УДК 338.28 ГРНТИ 82.33.15
С.А. Савушкин, В.В. Цыганов
ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН
СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МАКРОРЕГИОНА
В настоящее время особеннр актуальными являются исследования инфраструктурнных аспектов пространственного развития Российской Федерации (РФ), в том числе глубокого комплексного освоения объединенного региона, включающего Сибирь, Дальний Восток и Арктические зоны РФ, кратко именуемого - Макрорегион. Одними из основных инструментов долгосрочного планирования крупных проектов являются сценарное планирование и сценарный анализ.
Ключевые слова: транспорт, система, интеллект, управление, структура, цифровая экономика, планирование, сценарный анализ
SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF THE MEGAREGION TRANSPORT COMPLEX
Currently, studies of the infrastructural aspects of the spatial development of the Russian Federation (RF) are particularly relevant, including the deep integrated development of a unified region, including Siberia, the Far East and the Arctic zones of the Russian Federation, briefly referred to as Megaregion. One of the main tools for long-term planning of large projects is scenario planning and scenario analysis.
Keywords: transport, system, intelligence, management, structure, digital economy, planning, scenario analysis
В Указе президента РФ [1] говорится о необходимости повышения уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры. Проект «Транс-Евразийский Пояс Развития - Интегральная Евразийская Транспортная Система» (ТЕПР-ИЕТС) [2] направлен на комплексное освоение территории Макрорегион. Научно-технологические и инфраструктурные аспекты пространственного развития РФ исследованы в [3,4].
В новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030г. [5] уточненены задачи и условия функционирования транспортной системы в соответствии с актуальными социально-экономическими и социально-политическими сценариями развития России, а также изменениями конъюнктуры мирового рынка.
В [6] приводятся современные подходы к проведению и этапы сценарного внвли-за, также дается обзор публикаций на данную тему. Фундаментальную основу исследований составляет теория больших транспортных систем [7]. В [8] представлены результаты исследований по моделированию развития транспортной системы РФ в многоотраслевой структуре экономики страны. Разработанные модели реализованы в специально созданном программно-информационном комплексе. Возможности его использования широко проиллюстрированы конкретными практическими примерами по многовариантному сценарному анализу развития и функционирования транспортной системы РФ, отдельных ее подсистем.
Подход к проведению сценарного анализа развития некоторого процесса предполагает когнитивное моделирование, и выполняется в несколько этапов. Первый из них -формулировка целей такого процесса. Развитие региональной инфраструктуры РФ может иметь геополитические, внешняя или внутренние экономические цели, такие как развитие транзитных перевозок, укрепление дружественных внешних связей, поддержание союзов и союзных государств, укрепление внутренних межрегиональных связей, пространственное развитие страны, повышение экономической эффективности транспортной системы. При когнитивном моделировании, цели и другие факторы могут быть сформулированы в виде содержательных формулировок, без количественных оценок. Вычислительная модель предполагает оперирование количественными показателями, выбранными в качестве ключевых, и их целевыми значениями.
S.A. Savushkin, V.V. Tsyganov
Solomenko Institute of Transport Problems of the RAS
Следующим этапом является исследование внешней среды. Состояния внешней среды, возможные конкретные варианты их изменения оставляют основу сценариев. В сложившейся практике прогнозные показатели объемов перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота формируются в соответствии с вариантами сценарных условий социально-экономического развития РФ. Такие условия могут представляться Минэкономразвития России. В сценарных условиях определяются исходные данные для расчета параметров развития транспортного комплекса с учетом прогноза социально-экономического развития РФ. При сценарном моделировании региональных транспортных систем необходимо учитывать геологические, гидрогеологические, кли-матичексие особенности региона, демографические характеристики и процессы, особенности социально-экономического развития. На федеральном уровне необходимо учитывать региональные стратегии развития, в том числе инфраструктурные. Также сценарий может определяться внешнеполитическими факторами.
Этап анализа завершается формулировкой набора сценариев в виде набора существенных для сценарного анализа факторов внешней среды, измеряющих их количественных показателей и траекторий их поведения. Разработка стратегии заключается в формировании правил поведения, реагирования на изменения внешних факторов и в организации деятельности в соответствии со сценариями для достижения поставленных целей. При этом учитываются также финансовые факторы, текущее состояние инфраструктуры, эффективность ее работы.
Сценарное планирование предполагает оценку итогов и промежуточных состояний выполнения плана в ходе развития сценария. При подведении итогов развития процесса необходимо определить, какому варианту сценария соответствуют состояния факторов внешней среды, т.е. значения измеряющих их количественных показателей. После этого можно оценивать уровень достижения ключевыми показателями их целевых значений. Для этого необходимы не тольуо целевые значения показателей, но и исходные значения, чтобы оценить уровень достижения целей по отдельным показателям. Далее, применяются алгоритмы свертки для получения интенгральной оценки качества выполнения сценарного плана.
Обновленная Транспортная стратегия РФ предусматривает [9] два различных сценария развития транспортного комплекса России на период до 2030 г: консервативный (энергосырьевой) и инновационный. При этом ряд принципиальных предпосылок является общим для обоих сценариев. В обоих сценариях транспорт должен развиваться опережающими темпами и рассматриваться как активный фактор экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики. При любом сценарном варианте транспорт должен удовлетворять спрос на грузовые перевозки, обусловленный динамикой развития основных грузообразующих отраслей экономики и перспективной структурой распределения продукции между экспортом и внутренним спросом.
Необходимо предотвратить угрозы деградации объектов транспортной инфраструктуры. Развитие транспортно-логистических услуг и повышение уровня информатизации транспортного комплекса должны соответствовать условиям открытости национального транспортного рынка, диктуемым членством России в ВТО и развитием Единого экономического пространства.
Повышение конкурентоспособности российских транспортных предприятий и систем должно быть связано с развитием высокоэффективных транспортных технологий с акцентом на создание новых высокопроизводительных рабочих мест на транспорте. К 2030 г. мобильность населения должна приблизиться к показателям развитых стран.
Консервативный сценарий предполагает узкий перечень приоритетных направлений развития, ориентированных на решение первоочередных проблем в условиях же-
стких бюджетных ограничений. Это транспортное обеспечение добывающих отраслей, включая экспорт энергетических и прочих сырьевых ресурсов. Также это освоение новых месторождений полезных ископаемых, разработка месторождений в новых районах, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе. Предполагается реализация транзитного потенциала России, развитие экспорта транспортных услуг. Продолжится диверсификации направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и создание соответствующей инфраструктуры.
При реализации этого варианта меры по развитию транспортной системы страны будут осуществляться прежде всего в столичных агломерациях, а также в регионах с высокими темпами роста - на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.Дополнительный импульс получит развитие транспорта в Арктической зоне Российской Федерации (территории, расположенные преимущественно севернее 60-й параллели).
Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны, которое наряду с достижением целей консервативного варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.
Для инновационного варианта сохраняется ряд особенностей, характерных для консервативного варианта, в частности: предусматривается строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". На востоке страны такой сценарий дает импульс развитию гг. Томска, Новосибирска, Красноярска и Иркутска, имеющих значительный объем накопленного инновационного потенциала.
Региональные аспекты развития транспортной системы страны связаны с созданием сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития, в частности, на Дальнем Востоке, преодолением отставания депрессивных регионов, развитием туристско-рекреационных зон на Алтае, Байкале, Камчатке и в районах Севера. Важную роль играет развитие Северного морского пути, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне. Предполагается значительный импульс развития пассажирских скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок.
В приложении к Стратегии приведены значения индикаторов ее реализации. Целевые числовые значения индикаторов для двух сценариеы отличаются незначительно. Основным отличием являются нулевые значения по показателю «Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций (нарастающим итогом с 2011 го-да):высокоскоростных железнодорожных линий» для консервативного варианта. Содержательные формулировки мероприятий не разнесены по вариантам сценариев.
При подведении промежуточных итогов выполнения Стратегии на конец 2018 года [10] значения ключевых индикаторов сравнивались с целевыми значениями базового (консервативного) варианта. Методика расчетов явно не указана, но по результатам расчетов может быть легко воспроизведена. Согласно этой методике интегрированный показатель (общий процент) выполнения базового сценария Транспортной стратегии составил 102,58%. Применяя данную методику к инновационному варианту, получим значение 89,68%. При расчетах не учитыаплись некоторые показатели, выбранные в качестве индикаторов, а именно из 137 индикаторов выбрано для расчетов -89. В том числе не выбраны для расчетов показатели из группы ««Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций (нарастающим итогом с 2011 года):», а именно: показатели «скоростных железнодорожных линий (с 2010 года)» и «высокоскоростных железнодорожных линий». Без этого показателя стираются качественные отличия между консервативным и инновационным сценариями.
Финансовые потоки направлялись на реконструкцию железнодорожного полотна, на увеличение пропускной и провозной способности участков железнодорожной сети, в том числе, на подходах к портам Северо-Запада и Дальнего Востока России, а также на увеличение пропускной и провозной способностей Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза, до 180 млн. тонн. Введены в эксплуатацию новые участки федеральных автодорог, в т.ч. 5-километрового участка федеральной автодороги А-340 Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией (км 30 - км 35) в Ивол-гинском районе Республики Бурятия и др.
Существенно возросли объемы перевалки зерна, сжиженного газа, наливных химических грузов, леса и лесных изделий, металлолома, черных металлов, угля. Также возрос контейнеропоток. По морским бассейнам активный рост имел место в Арктическом и Дальневосточном бассейне. За 2018 год была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса в аэропорте Норильска. Значительный рост объемов перевозок по Северному морскому пути объясняется ростом объемов перевозок СПГ из нового порта Сабетта, увеличением грузовой базы северного завоза и проходом транзитных грузов. Увеличение объема перевозок внутренним водным и морским транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности связано с реализацией программ социально-экономического развития северных территорий РФ.
На дальнейший период [11] Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития в трех сценариях: базовом, целевом и консервативном. Важным направлением Транспортной стратегии [10] станет актуализация задач развития Арктической транспортной системы. Предлагается формирование мер, направленных на увеличение мощностей российских морских портов Арктического бассейна, развитие эксплуатационной инфраструктуры на подходах к ним. Предусматривается строительство и реконструкция местных аэродромов, посадочных площадок и вертодромов в Арктической зоне и в регионах, прилегающих к Северному морскому пути. Предлагается проработка мер обеспечения транспортной доступности сети населенных пунктов вахтово-экспедиционного типа - «точек экономического роста» в районах Арктической зоны, а также Сибири и Дальнего Востока. Развитие технологий комплексного взаимодействия с наземными видами транспорта в Арктической зоне. Предполагается восстановление пропускной способности внутренних водных путей в бассейнах арктических рек - Яны, Индигирки, Колымы. При развитии транспортной системы Арктической зоны предусматривается внедрение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры, в том числе в особых климатических условиях в арктической и субарктической зонах.
Сопоставление сценарных вариантов приводит к заключению, что инновационный вариант должен выступать в качестве целевого для долгосрочной государственной транспортной политики, поскольку в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России.
Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:
-методы когнитивного анализа позволяют составить план и выработать стратегию управления процессами развития транспортных систем, а также являются базой разработки когнитивных и вычислительных моделей, и проведения сценарного моделирования;
-в статье сформулированы этапы и выявлены особенности организации сценарного моделирования транспортной системы в пространственном развитии;
-подведение итогов реализации выработанной стратегии включает в себя определение варианта сценария, по которому пошло развитие и уровня достижения связанными с ним показателями своих целевых значений;
-в статье актуализированы промежуточные итоги выполнения сценариев транспортной стратегии.
Список литературы
1. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» 2018-05-07 17:00:00.
2. Газета Поиск. 27.04.2018. Волчкова Н. Ученые объединились, чтобы конструировать будущее. URL:http://www.poisknews.ru/theme/innovation/35414/ (дата обращения: 20.09.2018)
3. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР - ИЕТС» / Отв. ред. академик РАН В.В. Козлов, член-корреспондент РАН А.А. Макоско; Российская академия наук. - М.: Наука, 2019. 463 с.
4. Инфраструктура Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Состояние и 3 этапа развития до 2050 года / Коллективная монография под ред. А.А. Макоско. - М.: ИПТ РАН, 2019. 465 с.
5. Транспортная стратегия РФ на период до 2030г., утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.
6. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации. [Электронный ресурс]: URL: https://dis.ru/library/560/25893/ (дата обращения: 30.12.2019)
7. Цыганов В. В., Малыгин И. Г., Еналеев А. К., Савушкин С. А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза. - СПб: ИПТ РАН, 2016. 216 с.
8. Поносов Ю.К., Савушкин С.А. Моделирование развития транспортной системы России (экономико-производственный аспект). - ВИНИТИ РАН, 2002. 112 с.
9. А. С. Мишарин, О. В. Евсеев. Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Транспорт Российской Федерации». № 2 (45). 2013. С. 4.
10. Доклад о реализации транспортной стратегии Российской федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2018 год. Министерство транспорта Российской Федерации Москва 2019 г. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 30.12.2019)
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/870 (дата обращения: 30.12.2019)
Сведения об авторах
Сергей Александрович Савушкин
канд. физ-м. наук, ст. науч. сотр., вед. науч. сотр. Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: [email protected]
Владимир Викторович Цыганов
д-р техн. наук, проф., зав. отд.
ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С.
Соломенко РАН
Санкт-Петербург, Россия
Эл. почта: [email protected]
Information about authors
Sergey Alexandrovich Savushkin
PhD (Math), Senior Scientist, Leading Researcher, N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of RAS
St. Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected]
Vladimir Victorovich Tsyganov
Doctor of Science (Tech.), Prof., head of division N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of the RASciences
St. Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected]