ТЕХНОЛОГИИ и СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
о. Е. кудрявцев, и. Б. татарова
ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКОВ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Статья посвящена механизмам построения целевых методик выявления рисков в рамках формирования полнофункциональной модели системы управления рисками. Представлена методика выявления потенциальных «товаров риска» и «товаров прикрытия». Алгоритм основан на вычислении условных вероятностей совместного появления товаров в одной грузовой таможенной декларации. Методика апробирована на реальных данных.
Ключевые слова: таможенные риски; система управления рисками; условная вероятность; товары риска; товары прикрытия.
Активная практическая деятельность по созданию системы управления рисками (далее - СУР) в российской таможенной службе развернулась с 2004 г. - с момента вступления в силу Таможенного кодекса РФ [1] и перехода таможенного контроля на принципы выборочности и достаточности. Условно внедрение и реализацию СУР [2] можно разделить на четыре стадии:
- подготовительная стадия, которая уже завершилась после утверждения первой инструкции по работе с рисками и создания в таможенной системе вертикали подразделений координации и применения СУР;
- начальная стадия, на которой развивается правовая база СУР, создаются первичные элементы ее автоматизации;
- переходная стадия, предполагающая практически полный переход на безбумажные технологии в рамках СУР и окончание построения полнофункциональной модели СУР;
- рабочая стадия эксплуатации полнофункциональной модели СУР, на которой должны применяться и отлаживаться все три компонента модели СУР.
Полнофункциональная трехэлементная модель СУР включает:
1) точные целеуказания (профили рисков, срочные профили рисков, ориентировки);
2) комплексную подсистему оценки рисков по балльной системе (индикативную матрицу рисков). Представляется, что каждая поставка товаров на основе
предварительной информации и сведений из электронных копий таможенных документов будет оцениваться через систему различных индикаторов и их комбинаций. Совпадение индикаторов будет приводить к начислению определенной суммы баллов. Достижение некоторого фиксированного значения будет означать необходимость проведения усиленного таможенного контроля;
3) случайную выборку товаров для фактического контроля - инструмент, позволяющий контролировать товары, не охваченные профилями рисков или перемещаемые субъектами внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), включенными в «зеленый сектор».
Подсистема точного целеопределения объектов, подлежащих таможенному контролю, - программная задача, обеспечивающая ввод и доведение до таможенных органов в автоматизированном режиме указаний о применении форм таможенного контроля к конкретной партии перемещаемых товаров.
Данная подсистема находит практическое применение при реализации:
- результатов мониторинга таможенного оформления;
- информации о возможном нарушении таможенного законодательства, полученной от функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов, иных государственных органов, от субъектов ВЭД и из иных источников.
Целевые указания, направляемые через подсистему точного определения, содержат детальное описание действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров. Перечень мер по минимизации рисков должен быть реализован уполномоченными должностными лицами в обязательном порядке.
Если к товарной партии применяются формы таможенного контроля на основании указания в подсистеме точного определения, то такие товары и лицо, их перемещающее, всегда рассматриваются и оцениваются как обладающие высокой степенью риска, поскольку информация, на основании которой было направлено указание, основана на конкретном риске. Базой для формирования таких целеуказаний выступают в том числе и целевые методики выявления рисков (далее - целевая методика).
Целевая методика должна состоять из пронумерованных разделов, описывающих источники используемой информации, порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных, порядок проведения анализа полученных данных, порядок оценки степени риска и иные действия, проводимые при выявлении и анализе рисков [3].
В основном тексте целевой методики следует избегать использования специализированных понятий, не относящихся к таможенному делу, все выполняемые действия должны быть описаны в словесной форме. Для удобства обработки информации целевая методика может сопровождаться приложением с описанием алгоритмов, разработанных с использованием языков программирования.
В целевой методике должны содержаться следующие сведения:
- используемые информационные ресурсы;
- перечень подлежащих сравнению показателей таможенного оформления и иная информация и алгоритмы сравнения такой информации;
- ожидаемый экономический эффект при возможности его определения (например, уменьшение потерь таможенных платежей в абсолютном выражении,
отношение суммы таможенных платежей к затратам на применение мер по минимизации рисков, повышение достоверности декларирования товаров и др.);
- иные ожидаемые результаты применения целевой методики;
- правила определения степени риска.
Порядок отбора данных должен состоять из описания последовательных действий, проводимых должностным лицом таможенного органа с целью выбора из имеющихся источников информации необходимых и достаточных для проведения анализа сведений.
Описание порядка проведения анализа данных должно содержать последовательность выполняемых при проведении анализа действий, а также используемые для анализа шкалы градации степени риска с разграничением полученных результативных данных по количественным показателям с отнесением значений количественных показателей к различным степеням риска.
Одновременно могут применяться несколько шкал градации степени риска, а также может быть проведено их совмещение с целью определения более конкретизированных показателей области и индикаторов риска в местах пересечения указанных шкал.
Результаты произведенных действий можно отображать в табличном виде или в диаграммах (в виде графиков).
Таким образом, можно сказать, что основой целевой методики является алгоритм обработки данных, позволяющий выявить рисковую ситуацию.
Авторы данной статьи предлагают следующий алгоритм для формирования перечней потенциальных товаров группы «риска» и товаров группы «прикрытия»:
1. Формирование необходимой для дальнейшей обработки информации, т. е. выбор из декларационного массива определенных граф (код, наименование товара, весовые характеристики, номер ГТД и т. д.) в соответствии с заданными критериями (период времени, по которому проводится анализ; выпущенные декларации в режиме импорта и т. д.).
2. Расчет индекса таможенных платежей по каждому товару, заявленному в ГТД, и индекса таможенных платежей всей декларации в целом.
3. Для возможности дифференциации товаров на потенциальные товары групп «риска» и «прикрытия» вводим коэффициент сравнения k. Далее производится выбор товаров, индекс таможенных платежей которых меньше среднего индекса таможенных платежей по ГТД в k раз, а вес товара превышает половину веса товаров по всей ГТД. С практической точки зрения оптимальным можно считать выбор k = 1.
4. Формируется список товаров, индекс таможенных платежей которых больше среднего индекса таможенных платежей по ГТД, а вес не превышает половины веса товаров по всей ГТД.
5. Выявляются номера ГТД, в которых товары, полученные в результате третьего и четвертого шагов, встречаются одновременно.
6. Для дальнейшего анализа полученной информации о товарах необходимо определить, в скольких ГТД потенциальные товары «риска» и товары «прикрытия» декларировались одновременно, а также какое количество ГТД соответствует каждому коду товара из групп «риска» и «прикрытия».
7. С помощью формул для условных вероятностей рассчитываем вероятность появления товара «риска» при условии наличия в ГТД товара «прикрытия»
и, наоборот, вероятность появления товара «прикрытия» в ГТД при условии наличия в ней товара «риска»:
Ра )=РА)=mn и PB (a)=^=mi, A ' P(А) щ ВУ ' P(B) m2
где PA(B) - вероятность появления товара «риска» при условии наличия в ГТД товара «прикрытия»;
PB(A) - вероятность появления товара «прикрытия» при условии наличия в ГТД товара «риска»;
P(AB) - доля ГТД, в которых потенциальные товары «риска» и товары «прикрытия» декларировались вместе;
Р(А) - доля ГТД, в которых заявлялись потенциальные товары «прикрытия»; P(B) - доля ГТД, в которых заявлялись потенциальные товары «риска»; m12 - количество ГТД, в которых потенциальные товары «риска» и товары «прикрытия» декларировались вместе;
m1 - количество ГТД, в которых заявлялись потенциальные товары «прикрытия»;
m2 - количество ГТД, в которых заявлялись потенциальные товары «риска». Результатом реализации данного алгоритма будет перечень определенных товаров, которые необходимо подвергнуть дальнейшему детальному анализу на предмет выявления у них характеристик, позволяющих отнести перемещение выявленных пар товаров к числу поставок, обладающих высоким риском. Графически данный алгоритм представлен на рисунке.
Массив выпущенных ГТД, оформленных в режиме импорта за период с начала 2008 г. по настоящее время
Рис. Алгоритм выявления потенциального риска
Данный алгоритм легко формализуем с использованием средств Microsoft Access. Для удобства использования существует возможность создания макроса, который будет запускать выполнение определенной последовательности запросов. Однако данный способ формализации связан с созданием большого количества промежуточных таблиц, которые содержат большой объем информации, и в связи с этим запросы на их создание занимают продолжительный период времени (порядка 20 минут).
Поскольку в настоящее время таможенные органы перешли на использование системы управления базами данных Oracle, наиболее оптимальным вариантом реализации данного алгоритма является его формализация с использованием средств обработки данных Oracle и языка построения запросов SQL, что значительно упростит его программную реализацию, а также уменьшит скорость обработки информации.
Авторы данной статьи для программной реализации предложенного алгоритма использовали такие программные средства, как SQL+ (для создания промежуточных таблиц данных) и SQL Developer (для удобства обработки и наглядного представления полученных данных).
Результатом произведенных действий является таблица, содержащая список товаров, которые вполне могут быть отнесены к товарам групп «риска» и «прикрытия».
Таблица
Потенциальные товары «риска» и «прикрытия»
Потенциальный товар «прикрытия» Потенциальный товар «риска» Вероятность появления в декларации товара «прикрытия» при наличии в ней товара «риска» Вероятность появления в декларации товара «риска» при наличии в ней товара «прикрытия»
Изделия столовые, кухонные для бытовых нужд, прочие Изделия столовые 0,789090909090909 0,753472222222222
Готовая или консервированная рыба: сардины, прочие Готовая или консервированная рыба: прочие 0,909090909090909 1
Макаронные изделия, прочие сушеные Овощи прочие: картофель в виде муки грубого и тонкого помола или хлопьев 0,926829268292683 0,844444444444444
Винты с разреженными витками резьбы Винты с крестообразным шлицем прочие 0,716216216216216 0,737574552683897
Рамы к мотоциклам Роликовые цепи, используемые для мотоциклов и велосипедов 0,704918032786885 0,704918032786885
Гуайява, манго и мангостан, или гарциния свежие Папайя 0,954545454545455 0,724137931034483
Винты с разреженными витками резьбы Самостопорящиеся гайки 0,743380855397149 0,725646123260437
Спицы для мотоциклов, велосипедов и т. д. Ступицы без обгонных муфт или тормозных устройств 0,936708860759494 0,86046511627907
Шины для велосипедов Камеры велосипедов 0,945054945054945 0,88659793814433
Дальнейший глубокий анализ полученных данных (например, динамика оформления поставок, характеризующихся комбинацией полученных кодов
А. Д. Ершов, С. А. Колосов
товаров, участник ВЭД, осуществляющий их декларирование) позволит выявить рисковые ситуации, минимизировать которые будет возможно путем создания региональных или зональных профилей рисков, а также посредством срочных профилей рисков.
После приведения предложенного алгоритма в соответствие «Правилам составления целевой методики выявления рисков» он может послужить инструментом для формирования целеуказаний подсистемы точного определения.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс РФ. Принят Федеральным законом от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
2. Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
3. Приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».