворачиваются педагогические процессы. Опора на данный подход актуальна и по причине сложившейся социокультурной ситуации. Профессиональная ориентация, будучи полисубъектной практикой, нацеленной, прежде всего, на навигацию молодых людей в сфере труда, профессий в созданной структуре сопровождения, помощи и поддержки в профессионально-личностном становлении6, в системе образования переживает системный

ISSN 2658-6762

кризис, обусловленный смещением зоны ответственности в 1990-е гг. на систему служб и центров занятости населения [1, с. 173]. Про-фориентационная работа в школе и системе образования в целом сохраняет статус одного из направлений деятельности (в настоящее время - внеурочной или воспитательной деятельности), реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся, включает как обязательную составляющую партнерское взаимодействие (прежде всего, с образовательными организациями дошкольного и дополнительного образования детей).

Личностно ориентированный подход обусловливает наше внимание к личностной составляющей профессионализации. Понятие «профессиональная ориентация», как отмечает Н. А. Силкина [14], полисемантично, поскольку отражает и деятельность по сопровождению профессионализации, и вид непосредственной активности личности. Система профессиональной ориентации также изначально формировалась как многовариантная. Прежде всего это связано со сменой укладов в сфере труда и социокультурными приоритетами в трудовой и профессиональной сферах. Исходя из этого, Г. В. Резапкина7 рассматривает две базовых модели сопровождения выбора профессии:

- технократическую, которая исходит из свободы организации в выборе стратегии и тактики работы с кадрами; установки на взаимозаменяемость кадров; оценки труда как основы существования индивида; четкого нормирования деятельности работника. Профори-

http://sciforedu.ru

6 Watts T. The role of career guidance in the development of the national qualifications framework in South Africa // Career guidance challenges and opportunities. -

Pretoria: SAQA House, 2009. - P. 7-13. URL: https://www.saqa.org.za/docs/genpubs/2009/ca-reer_guidance.pdf

7 Резапкина Г. В. Две модели сопровождения выбора профессии // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2020. - С. 78-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42885431&pff=1

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

93

2022. Том 12. № 5

ентационная работа выполняет функцию кадрового обеспечения производства. Инструментарий профессиональной ориентации опирается на подбор людей под конкретные типы, определяемые конкретными видами труда. Как утверждает автор, в этой логике лежит и компетентностный подход;

- гуманистическую, базирующуюся на концепциях «человеческого фактора» и «человеческого капитала». В качестве ведущей идеи выступает установка на выращивание профессионалов с детства, прежде всего, за счет воспитания. Аналогичная теоретическая установка использована и в данной статье.

Результаты исследования

Представим полученные на диагностическом и аналитическом уровнях результаты.

Анализ региональных моделей профориентационной работы в системе образования

Моделирование систем профориентаци-онной работы различного уровня (уровня организации, включая образовательные организации, или общественного объединения, в том числе общественные организации, профессиональные сообщества; уровня района, муниципального образования; уровня региона) в последние годы стало маркером как традиционных, так и инновационных профориентацион-ных практик. Значительное число подобных моделей описаны разработчиками на страницах профессиональных журналов, тематических страниц сети Интернет, научно-методических изданий. Анализ инфографических представлений отдельных из них 8 позволил нам выделить центральные установки реали-

зуемых моделей (подчеркнем, что мы не ставили задачу анализировать только блок целе-полагания и теоретического обоснования, в центре внимания находилась смысловая позиция, определившая своеобразие модели, поскольку цель либо соответствовала приоритету, либо задавалась произвольно и не согласовывалась с содержанием и организационно-методическим обеспечением):

- модель с игровой (г. Няндома Архангельской области, Республика Карелия), программной (Тульская область) или проектной (Мурманская область, Санкт-Петербург) основой, опорой на профориентационные акции (Самарская область) или массовые мероприятия (Санкт-Петербург, Тверская область, Хабаровский край);

- модель с опорой на социальное партнерство (Белгородская область);

- модель профориентации с опорой на индивидуализацию, индивидуальную траекторию или маршрут (Волгоградская область);

- модель профессиональной ориентации молодежи на базе Центров или служб занятости (Еврейская автономная область);

- модель профессиональной ориентации, сориентированной на развитие конкурентоспособности личности (Кировская область) или карьерный рост (Ненецкий автономный округ, Севастополь, Тюменская область);

- модель профессиональной ориентации через добровольное профориентационное движение (Красноярский край) или профориента-ционный лагерь (Республика Карелия);

- модель профессиональной ориентации сетевого типа (Ленинградская область, Московская область, Свердловская область);

8 Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. URL: https://kriro.ru/news/8911/ © 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 5

- модель профориентации на базе профильной подготовки (Новосибирская область);

- модель профессиональной ориентации с использованием возможностей урока (Республика Карелия), специальной дисциплины (Тюменская область) и/или информационного портала (Санкт-Петербург), видеороликов (Тюменская область);

- модель развития региональной профо-риентационной среды (Сахалинская область) или пространства (Тульская область).

Подчеркнем, что моделирование в связи с постоянно актуализируемой задачей модернизации системы профориентации достаточно результативно, при этом очевидно, что акцент делается преимущественно на организационных основах, уровневой дифференциации, партнерском, сетевом и цифровом обеспечении, механизмах навигации [3]. Узким местом, на наш взгляд, остается определение ведущей идеи (концептуализации), задающей вектор моделирования и, как следствие, определяющей результат, эффекты и своеобразие выстраиваемых систем деятельности. Также очевидно, что системно-деятельностные установки в отечественном образовании в настоящее время ориентируют модели профориентации прежде всего на структурно-деятельност-ные построения и кластерную организацию, концептуальный блок прописывается, как правило, схематично, без глубокого согласования целевых приоритетов.

С целью конкретизации выводов более подробно нами была проанализирована концептуальная основа региональной модели профориентационной работы Воронежской области.

ISSN 2658-6762

Как и в большинстве территорий качество подготовки обучающихся по профессиональной ориентации (стилистика локального нормативного акта сохранена) включено в планируемые результаты региональной системы оценки качества образования. В этой связи определены модельные характеристики профессиональной ориентации в системе об-разования9. Целевые установки региональной системы работы по профессиональной ориентации можно разделить на три группы:

- организационно-технологические (выявление предпочтений обучающихся в профессиональной ориентации как диагностическая составляющая; сопровождение; информирование; поддержка; консультирование; содействие поступлению в образовательные организации профессионального образования);

- дифференцирующие (проведение ранней профессиональной ориентации; профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ);

- ресурсные (социальное партнерство; кадровое обеспечение).

Отметим, что обозначенный целевой блок не позволяет составить четкого представления об избранной направленности выстраиваемой системы, поскольку как целевые установки, так и их обоснование не выходят на личностный уровень профессионального развития. Это подтверждают так же: а) выделенные показатели, значительная часть которых определяется как процент от числа участвующих в том или ином виде активности; б) методы сбора и обработки информации, в числе которых «выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-ана-лиз)»10. Частично сделать вывод о сопряжен-

http://sciforedu.ru

9 Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10 июня 2021 года № 796 «Об утверждении основных направлений

региональной системы оценки качества образования

в Воронежской области. URL: Ы1р://образование-врн.рф

10 Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10 июня

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

95

Science for Education Today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022. Том 12. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

ных с личностно-профессиональным развитием обучающихся целях региональной системы профориентационной работы позволяет направленность выделенных мер и мероприятий, в частности упоминание готовности к профессиональному самоопределению и позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности.

Материалы аналитического отчета по результатам мониторинга состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Воронежской области, подготовленном в 2021 г. Центром научно-исследовательской деятельности ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова»11 (исполнитель Е. А. Лукина), фиксируют масштабирование практик, рост охвата и доли участия, но также не позволяют сделать вывод о качественных результатах и эффектах в профессиональном ориентировании обучающихся, тенденциях их личностно-профессионального развития.

Более информативна в рассматриваемом аспекте Концепция системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в условиях непрерывности образования на период до 2025 г.12

Формулировка ведущей задачи позволяет говорить о сочетании ориентации на выбор и карьерной ориентации, поскольку в центре внимания находится «проектирование профессионально-образовательного маршрута обучающегося» и формирование компетенции самостоятельного его проектирования

2021 года № 796 «Об утверждении основных направлений региональной системы оценки качества образования в Воронежской области. - С. 26. URL: http ://образованиеврн.рф

11 Аналитический отчет по результатам мониторинга

состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Во-

ронежской области. URL: http://образование-врн.рф/wp-content

и реализации, в том числе за счет профессиональных, профессионально-образовательных и карьерных выборов.

Целевая установка Концепции иллюстрирует повышенное внимание к индивидуализации профессиональной ориентации («обеспечение формирования готовности ...к самостоятельному решению задач профессионального становления в интересах региона, благосостояния семьи и личностного роста», гарантии «свободного выбора профессии и путей самореализации в условиях рыночных отношений», «прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности»). В числе задач присутствует указание на необходимость формирования готовности «совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющегося общества и рынка труда, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные

13

трудности и манипулятивные воздействия»13. В развитии этих компонентов блока целепола-гания вводится задача «внедрения персонифицированной модели профориентационной работы». В Концепции присутствует целевая установка, связанная непосредственно с профессионализмом: обеспечение роста профессионализма как условия «удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом».

12 Концепция системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в условиях непрерывности образования на период до 2025 года (Приложение 1 к приказу ГАУ ДПО ВО «Центр опережающей профессиональной подготовки»). URL: http://образованиеврн.рф/wp-content

13 Там же.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

96

2022. Том 12. № 5

Таким образом, на конкретных примерах мы подтвердили наличие проблемы, связанной с нечеткостью, эклектичностью, фрагментарностью целеполагания моделей профори-ентационной работы.

Теоретический анализ целевых установок профориентационных практик и их теоретических оснований

Выбор профессии - наиболее ранняя и в итоге традиционная для отечественной системы профориентации в образовании целевая установка, получившая разностороннее обоснование [1; 2]. Как цель профориентационной работы выбор рассматривался относительно профессии и места обучения. В связи с повышением наукоемкости современного рынка профессий данные объекты дополнены выбором образовательных областей на этапе школьного и последующего обучения (Г. И. Аникина [15]), индивидуальной траектории непрерывного образования (как следствие, разделение системы практик профориентации на консультационную профориентацию и образовательную профориентацию14). Но именно ориентация на профиль обучения в итоге затрудняет выбор профессии, поскольку замещает представление о ней суждениями о предметном ее основании (учебный предмет, образовательная область, профиль подготовки), образ профессии - образом образовательной организации, где предстоит осваивать профессию (специальность) [5, с. 10].

Факторами выбора традиционно выступают представления личности о профессии, о своих возможностях в связи с избираемой профессией («профессиональный потенциал работника» [16, с. 421]), способность к самоана-

ISSN 2658-6762

лизу и самооценке, в целом исследовательского поведения в среде [17], учет статуса и востребованности профессии, пример лидеров в профессии и т. п.

Особенность рассматриваемой целевой установки - ее сущностная противоречивость и сложность, поскольку пространство выбора остается дифференцированным: есть потребности рынка труда (особенно отчетливо это просматривается на региональном уровне) и интерес, ожидания, намерения личности (для обучающихся - в большей мере ожидания и намерения семьи [1; 16]). Сложность определяется все возрастающим спектром предложений, немотивированностью выбора и несфор-мированностью путей и способов его осуществления личностью. В частности, в связи с продолжающейся инфантилизацией молодежи, препятствующей взрослению, выбор становится все более сложной задачей для обучающихся, что в определенной мере противоречит современным установкам на более раннюю профилизацию и профессионализацию.

Несмотря на то, что в большинстве формулировок блока целеполагания выбор профессии в настоящее время не представлен как центральная установка, он на второстепенных позициях или имплицитно продолжает определять сущностную основу профориентацион-ной работы, этот результат ожидают педагоги и родители в силу его смысловой доступности и конкретности.

Профессиональное самоопределение

С начала 2000-х гг. под влиянием развертывания гуманистической парадигмы, распространения личностно-ориентированного под-

http://sciforedu.ru

14 Сергеев И. С., Прямикова Г. С., Родичев Н. Ф., Четверикова Т. Н. Наша новая профориентация: научно-методическое пособие. - СПб., 2020. - 130 с. © 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 5

хода в образовании, очередного этапа повышения внимания к профориентации начинают рассматриваться вопросы мотивации выбора профессии, профессионального совершенствования и профессионального роста, становление профессионала начинают связывать с вопросами «личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия» [18, с. 25]. «Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (2012), «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (2015) положили начало использованию понятия «профессиональное самоопределение» как центрального. В отличие от ориентира на личностное развитие в профессии, профессиональное саморазвитие, профессионально-личностное или личностно-професси-ональное развитие (данные конструкции активно используются в публикациях, программных и нормативных документах начала XXI в.) данный ориентир содержательно и организационно-методически лучше разработан, более конкретен по результату, доступен для понимания молодых людей, их родителей, педагогов. Поскольку он процессуален, возникает необходимость институализации системы профориентации: дифференцируются уровни в соответствии с возрастными особенностями детей и молодежи, создаются профильные центры, выделяются соответствующие направления деятельности специалистов и модули в системах подготовки кадров.

ISSN 2658-6762

В отличие от выбора профессии профессиональное самоопределение рассматривается как система, выходящая за пределы «ближайших жизненных перспектив школьника» [19, с. 90] и выступающая составляющей его личностного самоопределения, связанного с жизненными стратегиями.

Данный целевой ориентир сохраняет свое доминирующее положение в блоках це-леполагания моделей профориентационной работы в образовании различных уровней.

Карьерный рост

Установка на профессиональное самоопределение под влиянием зарубежных теорий и практик в последнее десятилетие дополняется идеей карьеры и карьерного продвижения личности. Карьерные тренды в единстве базовых принципов «Хочу», «Могу», «Надо»15 как ведущая целевая установка, по мнению исследователей и организаторов про-фориентационных практик, может рассматриваться как прорывная в сравнении с установками на выбор профессии или профессиональное самоопределение, поскольку таково требование современного рынка труда, конкурентной среды большинства профессий, а также важностью развития статусов, позиций, притязаний личности.

В зарубежной практике сложились различные по направленности и характеру теории планирования карьеры и карьерного роста. Например, неизбежность генезиса базовых установок, включая внимание к карьере, обосновывается F. Laloux16. Современный период описывается как преобладание «оранжевого»

http://sciforedu.ru

15 Информационно-аналитические материалы, содер-

жащие описание и анализ лучших практик профори-ентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. URL: https://kriro.ru/news/8911/

16 Laloux F. Reinventing organizations: an illustrated invitation to join the conversation on next-stage organizations. - Hampshire: Nelson Parker Publ., 2016. - 172 p. URL: https://www.peterfisk.com/wp-content/up-

loads/2019/11/Laloux_2016_Reinventing_Organisa-tions_Il.pdf

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

98

2022. Том 12. № 5

мировоззрения с приоритетом свободы, выгоды, продвижения способных тружеников и, как следствие, значимости карьерного продвижения. Но он не является финальным. На смену «оранжевому» периоду должен прийти период «зеленого» мировоззрения, центральной идеей которого станут изживание карьеризма, конкурентной борьбы и культивирование отношений сотрудничества и согласия.

Говоря о сущности понятия «карьера» и производных от него понятий, мы также сталкиваемся с многообразием подходов и толкований. Они в итоге определяют специфику моделей профессиональной ориентации, лавируя между современными прочтениями карьерного движения и привычных трактовок карьеризма как личностного качества. Кроме того, карьерное продвижение уже не рассматривается в качестве закономерного и беспрепятственного движения по упорядоченной профессиональной иерархии17 (поливариативная карьера по D. T. Hall, P. H. Маг-vis [20]).

И у зарубежных исследователей, и у отечественных авторов все активнее продвигается развернутое толкование карьеры, которое изначально дифференцируется по уровням организации и личности. Рассматривая уровень организации, сошлемся на мнение T. Watts, предложившего следующее сущностное описание: карьера - это то, как приобретаются навыки и знания более высокого уровня; как навыки и знания внедряются и распространяются в организациях, что важно, когда сотрудники меняют место работы; то, как передаются культура и ценности, расширяются и

ISSN 2658-6762

укрепляются личные связи; как средство привлечения, повышения мотивации, удержания сотрудника в организации18. На личностном уровне используются теории планирования карьеры, применительно к детям обосновывающие, например, необходимость системных действий, включающих раннее знакомство с карьерой; карьерные навыки, которым можно научиться; социальное и эмоциональное управление; контекстное обучение. Важное место уделяется поддержке амбициозных мотивов [21, р. 756-757]. К ведущим способам и средствам построения карьеры Г. И. Аникина относит «ознакомление с понятием и содержанием процесса планирования профессиональной карьеры» [15, с. 78]; проектирование персонального карьерного плана на основе, в том числе оценки собственных карьерных ресурсов; освоение практик самомаркетинга.

Обобщая, отметим, что речь идет преимущественно о раннем знакомстве с миром профессий, формировании соответствующих склонностей и интересов, введении установки на карьеру в систему жизненных целей, овладении набором навыков, в числе которых предпринимательские, лидерские, коммуникативные, навыки решения проблем. Применительно к раннему возрасту (дошкольники, младшие школьники) акцент делается на необходимости создания условий для постижения собственной жизни как проекта (исследование

http://sciforedu.ru

17 Watts T. The role of career guidance in the development of the national qualifications framework in South Af-

rica // Career guidance challenges and opportunities. -Pretoria: SAQA House, 2009. - P. 7-13. URL: https://www.saqa.org.za/docs/genpubs/2009/ca-reer_guidance.pdf

18 Watts T. Career development in the workplace // Career guidance challenges and opportunities. - Pretoria: SAQA House, 2009. - P. 18-21. URL: https://www.saqa.org.za/docs/genpubs/2009/ca-reer_guidance.pdf

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

99

2022. Том 12. № 5

и создание настоящего и будущего19). При этом учитывается, что для детей планирование карьеры - стратегическая задача, следовательно, возможны проблемы с мотивацией, пониманием, применением. Цель профориен-тационной работы со школьниками видится в построении еще в школьный период результативных прогнозных сценариев карьерной тра-20

ектории20, которая максимально индивидуальна, следовательно, профессиональная ориентация должна быть индивидуализирована.

Вместе с тем не стоит забывать, что карьерные установки не могут не влиять на ценностные ориентации растущей личности, в ряде случаев смещая акцент: личностно-про-фессиональное развитие (рост) рассматривается субъектом как средство «продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника» [6, с. 197]. Кроме того, карьерный дискурс определяет процесс формирования субъектной позиции в структурированном («иерархизированном» пространстве), но стимулируемая индивидуализация и ориентир на высокие притязания на этапе профориентации и освоения профессии могут порождать различные направленные усилия личности против неудовлетворяющей корпоративной культуры (V. Боигшег [22]).

Профессионализм. Универсальным ориентиром для построения моделей профориен-

ISSN 2658-6762

тационной работы в настоящее время выступает профессионализм, который в отечественных исследованиях рассматривается как один из ожидаемых результатов профессионального самоопределения («последующее формирование его как субъекта труда и профессионала» (В. К. Кочисов, О. У. Гогицаева [19, с. 91])). Это термин в зарубежных теориях используется для обозначения идеально-типичного способа организации работы21, элементом которой выступает реализация профессионального идеала в микропрактиках. Основа профессионализма - ориентация личности на работу и трудоустройство, которая может варьироваться от инструментальной ориентации (профессиональная деятельность как средство достижения цели, основу которой составляет желание достичь качественного уровня жизни) до бюрократической (профессиональная деятельность как служение организации) и солидарной ориентации (соблюдение ориен-таций и интересов группы, в том числе клиентской) (P. Sandiford, P. Divers 22), идентификация себя как профессионала.

Столетний период научного исследования профессионализма опирается на высказывание Платона, согласно которому истинный профессионал не только обладает практическими навыками и знаниями, но дисциплини-

http://sciforedu.ru

19 Cahill M., Furey E. The early years. Career Development for Young Children. - Toronto: CERIC. Foundation House, 2017. - 70 p. URL: https://cica.org.au/wp-content/uploads/The-Early-Years-Career-Development-for-Young-Children-Educators-Guide-0ctober-2017.pdf

20 Watts T. The role of career guidance in the development

of the national qualifications framework in South Africa // Career guidance challenges and opportunities. -

Pretoria: SAQA House, 2009. - P. 7-13. URL: https://www.saqa.org.za/docs/genpubs/2009/ca-reer_guidance.pdf

21 Theoretical perspectives on professionalization (3): Freidson's Approach. URL: https://profqual.word-press.com/2015/08/04/theoretical-perspectives-on-pro-fessionalization-3-freidsons-approach/

22 Sandiford P., Divers P. Professionalism and Professional orientation in the workplace // British Academy of Management Conference, 2010. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/306375169_Professional-ism_and_Professional_orientation_in_the_workplace

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

100

2022. Том 12. № 5

рован в моральном совершенстве (G. Beaton23 ). Зарубежные исследователи (L. Arnold [23]) и практики24 отмечают, что данный ориентир не является инновационным, но до настоящего времени он так и не определен в едином смысловом и операциональном значении. Профессионализм длительный период применялся как метафора либо рассматривался как результат ряда естественных процессов, не нуждающихся в каких-либо специальных сопровождающих действиях (отмечено K. van de Camp, M. Vernooij-Dassen, R. Grol, B. Bottema [24]).

В настоящее время именно профессионализм на фоне изменений профессиональной сферы рассматривается в качестве ключевого ориентира («надежная концептуализация дискурса») для описания рынка труда и требований в этой связи к его субъектам (K. F. Adams [25]). Прогностический потенциал конструкта «профессионализм» связан с опорой на общие основания для различных профессий, в том числе вновь возникающих, и, как следствие, обеспечивает выход за пределы узко направленных подготовок (освоение отдельных компетенций, «работник одной компетенции»). В качестве примера для выбора и формирования своего отношения к профессии в движении к профессионализму выступает «обобщенный Другой», что в определенной мере снижает угрозу следования единичному примеру (риск «обаяния личности») или единичному образцу («делай как я»).

ISSN 2658-6762

Более детально сущность профессионализма раскрывают современные представления о профессии, которые также различны. G. Cheetham и G. Chivers25 в числе значимых инвариантов называют следующие: обеспечивает статус в обществе; самоорганизуется и саморегулируется (появляются органы самоуправления в профессиональном сообществе, предъявляет требования по профессиональной активности), за счет этого имеет коллективное влияние в обществе; требует специальной подготовки (образования); ориентирована на служение, а не на получение прибыли, поэтому ориентирована прежде всего на тех, ради кого осуществляется профессиональная деятельность (использование навыков и знаний в интересах других); предполагает автономию в рамках реализации профессиональной роли; руководствуется писанным или непи-санным этическим кодексом26.

В свою очередь, Е. А. Климов считает, что речь должна идти о наборе следующих характеристик: вид трудовой деятельности; общественно-полезный труд; выполняемый за вознаграждение; предполагающий подготовку и сертификацию; определяющий статус в обществе. При этом, характеризуя профессиональную деятельность, он акцентирует внимание на субъектно-объектном взаимодействии, а в концепции профессионального труда делает акцент на духовный мир субъекта, ценности и интересы, мировоззрение, ответственность, систему отношений и познавательную активность [цит. по: 26, с. 16].

http://sciforedu.ru

23 Beaton G. Why professionalism is still relevant, 2010. -URL: https://www.professions.org.au/wp-content/up-loads/Why_Professionalism_is_still_Relevant_Bea-ton.pdf

24 Guide to Professionalism in the Workplace (2021). -

URL: https://www.indeed.com/career-advice/career-de-

velopment/the-ultimate-guide-to-professionalism

25 Cheetham G., Chivers G. Professions, Competence and Informal Learning. - Cheltenham: Edward Elgar, 2005. - 337 p. ISBN 1-84376-408-3

26 Там же. - p. 4.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

101

2022. Том 12. № 5

В отечественной психологии труда, социологии труда, акмеологии (Н. С. Пряжни-ков [5], А. К. Маркова27, Е. А. Климов28, Б. Г. Ананьев29 и др.) профессионализм рассматривается в контексте профессионального развития личности, при этом подчеркивается отношение человека к труду и наличие необходимых качеств (мотивационная и операциональная сферы по А. К. Марковой30; ценностно-смысловая и деятельностная сферы по В. К. Кочисову и О. У. Гогицаевой [19], профессионализм личности и профессионализм деятельности по Н. В. Кузьминой31 и т. п.). По мнению Н. С. Пряжникова, «все более актуальной и в профориентации, и в профотборе, и в профессиональном обучении становится именно Личность работника, в основе которой система ценностей и смыслов, а еще точнее -совесть» [5, с. 17]. Отдельные исследователи, не обращаясь к концепциям профессионализма, тем не менее рассуждают в аналогичной логике (например, определяя такие этапы профессионального становления личности, как «формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация и мастерство» [27, с. 91-92]). Таким образом, в понимании профессионализма очевидно движение от дисциплинарной логики (центральным выступает владение набором компетенций) до личностно ориентированных конструктов.

В отличие от концепций карьеры концепциям профессионализма свойственна тща-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2658-6762

тельная проработка вопросов профессиональной этики и профессионального идеала (как следствие, часто используется конструкт «воспитание профессионализма»), а также приближение к закрепившейся в обществе соответствующей роли и присоединения к общности, что актуализирует внимание к теориям профессиональной идентичности. При этом утверждается целесообразность идеала профессиональной идентичности, который задается профессиональным сообществом / профессиональной организацией. Профессионализация в этой связи рассматривается как проект профессиональной идентичности [28]. Кроме того, как различающиеся рассматриваются профессиональные ценности и личный взгляд на профессиональные ценности. На это, в частности, обращает внимание E. Freidson, утверждающим, что «функциональная ценность совокупности специализированных знаний и навыков менее важна для профессиональной идеологии, чем привязанность к трансцендентной ценности, которая придает смысл и оправдывает ее независимость» [29].

Значение имеет не только индивидуальное продвижение в профессии (что также характерно для карьерного роста), но и профессиональные межличностные ситуации, свойственные не только профессиям группы «человек - человек» (не случайно большинство авторов подчеркивают значение профессиональных ассоциаций как законодателей образа

http://sciforedu.ru

27 Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

28 Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004. -334 с.

29 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекозна-

ния. - М.: Изд-во «Институт практической психоло-

гии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

30 Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

31 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

102

Science for Education Today

2022. Том 12. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

профессии и требований к профессионалу, в том числе на уровне мастера).

Профессионализм как центральная целевая установка для модели профориентации диктует несколько иную логику деятельности по сопровождению: на этапе ранней профессионализации не ставится непосредственная задача формировать профессионализм, а акцентируется внимание на формирование среды и демонстрируемого опыта, которые доказывали бы ценность доступных для понимания составляющих профессионализма (приоритет эмоционального проникновения по отношению к знаниевому или операциональному), были бы насыщены примерами проявления профессионализма (в том числе доступными для непосредственного общения с его носителями) и доказывали необходимость качественного овладения профессией, продвижения в ней, а также убеждали в неизбежности и необходимости ограничений в связи с выбором профессии (Е. А. Климов32). Говоря о последнем, поясним: профессионализм связан с профессиональной субкультурой, желанием следовать задаваемым ценностным ориентирам и нормам жизнедеятельности («неосязаемые стандарты»), поведения, самовыражения. Как правило, конкретные профессии предъявляют конкретные требования к личностным качествам и нравственным установкам человека («добродетелям» в зарубежных концепциях профессионализма). Важная роль отводится мотивации и интересу к профессии.

Еще одна особенность связана с тем, что представления о профессионалах (профессионализме) широко распространены в обществе как личностные и общественные ожидания от человека, готовящегося выполнять или выполняющего конкретную профессиональную

32 Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.:

Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004. -334 с.

роль, что сопряжено с формированием ответственности и пониманием назначения (миссии). «От профессионалов, поскольку они профессионалы, ожидается, что они будут иметь некоторое представление о более широкой картине жизни - некоторое чувство ответственности перед обществом»33. В этой связи широкий кругозор, богатая культура, ответственность и эмпатийность также становятся ориентирами для личностно-профессиональ-ного развития, сопровождаемого, в том числе профессиональной профориентационной работой [30].

Заключение

В заключении обобщим основные результаты предпринятого исследования:

- анализ практико-ориентированных моделей позволяет утверждать, что в большинстве случаев целевые установки, определяющие своеобразие содержания и организационно-методических решений, заданы формально, присутствует определенное рассогласование установок;

- сложность целеполагания в процессе моделирования профориентационной работы в системе образования региона обусловлена, в том числе, многообразием понятий и вариативностью определения их сущности, используемых для описания ожидаемого результата;

- инвариантами, широко используемыми для моделирования и описания моделей профо-риентационной работы в системе образования региона, выступают понятия «выбор профессии», «профессиональное самоопределение», «карьерный рост», «профессионализм».

Конструкт «выбор профессии» ориентирует на конкретный результат личностного ха-

33 Cheetham G., Chivers G. Professions, Competence and Informal Learning. - Cheltenham: Edward Elgar, 2005. - P. 6.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

103

Science for Education Today 2022. Том 12. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

рактера; «профессиональное самоопределение» - на процесс личностно-профессиональ-ного (профессионально-личностного) развития посредством принятия значимых решений, предполагающий как вероятное выбор (выборы) профессии; «карьерный рост» - на процесс движения к социально-личностному пониманию успеха в профессии; «профессионализм» - на самоизменение в интересах профессиональной сферы с позиций не только технологической готовности, но и личностного соответствия и морально-этического принятия.

В качестве возможного прогнозного сценария предложим вариант согласования указанных целевых ориентиров моделирования профориентационной работы в системе образования региона:

- цель-идеал (стратегическая цель) определяется через формирование профессионализма (на личностном уровне). Данный конструкт позволяет сблизить общественно-государственные и профессионально-личностные запросы и ожидания; конкретизирует и интегрирует операциональные, мотивационные, ценностные и личностные ожидания по отношению к субъекту профессиональной деятельности; актуализирует коммуникативную и от-ношенческую природу большинства видов профессиональной деятельности; задает кон-

кретные ориентиры для личностно-професси-онального развития, большая часть которых соотносится с требованиями культуры, этики, разностороннего развития. Установка на планирование карьеры и карьерный рост (в широкой коннотации), как свидетельствует анализ, может входить в структуру установки на формирование профессионализма;

- цель как ожидаемый результат профо-риентационных практик (тактическая цель) определяется через профессиональное самоопределение. Выбор профессии в данном случае выступает конкретизированным результатом, достижение которого приветствуется, но адекватно оценивается как вероятностное и незавершенное.

В результате исследования авторы пришли к выводу, что при обоснованном отборе целевых оснований модели профориентацион-ной работы в системе образования региона приобретают качественную определенность, на основе выбора ведущего (ведущих) конструкта в целевой установке может быть составлена типология региональных моделей и оценка их результативности по качественным основаниям. Варианты комбинирования ведущих конструктов позволяют обозначить приоритеты, что задает общую направленность и конкретизирует организационно-методическое наполнение модели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы // Образование и саморазвитие. - 2021. - Т. 16, № 4. - С. 120-135. DOI: https://doi.org/10.26907/esd.16.4.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47720191

2. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=15276591

3. Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 130143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22633735

Science for Education Today 2022. Том 12. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

4. Parshukov A., Brill A., Krolivetskaya S. Professional orientation of students as the basis of future labour motivation // E3S Web of Conferences: Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering. - 2020. - P. 12012. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016412012 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43282510

5. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3, № 1. - С. 4-22. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=32723934

6. Соколова А. С., Сергеева М. Г. Профессиональная карьера и «образование для карьеры» в современном социуме // Профессиональное образование и общество. - 2016. - № 2. - С. 8103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26029572

7. Andreassen I. H., Einarsdóttir S., Lerkkanen J., Thomsen R., Wikstrand F. Diverse histories, common ground and a shared future: the education of career guidance and counselling professionals in the Nordic countries // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2019. -Vol. 19. - P. 411-436. DOI: https://doi.org/10.1007/s10775-018-09386-9

8. Korna-Opincane E., Katane I. Topicality of career guidance at schools for promoting of students' professional self-determination // Research for Rural Development. - 2018. - Vol. 2. - P. 252-258. DOI: https://doi.org/10.22616/rrd.24.2018.080

9. Sun V. J., Yuen M. Career Guidance and Counseling for University Students in China // International Journal for the Advancement of Counselling. - 2012. - Vol. 34. - P. 202-210. DOI: https://doi.org/10.1007/s10447-012-9151-y

10. Зеер Э. Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориента-ционной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - № 1. -С. 36-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25949929

11. Землянухина Н. С., Кузнецов П. С., Фурсов А. Л. Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 128-133. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=38318121

12. Boshuizen H. P. A., Vosniadou S., Lehtinen E. Conceptual changes for and during working life // International Journal of Educational Research. - 2020. - Vol. 104. - P. 101682. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2020.101682

13. Amin T. G., Levrini O. (Eds) Converging perspectives on conceptual change. - New York: Routledge, 2017. - 390 p. ISBN 9781315467139 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315467139

14. Силкина Н. А. Теоретические основания разработки корпоративной модели профессиональной ориентации учащейся молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия. Социология. Право. - 2011. - № 14. - С. 58-65. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=19117276

15. Аникина Г. И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника: ориентация на продолжение образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 4. - С. 75-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12926849

16. Tsvyk V. A., Tsvyk I. V. Individual professionalization in information society: challenges and prospects // RUDN journal of sociology. - 2018. - Vol. 18 (3). - P. 418-430. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-418-430 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=35485944

Science for Education Today 2022. Том 12. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

17. Kunnen E. S. The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development // Education Research International. - 2013. - Vol. 5. - P. 901718. DOI: https://doi.org/10.1155/2013/901718

18. Кармазина Н. В., Шушара Т. В., Коваль Т. В. Профессиональное самоопределение: история вопроса // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 2. - С. 23-28. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=26143164

19. Кочисов В. К., Гогицаева О. У. Социально-педагогические основы исследования профессионального самоопределения старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 4. - С. 90-93. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=22896949

20. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact: developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. - 1995. - Vol. 47 (3). - P. 269-289. DOI: https://doi.org/10.1006/jvbe.1995.0004

21. Nordin M. H. A., Seng H. Ch. Exploring Children's Career Planning Through Career Guidance Activities: A Case Study // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. - 2021. - Vol. 10 (2). - P. 754-765. DOI: http://dx.doi.org/10.6007/IJARPED/v10-i2/10071

22. Fournier V. Stories of Development and Exploitation: Militant Voices in an Enterprise Culture // Organization. - 1998. - Vol. 5 (1). - P. 55-80. DOI: https://doi.org/10.1177/135050849851004

23. Arnold L. Assessing professional behavior: yesterday, today, and tomorrow // Academic Medicine. -2002. - Vol. 77 (6). - P. 502-515. DOI: https://doi.org/10.1097/00001888-200206000-00006

24. van de Camp K., Vernooij-Dassen M. J. F. J., Grol R. P. T. M., Bottema B. J. A. M. How to conceptualize professionalism: a qualitative study // Medical Teacher. - 2004. - Vol. 26 (8). -P. 696-702. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590400019518

25. Adams K. F. The discursive construction of professionalism: An episteme of the 21st century // Ephemera: theory & politics in organization. - 2012. - Vol. 12 (3). - P. 327-343. URL: http://ephemerajournal.org/contribution/discursive-construction-professionalism-episteme-21st-century

26. Иванова Е. М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 15-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14617402

27. Кормакова В. Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - № 11. - С. 91-98. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=15257281

28. Freidson E. Professionalism, the Third Logic; On the Practice of Knowledge. - New York: John Wiley & Sons, 2013. - P. 221-222. ISBN: 978-0-745-66629-7 DOI: https://doi.org/10.2307/3090041 URL: https://www.wiley.com/en-us/Professional-ism:+The+Third+Logic-p-9780745666297

29. Reed С. Professionalizing corporate professions: Professionalization as identity project // Management Learning. - 2018. - Vol. 49 (2). - P. 222-238. DOI: https://doi.org/10.1177/1350507617751344

30. Щемелева Ю. Б. Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления // Образование и саморазвитие. - 2020. - Т. 15, № 4. - С. 127-136. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15A12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44553257

Поступила: 29 июля 2022 Принята: 9 сентября 2022 Опубликована: 31 октября 2022

Science for Education Today

2022. Том 12. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Заявленный вклад авторов:

Шакурова Марина Викторовна: постановка проблемы, определение методологии исследования,

сбор эмпирического материала. Пашкевич Владимир Вячеславович: сбор материалов, литературный обзор. Аракелян Арсен Рубенович: сбор материалов, оформление текста статьи. Тарлавский Валерий Ильич: организация исследования, интерпретация результатов и написание разделов статьи «Введение», «Результаты».

Шакурова Марина Викторовна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики,

Воронежский государственный педагогический университет, ул. Ленина, 86, 394043, Воронеж, Воронежская область, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4757-8750 E-mail: shakurova@mail.ru

Пашкевич Владимир Вячеславович

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики,

Минский государственный лингвистический университет, ул. Захарова, 21, 220034, Минск, Республика Беларусь. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2611-122X E-mail: pashkevich.u@gmail.com

Аракелян Арсен Рубенович

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра журналистики,

Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, проспект Тиграна Меца, 17, 3750010, Ереван, Республика Армения. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2747-0550 E-mail: arsarm2001@yahoo.com

Тарлавский Валерий Ильич

кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин, Воронежский государственный педагогический университет, ул. Ленина, 86, 394043, Воронеж, Воронежская область, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3954-3163 E-mail: tvi0910@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах

DOI: 10.15293/2658-6762.2205.06 Research Full Article / Article language: Russian

Target settings for modeling career guidance in the education system of the region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marina V. Shakurova1, Vladimir V. Pashkevich2, Arsen R. Arakelyan3, Valery I. Tarlavsky a ^

1 Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation 2 Minsk State Linguistic University, Minsk, Republic of Belarus 3 Armenian State Pedagogical University after Khachatur Abovyan, Yerevan, Republic of Armenia

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of insufficient theoretical justification of modeling career guidance in the education system of the region, primarily to identifying foundations of goal-setting. The aim of the study is to identify the features of the leading targets in modeling career guidance in the education system of the region, and to consider the possibility of their simultaneous use in the modeling of career guidance in the education system of the region.

Materials and Methods. The study follows paradigmatic, socio-pedagogical and learner-centered approaches. The authors summarize and integrate educational, psychological and sociological theoretical ideas on the problem of this research. Methods of theoretical analysis, comparison, generalization, analysis of infographic representations of models of career guidance are used in order to solve the research problem.

Results. Literature analysis enabled the authors to identify the leading constructs used as the basis of goal-setting in the models of career guidance in the educational system of the region (choosing a career, professional self-determination, career growth, professionalism), and to clarify their content characteristics. The construct 'choosing a career' focuses on a personal specific result; 'professional self-determination' deals with the process of personal and professional development through making meaningful decisions, involving a possibility of a career choice.

'Career growth' concentrates on the process of movement to social understanding ofprofession success. 'Professionalism' implies self-transformation in the interests of the profession not only in terms of technological readiness, but also personal compliance and moral attitudes. The authors proposed a way of coordinating the main targets of modeling career guidance in the education system of the region:

Acknowledgments

The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Project No. 073-03-2022-108/4 ("Creating a Vocational Guidance System in the Region").

For citation

Shakurova M. V., Pashkevich V. V., Arakelyan A. R., Tarlavsky V. I. Target settings for modeling career guidance in the education system of the region. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (5), pp. 90112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.06

H Corresponding Author: Valery I. Tarlavsky, tvi0910@mail.ru

© Marina V. Shakurova, Vladimir V. Pashkevich, Arsen R. Arakelyan, Valery I. Tarlavsky, 2022

a) the ideal goal (strategic goal) is defined through the formation of professionalism (at the personal level); orientation to career planning and career growth (in broad connotations) can be included in the structure of professionalism; b) the goal as the expected result of career guidance practices (tactical goal) is defined through professional self-determination.

Conclusions. The authors conclude that the appropriate selection of target foundations contribute to clarifying qualitative characteristics of career guidance models in the education system of the region. Based on selecting leading constructs within the target setting, a typology of regional models and evaluation of their qualitative effectiveness can be made. The variants of combining leading constructs allow to define priorities, which determine the main direction and specifies organizational and methodological content of the model.

Keywords

Career guidance; Target setting of the career guidance model; Choosing a career; Professional self-determination; Career development; Professionalism.

REFERENCES

1. Zakharova I. V. Professional self-determination of school graduates: Social and personal factors. Education and Self Development, 2021, vol. 16 (4), pp. 120-135. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26907/esd.16.4.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47720191

2. Leontiev D. A., Shelobanova E. V. Vocational choice as anticipation of images of possible future. Voprosy Psychologii, 2001, no. 1, pp. 57-65. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15276591

3. Khodusov A. N. Models of organization and management of development of professional orientation of students in the conditions of network social partnership. Scientific Notes: The online Academic Journal of Kursk State University, 2014, no. 4, pp. 130-143. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22633735

4. Parshukov A., Bril1 A., Krolivetskaya S. Professional orientation of students as the basis of future labour motivation. E3S Web of Conferences: Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, 2020, pp. 12012. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016412012 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43282510

5. Pryazhnikov N. S. Problem of refusion of the concept of "profession" in changing socio-cultural realities. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 2018, vol. 3 (1), pp. 4-22. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32723934

6. Sokolova A. S., Sergeeva M. G. Professional career and "Education for a career" in modern society. Professional Education and Society, 2016, no. 2, pp. 8-103. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26029572

7. Andreassen I. H., Einarsdóttir S., Lerkkanen J., Thomsen R., Wikstrand F. Diverse histories, common ground and a shared future: The education of career guidance and counselling professionals in the Nordic countries. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2019, vol. 19, pp. 411-436. DOI: https://doi.org/10.1007/s10775-018-09386-9

8. Korna-Opincane E., Katane I. Topicality of career guidance at schools for promoting of students' professional self-determination. Research for Rural Development, 2018, vol. 2, pp. 252-258. DOI: https://doi.org/10.22616/rrd.24.2018.080

9. Sun V. J., Yuen M. Career guidance and counseling for university students in China. International Journal for the Advancement of Counselling, 2012, vol. 34, pp. 202-210. DOI: https://doi.org/10.1007/sl0447-012-9151-y

10. Zeer E. F. Professional self-determination of a person: Paradigm shift in career guidance. Vocational Education and the Labor Market, 2014, no. 1, pp. 36-37. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25949929

11. Zemlyanukhina N. S., Kuznetsov P. S., Fursov A. L. Changing the paradigm of career guidance in postmodern environment. News of Saratov University. A new series. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19 (2), pp. 128-133. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38318121

12. Boshuizen H. P. A., Vosniadou S., Lehtinen E. Conceptual changes for and during working life. International Journal of Educational Research, 2020, vol. 104, pp. 101682. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101682

13. Amin T. G., Levrini O. (Eds) Converging perspectives on conceptual change. New York: Routledge, 2017, 390 p. ISBN 9781315467139 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315467139

14. Silkina N. A. Theoretical basis for the development of vocational guidance corporate model. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law, 2011, no. 14, pp. 58-65. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19117276

15. Anikina G. I. Towards a new model of professional self-determination of a high school student: focus on continuing education. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2006, no. 4, pp. 75-79. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12926849

16. Tsvyk V. A., Tsvyk I. V. Individual professionalization in information society: Challenges and prospects. RUDN Journal of Sociology, 2018, vol. 18 (3), pp. 418-430. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-418-430 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35485944

17. Kunnen E. S. The effects of career choice guidance on identity development. Education Research International, 2013, vol. 5, pp. 901718. DOI: https://doi.org/10.1155/2013/901718

18. Karmazina N. V., Shushara T. V., Koval T. V. Professional self-determination: The history of the issue. The Humanities, 2016, no. 2, pp. 23-28. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26143164

19. Kochisov V. K., Gogitsaeva O. U. Social and pedagogical basis of research of professional self senior pupils. Science vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2014, no. 4, pp. 90-93. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22896949

20. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact: Developing the whole person at midlife and beyond. Journal of Vocational Behavior, 1995, vol. 47 (3), pp. 269-289. DOI: https://doi.org/10.1006/jvbe.1995.0004

21. Nordin M. H. A., Seng H. Ch. Exploring children's career planning through career guidance activities: A case study. International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development, 2021, vol. 10 (2), pp. 754-765. DOI: http://dx.doi.org/10.6007/IJARPED/v10-i2/10071

22. Fournier V. Stories of development and exploitation: Militant voices in an enterprise culture. Organization, 1998, vol. 5 (1), pp. 55-80. DOI: https://doi.org/10.1177/135050849851004

23. Arnold L. Assessing professional behavior: Yesterday, today, and tomorrow. Academic Medicine, 2002, vol. 77 (6), pp. 502-515. DOI: https://doi.org/10.1097/00001888-200206000-00006

24. van de Camp K., Vernooij-Dassen M. J. F. J., Grol R. P. T. M., Bottema B. J. A. M. How to conceptualize professionalism: A qualitative study. Medical Teacher, 2004, vol. 26 (8), pp. 696702. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590400019518

25. Adams K. F. The discursive construction of professionalism: An episteme of the 21st century. Ephemera: Theory & Politics in Organization, 2012, vol. 12 (3), pp. 327-343. URL: http://ephemerajournal.org/contribution/discursive-construction-professionalism-episteme-21st-century

26. Ivanova E. M. E.A. Klimov's subject-activity concept of professional labour and its scientific practical value. Moscow University Psychology Bulletin, 2010, no. 2, pp. 15-22. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14617402

27. Kormakova V. N. Pupils' professional formation as a factor of self-determination in life. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities, 2008, no. 11, pp. 91-98. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15257281

28. Freidson E. Professionalism, the Third Logic; On the Practice of Knowledge. New York: John Wiley & Sons, 2013. pp. 221-222. ISBN: 978-0-745-66629-7 DOI: https://doi.org/10.2307/3090041 URL: https://www.wiley.com/en-us/Professionalism:+The+Third+Logic-p-9780745666297

29. Reed C. Professionalizing corporate professions: Professionalization as identity project. Management Learning, 2018, vol. 49 (2), pp. 222-238. DOI: https://doi.org/10.1177/1350507617751344

30. Shchemeleva Y. B. Early career guidance as a method of developing the foundations of engineering thinking. Education and Self Development, 2020, vol. 15 (4), pp. 127-136. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26907/esd15A 12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44553257

Submitted: 29 July 2022 Accepted: 9 September 2022 Published: 31 October 2022

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Marina Viktorovna Shakurova

Contribution of the co-author: problem statement, definition of research methodology, collection of empirical material. Vladimir Vyacheslavovich Pashkevich

Contribution of the co-author: literary review. Arsen Rubenovich Arakelyan

Contribution of the co-author: design of the text of the article. Valery Ilyich Tarlavsky

Contribution of the co-author: organization of the study, interpretation of the results and writing sections of the article "Introduction", "Results".

2022, vol. 12, issue 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Marina Viktorovna Shakurova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenin St., 394043, Voronezh, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4757-8750 E-mail: shakurova@mail.ru

Vladimir Vyacheslavovich Pashkevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Minsk State Linguistic University,

21 Zakharov St., 220034, Minsk, Republic of Belarus.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2611-122X

E-mail: pash-kevich.u@gmail.com

Arsen Rubenovich Arakelyan

Candidate of Art History, Associate Professor, Department of Journalism,

Armenian State Pedagogical University after Khachatur Abovyan, 17 Tigran Mets Ave., 3750010, Yerevan, Republic of Armenia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2747-0550 E-mail: ar-sarm2001@yahoo.com

Valery Ilyich Tarlavsky

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Technological and Natural Science Disciplines, Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenina St., 394043, Voronezh, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3954-3163 E-mail: tvi0910@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.