Научная статья на тему 'Формирование и применение профиля риска при идентификации товаров'

Формирование и применение профиля риска при идентификации товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2538
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ПРОФИЛЬ РИСКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТОВАРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННЫЕ / CUSTOMS DUTY / RISK PROFILE / PRODUCT IDENTIFICATION / RISK MANAGEMENT SYSTEM / FOREIGN TRADE / CUSTOMS PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моденов Анатолий Константинович, Власов Марк Павлович, Бобошко Андрей Александрович

Статья посвящена выявлению нарушений таможенного законодательства при пересечении государственной границы. Основное внимание уделено созданию профиля риска, обоснованию его структуры и возможности идентификации товаров на базе использования информации, предоставляемой таможенной декларацией, а также маркировки товара. Предполагается, что сформированная структура профиля риска позволит выделять идентификационную составляющую, которая будет однозначно идентифицировать товар и систему показателей, определяющих соответствие требованиям действующего законодательства. Предложенная авторами система показателей, в свою очередь, содержит качественные и количественные критерии, призванные определить необходимость досмотра в случае выявленных отклонений от действующих стандартов, норм и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моденов Анатолий Константинович, Власов Марк Павлович, Бобошко Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TASK OF RISK PROFILE FORMATION AND APPLICATION AT GOODS IDENTIFICATION

The article is devoted to the problems of violations detection of Customs legislationwhen crossing the state border. The main attention is paid to the creation of a riskprofile, substantiation of its structure and the possibility of identification of goodsbased on the use of information provided by the Customs Declaration and goodslabeling. It is proposed that the structure of the risk profile contains an identificationcomponent that allows to uniquely identifying the goods, and a system of indicatorsthat determine compliance with the requirements of the current legislation. Thesystem of indicators, in turn, contains qualitative and quantitative indicatorsdesigned to determine the need for inspection in case of identified deviations fromthe existing standards, norms and rules

Текст научной работы на тему «Формирование и применение профиля риска при идентификации товаров»

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

ПРОФИЛЯ РИСКА

ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

THE TASK OF RISK PROFILE FORMATION AND APPLICATION AT GOODS IDENTIFICATION

УДК 339.543 : 330.131.7 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.7.14

МОДЕНОВ Анатолий Константинович

заведующий кафедрой правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, доцент, modenov200459@mail.ru

MODENOV, Anatoly Konstantinovich

Head of the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Associate Professor, modenov200459@mail.ru

ВЛАСОВ Марк Павлович

профессор кафедры правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор, markvlasov@mail.ru

VLASOV, Mark Pavlovich

Professor at the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Professor, markvlasov@mail.ru

БОБОШКО Андрей Александрович

старший преподаватель кафедры правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, boboshko25@gmail.com

BOBOSHKO, Andrey Alexandrovich

Senior Lecturer at the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Candidate of Economic Sciences, boboshko25@ gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена выявлению нарушений таможенного законодательства при пересечении государственной границы. Основное внимание уделено созданию профиля риска, обоснованию его структуры и возможности идентификации товаров на базе использования информации, предоставляемой таможенной декларацией, а также маркировки товара. Предполагается, что сформированная структура профиля риска позволит выделять идентификационную составляющую, которая будет однозначно идентифицировать товар и систему показателей, определяющих соответствие требованиям

© Моденов А. К., Власов М. П., Бобошко А. А., 2019.

действующего законодательства. Предложенная авторами система показателей, в свою очередь, содержит качественные и количественные критерии, призванные определить необходимость досмотра в случае выявленных отклонений от действующих стандартов, норм и правил.

Ключевые слова: таможенная пошлина, профиль риска, идентификация товара, система управления рисками, внешняя торговля, процедуры таможенные.

Abstract.

The article is devoted to the problems of violations detection of Customs legislation when crossing the state border. The main attention is paid to the creation of a risk profile, substantiation of its structure and the possibility of identification of goods based on the use of information provided by the Customs Declaration and goods labeling. It is proposed that the structure of the risk profile contains an identification component that allows to uniquely identifying the goods, and a system of indicators that determine compliance with the requirements of the current legislation. The system of indicators, in turn, contains qualitative and quantitative indicators designed to determine the need for inspection in case of identified deviations from the existing standards, norms and rules

Key words: customs duty, risk profile, product identification, risk management system, foreign trade, customs procedures.

Рост товарооборота России вызывает необходимость совершенствования функционирования таможенных служб за счет сокращения продолжительности таможенных процедур без ущерба обеспечения надежности их деятельности. Большинство участников внешнеторговой деятельности соблюдают существующее законодательство, но всегда стояла задача использования современных технологий выявления и пресечения нарушений требований действующих законов. Таким образом, применяемые технологии таможенной службы должны отвечать экономическим интересам и потребностям государства, которые отражены в законодательстве. Поэтому основной задачей таможенных органов является своевременное выявление сомнительной деятельности и проведение, в этой связи, обоснованных досмотров перемещаемых товаров.

Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), которым предусмо-

трен бумажный документооборот, замедляет процессы совершенствования таможенного администрирования [1]. Поэтому был неизбежен переход от тотального контроля к выборочному, что и привело к необходимости создания системы управления рисками (СУР), которая базируется на оценке вероятности несоблюдения таможенного законодательства, уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов [2].

Таможенный риск (риск) представляет оценку вероятности несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства с точки зрения ТК ТС [3]. Если оценка вероятности несоблюдения законодательства превосходит некоторую заданную величину, то возникает необходимость таможенного досмотра. С этой точки зрения «таможенный контроль» должен быть системой совершаемых таможенными органами операций, целью которых является

проверка соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Таможенного союза, контроль, исполнение которого возложено на таможенные органы.

При проведении таможенного контроля привлекается большое количество оцениваемых параметров, источников данных - это и сведения из транспортных и коммерческих документов, сведения об условиях сделок на международном уровне, информация о деятельности участников ВЭД на рынке, собираемая другими государственными службами. Анализ полученного массива позволяет таможне спрогнозировать, при каких условиях и с какой вероятностью участниками ВЭД может быть нарушено законодательство. Это может быть неполная уплата пошлин и налогов, ввоз контрафактной или опасной для потребителей продукции. В результате возникает так называемая область риска.

В результате таможенные органы выделяют товары риска, импорт или экспорт которых потенциально может проходить с нарушениями. Например, продукты питания, для которых согласно Постановлению Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации» (с изменениями от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293 и от 12 июля 2018 г. № 420») по 31 декабря 2019 г. был введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. При этом в отношении Украины указанный запрет применяется уже с 1 января 2016 г.1

Некоторые импортеры пытаются обойти запрет разными способами, нарушая законодательство, например:

• подделывают сертификаты происхождения;

1 http://base.garant.ru/70712500/

• меняют маркировку;

• указывают в декларации таможенные коды товаров прикрытия (товары, которые не попадают под установленные законодательством запреты и ограничения, но очень близки по характеристикам с запрещенными).

Система управления рисками представляет комплекс организационно-технических и экономических мер, с помощью которых государство, с одной стороны, осуществляет эффективный таможенный контроль, обеспечивая экономическую безопасность страны, жизнь и здоровье людей, а с другой - ускоряет таможенное оформление грузов. Цель системы -создание и поддержание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при соблюдении таможенного законодательства.

Задачами СУР являются:

• однозначная идентификация товаров и транспортных средств международной перевозки;

• определение необходимой величины таможенных и других платежей;

• определение наличия необходимых документов для пересечения границы;

• анализ представленной декларантами документации, их сопоставление с результатами предварительного (автоматического) досмотра и выявление несоответствий;

• определение необходимой степени и требуемого объема таможенного контроля.

Управление рисками не должно сводиться исключительно к процессам мониторинга и контроля. В первую очередь целью СУР является создание условий, предупреждающих возникновение нарушений законодательства, а уже потом минимизации рисков нарушений, максимизации вероятности выявления и устранения нарушений таможенных правил.

На первом этапе таможенной деятельности следует провести однозначную идентификацию перемещаемых товаров, объективную и достоверную оценку соответствия товаров таможенной декларации существующему законодательству, величине таможенных платежей. Инструментом, позволяющим решить эту задачу, является профиль риска. Под про-

филем риска понимается совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (ст. 376 ТК ТС) [1]. Аналогичное, по сути, определение риска закреплено в статье 127 ТК ТС [1].

Риск отсутствует, если наблюдается совпадение всех сведений по таможенному товару с данными в соответствующем профиле риска. Его роль в действиях таможенного органа, осуществляющего контроль за выпуском товаров, выглядит следующим образом:

1. Если на этапе декларирования не выявляются отличия существующих законодательных требований от требований профиля риска, выпуск товаров осуществляется в установленном порядке.

2. Если на этапе декларирования происходит включение профиля риска с учетом значительности отклонений от индикаторов риска и определяется возможность таможенного досмотра с последующей идентификацией несоответствия в случае необходимости.

Поэтому формирование профилей риска для всей номенклатуры товаров, пересекающих границу, является весьма актуальной задачей.

Профиль риска содержит:

• перечень показателей, однозначно идентифицирующий перемещаемые товары или транспортные средства;

• индикаторы риска - признаки или совокупность признаков, по которым осуществляется таможенный контроль;

• область риска, т. е. возможные значения индикаторов риска, по которым выявляется отклонение от профиля риска и оценивается вероятность нарушения таможенного законодательства и условия, при которых такое нарушение может возникнуть;

• меры по минимизации риска - конкретные формы таможенного контроля, применяемые для выявления нарушения или его отсутствия с целью пресечения незаконного пересечения границы товаров и транспортных средств [3, с. 104].

Формы таможенного контроля варьируются в зависимости от степени выявленного отклонения от профиля риска. К примеру, прибытие на таможенную территорию транспортного

средства с превышением веса товара на определенную величину (индикатор риска) по сравнению с декларируемым свидетельствует о возможном предоставлении недостоверных сведений о весе брутто товара (область риска). Поэтому мерами по минимизации риска профилем риска может быть предусмотрено проведение таможенного досмотра с полной выгрузкой и взвешиванием товара (меры по минимизации риска).

Любой товар характеризует определенный строго фиксированный перечень параметров, значения которых, согласно статистике, меняются незначительно в определенных пределах. Каждый такой показатель и его предельно допустимые значения формируют индикатор риска. Например, женское шерстяное пальто не может весить 200 г, а женские летние босоножки - 1 кг. Такие значения веса - сигнал для инспектора о возможном недостоверном декларировании. Индикаторы риска могут быть выражены атрибутивными (качественными) показателями. Например, согласно статистике, товар с определенным кодом ТН ВЭД может быть произведен только в нескольких странах, и появление в документах иного производителя закономерно вызовет вопросы (например, автомобили, произведенные в Эфиопии).

Но каждый товар должен быть идентифицирован в соответствии с профилем риска. Поэтому первой задачей формирования профиля риска является определение перечня показателей, позволяющих однозначно определить соответствие характеристик товара действующему законодательству. Среди этих показателей необходимо выделить количественные и качественные (атрибутивные).

Качественные показатели могут принимать одно или несколько совершенно определенных значений, например, код товара Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), место происхождения товара, предприятие, изготовившее товар, наличие торговой марки, соответствующей этому предприятию, маркировка товара (штрихкод), условие поставки и т. п.

С точки зрения кодирования, все товары могут быть разбиты на номенклатурные груп-

пы в зависимости от типа товаров. Каждому товару в номенклатурном списке присвоен определенный номер или кодовое обозначение в соответствии с группой. Ассортиментом называют группу товаров, выделенную по определенному признаку. Чаще всего в ассортиментные группы выделяют товары, схожие по составу или области применения, но могут выделять в группы и по цене.

Таким образом, ассортимент - это совокупность товаров, различаемых по некоторым показателям, но обязательно имеющих как минимум один общий признак. Ассортимент формируется исходя из потребительского спроса и специализации конкретного предприятия. Номенклатура - это перечень товаров, выпускаемых предприятиями, что предполагает определенную систему классификации.

С точки зрения участника внешнеэкономической деятельности, код товара по ТН ВЭД позволяет определить размер таможенных платежей на данный товар при пересечении границы, автоматизации обработки деклараций. Это, в свою очередь, ускоряет процесс

проверки груза на таможне и упрощает экономическое отношения между партнерами из разных стран. ТН ВЭД ЕАЭС представляет классификатор товаров, который создан для их учета таможенными органами и всеми, кто имеет непосредственное отношение к внешнеторговой деятельности. Классификатор предназначен для однозначной идентификации с помощью присвоения уникальных цифровых значений каждой товарной позиции.

Код товара содержит 10 знаков, которые определяют тип изделия, материал его изготовления, области применения. Каждая цифра в коде выполняет свою функцию и служит для отражения тех или других свойств товара. Вся структура выглядит следующим образом (рисунок 1).

1) группа. Это первые две цифры в коде. Определяется в зависимости от материала изготовления, степени обработки, области применения;

2) позиция. Представляет первые четыре цифры, немного конкретизирует данные из первого пункта;

Товарная группа ТН ВЭД 1-«-'

Товарная позиция ТН ВЭД ' _I

Рисунок 1

Структура кода ТН ВЭД

Под субпозиция ТН ВЭД

Полный код товара

3) субпозиция. Из нее известно еще больше информации об изделии, к примеру, принцип действия, функционирования, использования. Это уже шесть первых цифр;

4) подсубпозиция. Добавляются еще четыре цифры, уточняющие, например, технические характеристики, состав в процентах по массе или свойства товара.

В результате создается полноценный десятизначный код, по которому определяются данные о перемещаемом товаре. Все коды объединяются в 97 групп и состоят из 21 раздела.

Главные задачи, которые позволяет решить указанный код ТН ВЭД ЕАЭС:

• начисление суммы таможенного платежа, который состоит из таможенной пошлины, НДС и таможенного сбора;

• определение мер нетарифного регулирования, т. е. требований по сертификации и прочей разрешительной документации на товары;

• отслеживание статистики внешней торговли [8, с. 246; 9, с. 141].

Первые два пункта имеют отношение конкретно к лицу, желающему ввезти товар из-за границы. В зависимости от размера платежа в таможню определяется стоимость доставки. Это, в свою очередь, влияет на окончательную себестоимость импортного продукта.

Штрихкод товара несет информацию о производителе, стране и особенностях товара.

Наиболее распространенным является стандарт EAN-13. Штрихкод EAN-13 (изначально расшифровывался как European Article Number, затем был переименован в International Article Number, хотя аббревиатура EAN сохранилась) - 13-цифровой (12 знаков и контрольная цифра) стандарт штрихкода, являющий надмножеством 12-цифрового стандарта UPC, разработанного в 1970 г. Джорджем Джозефом Лорелом. EAN-13 регламентирован организацией стандартизации EAN 13 и состоит из 13 цифр. Первые две или три цифры определяют страну-производителя. Каждой стране присвоен один или несколько кодов, например, для России это значение равно 460-469, для Великобритании - 50, а для Канады и США - 00-13. Четыре или пять следующих цифр определяют производителя товара, дальше идет пятизначный код товара, описывающий его название и основные характеристики (рисунок 2).

Последняя цифра штрихкода является контрольной суммой и служит для проверки его подлинности. Для проверки штрихкода на подлинность нужно выполнить ряд арифметических операций:

1. Сложить все цифры, стоящие в штрих -коде на четных местах, и умножить это число на три.

2. Сложить все цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней цифры (контрольной суммы).

Рисунок 2 Штрихкод товара

7401136021298

3. Далее нужно сложить результаты (1) и (2) и отбросить десятки, т. е. оставить от полученной суммы последнюю цифру.

4. Вычесть из 10 результат (3) и сравнить его с контрольной суммой. Если значения совпадают - все в порядке, в противном случае -либо штрихкод поддельный, либо контрольная сумма вычислена неверно.

В случае выявления несоответствия значений атрибутивных показателей штрихкода и профиля риска товара с профилем риска таможенный орган может задержать товар для выяснения обстоятельств, приведших к возникновению указанных несоответствий.

Место происхождения товара и предприятие-изготовитель непосредственно связаны с получением льгот [10, с. 115] или дискриминации при назначении величины таможенных платежей. Поэтому наличие торговой марки, соответствующей предприятию-изготовителю и месту его расположения, а также маркировка товара и условие поставки должны подтверждать достоверность представленной в таможенной декларации информации.

В составе профиля риска, кроме качественных, должны включаться количественные показатели, данные по которым можно представить в виде матрицы, состоящей из трех срок:

а1,1> а1,2> ■■■ , а1,п\ а2,1> a2,2, ■■■, а2,п I, a3,1, a3,2, ■■■, а3,п/

где п -количество показателей, необходимых для однозначной идентификации товара.

Каждому столбцу матрицы соответствует определенный показатель, характеризующий товар с определенной точки зрения, например [6, с. 135]:

• таможенная стоимость товаров;

• физическая характеристика товаров в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

В первой строке матрицы указываются кодовые обозначения показателей, характеризующих товар с количественной точки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зрения, во второй - нормативные значения показателей. Для профиля риска, используемого таможенным органом, во второй строке указываются нормативные значения показателя, согласно действующим стандартам, санитарным нормам и другим нормативным документам РФ. Третья строка матрицы содержит допустимые отклонения, превышение которых должно приводить к мерам по минимизации риска.

Для декларируемого товара матрица профиля риска содержит только две строки:

/Ь1,1, Ь1,2, ■■■, \п\ \b2,1, ^2,2, ■■■, Ь2,п/

В первой строке указываются показатели, обязательные для данного товара, а во второй строке - значения этих показателей. Для каждого товара необходимо использовать свои показатели, а их количество и последовательность обязательны. При оценке риска должно выполняться условие, согласно которому отклонение приведенного в профиле риска товара значения показателя не должно превышать заданного в профиле риска таможни, т. е.

VI 6 I аи = Ъ1Л ^ | а2А - Ъ2АI < азл.

В случае невыполнения указанного условия перемещение товара через границу не может быть осуществлено.

В случае несогласия импортера (или экспортера) таможенные органы определяют меры по минимизации рисков - действия, которые необходимо осуществить, чтобы проверить спорные данные. Поэтому необходимо, с одной стороны, соблюдать интересы как страны, так и участников внешнеторговой деятельности, не допуская нарушения законодательства, создавая комфортные условия оформления, не нарушающие их интересы. С этой точки зрения таможенный контроль принимает различные формы:

• проверка информации в предоставленных документах;

• осмотр и досмотр грузов;

• назначение экспертизы с привлечением экспертов;

• назначение определенного маршрута доставки товаров (для транзитных товаров).

В итоге в работу системы управления рисками устанавливаются значения всех показателей декларируемого товара, входящих в структуру профиля риска. К показателям профиля риска таможни, кроме вышеуказанных, относятся срок его действия, регион применения (общероссийский, региональный), способ применения (используется в автоматическом режиме специальными программами, непосредственно сотрудником таможни). Сформированный проект профиля риска утверждается и регистрируется ФТС России.

Информация профиля риска, предназначенная для СУР, является закрытой и предназначена для использования исключительно таможенными органами.

Таким образом, рассмотрев профиль риска с различных сторон деятельности и во вза-

имосвязи с системой управления рисками и другими составляющими, авторы считают, что предложенный инструмент таможенного контроля, такой как профиль риска, должен систематически обновляться, учитывая активное развитие экономики всех стран, участвующих во внешнеторговых отношениях. В связи с этим подразделения, ответственные за поддержание и развитие СУР, должны постоянно оценивать эффективность применения профиля риска, внося необходимые уточнения и поправки. Применение СУР позволяет исключить влияние субъективных факторов и использовать систему контроля товаров в процессе электронного декларирования, что в целом окажет влияние на упрощение таможенного контроля товаров групп риска и правильного определения стоимости товаров, что положительно отразится на экономике страны в части управления таможенной деятельностью.

Список литературы

1. Жеребен Е. В. Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 13.1. С. 27-30. URL https://moluch.ru/archive/147/41404/ (дата обращения: 15.12.2018).

2. Андриашин Х. А., Свинухов В. Г. Таможенное право. М.: Юстицинформ, 2016. 264 с.

3. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2016.448 с

4. Моденов А. К., Власов М. П., Орловская Т. Н. Экономическая безопасность внешнеэкономической деятельности. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2018. 336 с.

5. Емельянов С. В. Труды ИСА РАН: Алгоритмы. Решения. Математическое моделирование. Управление рисками и безопасностью. М.: Ленанд, 2014. 102 с.

6. Моденов А. К. Правовое регулирование внешнеторговых сделок: учебное пособие / А. К. Моденов, М. П. Власов. СПб.: СПбГАСУ. 2018. 206 с.

7. Халипов С. В. Таможенное право: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 396 с.

8. Таможенное право: учебное пособие / под ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 639 с.

9. Некрасов В. А. Совершенствование управления таможенными процессами посредством использования системы анализа и управления рисками // Вестник КРСУ. Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет. 2011. Т. 11. № 2.

10. Костин А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.