Научная статья на тему 'Транспортные проблемы пространственного развития'

Транспортные проблемы пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
286
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОРИДОР / МОРСКОЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ / TRANSPORT / INFRASTRUCTURE / CORRIDOR / SEA / RAIL / ROAD / MULTIMODAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савушкин Сергей Александрович, Цыганов Владимир Викторович, Бородин Владимир Алексеевич

Сформулированы проблемы, цели и задачи развития транспортной инфраструктуры Мегарегиона, включающего регионы Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Проанализированы положения и перспективы проекта его глубокого комплексного освоения, предложены первоочередные мероприятия пространственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Савушкин Сергей Александрович, Цыганов Владимир Викторович, Бородин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT PROBLEMS of SPATIAL DEVELOPMENT

The problems, goals and objectives of the development of the transport infrastructure of the Mega Region, including the regions of the Far East, Siberia and the Arctic, are formulated. The position and prospects of the project of its deep integrated development, made conclusions about the activities of spatial development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Транспортные проблемы пространственного развития»

7. Tsyganov V. (2018). Mechanisms for Managing Large-Scale Transport and Economic Systems. In Management of Large-Scale System Development. IEEE, Moscow. doi: 1G.11G9/MLSD.2G18.8551814.

8. Tsyganov V. (2G18). Optimization of Transport Monopoly Control. IFAC-PapersOnLine, 51-32,698-7G3.

9. Enaleev A., Tsyganov V. Information Selective Processing in the Complex Projects Examination / Proceedings of the 11th IEEE International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT2G17) Russia, Moscow, pp.191-195.

1G. Цыганов В.В., Басыров С.К. Структуры и механизмы внедрения средств и технологий энергоэффективности на железнодорожном транспорте // Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте: Труды 6-й конференции. ОАО НИИАС. 2G17. С. 185-19G.

Сведения об авторе Цыганов В.В.

д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ИПУ им. В А. Трапезникова РАН Эл. почта: bbc@ipu.ru Россия, Москва

Information about author Tsyganov V.V.

Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher Institute of Management Problems V.A. Trapeznikova RAS E-mai: l bbc@ipu.ru Russia Moscow

УДК 658.314.7:330.115 В.В. Цыганов1, С.А. Савушкин1, В.А. Бородин2

ГРНТИ 5°Ш.75 1Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН

Экспериментальный завод научного приборостроения РАН

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Сформулированы проблемы, цели и задачи развития транспортной инфраструктуры Мегаре-гиона, включающего регионы Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Проанализированы положения и перспективы проекта его глубокого комплексного освоения, предложены первоочередные мероприятия пространственного развития.

Ключевые слова: транспорт, инфраструктура, коридор, морской, железнодорожный, автомобильный, мультимодальный

V.V. Tsyganov1, S.A. Savushkin1, V.A. Borodin2

Department of N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of RAS Experimental plant of scientific instrumentation of the RAS

TRANSPORT PROBLEMS of SPATIAL DEVELOPMENT

The problems, goals and objectives of the development of the transport infrastructure of the Mega Region, including the regions of the Far East, Siberia and the Arctic, are formulated. The position and prospects of the project of its deep integrated development, made conclusions about the activities of spatial development are analyzed.

Keywords: transport, infrastructure, corridor, sea, rail, road, multimodal

Транспортный комплекс - ключевая системообразующая инфраструктурная отрасль, непосредственно влияющая на качество и уровень жизни населения, а также развитие производительных сил. Инфраструктура и оказываемые с её помощью услуги по перевозке пассажиров и грузов должны обеспечивать доступность территорий, формировать безопасные и комфортные условия проживания населения, создавать условия для развития экономики. Данная статья связана с проблемами пространственного развития регионов Дальнего Востока, Сибири и Арктики (Мегарегиона) и выполнена в рамках разработки информационной теории управления большими транспортными системами [1]. В статье использованы результаты работ выполненных по заказу ОАО «РЖД».

Проблемы транспортной инфраструктуры (ТИ) Мегарегиона: труднодоступность удаленных районов и территорий, перспективных в плане социально-экономического развития Мегарегиона, низкие скорости транспортных потоков, низкая плотность и разрывы транспортных коммуникаций, высокая стоимость пользования ТИ, несоответствие объектов ТИ требованиям безопасности.

Следствием этих общих проблем являются неудовлетворительные характеристики текущего состояния ТИ Мегарегиона, к которым относятся: неудовлетворительное состояние части автодорог (ад) и железных дорог (жд) (особенно в северных регионах), низкая доля ад с твердым покрытием; недостаточная пропускная и провозная способность жд; наличие недостроенных и оттого неэффективно используемых жд; устаревшая инфраструктура морского, водного и воздушного транспорта, множество недействующих аэродромов и вертодромов.

Цели развития ТИ Мегарегиона. Климато-географические условия Мегарегиона, состояние и перспективы его социально-экономического развития, а также вышеописанные проблемы и характеристики состояния его ТИ определяют основные цели развития ТИ:

- формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса Мегарегиона для обеспечения его пространственного социально-экономического развития;

- повышение доступности территорий и транспортных услуг;

- снижение транспортных издержек и повышение качества транспортных услуг;

- ускорение пассажиро- и товародвижения, повышение безопасности и экологичности ТИ;

- интеграция ТИ в мировое транспортное пространство и обеспечение транзитных перевозок.

При этом развитие ТИ должно носить комплексный характер, эффективно сопрягая разные виды (моды) транспорта. Создание единой мультимодальной ТИ повысит доступность, количество и качество транспортных услуг населению, ускорит товародвижение и снизит транспортные издержки, оптимизирует перевозки пассажиров и грузов, позволит более полно реализовать транзитный потенциал. В этой связи актуально строительство мультимодальных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) для пассажиров, а также транспортно-логистических центров ТЛЦ, обеспечивающих эффективные погрузочно-разрузочные операции и распределение транспортируемой продукции.

Задачи развития ТИ Мегарегиона. Для достижения целей развития ТИ Мегарегиона необходимо:

- увеличить плотность и ликвидировать разрывы транспортных коммуникаций;

- повысить пропускную и провозную способность ад и жд;

- улучшить состояние ад, повысить долю ад с твердым покрытием;

- снизить стоимость и повысить эффективность использования ТИ;

- сформировать сети ТПУ и ТЛЦ;

- повысить безопасность ТИ;

- модернизировать инфраструктуру воздушного транспорта регионального, межрегионального, федерального и международного значения, путем реконструкции и строительства аэропортов (ап), в т.ч. в отдаленных районах;

- модернизировать инфраструктуру морского транспорта (МИ), путем реконструкции и строительства морских портов (мп), в т.ч. на Северном морском пути (СМП);

- модернизировать инфраструктуру внутреннего водного транспорта (РИ), путем реконструкции и строительства речных портов (рп) и причалов, углубления дна рек.

В связи с этим, актуальны и перспективны исследования особенностей ТИ Мегарегиона, её связи с пространственным развитием страны. В работах отечественных авторов анализируется транспортная система и транзит Дальнего Востока РФ [2], в том числе с применением методов экономико-географического анализа и картографирования [3]. Отмечается, что транспортный комплекс Дальнего Востока не соответствует уровню валового общественного продукта региона. Оптимальное сочетание строительства транспортных объектов (экстенсивный путь) и повышения уровня использования существующей ТИ (интенсивный путь) позволяет обеспечить наиболее эффективное и качественное транспортное обслуживание потребностей региона [4]. Анализируется понятийная структура пространственной организации экономики и транспортной системы. Рассматриваются соотношения понятий «пространственный анализ», «пространственная

экономика», «региональная экономика». Отмечается, что интенсивно развиваемая система стратегий и программ должна базироваться на ясной и адекватной теоретической и инструментальной платформе. Для этого необходимо концентрироваться на исследованиях системных эффектов и поведенческих моделях в пространственном аспекте [5]. Анализируется экономическая доступность транспортных услуг для населения отдаленных регионов РФ, и предлагаются способы количественной оценки такой доступности [6]. Рассмотрены возможности включения транспортного комплекса регионов в транспортные процессы стран АТР [7].

Мегапроект ТЕПР-ИЕТС и развитие транспортной инфраструктуры Мегарегиона. Самый значимый и обсуждаемый проект глубокого комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики - Мегапроект ТЕПР-ИЕТС (Транс-Евразийский Пояс Развитие (RAZVITIE) - Интегральная Евразийская Транспортная Система). Полное название Мегапроекта - «Создание пространственных транспортно-логистических коридоров на территории РФ, соединяющих АТР и ЕС» (кратко - «Единая Евразия: ИЕТС-ТЕПР»). Реализация Мегапроект позволит соединить ЕС с центральным Востоком, Америкой и Юго-Восточной Азией (ЮВА), в десятки раз увеличить объемы и скорость обмена товарами и информацией между ними. Крупнейшим в мире проектом в сфере железнодорожного транспорта (ЖТ) обещает стать высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) «Евразия» [8], которая позволит сократить сроки наземной доставки грузов по маршруту Шанхай — Берлин с 15 до 2-3 дней. Ее маршрут: Берлин-Брест-Красное-Москва-Казань-Екатеринбург-Челябинск-Золотая сопка-Достык-Урумчи и далее - по территории КНР.

Мегапроект «Единая Евразия: ТЕПР - ИЕТС» был детально обсужден и получил поддержку научного сообщества РФ, Европы, КНР, Японии, представителей Государственной думы и Совета Федерации РФ. Концепция Мегапроекта разработана Центром научного обоснования и реализации Мегапроекта «Интегральная Евразийская транспортная система» Института социально-политических исследований РАН под руководством д.п.н. В.И. Якунина, академиков РАН Г.В. Осипова и В.А. Садовничего. ТЕПР - ИЕТС на базе скоростной трансроссийской комплексной магистрали должен соединить морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах РФ. Эта магистраль должна включать скоростной железнодорожный (ж/д) комплекс и скоростную автомагистраль.

Ядром ТЕПР - ИЕТС станет скоростная жд, соединяющая Дальний Восток с ЕС. Основу транзитного потенциала ТЕПР - ИЕТС составит модернизированный ТрансСиб - электрифицированный, оборудованный автоматикой и информационными технологиями. Проект предполагает координацию всех видов ТИ в единую сеть. Узлы этой сети - ТПУ и ТЛЦ будут оказывать все типы транспортно-логистических услуг, и преобразуют единую сеть в «транспортную решетку» Мегарегиона. Построенная таким образом ТИ должна быть обеспечена энергетической инфраструктурой (ЭИ) и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой (ИИ). Так грузопотоки войдут во взаимодействие с потоками энергии и информации Мегарегиона. Решение этих задач позволит создать рентабельный транзит, полноценно используя логистические преимущества РФ: скоростные возможности ЖТ; уже имеющуюся систему транзитных коридоров РФ; быстроту доставки грузов за счет прохождения дороги по территории одного государства; транзитную территорию, как единое правовое, экономическое и административное поле.

В соответствии с парадигмой RAZVITIE, задача Мегапроекта - организация геоэкономического пространства вдоль оси ТрансСиба. Этот ареал естественным образом включает ЕС, взаимодействующий через Россию, Беларусь и Казахстан с быстро растущими экономиками АТР и, в перспективе, со странами Америки. Реализация парадигмы RAZVITIE предполагает консолидацию российского общества и нации, международное сотрудничество, качественную трансформацию как представлений об инфраструктуре, так и самих форм ее использования для создания новых производств и поселений. Речь идет об интегральной инфраструктуре (мультиинфра-структуре), формирующей гибкое согласованное единство ТИ, ЭИ и ИИ. Это продукт новой индустриализации, предполагающей её построение на основе наноинженерии, цифровой экономики, новых материалов, роботизации и автоматизации, гибкого и высокоточного производства, следующего поколения электроники, утилизации и переработки использованных материалов, проектирования и управления цепями поставок.

ТЕПР-ИЕТС - зона новой индустриальной технологической революции, связанной с использованием прорывных технологий нового промышленного уклада, а не транзитный коридор, безразличный к территории, по которой он проходит. ТЕПР-ИЕТС нужна инфраструктура нового поколения, на базе которых будут создаваться промышленные кластеры.

Мегапроект ТЕПР-ИЕТС предлагает 2 принципиальных решения. Во-первых, нужно сделать акцент не только на реконструкции железнодорожной инфраструктуры (ЖИ) ТрансСиба и БАМ, но и на строительстве ЖИ для контейнерных перевозок по ВСМ «Евразия». Расчеты показывают, что создание ЖИ нового поколения эффективнее, чем обновление старой ЖИ. Во-вторых, нужно интегрировать ЖИ с МИ СМП, создав объединяющую их ТИ, ЭИ и ИИ. По оценкам специалистов, уже через 10-15 лет возможно смещение полярных льдов на 100 км к северу, что позволит осуществлять судоходство по СМП не только в летние месяцы, как сейчас, а в течение всего года. Значит, на СМП надо закрепляться, выводить на него ТИ для обеспечения глобального транзита и освоения Мегарегиона.

Реализация Мегапроекта будет сопровождаться ростом спроса на автомобильные перевозки. Автомобильный транспорт (АТ) играет важную роль в социально-экономическом развитии регионов, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей населения, гибкую реакцию на запросы экономики. На АТ приходится свыше 50% общего объема грузоперевозок. Доля АТ в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования превышает 60%, а в структуре пассажирооборота достигает 30%. Поэтому нужно сбалансировано развивать автодорожную (а/д) сеть регионов, расположенных в русле создаваемых пространственных транспортно-логистических коридоров Мегапроекта. При этом необходимо учитывать региональную специфику - демографические, экономические, природно-климатические, географические и другие факторы.

Наибольшее внимание следует уделить перспективным направлениям развития сети ад Мегарегиона, в которых не завершено формирование опорной сети федеральных и региональных ад, связывающей населенные пункты и экономические центры Мегарегиона со всей территорией страны. Современный уровень технико-эксплуатационного развития и конфигурация сети ад регионов не соответствует перспективным требованиям, с учётом темпов роста автомобилизации и спроса на автомобильные перевозки. Например, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский АО входят в число регионов страны, имеющих самый низкий уровень развития дорожной сети. Из-за отсутствия ад с твердым покрытием, значительная часть населения регионов в весенний и осенний периоды отрезана от остальной территории страны, сохраняются высокая аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

Стратегические приоритеты экономического развития Мегарегиона связаны с освоением уникальных природных богатств, что невозможно без радикального совершенствования всей ТИ и создания опорной сети круглогодичного наземного транспорта. Важно развивать транзитный потенциал дальневосточных мп для перевозки грузов из северо-восточных провинций КНР. Однако средние скорости перевозок по существующим ад от российско-китайской государственной границы до мп Приморского края остаются низкими из-за перегрузки ад и отсутствия а/д обходов большинства населенными пунктов.

Программа развития ТИ в рамках Мегапроекта должна включать мероприятия по созданию надежных коммуникаций населенных пунктов и экономических центров Мегарегиона с остальной частью страны, а также по объединению сети дорог и мультимодальных межрегиональных хабов, входящих в пространственные транспортно-логистические коридоры Евразии. Формирование опорной сети железных и федеральных автомобильных дорог должно быть подкреплено развитием сети региональных и местных дорог, связанной с указанными дорогами, аэропортами, морскими и речными портами. Это обеспечит надежную круглогодичную связь населенных пунктов с опорными городами, беспрепятственные подъезды к населенным пунктам регионов, рост транспортной доступности и повышение качества жизни в селах и малых городах.

Для сбалансированного и экономически обоснованного пространственного развития ТИ регионов РФ необходима существенная модернизация ТрансСиба и БАМа, совершенствование перевозочного процесса на автомобильной и железнодорожной сетях, а в перспективе - строительство ВСМ «Евразия». Для освоения Арктики необходимо развитие СМП и освоение побережья Северного ледовитого океана.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты

— сформулированы проблемы, цели и задачи развития транспортной инфраструктуры Ме-гарегиона, включающего российские регионы Дальнего Востока, Сибири и Арктики;

— проанализированы положения и перспективы проекта глубокого комплексного освоения Мегарегиона;

— показано, что первоочередные мероприятия - модернизация инфраструктуры СМП, ТрансСиба и БАМа;

— для глубокого комплексного пространственного развития необходимо формирование сети региональных и местных дорог, связанной с опорной сетью железных и автомобильных дорог, аэропортами, морскими и речными портами.

Литература

1. Цыганов В.В., Малыгин И.Г., Еналеев А.К., Савушкин С.А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза. - СПб: ИПТ РАН, 2016. 216 с

2. Орлов А.Л. Императивы, факторы и стратегии развития транспорта и транзитного потенциала региона (на примере Дальнего Востока РФ): дисс. на соиск. уч. ст. доктора экономич. наук. - Хабаровск, 2011. 226 с.

3. Дашпилов Ц.Б. Развитие транспортной сети Восточной Сибири: экономико-географический анализ и картографирование: дисс. на соиск. уч. ст. канд географических наук. - Иркутск, 2013.

4. Макеев В.А. Экономические проблемы развития транспортной системы региона и их решение: дисс. на соиск. уч. ст. доктора экономич наук. - Москва, 2002. 271 с.

5. Минакир П.А. Пространственный анализ в экономике // Журнал НЭА. 2013. N° 1. С. 176180.

6. Бардаль А.Б., ГрицкоМ.А. Экономическая доступность транспортных услуг для населения региона: российский Дальний Восток // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2018: Материалы 11-й межд.конф. - М.: ИПУ РАН, 2018. Т. 2. С. 32-35.

7. Бардаль А.Б. Возможности транспортного комплекса Дальнего Востока для включения в интегративные транспортные процессы Северо-Восточной Азии // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2018: Материалы 11-й межд.конф. - М.: ИПУ РАН, 2018. Т. 2. С. 35-37.

8. Булаева А., Мишарин А. «Проект «Евразия» — это не только четырехкратное увеличение объема перевозок, но и повышение уровня экономической связности регионов». Gudok.ru. Новости. ИНФРАСТРУКТУРА. 12.07.2018.

Сведения об авторах

Сергей Александрович Савушкин

канд. физ.-мат. наук

ст. науч. сотр., вед. науч. сотр.

Институт проблем транспорта им.

Н. С. Соломенко РАН

Росссия, Москва

Эл. почта: ssavushkin@mail.ru

Владимир Викторович Цыганов

Д-р. технических наук, профессор, зав. отделом

Институт проблем транспорта

им. Н. С Соломенко РАН

Росссия, Москва

Эл. почта: v188958@akado.ru

Владимир Алексеевич Бородин

чл.-кор. РАН, ген. дир.

Экспериментальный завод научного

приборостроения РАН

Росссия, Москва

Эл. почта: bor@ezan.ac.ru

Information about authors

Sergey Alexandrovich Savushkin

Candidate of Physics and Mathematics, Senior Researcher

Institute of Transport Problems named after N.S. Solo-

menko RAS

Russia, Moscow

E-mail: ssavushkin@mail.ru

Vladimir Victorovich Tsyganov

Doctor of Tech. Sciences, Prof., Head. Department

Institute of Transport Problems named

after N.S. Solomenko RAS

Russia, Moscow

E-mail: v188958@akado.ru

Vladimir Alekseevich Borodin

Corresponding Member of the RAS, General Director Experimental plant of scientific instrumentation of the RAS, Russia, Moscow E-mail: bor@ezan.ac.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.