УДК 338.28 ГРНТИ 82.33.15
С.А. Савушкин, А.В. Лемешкова
ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН
ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАРЕГИОНА
В настоящее время актуальными являются исследования различных аспектов пространственного развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации, и в первую очередь, инфраструктуры объединенного региона, включающего Сибирь, Дальний Восток и Арктические зоны РФ, кратко именуемого, как Мегарегион. При долгосочном сценарном планировании транспортной стратегии была использована целевая модель, отражающая приоритеты и направления государственной транспортной политики, а также задачи стратегического развития транспорта.
Ключевые слова: транспорт, система, целевая модель, управление, структура, цифровая экономика, планирование, сценарный анализ
TARGETED DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE MEGAREGION TRANSPORT COMPLEX
Currently, studies of various aspects of the spatial development of the transport infrastructure of the Russian Federation are relevant. First of all, these are the infrastructures of the united region, including Siberia, the Far East and the Arctic zones of the Russian Federation, briefly referred to as Megaregion. In the long-term scenario planning of the transport strategy, the target model was used, which reflects the priorities and directions of the state transport policy, as well as the tasks of the strategic development of transport.
Keywords: transport, system, target model, management, structure, digital economy, planning, scenario analysis
В Транспортной стратегии РФ на период до 2030г. [1] уточненены цели и задачи, а также условия функционирования транспортной системы в соответствии с актуальными социально-экономическими внутренне- и внешнеполитическими факторами и сценариями развития страны, а также с в соответствии с изменениями в мировой экономике и политике.
В Указе президента РФ [2] говорится о необходимости повышения уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации транспортной инфраструктуры. Проект «Транс-Евразийский Пояс Развития - Интегральная Евразийская Транспортная Система» (ТЕПР-ИЕТС) [3] направлен на глубокое комплексное освоение территории Мегарегион. Научно-технологические и инфраструктурные аспекты пространственного развития РФ исследованы в [4,5].
В [6,7] приводятся обоснование необходимости применения и современные подходы к проведению сценарного внвлиза, дается обзор публикаций на данную тему и результаты исследований по моделированию развития транспортной системы РФ в многоотраслевой структуре экономики страны. Фундаментальные основы теории больших транспортных систем изложены в [8].
Первым этапом при проведению сценарного анализа процесса является формулировка целей такого процесса. Цели транспортной стратегии, ее приоритеты и направления государственной транспортной политики, а также задачи стратегического развития транспорта сформулированы исходя из инновационного сценария. Сценарное планирование предполагает оценку итогов и промежуточных состояний выполнения плана в ходе развития сценария. Для этого необходимы не только целевые значения индикаторов, но и исходные значения, чтобы оценить уровень достижения целей по отдельным показателям. Далее, применяются алгоритмы свертки для получения интенгральной оценки качества выполнения сценарного плана и алгоритмы «сверления» для обосно-
S.A. Savushkin, A. Lemiashkova
Solomenko Institute of Transport Problems of the RAS
вания и объяснения полученных оценок. Целевая модель транспортной стратегии состоит из нескольких целевых направлений развития транспортной системы [9].
Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Работа в данном напрвлении предполагает создание инфраструктурных условий для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
При подведении промежуточных итогов выполнения Стратегии на конец 2018 года [10] значения ключевых индикаторов сравнивались с целевыми значениями базового (консервативного) варианта [11]. Методика расчетов явно не указана, но по результатам расчетов может быть легко воспроизведена. Согласно методике, интегрированный показатель выполнения базового сценария для цели 1 Транспортной стратегии составил 98,41%. Применяя данную методику к инновационному варианту, получим значение 84,81%. При расчетах не учитыаплись некоторые показатели, выбранные в качестве индикаторов, а именно из 36 индикаторов выбрано для расчетов - 25. В том числе не выбраны для расчетов показатели «Создание мультимодальных логистических центров в транспортных узлах (нарастающим итогом с 2011 года)», показатели из группы «Создание интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях и на федеральных трассах».
Цель 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны направлена на удовлетворение потребностей бизнеса в высококачественном транспортном обслуживании. В плане пространственного развития инфраструктуры существены индикаторы «Объем перевозок грузов по Северному морскому пути» и «Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».
Общий процент выполнения базового сценария для цели 2 составил 102,78%. инновационного - 92,34%. Из 24 индикаторов выбрано для расчетов - 14. В том числе не выбраны для расчетов показатели «Средняя коммерческая скорость товародвижения», показатели из группы «Производительность труда на транспорте», показатели «Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, всего» и «...,железнодорожным транспортом».
Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами В стратегии сформулирована установка на устойчивое повышение мобильности населения и качества пассажирских перевозок. В частности, повышение авиационной подвижности будет сочетаться с увеличением доли пассажиров, перевезенных из аэропортов России в другие города, а также в другие страны, минуя Москву, что должно способствовать развитию транспортной инфраструктуры в периферийных регионах страны.
Общий процент выполнения базового сценария для цели 3 составил 99,67%. инновационного - 88,08%.. Из 25 индикаторов не выбран для расчетов - 1.
Цель 4. Интеграция в мировую транспортную систему и реализации транзитного потенциала страны. В рамках данной цели предполагается реализация транзитного потенциала страны на основе создания конкурентоспособных транспортных коридоров.
Общий процент выполнения базового сценария для цели 4 составил 80,29%. инновационного - 66,35%.. Из 11 индикаторов выбрано для расчетов - 7. В том числе не выбраны для расчетов показатели «Объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали», показатели из группы «Суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией».
Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы. Здесь поставлена целевая задача снижения транспортных рисков. В плане пространственного развития инфраструктуры данная цель является, хотя и вспомогательной, но необходимой, т.к. с расширением инфраструктуры и ужесточением требований к ее функционированию без должного внимания к данной проблеме, без комплексного системного подхода к оргпнизации управления безопасностью риски катастроф могут увеличиваться.
Общий процент выполнения базового сценария для цели 5 составил 128,21%. инновационного - 109,97%.. Из 17 индикаторов не выбрано для расчетов - 2. В том числе не выбран для расчетов показатель: «Уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти в целях обеспечения транспортной безопасности».
Цель 6. Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Здесь сформирована целевая установка на радикальный перелом экологической ситуации на транспорте и существенное уменьшение выбросов углекислого газа от транспортного комплекса. Так же как и цель 5, данная цель является, хотя и вспомогательной, но необходимой в плане пространственного развития инфраструктуры
Общий процент выполнения базового сценария для цели 6 составил 84,07%. инновационного - 80,33%.. Из 24 индикаторов выбрано для расчетов только 4. В том числе, не выбраны для расчетов показатели из групп: «Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км по видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года):», «Доля альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении автотранспортных средств», «Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км по видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года)», «Доля организаций транспорта, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте в общем количестве организаций транспорта».
На дальнейший период [10] важным направлением Транспортной стратегии станет актуализация задач развития Арктической транспортной системы. Предлагается формирование мероприятий:
— комплексная реконструкция и усиление пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, железнодорожных подходов к портам, крупным транспортным узлам и пунктам пропуска через государственную границу;
— увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейнов;
— формирование Северного широтного хода;
— сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней, с увеличением их объема в 4 раза;
— строительство и реконструкция местных аэродромов, посадочных площадок и вертодромов, в том числе в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, в Арктической зоне, в регионах, прилегающих к Северному морскому пути;
— восстановление пропускной способности внутренних водных путей в бассейнах сибирских рек (Оби, Иртыша, Лены), а также арктических рек - Яны, Индигирки, Колымы;
— создание мультимодальных транспортно-логистических комплексов на пересечении крупнейших водных и наземных магистралей;
— развитие инфраструктуры Северного морского пути.
При формировании списка целевых показателей и при подведении промежуточных итогов выполнения стратегии используются, в частности, долевые показатели, например, для цели 1 используется показатель: «Доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, в общей протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования», который измеряется в процентах и его предполагается снизить. Когнитивный анализ показателей развития приводит к выводу, что данный показатель слабо характеризует эффективность выполнения стратегии. Снижение данного показателя может быть вызвано следующими причинами:
— мероприятиями по повышению пропускной способности соответствующих участков (строительство дополнительных путей, совершнствование технологий организации движения);
— отвлечение транспортных потоков от участков, имеющих ограничения пропускной способности (строительство дублирующих или обходных линий);
— строительство новых линий железнодорожного транспорта общего пользования, в результате чего значение показателя автоматичнски уменьшается;
— изменение обстановки на рынке, снижение спроса на перевозки, в результате чего имеющейся пропускной способности оказывается достаточно.
Объемные показатели, таких как:
— пропускная способность участков сети или минимальная пропускная способность сети;
— строительство дополнительных путей, дублирующих или обходных линий,
их значения на много более определенно характеризуют уровень выполнения данного элемента стратегии.
Среди ключевых показателей имеется множество таких, значения кокорых в ходе исполнения стратегии меняются от нуля до некоторого целевого значения. В этом случае, естественно, при подвелении итогов и определении уровня достижения целевого значения принять целевое значения за 100%. Однако распространенной математической ошибкой является такое принятие для показателей, исходное значение которых не является нулевым. В этом случае за 100% нужно принимать разность между целевым и исходным значениями.
При определении уровня достижения целевых значений группой показателей, к сожалению, широко используется простое вычисление среднего арифметического значения без учета важности, сложности, затратности и других факторов, характеризуемых обычно весовыми коэффициентами.
Учет этих факторов составляет содержание методики подведения итогов любого мероприятия, характеризуемого набором ключевых показателей и их целевыми значениями. Соответственно, при формировании такого набора, методика должна быть неотъемлемой его частью.
Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты
На основе когнитивного анализа стратегических документов транспорта РФ:
— выявлены роли элементов целевой модели транспортной стратегии в пространственном развитии страны и Мегарегиона;
— актуализированы промежуточные итоги выполнения целевой модели транспортной стратегии;
— актуализирован скорректированный по результатам промежуточных итогов план мероприятий развития инфраструктуры мегарегиона;
— отмечены распространенные ошибки при оценке уровня достижения целевых значений отдельных ключевых показателей и группы показателей;
—рекомендовано при подготовке стратегических документов, таких как транспортная стратегия, характеризуемых набором ключевых показателей и их целевыми значениями, включать в него методику подведения итогов .
Список литературы
1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030г., утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.
2. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» 2018-05-07 17:00:00.
3. Газета Поиск. 27.04.2018. Волчкова Н. Ученые объединились, чтобы конструировать будущее. URL:http://www.poisknews.ru/theme/innovation/35414/ (дата обращения: 20.09.2018)
4. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР - ИЕТС» / Отв. ред. академик РАН В.В. Козлов, член-корреспондент РАН А.А. Макоско; Российская академия наук. - М.: Наука, 2019. - 463 с.
5. Инфраструктура Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Состояние и 3 этапа развития до 2050 года / Коллективная монография под ред. А.А. Макоско. - М.: ИПТ РАН, 2019. - 465 с.
6. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации. [Электронный ресурс]: URL: https://dis.ru/library/560/25893/ (дата обращения: 30.12.2019)
7. Поносов Ю.К., Савушкин С.А. Моделирование развития транспортной системы России (экономико-производственный аспект). - ВИНИТИ РАН, 2002. -112с.
8. Цыганов В. В., Малыгин И. Г., Еналеев А. К., Савушкин С. А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза - СПб: ИПТ РАН, 2016. - 216с
9. А. С. Мишарин, О. В. Евсеев. Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Транспорт Российской Федерации». № 2 (45) 2013.- С.4-13
10.Доклад о реализации транспортной стратегии Российской федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2018 год. Министерство транспорта Российской Федерации Москва 2019 г. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 30.12.2019)
11.Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/870 (дата обращения: 30.12.2019)
Сведения об авторах
Сергей Александрович Савушкин
канд. физ-м. наук, ст. науч. сотр., вед. науч. сотр. Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: [email protected]
Алеся Валерьевна Лемешкова
мл. науч. сотр.
Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: [email protected]
Information about authors
Sergey Alexandrovich Savushkin
PhD (Math), Senior Scientist, Leading Researcher, N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of RAS
St. Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected]
Alesia Lemiashkova
Junior Researcher
N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of RAS
St. Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected]